Заявка на расчет
Меню Услуги

Кадровое делопроизводство. формирование необходимых документов для компании (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ВСЕВЕД»). Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


3.2 Оценка (внутренний аудит) состояния кадрового делопроизводства в ЗАО «ВСЕВЕД»

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Постановка и ведение кадрового делопроизводства являются обязательным направлением работы любой компании, это касается и ЗАО «ВСЕВЕД». С необходимостью проведения аудита кадровой документации компания мы можем столкнуться на разных этапах работы, наиболее часто это обусловлено сменой кадровика и проводится в рамках процедуры приема-передачи дел кадровой службы либо после замечаний ГИТ.

Целями аудита могут являться:

обеспечение четкого соблюдения требований трудового законодательства;

приведение количества документов по кадровому делопроизводству к минимальному;

сокращение трудовых и материальных затрат на постановку и ведение кадрового делопроизводства;

повышение вероятности успешного прохождения проверок со стороны Государственной инспекции труда;

ликвидация материальных и других видов потерь при возникновении трудовых споров и т. д.

Процесс оценки проводился по следующему алгоритму:

1. Организация кадрового учета:

1.1. Структура, штатное расписание и штатная расстановка;

1.2. Локальные нормативные акты (содержание, оформление): обязательные; дополнительные; ознакомление с локальными нормативными актами.

1.3. Распределение обязанностей: должностные и рабочие инструкции; ведение трудовых книжек.

2. Ведение кадрового делопроизводства

2.1. Трудовые договоры с работниками: наличие, оформление, содержание (условия);

2.2. Приказы по личному составу: правильность издания приказов; соблюдение сроков ознакомления; регистрация и сроки хранения приказов по личному составу.

2.3. Трудовые книжки: заведение и учет трудовых книжек; ведение трудовых книжек: правильность и своевременность внесения записей, внесение исправлений; своевременность выдачи трудовых книжек при прекращении трудовых договоров.

2.4. Личные карточки: форма и своевременность заведения; полнота и правильность внесения записей; ознакомление с внесенными записями.

Мы не рассматривали вопросы соблюдения трудового законодательства, хотя этот вопрос при кадровом аудите чрезвычайно актуален.

Для анализа состояния кадрового делопроизводства мы применили SWOT –анализ. см. Таблицу3.

Таблица 3 SWOT-анализ деятельности ЗАО «ВСЕВЕД» по обеспечению кадрового делопроизводства [Источник: составлено автором]

Сильные стороны
Гибкая кадровая политика
Возможность влиять на штатное расписание.
Кадровое делопроизводство в целом налажено.
Обязательные локальные акты разработаны.
Трудовые договоры оформляются согласно требованиям.
Возможности
Разработать факультативные ЛНА об адаптации, испытательном сроке, повышении квалификации и обучении, о коммерческой тайне
Разработать должностные инструкции для ключевых позиций
Разработать квалификационные характеристики на основе вводимых стандартов
Слабые стороны
Недостаточное ресурсное,
техническое обеспечение
Нет факультативных локальных актов:
Положения о прохождении испытательного срока и адаптации
Положения об охране коммерческой тайны
Угрозы
Проверки ГИТ плановые и внеплановые
Трудовые споры с работниками
Дезорганизация деятельности по управлению персоналом

 

Исследование показало, что в компании в целом кадровое делопроизводство существует, однако не всегда своевременно оформляются некоторые документы. Так, инструктаж по охране труда и технике безопасности проводился, но оформлялся не своевременно. Не все трудовые книжки оформлены согласно требованиям. График отпусков был составлен с нарушением сроков. Отсутствует Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним. Не все работники ознакомлены с ПВТР, вернее нет их подписи в журнале ознакомления. Высокая текучесть кадров среди исполнителей может быть обусловлена отсутствием Положения об адаптации.

Важным моментом кадровой проверки стала ревизия журналов регистрации. Мы уже указывали, что все кадровые операции должны фиксироваться в специальных журналах (книгах) учета. Но оформление журналов должно быть единым: листы пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен сургучной печатью или опломбирован, заверен руководителем организации. Имеющиеся журналы в ЗАО «ВСЕВЕД» не прошнурованы и не опломбированы. Результаты сверки удобно свести в таблицу: [Источник: составлено автором]

Таблица 4. Таблица сверки документов

Документ отсутствует Документ есть, но требует внесения изменений и дополнений Документ полностью соответствует действующему законодательству, в корректировке не нуждается
Положение о защите коммерческой тайне Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) (в связи с многочисленными поправками в ТК РФ, создать проект новой редакции ПВТР, утвердить в соответствии со ст. 190, 372 ТК РФ, ознакомить всех работников под роспись) Штатное расписание
Положение об адаптации Трудовой договор (недостающие сведения внести непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определить приложением к трудовому договору или отдельным соглашением сторон, оформить с работниками в письменной форме) График отпусков
Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним Инструкция по охране труда и технике безопасности Книга учета военнообязанных
Должностные инструкции Номенклатура дел
Положение о премировании Унифицированные формы кадровых документов

 

Изменения в системе кадрового делопроизводства происходят постоянно, поэтому документы рекомендательные могут стать для компании обязательными. Это отражено в таблице 5. [Источник: составлено автором]

Таблица 5. Документы, которые могут стать обязательными

Перечень документов Условия, при которых эти документы становятся обязательными
Должностные инструкции Если должностные обязанности не включены в содержание трудового договора (либо есть ссылка на должностную инструкцию в тексте трудового договора)
Положение об оплате труда и материальном стимулировании Если в трудовых договорах не расписана система оплаты труда и материального стимулирования (необходимость в таком документе отпадает, если его содержание включено в состав коллективного договора или в правила ВТР)
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем Если в организации есть такой режим работы
График сменности Если в организации введена сменная работа
Положение об охране коммерческой тайны Если в трудовом договоре закреплено соблюдение работником коммерческой тайны
Коллективный договор Если достигнута договоренность об этом между работниками и работодателем
Договор о коллективной материальной ответственности Если в организации ведутся работы в соответствии с Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность

 

Таблица наглядно покажет, какие локальные нормативные акты требуют доработки, а какие нужно создать вновь. Итак, мы определили, каких документов в отделе кадров пока нет, но они должны появиться, какие следует доработать, какие можно оставить без изменения. Теперь важно обратить внимание на качество документов, правильность их составления с точки зрения кадрового делопроизводства, юридическую грамотность.

Численный состав персонала невелик, поэтому исправить сложившуюся ситуацию несложно. В следующих параграфах мы дадим рекомендации по разработке системы кадрового документооборота и делопроизводства в ЗАО «ВСЕВЕД».

 

3.3 Рекомендации по документационному обеспечению кадровой работы ЗАО «ВСЕВЕД»

 

Система управления кадрами (персоналом), как мы выяснили в процессе исследования, строго регламентирована, потому, что в центре ее находится человек, работник. Каждая функция этой системы должна быть описана соответствующим документом. Мы будем формулировать свои рекомендации по функциям управления.

Первая функция это рекрутинг. Функциональное назначение рекрутинга заключается в осуществлении предприятием поиска и отбора персонала требуемой квалификации и численности.

К основным документам по поиску и отбору персонала относятся:
1) На этапе поиска:

— заявка на поиск и отбор персонала;

— квалификационные требования к соискателю вакансии;

— объявление о вакансии

2) На этапе отбора:

— резюме;

— анкета;

— автобиография;

— личное заявление работника.

Целесообразно разработать стандартные формы этих документов, что повысит эффективность их обработки. Остановимся на объявлении о вакансии.

Оно имеет определенную структуру, а именно:

название вакансии, на которую требуется кандидат,

название и описание компании-работодателя,

основные требования, предъявляемые к кандидатам,

функциональные обязанности потенциальных сотрудников,

информация об условиях работы,

контактная информация для отправки резюме и связи с работодателем.

Этому документу следует уделить серьезное внимание, т.к. ошибки в его составлении могут повлечь наказание работодателя (дискриминация по полу, по возрасту).

Форма резюме, анкеты и автобиографии не регламентированы, а вот личное заявление о приеме на работу оговаривается в ТК РФ, его наличие необязательно

(исключение составляют государственные служащие), но если в компании принято писать заявление, его пишут на листе формата А-5.

Вторая функция – прием на работу. Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, определен в статье 65 Трудового кодекса РФ:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

К документам, удостоверяющим личность можно отнести:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта;

документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в Россию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);

справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым. Но в любом случае после оформления паспорта гражданина РФ работник должен представить его работодателю.

Справка об отсутствии судимости необходима, когда соискатель устраивается на работу с наркотическими средствами и психотропными веществам; педагогом (ст. 331 ТК РФ); в службы авиационной безопасности; в ведомственную охрану.

Заключение трудового договора также регламентируется трудовым законодательством. Единой унифицированной формы трудового договора не существует. Каждое предприятие вправе самостоятельно определять объем и структуру договора. Обязательные условия трудового договора: место работы, трудовая функция работника, дата начала работы, условия оплаты труда, режим труда и отдыха, компенсации за тяжелый труд, условия, определяющие характер работы, условия социального страхования работника. Могут быть прописаны дополнительные условия трудового договора: об уточнении места, об испытании, о неразглашении охраняемой законодательством тайны, об обязанности отработать после прохождения обучения и т.п. [42]

Трудовой договор оформляется в двух экземплярах и подписывается двумя сторонами. Приказ о приеме на работу относится к приказам по личному составу и оформляет процесс движения персонала внутри организации. Приказ может быть оформлен произвольно и с использованием унифицированной формы Т-1 или Т-1 а (оформляет прием сразу нескольких работников).

Оформление трудовой книжки. Форма трудовой книжки, а также правила ее ведения и хранения утверждены Постановлением Правительства от 16.04.2003 г. N 225 «О трудовых книжках».

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике,выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу, увольнении, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (ст. 66 ТК РФ). При заключении трудового договора впервые трудовую книжку работника и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования должен оформлять работодатель, принимающий на работу ранее наработавшего сотрудника (ст. 65 ТК РФ). См. Приложение 4.

Ведение личного дела и личной карточки. Личное дело работника – совокупность документов персонального учета, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности. Законодательство предусматривает обязательное ведение личных дел только на государственных гражданских служащих. Для других организаций ведение личных дел необязательно и определяется локальными актами и определенными профессиональными традициями – личное дело удобный документ учета кадров.

В личное дело рекомендуется включать следующие документы:

  • собственноручно написанное заявление о приеме на работу;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копии документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
  • копии документов воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (при предоставлении работников);
  • результаты предварительного медицинского осмотра (обследования), проводимого для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы (в случаях, предусмотренных законодательством);
  • копии документов об установлении инвалидности и о степени
  • ограничения способности к трудовой деятельности (в случае представления);
  • экземпляр трудового договора;
  • копию приказа о приеме на работу;
  • должностную инструкцию работника;
  • экземпляр договора о полной материальной ответственности (для категорий работников, предусмотренных Постановлением Минтруда
  • России от 31.12.2002 № 85);
  • соглашение о неразглашении информации, составляющей персональные данные работников организации (для работников, имеющих доступ к такой информации);
  • копии приказов о переводе на другую работу, о перемещениях,о поощрении, применении и снятии дисциплинарных взысканий;
  • копии документов, подтверждающих изменения анкетно — биографических данных (свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т.д.);
  • объяснительные и докладные записки, заявления работника;
  • материалы аттестаций;
  • результаты периодических медицинских осмотров (обследований);
  • документы, послужившие основаниями к приказу о прекращении (расторжении) трудового договора;
  • копию приказа о прекращении трудового договора;
  • копию трудовой книжки с внесенной записью о прекращении трудового договора.

В личное дело обычно помещается фотография работника установленного в организации формата (обычно, 4×6). Следует обновлять фотографии работников не реже, чем 1 раз в 5 лет или по достижении работниками возраста 20 и 45 лет (смена паспорта).

Как видим, личная карточка включает в себя очень полную информацию о работнике. В связи с этим следует вспомнить об обязательности составления Положения о персональных данных, наличие которого является обязательным.

К сожалению, в рамках выпускной квалификационной работы, мы не сможем изложить всю информацию по оформлению взаимоотношений «работник-работодатель», только отметим, что любые действия должны сопровождаться оформлением приказов и иных документов.

Остановимся на разработке локальных нормативных актов, не являющихся обязательными, но необходимыми. Мы считаем, что упорядочить работу поможет инструкция по кадровому делопроизводству, составленная с учетом специфики деятельности организации. Это не обязательный локальный акт, но он облегчит жизнь кадровикам. Рассмотрим, как разработать инструкцию. Типовой инструкции по кадровому делопроизводству для коммерческих организаций нет, работодатели могут составлять ее в произвольной форме. (Ст. 8 ТК РФ).

Инструкция должна включать следующие разделы: общие положения, оформление приема на работу, переводов, увольнений, работа с трудовыми книжками и т. д. Чтобы не разрабатывать формы первичных документов самостоятельно, можно применить унифицированные формы (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Целесообразно дополнить инструкцию шаблонами кадровых документов.

Фрагмент Типовой инструкции [45]

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция по кадровому делопроизводству в ЗАО «ВСЕВЕД» (далее – Инструкция) устанавливает единый порядок ведения кадрового делопроизводства в ЗАО «ВСЕВЕД» (далее – Общество). Кадровое делопроизводство ведет отдел кадров Общества (далее – отдел кадров) в соответствии с данной инструкцией.

Ответственность за ведение кадрового делопроизводства, соблюдение установленных правил работы, сроков оформления и сохранность кадровых документов возлагается на руководителя отдела кадров. Отдел кадров Общества выполняет следующие функции по кадровому делопроизводству:

1.1.1. Оформляет прием на работу, перевод и увольнение работников.

1.1.2. Ведет учет: – личного состава всех категорий работников; – листков нетрудоспособности; – использования рабочего времени.

1.1.3. Оформляет и учитывает предоставление отпусков работникам.

1.1.4. Отвечает за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек и вкладышей в них. 1.1.5. Оформляет поощрения и дисциплинарные взыскания.

1.1.6. Выдает справки и копии документов работникам. …

1.2. При оформлении документов, связанных с трудовой деятельностью работников, отдел кадров применяет унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В разделе «Общие положения» надо указать, зачем нужна инструкция. Определить, какие подразделения ведут кадровое делопроизводство (кадровая служба, отдел кадров). Отразить функции, которые выполняют эти подразделения.

Раздел «Оформление приема на работу» закрепляет порядок оформления нового работника. Регламентирует процедуру ознакомления с локальными актами. Здесь надо указать, какие документы составляет кадровая служба.

Фрагмент Типовой инструкции [36]

2. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМА НА РАБОТУ

2.1. В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса при приеме на работу лицо, поступающее на работу, должно предъявить, а сотрудник отдела кадров обязан затребовать у него следующие документы:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку (кроме совместителей и впервые поступающих на работу); – страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме впервые поступающих на работу);

– документы воинского учета. Для военнообязанных, пребывающих в запасе, – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

– документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки); – медицинскую справку (для несовершеннолетних).

2.2. Отделу кадров запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

2.3. По желанию при приеме на работу Работник может сообщить идентификационный номер налогоплательщика.

2.4. Для лиц, поступающих впервые на работу, отдел кадров оформляет трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

2.5. Если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка (утрата, порча или иная причина), то по письменному заявлению этого лица сотрудник отдела кадров оформляет ему новую трудовую книжку.

Подобным образом, описать подробно всю деятельность по кадровому делопроизводству в компании.

Кроме создания инструкции по кадровому делопроизводству мы рекомендуем составить Номенклатуру кадровых документов.

Номенклатура дел это систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения. Она выполняет несколько функций:

• закрепляет классификацию (группировку) исполненных документов в дела, систематизацию и индексацию дел, сроки их хранения;

• является основным учетным документом в делопроизводстве (в итоговой записи к номенклатуре дел указывается количество сформированных в течение года дел в зависимости от их категорий);

• используется в качестве поискового инструмента при ведении справочной работы по документам;

• является основой при составлении описей дел постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения при подготовке дел для передачи в архив организации.

Существует три вида номенклатур дел: типовые, примерные и индивидуальные (конкретные). Для ЗАО «ВСЕВЕД» номенклатура не является обязательной, но она поможет упорядочить документооборот в организации.

Если компания хочет идти в ногу со временем и привлекать эффективных сотрудников, ей нужна система ведения кадрового учета и делопроизводства, позволяющая планировать потребности в персонале, развивать сотрудников, своевременно и правильно начислять им положенные выплаты. Автоматизация кадрового учета способствует поиску и принятию наилучших решений в части использования человеческих ресурсов. Автоматизация означает сведение к минимуму возможных ошибок в расчетах и начислениях, а также в оформлении документов, в том числе отчетности. Чем более детально и полно автоматизированы ежедневные рутинные операции (подготовка приказов, отчетов, учет личных дел), тем проще кадровикам и бухгалтерам справляться со своими обязанностями, тем меньше претензий и нареканий к их работе – как со стороны руководства учреждения, так и от проверяющих.

Специальной программе можно доверить:

  • ведение штатного расписания, структуры организации;
  • учет личных дел сотрудников;
  • подготовку приказов;
  • учет отпусков;
  • формирование табелей на основе приказов;
  • формирование отчетности.

Программа помогает спланировать и контролировать профессиональное развитие сотрудников учреждения – повышение квалификации, переподготовку, стажировки, аттестацию на соответствие должности, квалификационные экзамены, присвоение классных чинов и специальных званий. В нужный момент система сама напомнит о необходимости отправить того или иного сотрудника на обучение или аттестацию на соответствие занимаемой должности. Используя данные о пройденном сотрудниками обучении, руководитель может делать выводы о компетенции персонала. Важная для кадровика или бухгалтера возможность – оформление и вывод на печать в готовом виде данных по сотрудникам (карточки Т-2 и Т-2ГС, аттестационный лист, экзаменационный лист и так далее). Программа кадрового учета позволяет автоматически составить штатное расписание на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, а также реестра должностей государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. Кроме того, специалист по кадрам или бухгалтер сможет автоматически формировать:

• приказы об изменении оргструктуры учреждения (создании, расформировании, реорганизации подразделений и штатных единиц);

• унифицированные документы (такие как форма Т-3);

• списки занятых ставок и вакансий;

• приказы по кадрам (например, формы Т-1, Т-5).

Подводя итог, приведем сводную таблицу кадровых документов, которые должны быть в современной организации: (Таблица 6) [Источник: составлено автором]

Таблица 6. Сводная таблица кадровых документов

  Обязательные кадровые документы
Локальные и внутренние – Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) (абз. 3 ч. второй ст. 21, абз. 5 ч. первой ст. 22, ч. третья ст. 189 ТК РФ); – Положение по защите персональных данных (абз. 5 ст. 88 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ); – документ по вопросам оплаты труда, если этот вопрос не освещен в коллективном договоре или ПВТР (ч. вторая ст. 135 ТК РФ); – штатное расписание (ст. 15, абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ)*; – график отпусков (ст. 123 ТК РФ) и др.
Вопрос об обязательности штатного расписания спорный, но этот документ запрашивают при большинстве проверок.
Документы, трудовую деятельность – Трудовые договоры (ст. 56, 67 ТК РФ); – трудовые книжки (ч. третья ст. 66 ТК РФ, п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек)
документы – Приказы о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ); – приказы о переводе, перемещении, предоставлении отпуска (ст. 72.1 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1); – приказы об увольнении (ст. 84.1 ТК РФ) и др.

 

Негосударственные компании, такие как ЗАО «ВСЕВЕД» с 1 января 2013 года обязаны утверждать формы первичных документов, по которым они будут работать с кадрами, при этом можно использовать образцы утвержденные Госкомстатом России от 5 января 2004 года, после того как утвердят их приказом по организации.
Подведем итог нашему исследованию:
Кадровое делопроизводство это деятельность, охватывающая составление кадровых документов и организацию работы с ними. Позволяет вести учет личного состава в компании, хранение и заполнение трудовых книжек работников, кадровик ведет документацию по делопроизводству, контролирует исполнение руководителями компании приказов и распоряжений, изучает движение кадров, готовит и систематизирует материалы аттестации
готовит материалы для представления к награде и премии.
Согласно действующему законодательству работодатель обязан вести
кадровое делопроизводство на каждого работающего сотрудника и
осуществлять грамотное оформление, учет, и хранение кадровых документов до 75 лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Знание кадрового делопроизводства, правил обработки и хранения персональных данных необходимые условия эффективной работы специалиста по управлению персоналом. Информация, содержащаяся в документах организации, имеет большое значение для функционирования организации в целом. Кадровая документация имеет свои особенности, так как она связана не только с деятельностью организации, но и с трудовой деятельностью конкретного работника, поэтому одной из наиболее важных функций кадровой службы организации является документирование трудовых правоотношений.

Таким образом, цель, поставленная во введении, – достигнута, а сформулированные задачи – решены.

Во-первых, делопроизводство – это все, что касается работы с документами, начиная с их создания и заканчивая передачей в архив. Совокупность всех действий, связанных с обработкой входящей документации, называется документооборотом в организации. Кадровое делопроизводство — отрасль деятельности, документирующая трудовые отношения, фиксирующая информацию о наличии и движении персонала, в результате этого кадровые процедуры приобретают документальное оформление.

Во-вторых, кадровая документация фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате этого все кадровые процедуры документально оформляются, что взаимовыгодно работодателю и работнику. Следует заменить, что в настоящее время не все работодатели не придают значимость кадровому делопроизводству как процессу документирования трудовых отношений.

В-третьих, компания ЗАО «ВСЕВЕД» является туроператором, что дает право на осуществление деятельности по организации обучения за рубежом.
Деятельность «ВСЕВЕД» определяется решениями совета учредителей и задачами коммерческой деятельности акционерного общества закрытого типа. Согласно им, «ВСЕВЕД» занимается следующими видами деятельности: аналитика и обзоры в сфере образования; рекламная деятельность в сфере образовательных услуг; организация обучения за рубежом; издательская деятельность.

В-четвертых, исследование показало, что в компании в целом кадровое делопроизводство существует, однако не всегда своевременно оформляются некоторые документы. Так, инструктаж по охране труда и технике безопасности проводился, но оформлялся не своевременно. Не все трудовые книжки оформлены согласно требованиям. График отпусков был составлен с нарушением сроков. Отсутствует Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним. Не все работники ознакомлены с ПВТР, вернее нет их подписи в журнале ознакомления. Высокая текучесть кадров среди исполнителей может быть обусловлена отсутствием Положения об адаптации.

В-пятых, важным моментом кадровой проверки стала ревизия журналов регистрации. Мы уже указывали, что все кадровые операции должны фиксироваться в специальных журналах (книгах) учета. Но оформление журналов должно быть единым: листы пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен сургучной печатью или опломбирован, заверен руководителем организации. Имеющиеся журналы в ЗАО «ВСЕВЕД» не прошнурованы и не опломбированы. Численный состав персонала невелик, поэтому исправить сложившуюся ситуацию несложно.

В-шестых, целесообразно разработать стандартные формы документов, что повысит эффективность их обработки. Упорядочить работу поможет инструкция по кадровому делопроизводству, составленная с учетом специфики деятельности организации. Это не обязательный локальный акт, но он облегчит жизнь кадровикам. Инструкция должна включать следующие разделы: общие положения, оформление приема на работу, переводов, увольнений, работа с трудовыми книжками и т. д. Чтобы не разрабатывать формы первичных документов самостоятельно, можно применить унифицированные формы.

В-седьмых, целесообразно дополнить инструкцию шаблонами кадровых документов. Если компания хочет идти в ногу со временем и привлекать эффективных сотрудников, ей нужна система ведения кадрового учета и делопроизводства, позволяющая планировать потребности в персонале, развивать сотрудников, своевременно и правильно начислять им положенные выплаты. Автоматизация кадрового учета способствует поиску и принятию наилучших решений в части использования человеческих ресурсов. Автоматизация означает сведение к минимуму возможных ошибок в расчетах и начислениях, а также в оформлении документов, в том числе отчетности. Чем более детально и полно автоматизированы ежедневные рутинные операции (подготовка приказов, отчетов, учет личных дел), тем проще кадровикам и бухгалтерам справляться со своими обязанностями, тем меньше претензий и нареканий к их работе – как со стороны руководства учреждения, так и от проверяющих.

 

Список используемой литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 15.04.2017)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 10.04.2017)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 10.04.2017)
  4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 01.04.2017)
  5. О коммерческой тайне. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 01.04.2017)
  6. О персональных данных. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ [Электронный ресурс]: система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/186478/#text (дата обращения: 04.04.2017)

Научно-методическая литература:

  1. Алимова, Н.А. Большой справочник кадровика / Н.А. Алимова [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/article/ponyatie-tseli-i-zadachi-otdela-kadrov (дата обращения: 04.04.2017)
  2. Андреева, В.И. Делопроизводство в кадровой службе / В.И. Андреева // Справочник кадровика [Текст]. — 2015. — № 10. – С.71-82.
  3. Андреева, В.И. Делопроизводство. Практическое пособие на основании новых нормативов / В.И. Андреева [Текст]. – М.: Управление персоналом, 2016. – 200 с.
  4. Архивная компания ОРБ [Электронный ресурс]. URL: http://orbrm.ru/peredacha-del-na-arhivnoe-hranenie/
  5. https://www.kdelo.ru/art/68054-red-kadrovye-dokumenty-hranenie-i-podgotovka-k-sdache-v-arhiv (дата обращения: 04.06.2017)
  6. Басаков, М.И. Документы и документооборот коммерческой организации. Практическое пособие / М.И. Басаков [Текст]. – М.: Феникс, 2015. – 415 с.
  7. Басаков, М.И. Справочник кадровика. Документирование кадровой деятельности / М.И. Басаков [Текст]. – М.: Феникс, 2014. – 382 с.
  8. Бойкова, О.Ф. Защита персональных данных: касается всех!: практическое пособие / О.Ф. Бойкова [Текст]. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012. – 96 с.
  9. Бондарева, Т.Н. Секретарское дело / Т.Н. Бондарева [Текст]. — М.: Высшая школа, 2015. – 214 с.
  10.  Васильев, М.В. Кадровое делопроизводство: как избежать ошибок / М.В. Васильев // Налоговый вестник [Текст]. — 2015. — № 3. — С. 4-6
  11. Веселов, П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки / П.В. Веселов [Текст]. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» (ИВЦ), 2015. – 78 с.
  12. Гуреев, В.И. Налоговое право / В.И. Гуреев [Текст]. — М.: Экономика, 2014. — 253 с.
  13. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Издательство «Академия Естествознания», 2009. URL: http://www.rae.ru/monographs/53 (дата обращения: 29.03.2017)
  14. Документы и делопроизводство: справ. пособие / сост. М. Т. Лихачев; ред. А. С. Мельникова [Текст]. – М.: Экономика, 2013. – 270 с.
  15. Забрашная, Е.Ю. Перевод на другую работу / Е.Ю. Забрашная // Справочник кадровика [Текст]. — 2014. — № 12. — С.6-8.
  16. Захаркина, О.И. Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база / О.И. Захаркина, Д.Е. Гусятникова, М.А. Шитова [Текст]. — М.: Омега-Л, 2015. – 260 с.
  17. Зиновьева, Н.Б. Документоведение. Учебно-методическое пособие / Н.Б. Зиновьева [Текст]. — М.: Профиздат, 2016. — 208 с.
  18. Кадровое делопроизводство [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кадровое делопроизводство (дата обращения: 04.04.2017)
  19. Кадровое делопроизводство: состав и виды кадровой документации [Электронный ресурс]. URL: http://fimir.ru/about/articles/176/ (дата обращения: 04.04.2017)
  20. Капустин, С.Н. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация / С.Н. Капустин, В.Н. Федосеев [Текст]. – Экзамен, 2016. – 368 с.
  21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов [Текст]. – М.: Инфра-М, 2012. – 695 с.
  22. Комышев, А. Л. Основы документационного обеспечения управления: Учебное пособие для экономистов, бухгалтеров, аудиторов и менеджеров / А.Л. Комышев [Текст]. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2014. — 224 с.
  23. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления / Т.В. Кузнецова (ред.), Л.В. Санкина, Т.А. Быкова и др [Текст]. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 360 с.
  24. Куняев, Н.Н. Документоведение. Учебник / Н.Н. Куняев, Д.Н. Уралов, А.Г. Фабричнов [Текст]. — М.: Логос, 2014. – 178 с.
  25. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: Учебник / Н.Н. Кушнаренко. — 2-е изд., перераб. и доп [Текст]. — Киев: Знания, 2015. — 459с.
  26. Ларин, М.В. Документационное обеспечение управления проектами: Учебно-методическое пособие / М.В. Ларин, М.М. Ларин [Текст]. — М.: ВНИИДАД, 2015. – 192 с.
  27. Ларин, М.В. Оформление служебной документации: Рекомендации на основе ГОСТ 6.30-2003 / М.В. Ларин, А.Н. Сокова [Текст]. – 2-е изд. – М.: МЦФЭР, 2013. – 112 с.
  28. Ларьков, Н. С. Документоведение: учеб. пособие / Н. С. Ларьков [Текст]. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2014. – 427 с.
  29. Леванов, В.И. Должностные инструкции / В.И. Леванов // Справочник по управлению персоналом [Текст]. — 2014. — № 1. – С.27-29
  30. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов / В.В. Лукашевич [Текст]. – М.: КноРус, 2015. – 240 с.
  31. Малькова, Е.Н. Обязательные кадровые документы, формируемые в кадровой службе предприятия / Е.Н. Малькова [Электронный ресурс]: // Кадровые решения. — 2014. — № 7. URL: http://www.profiz.ru/kr/7_2008/ (дата обращения: 04.04.2017)
  32. Моор Э.И. Роль кадровой документации в управлении персоналом организации [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский Политехнический университет URL:http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Conferences/2012/C1/209.pdf (дата обращения: 10.05.2017)
  33. Непогода, А.В. Делопроизводство компании / А.В. Непогода, П.А. Семченко) [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=35829&g=1 (дата обращения: 10.04.2017)
  34. Овчинникова, Т.И. Место службы управления персоналом в структуре организации / Т.И. Овчинникова [Электронный ресурс]: // Кадры предприятия. — 2013. — №11. URL: http://www.kapr.ru/articles/2003/11/3110.html (дата обращения: 08.04.2017)
  35. Организация кадровой работы. Типовое Положение об отделе кадров [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizneshaus.ru/kadry.html (дата обращения: 24.01.2017)
  36. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. — 2-е изд., перераб. и доп [Текст]. — М.: ИНФРА-М, 2012. – 592 с.
  37. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства [Электронный ресурс] // Департамент кадрового учета. URL: http://kadri.center21vek.ru/content/article/24/ (дата обращения: 04.06.2017)
  38. Орлова, Е.В. Кадровые первичные учетные документы в 2013 году / Е.В. Орлова [Электронный ресурс]: // Справочник кадровика. — 2013. — № 1. URL: / http://www.pro-personal.ru/journal/rubric/146/ (дата обращения: 04.04.2017)
  39. Печникова, Т. В. Документационное обеспечение деятельности организации: Учебное пособие / Т. В. Печникова, А. В. Печникова [Текст]. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКСМО, 2014. — 208 с.
  40. Потапова, А.В. Прием на работу шаг за шагом / А.В. Потапова // Справочник кадровик [Текст]. — 2013. — № 10. — С.36-40.
  41. Семенихин, В.В. Все о приеме и увольнении работников / В.В. Семенихин [Текст]. – М.: Эксмо, 2013. – 448 с.
  42. Семенихин, В.В. Кадровый документооборот / В.В. Семенихин. – М.: Эксмо, 2013. — 500 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/vitaliy-semenihin/kadrovyy-dokumentooborot/ (дата обращения: 11.04.2017)
  43. Сербинский, С. И. Управление персоналом. Учебное пособие / Под ред. Б. Ю. Сербинского и С. И. Самыгина [Текст]. — М.: «Издательство Приор», 2012 — 432 с.
  44. Ситникова, Е.Г. Оформление трудовых отношений в организации: правовой и делопроизводственный аспект / Е.Г. Ситникова // Библиотечка «Российской газеты» [Текст]. — 2012. — Выпуск № 3. — С. 90
  45. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Н. Столяров [Текст]. – М.: Либерея-Бибинформ, 2014. – 224 с.
  46. Типовая организационная структура системы управления персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/sluzhba-upravleniya-personalom.html (дата обращения: 04.03.2017)
  47. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова [Текст]. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2013. — 312 с.
  48. Федеральная служба по труду и занятости Роструд [Электронный ресурс]. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 13.05.2017)
  49. Храмцовская, Н.А. Тихая электронная революция в делопроизводстве и архивном деле / Н.А. Храмцовская // Секретарь-референт. — 2010. — № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/sr/12_2010/ (дата обращения: 13.04.2017)
  50. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Управление персоналом и кадровая работа. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 264 с.
  51. Ярцева, С.И. Лекции по предмету Управление персоналом, 2015 / С.И. Ярцева [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-besplatno.com/personalom-upravlenie/lektsii-predmetu-upravlenie.html (дата обращения: 18.04.2017)

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф