Заявка на расчет
Меню Услуги

Кружок «Юный эколог» как форма совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 класса в условиях Арктики (на примере Жилиндинской СОШ)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Проблема совершенствования экологических знаний учащихся при проведении кружковой работы в условиях Арктики

1.1. Цель и задачи экологического образования учащихся в условиях ФГОС

1.2. Кружок как форма организации внеурочной деятельности учащихся

1.3. Характеристика Жилиндинской СОШ как базы совершенствования экологических знаний учащихся в условиях Арктики

ГЛАВА 2. Исследование эффективности проведения занятий кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 класса

2.1. Содержание программы кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 класса

2.2. Пути и условия проведения кружка «Юный эколог» на базе Жилиндинской СОШ

2.3. Педагогический эксперимент и анализ его результатов

Выводы

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важность проблемы экологического воспитания подчеркивается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОC).

Экологическое воспитание представляет собой формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства.

В соответствии с Концепцией совершенствования школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к природе (экология природы), к себе как составной части природы (экология здоровья), к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из основных задач государственной политики в области образования выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования подрастающего поколения.

Развитие и формирование экологических знаний и культуры в школе реализуется во всех формах деятельности как урочной, внеурочной и самостоятельной работе школьников, где в результате целенаправленного обучения учащиеся обогащаются экологическими знаниями на уроках биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и др.

Для систематизации работы по совершенствованию экологических знаний учащихся необходима программа экологического образования, обеспечивающая организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности через использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, с учетом непрерывности и последовательности в изложении материала.

Эффективность сочетания вышеуказанных факторов и показателей можно достичь через кружковую работу, которая является частью образовательного процесса и организуется с учетом индивидуальных потребностей и интересов учащихся.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования данной выпускной квалификационной работы является разработка методики совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 классов посредством внедрения кружка «Юный эколог» в условиях Арктики на базе Жилиндинской СОШ

Основными задачами исследования выпускной квалификационной работы являются:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме совершенствования экологических знаний учащихся.
  2. Разработать содержание кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5–8 классов в условиях Арктики.
  3. Выявить методические пути и условия проведения кружка «Юный эколог» в условиях Арктики.
  4. Экспериментальная проверка эффективности проведения кружка для совершенствования экологических знаний учащихся.

Методы исследования:

  • эмпирические (тестирование, количественный анализ, педагогический эксперимент по методике тестирования «Экологическая культура» И.Н. Роевой и методике «Экологическая образованность и воспитанность» В.П. Муравлевой);
  • теоретические (анализ литературы по проблеме исследования на основе изучения методической литературы).

Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанная программа кружка «Юный эколог» для совершенствования экологических знаний учащихся 5-8 классов, может быть использована педагогами в практике сельских арктических школ Республики Саха (Якутия).

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жилиндинская средняя общеобразовательная школа» МР «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия).

Структурно данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

1.1. Цель и задачи экологического образования учащихся в условиях ФГОС

 

Приоритетным направлением в работе с молодым поколением в настоящее время стало образование и воспитание школьников в области окружающей среды. Эффективность воспитания напрямую зависит от того насколько рано и целесообразно началось формирование экологической культуры у детей.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (прдметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание)») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесбергающего поведения в природной и социальной среде [1].

В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, география, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития [2].

Однако, современные школьные образовательные программы должны потерпеть серьезную трансформацию для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Речь при этом идет не об отдельных точечных изменениях, например, таких, как увеличение количества часов на экологию в рамках курса предмета географии или о введении отдельного школьного предмета «Окружающий мир». Изменения должны затронуть весь образовательный цикл школы, все школьные предметы – от биологии до математики и литературы, поскольку внедрение принципов образования устойчивого развития (ОУР) – это новая совершенная система образования, которая является одним из эффективных способов развития экологического образования. Которая может позволить обеспечить содействие смене современной экономико-центрированной социальной парадигмы, приведшей человечество на грань экологической катастрофы, на новую экологически ориентированную парадигму [3].

Сейчас трудно переоценить роль современного школьного экологического образования. В школе элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественно – научного цикла, часто носят информационно – справочный характер. Современной школе необходима система непрерывного экологического образования, позволяющая сформировать у обучающихся нравственно-личностную установку на природу как универсальную ценность. Основной целью школьного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. И если экологическая культура выбирает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса общества, то теоретические знания и практические умения, полученные в ходе учебной деятельности учащихся при получении экологического образования, являются хорошей мотивационной основой для формирования познавательного интереса и обучения по предметам естественно – научного цикла, исследовательской деятельности, профессиональной ориентации школьников.

Основные задачи школьного экологического образования охватывают области обучения, воспитания и развития личности. В области обучения это прежде всего формирование знаний об экосистемных организациях природы Земли, оценке и улучшению состояния окружающей среды. При воспитании акцентируются задачи воспитания потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, а при развитии интеллектуально-эмоционально-волевой сферы личности детей – способности к анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем [4].

В содержании экологического образования различают два вида компонентов: 1 – связанных с формированием мировоззренческих и нравственных основ и 2 – конкретные экологические знания и умения. Необходимыми компонентами современного экологического образования являются: система экологических и научно-естественных знаний, экологическое самосознание, способствующее самореализации при решении экологических проблем, способность к анализу и прогнозированию, особенности экологического мышления: системность, гибкость, глобальность, система нравственных и духовных ценностей [5].

Организация процесса экологического воспитания, с научной точки зрения, требует ясного установления всех его звеньев, обнаружения связи между экологическим образованием и воспитанием. Этот педагогический процесс специален, целенаправлен, организован, систематичен, последователен, планомерен, формирует систему экологических познаний, умений, навыков, убеждений, нравственных качеств, развивает в личности ответственное отношение к природе как к универсальной ценности [16, c. 37].

Особенность экологического воспитания заключается в том что:

  • носит ступенчатый характер:
  • формирует экологические представления;
  • развивает экологическое сознание и чувства;
  • формирует убеждение в необходимости экологической деятельности;
  • вырабатывает навыки и привычки поведения в природе;
  • преодолевает в характере учащихся потребительское отношение к природе;
  • продолжительность;
  • сложность;
  • скачкообразность;
  • инициативность.

Целью экологического воспитания является формирование у человека ответственного отношения к окружающей его среде, строящееся на базе экологического сознания. Это подразумевает соблюдение моральных и правовых принципов природопользования, популяризацию идеи его оптимизации, активную деятельность по исследованию и охране природы своей местности.

Ответственный подход к взаимоотношению человека с природой – сложная характеристика личности. Здесь крайне важно понимать законы природы, которые определяют жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, созидать и изучать охрану среды, пропагандировать идеи правильного природопользования, выступать в борьбе со всем, что может губительно отразиться на окружающей природе.

Для обеспечения такого обучения и воспитания необходимо организовать взаимосвязанную научную, нравственную, правовую, эстетическую и практическую деятельность учащихся, направленную на изучение и улучшение отношений природы и человека.

Достижение цели, поставленной перед экологическим образованием и воспитанием, выдвигает актуальные задачи:

  • усвоить ведущие идеи, основные понятия и научные факты, определяющие оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
  • понять и оценить многостороннюю ценность природы как источника материального и духовного совершенствования общества;
  • получить прикладные знания, практические умения и навыки рационального природопользования, развить способность оценивать состояние природной среды и принимать решения по ее улучшению;
  • выработать умение предвидеть вероятные последствия своей деятельности в природе;
  • сформировать понятие взаимосвязей в природе;
  • развить духовную потребность в общении с природой, осознать ее позитивное воздействие, стремиться познать окружающую природу в нераздельности с волнениями нравственного характера;
  • сформировать стремление к активной деятельности, направленной на улучшение и сохранение природной среды, популяризацию природоохранительных знаний, развитие неприемлемого отношения к действиям людей, наносящих вред природе [14,c. 59].

Экологическая культура включает в себя:

  • наличие интереса к природе;
  • наличие знаний о природе, взаимосвязей в природе, последствий воздействия человека на природу;
  • наличие эстетических и нравственных чувств;
  • позитивное поведение и отношение к природе;
  • гуманистические, познавательные, эстетические мотивы жизнедеятельности в природе и др.

Экологическое воспитание организуется по принципам:

  1. Составная часть общей системы воспитания, актуальное ее направление – это формирование ответственного отношения к природе.
  2. Взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих подходов в раскрытии современных экологических проблем составляют процесс формирования экологической культуры.
  3. Совокупность интеллектуального восприятия окружающей среды и практической деятельности человека по ее улучшению лежат в основе формирования бережного отношения к природе.
  4. Процесс воспитания экологической культуры базируется на принципах регулярности, беспрерывности и междисциплинарности экологического образования.

В формах, методах и средствах осуществления экологического воспитания выделяют:

  • традиционные;
  • активные, инновационные.

Рассмотрим способы проведения экологического обучения учащихся в виде:

  • урока в традиционной форме (вводный урок, тематический урок, урок– лекция, урок– беседа и др.);
  • специального урока (самостоятельной работы учащихся, учебные дискуссии, ролевые игры);
  • внеклассной и внешкольной работы;
  • факультативов, лекций, рассказов, просмотра кинофильмов;
  • различных видов экскурсий;
  • средств массовой информации.

Наиболее действенное средство экологического воспитания это разнообразие деятельности детей будь то учебная, познавательная, художественная, творческая или игровая. Природоохранительная деятельность играет особую роль:

  • защита природной среды (в виде подкормки животных; спасания животных, попавших в беду; борьбы с мусором; изготовления кормушек и домиков для птиц, установки табличек в местах распространения охраняемых растений);
  • предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (принятие участия в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах);
  • улучшение природной среды (в виде посадки растений, озеленения склонов, расчистки леса от сушняка);
  • пропаганда и разъяснение идеи охраны природы (проведение бесед с товарищами, родителями, взрослыми, выполнение плакатов, стенгазет, подготовка радиопередач);
  • сохранение и использование эстетических ценностей природы (в виде сбора природного материала, изготовления панно или поделки из природного материала) [23,c.44].

Для повышения эффективности работы по формированию экологической культуры школьников необходимо добиться единства их экологического сознания и поведения. Крайне важным является упрочение в разуме каждого школьника понимания того, что человек относится к природе и его долг заботиться о ней.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Различные виды деятельности помогают учащимся лучше усваивать содержание экологического воспитания. Любая форма организации учебного процесса стимулирует свои виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельный анализ различных источников информации позволит накопить фактический материал и раскрыть сущность проблем; в игре формируется опыт принятия целесообразных решений, развиваются творческие способности.

Первоначально наиболее целесообразно использовать методы, направленные на анализ и коррекцию сложившихся у школьников экологических ценностных ориентаций, интересов и потребностей. Ориентируясь на их опыт наблюдения и природоохранительную деятельность, преподаватель при помощи фактов, цифр и суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремясь тем самым сформировать у них личное отношение к проблеме.

Затем, на этапе формирования экологической проблемы, особое значение имеют методы, которые стимулируют самостоятельную деятельность учащихся.

Дискуссии способствуют проявлению личного отношения учащихся к проблемам, помогают познакомиться с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей решения.

Теоретическое обоснование способов гармонического взаимодействия общества и природы учитель преподносит в виде рассказа, позволяющего представить научные основы охраны природы в обширных и многогранных связях, учитывая факторы глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность дает толчок к моделированию экологических ситуаций нравственного выбора, обобщая опыт принятия решений, формируя ценностные ориентации, развивая интересы и потребности школьников [11, c. 37].

Все это активизирует потребность в выражении эстетических чувств и волнений творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство компенсирует превалирующее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для совершенствования мотивов изучения и охраны природы. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым [11, c. 72].

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание – это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Классификация форм экологического воспитания:

  • массовые формы;
  • групповые формы;
  • индивидуальные формы [18, c. 5].

Массовые формы – работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

Групповые формы – занятия юных друзей природы в клубах или секциях; факультатив по охране природы и основам экологии; кинолекторий; экскурсия; туристический поход по изучению природы; экологические практикумы.

Индивидуальные форма представляет собой подготовку докладов, беседы, лекции, наблюдение за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Значительное участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплинированность и соблюдение порядка, степень активности учащихся – вот основные критерии эффективности массовых форм. Они выявляются путем систематических наблюдений и накопления материала.

Стабильность состава клуба, кружка или секции, достижение коллективных успехов служат критерием эффективности групповых форм экологического воспитания. Здесь много определяется содержанием и методикой занятий; важен успех коллектива, общественное признание окружающими его заслуг. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет всех членов сохранять верность ему долгие годы [9, c. 23].

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Для успешного совершенствования взаимодействия школы, семьи и общественности необходимо:

  • планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, что обеспечит правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;
  • организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
  • регулярность подготовки информации о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
  • контроль, выявление недостатков в работе, внесение корректив;
  • мониторинг эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности [18, c. 54].

Таким образом, экологическое образование и воспитание представляет собой целенаправленный, организованный процесс формирования экологических знаний, умений и навыков, которые являются залогом совершенствования бережного и ответственного отношения к природе. Как и любой целенаправленный процесс, экологическое образование имеет определенные задачи, цели, формы и методы.

По общему мнению исследователей экологическое образование необходимо в воспитании подрастающего поколения, служит формированию высокой культуры обучающихся, развивает способность принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, учит быть ответственными за сохранение жизни на земле.

Для каждого человека в современных условиях возникает необходимость в формировании и повышении экологической культуры, в развитии способности принимать окружающий мир таким, какой он есть и бережно относиться к природе.

По экологическому воспитанию учащихся средней школы было издано методических источников и множество книг.

Автор-составитель Г.А. Фадеева подготовила учебное пособие-сборник мероприятий экологической направленности, которые можно использовать во взаимосвязи (при организации и проведении Недели экологии в школе) и разрозненно для учащихся всех возрастных групп. В предлагаемых сценариях удачно сочетаются острота экологических проблем и увлекательность подобранного материала об окружающей среде. Пособие предназначено для учителей естественно-экологического профиля, а также для организаторов внеклассной работы в школе [13].

Чередниченко И.П., автор-составитель учебника «Экология 6-11 классы» предлагает в качестве мероприятий по экологическому воспитанию проводить экскурсии и экологические экспедиции, игры и конкурсы, кружковую и исследовательская работу. По его мнению, это именно те виды деятельности, которые формируют экологическую культуру и являются необходимым компонентом всех основ воспитания. Пособие предназначено для преподавателей, студентов [23].

Изучение опыта работы общеобразовательных и внешкольных учебных заведений экологического воспитания убеждает, что в этом деле имеют место определенные недостатки:

  • отсутствие четкой системы экологического образования, которая предусматривала бы включение каждого учащегося в процесс формирования экологической культуры;
  • недостаточность сформированности у учащихся умений использовать теоретические знания основ экологии в повседневной жизни;
  • преобладание вербальных методов экологического образования (лекция, рассказ, беседа) над практическими, проблемно-поисковыми и инновационными;
  • отсутствие системы мониторинга уровня экологического самосознания учащихся.

По мнению Л.В. Кондрашовой в процессе организации экологического воспитания следует учитывать, что отношение учащихся к природе имеет специфические возрастные особенности. В младшем и среднем подростковом возрасте отмечается высокая степень психологической близости с природой, отношение к ней как к объекту охраны. В подростковом возрасте появляется установка пользы, однако вместе с тем, нередким является проявление природоохранных мотивов [7, c. 25].

Анализ состояния экологического образования даёт возможность выделить такие главные тенденции как:

  1. Акцентирование внимания на формировании системы экологических представлений. Очень важно, чтобы в классах были живые уголки и учащиеся могли заботиться о животных и растениях. В старших классах характерна направленность на философские аспекты взаимодействия общества и природы, углубление и расширение знаний эволюционного, обобщающего характера.
  2. Формирование бережного отношения к природе. По такому отношению учебно-воспитательный процесс ориентируется на привлечение учащегося к разным видам деятельности, и это влияет на его отношение к окружающей среде, такое сопереживание способствует формированию соответствующего отношения школьников к окружающему миру.
  3. Акцентирование внимания на формировании стратегии и технологии взаимодействия человека с природой, где происходит ориентация на экологические проблемы конкретной местности, которое даёт позитивные результаты.

Центральными в экологическом образовании являются методы обучения в малых группах, проектах и деятельном обучении.

Во время обучения в малых группах каждый член её зависит от других и должен учиться уважать их мысли, работать над решением общей проблемы, поставленной перед группой.

Проекты охватывают работу не только отдельных учащихся, но и больших количеств групп.

Дети самостоятельно вырабатывают подходы к выполнению заданий проекта, у учащихся вырабатывается умение независимо, критически мыслить, анализировать и решать проблемы [3,c. 69].

Важная роль в осуществлении процесса формирования экологической компетентности школьников принадлежит школе и родителям. Ведь именно в семье дети получают начальные знания о природе и опыт общения с ней. Семья в этом процессе считается главным фактором и условием совершенствования и воспитания подростков, ведь дети все время находятся в тесном и непосредственном контакте со своими родителями, семьей. Именно здесь происходит их духовное и физическое развитие, получение ими определенных знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, формируются характер и воля.

Итак, родители являются первыми и основными воспитателями, выполняют эту функцию в течение жизненного пути.

Однако следует заметить, что современная семья развивается в достаточно сложной общественной ситуации:

  • с одной стороны, происходит рост значимости семьи в воспитании детей;
  • с другой — социальные проблемы общества вызывают обострение семейных проблем.

Необходимо также указать, что существуют значительные различия между сельской и городской семьями, которые требуют своего учета школой и способствуют возникновению определенных особенностей.

Поэтому важно, чтобы школа и семья осознавали необходимость в построении совместных усилий, на основе которых создаются необходимые условия в процессе воспитания детей, которые являются важнейшими социальными ячейками обеспечения воспитательного процесса и взаимодействия школьника и социума [11,c. 36].

Воспитательная деятельность школы и семьи будет успешной при условии взаимодействия семьи и школы:

  • создание разнообразной воспитательной среды;
  • овладение знаниями возрастных и индивидуальных особенностей совершенствования детей;
  • создание условий для привлечения родителей в совместную с детьми и классным руководителем творческую, социальную значимую экологическую деятельность.

Дзятковская Е.Н. рассматривает взаимодействие как взаимосвязанный обмен действиями, организацию людьми взаимных действий, направленных на осуществление совместной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимное регулирование, взаимоконтроль, взаимовлияние и взаимопомощь [4, с. 58].

Обеспечение процесса взаимодействия возможно при выработке норм и форм совместных действий, организации и их координировании. Возможные виды взаимодействия:

  1. Сотрудничество («кооперация», «согласие», «приспособление», «ассоциация»).
  2. Соперничество («конкуренция», «конфликт», «оппозиция», «диссоциация»). Основными компонентами взаимодействия есть люди, связи, возникающие между ними, взаимовлияния, которые поочередно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения. К обязательным психологических компонентов совместной деятельности относятся: общая цель, мотивация (побуждает людей к достижению определенной общей цели) и совместные действия, направленные на реализацию совместной деятельности, полученный общий результат [47].

В частности, он ограничен определенными рамками и имеет начало, этапы совершенствования, формы и содержание, зависят от природы его компонентов. Содержание взаимодействия определяется целью и задачами. Этапы различаются степенью активности его субъектов: ведущим будет тот субъект, для которого более характерна активность, соотношение активности изменяется в результате совершенствования взаимодействия.

Таким образом, школа и семья остаются важнейшими социальными ячейками, которые обеспечивают воспитательный процесс и взаимодействие учащихся с природой и социумом.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф