Заявка на расчет
Меню Услуги

Личностные особенности подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических особенностей Интернет-общения подростков

1.1. Общая характеристика Интернет-коммуникации

1.2. Феномен Интернет-зависимости

1.3. Психологические особенности подросткового возраста

1.4. Специфика общения подростков в Интернет-среде

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы. В последние два десятилетия наблюдается широкое распространение Интернета, как в профессиональной, так и обыденной жизни людей. На данный момент он является наиболее полным, оперативным и доступным источником информации и средством массовой коммуникации. Полностью погружаясь в виртуальную жизнь, человек реализует потребность в общении, принадлежность к социальной группе, что, в свою очередь, снижает мотивацию к самореализации в настоящей жизни.

Функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Стоит отметить, что общение в сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности, в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

В последнее время виртуальное общение, виртуальная коммуникация всё чаще заменяет коммуникацию реальную, что порой переходит в форму зависимости.

Особую тревогу вызывает то, что зависимость от Интернета наиболее часто проявляется в юном возрасте – в среде подростков, что затрудняет их социализацию, препятствует способности сделать карьеру в будущем.

В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что Интернет оказывает воздействие на личностные особенности подростка, поскольку данный возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.

Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается в затруднении полноценно функционировать в реальном мире.

Многие исследователи пришли к выводу о том, что наиболее опасным в плане приобщения к аддиктивному поведению является возраст 12-18 лет. Поэтому в современных условиях, на наш взгляд, большую значимость имеет выявление причин возникновения аддиктивного поведения подростков в Интернет — среде.

На сегодняшний момент в России отмечается высокая степень применения информационных технологий в профессиональной и в повседневной деятельности. Возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных психологических последствий компьютеризации.

Представляется, что на сегодняшнем этапе развития информационного общества возникают следующие противоречия: между стремительной эволюцией возможностей Интернет-ресурсов и низкой мобильностью осуществления теоретического анализа положительных, и отрицательных аспектов массовой информатизации населения; между постоянным увеличением числа подростков – пользователей российского сектора Интернета и слабой информированностью субъектов учебно-воспитательного процесса о негативных последствиях интенсивного информационного взаимодействия в Интернет-среде; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании Интернета и недостаточной разработанностью специальных коррекционно-профилактических программ коррекции Интернет-аддикции в сфере общего образования.

Проблематика изучения Интернет-коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Ю.Д. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А.Ю. Егорова, А.Е. Жичкина, Т. Келер, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, Дж. Семпси, J. Steuer, Sh. Turkle, О.Г. Филатова, В. Фриндте, О.Н. Чудова, Т. Шуберт, K. Янг и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема Интернет-аддикций.

Цель исследования – изучить личностные особенности подростков с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение.

Объект исследования – развитие личности в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются личностные особенности подростка с разной степенью вовлеченности в Интернет-общение.

При планировании исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1) Степень вовлеченности подростков в Интернет-общение обусловлена продолжительностью и характером активности в Интернете.

2) Предпочтение подростками определенных стратегий поведения в Интернете связано с их личностными особенностями.

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования поставлены такие задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы психологических особенностей поведения в Интернете разных категорий пользователей.
  2. Проанализировать исследования деятельности человека в Интернете зарубежных и отечественных психологов.
  3. Описать психологические особенности подросткового возраста.
  4. Составить психодиагностический комплекс для исследования психологических особенностей поведения в Интернете разных категорий пользователей.
  5. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков.
  6. Провести обработку результатов и интерпретацию полученных результатов.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы,

Психодагностические методы исследования:

«Тест опросник EPI» (Г.Айзенк),

«Индивидуально-типологический опросник (ИТО)» (Собчик Л.Н.),

тест на Интернет-зависимость (К. Янг),

опросник «Поведение в Интернете» (Жичкина А.Е.),

«Анкета» (Жичкина А. Е.).

Математическая обработка представлена методом ранговой корреляции Спирмена, критерием Фридмана. Обработка данных проведена в статистическом пакете SPSS.

Эмпирическая база: Эмпирическое исследование было проведено на базе колледжа города Москвы. В исследовании приняли участие 80 подростков.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет — зависимости в подростковом возрасте.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических особенностей Интернет-общения подростков

1.1. Общая характеристика Интернет-коммуникации

 

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. В этой дефиниции учтены следующие отличительные признаки Интернет:

— социально-коммуникационная сущность сети, обусловленная коммуникационно-пространственной и коммуникационно-временной функциями;

— предназначенность для удовлетворения коммуникационных потребностей не общества в целом, а отдельных личностей и социальных групп, обусловленных их стремлением к социализации и самореализации;

— вхождение в систему электронной коммуникации, благодаря использованию компьютерной базы и телекоммуникационных технологий;

— глобальные масштабы сети [34].

Интернет-коммуникацию можно охарактеризовать как глубоко личностный, психологически насыщенный процесс. При работе в сети снижается действие защитных механизмов личности, угасает внешняя по отношению к мыслительной и коммуникативной деятельности социально престижная мотивация, которая носит нормативный характер и выражается в ориентации на внешнюю оценку, стремлении соответствовать социальным нормам, наилучшим образом выглядеть в глазах других.
Включая сильный защитный компонент, эта мотивация актуализируется при совместной деятельности в социально значимой ситуации. Вследствие отсутствия прямого контакта возникает эффект «психологической анонимности» — личностной защищенности от внешнего контроля. Человек получает возможность раскрыться, актуализировать индивидуально присущие ему мотивы и установки, проявить наиболее глубокие и индивидуальные детерминанты своего поведения. В результате снижения социально-нормативных барьеров все большее значение приобретают индивидуально-психологические составляющие коммуникации. В процессе Интернет-коммуникации, человек может удовлетворять индивидуальные коммуникативные потребности, переходить от формально-ритуализированного, нормативно-ориентированного общения к более глубоким личностно-интимным, индивидуализированным коммуникативным уровням.
Однако снижение коммуникативных барьеров имеет и определенные негативные последствия. Благодаря большей степени опосредствованности общения в сети, отправляемое информационное сообщение в значительной степени «отчуждается» субъектом. Эта психологическая иллюзия анонимности коммуникации, возникающая у некоторых пользователей, делает актуальной проблему контроля, за достоверностью передаваемой информации. Такой контроль, естественно, неприменим в сфере межличностной коммуникации в сети, за достоверность сообщений в которой отвечает непосредственно партнер по общению [2].

Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. выделяют следующие основные виды общения в сети:

Общение в режиме реального времени (так называемый чат):

  • с одним собеседником (выбирается определенный канал для такой коммуникации);
  • с большим количеством людей одновременно;

Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

  • с одним собеседником (электронная почта);
  • со многими людьми — участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Интернет, благодаря свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения.

С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду [4].

Силаева В.Л. выделяет разновидность Интернет-коммуникации, названную ею «игровым общением». Она определяет его, как общение, дающее возможность самопрезентации каждому пользователю, подключившемуся к сети Интернет [31].

Неотъемлемой особенностью Интернет-коммуникации является возникновение новой культуры речи, своеобразного «диалекта», понятного только пользователям сети Интернет. Причинами его появления являются транскрипизирование английских слов и терминов и опечатки, возникающие при наборе текста в режиме реального времени. Также пользователями зачастую используются специфические нормы взаимодействия, выражающиеся в допущении большей раскрепощенности, а, следовательно, как большей агрессивности, так и дружелюбия.

Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом.

Описательные исследования Интернет-коммуникации констатируют наличие специфических особенностей языка, социальной иерархии, индикаторов социального статуса и социальных норм, что, собственно, и позволяет говорить о виртуальных сообществах как об особой культуре. Одновременно они свидетельствуют, что вопреки обыденным представлениям о большей «обедненности», «эмоциональной выхолощенности» компьютерно-опосредованной коммуникации по сравнению с реальным общением, это далеко не так. Хотя часто считается, что в опосредованной компьютером коммуникации, люди ведут себя более холодно и отстраненно, чем в реальном общении, и то, что это связано именно с опосредующей коммуникацию технологией (с тем, что человек реально взаимодействует с компьютером, набирая послания на клавиатуре, а не с другим человеком). На самом деле, виртуальная коммуникация, ничуть не более безлична, чем реальное общение, несмотря на то, что в нем нет физического соприсутствия собеседников. Большинство исследователей сегодня «едины» во мнении, что она представляет собой скорее взаимодействие в системе «человек — человек», нежели «человек — машина» [13].

Войскунский А.Е. отмечает, что Интернет-среда по сути своей неоднородная, образованная различными социальными средами. Неоднородность Интернета как среды поведения, а также многообразие его сервисов обеспечивает различные виды деятельности пользователя в сети [3].

Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются результатом специфики коммуникации через Интернет.

Общение между людьми строится по определенным «правилам», которые действуют, независимо от среды общения. Так на Интернет-коммуникацию распространяются многие стереотипы из реальности. Интернет-среда также имеет свои особенности и законы, по которым общаются пользователи сети.

Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального, и более и менее адекватного восприятия личности. Кроме того, часто можно наблюдать «скрывание» или презентацию ложных сведений, как целенаправленное формирование определенного образа или реализацию тех или иных коммуникативных стратегий.

Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения.

Дистанцированный характер и возможность анонимного общения, как и возможность, общаться со многими людьми одновременно, делают процесс коммуникации посредством Интернета более увлекательным, нежели в реальной социальной среде. Потому коммуникативное пространство Интернета стремительными темпами разрастается, объединяя все новые, разнородные средства.

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения. Аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения приводит к тому, что человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания) [42].

Дополнительные особенности Интернет-коммуникации:

— предоставление в Интернете новых по сравнению с реальной жизнью возможностей принадлежности к определенным социальным категориям, благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и т.д.), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью;

— уникальная возможность экспериментирования с собственной идентичностью, которые порождаются анонимностью и ограниченным сенсорным опытом.

Анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая часто отличается от реальной идентичности. «Предпочтение анонимности может быть результатом неудовлетворенности результатами социальной категоризации в реальном общении» [14].

Относительно того, что побуждает пользователей создавать отличающиеся от их реальных идентичностей сетевые идентичности, существует несколько мнений. Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного “Я” в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет. Некоторые авторы утверждают, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает множественность идентичности в современном обществе в целом.

Сетевая идентичность может представлять собой осуществление желаний. Такой точки зрения на создание сетевых идентичностей придерживается Дж. Сулер. По его мнению, сетевая идентичность — это осуществление мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании. Аналогично, Б. Бекер рассматривает создание виртуальных идентичностей как выражение деструктивных желаний «тех людей, которые хотят достичь некоторого контроля над своим Я через уничтожение собственного тела, других и мира» [13] — то есть, поскольку сетевая идентичность полностью контролируется создавшим ее пользователем, именно желание тотального контроля над всеми своими проявлениями и побуждает ее создание.

Сетевые идентичности могут создаваться также для того, чтобы испытать новый опыт — именно в этом контексте понятие «экспериментирования с идентичностью» наиболее уместно; то есть сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное.

Сетевая идентичность может использоваться не только для самовыражения или получения нового опыта, но и в качестве инструмента для манипуляции другими людьми [13].

Говоря о проблеме идентичности пользователей Интернета, необходимо затронуть феномен создания «виртуальных личностей». Ему уделяют внимание такие исследователи, как Семпси Дж., Жичкина А.Е., K. Янг. Данными авторами выделяется две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несет в себе компенсаторную функцию. По мнению K. Янг, Семпси, такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» – с целью произвести определенное впечатление на окружающих [30, 15].

Переход от индустриального общества к информационному, сформировал у человека представление о некоторой «разорванности» двух миров: реального социального и информационного. Социальный мир, традиционно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.). Информационный мир принципиально безграничен, а важнейшим условием существования в нем является четкое самоопределение. Самоидентификация в сети возможна двумя путями: «через перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в реальном мире некоторых социальных символов (пола, возраста и пр.), посредством виртуальной реконструкции социальной идентичности, осмысления ценностных ориентиров своей деятельности, либо через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, посредством воссоздания персональной идентичности. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира».

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

  1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
  2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети — анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Анализ свойств виртуальной сети, как новой коммуникативной среды, приводит нас к заключению о том, что применение компьютерных технологий существенным образом преобразует сферу личностной, мотивационной регуляции деятельности субъекта. Это преобразование затрагивает не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека.

 

1.2. Феномен Интернет-зависимости

 

Термин Internet-addiction (по-русски «интернет-аддикция» или «интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Термин аддикция (с лат. яз. addictio – присуждение) в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактуется как склонность, неистребимая привычка [43].

Термин «аддиктивное поведение» (addictive behavior) в исследованиях отечественных ученых применялся в следующем значении − злоупотребление различными химическими психоактивными веществами, которые приводят к изменению психического состояния до того момента, как от них сформировалась зависимость [1].

Вскоре появились более широкие трактовки понятия аддиктивного поведения. Так, например, G.A. Marlatt с коллегами характеризуют его как «повторяющуюся привычку, которая повышает риск заболевания и/или связана с личными и социальными проблемами» [5].

Субъективно аддиктивное поведение часто проявляется как «потеря контроля» – несмотря на все попытки человека воздерживаться или контролировать себя, поведенческие паттерны повторяются вновь и вновь. Эти паттерны обычно характеризуются получением немедленного удовольствия («кратковременная награда») и часто сопровождаются отставленными отрицательными последствиями («долговременные издержки»). Попытки изменить аддиктивное поведение сопряжены с высоким процентом рецидива [5].

Короткое по содержанию, но достаточно широкое по смыслу определение аддикции дает A.W. Shaef: «Аддикция – это любой процесс, над которым мы не властны» [5]. Под это определение можно подвести большую часть психических и поведенческих расстройств. Этот же автор выделил две категории аддикции: субстанциональные аддикции (алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые) и аддикции процесса (накопление денег, гемблинг, секс, работа, Интернет).

В.В. Шабалина определяет аддиктивное поведение как внешние действия человека, обусловленные психологической зависимостью от непреодолимого влечения к какому-либо объекту [39].

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности, посредством изменения психического состояния, можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние. Чем склонные к Интернет-аддикции личности и стали пользоваться. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители — вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению [22].

Определенные свойства, присущие Интернету, делают его аддиктивным агентом, а именно [8]:

  • сверхличностная природа межличностных взаимоотношений;
  • возможность анонимных социальных взаимодействий;
  • возможности реализации представлений и фантазий с обратной связью;
  • уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание;
  • расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса;
  • неограниченный доступ к информации.

В виртуальном пространстве иллюзорно удовлетворяются практически все потребности иерархии А.Маслоу:

  • физиологические (например, бурные виртуальные романы, киберсекс); безопасность (и анонимность);
  • принадлежность (к какой-либо виртуальной группе по интересам); любовь и уважение (между участниками определенного виртуального сообщества);
  • самоактуализация (достижима, в том числе, возможностью иных самопрезентаций с актуальной обратной связью от респондентов), что только способствует возникновению зависимости от сети Интернет [7].

Критерии, которые используются в определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми; раздражение или разочарование значимых для аддикта людей; скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение; чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.

Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

К. Янг приводит 4 симптома Интернет — зависимости:

  • навязчивое желание проверить электронную почту;
  • постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
  • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
  • жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [18].

Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:

  • Толерантность. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает, если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
  • «Синдром отказа». Характерный «синдром отказа»: прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет.

Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца): психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет; фантазии или мечты об Интернет; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Использование Интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».

  • Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
  • Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета.
  • Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, организация найденных в Интернет файлов).
  • Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.

Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими) [9].

В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интренете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финансах и социальные проблемы. Было также установлено, что студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет [18].

Кроме того, Интернет важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее используют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Ш.Теркл, «компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы». Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться психопатологией: К. Янг установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке, пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности.

Для тех Интернет-зависимых, которые в реальной жизни непривлекательны внешне или имеют мало возможностей познакомиться с кем-либо, Интернет просто является более легкой возможностью знакомства [17].

Перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков. Но, кажется, этот возраст становится все младше и младше.

  1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении [21].
  2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого подростка компьютер. Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая [26].
  3. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность [27].
  4. Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  5. Следующая причина схожа с двумя предыдущими. Психологи выделяют ее как одну из первых, и обозначили эту причину как «наличие тяжелой инвалидности, серьезного заболевания». Если ребенок-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжелые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребенка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению, мы подразумеваем отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затрудненную речь, тяжелую форму эпилепсии, тяжелые пороки сердца, атрофию мышц и т.п. [25].

Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы. Детская психика ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние [39].

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если: в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; у ребенка разносторонние интересы и увлечения; ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели [36].

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что Интернет- зависимость формируется в большинстве случаев от тех сервисов Интернета, которые обеспечивают возможность общения с другими людьми, и, не от сервисов Интернета, которые связаны с поиском информации. Интернет- зависимые удовлетворяют в Интернете те связанные с общением потребности, которые в реальности они по тем или иным причинам удовлетворить не могут.

Недостаточная изученность феномена Интернет-зависимости в психологии связана с неоднозначностью самого понятия Интернет-зависимости: до сих пор не выделены критерии Интернет-зависимости, которые принимались всеми исследователями этого феномена [17].


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф