Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование активных методов в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.3. Анализ использования методов активного обучения

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Учебный процесс в современных условиях реформирования системы образования требует постоянного совершенствования. Это обусловлено, прежде всего, изменением приоритетов и социальных ценностей: интеграционные процессы все больше осознаются как средство достижения такого уровня качества образования, который в наибольшей степени соответствует удовлетворению потребностей человека и развития его духовного богатства. Повышение качества подготовки будущих студентов требует актуализации их учебно-познавательной деятельности, стимулирования к максимально полному раскрытию и реализации внутреннего потенциала в профессии.

Актуализация педагогического процесса в школах за счет использования методов обучения способствует позитивному отношению учеников к выбору будущей профессии, выявлению активности в усвоении профессиональных знаний и умений, формированию активной позиции по самосовершенствованию и саморазвитию на протяжении всей жизни [11, с. 58].

В условиях динамичного развития промышленности, под высоким профессионализмом понимается не только их соответствующий квалификационный уровень выполнения трудовых операций и действий, но и сформированность профессионально-личностных качеств, проявляющихся в культуре организации труда, технологической дисциплинированности в процессе производства.

В соответствии с характером познавательной деятельности школьников в содержании образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские. Речь идет о классификации методов обучения на основе их внутренней психологической стороны, доминирующее место в которой занимает концепция И.Я. Лернера и М.М. Скаткин [51].

В зависимости от основных дидактических задач, которые решаются на конкретном этапе обучения, классификация методов осуществляется в соответствии с этапами процесса обучения [16, с. 42]. Кроме традиционных, в практике педагогики средней школы за последние двадцать лет большое распространение и применение получили и другие методы обучения -нетрадиционные. Среди них определенного внимания заслуживают так называемые «активные» методы обучения. Особенностью является побуждение личности к активности, обязательному взаимодействию в процессе обучения школьников между собой или с другими субъектами учебно-воспитательного процесса [47, с. 26].

Методы активного обучения используются для тренировки и развития творческого мышления будущих студентов, формирования у них соответствующих практических умений и навыков. Они стимулируют и повышают интерес к занятиям, активизируют и обостряют восприятие учебного материала. Подготовка специалистов для всех отраслей требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебном заведении.

Главными требованиями к выпускникам, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, становятся компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при преподавании учебных предметов переносятся не только на формирование знаний, умений и навыков, со стороны учителя, но и на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения цели зависит не только от содержания образования, но и от того, как усваивается учебный материал: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, основываясь на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Значительную роль в формировании личности в учебно-воспитательном процессе играют методы активного обучения. Именно они активизируют самостоятельность суждений учеников, привлекают их к работе с большими объемами информации, формируют систему отношений, создают атмосферу взаимопонимания и сопереживания. Исследование эффективности активных методов проводились, прежде всего, на теоретическом материале обучения, что осложнило внедрение активных методов обучения в систему среднего образования, так как требовалась определенная адаптация теории активных методов в дидактический процесс обучения.

Развитие и внедрение активных методов обучения обусловлено тем, что перед будущими студентами были поставлены задачи не только усвоения знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к проблеме. Именно в процессе такого обучения развиваются самооценка, самоуважение, толерантность, самостоятельность, ответственность, принятие точки зрения других, умение дискутировать и отстаивать свои убеждения. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Она дает стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получать знания, формировать критический подход к мнению других и независимость собственных мыслей.

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано, прежде всего, с применением приемов и методов, получивших обобщенное название методы активного обучения [36, с. 20]. Методы активного обучения предусматривают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на преподавание готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Обучение способствует развитию, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, которой руководствуется учитель, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками для их профессиональной деятельности; у них развиваются творческие способности и тому подобное. В основе активных методов лежит диалогическое общение между учителем и учеником. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно.

Активные методы обучения, при умелом применении, позволяют решить такие учебно-организационные задачи [5, с. 11]: подчинение процесса обучения действиям учителя; обеспечение активного участия в учебной работе, как подготовленных учеников, так и неподготовленных; установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Как показывает практика, использование активных методов обучения в системе среднего образования является необходимым условием для подготовки разносторонне-развитых учеников, что приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учеников путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание ученика.

Существует классификация активных методов обучения по следующим признакам: степень активизации студентов; способ организации игрового взаимодействия; место проведения занятий, их целевое назначение.

Чаще всего используют классификацию А. Сиденко, а именно по характеру учебно-познавательной и игровой деятельности. Согласно данной классификации методы активного обучения подразделяют на [40, с. 58]:

Имитационные методы, основанные на имитации профессиональной деятельности. Они в свою очередь делятся на: а) игровые методы: игровые процедуры и приемы средства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь, различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации; дидактическая или обучающая игра в основе которой используется игровая ситуация, но деятельность участников формализована, то есть установлены правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент и тому подобное; игровые ситуации, примером которых можно считать дискуссионные занятия, проводимые в виде незапланированных выступлений, когда заранее неизвестно кто и в каком статусе (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении.

Также игровые ситуации используют для ролевых, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и др.; б) неигровые методы: анализ производственных ситуаций, анализ конфликтов, анализ проблемных ситуаций, аукцион идей, имитационные упражнения, диспуты, мозговая атака, опорные сигналы, взаимный опрос, анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и тому подобное.

Не имитационные методы: стажировка на рабочем месте, программированное обучение, проблемная лекция, выпускная работа. По назначению разделяют не имитационные методы по: мотивации познавательной деятельности; сообщению учебной информации; формированию и совершенствованию профессиональных умений и навыков; освоению передового опыта, контроль результатов обучения. По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении; общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторских, исследовательских, управленческих или социально-психологических задач; демонстрации и тренинга навыков внимания, выдумки, оригинальности, скорости мышления и другие. По количеству участников выделяют методы: индивидуальные; групповые; коллективные и методы, предусматривающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают методы: аудиторные; внеаудиторные; выездные; экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники методы подразделяются на: ручные (без использования техники); компьютерные игры на ЭВМ; игры с компьютерным обеспечением.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса. Первый этап первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и тому подобное. Второй этап — контроль знаний, умений и навыков (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование. Третий этап формирование профессиональных умений и навыков на основе знаний и развития творческих способностей, возможно использование моделируемого обучения, игровых и неигровых методов [37, с. 14]. Применение тех или иных методов не является самоцелью.

Активные методы обучения, прежде всего, направлены на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности. Они создают необходимые условия: для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков; для развития умений самостоятельного мышления, ориентироваться в новой ситуации; находить подходы к решению проблемы;

Их использование влияет на подготовку будущих учителей к будущей профессиональной деятельности. Применение учителями активных методов в учебном процессе школы будет способствовать к преодолению стереотипов, выработке новых подходов при профессиональной ситуации, развитию творческого мышления учеников. Метод активного программного обучения характеризуется одной специфической чертой — осведомленностью ученика в правильном или оптимальном решении поставленной перед ним проблемы. Что касается метода игрового проектирования, то при его использовании отсутствует заранее известное решение поставленной перед учениками задачи. В отличие от метода анализа ситуаций для данного метода, процесс проектно-конструкторского выработки вариантов решения и их защиты, и обсуждение может длиться несколько недель.

Среди современных активных методов обучения выделяются три группы, которые используются с целью направленного формирования различных видов познавательной деятельности и форм мышления [2]. К нетрадиционным методам обучения относят еще и учебные модули, которые все шире используются в практике учебных заведений. Известны различные подходы трактовки модулей. Учебным модулем считают метод обучения, активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников. К методам обучения, в процессе которых проявляется и оценивается индивидуальная деятельность учеников, относится внеклассная деятельность.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учеников оказывается тем характерным видом обучения, который наиболее полно отражает общие черты творческой деятельности. Она детерминируется целью, осознанной учениками, определенными мотивами, реализуется с помощью самостоятельных действий, которые требуют умственных, волевых или физических усилий и завершается конкретными результатами [7, с. 61].

Известно, что каждый вид деятельности охватывает весь диапазон знаний от первого до пятого уровня. Конечно, что-то остается на уровне поверхностного знакомства, то на уровне автоматических навыков, но учебно-познавательная деятельность должна достигать пятого уровня категории творчества.

Понятно, что на уроках, невозможно достичь не то, чтобы пятого уровня знаний, но и третьего, четвертого. Именно для этого должны использовать такие методы обучения, которые побуждают и активизируют индивидуальную деятельность учеников. Методы обучения в практике средних учебных заведений не только влияют на качество подготовки учеников, но они есть первоисточником этого качества. Обзор литературы по подготовке, развитию творческой личности учеников, формировании их нравственного потенциала позволяют проследить частоту использования тех или иных методов в течение всего обучения на современном этапе [13, с. 26].

Использование активных методов обучения в школе приближает учеников к реальной профессиональной деятельности, поэтому учебный процесс предоставляет возможности: повысить эмоциональный отклик учеников на познание; усилить мотивацию учебной деятельности и интерес к овладению новыми знаниями и умениями и их практическом использовании; способствовать развитию творческих способностей, устной речи; формировать умение обосновать и выражать собственную точку зрения. В средней школе необходимо использовать методы обучения так, чтобы они активизировали мышления всех участников педагогического процесса, развивали партнерские отношения, повышали результативность обучения не только за счет увеличения объема информации, но и за счет глубины и скорости его переработки, обеспечивали высокие результаты обучения учеников и их самосовершенствование [6, с. 20].

 

Выводы по I главе

 

В настоящее время проблема повышения качества отечественного образования вызывает необходимость совершенствования образовательных технологий.

Новые потребности в высокопрофессиональных специалистах невозможно удовлетворить без существенной перестройки системы профессиональной подготовки кадров. В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

По моему мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, т. е. направленным на максимальное достижение поставленных целей.

Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

В данной главе отражены наиболее актуальные вопросы теории и практики применения активных методов обучения: понятие и классификация активных методов обучения, рекомендации по выбору видов активных методов обучения при реализации различных учебных задач.

Общие рекомендации:

  1. Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента.
  2. Для реализации задач обучения следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.
  3. Залог успеха — заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов обучения.
  4. При выборе групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.
  5. С целью формирования общих и профессиональных компетенций рекомендуется учитывать специфику содержания изучаемого материала, времени, наличие средств обучения.
  6. Оценивать не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

 

Глава II. методика применения активных методов обучения на уроках ОБЖ

2.1 Анализ деятельности учителя ОБЖ по применению активных методов обучения

 

В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба) [23].

Главное, чему должны научиться обучающиеся — это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось.

Активизация образовательного процесса происходит методом проблемного изучения, состоит в том, чтобы понять степень усвоения мнений и научить не отдельным мыслительным операциям в случайном порядке, а системе интеллектуальных поступков для заключения решения нетипичных задач. Данная активность заключается в том, собственно что обучающийся, разбирая, по сравнению, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение и углубление познаний при поддержке ранее усвоенных знаний или же новое использование прежних знаний.

При подготовке и проведении уроков необходимо знать психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это.

На уроке необходимо представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения уроков с использованием АМО осуществляется работа всех каналов восприятия.

Интересными будут те уроки, которые не являются стандартными. Такие уроки помогают сформировать у обучающихся интерес, а также навыки учебной деятельности, благодаря этому они получают глубокие знания. Мы считаем, что урок должен содержать задачи, которые обучающиеся в состоянии решить в течении урока.

Как показывает практика, активность обучающихся более высока на уроках с применением АМО. Например с помощью АМО учитель активизирует деятельность обучающихся на уроке и раскрывает творческие способности.

Правильно применяя в учебно-воспитательном процессе активные методы и способы изучения. Обучающиеся станут думать над прочитанным, деятельно принимать участие в обсуждении трудности. Улучшаются креативные возможности ребят, расширяется их кругозор, развивается мыслительная энергичность и коммуникабельность. Для этого надо применить те методы, которые развивали бы активность и познавательную работу самих ребят.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Содержание предмета ОБЖ включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, «Чрезвычайные ситуации природного характера» (10 класс), а также теорию и практику оказания первой помощи. Обучающиеся получают познания о здоровом образе жизни «Общие понятия о здоровом образе жизни человека» (3 класс), о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятий, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единственной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстановок (РСЧС). «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера» (10 класс)

Исходя из современных требований, основными целями к обучению являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью. «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» (8класс). А также привитие любви к своей Родине, готовности к ее защите «Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России» (11 класс). Не менее важно воспитание у обучающихся уверенности в том, что те мероприятия которые проводятся в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, являются эффективными. Помимо этого, необходимо чтобы обучающиеся были убеждены в необходимости принимать в них посильное участие (10 класс).

Большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.

Метод анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, выработке практического решения.

С выходом в свет в школе компьютеров установленные задачки стали возможно выполнимы, например как современные обстоятельства дают возможность учащимся с вниманием подойти к исследованию учебных дисциплин.

Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям обучающихся. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект ценен тем, собственно что в ходе его выполнения, обучающиеся обучаются автономно промышлять познания, получают способности ориентирования в струе инфы, обучаются разбирать, обобщать, сравнивать прецеденты, создавать выводы и решения. У обучающихся складывается научно-теоретическое, необычное мышление, развивается дееспособность к рефлексии

Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить изучения, пользуются компьютером, вынуждены постоянно и четко излагать свои мысли, получать большое количество новой информации, разбирать её и представлять свежие идеи. Решение верно установленных и тактично обрисованных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, важным образом изменяет целый процесс изучения и быстро увеличивает внимание студентов к предмету.

К примеру, способ проектов как метод организации изучения и воспитания на уроках ОБЖ в 8-м классе отображает актуальную надобность познаний и умений в предоставленной области.

На наш взгляд, в предоставленном случае способ планов считается больше целесообразным. Он расширяет горизонты в педагогической доктрине и практике, демонстрирует, как от словесного воспитания и изучения перебежать к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. считается определенной вероятностью применить жизнь для воспитательных и образовательных целей.

Таким образом, формируя осознанные, прочные знания в использовании информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ, будут видны положительные результаты.

Лишь только с внедрением информационных технологий возможно расширить кругозор обучающихся и их практические способности.

Применение AMO в обучении содействует раскрытию, сохранению и развитию персональных возможностей обучающихся, свойственного любому человеку оригинального сочетания личных качеств, формированию у обучающихся познавательных возможностей, стремление к совершенствованию. Также обеспечивает комплексность исследования явлений реальности, неразрывности связи меж естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; неизменному динамическому обновлению содержания, форм и способов процесса изучения и воспитания. Ключевые выводы использования АМО в учебном процессе:

  • Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
  • Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
  • Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
  • Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
  • Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование АМО на уроках ОБЖ позволяет активизировать образовательный процесс, новый материал обучающимся усваивается эффективно. У обучающихся проявляется интерес к изучению нового материала.

Суть активных методов обучения состоит в следующем: образовательный процесс организован таким образом, что практически все его участники оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и анализировать то, что они знают, делают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью совершенствования образовательного процесса в современной школе, формирования готовности будущего выпускника к самостоятельной, творческой деятельности.

 

2.2 Методика применения активных методов обучения на уроках ОБЖ на разных ступенях общего образования

 

На ступени начального общего образования мы считаем, что необходимо использовать активные методы обучения (АМО) предусматривающие проведение уроков с помощью игровой деятельности с обучающимися. В связи с возрастными особенностями начальных классов.

В дошкольном возрасте основной ведущей деятельностью является игра. Когда ребенок приходит в школу ему необходимо адаптироваться к новым условиям, требующим изменения ведущей деятельности, игры, на учебную деятельность. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у обучающихся основы этой деятельности. В процессе обучения появляются трудности по причине возрастных особенностей младших школьников, проявляется в неумении сконцентрировать внимание, повышенной утомляемости, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность должна быть составлена таким образом, чтобы она была насыщена играми или игровыми моментами.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания.

Потребность в игре по-прежнему значима в годы обучения в начальной школе и желание играть у обучающихся можно использовать и направлять в целях и задачах поставленных на уроке. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Проводя игры на уроке, учитель развивает все стороны личности ребёнка: чувства, сознание, волю и поведение в целом.

Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Конечно, когда эта игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко [9, с 164]. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, не только на его функции как ученика. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игровая деятельность является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать уроки интересными и увлекательными, и не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но повседневные шаги по изучению предметов. Игра положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся, так как окрашена яркими моментами и игровыми действиями, тем самым повышает активность на уроке. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

Образовательные: расширение кругозора, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

Развивающие: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия. При помощи игры обучающиеся находятся в условиях поиска, можно вызвать интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Самое главное, что должен помнить учитель, это то, что игровая деятельность не должна отвлекать от поставленных целей урока, а наоборот стремиться к их достижению. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой — задачами, решаемыми педагогами.

Цель методики помочь учителям начальных классов активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого активные методы обучения: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-представления, уроки-путешествия).

На уроке окружающий мир при изучении темы «Лесные опасности» обучающимся предлагается совершить путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой и Незнайкой. В ходе путешествия отгадывают загадки про грибы, выясняют какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогают Незнайке разобрать грибы, собранные ими в корзину.

Совершая путешествие в мир животных, обучающиеся узнают о разнообразии животного мира, на какие группы делятся все животные. Для проверки и закрепления материала можно провести с детьми игу — лото «Определить группу животного». Взять коробку, в которой помещены карточки на которых написаны признаки животного. Задача обучающихся назвать группу животного, к которому относятся данные признаки. Например:

— Тело животного покрыто чешуёй (рыбы)

— Тело животного покрыто перьями (птицы)

— Обитают в морях, тело покрыто иголками (иглокожие)

На разных этапах урока учитель применяет разнообразные игры соревнования, в которых предлагается убрать лишнее, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: «Дерево решений», «Пустое кресло», «6x6x6», «Ковёр идей» с использованием различных кроссвордов, ребусов и загадок.

«Дерево решений». Считается техникой принятия решений в обстановках сложных и спорных. Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Обучающиеся выявляют плюсы и минусы установленной трудности, вслед за тем детально подвергают анализу все вероятные варианты решения. Во время занятий учащиеся заполняют таблицу (в таблице две колонки, преимущества и недостатки). В конце заполнения таблицы нужно прийти к единому решению и написать вывод по проделанной работе.

«Пустое кресло» Нужно найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.

На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Обучающиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для высказывания. Все участники сидят по кругу. Обсуждение вопроса начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Учитель ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.

«Шесть на шесть». Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

«Ковёр идей» — один из способов решения проблемы. Проходит в три этапа. Обучающиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап — понимание проблемы. Необходимо ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап — поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап — индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап — оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Данные игры способствуют тому, чтобы обучающиеся с интересом подошли к изучению нового материала на уроках.

Методика по применению активных методов обучения предполагает работу в группах и смену деятельности во время всего урока.

Деление на группы происходит таким образом: учитель заранее планирует деление класса на группы, в группах не более 5 человек. Необходимо произвести деление на группы неординарным и интересным способом. Ни в коем случае нельзя, допустить деление на «лучших» и «худших». В течение всего урока состав группы будет меняться.

Результатом будет умение обучающихся делиться своими идеями, слушать и слышать товарищей, находить общую точку зрения не только с другом, но и с тем, с кем не сложились отношения, т. с. учиться налаживать учебное сотрудничество совместно создавать новые творческие идеи.

Применение игровой деятельности на уроках позволяет вовлекать в работу весь класс. Главным плюсом, является то, что даже стеснительные и неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои таланты, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Таким образом, игровая деятельность позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, содействует лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

Методика по применению АМО позволяет развить наилучшие стороны обучающихся, а также привить любовь к обучению. Применять данную методику не обязательно на одном уроке. На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Такие методы нужно вводить постепенно, воспитывая у обучающихся культуру обсуждения вопросов и сотрудничества.

Методика применения активных методов обучения на ступени основного общего образования

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало — это создание проблемной ситуации, которая будет сложным материалом, как теоретическим, так и практическим для усвоения и требует поиска решений поиска, а также исследования. Она побуждает учащихся к проявлению активной познавательной деятельности, а с помощью нее педагоги могут управлять ходом изучения нового материала обучающимися [25].

Мы предлагаем подробно рассмотреть методику применения проблемного обучения, анализа конкретных ситуаций и метода мозгового штурма для обучающихся в 5-9 классах, и показать каким образом использовать её на уроках ОБЖ.

Проблемное обучение — это метод, при котором происходит переда нового материала через создание проблемной ситуации [10, с.86].

Целью проблемного обучения выступает приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной работы, становление познавательных и креативных возможностей.

И. Я Лернер — сущность проблемного обучения видит в том, что, «учащиеся под руководством педагога принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы» [8].

В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности [12].

Данные определения отражают следующие основные признаки проблемного обучения:

— деятельность обучающихся предполагает их самостоятельность и творчество в познании;

— специфическая организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;

— деятельность учителя заключается в создании для обучающихся ситуаций, которые вызовут затруднения, но при этом из которой они могут выйти самостоятельно, с помощью применения уже имеющихся знаний и умений.

По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:

  • решение научных проблем — теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учащимися новых правил или действий; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.

Проблемное обучение можно применять на уроках ОБЖ. Необходимо отметить, что не любой вопрос, на который ученик не знает ответа, на самом деле является проблемной ситуацией. Вопросы должны вызывать затруднения и ответ на который невозможно получить изучив только литературу, не заставляя мозг мыслить и рассуждать. Проблемная задача обязательно должна вызывать интеллектуальную активность. Учитывая, что содержание проблемного обучения представляет систему учебных задач различного уровня сложности, то следует дифференцированно подходить к их решению. Рассмотрим некоторые примеры проблемного обучения на уроках ОБЖ.

В 6 классе на уроке по теме «Аптечка. Природные лекарственные средства» после выяснения состава медицинской аптечки перед учащимися может быть сформулирована проблема: что делать, если аптечки в экстремальной ситуации не оказалось рядом? Эта проблемная задача позволяет учителю не только перейти к изучению природных лекарственных средств, но и мотивировать ребят к теоретическому исследованию данного вопроса. Работая с гербариями растений и справочной литературой, шестиклассники изучают морфологические особенности представителей лекарственной флоры, их лечебные свойства и применение. При этом внимание учащихся следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.

Проблемное обучение при изучении материала можно использовать в 7 классе при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера. Например, на уроке по теме «Наводнения и их поражающие факторы» для объяснения нового материала можно привести примеры крупнейших наводнений и дать определение стихийного бедствия, а затем ставить перед учащимися проблемную задачу: «Каков механизм возникновения наводнений?». В результате создается ситуация познавательного затруднения. После чего учитель не просто выдает новый материал, а размышляет над проблемой, рассматривает возможные причины возникновения наводнений. С помощью такого примера обучающиеся учатся логически рассуждать и находить выход из ситуации, их анализу, лучше усваивают учебный материал.

Проблему, обозначенную на уроке учителем, учащиеся могут решать и самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Так, при изучении темы «Правила безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки» в 8 классе обучающимся можно предложить следующую проблему: «является ли экологическая обстановка в нашем городе неблагоприятной?». Ее решение предполагает выполнение не только теоретических, но и практических исследований, которые потребует новых знаний и овладение новыми умениями.

Самым высоким уровнем проблемного обучения можно считать, когда проблему ставят и решают сами ученики. Но лучше использовать его в старших классах, когда обучающиеся уже имеют более полную теоретическую базу и определенный уровень, что позволит им самостоятельно поставить проблему и решить ее. В этом случае задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы направить обучающихся на постановку проблемы и стимулировать их познавательную активность. Этот уровень проблемного обучения может быть успешно реализован на уроках ОБЖ в 9 классе, где ряд тем предполагает самостоятельную постановку и решение проблемы. Например, при изучении темы «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность» «как защитить организм от переутомления?». Можно отметить, что подобные проблемные задачи носят межпредметный характер и требуют творческой переработки учебной информации, полученной при изучении биологии, химии и др.

Исходя из вышеизложенных фактов, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития обучающихся проблемное обучение необходимо, так как формирует личность безопасного типа. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных ситуаций приводит к тому, что они не опускают руки перед проблемами, а наоборот стремится их решить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску творческих решений, исходя из этого, во взрослой жизни обучающиеся будут более адаптированы и защищены от стрессов.

Применение на уроках ОБЖ проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой — работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Анализ происшествий социального, техногенного и природного характера показывает, что большинство их является следствием ошибок в оценке ситуаций и прогнозирования их развития. Такие ошибки более всего характерны для детей и подростков с ограниченным жизненным опытом. При обучении вопросам личной безопасности необходимо не только информировать обучающихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить их анализировать причины происшествий и несчастных случаев. Для этих целей наиболее эффективно использование в процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности метода анализа конкретных ситуаций (АКС)

Метод анализа конкретных ситуаций — основан на принятии участниками коллективного решения в конкретной конфликтной ситуации. При этом поиск коллективного решения происходит, как правило, в нескольких рабочих группах, а на выходе активной работы имеется в наличии некоторая сумма альтернатив. Метод АКС применяется для выработки конкретных решений на основе решения отдельных ситуационных задач, которые можно анализировать одновременно, не расчленяя на этапы. При организации ситуационного обучения предполагается, что обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различные виды экстремальных ситуаций. Конечная цель ситуационного обучения — приучить обучающихся к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф