Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование народной сказки в формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2 Сущность и содержание понятия «патриотические представления» детей старшего дошкольного возраста

 

В психологии и философии представление — это «наглядный образ воспринятых ранее предметов или явлений действительности, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека». Определением психологического содержания понятия «представление» учёные занимаются уже более тысячи лет. Л. Веккер считал представление вторичным образом предмета или явления. В процессе формирования представлений происходит переход от перцептивно-образного к понятийно-логическому отражению предмета. Представления формируются постепенно, они постоянно совершенствуются и изменяются. Когда происходит многократное восприятие предметов одной категории, происходит фильтрация случайных признаков, и фиксируются только наиболее характерные и информативные. Таким образом, представление можно рассматривать как звено между восприятием и памятью, которая соединяет восприятие и мышление [18].

Итак, представление — это обобщенный образ действительности, оно сохраняет важные характеристики среды. Конечным результатом представления является образ-представление, который отображается в сознании человека. Формирование образа — сложный процесс, который происходит во времени, в ходе которого отражение предмета или явления становится более адекватным и на каждой новой фазе выявляются все новые характеристики и свойства предметов и явлений. Разновидностью субъектных представлений являются патриотические представления, которые являются когнитивной составляющей патриотизма. Патриотические представления выступают как составные элементы мировоззрения человека и отношения к родной стране. Специфика патриотических представлений заключается в том, что они позиционируются как представления о малой Родине и представления об Отечестве. Родина для каждого человека, как отмечает Н.Ю. Ясева, начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую впервые увидел и ощутил, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос [65].

С самого начала существования человечества проблема ощущения принадлежности к сообществу была актуальной, в первую очередь, для обеспечения его выживания. Прочность рода, а затем — племени зависела в большой степени от готовности и желания его членов работать, а иногда рисковать жизнью ради интересов сообщества. С развитием общественных наук этот феномен стал объектом интереса философов, политологов, социологов, психологов — еще до того, как получил название «патриотизм». Первые элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются еще в воспитательных системах Древней Индии, Китая. Главным в формировании патриотизма у детей, по мнению мыслителя древнего Китая Конфуция, является знание исторического наследия и соблюдение обычаев своего народа: почитание предков, уважение к старшим по возрасту и социальному положению. В Древней Греции воспитание чувства любви к Родине, к своему народу тесно сочеталось с умственным, физическим, моральным и эстетическим воспитанием. В трудах Демокрита большое внимание уделяется роли нравственных представлений и убеждений в воспитании патриотизма. Он считал, что человек должен склоняться к определенным поступкам под влиянием внутренних влечений и словесных убеждений, а не законом и силой [44].

В Древней Руси дети с ранних лет участвовали в народных праздниках, учились культовым танцам и песням. Все это порождало чувство любви к своему народу, к родной земле, приводило к бережному отношению к природе и ее богатствам. Формированию патриотических представлений у детей и молодежи способствовало знакомство со сказками, песнями, думами, былинами, легендами о богатырях, их героической борьбе против иноземных врагов. Я.А. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, своему дому, месту, где он родился, а затем — к Отечеству. В становлении патриотических чувств и представлений (эмоциональной и когнитивной составляющей патриотизма) ученый особое значение придавал матери, школе и детской книге. В «Великой дидактике» мыслитель определил достаточно важный путь формирования патриотизма у детей — развитие убеждений, чтобы «они могли защищать все, что они считают истинным и хорошим, и честным» [35].

В российской педагогике XIX века интересной является концепция К.Д. Ушинского. Педагог считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека». Сердцевиной личности К.Д. Ушинский считал национальные патриотические чувства. Начинать формировать их следует в раннем детстве, а стратегическим направлением их формирования является развитие у детей представлений о малой родине: развитость патриотических представлений поможет сформировать патриотические чувства[60, с. 102].

Процесс формирования патриотических представлений старших дошкольников не является самостоятельным, он во многом определяется взрослыми, влияющими на поведение ребенка и его отношение к явлениям общественного характера. Уровень сформированности патриотических представлений в значительной степени зависит от сформированности личностных качеств ребёнка, определяющих мотивы и способы его поведения. Именно в поступке, в его внутренней структуре устанавливается единство субъективных и объективных элементов. Через поступок ребенка проявляется сущность патриотического сознания, уровень внутреннего стремления ребенка действовать по нравственным требованиям. Каждое патриотическое представление старшего дошкольника является целостным явлением, в котором в неразрывном единстве существуют субъективно-личностные (мотивы) и объективно-значимые (результаты) элементы. «Ценность патриотического представления без учета морального отношения не дает адекватного представления о его нравственной значимости, поскольку под влиянием многих причин положительные мотивы могут дать отрицательный результат» [24].

По общепринятому определению Аманбеккызы Ж.А, Ибрагимова У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова Г.А. реально-практическую структуру патриотических представлений старших дошкольников составляют:

1) ситуативный компонент — сочетание внешних и внутренних условий, вызывают определенный поступок;

2) мотивационный компонент — присущее личности первичное осознание возбуждающего, побуждающего характера ситуации, что приводит к актуализации определенных мотивов поступков, к их противопоставление или сочетание, в результате чего формируется мотивация поступка;

3) действенный компонент — комплекс реально-практических действий личности, направленных на принятие им решения относительно морального содержания ситуации и на реализацию принятого решения [7].

Л.Е. Никонова отмечает, что интеллектуальный, или содержательный, компонент патриотизма включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире:

  • социальные знания (название города, его достопримечательностей, название страны, знание ее столицы, символов и др.);
  • исторические сведения (сведения из истории города, края).
  • знания о жизни народа (труд людей своего края; особенности народного творчества и др.);
  • природоведческие знания (особенности природы родного края; отношение людей к природе) [45, с. 40].

И.Б. Котова и Е.В. Окорочкова считают, что содержание патриотических представлений состоит из множества составляющих:

  • из представлений о своём ближайшем окружении, о своих близких, друзьях, знакомых и незнакомых людях;
  • из представлений о животном мире и природе территории, на которой человек проживает и которую он считает «своей»;
  • из представлений о собственном языке, культуре, традициях;
  • из представлений о руководстве разных социальных, территориальных и других образований и т.д. [36].

Все эти представления достаточно разрозненны, и их можно отнести к таким отдельным предметным группам как «представления о животном мире», «представления о социальном окружении», «географические представления», «геополитические представления» и т.п. Но, объединяясь, они приобретают определенные особенности, которые позволяют рассматривать их как патриотические представления. Особенность заключается в том, что, объединившись вместе, названные представления приобретают дополнительный смысл, позиционируясь как «представления об Отечестве» и» представления о малой Родине» [30].

Так у дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» (мой двор, моя улица). Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать. Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Но где бы, ни жили дети России, знать о Москве они должны. Это столица нашей Родины. Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы[5].

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.Левитана, И.Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А.Блока, С.Есенина, музыку П.Чайковского, С.Прокофьева[25].

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей. Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.

Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, патриотические представления дошкольников — это наглядные образы, которые отражают знания детей о малой Родине (народе, истории, традициях, культуре, языке, природе родного края), собственную идею об Отечестве (существующем общественном строе — социальной, политической и культурной среде). Патриотические представления возникают в результате накопления опыта, знаний и переживаний, впечатлений о пережитых чувствах, которые остаются в памяти. Патриотические представления имеют большое значение в духовном и социальном развитии человека. Только на основе патриотических представлений развиваются патриотические чувства, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её независимость и могущество[4; 28; 33].

Анализ содержания программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» патриотических представлений старших дошкольников отметить позволяет сделать вывод о том, что патриотические представления старших дошкольников основываются на интересе к ближайшему окружению (семье, родительскому дому, родному городу и т.д.), которое они видят каждый день, считают своим, родным. В образовательной области «Познание» данной программы обозначены патриотические представления, которые должны быть сформированы у старших дошкольников:

  • формирование элементарных представлений ребенка о себе как носителе сознания и самосознания, восприятия себя в контексте отношений с другими;
  • формирование представлений ребенка о стране, народе, нации, обществе, человечестве; воспитание готовности воспринимать социальный опыт, делать добрые дела;
  • формирование нравственных норм гуманного взаимодействия с окружающей средой; воспитание любви к природе, родному краю;
  • представления о национальной культуре;
  • формирование ценностного отношения к российским традициям и произведениям литературы и искусства;
  • представления о народной игрушке и местом ее изготовления;
  • формирование представлений об окружающей среде; стимулирование представлений об активном восприятии людей в социуме;
  • представления детей о русском языке как государственном, умение
  • вести диалог, используя этикетную лексику;
  • знакомство с фольклором — сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью в районе.

В старшем дошкольном возрасте дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Он имеет представление о том, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для формирования патриотических представлений необходимы экскурсии по городу, на природу. Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [48].

У детей старшего дошкольного возраста формируется понимание того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. [25].

Ознакомление с окружающей действительностью обогащает чувственный опыт ребенка и является наиболее подходящим для приобретения патриотических представлений: о национальном достоянии страны, её истории и культуре. Формировать патриотические представления у старших дошкольников — это значит не только вооружать их необходимыми знаниями, но и постоянно беспокоиться об их нравственности, культуре человеческих отношений, чтобы ребёнок становился щедр на добро, внимание, помощь и заботу. Патриотические представления являются важным элементом социальной активности, гражданской и патриотической позиции ребенка шести лет[55].

Таким образом, патриотические представления дошкольников — это наглядные образы, которые отражают знания детей о малой Родине (народе, истории, традициях, культуре, языке, природе родного края), собственную идею об Отечестве (существующем общественном строе — социальной, политической и культурной среде). Патриотические представления возникают в результате накопления опыта, знаний и переживаний, впечатлений о пережитых чувствах, которые остаются в памяти. Патриотические представления имеют большое значение в духовном и социальном развитии человека. Только на основе патриотических представлений развиваются патриотические чувства, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её независимость и могущество.

 

1.3 Потенциал народной сказки как средства формирования патриотических представлений у дошкольников и особенности его использования в современных дошкольных образовательных организациях

 

Патриотическое воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему. Особое значение в этом процессе отводиться сказке.

В толковом словаре И.В. Даля находим, что сказка — это вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание [19]. Согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой сказка:

а) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях;

б) литературное произведение такого характера [23]. В словаре С. И. Ожегова мы находим следующее определение этого понятия: сказка —повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [47].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем сказку как один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В большей своей части русские народные сказки представлены в виде прозаичного фольклора, включающего в себя произведения разных жанров. В народных сказках описываются вымышленные события[27].

В настоящее время общепризнанной является классификация русских народных сказок, включающая в себя сказки о животных, волшебные и бытовые сказки Несмотря на отличия жанров, у всех сказок есть особенные черты, отличающие их от других элементов народного творчества. Основным художественным признаком сказок является особый сюжет, построенный на принципах антитезы. Данный принцип реализуется во всех сказочных сюжетах. Сюжет сказок строго последователен и не имеет ответвлений в своем содержании. Развитие сюжета сказок подчиняется общей смысловой схеме: экспозиция — завязка — развитие — кульминация — развязка. Рассмотрим более подробно каждый из видов сказок:

Сказки о животных (или животный эпос) выделяются по факту того, что в качестве их персонажей выступают звери. Родство человека с природой наиболее типично для ранних фольклорных произведений. В сказках о животных прослеживаются виды деятельности типичные для раннего периода развития человеческого общества. Добывание пищи, в тот период времени, было по большей степени связано с охотой, хитрость в охоте — умение обмануть зверя, выступало важной составляющей. Поэтому во многих сказках прослеживаются мотивы, связанные с хитростью и обманом в различных его проявлениях: изменение голоса, коварный совет и т.д.

Явной отличительной особенностью волшебных сказок является новый главный герой, в качестве которого выступает человек. Во всех волшебных сказках для главного героя типичны общие черты: он молод, полон сил, готов ко взрослой жизни, но еще в нее не вступил. Все предметы, используемые в производстве пищи и одежды у славянских народов, считались священными, по этой причине они украшались типичными магическими орнаментами, а в сказках, приобретали чудесные свойства: скатерть-самобранка, волшебные зерновки, топор-саморуб и т.д.

Бытовые сказки отражают совершенно другой взгляд человека и окружающий его мир. Смыслом бытовых сказок выступает не поиск и отображение чудес, скрытых в священных предметах, а повседневный быт народа. Данный вид сказок не имеет свойственной животным эпосам и волшебным сказкам художественной изысканности, а представляет краткий рассказ бытовой ситуации. Сказки данного типа не имеют ярких красочных эпитетов в своей структуре. Многие из таких сказок заканчиваются последними элементами описания сюжета, не имея художественно обрамленных концовок, особо типичных для волшебных сказок. Каждый, из рассмотренных нами, вид сказок можно подразделить еще на множество подвидов, типичных для разных территорий и временных интервалов. Развитие и виды русских народных сказок тесно связаны с развитием этноса. Сами сказки являются отражением развития народа на разных этапах [62].

Народные сказки передаются из уст в уста. Из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой [33].

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Народные сказки являются незаменимым средством формирования патриотических представлений у старших дошкольников. Потенциал народной сказки огромен, любая сказка имеет социально-педагогический эффект: она воспитывает, обучает, предупреждает, побуждает к деятельности. Сила сказки в ее глубоком идейном содержании, высоком мастерстве, связи с жизнью, доступности.

В народной сказке содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников. Она приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие. С помощью сказок дети получают знания об окружающей среде, о взаимоотношениях людей, о проблемах, которые случаются в жизни. Сказки учат ребенка находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви, справедливости, красоты. СССܶкܶаܶзܶкܶа дܶлܶя рܶеܶбܶеܶнܶкܶа яܶвܶлܶяܶеܶтܶсܶя нܶе пܶрܶоܶсܶтܶо фܶаܶнܶтܶаܶзܶиܶеܶйܶ, нܶо оܶсܶоܶбܶоܶй рܶеܶаܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶьܶюܶ, пܶоܶмܶоܶгܶаܶюܶщܶеܶй уܶсܶтܶаܶнܶоܶвܶиܶтܶь дܶлܶя сܶеܶбܶя мܶиܶр чܶеܶлܶоܶвܶеܶчܶеܶсܶкܶиܶх чܶуܶвܶсܶтܶвܶ, оܶтܶнܶоܶшܶеܶнܶиܶйܶ, вܶаܶжܶнܶеܶйܶшܶиܶх нܶрܶаܶвܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶх кܶаܶтܶеܶгܶоܶрܶиܶйܶ, в дܶаܶлܶьܶнܶеܶйܶшܶеܶм — мܶиܶр жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶх сܶмܶыܶсܶлܶоܶвܶ. Сܶкܶаܶзܶкܶа вܶыܶвܶоܶдܶиܶт рܶеܶбܶеܶнܶкܶа зܶа рܶаܶмܶкܶи оܶбܶыܶдܶеܶнܶнܶоܶй жܶиܶзܶнܶи и пܶоܶмܶоܶгܶаܶеܶт пܶрܶеܶоܶдܶоܶлܶеܶтܶь рܶаܶсܶсܶтܶоܶяܶнܶиܶе мܶеܶжܶдܶу жܶиܶтܶеܶйܶсܶкܶиܶмܶи и жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶмܶи сܶмܶыܶсܶлܶаܶмܶи[63]ܶ.

Возможности сказки в формировании патриотических представлений старших дошкольников следующие:

  • формирование приобщенности дошкольников к традициям народной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
  • создание у детей представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
  • формирование уважения и интереса к родному краю, его истории, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к животному и растительному миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
  • формирование бережного отношения к семейным реликвиям, книгам;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу, культуре [27, 43, 44].

О.В. Авраменко и Г.А. Корякина определили основные направления воспитательного воздействия на дошкольников посредством использования фольклорного материала:

  • воспитание уважительного отношения к семье, к труду;
  • формирование представлений о добре и зле, которые включают стремление к ценностям правды, справедливости, сострадания, взаимопомощи;
  • воспитание любви к языку, истории и культуре своего народа;
  • воспитание мировоззрения, направленного на сохранение традиций стремления к ведению здорового образа жизни [1, с. 26].

В результате целенаправленного включения народной сказки в решение задач патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста могут сформироваться такие качества личности, как патриотизм, доброта, справедливость, трудолюбие, общительность, общая культура поведения и речевая культура.

Кроме того, работа со сказкой положительно влияет на процессы речевого, эмоционально-волевого развития ребенка старшего дошкольного возраста, способствует приучению ребенка к образному восприятию богатства и многообразия окружающей действительности, пробуждает интерес к миру. При работе со сказкой особенно эффективно развивается связная речь дошкольника, поддерживается его положительное эмоциональное состояние, а, следовательно, улучшается результативность процесса усвоения знаний. Сказка обогащает словарный запас дошкольника. Тексты сказок не только способствуют активации словаря, но и учат правильному построению диалогов, и, соответственно, оказывают положительное влияние на процесс развития связной речи дошкольника.

Практическое использование народной сказки в работе по формированию патриотических представлений имеет свои особенности, а именно:

  • материалом для народных сказок служит жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи;
  • в сказках воплощаются положительные черты народа;
  • многие народные, сказки внушают уверенность победе добра над злом, в торжестве правды;
  • оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
  • важная особенность сказок — образность, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению;
  • интерес детей к сказкам объясняется их забавностью;
  • одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира — дидактизм [43, 63].

Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Применение народной сказки в процессе формирования патриотических представлений имеет свои дидактические особенности[27].

Различные аспекты формирования патриотических представлений у детей дошкольного возраста посредством народной сказкой изучали О.В. Авраменко и Г.А. Корякина. Они пришли к выводу, что в целях формирования патриотических представлений лучше использовать следующие формы и методы работы со сказкой: беседу, дидактические игры, рассматривание картинок, заучивание поговорок, пословиц, загадок, оформление рисунков, поделок, панно и т.д. [1, с. 57].

Все методы работы со сказкой в процессе формирования патриотических представлений у дошкольников можно сгруппировать:

  • наглядный метод (демонстрация картин и иллюстраций, показ способов действий);
  • словесный метод (коллективное чтение, сочинение сказок, заучивание наизусть по ролям);
  • игровые формы (игры-инсценировки, игры-драматизации, настольно-печатные игры, дидактические игры).

В настоящее время воспитатели ДОУ, планируя работу со старшими дошкольниками, используют различные формы работы: занятия по патриотическому воспитанию и народоведению. Это комбинированные, комплексные занятия (например, «Народоведение + рисование», «Ребенок в окружающей среде + лепка» и др.). Также активно используются чтение и обсуждение произведений художественной литературы (рассказов, сказок, легенд, стихов), беседы, экскурсии, игры и упражнения, викторины, инсценировки, разучивание пословиц и поговорок и т.п. Однако нередко самым распространенным методом ознакомления детей со сказкой остаётся чтение воспитателя. Особого внимания в формировании патриотических представлений дошкольников заслуживает совместная работа семьи и дошкольной организации. Для детей интересна языковая викторина «Язык родной, слово родное», где дети соревнуются на равных со своими родителями в знании русского языка, умении отгадывать загадки и узнавать сказки. Еще один вариант совместного мероприятия детей с родителями– практикум для родителей «Игры со сказкой», во время которого педагоги учат родителей своих воспитанников не только, как правильно читать и объяснять детям русские сказки, но и в какие игры можно играть с помощью сказки.

Но, к сожалению, не все воспитатели ДОО, как показывает практика, используют народные сказки в процессе патриотического воспитания старших дошкольников. В последнее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утрачивает свое позиции. В организованной деятельности ДОО работа со сказкой в патриотическом воспитании дошкольников проводится эпизодически, нередко педагоги не владеют современными методами работы с народной сказкой, слабо используют возможности семьи в формировании патриотических представлений у старших дошкольников[55].

Таким образом, в народной сказке содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников, потому что сказка приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие. С помощью народных сказок дети получают знания об окружающей среде, о взаимоотношениях людей, учатся находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Несмотря на всю значимость народной сказки как средство формирования патриотических представлений у старших дошкольников, реальная ситуация в дошкольных образовательных организациях свидетельствует о том, что народная сказка, используется недостаточно, преимущественно спонтанно и однообразно, уровень владения педагогами методиками работы со сказкой недостаточно высок, что не дает возможности в полной мере использовать её воспитательное значение.

 

Выводы по 1 главе

 

Анализ научных источников по проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами народной сказки позволяет сделать следующие выводы.

  1. Патриотическое воспитание дошкольников рассматривается как процесс взаимодействия взрослого и детей в совместном общении и деятельности, направленный на формирование и раскрытие в детях общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение их к природе родного края, истокам национальной культуры, воспитание эмоционально — действенного отношения, чувства привязанности и сопричастности к окружающим. Важной частью патриотического воспитания является формирование у детей патриотических представлений (когнитивной составляющей патриотизма). Процесс формирования патриотических представлений у старших дошкольников – это система целенаправленной образовательной деятельности по передаче детям и усвоению ими понятий, знаний о родном народе, его культуре, Отечестве. Большое влияние на формирование патриотических представлений оказывает окружающая среда. которая позволяет детям естественным образом впитывать идеи патриотического воспитания, привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду, повышение уровня классификации педагогов. Существенное влияние на формирование патриотических представлений дошкольников оказывает использование в воспитательном процессе народных сказок.
  2. Патриотические представления дошкольников – это наглядные образы, которые отражают знания детей о малой Родине (народе, истории, традициях, культуре, языке, природе родного края), собственную идею об Отечестве (существующем общественном строе – социальной, политической и культурной среде). Патриотические представления возникают в результате накопление опыта, знаний и переживаний, впечатлений о пережитых чувствах, которые оставляют в памяти. Патриотические представления имеют большое значение в духовном и социальном развитии человека. Только на основе патриотических представлений развиваются патриотические чувства, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её независимость и могущество.
  3. Народная сказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Народная сказка по праву считаются значимым источником исторических фактов, информации о быте, традициях и истории народа. Она приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках. Способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие и др. Несмотря на значительный потенциал народной сказки в формировании у старших дошкольников патриотических представлений, современная практика свидетельствует о том, что в дошкольных образовательных организациях народная сказка, используется недостаточно, уровень владения педагогами методиками работы со сказкой недостаточно высок, что не позволяет в полной мере реализовать её воспитательный потенциал.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф