ВВЕДЕНИЕ
Защита материнства и детства выступает одним из приоритетных направлений в нормативно-правовой деятельности государства. Особенно больше внимание этим вопросам уделяется на современном этапе развития нормативно-правовой базы, что объясняется влиянием данных проблем на многие аспекты семьи, материнства и детства.
На практике данные нормативно-правовые акты так или иначе нарушаются. А именно используется детский труд, увольняются будущие мамы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гарантирование прав материнства и детства в сфере труда — это не только закрепление равенства трудовых прав мужчины и женщины, но и гарантии по использованию труда матери (женщины) и ребенка в тяжелых условиях труда.
Кроме того, актуальность в рамках данного исследования объясняется важностью сопоставления разноотраслевых стандартов (трудовых, семейных, конституционных и т.д.), направленных главным образом на защиту интересов материнства и детства, а так же разработкой направлений совершенствования института охраны материнства и детства.
Целью данной работы является исследование существующего механизма социально-правовой защиты материнства и детства в современной России.
Исходя из поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
— анализ дефиниции социально-правой защиты материнства и детства в отечественной и зарубежной литературе;
— изучение содержания социально-правовой защиты материнства и детства;
— рассмотрение нормативно-правовой базы защиты материнства и детства;
— исследование существующей системы социально – правовой защиты материнства и детства в России;
— оценка основ социальной защиты материнства и детства в г. Санкт-Петербург;
— исследование проблем защиты интересов матери и ребенка в современном обществе и разработка путей их решения.
Объектом исследования в работе выступает институт материнства и детства в России.
Предметом исследования в работе выступает механизм социальной защиты материнства и детства.
В данной работе были использованы следующие работы в области социально-правовой защиты материнства и детства: Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова, Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, К.Н. Гусова, Ю.Н. Коршунова, В.А. Варывдин, И.П. Клемантович и др.
Теоретической и методологической основой работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерность развития правового регулирования института материнства и детства.
В работе использовались федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, содержащие аспекты правовой охраны материнства и детства, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, статистические данные, а также информация официальных сайтов по вопросам социально-экономического развития населения Российской Федерации.
В работе использовано действующее законодательство Российской Федерации: трудовое, семейное, конституционное законодательство.
Теоретические аспекты функционирования механизма социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
Современные представления о социальной защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы материнство изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства.
Социальная защита предполагает удовлетворение базовых потребностей матерей и детей, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и прочими аспектами.
Исследованию института защиты прав человека посвящено достаточно много научных работ. Социальная защита представляет собой сложную систему, включающую правовой, социальный, экономический и политический аспекты. Такое определение социально-правовой защиты дается в работе Науменковой К.В.[1]
Работа «Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования» Петюковой О.Н. содержит следующее определение социальной защиты: «это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека».[2]
Холостовой Е. И. понятие социально-правовой защиты рассматривается как:
- система мер;
- деятельность государственных органов либо действия субъекта защиты;
- система юридических норм;
- реализация права на защиту, которое является субъективным правомочием самостоятельного вида.[3]
Для исследования понятия социально-правовой защиты материнства и детства. Необходимо проанализировать терминологию материнства и детства.
Материнство – это категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.
Нормы действующего законодательства РФ не дают четкого определения женщины. Конвенция МОТ №103 «Об охране материнства», а именно ст. 2 содержит определение понятия женщины – это любое лицо женского пола независимо от возраста, национальности, расы и религии, состоящее и не состоящее в браке. [4]
Материнство в свою очередь определяется как реализованная способность женщины к деторождению, а так же вскармливанию и воспитанию детей.
Пункт 2 ст. 7 Конституции РФ закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Можно предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство совершенно равноправные категории.[5]
В соответствии со статьей 2 Конвенции МОТ № 103 понятие «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше»[6].
Содержание социальной защиты материнства и детства
Политика социальной защиты материнства и детства – система мероприятий государственных и общественных органов, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, создание благоприятных условий для рождения, воспитания, развития подрастающего поколения, поощрение материнства.
Социальная политика нашего государства, направленная на защиту интересов материнства и детства, выступает одним из приоритетов деятельности органов власти, основываясь на следующих принципах: законодательное обеспечение гражданских прав женщин, детей и поощрение материнства; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов качества жизни матери и ребенка с учетом региональных различий; охрана женского труда и трудовой деятельности подростков; современное качество, доступность и гарантированность медико-социальной помощи женщинам и детям; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов матери и ребенка[7].
Дети в Российской Федерации имеют право на особую заботу и помощь, что и отражает Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации. С целью обеспечения условий по устойчивому демографическому развитию страны Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, мероприятия которой направлены на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение смертности, регулирование процессов миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и рост рождаемости. Действует приоритетный национальный проект «Здоровье», федеральная целевая программа «Дети России», программа «Материнский капитал».
Одним их компонентов социальной поддержки семей, имеющих детей, являются различные виды пособий. Однако проблема заключается в их недостаточной по сравнению со стоимостью жизни в нашей стране уровень.
Нормативно-правовая база защиты материнства и детства
Российская Федерация, провозгласив себя социальным правовым государством, гарантирует охрану и защиту материнства и детства. Согласно п. 3 ст. 8 Европейской социальной хартии (принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.) в целях обеспечения эффективного осуществления права работающих женщин на охрану материнства необходимо, чтобы стороны, являющиеся участниками Совета Европы, стремились обеспечить женщинам, имеющим грудных детей, предоставление перерывов в работе для кормления ребенка. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года». Ребенок до полутора лет по своему физиологическому развитию не способен самостоятельно принимать пищу. В соответствии с этим женщинам, занятым трудом и имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются перерывы для кормления ребенка независимо от типа кормления — грудное, искусственное или смешанное.[8]
Перерывы для кормления предоставляются не только женщинам, родившим ребенка, но и усыновившим или установившим над ним опеку. Кроме того, в соответствии со ст. 264 ТК РФ перерывы для кормления предоставляются отцам, которые воспитывают ребенка до полутора лет без матери. Данные перерывы предоставляются независимо от установленного режима рабочего времени — все женщины, которые работают на условия полного и неполного рабочего времени, имеют право на использование перерыва для кормления ребенка помимо перерывов, установленных ст. 108 ТК РФ (перерывы для отдыха и приема пищи). Продолжительность перерыва, предназначенного для кормления, не может быть менее 30 минут на каждые 3 часа трудовой деятельности. Часы для расчета перерыва для кормления исчисляются астрономически и не зависят от рабочего времени. Так, например, если установлен технологический перерыв или иной дополнительный перерыв (например, для обогревания), то они будут входить в исчисление для определения времени перерыва на кормление.[9]
В зависимости от состояния здоровья ребенка продолжительность перерыва для кормления может быть увеличена. Увеличение продолжительности перерыва для кормления устанавливается на основании медицинского заключения и коллективного договора. В зависимости от удаленности места жительства от работы администрация юридического лица или индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно увеличить продолжительность перерыва для кормления из расчета фактической затраты времени на кормление и длительности нахождения в пути следования от рабочего места до места кормления и обратно. Такое увеличение возможно только по согласованию обеих сторон.
ТК РФ, принятый 30 декабря 2001 г., включил в себя главу, названную «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Таким образом, понятие «лица с семейными обязанностями» официально вошло в понятийный аппарат российского трудового права. Этот термин появился в законодательстве многих стран благодаря международному правотворчеству. В 1981 г. Международной организацией труда была принята Конвенция МОТ N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 23 июля 1981 г.).
Однако долгое время ни на уровне судебной практики, ни в нормативных актах не раскрывалось понятие лиц с семейными обязанностями. Данный пробел в правовом регулировании был исправлен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (ст. 136 СК РФ).[10]
Обязанности по воспитанию и развитию ребенка могут быть установлены не только на основании факта происхождения или усыновления. Такие обязанности возлагаются на опекунов и попечителей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, опека и попечительство устанавливаются в отношении недееспособных или ограниченных судом в дееспособности граждан.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей.[11]
В соответствии со ст. 11 указанного закона основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
Ст. 5.27. КоАП РФ предусматривает особый порядок привлечения к условиям труда, отклоняющимся от нормальных для лиц с семейными обязанностями.
Этот порядок заключается в следующем: работодатель обязан запросить письменное согласие работника на привлечение к работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе и при направлении в служебную командировку. При этом следует запросить и медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для выполнения таких работ. Рекомендуется запросить согласие работника письменно и включить в текст запроса информацию о праве работника отказаться от привлечения к неблагоприятным условиям труда.
Рассмотрим, каким категориям работников представляется такая льгота.
Прежде всего, это женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, независимо от того, находятся ли они в браке.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 259 ТК РФ и ст. 264 ТК РФ особый порядок предусмотрен и для:
— матерей, отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, опекунов детей указанного возраста, других лиц, воспитывающих детей в возрасте до 5 лет без матери (подробнее см. комментарий к ст. 264 ТК РФ);
— работников, имеющих детей-инвалидов;
— работников, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
Не имеет значения, на основании какого трудового договора работает работник. Льготы, предусмотренные ст. 259 ТК РФ, распространяются и на совместителей. Это следует из содержания п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
Что касается такой категории лиц с семейными обязанностями, как работник, осуществляющий уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, то здесь налицо пробел в регулировании. В частности, эти категории упомянуты только в двух статьях ТК РФ:
— ст. 93 ТК РФ, где предусмотрена обязанность работодателя предоставлять режим неполного рабочего времени по просьбе лица, осуществляющего уход за больным членом семьи;
— в ст. 96 ТК РФ, где предусмотрен особый порядок привлечения к ночному труду работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Порядок выдачи медицинских заключений предусмотрен приказом Минздравсоцразвития РФ от 2 мая 2012 г. N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений». В п. 13 указанного Порядка закреплен перечень обстоятельств, при которых выдаются медицинские заключения. В частности, медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина.
Таким образом, нормативная база социальной защиты материнства и детства представляет собой систему, состоящую из нескольких уровней. Первым уровнем является защита материнства и детства, гарантируемая Конституцией РФ. Второй уровень представлен кодексами: основы социальной защиты материнства и детства главным образом Трудовым кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Необходимо отметить, что помимо норм национального законодательства в систему нормативной базы по социальной защите материнства и детства входят международные нормы: Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ и др.
Литература
[1] Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России нарубеже веков. СПб.: Питер, 2013. — 347 c. [2] Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования. Под ред. Петюковой О.Н. / Под ред. О.Н. Петюковой. — Москва: Наука, 2015. — 863 c. [3] Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. — М.: Дашков и Ко, 2015. — 292 c. [4] Конвенция N 103 Международной организации труда «Относительно охраны материнства (пересмотренная в 1952 году)» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) (с изм. от 15.06.2000) [5] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [7] Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (ред. от 31.12.2014) «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» [8] «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [9] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [10] «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [11] Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
