Меню Услуги

Маркетинг как инструмент повышения работы организации

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА
  • 1.1 Сущность маркетингового исследования, его роль, цели и задачи
  • 1.2 Технология и этапы проведения маркетингового исследования
  • 1.3 Направления и использование результатов маркетинговых исследований
  • 1.4 Виды маркетинговых исследований
  • 2 СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ЗАО «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» КАРУСЕЛЬ ГИПЕРМАРКЕТ «ПАРК ХАУС»
  • 2.1 Организационная характеристика ЗАО «ТД «Перекресток» Карусель Гипермаркет «Парк Хаус»
  • 2.2 Виды и направления маркетинговых исследований проводимых в ЗАО «ТД «Перекресток» Карусель Гипермаркет «Парк Хаус»
  • 2.2.1 Кабинетное маркетинговое исследование
  • 2.2.2 Полевое маркетинговое исследование
  • 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимым звеном системы управления предприятий является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой деятельности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.

Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии для выявления запросов и желаний реальных и/или потенциальных покупателей, для обнаружения эффективных средств управления рынком.

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

В процессе интенсивного развития экономики и постоянно повышающейся роли малых и средних предприятий с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей, увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений.

Как показывает практика, актуальность маркетинговых исследований определяется возрастающей ролью маркетинга в жизни человека, а именно:

  • реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений;
  • возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;
  • массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг;
  • проникновением в социокультурную сферу рыночных механизмов.

Очень часто, особенно в нашей стране, производство товаров и услуг начинается без достаточных маркетинговых исследований. Производители не хотят нести дополнительные расходы на «ненужные» маркетинговые исследования, уточняющие все характеристики производства, ориентированного на удовлетворение потребностей, в результате теряют неизмеримо больше. При обсуждении с руководителями действующих предприятий вопросов эффективности проведения маркетинговых исследований, обнаруживается множество проблем, которое проявляется в порядке формирования маркетинговых служб, их функционировании, связях с другими отделами и службами.

В дипломной работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, цели, задачи и виды маркетинговых исследований, технологию и этапы проведения маркетинговых исследований на примере конкретного предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

Изучить публицистическую и научную литературу по выбранной теме.

Проанализировать сущность, дать понятие маркетинговому исследованию и маркетинговой информации и рассмотреть виды маркетинговых исследований в зависимости от метода сбора информации,

Провести маркетинговое исследование для выявления покупательских предпочтений в некоторых сегментах рынка мучных кондитерских изделий,

Объект исследования:потребительский сегмент рынка мучных кондитерских изделий гипермаркета “Карусель” г.Самары.

Предмет исследования: Структура маркетинговых исследований и методы сбора маркетинговой информации.

Методы исследования: анкетный опрос, личное интервью на основе случайной выборки. Опрос проводился в ЗАО «ТД «Перекресток» Карусель Гипермаркет «Парк Хаус».

Теоретическая значимость. Пояснение понятий “маркетинговое исследование” и “маркетинговая информация”, систематизация видов маркетинговой информации и классификация методов ее сбора.

Практическая значимость. В проведении полевого маркетингового исследования для получения первичной информации о рынке мучных кондитерских изделий и выявлении предпочтений покупателей этой продукции.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений. Содержит 19 рисунков, 11 таблиц.

В первой главе: «Маркетинговое исследование как функция маркетинга» представлены теоретические аспекты по теме дипломной работы, которые включают в себя анализ сущности понятий, целей и задач, касающихся данной проблематики, а также рассмотрены технология и этапы проведения маркетингового исследования на предприятии. Установлены направления использования результатов маркетингового исследования

Во второй главе: Содержание маркетинговых исследований и методы сбора информации, был представлен обзор Самарского сегмента рынка мучных кондитерских изделий (ситуация на рынке, зависимость потребления данного вида продукта от финансового положения покупателей), полученных при проведении кабинетного исследования. Во второй половине главы представлен план и отчет проведения полевого маркетингового исследования для решения поставленных задач, выявлены предпочтения потребителей, а так же установлены критерии, влияющие на выбор той или иной кондитерской продукции.

 

1 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА

1.1 Сущность маркетингового исследования, его роль, цели и задачи

 

Маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка. Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей.

Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф.Котлер, который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах. Отечественные авторы Е.П. Голубков, А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку. На взгляд автора, более правильна точка зрения И.К. Белявского, согласно которой сущность маркетинговых исследований заключается в проведении любой комплексной системы исследовательской деятельности, направленной на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга, а именно — в изучении и анализе предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов и других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка. Маркетинговое исследование, продолжая быть составной частью маркетинга, образует самостоятельное научно-практическое направление.

Множество целей, которые ставят перед собой маркетологи при проведении маркетингового исследования можно разбить на четыре идентифицируемые группы:

— поисковые — предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего изучения;

— описательные — предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений, а также их взаимосвязей и влияния;

— экспериментальные — состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) — с другой;

— оправдательные — призванные подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.[17]

Цели маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии.

Наглядно задачи можно представить в виде графической схемы. (Рисунок 1).

Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих случаях:(недостаточный объем информации для принятия решения; наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.); изучение причин неожиданного успеха; формирование новых стратегических или тактических замыслов.

Исследования в области маркетинга базируются на общих научных принципах и методах, в том числе это относиться и к общим требованиям к исследователям.

Рисунок 1 – Задачи маркетинговых исследований

 

Необходимо, чтобы исследователь был объективным, применял меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных, указывал степень погрешности своих данных, был творческой личностью, определял новые направления поиска, использовал современные методы исследования. Наглядная схема маркетинговой деятельности предприятия представлена в приложении А.

 

1.2 Технология и этапы проведения маркетингового исследования

 

Технология проведения маркетингового исследования предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: во-первых, исследование внешних переменных, которые не поддаются регулированию со стороны руководства фирмы и, во-вторых, анализ внутренних составляющих организации, находящихся под контролем администрации, и определенных реакций фирмы на изменения в окружающей среде.

Любое исследование начинается с определения целей (этап 1.1.). (Приложение Б) В зависимости от поставленных целей, исследования могут носить описательный характер, могут быть нацелены на выявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза. Рабочая гипотеза (этап 1.2.) — это вероятностное предположение относительно сущности и путей решения рассматриваемых явлений. Она должна обеспечивать возможность выразить главные предположения не только логически, но и с помощью экономико-математических построений. Программа исследования (этап 2) — это план, которому необходимо следовать для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы. Она определяет потребности в информации и предполагаемый набор инструментов для ее получения. Выбор инструментария (этап 2.1.) связан с выбором подходящих методов исследования. Выбор форм и методов исследования рынка (этап 2.2.) связан с множеством факторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д. Наконец, программа исследований устанавливает правила формирования выборки (этап 2.3.).

Техническое планирование и организация сбора информации (этап 3.1.) — самый трудоемкий этап процесса проведения исследования. Четкое определение объекта исследования — необходимое условие успешного его проведения.

Сбор данных (этап 3.2.) можно проводить тремя способами: осуществлять это самим (сотрудники маркетинговой службы организации своими силами осуществляют сбор данных); осуществлять путем создания специальной группы (комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации); осуществлять путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.

Обработка и анализ данных (этап 4.1. и 4.2.).

Полученная в ходе исследования информация (значительное число заполненных анкет, записей с наблюдениями и экспертными заключениями) подвергается всестороннему анализу.

Составление и публикация итогового отчета (этап 4.4.). При завершении стадии обработки и анализа информации необходимо отразить полученные результаты в итоговом отчете. Его можно представлять в виде доклада, состоящего из письменного отчета и устного выступления, обзора или статьи для публикации в научных журналах или в средствах массовой информации. [22]

Стандартный отчет о проведенном исследовании состоит из следующих разделов:

  1. Вводная часть, содержащая описание ситуации, суть проблемы и рабочие гипотезы, цели исследования;
  2. Описание методов получения информации, формирование целевой выборки, а также сроки проведения исследования;
  3. Описание полученных результатов с использованием наглядных методов представления информации;
  4. Выводы и рекомендации по исследуемой проблеме, которые, как правило, либо подтверждают, либо опровергают рабочую гипотезу;

В приложении к отчету могут быть представлены анкеты, сценарии экспериментов, форма проведения наблюдения за рынком и т.д.

 

1.3 Направления и использование результатов маркетинговых исследований

 

Направления маркетинговых исследований определяются возможным набором объектов для изучения (рисунок 2). Существует несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Исследование рынка — систематический количественный и качественный анализ рынков для получения информации о тенденциях деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями. Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. [24]

Рисунок 2 – Основные направления маркетинговых исследований

 

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха.

Исследование конкурентов — это исследование, предполагающее получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. Анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

Исследование потребителей позволяет выявить побудительные факторы, которыми руководствуется покупатель при выборе товара. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, домашние хозяйства, а также потребители — организации. Здесь разрабатывается классификация потребителей на рынке и прогнозируется ожидаемый спрос. Целью исследования является сегментация потребителя и выбор целевых сегментов рынка.

Исследование фирменной структуры рынка — это исследование, проводимое с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Объект исследования — коммерческие, торговые и иные посредники, рекламные, юридические, финансовые и другие организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

Исследование товара — это определение соответствия технико-экономических показателей и качества товара, обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Объекты исследования — потребительские свойства товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, перспективные требования потребителей. Результаты исследований дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара.

Исследование цены — исследование эластичности спроса по цене, состава затрат на производство товара, текущего уровня цен на товар, возможностей увеличения прибыли. Объекты исследования — затраты на разработку, производство и сбыт товаров, поведение и реакция потребителей относительно цены товара.[22]

Исследование товародвижения и продаж — это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи. Результатом исследования будет определение возможности увеличения товарооборота предприятия, разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.

Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы — преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы.

Использование результатов маркетингового исследования направлено на принятие решений в области сегментирования рынка, разработки плана маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы.

Сегментирование рынка — это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы (сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке.

Разработка комплекса маркетинга. Маркетинговая деятельность в процессе формирования спроса предусматривает воздействие на внешнюю среду с помощью таких инструментов, как товар, его цена, система распределения и продвижения, которые все вместе составляют комплекс маркетинга. Деятельность по управлению свойствами какого-либо объекта называют политикой. В маркетинге используются следующие направления политики: товарная, сервисная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика.[22]

 

1.4 Виды маркетинговых исследований

 

В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. знания и сведения о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга.

Маркетинговая информация — это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.

Маркетинг сам стимулирует потребность в информации и охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению данных. Наличие информации — средство уменьшения неопределенности, свойственной стохастическим процессам рынка.

Маркетинговая информация позволяет предприятию:

  • снизить финансовый риск и опасность для фирмы
  • получить конкурентные преимущества
  • следить за маркетинговой средой
  • координировать стратегию
  • оценивать эффективность деятельности.

В маркетинговом исследовании, в соответствии с различными целями, его проведением и возможностями исследования методов сбора информации, выделяют следующие виды маркетинговой информации:

По характеру маркетинговую информацию разделяют на:

Количественная — отвечает на вопросы “кто?” и “сколько?”. Это, как правило, цифры, статистика.

Качественная — отвечает на вопросы “как?” и ”почему?”. Это мнение, оценки, характеристики.[14]

По срочности маркетинговую информацию подразделяют на:

Оперативная — это срочная информация, которая применяется в оперативном исследовании для неотложного использования. Например, информация о текущих предпочтениях посетителей супермаркета.

Стратегическая — это среднесрочная и долгосрочная информация, которая отличается глубиной и длительным охваченным периодом.

По месту получения маркетинговую информацию делят на:

Внутренняя — находится внутри компании. К ней относятся все файлы, папки с отчетностью и различными показателями (статистика заказов, калькуляция затрат и т.д.), а так же знания сотрудников компании.

Внешняя — находится за рамками компании. Это информация из внешней среды: газеты, справочники, сайты, мнение потребителей и т.д. [22]

Некоторые виды внешней вторичной информации и источники ее получения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Внешняя вторичная информация и источники ее получения

Информация Характеристика Источники получения
Экономическая информация Общая информация по экономике страны, региона и т.п. Государственные службы, сборники, новостные и периодические издания и др.
Биржевая и финансовая информация Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях и т.д. Специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки и др.
Коммерческая информация Информация о предприятиях и организациях, направлениях их работ и выпускаемой продукции, ценах, о финансовом состоянии, деловых связях, сделках, деловые новости в области экономики и бизнеса и т.д. Представляется самими участниками рынка либо в виде электронных баз данных или периодически обновляемых печатных изданий
Статистическая информация Показатели, рассчитанные по совокупности компаний, банков и других организаций, по определенным рынкам, географическим и административным территориям и т.д. Предоставляется чаще всего государственными статистическими службами в виде различных статистических сборников как в печатном, так и в электронном виде
Заказные маркетинговые исследования Информация, предоставляемая фирмами, которые выполняют маркетинговые исследования по заказу клиентов. Маркетинговые исследования проводятся обычно специальными коммерческими фирмами

 

Вид маркетингового исследования зависит от специфических признаков маркетингового исследования. Различают прикладные и фундаментальные исследования. Зависимость признака с видом исследования показаны в таблице 2.

Таблица 2 — Виды маркетинговых исследований

Классификационный признак Виды исследований
Уровень постановки проблемы Прикладные Фундаментальные
Этап изучения проблемы Поисковые Описательные Пояснительные
Источник информации Первичные (полевые) Вторичные (кабинетные)
Периодичность проведения Разовые (специальные) Постоянные
Области использования результатов Стандартные (синдицированные)
Степень охвата Сплошные Выборочные
Уровень измерительной «точности» Качественные Количественные

 

Количественные исследования — это описание проблемы в числовом выражении. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.

Качественные исследования имеют общую цель — выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей. [6]

Маркетинговые исследования делятся на: кабинетные (вторичные); полевые (первичные).

Кабинетные исследования

Именно с них имеет смысл начинать любое маркетинговое исследование. В таких исследованиях используется информация, которая уже кем-то собрана. Задачей исследования является ее изыскание, классификация и обработка с целью получения результатов, необходимых для принятия конкретного управленческого решения.

Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают:

  • Публикации производителей, СМИ, правительства.
  • Законодательство: федеральные законы; местные законы.
  • Электронные источники: базы данных; сайты электронных СМИ; новостные ленты информационных агентств.
  • Государственные органы: министерства; производственные объединения; местные администрации; ассоциации.

Кабинетное исследование широко применяется для выявления узких мест в системе управления маркетингом, определения стратегических ниш, оптимизации документооборота и т.п. Анализ проводят опытные специалисты в области менеджмента, маркетинга, финансового и бухгалтерского анализа.

Кабинетные исследования реализуются в два этапа:

  1. Этап постановки проблемы (формулирование решаемой маркетинговой проблемы; постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач; уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи; определение бюджета информационного поиска).
  2. Рабочий этап (сбор информации в выявленных вторичных документах; предварительный анализ вторичной информации; сбор информации в выявленных первичных документах; обобщение информации из первичных источников и документов; анализ собранной информации; формирование выводов и рекомендаций; подготовка информационного отчета по исследуемой проблеме. [6]

Полевые исследования

Исследования этого типа проводятся, когда данных, получаемых в результате кабинетных исследований, оказывается недостаточно. Эти исследования подразумевают непосредственную работу с потребителями, дилерами и даже конкурентами, направленную на получение необходимой информации.

В зависимости от применяемого подхода полевые исследования подразделяются на:

-полные — опрашивается вся совокупность потребителей, имеющихся на рынке.

-частичные — охватывается не вся совокупность потребителей (генеральная совокупность), а некоторая их часть (выборка).

Основными методами получения первичной информации при полевом исследовании являются: наблюдение, эксперимент и опрос.[6]

Из данного исследования можно сделать вывод: маркетинговые исследования — это не просто выявление желаний покупателей, но это сбор информации о состоянии и перспективах рынка, о конкурентах (ассортимент, цены, маркетинговая политика). Полнота и актуальность маркетинговой информации в значительной степени определяют успех компании на рынке.

Без планирования маркетинга компании не могут достичь устойчивого преимущества на своих рынках. Без маркетинговых исследований невозможно принятие эффективных стратегических решений в области маркетинга.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3