2.2.2 Результаты изучения личностной готовности к обучению нормально развивающихся детей
Рассмотрим показатели личностной готовности к школе старших дошкольников и учащихся 1-го класса с нормативным развитием, выявленные с помощью методики «Беседа о школе». Определялось процентное соотношение детей с различными уровнями мотивационной готовности к школе. Результаты представлены в таблице 5 и проиллюстрированы круговой диаграммой (рис.7).
Таблица 5. Результаты методики «Беседа о школе» в группе с детей с нормативным развитием
Уровни мотивационной готовности к школе (особенности внутренней позиции школьника)
| Дети с нормативным развитием (% от выборки) | |
Дошкольники (n=20)
| Учащиеся 1-го класса (n=20) | |
1. отрицательное отношение к школе | 0 | 0 |
2. положительное отношение при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности | 30 | 5 |
3. ориентация на содержательные моменты школьной действительности, но приоритет социальных аспектов по сравнению с учебными | 25 | 65 |
4. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни | 45 | 30 |
Уровни мотивационной готовности к школе
- отрицательное отношение
- положительное отношение
- ориентация на социальные аспекты школьной жизни
- ориентация на учебную деятельность
Рисунок 7 Распределение детей по уровням готовности к школе
Анализируя полученные данные, можно отметить, что все дошкольники с нормативным развитием положительно относятся к школе, т.е. хотят учиться в школе и эмоционально-позитивно оценивают необходимость учиться в школе. Большая часть детей (45 %) хорошо понимают, чем они будут заниматься в школе, но в настоящий момент их больше привлекает возможность общаться в школе со сверстниками, играть с ними и интересно проводить время. Высокий уровень готовности к школе выявлен у 25% детей. Эти дошкольники хорошо понимают, что их ожидает в школе, проявляют интерес к учебной деятельности. Они хотят чему-то научиться в школе, например, хорошо читать и писать, считать и пр. Эти дети стремятся к тому, чтобы хорошо учиться и получать хорошие оценки, стать «хорошими учениками». Третью часть выборки (30% детей) составили дети, которые в целом хорошо относятся к необходимости учиться в школе и не испытывают по этому поводу никаких отрицательных эмоций. При этом они плохо ориентируются в содержании школьно-учебной деятельности и недостаточно четко представляют себе то, чем они будут заниматься в школе.
У учащихся 1-го класса с нормативным развитием готовность к школе еще выше. Отрицательное отношение к школьному обучению отсутствует, больше половины выборки (65%) ориентированы на содержательные моменты школьной действительности.
Результаты изучения ведущих мотивов учения, выявленные с помощью методики М.Р. Гинзбург «Мотивация учения старших дошкольников» представлены в таблице 6 и проиллюстрированы рисунком 8.
Таблица 6. Ведущие мотивы учения детей с нормативным развитием
Рисунок 8 Распределение детей с нормативным развитием по видам учебного мотива
Можно видеть, что в контрольных выборках детей с нормативным развитием чаще наблюдается учебная мотивация (29% и 35 %). Если на первом месте у дошкольников – социальный мотив учения (30%), то у учащихся 1-го класса это мотив получения хорошей отметки (50%). Выявлено, что в исследуемых группах отсутствует внешний мотив учения и относительно слабо выражены позиционный (15% и 0%) и игровой (20% и 0%) мотивы.
Выявлено, что средний результат в группе дошкольников с нормативным развитием равен 12,6 балла, а в группе учащихся 1-го класса 15,3 балла. Распределение дошкольников и учащихся 1-х классов с нормативным развитием по уровням выраженности мотивационной готовности к школе иллюстрирует рисунок 9.
Рисунок 9 Распределение детей с нормативным развитием по уровню мотивационной готовности к школе
Результаты тестирования показали, что большая часть детей имеют средний и высокий уровень мотивации учения. Низкий уровень мотивации выявлен у 10% дошкольников. То есть, у подавляющего числа старших дошкольников и учащихся 1-х классов с нормативным развитием сформирована устойчивая учебная и социальная мотивация учения, способствующая позитивному отношению детей к школьному обучению и своей будущей роли школьника.
Рассмотрим сформированность «внутренней позиции школьника», выявленной с помощью методики Е.П. Ильина (таблица 7, рисунок 10) .
Таблица 7. Сформированность «внутренней позиции школьника»
Распределение детей с нормативным развитием по уровню сформированности «внутренней позиции школьника»
1 — Низкий уровень мотивации (от 0 до 10 баллов)
2 — Средний уровень мотивации (от 11 до 15 баллов)
2 — Высокий уровень мотивации (от 16 до 20 баллов)
Результаты, полученны при обработке методики Е.П. Ильина, показали, что у большой части детей внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной, что свидетельствует о наличии у них школьно-учебной ориентации и положительном отношении к школе.
Выявлено, что у 15% дошкольников с нормативным развитием внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования, их преимущественно интересует внешняя атрибутика школьной жизни (школьные принадлежности, образ жизни школьника и пр.). У небольшого числа учащихся 1-х классов (10%) наблюдается незначительный интерес к школе, т.е. (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Таким образом, в исследуемой выборке детей с нормативным развитием «внутренняя позиция школьника» хорошо сформирована или находится на стадии формирования. Это предполагает хорошую психологическую готовность к школе, наличие мотивации к школьному обучению и способствует успешному освоению будущей роли школьника. Следует также отметить, что в контрольной группе выявлено несколько детей с низкой мотивационной готовностью к школе, которые входят в группу риска по школьной дезадаптации.
Рассмотрим результаты изучения самооценки детей с нормативным развитием, полученные с помощью методики «Лесенка» Дембо-Рубинштейн (таблица 8, рисунок 11) .
Таблица 8 Особенности самооценки детей с нормативным развитием
Рисунок 11 Показатели самооценки у детей с нормативным развитием
Выявлено, что в группе дошкольников с нормативным развитием максимальные средние оценки получены по показателям «внешность» и «доброта», а в группе учащихся 1-х классов – по параметру «ум». То есть, дошкольники выше всего оценивают свою внешность и характер, а учащиеся – умственные способности. Немного ниже учащихся 1-х классов оценивают свое здоровье, внешность и доброту.
Рассмотрим особенности эмоционального состояния детей с нормативным развитием. Выявлено, что средний в группе дошкольников с нормативным развитием индекс тревожности равен 47,2 балла, что соответствует среднему уровню тревожности. В группе учащихся 1-х классов этот показатель несколько выше и равен 49,3 балла, то также соответствует среднему уровню тревожности. Распределение детей с нормативным развитием по уровню тревожности иллюстрирует рисунок 12.
Рисунок 12
Распределение детей с нормативным развитием по уровню тревожности
Уровни тревожности
1 – высокий
2 – средний
3 — низкий
Выявлено, что в группе дошкольников с нормативным развитием преимущественно средний и низкий уровень тревожности. Высокие показатели тревоги наблюдаются у 10% детей. В группе учащихся 1-х классов с нормативным развитием большее число детей с высокой тревожностью (30%). Средний уровень тревоги выявлен у 45%, а низкий — у 25% детей. Анализ результатов позволяет заключить, что для учащихся 1-х классов с нормативным развитием характерен более высокий уровень тревожности, чем для дошкольников. Это свидетельствует о повышении эмоционального напряжения, связанного с процессом обучения в школе.
Таким образом, в исследуемой контрольной выборке детей с нормативным развитием преобладает высокий уровень мотивации к обучению, хорошо выражена школьно-учебная ориентация и сформирована «внутренняя позиция школьника». Самооценка преимущественно высокая. Выявлены учащиеся с повышенной тревожностью, что может быть связано с высоким уровнем притязаний и трудностями обучения.
2.2.3 Результаты сравнительного анализа
В соответствии с целью и задачами исследования, проводился сравнительный анализ показателей личностной готовности к школьному обучению у дошкольников и учащихся 1-го класса с ЗПР и нормативным развитием. Для сравнительного анализа применялся t-критерий Стьюдента, предназначенный для определения статистической значимости различий средних величин, который может применяться в случае сравнения независимых выборок.
Первую выборку составили дошкольники с ЗПР (20 детей).
Вторую – учащиеся 1-х классов с ЗПР (20 детей). Всего 40 человек.
Контрольная группа: дошкольники (20 детей) и учащиеся 1-х классов с нормативным развитием (20 детей). Всего 40 человек.
Рассматривались данные, полученные по методикам:
— «Беседа о школе»,
— методика М.Р. Гинзбург для определения мотивации учения,
— методика Е.П. Ильина для выявления «внутренней позиции школьника»,
— тест тревожности А.М. Прихожан,
— самооценочная методика «Лесенка».
Средние данные в группах дошкольников, значения t-критерия Стьюдента и статистическая значимость различий приведены в таблице 9.
Таблица 6. Результаты сравнительного анализа показателей дошкольников
Примечание: * — значимость различий 0,05; ** — значимость различий 0,01
С помощью сравнительного анализа данных выявлены статистически значимые различия показателей личностной тревожности дошкольников с ЗПР и нормативным развитием. У дошкольников с ЗПР ниже показатели мотивации учения; ниже самооценка здоровья, ума, доброты и общий уровень самооценки. А также – выше личностная тревожность.
То есть, дошкольники с задержкой интеллектуального развития, в отличие от сверстников с нормативным развитием, характеризуются более низкой мотивационной готовностью к школе, сниженной самооценкой и более высокой личностной тревожностью. Выявленные результаты связаны с задержкой интеллектуального развития детей и снижением их личностной готовности к обучению.
Результаты, полученные в группах учащихся 1-х классов, приведены в таблице 10.
Таблица 6. Результаты сравнительного анализа показателей учащихся 1-х классов
Примечание: * — значимость различий 0,05; ** — значимость различий 0,01
С помощью t-критерия Стьюдента выявлены статистически значимые различия показателей личностной готовности к школе учащихся 1-х классов с ЗПР и нормативным развитием. Показано, что у учащихся с ЗПР ниже показатели мотивации учения; ниже самооценка здоровья, ума, доброты и общий уровень самооценки и выше личностная тревожность. Следует отметить, что выявленные различия соответствуют сравнительному анализу показателей дошкольников.
То есть, как дошкольники, так и учащиеся 1-х классов с задержкой интеллектуального развития, в отличие от их сверстников с нормативным развитием, характеризуются более низкой мотивационной готовностью к школе, сниженной самооценкой и более высокой личностной тревожностью. Можно предположить, что выявленные особенности, связанные с задержкой интеллектуального развития детей, свидетельствуют о низком уровне их личностной готовности к обучению. Это затрудняет процесс их обучения и школьной адаптации.
Выводы по результатам исследования
- Анализ данных, полученных с помощью методики «Беседа о школе», показал, что у детей с ЗПР ниже уровень мотивационной готовности к школе, чем у детей с нормативным развитием. Значительная часть дошкольников с ЗПР и учащихся 1-х классов с ЗПР имеют отрицательное отношение к школе и не проявляют интереса к учебной деятельности.
- Исследование учебной мотивации дошкольников по методике М.Р. Гинзбург «Определение мотивов учения» показало, что в выборке детей с ЗПР преобладает игровая учебная мотивация, практически отсутствует внешний мотив учения и ориентация на оценку.
- Результаты, полученные по методике Е.П. Ильина «Сформированность внутренней позиции школьника» свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР внутренняя позиция школьника, способствующая позитивному отношению к школе и освоению социальной роли школьника, не сформирована.
- Общая самооценка детей с ЗПР статистически значимо ниже, чем у их сверстников. Значительно ниже показатели самооценки по таким параметрам самооценки как «здоровье», «ум» и «доброта».
- Оценка эмоционального состояния детей с ЗПР, проведенная с помощью тревожности Прихожан, выявила высокий и средний уровень личностной тревожности, значимо более высокий, чем у детей с нормативным развитием.
Выводы, полученные в исследовании, свидетельствуют о необходимости разработки коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие личностной готовности к школьному обучению дошкольников с задержкой психического развития.
2.3. Разработка путей коррекции школьной дезадаптации детей с задержкой психического развития
Актуальность данной программы вытекает из задач практики обучения детей с ЗПР. Важнейшей задачей, стоящей перед системой обучения детей с задержкой психического развития является развитие личности таких детей, что бы способствовало их лучшей адаптации к школьному обучению и жизни в целом. Таким детям необходима программа психологического сопровождения на всех этапах обучения, а в особенности – в период их адаптации к ситуациям школьного обучения, где начинается формироваться самооценка своих учебных и личных возможностей.
По итогам первоначальной диагностики мы разработали программу по коррекции психологической готовности к школьному обучению. Она рассчитана на детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.
Реализация данной программы требует углубленного знания и понимания психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития, а также – закономерностей формирования личностной готовности к школьному обучению.
Цель: создание системы упражнений, направленных на развитие компонентов психологической готовности и адаптации детей с задержкой психического развития к школьному обучению.
Упражнения, описанные в данном параграфе, представлены с учетом следующих принципов:
- учебная мотивация действий;
- доступность заданий, их постепенное усложнение;
- повторяемость, возможность самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком;
- включение речи в процесс решения проблемно-практических задач.
Форма организации развивающей работы:
— групповая (5-6 человек);
— индивидуальная (при наличии у ребенка опыта негативных социальных взаимодействий со сверстниками в школьной и внешкольной среде).
Комплекс упражнений, представленных ниже, направлен на развитие компонентов психологической готовности и адаптации детей с задержкой психического развития к школьному обучению.
Упражнения, направленные на формирование принятия социальной роли школьника.
— Упражнение «Что такое правило?».
Цель: формирование позитивного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников.
Оборудование: карандаши, краски, бумага.
Инструкция: «Нарисуйте правило».
Ход проведения: Детям предлагается подумать и нарисовать правила, которые они знают. Также предлагается представить школу с правилами и без правил (где детей бьют, кричат, всячески обижают).
— Упражнение «Учитель в классе».
Цель: принятие правил поведения в обществе.
Инструкция: «Внимательно слушать».
Ход проведения: детям предлагается по очереди побывать в роли учителя. Избранный «учитель» должен разобрать, что говорит каждый из класса при этом, весь класс по команде начинает говорить одновременно. Дети должны усвоить правило, что трудно разобрать слова, когда говорят все одновременно.
Упражнения, направленные на коррекцию эмоциональной сферы.
— Упражнение «Разные эмоции».
Цель: научить детей проявлять и узнавать возникающие эмоции.
Инструкция: «Вытащи карточку с рисунком и расскажи какие эмоции ты видишь?». Важно обсудить какие бывают эмоции.
— Упражнение «Какое настроение?».
Цель: научить детей узнавать свое эмоциональное состояние.
Ход проведения: Дети в классе должны сказать — на что похоже их настроение, сравнивая его с каким-то предметом, явлением, животным и т.п. Если дети затрудняются –начинает психолог.
3.Задания, направленные на снижение агрессии и конфликтности.
— Упражнение «Стряхни!».
Цель: научить детей эмоциональному расслаблению.
Ход проведения: Детям предлагается представить свои негативные чувства как балласт, который можно скинуть на землю и почувствовать себя лучше.
— Упражнение « Фрукт».
Цель: научить детей управлению своим гневом.
Ход проведения: детям предлагается представить что в их руках апельсин или любой другой сочный фрукт. Затем просим сжать ладони и мысленно выжать сок из апельсина или другого фрукта, что приведет к расслаблению и снятию напряжения у детей.
Задания, направленные на снятие тревожности, повышение самооценки.
— Упражнение «Похвалилки».
Цель: повышение самооценки детей.
Оборудование: набор специальных карточек с вариантами позитивных поступков.
Инструкция: «Прочитай и расскажи о своем хорошем поступке».
Ход проведения: Дети по очереди вытягивают карточки с вариантами позитивных поступков и должны составить короткий рассказ, начинающийся со слов «Однажды я…». Важно чтобы дети озвучили эти позитивные поступки. Также с детьми нужно поговорить об их реальных положительных качествах.
— Упражнение «Стекло».
Цель: расслабление и повышение самооценки детей.
Инструкция: «Передайте без слов сообщение, которое хотите сказать».
Ход проведения: детям предлагается сообщить своим одноклассникам какое-то утверждение без слов –только с помощью мимики и жестов.
-Упражнение «Молекулы».
Цель: расслабление и повышение самооценки детей
Порядок выполнения и инструкция. Дети ходят хаотично по классу и встречаясь друг с другом случайно должны хвалить себя разными позитивными утверждениями (я умный, я счастливый и т.п.)
Таким образом, использование системы занятий по развитию психологической готовности у детей с задержкой психического развития к школьному обучению должно приводить к постепенному осознанию и принятию правил поведения в учебной деятельности такими детьми. Также такие дети должны постепенно обучиться навыкам конструктивного общения: развивается навык слушания собеседника, формируется конструктивный способ привлечения внимания, развивается уважение и интерес к личности другого человека, у детей развивается рефлексия, формируется самоконтроль в процессе общения. [37]
Многолетние исследования показали большую роль целенаправленных занятий по коррекции дезадаптации в ситуации школьного обучения, их огромный вклад в воспитание личности ребенка с задержкой психического развития. Систематическая коррекционная работа формирует у детей лучшее понимание правил поведения в обществе и лучшее понимание границ своих возможностей.
Выводы по II главе
Экспериментальное исследование особенностей личностного компонента готовности к школе детей с задержкой психического развития было организовано на базе образовательных учреждений: ГБДОУ № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района и ГБОУ школа № 5 Центрального района Санкт-Петербурга. С целью проведения сравнительного анализа в экспериментальное исследование были включены нормально развивающиеся учащиеся ГБОУ начальная школа-детский сад № 687 и ГБОУ №354 Московского района Санкт-Петербурга.
В эмпирическом исследовании использовались диагностические методики, направленные на выявление уровня развития личностной готовности к школьному обучению. А именно, таких ее компонентов как внутренняя позиция школьника, мотивация обучения и адекватная, хорошо дифференцированная самооценка.
После проведения исследования выяснилось, что у детей с ЗПР ниже уровень мотивационной готовности к школе, чем у детей с нормативным развитием. Значительная часть дошкольников с ЗПР и учащихся 1-х классов с ЗПР имеют отрицательное отношение к школе и не проявляют интереса к учебной деятельности. Более того, в выборке детей с ЗПР преобладает игровая учебная мотивация, практически отсутствует внешний мотив учения и ориентация на оценку. Также у детей с ЗПР внутренняя позиция школьника, способствующая позитивному отношению к школе и освоению социальной роли школьника, не сформирована. Общая самооценка детей с ЗПР статистически значимо ниже, чем у их сверстников. Также исследование эмоционального состояния детей с ЗПР показало, что уровень личностной тревожности, значимо более высокий, чем у детей с нормативным развитием.
Проведение экспериментального исследования важно не только для диагностики уровня личностной готовности к школьному обучению, но и для организации коррекционно – развивающей работы педагога-психолога в условиях дошкольного и школьного обучения детей с задержкой психического развития.
В результате исследования, гипотеза о том, что у детей с задержкой психического развития затруднено формирование компонентов личностной готовности к школьному обучению: внутренней позиции школьника, мотивации обучения и адекватной, хорошо дифференцированной самооценки была подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая готовность детей к школе — целостное состояние психики, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность школьного обучения. В структуре школьной готовности выделяют познавательный (интеллектуальный), эмоционально-волевой и личностный (или мотивационный) аспекты.
Личностная готовность к обучению – это центральное личностное новообразование, характеризующее дошкольника, которое определяет всю систему его отношений к действительности, к самому себе и другим людям.
Развитие личностной готовности дошкольника к обучению тесно связано с формированием личностной позиции школьника, познавательных и социальных мотивов учебной деятельности, личностного сознания и самооценки.
Хорошо дифференцированная, в целом эмоционально положительная самооценка является важным новообразованием личности в дошкольном возрасте. Она непосредственно влияет на поведение и учебную деятельность ребенка, на взаимоотношения с другими людьми, что обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.
Отставание в личностном развитии детей с задержкой психического развития наиболее ярко проявляется в несформированности школьной мотивации, неустойчивой системе социальных отношений и неадекватной самооценке ребенком своих возможностей.
На основе проведенного теоретико — экспериментального исследования, посвященного изучению личностного компонента готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития — мы можем говорить о достижении поставленных целей и задач исследования, о подтверждении выдвинутой гипотезы, так как в результате проведенного исследования мы выявили, что:
Дети с задержкой психического развития имеют уровень мотивационной готовности к школе ниже, чем у детей с нормативным развитием. Значительная часть дошкольников с ЗПР и учащихся 1-х классов с ЗПР имеют отрицательное отношение к школе и не проявляют интереса к учебной деятельности. Также в группе детей с ЗПР преобладает игровая учебная мотивация и практически отсутствует внешний мотив учения и ориентация на оценку.
У детей с задержкой психического развития внутренняя позиция школьника, способствующая позитивному отношению к школе и освоению социальной роли школьника, не сформирована.
Общая самооценка детей с задержкой психического развития статистически значимо ниже, чем у их сверстников. Значительно ниже показатели самооценки по таким параметрам самооценки как «здоровье», «ум» и «доброта».
Также оценка эмоционального состояния детей с задержкой психического развития выявила высокий и средний уровень личностной тревожности, значимо более высокий, чем у детей с нормативным развитием.
Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что важными характерными особенностями детей с задержкой психического развития является недоразвитие личности, что проявляется в несформированности школьной мотивации, неустойчивой системе социальных отношений и проблемной самооценке личности, мешающей адекватно определять свои успехи и неудачи в ситуации школьного обучения.
Разработанная программа коррекции личностного элемента готовности к школьному обучению учащихся с задержкой психического развития предполагает, что в ходе специально организованного психолого-педагогического обучения и воспитания у таких детей сформируется внутренняя позиция школьника, способствующая позитивному отношению к школе и освоению социальной роли школьника; самооценка приобретет адекватный уровень; снизится уровень личностной тревожности, что приведет к адаптации к школьному обучению таких детей.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что данные, полученные во время исследования, могут быть учтены в разработке оптимального подхода в организации коррекционно – развивающей и методической работы педагога-психолога в условиях дошкольного и школьного обучения детей с задержкой психического развития.
Список литературы
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982.
- Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. М., 2015.
- Бабкина Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития: Автореферат дисс… канд. психол. наук, М, 2003.
- Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 146.
- Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: Прогресс, 1986. — 428 с.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 2009.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. инт. — 3-е изд. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 349 с
- Венгер Л.А. Психология: учебник для вузов/ Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Академия, 2007.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 2011.
- Волков Н.В. Готовность к школьному обучению. СПб: Питер, 2008.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. — М.: Академический проспект, 2003. — 256 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах: Т. 4: Детская психология / ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1982-1984. — 368 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию / Ю.Б. Гипенрейтер. — М.: Издательство Юрайт, 1988. — 316 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007.
- Гусова А.Д. Особенности психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению: монография. Москва: Национальный книжный центр, 2014.
- Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. – Астрахань, 2004.
- Дубровина И.В. Готовность к школе. М.,2001.
- Дъяченко О.М., Воображение дошкольника. М., 1996.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. // Развитие эмоциональной регуляции действий у дошкольника М., 2006, с. 298.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: «Педагогика», 1972. — 352 с.
- Истомина З.М. Зависимость запоминания разных видов материала от особенностей мыслительной деятельности детей // Совершенствование содержания и методов обучения в детском саду., М., 2007.
- Карабанова О.А. Возрастная психология: Конспект лекций.- М.: Айрис- Пресс, 2005.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). М: Медицина, 1979.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии., СПб: Питер, 2004.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.
- Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования // О.Н Молчанова, М.: Флинта, Наука, 2010.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2009.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.В. Кузнецовой — М.: Академия, 2003.
- Основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Под редакцией В.А. Сластенина. — М..: ACADEMA 2002. — С. 368.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития / М.С. Певзнер // Сборник статей /под ред. Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Из-во АПН РСФСР, 2003.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. — М.: АСТ-пресс, 2003. — 241 с.
- Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. — СПб. Питер, 2004. – 314с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании., СПб: Речь, 2012.
- Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго М.М. Семаго. — М., 1999. — С. 132.
- Смирнова С.И. Динамика развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / С.И. Смирнова. — изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2007.
- Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития / Е.В. Соколова. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Специальная психология. Учебное пособие / Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2005. — С. 305 – 309.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002.
- Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста., М., 2009.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. — М.: Педагогика, 1990.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. — М. Академика, 1999.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М: Academia, 2005.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф