Заявка на расчет
Меню Услуги

Институт брака и семьи в российском законодательстве. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


3.2 Отношения между родителями и детьми как важный элемент в семейных отношениях

 

Семейное воспитание как основа социализации детей играет наиважнейшую роль в духовно-нравственном и социальном формировании новых поколений. По существу, оно определяет дальнейшую судьбу социума в целом. Поэтому в Конституции РФ отражены обязанности родителей по воспитанию детей и заботе о них (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Без содержания, предоставляемого родителями, а в случае их отсутствия – опекунами, попечителями, в том числе государственными учреждениями, осуществляющими эти функции, ребенок в силу своей биологической природы не может выжить, а без надлежащего воспитания – стать достойным членом общества.

Но любая благая цель, облеченная в форму закона, может быть достигнута, только если соответствующее санкционированное государством правило поведения будет обеспечено его принудительной силой или, иначе говоря, мерами юридической ответственности. Это в полной мере касается и обеспечения родительских обязанностей.

Комплекс родительских прав и обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем в соответствии с действующим семейным законодательством включает в себя: обязанность по содержанию ребенка (п. 1 ст. 60 СК РФ); право и обязанность по воспитанию ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); превалирующее перед всеми иными лицами право воспитывать и обучать ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); обязанность проявлять заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); обязанность дать ребенку общее образование (п. 2 ст. 63 СК РФ); право выбора с учетом мнения ребенка образовательной организации и формы обучения до получения им основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ); обязанность защищать права и интересы ребенка (п. 1 ст. 64 СК РФ); обязанность обеспечивать интересы ребенка как предмет основной заботы о нем (п. 1 ст. 65 СК РФ); запрет причинять вред психическому и физическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ); право на оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (п. 4 ст. 65 СК РФ); запрет родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать другому родителю в общении с ребенком, в участии в его воспитании и решении вопросов о получении ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ); право родителя, живущего отдельно от ребенка, получать сведения о нем из воспитательных, лечебных учреждений, организаций социальной защиты населения и иных похожих учреждений (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Основополагающим закон считает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии  детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). А каким образом реализовать эту заботу – дело самих родителей. Родители – это первые педагоги, которые должны помогать физическому, нравственному и интеллектуальному развитию личности ребенка с раннего детского возраста. С этой целью родители свободны в выборе средств и методов воспитания своего ребенка при соблюдении ограничений, установленных законом (п. 1 ст. 65 СК РФ), в частности: родители не могут причинить вред физическому, психическому или нравственному развитию ребенка. В способах воспитания не должно быть пренебрежительного, бессердечного, грубого, унижающего достоинство обращения, оскорбления либо эксплуатации ребенка.

В реализации родителями своего права воспитывать ребенка и исполнять ими надлежащую обязанность всестороннюю помощь и поддержку обязано проявлять государство. Так, государством гарантируется финансовая поддержка родителей в воспитании детей раннего детского возраста, становятся доступными образовательные услуги дошкольного образовательного учреждения для всех категорий населения, оказывается возможная поддержка родителям в воспитании детей, что считается одним из основных направлений государственной семейной политики.

Некоторые обязанности носят пассивный характер, то есть требуют воздержания от негативно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка факторов (в частности, от применения насилия). Другие же нуждаются в активных действиях родителей (содержание ребенка, обеспечение получения им общего образования и т.д.). Если комплекс родительских прав и обязанностей установлен семейным, уголовным, административным и гражданским законодательством в целях реализации конституционных норм, то в отношении системы четких и ясных мер по реагированию на неправомерное поведение родителей, лишающих ребенка надлежащего воспитания и содержания, этого сказать нельзя.

В первую очередь это связано с тем, что, по мнению ряда исследователей, обществу не нужно вмешиваться в дела семьи; право определять, чему и как учить ребенка, следить за поддержанием его физических и нравственных качеств есть прерогатива родителей или лиц, их заменяющих. Так, О.Ю. Ильина пишет: «Утверждать о том, что родители имеют обязанность по воспитанию детей перед государством… нельзя». Однако при этом она указывает на тот факт, что существует безусловное право ребенка на заботу со стороны родителей и на воспитание.

Исследуя родительские правоотношения, С.А. Муратова полагает, что «родительские права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее 18 лет». Вместе с тем нам представляется, что некоторые родительские правоотношения существуют бессрочно. Они прекращаются смертью родителей, ребенка или прекращением юридической связи между родителями и ребенком. Так, лишение родительских прав и дальнейшее усыновление ребенка прекращает семейные отношения между усыновленным ребенком и биологическими родителями, лишенными в отношении его родительских прав. Отношения между родителями и совершеннолетними детьми также являются родительскими, например, они находятся в правовой связи как участники алиментных обязательств (ст. 85 СК РФ). Бесспорно, большинство родительских отношений прекращаются совершеннолетием ребенка.

Ребенок с момента рождения уже обладает элементами дееспособности.

Так, десятилетний ребенок может высказывать свое мнение по вопросам, касающимся его интересов, быть заслушанным в любом судебном или административном процессе (ст. 57 СК РФ); защищать свои права и законные интересы. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, в том числе в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка или в случае злоупотребления родительскими правами, ребенок может сам обратиться за их защитой в орган опеки и попечительства (ст. 56 СК РФ); иметь содержание от родителей (ст. 54, 80 СК РФ); знать своих родителей (ст. 54 СК РФ); проживать и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); воспитываться своими родителями (ст. 54 СК РФ); жить вместе с родителями (ст. 54 СК РФ); общаться с родителями и иными родственниками (ст. 55 СК РФ).

В возрасте от 10 до 14 лет ребенок может реализовывать права, которые он имел в десятилетнем возрасте; высказывать мнение, которое обязательно для органа, разрешающего спор (ст. 57, 59, 72, 132, 134, 136, 143 СК РФ). В возрасте от 14 до 18 лет ребенок может сам обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов (ст. 14, п. 2 ст. 56 СК РФ); подать в суд иск об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ); по достижении шестнадцатилетнего возраста сам выполнять родительские права (п. 2 ст. 62 СК РФ); несовершеннолетние родители по достижении возраста 14 лет могут требовать в суде определения отцовства в отношении своих  детей (п. 3 ст. 62 СК РФ); по достижении шестнадцатилетнего возраста по уважительным причинам, а при особых обстоятельствах – с возраста 14 – 15 лет вправе заключить брак (ст. 13 СК РФ); несовершеннолетний супруг вправе потребовать признать брак недействительным (ст. 28 СК РФ); право выбрать фамилию при заключении брака и в случае развода (ст. 32 СК РФ); несовершеннолетний супруг, заключивший брак, вправе претендовать на раздел общего имущества (ст. 38 СК РФ); право заключить брачный контракт при регистрации брака либо во время брака (ст. 40, 41 СК РФ); поменять фамилию, имя по достижении четырнадцатилетнего возраста (ст. 59 СК РФ); нести ответственность (ст. 30, 69, 74, 115 СК РФ).

Как известно, с правом одного лица всегда корреспондирует обязанность другого. А так как ребенок в силу своего психического и умственного развития явно уступает взрослому, то, как раз государство от имени общества, считающего справедливым обеспечить каждому ребенку право на воспитание и заботу, и берет на себя обязательство по контролю родителей. Следовательно, обязанность родителя по воспитанию ребенка существует не только в правоотношениях с ним, но и с государством. Поэтому следует включить меры ответственности за ненадлежащее исполнение родителями конституционной обязанности заботы о ребенке и о его воспитании в Семейный кодекс РФ.

Каждый должен не оставаться в стороне от благополучного развития ребенка: родители, родственники, педагоги, воспитатели, врачи, должностные лица, общественные формирования. Требуется ежедневная просветительская деятельность граждан через средства массовой информации о правах ребенка и об ответственности за их нарушение.

Объектами семейных правоотношений с участием ребенка являются права ребенка, его благополучное развитие и другие блага ребенка, а также права и обязанности иных лиц и органов, участвующих в этих правоотношениях, например родителей. Объекты семейных отношений выходят за рамки имущественной заботы о ребенке и чаще всего представляются в виде благ неимущественного характера, а порой категорий нравственности и философии. Так, к объектам семейных правоотношений следует отнести чувства любви и уважения со стороны родителей к ребенку. Как справедливо отметила М.В. Громоздина, «особенность семейных правоотношений состоит в том, что важную роль в их регулировании играют не только правовые нормы, но и нормы морали».

На основании изложенного можно сделать следующий вывод: особенности правоотношений родителей и детей состоят в том, что они возникают по поводу осуществления прав и исполнения обязанностей, в том числе моральных, этих лиц и ребенка; ребенок участвует в них с момента рождения; в отдельных случаях они носят межотраслевой характер; действие прав и обязанностей ограничено временем совершеннолетия ребенка, если ранее не возникло иных оснований для их прекращения; им характерна множественность объекта, а в отдельных случаях слияние прав и обязанностей в единый объект.

 

3.3 Меры по совершенствованию и развитию семейного законодательства

 

Моральные и нравственные нормы не являются правовыми, но нередко они включаются в тексты нормативно-правовых актов. Для совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, устранения возникших в законодательстве пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и иными нормами, регулирующими семейные отношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства можно предложить следующее:

1. Дать легальное определение понятию «брак». Дать корректное определение понятию «фиктивный брак» и добавить понятие «фиктивный развод».

В настоящее время легального определения понятия брака в  законодательстве Российской Федерации нет, его можно вывести только путем системного толкования норм Семейного кодекса РФ, а именно п. 2, 3 ст.1 и п.1 ст. 27 СК РФ. Причем п.1 ст.27 СК РФ дает понятие фиктивного брака, т.е. брака, при регистрации которого один или оба супруга не имели цели создания семьи. Таким образом, чтобы брак не был признан фиктивным, при его регистрации оба супруга должны иметь цель создания семьи.

Но ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия семьи и тем более понятия цели создания семьи. В настоящее время при рассмотрении дел о признании брака недействительным на основании его фиктивности не просматривается объективности по обоснованию отсутствия цели создания семьи. Как правило, ссылаются на раздельное проживание супругов и отсутствие ведения совместного хозяйства, а также преследование иных целей, которые могут быть достигнуты после регистрации брака. Например, регистрация по месту жительства, получение отсрочки на прохождение срочной военной службы и иные имущественные выгоды без наличия цели создать семью. Но СК РФ не предусматривает обязанности супругов проживать совместно и вести совместное хозяйство, тем более что брачным договором супруги могут установить режим раздельной собственности. Доказать, что супруги, заключая брак, не имели цели создания семьи, когда цель отсутствовала у обоих, очень сложно, так как при отсутствии возражений со стороны второго супруга брак расторгается в органах ЗАГСа и в суде без выяснения причин.

Общим основанием для расторжения брака является невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи. Исковое заявление о признании брака недействительным в силу его фиктивности, если оба супруга не имели цели создания семьи, подает прокурор. Происходит столкновение публичных и частных интересов, и нередко нарушение принципа недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи. Очень тонка грань между достижением иных целей, отличных от создания семьи, и причинами распада семьи. Логичнее оставить признание брака недействительным на основании его фиктивности, если цель отсутствовала только у одного супруга. Исковое заявление может подать добросовестный супруг, у которого цель создания семьи была, и именно он будет доказывать основания иска.

Также необходимо заметить, что преследование имущественных выгод возможно и при расторжении брака, когда супруги не собираются прекращать супружеских отношений, продолжают проживать одной семьей, но регистрируют расторжение брака в целях улучшения жилищных условий, снятия обязанности декларировать имущество, принадлежащее другому супругу и т.д. Если применить аналогию, то это не что иное, как фиктивный развод. Современное российское законодательство правовых последствий такого явления не содержит.

2. Определить в законодательстве минимальный брачный возраст.

В настоящее время в Российской Федерации брачный возраст установлен в 18 лет. При наличии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жительства лиц, вступающих в брак, может снизить брачный возраст до 16 лет.

Статья 13 СК РФ позволяет субъектам Российской Федерации принимать свои законы, в которых определяется порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет. Данная формулировка весьма размыта, так как лица, не достигшие возраста 16 лет, это лица от рождения до 16 лет. Таким образом, минимальный брачный возраст в федеральном законодательстве не установлен. На сегодняшний день два субъекта РФ издали законы о порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, не указав по достижении какого возраста лица могут вступать в брак при наличии таких уважительных причин как беременность невесты или рождение ребенка. Следовательно, лицо, родившее ребенка в 12 лет, по данному закону может вступить в брак, приобретя при этом полную гражданскую дееспособность.

В соответствии со ст. 2 Нью-Йоркской Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962г. участвующими в Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст.

3. Более детально урегулировать права детей и предусмотреть механизм их защиты, издав отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий права детей, например, Кодекс прав ребенка.

Согласно ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка 1989г. регистрация ребенок происходит сразу же после рождения, и с момента рождения он вправе получить имя и приобрести гражданство. Российское законодательство, а именно п. 6 ст. 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусматривает регистрацию рождения ребенка в течение месяца после рождения, причем ответственность родителей ребенка за пропуск этого срока не предусматривается. Но если ребенок не зарегистрирован, то у него нет имени и защита прав этого ребенка весьма затруднительна. Возможно, необходимо принять норму, устанавливающую регистрацию ребенка, рожденного в медицинском учреждении, сразу после рождения, возложив обязанность по регистрации ребенка на главного врача медицинского учреждения. А срок для регистрации детей, рожденных вне медицинского учреждения, значительно сократить, предусмотрев административную ответственность родителей за несоблюдение установленного срока.

В настоящее время оспаривание отцовства возможно в любой момент после рождения ребенка и независимо от того, сколько времени прошло после того, как мужчина, записанный в качестве отца ребенка, узнал, что он не является отцом ребенка, или мужчина, который не был записан отцом ребенка, узнал, что он его отец. Данная норма полностью защищает права мужчины, но совсем не направлена на защиту прав ребенка. Ребенок морально не подготовлен принимать «нового» папу лишь на основании судебного решения. Проблема психологической адаптации ребенка по этому вопросу не принята во внимание при установлении данной правовой нормы. Разумно предусмотреть сроки исковой давности по такой категории дел.

Нормы об имущественных правах ребенка содержатся в Гражданском кодексе РФ и в Семейном кодексе РФ. Разрозненное регулирование приводит к повсеместному нарушению имущественных прав ребенка. Это относится непосредственно к имуществу и к алиментам, выплачиваемым на содержание ребенка. Необходимо предусмотреть процедуру контроля за использованием денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка. Данные нормы также необходимо вынести в отдельный акт по правам ребенка.

Все права ребенка, содержащиеся сейчас в различных нормативно-правовых актах, необходимо собрать в один, что позволит реально соблюдать, контролировать соблюдение и защищать права ребенка. Предложенный акт необходимо принять на международном уровне, что снимет все проблемы с правами родителей и детей в так называемых транснациональных браках, когда родители и дети попадают под действие нормативно-правовых актов разных государств, имеющих различное регулирование данных вопросов. Интересы ребенка должны быть выше межгосударственных.

Для этого необходимо: придать мнению ребенка при решении вопроса о его правах обязательное значение (решение суда и иного государственного органа должно быть вынесено с учетом мнения ребенка, высказанного в установленном порядке); предусмотреть отдельные составы в судах, которые будут рассматривать споры о детях.

4. Не применять в нормативно-правовых актах, регулирующих семейные отношения, формулировок, не носящих правовой окраски.

К примеру, согласно ст. 31 СК РФ, супруги обязаны выстраивать свои отношения в семье на основе взаимного уважения и взаимопомощи, способствовать благополучию и упрочению семьи. Данная формулировка носит весьма субъективный характер, так как, сколько семей, столько понятий о взаимопомощи и благополучии. Заставить супруга содействовать благополучию семьи невозможно. Отказ от таких действий может привести лишь к распаду семьи и в дальнейшем к расторжению брака.

В ст. 92 СК РФ как основание для освобождения супруга от уплаты алиментов указано недостойное поведение в семье супруга, требующего выплаты алиментов и непродолжительное пребывание супругов в браке. Понятие о недостойном поведении может быть широко истолковано, т.е. не только совершение действий, предусмотренных УК РФ или КоАП РФ, но и иных действий, которые супруг, обязанный выплачивать алименты, исходя из своих представлений о нравственности и морали, считает отрицательными, неправильными при совместном проживании. Продолжительность брака может исчисляться месяцами, годами, всей жизнью. Вопрос о том, какой период можно считать непродолжительным, субъективен для каждой пары, а то и для каждого супруга.

Таким образом, всесторонне оценить действующие нормы, выявить нечеткие правила, пробелы, прочие дефекты и определить перспективы развития семейного законодательства. В настоящий же момент представляется возможным оценить, как согласуется Семейный кодекс РФ  со взаимодействующими с ним федеральными законами, каким образом регулируют семейные отношения субъекты Российской Федерации, каковы ближайшие меры по совершенствованию семейного законодательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современную эпоху в нашей стране и во всем мире, семья и брак как социальный институт и как малая социальная группа, проходят серьезную проверку на прочность. Причем проверку эту проводит само общество. Однако, несмотря на все трудности, которые преследуют семью в последние десятилетия, она живет и продолжает исполнять присущие ей функции. Ослабление семьи – совсем не в интересах общества, вследствие этого необходимо оказывать действительную государственную поддержку этому важнейшему социальному институту, без которой социум не сможет нормально существовать и функционировать.

В данном исследовании был рассмотрен институт брака и семьи по российскому законодательству.

В ходе исследования были проанализированы основные этапы развития семейного законодательства. Анализ истории источников семейного права показал, что появление семейного права и его формирование связано с уровнем развития экономика и общественного сознания. Оно появилось вследствие объективной потребности общества и само стало помогать обществу, содействуя развитию общественного сознания.

До революции 1917 года семейное право находилось в отсталом застойном состоянии. Первые декреты Советской власти о браке и семье были известны, но в дальнейшем права и свободы граждан были сокращены, интересы государства выставлялись превыше личных интересов.

На современном этапе Конституция РФ отдает приоритет правам и свободам граждан, что и отражается в действующем Семейном кодексе РФ.

По российскому законодательству браком признается не только добровольный или свободный, но и взаимный или равноправный союз мужчины и женщины. Свобода (добровольность) и равные права (взаимность) вступающих в брак мужчины и женщины,  являются первым условием для заключения брака. Достижение вступающими в брачный союз лицами брачного возраста можно считать вторым условием заключения брака. В соответствии с п. 1 ст. 13 Семейного кодекса, в Российской Федерации одинаковый брачный возраст – 18 лет установлен для обоих полов.

На снижение брачного возраста направлена и государственная политика. Так, при имеющихся определенных уважительных причинах в брак могут вступать достигшие 16-летнего возраста лица, в случае наличия позволения органа местного самоуправления по месту проживания этих несовершеннолетних лиц. При этом не требуется согласие родителей таких брачующихся. С прошением на разрешение вступить в брак обращаются сами несовершеннолетние граждане. Законодательство отдельных субъектов РФ разрешает вступать в брак до 16 лет, при этом на региональном уровне устанавливаются причины и порядок заключения таких браков.

Такой подход государства вряд ли будет содействовать упрочению брака как социального  института, т.к.  в таком раннем возрасте лица еще не имеют достаточно зрелую, позволяющую  адекватно оценивать свое поведение, психикой и тот груз ответственности, который состояние в браке возлагает на людей. Ведь нет никакοгο секрета, что для ранних бракοв единственной «уважительной причиной» является беременность невесты или рождение ею ребенка.

Автором не предлагается законодательного закрепления подобных положений, но проблема в современном обществе существует, и следует предпринимать определенные меры по предотвращению различных  злоупотреблений, хотя бы исходя из нравственно-этических соображений, при заключении ранних и «неравных» (исходя из возраста брачующихся) браков.

Проведя анализ института недействительности брака, представляется возможным сделать следующий вывод. Все зарегистрированные в установленном порядке браки по умолчанию признаются законными и имеющими юридическую силу. Признание оформленного брака супругов недействительным производится только в судебном порядке, что предусмотрено ст. 27 Семейного кодекса РФ. До момента принятия решения о том, что брак недействителен, лица, состоящие в нем, считаются полноправными супругами. Последствия оформления брака могут быть аннулированы только при наличии судебного решения, как единого законного метода расторжения брака данным способом.

При государственной регистрации заключения брака между супругами появляются не только личные, но и имущественные отношения. Имущественные отношения между супругами в отличие от личных почти все и довольно детально регулируются Семейным кодексом РФ, что определено их сущностью и необходимостью внесения в них ясности, как в интересах самих супругов, так и третьих лиц (кредиторы, наследники и др.).

В связи с этим были проанализированы два вида режима супружеского имущества, закрепленные законом:

а) законный режим супружеского имущества, который обозначает, что владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным супругами в браке, а также его раздел регулируются правилами гл. 7 СК РФ (ст. 33-39);

б) договорный режим супружеского  имущества, который обозначает, что имущественные права и обязанности супругов во время брака и (или) на случай развода устанавливаются соглашением супругов (гл. 8 СК РФ – ст. 40-44), в котором они могут отойти от законного режима имущества супругов.

Особо было указано, что к имущественным отношениям лиц, состоящим в фактических брачных отношениях, следует применять нормы гражданского законодательства общего характера (а не специального – семейного) об общей долевой собственности.

Далее были рассмотрены отношения родителей и детей как важный элемент семейных отношений. При этом было отмечено, что  всестороннюю помощь и поддержку обязано проявлять государство. Так, государством гарантируется финансовая поддержка родителей в воспитании детей раннего детского возраста, становятся доступными образовательные услуги дошкольного образовательного учреждения для всех категорий населения, оказывается возможная поддержка родителям в воспитании детей, что считается одним из основных направлений государственной семейной политики.

Кроме того, в исследовании были определены меры по совершенствованию и развитию семейного законодательства, как то:

1. Дать легальное определение понятию «брак». Дать корректное определение понятию «фиктивный брак» и добавить понятие «фиктивный развод».

2. Определить в законодательстве минимальный брачный возраст.

3. Более детально урегулировать права детей и предусмотреть механизм их защиты, издав отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий права детей, например, Кодекс прав ребенка.

4. Не применять в нормативно-правовых актах, регулирующих семейные отношения, формулировок, не носящих правовой окраски.

Бесспорно, что для всесторонней оценки действующих норм, выявления нечетких правил, пробелов, прочих дефектов и определения перспектив развития семейного законодательства необходимо время. В настоящий же момент представляется возможным оценить, как согласуется Семейный кодекс РФ  со взаимодействующими с ним федеральными законами, каким образом регулируют семейные отношения субъекты Российской Федерации, каковы ближайшие меры по совершенствованию семейного законодательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

  1. Всеобщая Декларация прав человека 1948 года// Российская газета. 1995. 05 апреля.
  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.
  3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в г. Нью-Йорке 10.12.1962)// Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.  //  Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ)// Российская газета. 1993. 25 декабря.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая οт 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. οт 31.01.2016г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая οт 26.01.1996г. № 14-ФЗ (в ред. οт 29.06.2015г. № 210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
  9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (в ред. от 30.12.2015г. № 425-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
  10. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.
  11. Семейный кодекс Российской Федерации οт 29.12.1995г. № 223-ФЗ (в ред. οт 30.12.2015г. № 457-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
  12. Федеральный закон от 15.11.1997г. № 143-ФЗ (в ред. οт 28.11.2015г. № 358-ФЗ) «Οб актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5340.

Научно-теоретическая и учебная литература

  1. Альбиков И.Р. Защита прав и интересов лиц, состоящих в фактических супружеских отношениях: проблемы и правовые особенности их разрешения // Семейное и жилищное право. 2015. № 2.
  2. Афонасенко Ю.В. Нотариальное удостоверение брачного договора // Нотариус. 2015. № 1.
  3. Байгушева Ю.В. Основные вопросы прекращения брака//Правоведение. 2010. № 1.
  4. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1.
  5. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2015.
  6. Василевская Н.П. Актуальные проблемы брачного договора// Нотариус. 2009. № 4.
  7. Гонгало Б.М. Основные начала семейного законодательства // Семейное и жилищное право. 2012. № 2.
  8. Загоровский А.И. Курс семейного права (фрагмент монографии)//Семейное и жилищное право. 2009. № 1.
  9. Гришин И.П., Мыскин А.В. К вопросу о регулировании личных неимущественных отношений в брачном договоре // Юрист. 2009. № 10.
  10. Громоздина М.В. Особенности злоупотребления родительскими правами // Семейное и жилищное право. 2010. № 4.
  11. Ильина Ο.Ю., Беспалοв Ю.Ф. Заключение и прекращение брака: материально-правοвые и процессуально-правοвые проблемы: Монография. Владимир: ΟΟΟ «Транзит-ИКС», 2013.
  12. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2009.
  13. Косарева И.А. К вопросу о недействительных браках // Правο и политика. 2010. № 5.
  14. Косарева И.А. Основания недействительности брака: некоторые вопросы теории и практики // Семейное и жилищное правο. 2009. № 4.
  15. Левшин Э.М. Становление и развитие брачно-семейного законодательства в дореволюционной России. Нижний Новгород, 2013.
  16. Матвеев Г.К. Советское семейное право: учебник. М.: Юридическая литература, 1985.
  17. Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное правο: учебное пособие. М.: Нοвый Юрист, 2009.
  18. Невзгодина Е.Л. Признание брака недействительным по Семейному кодексу РФ // Нотариус. 2013. № 5.
  19. Нечаева А.М. Семейное правο. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2009.
  20. Низамиева О.Н., Саккулин Р.А. Брачный договор: актуальные проблемы формирования содержания//Юрист. 2009. № 12.
  21. Полянский П.Л. Отечественное брачно-семейное законодательство: от КЗАГСа 1918  года  до  наших дней // Журнал российского права. 2007. № 10.
  22. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2012.
  23. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник. М.: Норма, 2015.
  24. Реутов С.И. Практические вопросы заключения брачного договора//Нотариус. 2009. № 5.
  25. Сапрыкин Н.В. Недействительность брака: некоторые проблемы теории и практики // Российский судья. 2009. № 7.
  26. Сапрыкин Н.В. Недействительность брака: основания и последствия // Юристъ. 2010. № 11.
  27. Советское гражданское право. Т. II / под ред. С.Н. Братуся. М., 1951.
  28. Трофимец И.А. Конституционные и отраслевые принципы института брака // Семейное и жилищное право. 2014. № 5.
  29. Трофимец И.А. Недееспособность гражданина и право вступать в брак // Семейное и жилищное право. 2012. № 6.
  30. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4.
  31. Фетюхин Ю.М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации: Монография. Волгоград, 2010.
  32. Хомякова М.Е. Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях // Судья. 2015. № 7.
  33. Чефранова Е.А. Имущественные отношения супругов: научно-практическое пособие. М.: Эксмо, 2012.
  34. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского права (по изданию 1907 года). М.: Юриспруденция, 1995.
  35. Эрделевский А.М. Брачная сделка//Домашний адвокат. 2014. № 13.
  36. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998г. № 15 (в ред. от 06.02.2007г. № 6) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»//Бюллетень ВС РФ. 1999. № 1.
  2. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 сентября 2014 г. по делу № 33-24165.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф