Меню Услуги

Источники формирования и анализ эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций (на материалах ТФОМС МО)

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций
  • 1.1. Понятие и сущность финансовых ресурсов
  • 1.2. Финансы государственных организаций на современном этапе
  • 1.3. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций
  • 2. Анализ источников формирования и оценка эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций на примере ТФОМС МО
  • 2.1. Краткая характеристика исследуемого учреждения
  • 2.2. Анализ источников формирования финансовых ресурсов
  • 2.3. Анализ направлений использования финансовых ресурсов
  • 3. Мероприятия по совершенствованию процессов формирования и использования финансовых ресурсов ТФОМС МО
  • 3.1. Рекомендации по совершенствованию доходов и расходов ТФОМС МО
  • 3.2. Внедрение информационных технологий в процесс контроля доходов и расходов ТФОМС МО и оценка эффективности данного мероприятия
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

 

Представленная дипломная работа исследует особенности формирования и эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций.

Финансовые ресурсы государственных организаций являются важнейшим элементом финансовых ресурсов государства. Данные ресурсы могут носить разноплановый характер и могут принадлежать различным их распорядителям, таким как:

  1. Государственные унитарные предприятия.
  2. Государственные бюджетные учреждения и организации.
  3. Государственные внебюджетные фонды.

Важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания. Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Актуальность данной темы является весьма насущной и переоценить ее довольно трудно. Фонд обязательного медицинского страхования является внебюджетной организацией, поэтому он не финансируется за счет бюджетных средств. В этой связи формирование и эффективное использование финансовых ресурсов Фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных отделений представляется задачей исключительно важной. Финансовые ресурсы ФОМС формируются за счет взносов юридических за своих сотрудников и отдельных физических лиц на обязательное медицинское страхование, и расчет строится на том, что не все застрахованные граждане в один момент обратятся за медицинской помощью, иначе у фонда просто не хватит средств на покрытие лечения. Когда средств не хватает на покрытие всех потенциальных расходов (пусть даже они могут возникнуть только в теории), то качественное и эффективное управление ими выходит на передний план. Поэтому для ФОМС данная задача является ключевой.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций в современных условиях ведения деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:

  1. Рассмотреть понятие и сущность финансовых ресурсов.
  2. Оценить роль финансовых ресурсов государственных организаций на современном этапе.
  3. Изучить особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций.
  4. Провести анализ источников формирования финансовых ресурсов в рамках объекта исследования.
  5. Провести анализ основных направлений использования финансовых ресурсов исследуемого объекта.
  6. Сформулировать мероприятия по совершенствованию процессов формирования и использования финансовых ресурсов в рамках объекта исследования.

Объектом исследования в данной работе выступает территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Московской области.

Предмет исследования – деятельность фонда по привлечению, управлению и целевому использованию финансовых ресурсов.

Методы исследования включают теоретические методы изучения поставленных вопросов, элементы сравнительного анализа, а так же эмпирические методы исследования с целью подтверждение теоретических исследований.

Эмпирическая база исследования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и иные нормативно-правовые акты в области обязательного медицинского страхования граждан.

Степень исследованности данной темы весьма высока. В России вопросы управления финансовыми ресурсами внебюджетных фондов получили широкое распространение в связи с переходом страны от административно-планового к рыночному механизму хозяйствования. Множество отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и государственного муниципального управления посветили данной проблеме свои труды. Каждый из авторов приводит собственное видение процессов, технологий и методов формирования и эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций, которое основано на личном опыте данных специалистов, а так же индивидуальной позиции в вопросах управления финансами государственных организаций. В данной работе используется материал из трудов таких известных специалистов в вопросах управления финансовыми потоками и государственного муниципального управления как С.В. Барулин, И.И. Веретенникова, Л.М. Подъяблонская, М.В. Новикова, В.В. Чураева и прочих.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в процессе ее написания будет проведен анализ имеющейся системы формирования и эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций, и на его основе будут разработаны конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию данных процессов.

1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций

 

1.1. Понятие и сущность финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы — это денежные поступления и доходы, которые предназначены для того, чтобы расширять и обеспечивать деятельность, осуществлять материальное стимулирование, удовлетворять потребности и так далее. Они являются вещественным воплощением экономических взаимоотношений.

Самым важным источником финансовых ресурсов является стоимость ВВП в стране, который состоит из прибыли, заработной планы и капитала. Источниками их на макроуровне становятся:

  • доходы от ВЭД (внешнеэкономическая деятельность);
  • ВВП; привлеченные ресурсы (заем);
  • национальное богатство.

Источниками финансовых ресурсов на микроуровне выступают:

  • привлеченные денежные средства (заем, средства от продажи облигаций, акции и прочее);
  • финансы, которые получены компанией в порядке распределения (страховые пополнения и так далее);
  • собственные средства и те, которые приравниваются к ним (отпускные и заработная плата сотрудников).

Финансовые ресурсы представляют собой оборотный и основной капитал. Их формирование происходит на начальном уровне, в момент образования предприятия, когда появляется акционерный капитал. Тут речь идет об имуществе организации, которое создано при помощи учредительных вкладов. Следовательно, финансовые ресурсы представляют собой такие средства, которые имеются в распоряжении руководства после того, как были осуществлены текущие затраты по покрытию расходов и оплаты зарплаты.

Финансовые ресурсы организуются, планируются и стимулируются при помощи особого механизма, который состоит из комплекса связанных между собой элементов. Рассмотрим их более подробно:

  1. Экономические методы – это способы воздействия на производственный процесс. Благодаря их действию финансовые ресурсы формируются и применяются.
  2. Правовое обеспечение «работает» на основании законодательных актов, постановлений, приказов и других юридических документов.
  3. Финансовые рычаги – это такие приемы, которые «запускают» финансовые ресурсы.
  4. Нормативное обеспечение – это правила, приказы, инструкции, нормы, методические разъяснения, указания, тарифные ставки и прочее.
  5. Информационное сопровождение – это различная коммерческая, экономическая, финансовая поддержка. К нему относятся также сведения о финансовой платежеспособности и устойчивости конкурентов и партнеров, стоимости товаров, курсах, процентах, дивидендах на рынках (фондовом, товарном, валютном), ситуации на бирже, коммерческой деятельности субъектов и так далее.

Финансовые ресурсы обычно используются по следующим направлениям:

  1. Обеспечивают производственный процесс (расходы на капиталовложения, ремонт, приобретение нематериальных активов, выплату премий для стимулирования сотрудников, финансирование резервного фонда).
  2. Применение для нужд обороны, охраны, органов госвласти и правоохранительных органов.
  3. Затраты на исполнение денежных обязательств перед инвесторами, учредителями, акционерами и так далее.

Финансовые ресурсы формируются и используются с учетом специальной системы управления. Речь идет о менеджменте, деятельность которого направлена на достижение тактических и стратегических целей данной организации. Для оптимального управления руководству необходимо:

  • организовывать и управлять отношениями компании в экономической сфере с иными предприятиями, страховыми компаниями, банками, бюджетами любого уровня, а также финансовыми взаимоотношениями внутри самой организации;
  • формировать финансовые ресурсы, прогнозировать их поступление и производить оптимизацию;
  • размещать капитал и сопровождать процесс его функционирования; анализировать и направлять денежные потоки.

Теперь рассмотрим особенности финансовых ресурсов некоммерческих организаций, что является необходимым условием в данной теме исследования.

Некоммерческими организациями являются те организации, которые в процессе своей деятельности не преследуют цели извлечения прибыли и ее получения. В том случае, если коммерческая прибыль все же получена, то она не распределяется среди участников организации. Юридическое лицо, являющееся какой-либо некоммерческой организацией, может осуществлять какой-либо вид предпринимательской деятельности лишь тогда, когда это будет служить достижению тех целей, для которых она, собственно, и создана и, которым она соответствует.

Созданы подобные организации могут быть в той или иной форме, которые предусматриваются законодательством. Например, это может быть потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительный фонд либо государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Организации некоммерческого типа, осуществляющие подобную деятельность, служат для оказания следующих услуг:

  1. Различные социальные услуги.
  2. Услуги управленческого характера.
  3. Оборонная деятельность страны.
  4. Правоохранительные услуги, в том числе охрана порядка общественного.

Финансы некоммерческих организаций являются материальным носителем тех разнообразных финансовых отношений, в которые эти организации вступают в процессе своей деятельности.

Финансовые отношения возникают с коллективом трудящихся самой организации, с какими-либо другими лицами или организациями, а также с государственными учреждениями по поводу уплаты налогов и обязательных отчислений в бюджет.

Финансы некоммерческих организаций – это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности организации, так и на ее расширение. Источниками формирования этого финансового ресурса служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано).

Полная самоокупаемость либо финансирование на основе утвержденной сметы, таковы способы мобилизации и использования тех денежных ресурсов, которые составляют финансы некоммерческих организаций. Тот или иной способ применяется в зависимости от методов хозяйствования предприятия.

Сметное финансирование – это использование организацией бюджетных средств различных уровней для того, чтобы она могла покрыть свои расходы, руководствуясь утвержденной сметой. При подобном способе финансирования организации свои услуги потребителям она оказывает бесплатно. Те бюджетные средства, которые предусматриваются в расходно-доходной смете, и будут являться основной частью финансового обеспечения, формирующего финансы некоммерческих организаций. Финансирование на основе утвержденной сметы применяется в социально-культурной сфере. По большей части это учреждения бюджетные, которые оказывают населению образовательные услуги, услуги в области здравоохранения и услуги социального характера. Подобным образом ведется финансирование организаций, обеспечивающих правопорядок и оборону, а также органов госбезопасности и различных органов, как государственной власти, так и местного самоуправления.

Хотя основной источник финансового обеспечения некоммерческих организаций состоит из бюджетных средств, тем не менее, имеет место ряд причин, вынуждающих подобные организации заниматься поиском дополнительного внебюджетного источника финансирования. Это происходит из-за снижения качественного уровня жизни населения, нарастания проблем социального характера, увеличения потребительского уровня как социальных, так и материальных благ, роста бюджетного дефицита и тому подобных явлений.

Исходя из этого, можно заключить, что особенности финансов некоммерческих организаций могут быть определены специфической направленностью их деятельности. Помимо бюджетных средств источниками финансового обеспечения некоммерческих организаций дополнительно могут выступать взносы участников предприятия и пожертвования. В том случае, если некоммерческой организацией получена прибыль в результате какой-либо предпринимательской деятельности, по закону, она должна послужить для целевых расходов самой организации. Однако использовать этот доход в соответствии с целями организации можно лишь после уплаты налога на прибыль.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.2. Финансы государственных организаций на современном этапе

 

Государственные финансы представляют собой определенные отношения государства с гражданами и юридическими лицами в ходе сбора и расходования денежных средств. Эти средства используются для обеспечения правительственных функций.

Структура государственных финансов включает в себя бюджеты субъектов, муниципальных (территориальных) правительственных органов, федеральный бюджет, а также целевые фонды (государства и субъектов) внебюджетного характера. Организация правительственных денежных средств неразрывно связана с организацией правительственного регулирования и его уровнями. Для федеративного устройства характерна трехуровневая система. В ней содержится федеральное (центральное) правительство, правительства регионального уровня (республиканские, краевые, областные, земельные и прочие), а также органы муниципального (местного, территориального) уровня. Для унитарных стран (являющих собой единое целое) характерно двухуровневое управление государственными финансами. В него включено местное и центральное регулирование. Назначенные для каждого уровня объемы полномочий, исполняемые функции обуславливают и размеры доходов, и порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование и применение этих доходов. Согласно конституции страны главные вопросы по образованию прибыли и ее расходованию могут решаться на центральном либо региональном уровне.

Финансовые ресурсы государственных организаций – совокупность денежных средств, поступающих из разных источников в автономные, казенные и бюджетные учреждения, предназначенные для ведения их основной деятельности.

К источникам финансовых ресурсов государственных организаций относятся:

  • бюджетные средства (субсидии), средства внебюджетных фондов, включая бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности казенных учреждений, субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания;
  • доходы от приносящей его деятельности, только в соответствии с перечнем тех услуг, которые утверждены в уставе.

С теоретической точки зрения выделяют 3 вида групп потребностей:

  • которые имеют важное социальное значение для всего общества и их удовлетворение не должно зависеть от уровня дохода каждого отдельного гражданина, и поэтому гарантируется Конституцией РФ. Источником финансирования является общегосударственные финансы;
  • которые имеют общественно-значимый характер, но силу ограниченности ресурсов финансируются в пределах минимума;
  • индивидуальные потребности граждан, связанные с отдыхом, охраной здоровья, духовным развитием. Финансируются за счет средств самого гражданина либо за счет средств организации.

Организации, созданные на базе государственного и муниципального имущества, функционируют в тех отраслях, которые являются социально-значимыми для всего развития общества. Поэтому государство заинтересовано в доступности этих услуг.

В настоящее время для упрощения процесса реорганизации бюджетного сектора на уровне субъектов и муниципальных образований, утверждены распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 г. №1505р, методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности.

Государственная (муниципальная) организация может быть отнесена к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Автономная организация и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Государственная (муниципальная) организация может быть отнесена к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается.

Автономная организация может быть создана в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Например, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации автономные организации могут создаваться для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Автономные организации, созданные вне указанных сфер деятельности (в том числе путем изменения типа) до дня вступления в силу Федерального закона, подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Федерального закона.

Сферы деятельности бюджетных организаций не ограничены. В Федеральном законе отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений.

Сфера деятельности казенного учреждения Федеральным законом не ограничена. С учетом особенностей правового положения казенных учреждений, к таковым целесообразно относить только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом.

В качестве дополнительных критериев определения типа государственной (муниципальной) организации (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственной (муниципальной) организации) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такой организации.

Экономический потенциал государственной (муниципальной) организации рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственной (муниципальной) организации за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • средний рост доходов государственной (муниципальной) организации (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • средний рост балансовой стоимости основных фондов государственной (муниципальной) организации за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • средний рост заработной платы работников государственной (муниципальной) организации в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года;
  • коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников государственной (муниципальной) организации, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала государственной (муниципальной) организации за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.

При определении экономического потенциала бюджетного или автономного учреждения кроме показателей, могут использоваться следующие показатели:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным организациями в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемой бюджетной или автономной организации соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их);
  • степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов);
  • отношение среднемесячной заработной платы работников государственной (муниципальной) организации к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта Российской Федерации, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов);
  • наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);
  • доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности организации, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения организации за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.

Управленческий потенциал государственной (муниципальной) организации рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственной (муниципальной) организации, после изменения типа государственной (муниципальной) организации (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);
  • рейтинг государственной (муниципальной) организации по данным независимых рейтинговых агентств
  • наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
  • наличие программы развития государственной организации.

Чем выше экономический и управленческий потенциал государственной (муниципальной) организации, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом переходный период финансового обеспечения данной организации на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания государственной организации.

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности государственных организаций осуществляется чаще всего за счет средств бюджета, т.е. это основной источник финансовых ресурсов.

 

1.3. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов государственных организаций

 

Еще совсем недавно ключевыми источниками финансирования государственных организаций выступали бюджетные средства. Но рыночные трансформации весьма существенно изменили систему финансирования государственных организаций: в графе доходов появились источники хозяйственной деятельности и средства населения.

Новые рыночные реалии привели к тому, что в какой-то период объем финансирования государственных организаций за счет бюджетных источников достиг минимальных значений, что вынудило их искать пути выживания. В связи с этим большое количество государственных организаций начали искать внебюджетные источники финансирования, которые были найдены в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, которая приносила бы доход.

Осуществление государственными учреждениями подобной деятельности предусматривается Гражданским кодексом России, а так же целым набором нормативных актов, регламентирующих деятельность бюджетных организаций и учреждений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» за государственными бюджетными учреждениями закреплено право получения доходов от деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что основными источниками финансовых ресурсов государственных организаций выступают:

  1. Ассигнования из бюджетов РФ всех уровней (федерального, региональных и местных) в соответствии с кодами расходов бюджетов, которые определены Бюджетной классификацией РФ.
  2. Поступления средств от выпуска и реализации продукции, а так же оказания платных услуг населению. При этом оказание платных услуг должно преследовать цели улучшения качества обслуживания населения по средствам предоставления социально значимых услуг, но не должно осуществляться в замен деятельности, которая финансируется из бюджета, в противном случае все полученные доходы подлежат обязательному изъятию в бюджет.
  3. Выручка от реализации или сдачи в аренду имущества и основных средств.
  4. Выручка от оказания посреднических услуг.
  5. Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, учреждений и организаций.
  6. Доходы от приобретения ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.) и их владения (дивиденды).
  7. Доходы от внереализационных операций, куда можно отнести положительные курсовые разницы от валютных операций.
  8. Взносы на добровольной основе граждан, предприятий, организаций, учреждений и различных фондов.

Использование финансовых ресурсов государственных организаций в независимости от способа их получения (бюджетные средства или иные доходы) строго определено в соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации России, которые устанавливают конкретные цели расходования средств. К таким расходам относятся заработная плата и начисления на нее, а так же начисления на оплату услуг и работ, по увеличению стоимости основных средств, запасов, уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней и прочее.

Состав расходов, а так же их доля в общей массе различно для разных организаций. Однако преобладающим для всех государственных организаций являются расходы на оплату труда персонала и начисления на данную оплату труда. Сегодня можно часто наблюдать ситуацию, когда за счет средств бюджета в государственных организациях финансируется только зарплата и начисления на нее, а так же наиболее важные расходы организаций и учреждений. Финансирование же прочих важнейших расходов государственные организации вынуждены брать на себя (например, закупка нового производственного оборудования) и осуществлять их за счет доходов от деятельности и прочих поступлений. При этом в некоторых случаях нарушается главный принцип сметного финансирования, когда все расходы организации, необходимые для нормального финансирования, покрываются за счет бюджетных источников.

Так как тема работы связана с исследованием деятельности на примере ТФОМС, то рассмотрим некоторые особенности функционирования государственных организаций в системе обязательного медицинского страхования. Так финансовый механизм функционирования системы здравоохранения очень долгое время основывался на системе финансирования исключительно за счет бюджетных средств. Однако принятие специфического нормативного акта в 2010 году изменило систему финансового обеспечения всей отрасли в целом. С этого момента источниками финансирования помимо средств бюджетов всех уровней, становятся средства от оказания платных медицинских услуг и средства добровольного и обязательного медицинского страхования. Это позволило увеличить финансовую базу здравоохранения, но расширение источников финансового обеспечения отрасли не повлекло роста финансовых ресурсов отрасли здравоохранения. Это было вызвано частичным замещением бюджетных расходов средствами из фонда обязательного медицинского страхования.

Многополярность финансовых источников государственных организаций системы здравоохранения не означает их объединения и распоряжения единым органом управления: финансовые органы распоряжаются средствами бюджета, а фонды обязательного медицинского страхования распоряжаются средствами ОМС. Переход к системе обязательного медицинского страхования обусловил необходимость разделения расходов на здравоохранение среди двух данных источников. Средства медицинского страхования были направлены на финансирование большого количества стационарных учреждений и поликлиник на основании договоров об обязательном медицинском страховании. При этом бюджетные средства могут использоваться лишь для финансирования организаций и учреждений, которые оказывают помощь при социально значимых заболеваниях: туберкулез, психиатрия, разного рода инфекционные болезни, а так же учреждений скорой медицинской помощи, родильных домов, домов ребенка и прочее. Капитальный ремонт объектов здравоохранения и закуп дорогого оборудования для медицинских нужд так же осуществляется за счет средств бюджета. Кроме того бюджетное финансирование направляется на уплату страховых взносов за безработных граждан (пенсионеры, студенты, дети и официальные безработные).

Очень значимой частью финансовых ресурсов государственных организаций являются отношения, которые связаны с уплатой налогов. Осуществление бюджетной и предпринимательской деятельности обуславливает необходимость уплачивать государственными организациями налогов. При осуществлении предпринимательской и бюджетной деятельности государственные организации обязаны уплачивать почти все виды налогов, которые предусмотрены законодательством России (НДФЛ, ЕСН, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на прибыль, а так же прочие виды налогов). Важнейшей особенностью является тот факт, что порядок уплаты налогов одинаков для всех видов организаций – как коммерческих, так и некоммерческих. Но тут невозможно не учитывать социальную значимость деятельности государственных организаций и учреждений, поэтому налоговое законодательство предусматривает наличие ряда налоговых льгот, а так же полное освобождение от уплаты налогов для целого ряда государственных организаций, осуществляющих свою деятельность в сферах образования, здравоохранения и культуры. В качестве примера можно привести тот факт, что обложению НДС не подлежит реализация медицинских услуг, которые оказываются медицинскими организациями (исключением в этой связи выступают ветеринарные, санитарно-эпидемиологические услуги, а так же услуги по уходу за больными и престарелыми, которые предоставляются органами социальной защиты, образовательные услуги в сфере производственного и воспитательного процесса).

Налогообложение прибыли государственных организаций было приравнено к порядку налогообложения коммерческих организаций, когда в Налоговом кодексе появилась еще одна глава. Но все же правовой статус бюджетных государственных учреждений предполагает наличие определенных особенностей исчисления налоговой базы в части исчисления доходов и расходов, не учитывая при налогообложении значение амортизации,, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль государственных организаций, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности — пожертвования, имущество, переходящее учрежениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ.

Таким образом, по результатам проделанной работы в данной части можно сделать ряд основных выводов:

  1. Финансовые ресурсы — это денежные поступления и доходы, которые предназначены для того, чтобы расширять и обеспечивать деятельность, осуществлять материальное стимулирование, удовлетворять потребности и так далее. Они являются вещественным воплощением экономических взаимоотношений.
  2. Государственные финансы представляют собой определенные отношения государства с гражданами и юридическими лицами в ходе сбора и расходования денежных средств. Эти средства используются для обеспечения правительственных функций. Структура государственных финансов включает в себя бюджеты субъектов, муниципальных (территориальных) правительственных органов, федеральный бюджет, а также целевые фонды (государства и субъектов) внебюджетного характера.
  3. Финансы некоммерческих организаций – это деньги, которые мобилизуются из различных источников, как на осуществление деятельности организации, так и на ее расширение. Источниками формирования этого финансового ресурса служат услуги, предоставляемые предприятием, которые в свою очередь напрямую зависят от того, какого вида и характера услуга будет оказываться (платно, бесплатно, смешано).
  4. Финансовые ресурсы организуются, планируются и стимулируются при помощи особого механизма, который состоит из комплекса связанных между собой элементов: экономические методы, правовое обеспечение, финансовые рычаги, нормативное обеспечение и информационное сопровождение.
  5. Еще совсем недавно ключевыми источниками финансирования государственных организаций выступали бюджетные средства. Но рыночные трансформации весьма существенно изменили систему финансирования государственных организаций: в графе доходов появились источники хозяйственной деятельности и средства населения.
  6. Новые рыночные реалии привели к тому, что в какой-то период объем финансирования государственных организаций за счет бюджетных источников достиг минимальных значений, что вынудило их искать пути выживания.
  7. Еще совсем недавно ключевыми источниками финансирования государственных организаций выступали бюджетные средства. Но рыночные трансформации весьма существенно изменили систему финансирования государственных организаций: в графе доходов появились источники хозяйственной деятельности и средства населения. Новые рыночные реалии привели к тому, что в какой-то период объем финансирования государственных организаций за счет бюджетных источников достиг минимальных значений, что вынудило их искать пути выживания.
  8. Использование финансовых ресурсов государственных организаций в независимости от способа их получения (бюджетные средства или иные доходы) строго определено в соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации России, которые устанавливают конкретные цели расходования средств.


Страницы:   1   2   3