2.3 Рекомендации по развитию корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк России»
Сильная («культовая») корпоративная культура включает в себя 3 аспекта:
- Содержание (миссия, ценности, цели, приоритеты развития, инструменты);
- Однородность (все части организации на 80% имеют похожую культуру, на 20% адаптируют ее к особенностям профессии/уровню управления/стилю руководителя);
- Эмоциональная приверженность (люди верят и ведут в себя в соответствии с культурой).
«Любые технологии в нашем бизнесе можно скопировать, любые продукты в нашем бизнесе можно воссоздать, но выделиться и создать уникальную организацию можно только с помощью одного – мы должны создать компанию с уникальной корпоративной культурой» – Президент, Председатель Правления ОАО «Сбербанк России» Герман Оскарович Греф, ГОСА 2014г.[25]
Культура Сбербанка – это особая среда, которая позволяет сотрудникам стать лучшей версией самих себя, чтобы делать жизнь наших клиентов и общества лучше.
Диагностика состояния корпоративной культуры в настоящее время проводится с помощью следующих инструментов:
- Интервью, которое позволяет установить контакт с персоналом и получить информацию, отличную от информации в документах и анкетах;
- Фокус-групп с различными уровнями сотрудников Банка, которые, с одной стороны, позволяют выявить настроения, потребности персонала, с другой – вовлекают рядовых работников в процесс развития корпоративной культуры;
- Опроса вовлеченности, который дает сведения о том, каково представление сотрудника о его месте в компании, о его важности для бизнес-процессов;
- Типологии, позволяющей определить к какому типу относится корпоративная культура Банка и соотнести особенности данной корпоративной культуры с признаками данного типа;
- Наблюдения за рабочими ситуациями в различных подразделениях Банка, которые дают представление о поведении сотрудников не только в рамках нормативных документов, но и отношении с внутренними и внешними клиентами;
- Опроса клиентов, который может дать объективный взгляд со стороны на компанию.
В 2014г. международная консалтинговая компания McKinsey & Company проводила сравнительный анализ корпоративной культуры 2008г и 2014г.
По сравнению с 2008г. Банк сделал огромный шаг в совершенствовании корпоративной культуры: есть атрибуты, которые необходимо развить, но также есть текущие атрибуты, которые необходимо сохранить.
Итак, текущие атрибуты, от которых необходимо отказаться:
- бюрократизм;
- иерархичность;
- соперничество;
- стремление к статусу.
Текущие атрибуты, которые необходимо сохранить:
- ориентация на клиента;
- новаторство;
- непрерывное совершенствование;
- ответственность за результат;
- эффективность.
Желаемые атрибуты для развития:
- уважение к внутренним клиентам;
- в центре внимания – сотрудники;
- доверие и открытость;
- готовность к сотрудничеству.
Также в 2014г. были проведены массовые интервью с сотрудниками, по итогам которых был выявлен потенциал для развития корпоративной культуры Банка.
Негативные атрибуты культуры сегодня:
▪Слова и дела некоторых руководителей не всегда совпадают.
▪Руководители очень разные, не всегда единый взгляд и действия команды, разногласия Центральным аппаратом и Территориальными банками .
▪Сильные и разные субкультуры, команда = мое подразделение.
▪На развитие людей не всегда хватает времени и навыков.
▪Много негативной (часто публичной) и мало позитивной обратной связи.
▪Страх ошибки и наказания, отчет иногда важнее реальности .
▪Медленное принятие и реализация решений.
▪Избыточный предварительный контроль, недоверие.
▪Результат (а часто его видимость) любой ценой.
Атрибуты желаемой культуры:
▪Руководитель дает пример культуры своим поведением, коммуникацией и наставничеством.
▪Руководители имеют единое видение со своим лидером.
▪Команда = весь банк (кросс-функциональное взаимодействие и единая культура).
▪Лидеры растят лидеров (наставничество, менторство и коучинг обязательны).
▪Позитивная обратная связь и гордость успехами
▪Честность и право на ошибку для быстрой и системной реакции на проблемы и инноваций
▪Быстрые договоренности и их реализация, демократура (демократия в обсуждении, диктатура в реализации).
▪Доверие и полномочия, ответственность, контроль отклонений и постконтроль.
▪Реальный и системный результат через эффективное управление людьми и ресурсами.
Как резюме проведенных исследований необходимо разработать единую программу по развитию корпоративной культуры.
Цели этой программы:
▪Повышение вовлеченности сотрудников.
▪Повысить удовлетворенность и лояльность внутренних и внешних клиентов.
▪Построить культуру, в центре которой лежит миссия.
▪Построить зрелую и эффективную организацию.
Приоритетные атрибуты программы- это переход:
▪От страха ошибки и неудачи к инициативе, инновациям, творчеству и праву на ошибку.
▪От страха наказания от начальника к пониманию сотрудником своей значимости для организации и уверенности в завтрашнем дне
▪От разобщенности к командности, доверию и взаимопомощи
▪От функциональных и территориальных «колодцев» к общей команде Банка
▪От отсутствия понимания между разными уровнями управления к системе взаимодействия, основанной на открытости и уважении, профессионализме и отсутствии страха
▪От коллективной безответственности к персональной ответственности
Амбициозные результаты по окончанию проекта:
▪Обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество Сбербанка
▪Сформировать модели поведения сотрудников, соответствующие миссии и ценностям и способствующие выполнению стратегии
▪Добиться HR – бренд лучшего работодателя на рынке
▪Принести пользу российскому обществу в целом (образовательные проекты, благотворительность, кадровый резерв, инструменты изменения культуры)
Основные направления работы по программе на 2015г. представлены в Таблице 7:
Таблица 7. Основные направления работы по программе на 2015г
| Область деятельности | Действия |
| Коммуникации
| ▪Каскадирование Книги ценностей и Кодекса ▪Страница корпоративной культуры на корпоративном портале банка ▪Коммуникация приоритетов в области корпоративной для руководителей блоков ▪«Горячая линия» по вопросам корпоративной культуры |
| Обучение | ▪Программы по корпоративной культуре и по эмоциональному интеллекту ▪Библиотека примеров по трансформации корпоративной культуры ▪Адаптация программ обучения корпоративного университета |
| Пример руководителя / ролевые модели | ▪Приоритеты в части целевых моделей поведения и стилей лидерства для руководителей ▪Запуск пилота по стилям лидерства и климату внутри коллектива ▪Система нематериальной мотивации (актуализация / дополнение / систематизация), разработка и запуск программы нематериального поощрения для проектных команд (пилот) ▪Руководство и тренинг для менеджеров по использованию нематериального поощрения ▪Примеры действий / ритуалов для руководителей (открытая коммуникация и позитивная мотивация) ▪Награждение лидеров корпоративной культуры Сбербанка |
| Изменения в HR-процессах | ▪Программа для сотрудников по рекомендации друзьям / бывшим коллегам работать в Сбербанке ▪Панели для интервьюирования кандидатов с участием представителей кросс-функций ▪Обязательное интервьюирование кандидатов по ценностям Банка и тренинг по навыкам проведения интервью |
| Вовлеченность | ▪Завершение анализа результатов опроса вовлеченности за 2014 год ▪Библиотека готовых решений по повышению вовлеченности ▪Обучение HR и руководителей по работе с результатами ▪Подготовка к опросу 2015г ▪Концепция развития волонтерства ▪Социальные проекты: Сбербанк для детей и родителей, Сбербанк для России: teach4russia |
Вывод по главе 2.
Во второй главе работы представлена общая характеристика ОАО «Сбербанк России». ОАО «Сбербанк России» — российский коммерческий банк, международная финансовая группа, один из крупнейших банков России и Европы. Анализ финансовых показателей деятельности банка показал положительную тенденцию основных показателей, что говорит о грамотном управлении организацией.
Анализ процесса формирования корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк» показал, что понятию «корпоративная культура» в организации уделяется особое значение. Так, развитие корпоративной культуры лежит в основе стратегии развития банка до 2018 года.
Корпоративная культура Сбербанка – это особая среда, которая позволяет сотрудникам проявлять свои лучшие качества, достигать стабильно высокого профессионального результата, превосходить ожидания клиентов и чувствовать гордость за свою работу и за Банк в целом.
В главе были предложены рекомендации по развитию корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк России». В основе предложенных рекомендаций лежит единая программа по развитию корпоративной культуры. Были обозначены цели этой программы, приоритетные атрибуты, спрогнозированы амбициозные результаты проекта, предложены основные направления работы по программе на 2015г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы были реализованы следующие задачи:
- Рассмотрена корпоративная культура как инструмент управления современной организацией.
- Проведен анализ корпоративной культуры на примере ОАО «Сбербанк России».
- Разработаны рекомендации по развитию корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк России».
Корпоративная культура, являясь неотъемлемой частью жизнедеятельности компании, существенно влияет на ее эффективность. Понимая это, руководство компаний сегодня стремится к созданию сильной корпоративной культуры, которая базируется на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.
В целом эффективную корпоративную культуры отличает следующее: слаженность, взаимодействие; удовлетворение работой и гордость за ее результаты; преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам; высокая требовательность к качеству труда; готовность к переменам.
Анализ корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк России» показал, что этому аспекту деятельности организации уделяется особое внимание. Со слов Президента ОАО «Сбербанк России» Германа Оскаровича Грефа: «Любые технологии в нашем бизнесе можно скопировать, любые продукты в нашем бизнесе можно воссоздать, но выделиться и создать уникальную организацию можно только с помощью одного – мы должны создать компанию с уникальной корпоративной культурой». Именно эти слова Президента компании могут служить подтверждением того, какое место уделяется корпоративной культуре в организации.
Культура Сбербанка – это особая среда, которая позволяет сотрудникам стать лучшей версией самих себя, чтобы делать жизнь наших клиентов и общества лучше.
В 2014 году было проведено исследования корпоративной культуры в организации, в результате которого были выявлены негативные атрибуты культуры сегодня:
▪Слова и дела некоторых руководителей не всегда совпадают;
▪Руководители очень разные, не всегда единый взгляд и действия команды, разногласия Центральным аппаратом и Территориальными банками;
▪На развитие людей не всегда хватает времени и навыков;
▪Много негативной (часто публичной) и мало позитивной обратной связи.
Также в рамках исследования были выявлены атрибуты желаемой культуры.
Как резюме проведенных исследований было принято решение разработать единую программу по развитию корпоративной культуры.
Цели этой программы:
▪Повышение вовлеченности сотрудников;
▪Повысить удовлетворенность и лояльность внутренних и внешних клиентов;
▪Построить культуру, в центре которой лежит миссия;
▪Построить зрелую и эффективную организацию;
Исходя из этих целей, были определены задачи и основные направления работы по программе на 2015г.
Например, в области коммуникаций предложено:
▪Каскадирование книги ценностей и Кодекса;
▪Создание страницы корпоративной культуры на корпоративном портале банка;
▪Коммуникация приоритетов в области корпоративной для руководителей блоков;
▪Запуск «горячей линии» по вопросам корпоративной культуры
В области обучения предложено:
▪разработать программы по корпоративной культуре и по эмоциональному интеллекту;
▪организовать Библиотеку примеров по трансформации корпоративной культуры;
▪разработать адаптацию программ обучения корпоративного университета.
Аналогичные рекомендации обозначены и в других областях деятельности организации.
Таким образом, цель исследования – рассмотреть феномен корпоративной культуры и разработать рекомендации по развитию корпоративной культуры в ОАО «Сбербанк России» — достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — Изд. 3-е, испр. — М.: Аст-Пресс, 2012.
- Диал T. E., Кеннеди A. A. Корпоративная культура. — М.: КноРус, 2013.
- Занковский А.Н. Организационая психология: издание 2-е. – М.: Издательство МПСИ; 2012 г.
- Андреева О. Д. Технологии корпоративной культуры. — М.: Банки и биржи, 2012.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. — Изд. 2-е. — СПб.: Питер, 2013.
- Демидова А. В. Теория организации. — М.: Дело, 2006.
- Иода Е. В., Унанян И. Р. Основы организации деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2012.
- Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры. — М.: Высшая школа, 2013.
- Баринов В.А., Макаров Л.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2012.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2013.
- Аширов Д. А. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012.
- Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2012.
- Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. — Воронеж, 2012.
- Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – М.: Питер, 2012.
- Карташова Л.В., Соломонидина Т.О. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2013.
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учеб. – М.: Экономика, 2012.
- Брэддик К. Менеджмент в организации. – М.: Инфра-М, 2012.
- Вершигорова Е.Е. Основы менеджмента. – М.: Инфра-М, 2012.
- Дурович А.П. Основы маркетинга: Учеб. Пособие. – М.: Новое знание, 2011.
- Шекшня С.В. Управление персоналом организации. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013.
- Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2011.
- hr-portal.ru
- cbr.ru
- sberbank.ru
- cultmanager.ru
- cfin.ru
- kommersant.ru
