Меню Услуги

Развитие культуры поведения у подростков. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Анализ мероприятий

  1. Классный час «Правила речевого поведения во время знакомства»

Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения во время знакомства.

На данном классном часе мы с ребятами вели беседу о правилах речевого поведения, т.е. разучивали правила общения с окружающими людьми.

Был произведён анализ текста, т.е. обсуждались поступки героев произведения, правильность их речи, ребята говорили о том, как бы они поступили в определённой ситуации, а также разыгрывали сценки. Вопросы для анализа:

Почему папа представляет гостье всех членов семьи?

Познакомимся и мы с семьёй Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.

Какие слова говорят при знакомстве?

Какие слова говорят при знакомстве дети?

Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.

Хорошо ли вёл себя вначале Федя? Что он сказал неудачно?

(подробный конспект классного часа см. в приложении 5) [1, с.69].

  1. Классный час «Поведение в общественном транспорте»

Цель:показать ребятам как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Знакомство с темой проходило посредством текста:

Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:

— Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.

Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.

— Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно!

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

— Мальчик, — сказала женщина, которая стояла рядом, — если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Федя смутился:

— Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.

— Спасибо, мальчик.

— Пожалуйста, не стоит благодарности.

Мы обсуждали действия героев. Ребята отвечали на вопросы:

— Как вы думаете, правильно ли себя вёл в автобусе Федя?

— Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.

— А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.

— А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.

  1. Классный час «Поведение дома»

Цель: посредством чтения и анализа двух вариантов ситуаций составить правила поведения дома.

На данном классном часе было озвучено два варианта ситуаций:

Первая ситуация

«Два брата, грязные и красные, перекидывая друг друга баскетбольный мяч, ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.

Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она, молча, взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.

— Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по телевизору показывать будут!

Вторая ситуация

«Два брата, грязные и раскрасневшиеся, прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытьё рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.

Мама явно задержалась.

— Картошки чтоли сварить? – подумал вслух Миша.

— Ага! Пюре с молоком, — загорелся Генка.

— Чего уж там пюре? Заказывай соломку фри.

— Эх ты! Витамины где? В кожуре. А потому варим картофель в мундирах…

Затем мы с ребятами анализировали данные ситуации:

— Вы прослушали два варианта одного и того же вечера с одними и теми же людьми. Какой вариант вам нравится больше? (ответы учащихся)

— Почему в первой ситуации мама заплакала?

— А сами ребята поняли причину появления маминых слёз?

— Старались ли они выяснить эту причину?

— Правильно ли они поступили?

— А как бы вы поступили в данной ситуации?

— Что нужно было сделать, чтобы не обидеть маму?

Также несколько ребят озвучили подобные ситуации из своего жизненного опыта.

В конце мы провели с учащимися беседу по вопросам, которые были связанны с культурой общения с родителями:

Случается ли, что помимо родительского поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, не просто протёр пол в прихожей, а ещё и привёл в порядок всю обувь)?

Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (Или же ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их остаться, или требуешь взять тебя с собой, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

А затем подвели итоги, ребята ещё раз озвучили правила общения с родителями.

4. Просмотр фильма «Культура поведения за столом. Правила сервировки стола к завтраку».

Просмотр фильма и его обсуждение.

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Сервировка стола

2. Столовая посуда и приборы

3. Стекло (фужеры, рюмки, бокалы, стаканы для воды и сока и т.д.) Каждому напитку должен соответствовать свой вид стеклянной посуды

4. Правила сервировки стола к завтраку

Обсуждение выше указанных вопросов научило подростков правильно сервировать стол, что способствует формированию культуры поведения.

5.  Игра «Правильно ли мы поступаем»

Детям приводится пример из жизни и им нужно провести анализ данной ситуации по трём вопросам:

Предлагаемая ситуация: парень знакомится с родителями своей девушки.

«Молодой человек пришёл к девушке знакомится с ее родителями. Парень оделся в джинсы и рубашку. Он купил к чаю торт, но как потом оказалось не совсем свежий. Начал первый разговор, выпил пару бокалов вина. Поинтересовался, как познакомились родители девушки….»

  1. Как он поступил.
  2. Почему он так поступил.
  3. Как бы ты повёл себя я в такой ситуации.
  4. Урок «Речевой этикет»
  5. Фрагмент урока по русскому языку на тему «Речевой этикет. Приветствие».

Цель: расширить знания учащихся о речевом этикете (приветствии).

Задание, формирующее культуру поведения по тексту.

Здрасьте, Пётр Иванович!Здравствуй, Аня! Как у тебя дела в школе?

Нормально!Маме от меня привет передавай!Ага!До свидания, Аня!(смотреть Приложение 7)

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Для выявления эффективности работы разработанной нами программы мы провели контрольный эксперимент, используя методики констатирующего эксперимента.

  1. Метод ценностных ориентаций М. Рокича

Согласно методике Рокича «Ценностные ориентации» мы получили следующие результаты:

Таблица 7. Общая тенденция принимаемых ценностей на заключительном этапе исследования,%

Ценность % содержание выборов
1 Красота природы и искусства 23%
2 Творчество 18%
3 Хорошие, верные друзья 14%
4 Познание 10%
5 Любовь 7%
6 Материально обеспеченная жизнь 7%
7 Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 4%
8 Общественное признание 4%
9 Здоровье 3%
10 Интересная работа 2%
11 Жизненная мудрость 2%
12 Счастливая семейная жизнь. 2%
13  Свобода 2%
14  Уверенность в себе 2%
15 Самостоятельность 0%
16 Удовольствия 0%
17 Активная, деятельная жизнь. 0%
18 Равенство 0%

 

Как мы видим из таблицы 7 у подростков на заключительном этапе исследования изменился выбор ценностей испытуемых. Такие ценности как здоровья и счастливая семейная жизнь вместо 31% и 27 % стали 3% и 2%.

На первом месте оказались такие категории как, красота природы и искусства – 23%, на втором месте – творчество 18 %. Также увеличился процент такой категории, как познание на заключительном этапе исследования и составил 10%. Такие изменения в выборе ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что наши методы, направленные на формирование культуры поведения испытуемых являются эффективными и дают положительный результат.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для выявления эффективности разработанной нами программы сравним результаты теста на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Таблица 8. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента принимаемых ценностей

Ценность % содержание выборовконстатирующегоэксперемента % содержание выборов контрольного эксперемента
1 Здоровье 31% 3%
2 Счастливая семейная жизнь. 27% 2%
3 Хорошие, верные друзья 9% 14%
4 Любовь 7% 7%
5  Материально обеспеченная жизнь 7% 7%
6  Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 4% 4%
7  Общественное признание 4% 4%
8  Интересная работа 2% 2%
9 Красота природы и искусства 2% 23%
10 Познание 2% 10%
11 Свобода 2% 2%
12  Уверенность в себе 2% 2%
13 Активная, деятельная жизнь. 0% 0%
14  Жизненная мудрость 0% 2%
15 Удовольствия 0% 0%
16  Самостоятельность 0% 0%
17  Творчество 0%      18%
18 Равенство 0% 0%

Как мы видим из таблицы 8, увеличился процент выбора следующих ценностей: красота природы и искусства, познание, творчество. Это свидетельствует о эффективности проведения нашей программы.

Рассмотрим изменение в отвергаемых ценностях на заключительном этапе исследования,%.

Таблица 9

Ценность % содержание выборов
1 Равенство 19%
2 Хорошие, верные друзья 14%
3 Здоровье 12%
4 Счастливая семейная жизнь. 10%
5  Самостоятельность 10%
6 Удовольствия 7%
7  Материально обеспеченная жизнь 6%
8 Активная, деятельная жизнь. 4%
9 Любовь 4%
10  Жизненная мудрость 4%
11 Общественное признание 4%
12 Свобода 4%
13 Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 2%
14 Творчество 0%
15 Познание 0%
16  Интересная работа 0%
17 Красота природы и искусства 0%
18 Уверенность в себе 0%

 

Для выявления эффективности разработанной нами программы сравним результаты теста на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Таблица 10. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента отвергаемых ценностей.

Ценность % содержание выборовконстатирующегоэксперемента % содержание выборов контрольного эксперемента
1 Равенство 21% 19%
2  Красота природы и искусства 18% 0%
3 Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе 11% 2%
4 Познание 7% 0%
5 Удовольствия 7% 7%
6  Творчество 7% 0%
7 Активная, деятельная жизнь. 4% 4%
8  Любовь 4% 4%
9 Материально обеспеченная жизнь 4% 6%
10 Хорошие, верные друзья 4% 4%
11 Жизненная мудрость 4% 4%
12 Общественное признание 4% 4%
13  Самостоятельность 10% 10%
14  Свобода 4% 4%
15 Здоровье 0% 12%
16 Интересная работа 0% 0%
17 Счастливая семейная жизнь. 0% 10%
18 Уверенность в себе 0% 0%

 

Как мы видим из таблицы 10, такие ценности как равенство и красота природы и искусство, творчество, познание  уменьшились у подростков в категории отвергаемости. А вот категории: хорошие верные друзья, здоровья, счастливая семейная жизнь стала больше отвергаться.

  1. Тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях

Рассмотрим результаты тестирования на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Таблица 11. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях

ФИ Ко-во правильных ответов на констатирующем этапе % содержание правильных ответов Уровень Ко-во правильных ответов на контрольном этапе % уровень
1 Татьяна А. 10 50% Низкий 20 100% Высокий
2 Мария А. 7 35% Низкий 19 95% Высокий
3 Яна Г. 9 45% Низкий 20 100% Высокий
4 Александр Г. 5 25% Низкий 18 90% Высокий
5 Иван Д. 7 35% Низкий 19 95% Высокий
6 Ильяха Д. 9 45% Низкий 18 90% Высокий
7 Юлия Ж. 15 75% Средний 20 100% Высокий
8 Иван И. 8 40% Низкий 16 80% Средний
9 Максим К. 11 55% Средний 18 90% Высокий
10 Михаил К. 12 60% Средний 20 100% Высокий
11 Вячеслав К. 8 40% Низкий 16 80% Средний
12 Шаргия М. 17 85% Высокий 20 100% Высокий
13 Галина Р. 17 85% Высокий 20 100% Высокий
14 Ангелина С. 13 65% Средний 18 90% Высокий
15 Сергей Ш. 10 50% Низкий 19 95% Высокий

 

Итак, количество правильных ответ значительно увеличилось. После проведённой нами программы мы получили следующие результаты тестирования:

-высокий уровень — 13 учеников (это 86,7 % ) из 15.

— средний уровень — 2 ученика (это 13,3 %) из 15.

— низкий уровень – 0 учеников.

Знание правил культуры поведения с людьми в различных ситуациях напрямую связаны с процессом формирования культуры поведения подростков. Так как, культура поведения базируется на определённых знаниях, которые подростки получили на формирующем этапе эксперимента.

На контрольном этапе результаты данного теста показали, что знания у детей правил культуры общения с окружающими находятся на высоком уровне.

  1. Анкетирование по методике А.И. Шемшуриной на взаимосвязь культуры поведения школьников и культуру их общения с педагогами школы

Таблица 12. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента на выявление уровня культуры общения с педагогами на заключительном этапе исследования

№ п/п Результаты констатирующего эксперемента Результаты контрольного эксперемента
«а» «б» «в» «г» «а» «б» «в» «г»
1 2 5 4 0 12 12 5 0
2 8 4 2 2 8 9 12 1
3 5 5 2 4 5 1 0 0
4 0 1 7 9 0 3 8 14

 

Рис.2. Результаты тестирования на выявление уровня культуры общения с педагогамина заключительном этапе исследования

На первый вопрос 13% ребят выбрали отрицательный вариант ответа (злюсь), 53% выбрали положительный ответ (молчу), 33% учащихся выбрали также положительный ответ (стараюсь утешить), в целом по первому вопросу 86% положительных ответов.Результаты исследования одинаковы на констатирующем этапе и на контрольном. Это может связано с негативным восприятием подростками педагогов.

На второй вопрос 73% учащихся выбрали отрицательный ответ (срываюсь, кричу, молчу), 26% выбрали положительный ответ (улыбаюсь). Итак, на констатирующем этапе исследования отрицательных вариантов ответа было -40% , положительных -60%. На контрольном этапе количество отрицательных ответов выросло в сравнении с констатирующим. Это может связано с негативным восприятием подростками педагогов.

На третий вопрос 46% отрицательных ответов (делаю наоборот, кричу, плачу), а положительных всего 53% (не обращаю внимания). Отрицательных ответов уменьшилось в контрольном эксперименте на 16 %, что свидетельствует о эффективности приведённой нами программы на формирующем этапе исследования.

На четвёртый вопрос 6% отрицательных ответов (не обращаю внимания, злюсь), положительных — 93% (молчу). Отрицательных ответов уменьшилось в контрольном эксперименте на 34 % что свидетельствует о эффективности приведённой нами программы на формирующем этапе исследования.

По результатам анкетирования можно сказать, что учащиеся дали больше положительных ответов, чем отрицательных. Это связано с тем, что проводились нами классные часы просвещённые культуре поведение, на этих уроках затрагивалась тема «культура общения с педагогами».  Итак, мы видим, что уровень культурыобщения с педагогами вырос.

Рассмотрим результаты наблюдения за подростками в школе на заключительном этапе исследования.

Таблица 13. Результаты наблюдения за подростками в школена заключительном этапе исследования

№№ ФИ Внешний вид опрятный, аккуратный, ученик следит за собой Знает правила поведения в столовой Умеет выделятьнарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимание Поведение с учителями и сверстниками соответствует нормам поведения Ведёт себя в соответствии с нормами вежливого обращения
1 Татьяна А. да да да да да
2 Мария А. да да да да да
3 Яна Г. да да нет да да
4 Александр Г. да да да да да
5 Иван Д. да да нет да да
6 Ильяха Д. да да да да да
7 Юлия Ж. да да да да да
8 Иван И. да да да да да
9 Максим К. да да да да да
10 Михаил К. да да нет да нет
11 Вячеслав К. да да нет да да
12 Шаргия М. да да да да нет
13 Галина Р. да нет да да да
14 Ангелина С. да да нет да да
15 Сергей Ш. да да нет да да

 

Итак, по результатам наблюдения за школьниками мы можем сделать следующие выводы:

  1. По параметру внешний вид из 15 испытуемых подростков 15 (100%) выглядят опрятно. Отметим, что на констатирующем этапе было выявлено 5 учеников, которые выглядели не опрятно.
  2. По параметру знаний правил поведения в столовой имеем следующие результаты: 14 детей (93,3 %) детей знают правила поведения в столовой, а 1ребенок (6,7%) в столовой за собой не убирает, оставляют грязь за собой, ест не аккуратно, не пользуется столовыми приборами. Отметим, что на констатирующем этапе было выявлено 4 ученика, которые не зналиправил поведения в столовой.
  3. По параметру умение выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимание мы получили такие результаты:

—  умеют – 9 (60%) учеников;

— не умеют – 6 (40%) учеников.

Отметим, что на констатирующем этапе были выявлены следующие результаты:

—  умеют – 6 (40%) учеников;

— не умеют – 9 (60%) учеников.

  1. Результаты наблюдения по параметру поведение с учителями и сверстниками соответствует нормам поведения у 15 учеников (100%).

Отметим, что на констатирующем этапе были выявлены следующие результаты:

— соответствует- 11 детей (73,3 %);

— не соответствует — 4 детей (26,6%).

  1. Результаты наблюдения по параметру подросток ведёт себя в соответствии с нормами вежливого обращения:
  • в соответствии — 13 (86,4%) учеников
  • не в соответствии — 2 (13,3%) учеников.

Отметим, что на констатирующем этапе были выявлены следующие результаты:

  • в соответствии — 9 (60%) учеников
  • не в соответствии — 6 (40%) учеников.

Итак, мы можем сделать вывод, что результаты после проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают. Уровень культуры поведения подростков значительно вырос.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Выводы

После приведённой нами опыто – экспериментальной работы по формированию культуры поведения подростков мы получили следующие результаты:

  1. На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) с целью выявления уровнясформированности навыков культуры поведения у подростков было проведено 3 методики.

Результаты по метод ценностных ориентаций М. Рокича показали, что на первом месте у подростков выступает такая ценность как семья и счастливая семейная жизнь. Ценности, которые можно отнести  к культуре поведения подростка(познание, творчество, красота природы и искусства) заняли последние места.

Результаты исследования по тесту на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях показали, что:

— высокий уровень отмечен у  2 учеников (это 13,3 % ) из 15.

— средний уровень — у 4 учеников (это 26,7%) из 15.

— низкий уровень –у 9 учеников (это 60% ) из 15.

Мы видим, что высокий уровень знаний о правилах поведение имеет только 2 ученика.

По результатам анкетирования на выявления уровня культуры общения с педагогами можно сказать, что учащиеся дали равное количество положительных и отрицательных ответов, это значит, что культура речи с педагогами находится на среднем уровне: в общении с педагогами дети зачастую поступают не так, как следует, а эмоционально и необдуманно.

Для того, чтобы уточнить результаты выше проведённых методик мы провели наблюдение за подростками. Итак, мы можем сделать вывод, что результаты проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают.

Касательно влияния семьи, то стоит отметить, что нами с помощью наблюдения и бесед с классным руководителем сформировалось видение влияние семьи каждого подростка. Можем отметить, что у 15 испытуемых детей благополучные семьи, что позитивно влияет на формирования их культуры поведения.

  1. На втором этапе исследования (формирующий эксперимент) нами была разработана программа, которая направлена на формирование культуры поведения у подростков. Программа состоит из 3 этапов:1) работа с учениками; 2) работа с родителями;3) работа с педагогами. Каждый этап программы состоит их уроков, диспутов, игр, викторин, родительских собраний, на которых детям помогали формировать культуру поведения.
  2. На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) мы исследовали результативность проведённого формирующего эксперимента по формированию культуры поведения учащихся экспериментального класса. Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень культуры поведения подростком после приведённой нами работы значительно увеличился. Например, по тесту на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях мы получили следующие результаты на контрольном этапе исследования: высокий уровень был выявлен у 13 подростков, а на констатирующем этапе высокий уровень был только у 2 детей, то есть показатели увеличились на 73,3%. Результаты после проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают. Уровень культуры поведения подростков значительно вырос.

Реализация мероприятий программы способствовала формированию культуры поведения подростков, в частности подростки стали вести себя в соответствии с нормами вежливого обращения в школе и на улице, внешний вид стал  опрятный, аккуратный, ученики стали следить за собой, подростки научились выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимании, среди ценностей на первом месте были выявлены красота природы и искусства, познание, творчество.

 

Заключение

В ходе подготовки выпускной квалификационной работы, были рассмотрены теоретические основы изучения культуры поведения у подростков.

Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Это часто зависит от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст. Так, например, в периодизации Д.Б.Эльконина как отдельная эпоха развития выделяется отрочество, в которой стадиями являются младший подростковый и старший подростковый возраста, а возрастные границы отрочества – 12-13 до 18 лет.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Анализ научной литературы показывает, что  понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Исследователи выделяют множество разновидностей культуры. По мнению М.М. Бахтина и В.С. Библера, феномен культуры «пронизывает… все решающие события жизни и сознание людей нашего века» [4, с.261]. М.М. Бахтин понимает культуру как: «форму общения людей разных культур, форму диалога»; для него «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой»; как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью; как форма обретения, восприятия мира впервые» [5, с.85].

Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.

Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.

Особенности навыков адаптивного поведения  как условие нравственного воспитания подростков заключаются в формировании взглядов и убеждений подростка на ведение нравственного образа жизни, которые  подразумевают:

— постижение сущности понятия духовной  жизни;

— знание  составляющих  компонентов  морали, нравственности и духовности;

— установление  устойчивых  связей  между  знаниями  о морали, нравственности и духовности и поведением в повседневной  жизни.

Во второй главе работы представлена опытно-экспериментальная работа по формированию культурного поведения. Опытно – экспериментальная работа проводилась МОУ средней общеобразовательной школе №1 города Кинешмы Ивановской области.Для проведения исследования было привлечено 15 учащихся 9 классов в возрасте 14 – 16 лет.

После приведённой нами опыто – экспериментальной работы по формированию культуры поведения подростков мы получили следующие результаты:

  1. На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент) с целью выявления уровнясформированности навыков культуры поведения у подростков было проведено 3 методики.

Результаты по метод ценностных ориентаций М. Рокича показали, что на первом месте у подростков выступает такая ценность как семья и счастливая семейная жизнь. Ценности, которые можно отнести  к культуре поведения подростка(познание, творчество, красота природы и искусства) заняли последние места.

Результаты исследования по тесту на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях показали, что:

— высокий уровень отмечен у  2 учеников (это 13,3 % ) из 15.

— средний уровень — у 4 учеников (это 26,7%) из 15.

— низкий уровень –у 9 учеников (это 60% ) из 15.

Мы видим, что высокий уровень знаний о правилах поведение имеет только 2 ученика.

По результатам анкетирования на выявления уровня культуры общения с педагогами можно сказать, что учащиеся дали равное количество положительных и отрицательных ответов, это значит, что культура речи с педагогами находится на среднем уровне: в общении с педагогами дети зачастую поступают не так, как следует, а эмоционально и необдуманно.

Для того, чтобы уточнить результаты выше проведённых методик мы провели наблюдение за подростками. Итак, мы можем сделать вывод, что результаты проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают.

Касательно влияния семьи, то стоит отметить, что нами с помощью наблюдения и бесед с классным руководителем сформировалось видение влияние семьи каждого подростка. Можем отметить, что у 15 испытуемых детей благополучные семьи, что позитивно влияет на формирования их культуры поведения.

  1. На втором этапе исследования (формирующий эксперимент) нами была разработана программа, которая направлена на формирование культуры поведения у подростков. Программа состоит из 3 этапов:1) работа с учениками; 2) работа с родителями;3) работа с педагогами. Каждый этап программы состоит их уроков, диспутов, игр, викторин, родительских собраний, на которых детям помогали формировать культуру поведения.
  2. На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) мы исследовали результативность проведённого формирующего эксперимента по формированию культуры поведения учащихся экспериментального класса. Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень культуры поведения подростком после приведённой нами работы значительно увеличился. Например, по тесту на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях мы получили следующие результаты на контрольном этапе исследования: высокий уровень был выявлен у 13 подростков, а на констатирующем этапе высокий уровень был только у 2 детей, то есть показатели увеличились на 73,3%. Результаты после проведения тестирования подростков и результаты наблюдения совпадают. Уровень культуры поведения подростков значительно вырос.

Реализация мероприятий программы способствовала формированию культуры поведения подростков, в частности подростки стали вести себя в соответствии с нормами вежливого обращения в школе и на улице, внешний вид стал  опрятный, аккуратный, ученики стали следить за собой, подростки научились выделять нарушения правил поведения у других учащихся и обращать на это их внимании, среди ценностей на первом месте были выявлены красота природы и искусства, познание, творчество.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. — 2007. — № 3. — С.69 — 71.
  2. Боброва Л.В. Классный час «Совесть — это нравственная категория…» // Классный руководитель. — 2009. — № 2. — С.98-103.
  3. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб.пособие для студ. вузов/О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. — М.: Академия, 2002. — 160с.
  4. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учеб. — метод. пособие. — М.: 1999. — 216с.
  5. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1998. — 204 с.
  6. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 192с.
  7. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребёнок в «игровой цивилизации». — М.: 1990. — 144 с.
  8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335с.
  9. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Рос. академия наук, Институт философии. — М.: Наука, 1992. — С.111-115.
  10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Художественная литература, 1979. — 412 с.
  11. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  12. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. — М.: Прогресс, 1991. — 176 с.
  13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: 1968. -464с.31 .Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.//Педагогика. 1995.-№4.
  14. Бондаревская Е.В. /ред./ Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Р.-на-Д. 2002, 62с.
  15. Боташева X. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. -26с.
  16. Брунер Д.Психология познания. -М.: 1977.
  17. Вахрушева И. В. Ценности трёх поколений. //Образование в современном мире. №4, 2004. С. 32-35.
  18. Вегнер Л. А. Восприятие и обучение. М.: 1969. -349 с.
  19. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. — М.:1911,т. 1-2.
  20. Вербицкий А. А. Психологические основы контекстного обучения. Дисс. докт. пед. наук. -М.: 1991. -51 с.
  21. Волков Г. Н. Этнопедагогика. -М.: 2000. -176 с.
  22. Волкова Н. А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Л.: 1983.41 .Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. /Под ред. И. С. Марьенко. -М.: 1986.
  23. Выготский С. Педагогическая психология. -М.: 1991.43 .Волкова С. Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению. Автореф. канд. дисс. -Ставр.: 2004. -22 с.
  24. Хаджиева У. Б. Педагогические условия социализации дошкольников среднего возраста. Дисс. канд. пед. наук: Махачкала, -2002. -160 с.
  25. Галагузова М. А. Социальная педагогика. -М.:2001,214с.
  26. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностных приоритетов образования. //Педагогика. №7. -2002. С. 3-13.
  27. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.:2002.512 с.
  28. Герюгова 3. К. Стимулы эстетического воспитания школьников в деятельности Центра детского творчества. Дисс. канд. пед. наук. Карача-евск: 2004. -171 с.
  29. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: 1995, -445 с.
  30. Гордин JI. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Дисс. донт. пед. наук. -М.:1979. -380 с.
  31. Городинский А. Системная педагогика. -Рига: 2000. -301 с.
  32. Гранкина Р. К. Проблема социализации старшеклассников в отечественной педагогике в школе 60-70-х годов XX века. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -2000. Пятигорск, 18 с.
  33. Гукова Т. А. Педагогическая ситуация как средство развития профессиональных качеств будущих учителей. Дисс. канд. пед. наук. Ставр.: 2002. -167с.
  34. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1972. -239 с.
  35. Декроли Ж. О. Школа и воспитание детей на Западе. /Новые пути зарубежной педагогики. Под ред. С. Иванова и Н. Н. Иорданского. М.: 1927, 25 с.
  36. Демиденко О. П. Воспитание детей 5-7 лет условиях развивающего обучения в период подготовки к школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2003. -22 с.
  37. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 класса. -М.: 2004. -240 с.
  38. Джазаева 3. М. Стимулирование познавательной деятельности студентов на основе вариативного подхода. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000.-184 с.
  39. Джантоева М. Э. Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск: 2000. -22 с.
  40. Добровольская Т. И. Социализация личности сельского подростка в условиях этнорегионального подхода. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004, -21 с.
  41. Дубровина И. В. Мы живём среди людей. Кодекс поведения. -М.:2002.64.3анков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: 1990. -273 с.
  42. Зимняя И. А., Байденко Б. Н. и др. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. М. -1999, с. 12.67.3язюн И. А. /Ред/. Основы пед. мастерства. Москва,: 1989. -303 с.
  43. Иванова С. В. Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся. Автореф. дисс. пед. н. М.: 1998. -21 с.
  44. Игра детская. // Пед. словарь. М.: 1960, т. 1-774.
  45. Игра дошкольника. / Сост. Зворыгина Е. В. М.: 1989. -230 с.
  46. Инновационное обучение. Стратегия и педагогика. / Под ред. В. Я. Ляудис.-М.: 1994.-203 с.
  47. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М.: 2001. -207 с.
  48. Ильина Т. А. Педагогика. М.: 1984. -495 с.
  49. Каневская Ж. О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставр. 2002. -22 с.
  50. Малашихина И. А. и др. Человек, индивид, личность. Программа воспитания. Шестой год жизни. Ставр.: 2003. -213 с.
  51. Малашихина И. А. и др. Человек, индивид, личность. Программа воспитания. Седьмой год жизни. Ставр.: 2003. -228 с.
  52. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: 1975. -287 с.
  53. Обухова Л. Ф., Гезелл А. Л. /Российская пед. энциклопедия. М.: 1993, т. 1.-608 с.
  54. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития. //Педагогика, 2002, №10, С. 24-30.

Электронно-библиотечные системы вуза

  1. Каверин Б.И. Культурология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Каверин Б.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8089.— ЭБС «IPRbooks»
  2. Зверева Е.Н. Основы культуры речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зверева Е.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10802.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Попов, Б.А. Этнопедагогика / Б.А. Попов .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 37 с. — Режим доступа:http://rucont.ru/efd/236095?cldren=0
  4. Волкова, Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования / Т. Н. Волкова .— Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2007. — Режим доступа:http://rucont.ru/efd/188086?cldren=0
  5. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990.— ЭБС «IPRbooks»
  6. Гуревич П.С. Этика [Электронный ресурс]: учебник/ Гуревич П.С.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8542.— ЭБС «IPRbooks»

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!