Меню Услуги

Институт брака и семьи в российском законодательстве

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего институт брака в России
  • 1.1 Основные этапы развития семейного законодательства
  • 1.2 Конституционные и отраслевые принципы института брака
  • Глава 2. Актуальные вопросы заключения, прекращения брака и признания брака недействительным
  • 2.1    Условия и порядок заключения брака
  • 2.2 Основания, порядок и правовые последствия прекращения брака
  • 2.3 Основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным
  • Глава 3. Особенности правового регулирования института брака и семьи
  • 3.1 Актуальные проблемы регулирования брачных отношений
  • 3.2 Отношения между родителями и детьми как важный элемент в семейных отношениях
  • 3.3 Меры по совершенствованию и развитию семейного
  • законодательства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт брака и семьи, без сомнения, можно назвать основным в науке семейного права. Брак крепко связан с понятием семьи и является его основанием. Статья 1 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) говорит о том, что семья защищается государством, а также что регламентирование семейных отношений происходит согласно принципам добровольности брачного союза мужчины и женщины и равноправия супругов в семье.

Бесспорно, во все времена не только государство и церковь, но и общество в целом институту брака и семьи уделяли особое внимание. Первой брачной формой в эпоху дикости был групповой брак, при котором брачные отношения определялись между некоторым коллективом мужчин и женщин. Однако гендерная общность на раннем этапе первобытности понемногу уходит, поскольку на ее пути появляются разные ограничения и запреты. В частности, запрет по возрасту и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, из-за запретов понемногу уменьшается до парной семьи, которая и явилась главной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки.

Однако, во многих мусульманских и африканских странах по традиции признана полигамная модель брака, при которой закрепляется союз нескольких женщин с одним мужчиной или нескольких мужчин с одной женщиной. Как говорит М.В. Кротов, моногамная или полигамная модель брака выбирается разными  государствами, основываясь на исторических традициях, доминирующих в обществе религиозных и других представлений. Следовательно, брак, прежде всего, является «продуктом» общества и явлением социальным.

По традиции в России брак и семья считались частным делом, брачно-семейные отношения не подвергались подробному правовому регулированию, и в настоящее время вторжение государства в данную область общественных отношений не является глобальным. Брак как учреждение социальное до появления государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Исторически на спокойствие в семье влияли правильное распределение властных полномочий, подобающее исполнение каждым членом семьи обусловленных функций. Брачно-семейные отношения выделялись самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. Мораль и нравственность были основанием отношений в семье, опиравшихся на главные принципы: подчинения сына отцу, женщины – мужчине.

В настоящее время в российском обществе имеет место тенденция «пренебрежения» зарегистрированным бракам. Молодые люди, не заключавшие брак, более старшее поколение, «побывавшее» в браке, не «торопятся» узаконивать сложившихся фактических брачных отношений, каждый десятый брак в России не зарегистрирован. Более того, лица, у которых брак зарегистрирован, допускают сожительство на стороне. И как следствие отрицательного отношения в обществе к семье и браку снижается рождаемость.

Государство встревожено сложившейся ситуацией. Сейчас  основной частью демографической политики является действенная поддержка материнства и детства. В настоящее время государство, в связи с упрочением брака, как основы семьи, должно решить не только экономические проблемы, нацеленные на материальную поддержку этого общественного института, но и юридические, касающиеся совершенствования семейного законодательства.

Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регламентирующего брачные отношения, обусловили актуальность темы исследования.

Объект исследования – система общественно-правовых отношений, складывающихся в процессе правового регулирования заключения и прекращения брака.

Предмет исследования – правовая природа брака и семьи по российскому законодательству.

Цель данной работы – изучить институт брака и семьи по российскому законодательству, а также рассмотреть направления совершенствования семейного законодательства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику законодательства, регулирующего институт брака в России.

2. Рассмотреть актуальные вопросы заключения, прекращения брака и признания брака недействительным.

3. Выявить актуальные проблемы регулирования брачных отношений.

4. Описать отношения между родителями и детьми как важный элемент в семейных отношениях.

5. Наметить меры по совершенствованию и развитию семейного законодательства.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. В работе в качестве основополагающего принят диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания явлений действительности. Кроме того, в работе использованы общенаучный метод познания, а также частные методы: исторический, сравнительного исследования, формально-логический, анализа и синтеза.

Теоретическую основу исследования составили труды в области гражданского, а также семейного права. Это работы таких известных дореволюционных и советских ученых-цивилистов, как С.Н. Братусь, Г.К. Матвеев, А.И. Пергамент, Г.Ф. Шершеневич, а также таких видных современных специалистов, как И.А. Косырева, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Н.В. Сапрыкин, И.А. Трофимец, Е.А. Чефранова и другие.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы и иные подзаконные акты, регулирующие  семейно-брачные отношения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Научная новизна исследования заключается в том, что автор попытался комплексно подойти к изучению теоретических и практических вопросов  правового регламентирования семейного законодательства. Основываясь на анализе содержания рассматриваемого законодательства, была доказана необходимость принятия на государственном уровне предложений по его совершенствованию.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ законодательства, а также анализ судебной практики позволяет глубже посмотреть на теорию семейного права. Сделанные выводы и предложения по совершенствованию законодательства, присутствующие в работе, могут быть использованы в правотворческой деятельности при совершенствовании действующих нормативных актов, регламентирующих семейное законодательство.

Структура работы определена целью исследования и поставленными в соответствии с ней задачами, а также необходимостью последовательного изложения материала. Работа состоит из введения, в котором обоснованы цель, актуальность и задачи исследования; трех глав, разбитых на  параграфы; заключения, библиографического списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИНСТИТУТ БРАКА В РОССИИ

 

1.1 Основные этапы развития семейного законодательства

 

Период после Октябрьской революции 1917 года ознаменовал собой становление так называемого «советского семейного права», первыми актами которого были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака».

Опираясь на вышеуказанные декреты, 22 октября 1918 года был принят первый семейный кодекс — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». На законодательном уровне было закреплено, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, несет права и обязанности супругов. Брачным считался возраст 16 и 18 лет.

В соответствии с этим Кодексом при взаимном согласии супругов органами ЗАГСа совершался развод. Дела о разводе по заявлению одного из супругов разбирались как очевидные одним судьей без участия заседателей. От разводящихся не требовалось никаких доказательств распада семьи. В отношении родителей и их родственников приобретают равные права законно и незаконнорожденные дети. Мать незаконнорожденного ребенка, могла не позже трех месяцев до родов подать заявление об определении отцовства. Указанное матерью лицо  было вправе в течение двух недель оспорить свое отцовство в суде. Если заявление матери оспорено не было, отцовство признавалось установленным.

В 1923 году начали работать над новым семейным кодексом. Проект с первого раза не приняли, и в 1925 году он был вынесен на всенародное обсуждение. По прошествии года приняли новый Кодекс законов о семье и браке. Наиболее значительной новацией этого Кодекса стало придание законного значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была упразднена, но фактические брачные отношения во многом приравнялись к зарегистрированному браку. Так, ст. 52 говорила, что «Церковные и религиозные браки, совершенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением ранее действовавших законов гражданских, приравниваются к зарегистрированным бракам». Абсолютного равенства между ними, тем не менее, не было, но в дальнейшем судебной практикой они были уравнены. Кодекс закреплял единый брачный возраст для мужчин и, женщин – 18 лет.

Обозначим следующие специфические черты семейного права России периода 1917-1926 годов:

— утрачивает правовое значение церковный брак;

— устанавливается свобода расторжения брака под контролем государства;

— приобретают равные прав законные и незаконнорожденные дети;

— вводится институт судебного определения отцовства;

— становится проще процедура развода;

— вводится институт недействительности брака;

— устанавливается принцип раздельности имущества супругов, а также родителей и детей;

— вводится институт опеки;

— не признается усыновление.

С приходом новых социально-экономических условий стала необходимой разработка нового семейного кодекса, который приняли 19 ноября 1926 года и ввели в действие с 1 января 1927 года. В данном кодексе была предопределена возможность признания законной силы за фактическими брачными отношениями, введен режим совместной собственности, определен единый брачный возраст для мужчин и женщин (18 лет), возобновлено усыновление и т.д.

Значительные изменения в семейное законодательство были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям». Согласно данному Указу, законным стал признаваться лишь зарегистрированный брак, был усложнен процесс развода, было упразднено право матери-одиночки обращаться в суд с иском об определении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного без брака. Вместе с тем одинокие матери могли или получать государственное пособие на ребенка или отдавать его в детские учреждения.

В связи с существованием законного фактического брака, в случае гибели супругов на фронте и в других случаях их смерти, неизбежно появлялись проблемы, касающиеся наследства, назначением второму супругу пенсии по потере кормильца, выплате льгот и т.д. Было  необходимо  упорядочить брачные отношения, что и было сделано вышеназванным Указом. Фактический брак больше не считался действительным браком; ст. 19 Указа приказывала фактическим супругам оформить свои отношения в ЗАГСе (и указать в свидетельстве о браке дату начала фактического совместного проживания). Был утвержден двухступенчатый процесс развода: районные (городские) народные суды должны были выяснить основания и мотивы развода, предпринять попытки  помирить супругов (первая стадия), а окончательное решение мог принять только вышестоящий суд (вторая стадия); допускались отказы в разводе.

Разработка третьего семейного кодекса была совершена в период с 1968 по 1970 годы. 27 июня 1968 года были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Затем были приняты кодексы о браке и семье во всех союзных республиках СССР. В РСФСР КоБС приняли 30 июля 1969 года и ввели в действие с 1 ноября 1969 года.

Кроме КоБС РСФСР, необходимо обратить внимание и на иные источники правового регламентирования семейных отношений в период с 1969 по 1995 годы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» закреплял возможность единоличного разрешения судьей без возбуждения гражданского дела очевидных дел о взыскании алиментов для содержания несовершеннолетних детей.

Значительные изменения в семейное законодательство были внесены Законом СССР от 22 мая 1990г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, относящимся к женщинам, семье и детству». Данным законом давалось детям право самим обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Можно было исключить из общего имущества супругов имущества, приобретенного после фактического прекращения брачных отношений без оформления развода. Был введен институт незамедлительного отобрания детей у родителей органами опеки и попечительства с последующей подачей иска в суд о лишении родительских прав.

18 ноября 1994 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнении в Кодекс о браке и семье РСФСР», нацеленный изменить институт алиментных обязательств.

Значительные изменения в институт усыновления были внесены Федеральным законом от 7 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений КоБС РСФСР, УК РСФСР, УПК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

И, наконец, период с 1995 года, характеризующийся принятием Семейного кодекса Российской Федерации, по нынешнее время, учитывая приведенную выше классификацию, нужно считать шестым периодом в развитии русского семейного права.

На современном этапе Российская Федерация является государством с разными формами собственности и с рыночной экономикой. Совершившиеся и ожидаемые в ней изменения установлены Конституцией РФ 1993 года. Согласно ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы считаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства». В Российской Федерации (ст. 7) на государственном уровне поддерживаются семья, материнство, отцовство и детство. Мужчина и женщина (ст.19) имеют одинаковые права и свободы и одинаковые возможности для их осуществления. Забота о детях (ст. 38), их воспитание  в одинаковой степени являются правом и обязанностью родителей. Трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны проявлять заботу о родителях. Материнство и детство, семья защищаются государством.

Российская Федерация является светским государством. Религиозные объединения обособлены от государства и равны перед законом (ст.14). Конечно, КоБС РСФСР, принятый в тоталитарном государстве, не соответствовал потребностям религиозных и других социальных отношений, не отвечал он и принципам новой Конституции РФ. В  этой связи 8 декабря 1995 года Государственная Дума и приняла новый Семейный кодекс РФ.

Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в общем ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это значит, что нормы семейного права могут приниматься как законодательными органами Российской Федерации, так и законодательными органами субъектов Российской Федерации. Это положение раскрывается в ст. 3 СК РФ, в соответствии с которой в семейное законодательство входит данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. Иные федеральные законы и нормы семейного права, включенные в законы субъектов Российской Федерации, должны отвечать СК РФ. Законы субъектов Российской Федерации регламентируют семейные отношения: а) которые описаны в ст. 2 СК РФ по вопросам, которыми ведают субъекты Федерации согласно Кодексу; б) по вопросам, напрямую СК РФ не урегулированным.

Так, в соответствии со ст. 13 СК РФ брачный возраст закрепляется в восемнадцать лет. При наличии веских причин органы местного самоуправления по месту проживания желающих вступить в брак лиц,  могут по заявлению этих лиц разрешить им вступить в брак по достижении возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых, учитывая особые обстоятельства, можно разрешить вступить в брак до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть определены законами субъектов Российской Федерации.

В Семейном кодексе РФ есть ряд статей, отсылающих к нормам ГК РФ. Так, в ст. 9 СК РФ  устанавливается, что при применении норм, определяющих исковую давность, суд применяет правила статей 198-200 и 202-205 ГК РФ. Ст. 33 СК РФ говорит о том, что права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливаются статьями 257 и 258 ГК РФ. Аналогичные установки есть в статьях 43, 44, 60, 100 СК РФ и других.

В ст. 4 СК РФ определяется, что к указанным в ст. 2 имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не регламентированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не идет вразрез с сутью семейных отношений. Отсюда следует, что речь не должна идти о соответствии норм ГК РФ положениям СК РФ. В данном случае говорится о применении к каким-либо семейным отношениям положений ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 43 СК РФ по требованиям одного супруга брачный контракт может быть изменен или расторгнут по решению суда по причинам и в порядке, которые закреплены в ГК РФ для изменения или расторжения контракта.

Такое правоприменение называется субсидиарным применением (межотраслевая аналогия), т.е. такое, когда правоприменительный орган использует конкретные указания смежной (родственной) отрасли права, которые так же, как и аналогия закона, базируется на схожести отношений, которые прямо не регламентированы нормами этой отрасли. Причем эта схожесть должна касаться юридических сторон регламентируемых отношений, методов правового регламентирования. Анализ норм, включенных в ГК РФ и в СК РФ, показывает, что в них доминирующим является метод диспозитивного регламентирования личных неимущественных и имущественных отношений.

Поэтому, в соответствии со ст. 5 СК РФ, в случае неурегулированности отношений между членами семьи семейным законодательством или договором между сторонами, и при отсутствии норм гражданского права, непосредственно регламентирующих данные отношения, к таким отношениям, если это не идет вразрез с их сутью, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регламентирующие схожие отношения (аналогия закона). В случае отсутствия таких норм, права и обязанности членов семьи устанавливаются, исходя из обычных основ и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Следовательно, как показал анализ истории источников семейного права, появление семейного права и его формирование связано с уровнем развития экономики и общественного сознания. Оно появилось вследствие объективной потребности общества и само стало сотрудничать с обществом, помогая развитию общественного сознания.

До революции 1917 года семейное право пребывало в малоразвитом застойном состоянии. Первые декреты Советской власти о браке и семье были известны, но в последующем права и свободы граждан были ограничены, интересы государства ставились превыше всего.

На современном этапе Конституция РФ считает приоритетными права и свободы граждан, что нашло закрепление в действующем Семейном кодексе РФ.

 

1.2 Конституционные и отраслевые принципы института брака

 

Главные принципы института брака связаны с положениями Конституции Российской Федерации, определяющими основные права и свободы граждан:

— у мужчин и женщин есть одинаковые права и свободы и одинаковые возможности для их осуществления (ч. 3 ст. 19);

— у каждого есть право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и честного имени (ч. 1 ст. 23);

— материнство и детство, семья защищаются государством (ч. 1 ст. 38);

— каждый имеет право на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).

Конституционные принципы получили развитие в семейном законодательстве. Так, в п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ названы следующие основополагающие начала и руководящие идеи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— упрочение семьи;

— формирование семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, помощи друг другу и ответственности перед семьей всех ее членов;

— недопустимость произвольного вторжения кого бы то ни было в дела семьи;

— обеспечение свободной реализации членами семьи своих прав;

— обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.

В разные периоды семейного законодательства исследователи по-разному отмечали систему брачно-семейных правовых начал. Например, А.И. Пергамент, рассматривая положения Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., указывала на следующие принципы: полное равенство прав мужчины и женщины в личных и имущественных правах, появляющихся в силу брака или родства; охрана материнства и детства; реализация родительских прав только в интересах детей; единобрачие.

Г.К. Матвеев, изучая принципы семейного права по Кодексу законов о браке и семье РСФСР 1969 г., установил, что это – свобода брака, свобода развода, признание лишь гражданского светского брака, моногамия, равные права супругов и всемерная защита интересов детей.

В целом современные основные начала отечественного института брака аналогичны  демократическим принципам развитых государств, однако есть и особенные положения. Обязательность государственной регистрации брака, свобода (добровольность) заключения брака и развода, единобрачие (моногамия), равенство и уважение супругами друг друга  независимо от национальности, пола, образования, рода занятий, защита семьи, материнства, отцовства, детства, главенство семейной формы воспитания детей, недопустимость произвольного вторжения кого бы то ни было в дела семьи, обеспечение свободной реализации членами семьи своих прав, возможность судебной защиты семейных прав, предпочтительная защита прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи являются основными принципами брачного права.

Как было верно отмечено Б.М. Гонгало, на первый взгляд к основам семейного законодательства нужно причислить также необходимость формирования семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, помощи друг другу и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК РФ), но «объяснить на юридическом языке» такие понятия, как любовь и уважение в семье, еще никому не удалось и вряд ли когда-нибудь получится.

Рассмотрим вышеуказанные принципы подробнее.

Обязательность государственной регистрации брака. Единственно возможной формой брака признается брак, зарегистрированный в уполномоченных государственных органах – органах записи актов гражданского состояния.

Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Бельгия, Германия, Голландия, Россия, Франция, Швейцария, Япония и др.). В ряде стран действительным признается брак, заключенный либо государственным органом, либо религиозным (Великобритания, Дания, Испания, Италия, Канада, некоторые штаты США). Единственно возможная форма брака – религиозная – установлена в Израиле, Ираке и Иране.

Фактические длительные сожительства не признаются супружеством, и, соответственно, отношения, складывающиеся между лицами, состоящими в таком союзе, семейным правом не регулируются. Однако в последнее время наметилась тенденция роста числа незарегистрированных браков, что вызывает определенные беспокойства и у общественности, и у юридического сообщества. Объективно назрела необходимость правового регулирования таких отношений.

Свобода (добровольность) заключения и расторжения брака. Этот основополагающий принцип выступает в качестве одного из необходимых условий заключения брака. Свобода заключения брака означает возможность самостоятельно без чьего-либо вмешательства выбирать себе супруга (супругу). Необходимо отметить, что, несмотря на провозглашение свободы брака, действующее законодательство предусматривает возможность заключения только разнополых браков. Допускается свобода и при заключении повторных браков. Большинство брачующихся в качестве основы брака принимают наличие любви, стремление к сходству интересов, наличие у партнера высокого культурного уровня и моральных качеств. Берутся во внимание и материальные обстоятельства, такие как профессия и общественное положение, доходы, жилищные условия и т.п. Свобода брачного союза предусматривает возможность его расторжения в любое время, для этого достаточно волеизъявления хотя бы одного из супругов.

Единобрачие (моногамия). Согласно этому принципу мужчина и женщина имеют право состоять одновременно только в одном браке. Закон запрещает любые исключения из принципа моногамии (многоженство (многомужество)). Однако данная норма представляется декларативной, поскольку не предусмотрено санкций за нарушение данного положения.

Равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий. В современном праве доминирующими тенденциями в вопросах брака и семьи является равноправие мужчины и женщины в семейной жизни.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства. Семейное законодательство провозглашает различные формы и способы защиты прав граждан в брачно-семейной сфере. Многие положения семейного законодательства направлены на укрепление семьи и брака. Защита брачно-семейных прав есть разновидность защиты, которая гарантируется п. 1 ст. 46 Конституции РФ и ст. 8 СК РФ. Что касается форм защиты, то семейное законодательство допускает применение и юрисдикционной, и неюрисдикционной. Юрисдикционные формы: судебная (Европейский суд (г. Страсбург), Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи) и административная (органы опеки и попечительства, органы записи актов гражданского состояния, прокуратура, органы внутренних дел, аппарат уполномоченного по правам человека и т.д.). Неюрисдикционная – самозащита, однако следует отметить, что самозащита прямо не названа в СК РФ, но она существует и не может не существовать в демократическом государстве, а кроме того, предусмотрена гражданским законодательством, применение которого к семейным правоотношениям возможно по аналогии. По мнению А.М. Нечаевой, самозащиту следует понимать широко, как обращение с жалобой, заявлением в такую инстанцию, которая правомочна их рассматривать.

Среди семейно-правовых норм большое количество занимают нормы превентивного характера, что, бесспорно, способствует всемерной охране социального института семьи и брака.

Приоритет семейной формы воспитания детей. Это положение, являющееся новеллой семейного законодательства, напрямую относится к институту брака и семьи. Демографическая функция – это одна из главных функций брака. Семья является естественной социальной средой становления ребенка полноценным членом общества. Только в семье возможно обеспечить гармоничное развитие физических, психических и личностных особенностей ребенка.

Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Данный принцип означает, что все семейные вопросы решаются самостоятельно членами семьи, прежде всего, супругами, без всякого воздействия извне, вне зависимости от мотивов и характера такого внешнего вмешательства. Без постороннего участия решаются вопросы владения, пользования, распоряжения супружеским имуществом, организации досуга членами семьи, порядок и формы воспитания детей и т.п. Однако следует заметить, что в законе установлена именно недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи. Участие в делах семьи суда, прокурора, органов опеки и попечительства, других лиц возможно при необходимости охраны прав и законных интересов членов семьи, как правило, несовершеннолетних (в т.ч. несовершеннолетних супругов), нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи, — такое вмешательство закон допускает.

Обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Данный принцип соответствует общему демократическому принципу – беспрепятственного осуществления субъективных прав гражданами. Реализация многих прав зависит от собственного волеизъявления граждан – членов семьи, вместе с тем в ряде случаев закон устанавливает пределы осуществления гражданами своих прав. Такие ограничения вызваны как публичными интересами в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, так и частными интересами других членов семьи или иных граждан, их здоровья, субъективных прав. Например, ст. 17 СК РФ ограничивает право мужа требовать расторжения брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Приоритетная защита прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Такое законодательное установление имеет особую значимость, поскольку продиктовано объективной необходимостью, связанной с социальной незащищенностью таких членов семьи, которые в силу своего возраста и (или) состояния здоровья не могут самостоятельно осуществлять принадлежащие им права. Ряд положений международного права и семейного законодательства направлен на реализацию данного принципа. Применительно к институту брака этот принцип закреплен, например, в ст. 89 СК РФ (нетрудоспособный нуждающийся супруг вправе получать алименты от другого супруга) и т.д.

Таким образом, вышеназванные  принципы отображают государственную политику в брачно-семейной области, целью которой является укрепление социальных институтов семьи и брака.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4