Сессия под ключ!
Меню Услуги

Конкурентоспособность предприятия и мероприятия по ее совершенствованию

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1  2  3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия строительной отрасли

1.1Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности

1.2Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

1.3Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Глава 2 Анализ организационно — экономической деятельности ООО

«Промтекс» и оценка его конкурентоспособности

2.1 Краткая характеристика деятельности строительного предприятия ООО «Промтекс»

2.2Динамика основных технико-экономических показателей строительного предприятия

2.3Анализ качества предоставляемых строительных услуг и оценка конкурентоспособности исследуемого предприятия

2.4 Анализ конкурентоспособности ООО «Промтекс»

Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности продукции ООО «Промтекс» на региональном рынке строительной деятельности

Список использованной литературы

 

Введение

 

Функционирование предприятий неосуществимо без учёта деятельности конкурентов, которые определятся составляющими единой цепи — экономики. Существование предприятий в обстоятельствах конкурентной борьбы — неизбежный фактор, устанавливающий право на работу любой объединения. Конкурентная как битва санкционирует вычленение из массы организаций непреложных лидеров, способных изготовлять и совершать подлинно качественные и жизненно важные для нынешней жизни товары и услуги, которые станут востребованы народонаселением.

Именно поэтому важно понимать сильные и слабые стороны конкурентов и, отталкиваясь от этого, обретать аргументированные решения в пользу подъема конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция синхронно имеет и положительные и отрицательные стороны:

  • она содействует формированию научно-технического прогресса, неизменно вынуждая товаропроизводителя использовать инновационные технологии, разумно применять ресурсы. В ходе ее вытесняются экономически непродуктивные производства, отжить свой век техника, некачественные товары;
  • она тонко реагирует на трансформирование спроса, подводит к удешевлению издержек производства, задерживает рост цен, а в ряде случаев направляет к их снижению;
  • в известной грани выравнивает норму прибыли на капитал и величину заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

  • сообщает бизнесу обусловленную нестабильность, формирует обстоятельства для безработицы, инфляции и банкротства;
  • ведет к дифференциации доходов и созидает условия для их незаслуженного распределения;
  • ее результатом может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Контроль за конкурентами, при компетентном подходе и стремительных и точных актах со стороны менеджмента организации, разрешит удовлетворить характерные требования потребителя раньше и лучше других.

Лишь обнаружив слабые и сильные стороны конкурентов, можно точно дать оценку их потенциала, целей и стратегий, что санкционирует в будущем стратегически верно сконцентрировать внимание на том курсе, где конкурент слабее. И это будет надежным путём к расширению своих личных преимуществ в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность — сложное и многостороннее воззрение, заключающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его важнейшие характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей.

Многосторонность данного взгляда обуславливается совпадением производимых организацией товаров и услуг запросам рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду существенности коммерческих характеристик и обстоятельств реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

Успешность компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее отвечающие потребностям рынка и потребителей. Вследствие этого очень существенно уделять пристальный интерес такому значительному аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

В данное время поле конкуренции для российских промышленных компаний существенно расширилось. Имеется количественное и качественное усложнение конкурентной среды деятельности предприятий, увеличение уровня и насыщенности конкуренции. С расширением потенциалов для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным формированием инвестиционной сферы, усиливается нужда обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий как главного обстоятельства действенности их функционирования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что все предприятия и организации в большей или меньшей мере встречаются с проблемой конкуренции, поэтому чтобы не сойти с дистанции в условиях жесткой конкуренции и развиваться, надо проводить анализ сформировавшегося положения на рынке, а так же принимать меры по повышению конкурентоспособности.

В качестве объекта исследования выбрано предприятие — ООО «Промтекс», функционирующее в строительной области.

Предметом исследования являются процессы, проистекающие во внешней и внутренней среде предприятия, устанавливающие уровень конкурентоспособности компании.

Целью данной дипломной работы является разработка предложений по улучшению конкурентных возможностей предприятия на примере ООО «Промтекс». Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи:

  1. Изучить теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности предприятий строительной отрасли.
  2. Дать характеристику предприятия ООО «Промтекс» и его современного положения.
  3. Проанализировать организационно-экономическую деятельность предприятия и качества строительных услуг.
  4. Оценить конкурентоспособность ООО «Промтекс».
  5. Разработать комплексные мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности ООО «Промтекс» на региональном рынке строительной деятельности.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. В частности, определены понятие и сущность конкуренции, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, а также методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия строительной отрасли.

Во второй главе проводится анализ организационно-экономической деятельности предприятия (на примере ООО Промтекс). В частности, приводится краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Промтекс», рассматривается динамика основных технико-экономических показателей и существующая система оценки качества выполняемых работ, а также дается оценка конкурентоспособности продукции ООО «Промтекс».

В третьей главе предлагаются комплексные мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности исследуемого предприятия «Промтекс».

В заключении подводятся основные выводы и формируются предложения.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Маккей X., Карлоф Б., Савицкая Г.В., Портер М., Фатхутдинов Р.А., Завьялов П.С., Зулькарнаев И. У., Емельянов В. И. и другие.

Методической основой исследования явились метод сравнительного анализа информационных источников и периодической литературы, изучение учебно-методических пособий, изучение документации, относящейся к деятельности производственных организаций и табличный и графический методы.

Объём работы изложен на 93 листах (82 листа — выпускная квалификационная работа и 11 листов — приложения) и включает 13 рисунков, 14 таблиц и 5 приложений.

 

Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия строительной отрасли

1.1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности

 

Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них[6, с.103]:

Как отмечает в своей статье В.П. Жила: «Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии» [13, с.92].

Другой автор В.Л.Белоусов отмечает: «Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

Г.Л. Багиев в учебнике дает следующую формулировку: «Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере. В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции [19, с.216].

Группа авторов Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. представляют «Конкуренцию как многофакторную категорию. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от:

  • модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);
  • формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);
  • стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;
  • мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;
  • степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

— И далее отмечают, что именно конкуренция[16, с.16-17]:

  • оживляет рынок;
  • заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;
  • заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
  • заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;

— обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу.

Диалог по данной проблеме продолжает другой автор А.Н. Белковский, он отмечает: «Борьба за экономическое выживание и процветание — закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность — монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

  • на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
  • рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
  • покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
  • должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
  • производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения.

Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются.

Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей. В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам — несовершенной конкуренции.

Рис. 1.1. Типы рынков несовершенной конкуренции [8,с.27]

Таким образом, классификационных признака два:

  • количество продавцов на рынке;
  • дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.

Далее приведем цитату автора А. Трубилина, который рассматривает чистую монополию и характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей. Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены. Деятельность чистых или почти чистых монополистов (например, РАО «ЕЭС Россия») обычно регулируется государством. В этом случае государство стремится обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды. Негативные последствия чистой монополии проявляются в том, что у предприятия- монополиста отсутствуют необходимые внешние стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции. Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии.

В первом случае производятся и продаются недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором случае — дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические организации ведут неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны следующие черты:

  • продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
  • небольшое число продавцов;
  • существуют значительные барьеры входа и выхода;
  • прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;
  • продаваемый товар может быть как дифференцированным так и однородным.

Также автор отмечает, что «чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов. Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести. Для чистой конкуренции характерно:

  • наличие большого количества экономических агентов, продавцов и покупателей;
  • однородность продаваемой продукции;
  • ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.

Для рассмотрения монополистической конкуренции выберем цитату Н.К.Боброва, от отмечает, что в данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты [6, с.16]:

  • продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
  • тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой;
  • на данном рынке действует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.

Как подчеркивает в статье Какимжанова З. «В известном смысле конкуренция — двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя — конкурент оказывается его лучшим другом. Конкурентная среда — рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба — совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента [10,с. 279].

Наиболее характерные факторы, влияющие на конкурентную борьбу представляет автор А.П. Градова:

  • размер рынка — чем больше, тем сильнее конкуренты;
  • темпы роста рынка — быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
  • мощности — излишние мощности приводят к падению цен;
  • препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
  • цена;
  • уровень стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
  • мобильные технологические модули;
  • требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа- выхода;
  • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
  • экономия на масштабе — увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

— быстрое обновление ассортимента продукции.

Автор Фатхутдинов Р.А. предлагает следующие формы конкурентной борьбы, которые, по его мнению, зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента [29, с.277].

И предлагает в своей книге «Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент» следующие подходы к категориям конкурентоспособности: «Существует три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого). Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику [29, с 300].

Зарубежные коллеги Маккей X., Карлоф Б. в своем исследовании предлагают заострить внимание на следующих фактах: «Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков [20, с 36]:

  • потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);
  • общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
  • работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании

Таким образом, из анализа источников литературы можно сформулировать следующий вывод для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо[20,с.58]:

  • обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя,
  • поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.
  • Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Анализ данного вопроса начнем с цитаты Фатхутдинов Р.А., который выдвигает специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.

Так, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации [28, с.89].

Далее интересна точка зрения В.И. Емельянова, который отмечает, что конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам [28,с.109]:

  • фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций:
  • должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);
  • фактор качества объекта;
  • фактор масштаба (объема) производства объекта;
  • фактор освоенности объекта в производстве:
  • метод получения информации для принятия управленческого решения;
  • условия применения (эксплуатации) объекта;
  • фактор инфляции; фактор риска и неопределенности.

Корифей экономической теории Г.В. Савицкая отмечает по данному вопросу следующие: «Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов. В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособности объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты. Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества»[23, с.45]. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

Классификация Горбацевича:

  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
  • внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

Классификация Трубилина:

  • факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
  • показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
  • экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [28, с.129]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара. Внешние факторы [30, с.110]:

  • уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого конкурентоспособности товара);
  • уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  • сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  • сила конкуренции на входе системы, среди поставиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  • сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  • появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  • уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  • активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т.д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

Внутренние факторы [30,с.129]:

  • патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  • рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  • конкурентоспособность персонала системы (повышение

конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);

  • прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  • прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  • научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  • обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние. Существует также мнение (Воронов, И.Г., Гумба Х.М., Баумгартен Л.Г. и других), что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

Автор учебника «Стратегическое управление» Ансофф И. подчеркивает, тот факт, что в последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем.

В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции [1, с.97].

Ряд других авторов (Белоусов В.Л., А.Г. Грязнова, Жила В.П. и другие) анализируя факторы конкурентоспособности предприятия, предлагают иные принципы систематизации. В частности, предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.

Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют:

  • коммерческие условия — возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения товарообменных сделок;
  • организация сбытовой сети — расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами «паблик рилейшнз»;
  • организация технического обслуживания продукции — объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.;
  • представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции;
  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

Е.А. Иванов специализирующаяся на проблеме конкурентоспособности предприятий, отмечает, что «на конкурентоспособность предприятий, перерабатывающих сырье, оказывают влияние, прежде всего, такие факторы, как:

  • величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости других производственных ресурсов — рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии;
  • состояния конъюнктуры рынка конечного продукта переработки сырья, динамики цен в результате колебаний спроса и предложения, расходов на транспортировку сырья к месту переработки или потребления;
  • формы коммерческих и других связей между производителями и потребителями.

Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как эти товары потребляются» [17, с.40].

Автор И.У. Зулькарнаев всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, предлагает разделить на 3 группы[16, с.15]:

  • цели, которые ставит перед собой организация;
  • ресурсы, которыми располагает организация, и умение продуктивно их использовать;
  • факторы внешней среды.

Также конкурентоспособность организации определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынке, мощностью сбытовой сети, раскрывает автор Мерсер Д. Наиболее подробный анализ конкурентоспособности проведен профессором Гарвардского университета М. Портером.

По его мнению, она определяется наличием у отрасли конкурентных преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

В своей работе «Международная конкуренция» автор пришел к выводу, что конкурентное преимущество фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, во многом зависит от ряда факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы.

К основным факторам отнесены: наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке» (рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Основные детерминанты конкурентного преимущества предприятия [9, с. 109]

Х.М. Гумба в своей статье отмечает следующие: «Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп, основополагающим принципом определения конкурентоспособности фирмы по которым выступает принцип продуктивности использования ресурсов:

Людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы. Физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия. Ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.

Денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.

Инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы» [22,с.207].

Таким образом, не притязая на всю полноту, проведенный анализ факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность фирмы, показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.


1  2  3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф