Меню Услуги

Разработка проекта по организации маркетинговой службы предприятия

Страницы:   1   2   3


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  • 1.1. Сущность и особенности маркетинга промышленного предприятия
  • 1.2. Организация маркетинговой службы на предприятии
  • 1.3. Факторы, влияющие на организацию маркетинга на предприятии
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ООО «СМОЛЫ»
  • 2.1. Экономико-правовая характеристика предприятия
  • 2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
  • 2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Смолы»
  • ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ООО «СМОЛЫ»
  • 3.1. Резюме проекта
  • 3.2. Содержание проекта, обоснование мероприятий и расчет бюджета по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ООО «Смолы»
  • 3.3 Оценка эффективности проекта
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы дипломного проекта обусловлена тем что, во-первых, в условиях современного рыночного хозяйства для экономически выгодного функционирования его субъектов важное значение имеет знания рынка и адаптивная способность умно использовать современные инструменты и методы воздействия на ситуацию в нем; во-вторых, в наше время неполно представлены аспекты функционирования системы планирования маркетинга на промышленном предприятии и управления предприятием с учетом требований маркетинга; в третьих производственные предприятия, как основные субъекты хозяйствования, на современном этапе нуждаются в включении в свою экономическую деятельность принципов маркетинга; в четвертых, важнейшим моментом во включении маркетинговых подходов является планирование и организация комплекса маркетинговых мероприятий на основе рационально организованной службы маркетинга, которая способствует переориентации структур менеджмента на маркетинговый подход в управлении.

Функционирование службы маркетинга на современном промышленном предприятии изучали О. А. Артемьева, Т. А. Ахтямов, Г. Л. Багиев, Г. А. Васильев, А.С. Ваганов, Е. П. Голубков, Л.А. Данченок, П.М. Медведев, Н. И. Перцовский, Е. П. Пешкова, В. А. Шкардун, Н.А. Шмелева, Н.Д. Эриашвили и др.

Исследователи отмечали, что создание маркетинговой службы организации является сложным процессом, когда организаторам, руководству промышленного предприятия мало только создать отдел маркетинга определенной структуры с соответствующим штатом сотрудников, а необходимо объединять и связать все подразделения предприятия вместе с отделом маркетинга в одно целое, связать, что бы принимать управленческие решения на основе выработанных рекомендаций[10]. Сложность данной организационной работы, планирования, а также ее многоаспектность определяет актуальность темы данного исследования.

Цель дипломной работы – разработка проекта по организации маркетинговой службы с целью повышения эффективности деятельности ООО «Смолы».

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач, а именно:

– уточнить сущность маркетинга, ее цели, задачи, функции;

– провести анализ маркетинговой деятельности ООО «Смолы».

– разработать проект по созданию маркетинговой службы в ООО «Смолы».

Объект исследования — компания ООО «Смолы».

Предмет исследования – социально экономические отношения, возникающие в процессе разработки проекта по организации службы маркетинга в ООО «Смолы».

Теоретической основой для написания проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, в данной работе использовались методы анализа, обобщения, классификации, метод проектирования организационных систем, а также SWOT – анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе дипломной работы рассматриваются теоретические аспекты формирования маркетинговой службы в ООО «Смолы», сущность и особенности маркетинга промышленного предприятия, а так же факторы влияющие на организацию службы маркетинга.

Во второй главе рассматривается организационная структура предприятия, характеристика основных подразделений компании, проведен анализ экономических показателей за последние три год, а также была рассмотрена внешняя и внутренняя среда предприятия с помощью SWOT-анализа.

В третьей главе разрабатывается проект по организации маркетинговой службы в ООО «Смолы». В разработку входит: определение миссии проекта, видение проекта, цели проекта отвечающие критериям SMART, определяется критический путь проекта, а также рассчитывается бюджет и оценивается эффективность реализуемого проекта.

В заключении подводятся итоги и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущность и особенности маркетинга промышленного предприятия

Маркетинг на современном этапе рассматривается как совокупная система построения и организации деятельности промышленного предприятия по разработке, внедрению, производству и дальнейшей реализации товаров, как оказание услуг на основе всесторнонего изучения рынка и ключевых запросов покупателей, имеющих целью максимализации и получения прибыли.

Маркетинг на рынке промышленных предприятий имеет смысл принимать как одно из направлений маркетинга, которое включает изучение различных аспектов функционирования предприятий, организаций и экономических субъектов на рынке производства. Эта деятельность в сфере промышленного производства и оказываемых услуг, настроенная на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов, организаций в сырье, комплектующих изделиях, материалах, оборудовании, а также на повышения экономической эффективности производства и реализации товаров промышленного назначения путем комплексного исследования и глобального удовлетворения спроса на продукцию, выпускаемую промышленным предприятием и услуги предприятия.

К основным отраслям, составляющие рынок, следует отнести: горнодобывающая отрасль, деревообрабатывающая, строительное производство, транспортные коммуникации, ЖКХ, связь и телекоммуникации, агрохозяйства, сфера оказания услуг, банковское дело, финансовое и страховое направление и другие.

Маркетинг подразумевает, что потребителями на рынке промышленных товаров и услуг могут являться частные и государственные предприятия, различные учреждения и некоммерческие структуры или отдельные частные лица. Здесь главным объектом для всестороннего анализа и изучения в сфере маркетинга предприятия являются комплекс действий и операций, производимых на рынке промышленных предприятий с товарами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Организации, являющиеся потребителями, кроме проммаркетинга (промышленного маркетинга), могут являться неотъемлемой частью потребительского маркетинга. Есть пример, когда точки розничной торговли покупают товары для увеличения запасов и пополнения ассортимента товара (с целью дальнейшего запуска товара в торговую сеть), здесь уместно говорить непосредственно о потребительском маркетинге. Но, тот же магазин при закупке товаров в целях осуществления собственной хозяйственной деятельности, а не для дальнейшей реализации, то здесь явный пример промышленного маркетинга.

Получается, что потребителями на рынке ТПН, то есть на промышленных рынках субъектами маркетинга считаются:

— компании разных отраслей массового производства (строительные, ресурсодобывающий, агрохозяйственные, металлургические и т.п.);

— предприятия сферы торговли (крупнооптовые, мелкооптовые и розничные сети);

— предприятия оказания различных видов услуг (страховые компании, лизинговые, банки и т.п.);

— государственные, муниципальные учреждения;

— общественные некоммерческие организации .

Концепция сущности маркетинга находится в том, что он является системой управления промышленным современным производством, а также комплексом мер по реализации услуг и товаров, удовлетворяющих требованиям рынка. В основе формирования и претворения управленческих решений, а также их экономической оценки должно находится понимание о том рынке, где реализуется данный вид услуг или продукции.

Маркетинг в сфере промышленных производствах в современных реалиях состоит из двух взаимосвязанных направлений.

Первым направлением является управленческий маркетинг (его еще называют «маркетинговый менеджмент»), который формирует здесь «образ мышления» в управлении экономическим предприятием. Главная цель которого является максимальный и полный учет и полное удовлетворение основных требований промышленного рынка и услуг. Аспекты деятельности предприятия (а именно: финансовая, производственная, коммерческая, кадровая, техническая, научная и иная) для достижения намеченной цели должны быть ориентированы на выполнение задач, отражающие конечные целевые установки, состояние текущее и перспективы развития рынка в ближайшей перспективе, а также текущие и потенциальные экономические возможности предприятия. Согласно этим данным организационная структура выстраивается и система комплексного управления предприятием также, корпоративна философия разрабатывается, формируется и адаптируется корпоративная культура и тому подобное.

Функциональный маркетинг является вторым направлением, он формирует деятельность предприятия непосредственно в рыночной среде. Функциональный маркетинг как составная часть, представляет собой как бы «образ действия» определенной экономической структуры, хозяйствующего субъекта и способствует развитию комплекса мер по продвижению и реализации производимых услуг и товаров предприятием.Сейчас маркетинг на промышленных рынках развивается в рамках шести основных концепций, главные характеристики которых представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Характеристика основных концепций маркетинга на промышленном рынке (составлено по данным)

Название концепции Характеристика сущности концепции
1. Концепция усовершенствования производства Базируется на утверждении, что покупатель отдает предпочтение товарам и услугам, имеющих массовое распространение и ценовую доступность; управление в этом случае маркетингом направлено на усовершенствование производства, методов и форм сбыта.
2. Концепция улучшения товара Сориентирована на постоянное технологическое улучшение предприятиями выпускаемой продукции. Покупатель предпочтет товары, свойства, качество и характеристики которых совершенствуются.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий Базируется на утверждении, что покупатель не будут покупать активно продукцию предприятия, если не выполнять мероприятий по целенаправленному продвижению продукции на рынок.
4. Классическая концепция маркетинга Управление маркетингом здесь базируется на достижении предприятием своих целей, представляет собой результат сформировавшихся нужд и потребностей конечных целевых рынков, а также более грамотного по сравнению с равными конкурирующими промышленными предприятиями, удовлетворения потребностей покупателя.
5. Концепция социально-этичного маркетинга Здесь предприятие должно сначало определять интересы, потребности и нужды целевых рынков, а затем формировать самую высокую потребительскую ценность экономически эффективными в сравнении с конкурентами методами, которые положительно влияют на благополучие как клиента, так и социального общества.
6. Концепция маркетинга отношений Нацеленность маркетинговой деятельности промышленного предприятия на установление эксклюзивных отношений с потенциальными клиентами.

В экономической деятельности подтверждается системой взаимоотношений партнерского маркетинга.

 

Ключевой целью маркетинга промышленных субъектов экономической деятельности выступает удовлетворение нужд и потребностей потребителя, и не менее важное значение имеет получение прибыли производителем. В современных условиях цивилизованного рынка сформирован механизм, который предусматривает получение прибыли через полное удовлетворение спроса. Производитель, пытаясь увеличить собственную прибыль, стимулирует спрос и приводит маркетингово-сбытовую деятельность в соответствие с желаниями покупателей.

Маркетинг производственного предприятия, как способ хозяйствования в современных условиях рынка, базируется на следующих принципах:

— свободного выбора стратегии развития и цели своей производственной деятельности;

— адаптация к желаниям потенциальных клиентов;

— формирование спроса прямыми и косвенными методами;

— адаптивность к изменчивым условиям для достижении задачи и целей предприятия;

— четкого взаимодействия с окружающей средой;

— динамики и активности в производственных процессах;

— нацеленности на долгосрочную перспективу развития;

— формирования корпоративной культуры под образ предприятия;

— комплексной методе выполнения задач на основе имеющихся возможностей и существующих ресурсов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Основными задачами маркетинга на промышленном предприятии являются:

— определение существующего и потенциального спроса на продукцию предприятия;

— логистика (организация и перемещение) производимой продукцией;

— анализ и планирование производственной, финансовой и сбытовой деятельности;

— определение маркетинговой политики ценообразования по выпускаемой продукции;

— формирование эффективной системы взаимодействия и маркетинговых коммуникаций;

— поддержание научно-исследовательских работ на должном уровне для создания новой или усовершенствования продукции;

— сбор данных для анализа и контроля эффективности маркетинговых усилий.

Исходя из этого, система маркетинговой деятельности предприятия на промышленном рынке включает следующие аспекты:

— разработку обновленных образцов продукции и улучшение выпускающейся продукции, поиск новых технологических приложений;

— разработка и адаптация форм предложения, в которые входят как осязаемые (ведущие, вспомогательные, сопутствующие товары), так и неосязаемые формы (главные, вспомогательные, сопутствующие услуги);

— влияние на интересы покупателей (потребителей, представителей) с помощью инструментария маркетинговых методов с целью утверждения спроса (участие в акциях, рекламные усилия, паблик рилейшнз)

— формирование гибкого ценового предложения;

— анализ и взаимодействие с конкурентами;

— воздействие на каналы товародвижения и другие, которые используют предприятия в различных вариациях для эффективного достижения поставленной цели предприятия.

Маркетинг на предприятиях имеет подмножество видов и типов, но в каждом конкретной ситуации выбор промышленного предприятия зависит от ситуации, и ожидаемых промышленным предприятием результатов.

1.2. Организация маркетинговой службы на предприятии

Формирование службы маркетинга на предприятие продиктовано необходимостью реализации концепции маркетинга. В современных условиях без маркетинговой службы, которая бы обеспечивала маркетинговые исследования по анализу и изучению спроса на промышленную продукцию, требований покупателей к товару и его потребительским свойствам, динамику этих требований под влиянием различных условий, предприятиям трудно обеспечить экономический рост показателей. Целью функционирования маркетинговой службы непосредственно является подчинение всей экономической и производственной деятельности предприятия требованиям существования и развития рынка продукции. В этом заинтересованы как промышленные производители, так и потребители услуг и товаров.

Отдел маркетинга на предприятиях в своем развитии прошли несколько стадий, начиная от обыкновенных отделов продаж, до специализированных отделов и служб маркетинга. Далеко не все полностью соответствуют рыночным условиям, определяющим организацию маркетинговой службы. Для экономически обоснованного внедрения маркетинга на промышленном предприятии недостаточно сформировать и запустить соответствующую службу. Основным вопросом остается, какой статус данной службы, какую роль ей отводят, а также от того, насколько предприятие настроено и ориентировано на концепцию маркетинга в управлении.

Производственное предприятие имеет возможность достичь экономического эффекта и избежать финансовых рисков, присутствующих на рынке только в случае принятия концепции маркетинга за основу в формировании управленческих решений. Для построения и организации современного отдела маркетинга на предприятии нужно решать ключевые задачи:

— выбор оптимальной организационной структуры управления маркетингом предприятия или модернизировать существующую структуру с привязкой к целям предприятия;

— поиск маркетологов, удовлетворяющих необходимым требованиям или обучить и переподготовить имеющихся специалистов маркетиноговой службы;

— распределить служебные обязанности, права, полномочия и систему подчиненности между работниками маркетингового отдела в зависимости от специальности, квалификации и практических навыков маркетологов;

— сформировать условия для работы сотрудников маркетингового отдела, включая эффективное построение рабочего пространства с соблюдением основных требований безопасности на предприятии, благоприятного социально-психологической обстановки в отделе;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— соблюсти условия для коммуникативного взаимодействия маркетингового отдела предприятия с другими технологическими подразделениями организации.

Маркетинг на производственном предприятии в идеале является одной из основных функций, в реализации которой важное значение уделяется интеграции ресурсов и возможностей для достижения экономической цели предприятия, она заключается в устойчивом и долговременном существовании на рынке. На многих отечественных промышленных предприятиях служба маркетинга ущемлена в своих правах и значимости в сравнении с другими основными подразделами. Учитывая этот факт, при формировании организационной структуры маркетинга на промышленном предприятии со сложившейся общей организационной структурой необходимо учесть общие принципы формы управленческого аппарата.

Суть маркетингового подхода к планироанию деятельности и управлению производственными предприятиями может характеризовать его как систему комплексов, которая позволяет связать ресурсы предприятия с требованиями современного рынка и достичь конкурентных преимуществ. При планировании, построении и организации отдела маркетинга на производственном предприятии учитываются основные виды его товарной, ценовой, сбытовой и корпоративной политики, особенности коммуникационной стратегии, характер и масштабы деятельности предприятия, его промышленные мощности и технологический потенциал.

В целом организация службы маркетинга на производственном предприятии сопоставим с предприятиями, которые ориентированы на рынок потребления, но также имеют различия. Маркетинговая деятельность на сегодняшний день, направленная на увеличение эффективности функционирования предприятия не может обойтись без формирования базовых структур управления, как то — служб, отделов, подотделов, бюро и т.д. Деятельность которых должна основываться на девяти основополагающих принципах, суть которых заключена в следующем:

1) целенаправленность — соответствие цели, миссии, политике и стратегии предприятия, ориентация на реализацию решений маркетинговых проблем, анализ, поиск и удовлетворение основных требований потребителей;

2) четкость построения — законченная схема, умная специализация, брак в дублировании и перепоручения функций, единство руководства деятельностью предприятия, схема подчинения и контроль исполнителей;

3) гибкость — оперативное реагирование на изменяющиеся условия окружающей среды;

4) точное позиционирование направлений деятельности — нацеленность на определенную концепцию, утвержденное распределение задач каждого подразделения, соответствие вертикальных и горизонтальных связей организационного построения;

5) скоординированность действий — целый комплекс маркетинговых действий для повышения эффективности предприятия;

6) финансовая устойчивость предприятия с точки зрения эффективности действий отдела маркетинга и мотивации труда сотрудников маркетингового отдела;

7) экономичноская эффективность — перекрытие расходов на маркетинговую деятельность доходами от реализации комплекса маркетинговых мероприятий;

8) обученность и высокий уровень квалификация сотрудников, постоянная специальная и общая переподготовка и обучение;

9) активная политика — анализ и нахождение рынков, потребителей, потребностей неудовлетворенных, творческий подход в решении утвержденных задач маркетинговой деятельности.

Ориентация промышленных предприятий на использование маркетингового подхода обычно требует изменения структуры их управления. При этом на первое место в управлении хозяйствующими субъектами выходит подразделение маркетинга и его руководители, определяющим в будущем направления деятельности всех других служб, включая непосредственно и производство.

Каждое промышленное предприятие может самостоятельно формировать структуру своего маркетингового отдела, именно поэтому существует довольно много примеров его построения. Выделяют несколько типовых моделей, которые могут быть как интегрированные, так и неинтегрированы. Неинтегрированы маркетинговые структуры — это совокупность соответствующих подразделений, влияние которых на клиента не является скоординированным. Напротив, деятельность интегрированных маркетинговых структур является комплексной, то есть они управляются из одного координирующего центра.

Существуют следующие основные принципы создания интегрированных маркетинговых структур: функциональный; товарный; региональный; сегментный; матричный.

Маркетинг как новая философия организации бизнеса служит для того, чтобы активизировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать производственный и деловой процесс идеями относительно эффективного воздействия на рынок и потребителей, сделать более гибкими организационные структуры управления производством.

1.3. Факторы, влияющие на организацию маркетинга на предприятии

Разнородные факторы влияют на конечную оптимальную структуру и схему организации маркетинга, конкурентная среда предприятия тоже оказывает влияние на построение схемы. Основополагающими факторами являются:

1) Цели предприятия: промышленное предприятие должно быть экономически эффективным и выполнять поставленные задачи, обеспечивать руководство предприятием, снижать количество проблем координации; обеспечение адаптивности и мобильности организации к меняющимся условиям, нацеленность работников и четкое понимание целей предприятия среди персонала.

2) Условия среды: Внешние условия: конкурентная среда; внешние каналы реализации; объемы и весовые характеристики рынка; структура потребительских предпочтений и покупательная способность; правовые нормы и юридические документы и т.д. Внутренние условия: размер предприятия и его потенциал; количество выпускаемой продукции, их ассортимент; обученность сотрудников, их квалификация и т.д.

3) Маркетинговая стратегия промышленного предприятия, базирующаяся на изучении воздействия как внутренней, так и внешней сред на промышленное предприятие.

Необходимо понимать, что нет оптимальной организационной структуры отдела маркетинга, подходящая для любого предприятия и сложившихся рыночных условий. Любая из указанных форм организации маркетинга имеет ряд преимуществ и недостатков.

Выбор организационной структуры, отвечающей условиям конкретного вида деятельности, – это вдумчивый комплекс мер и действий, требующий анализа и времени на выстраивание оптимальной схемы. При определении и выборе стоит учитывать, что схемы, оптимальные на бумаге, могут быть просто неэффективными на практике.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3