Содержание
Введение
1 Сущность, роль и история развития медицинского страхования
1.1. История медицинского страхования в России
1.2. Характеристика национальной системы медицинского страхования
1.3. Зарубежный опыт становления и развития медицинского образования
2 Оценка системы медицинского страхования на примере ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ»
2.1. Краткая характеристика ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ»
2.2. Анализ деятельности ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ»
2.3. Оценка эффективности медицинского страхования
3 Проблемы реализации системы медицинского страхования и пути ее совершенствования
3.1. Предложения по совершенствованию оказания услуг по полисам ОМС для медицинской организации
3.2. Перспективы развития медицинского страхования в период пандемии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Распространенной и порой необходимой услугой в жизни большинства людей является страхование. Предостеречь себя и защитить свою семью от непредвиденных расходов можно заранее. Именно эта услуга позволяет подготовиться к неожиданным ситуациям и не беспокоиться о поиске финансовых средств в момент их происшествия. Страховая компания берет на себя все обязанности по возмещению потерь.
Страховая система России довольно разнообразна, она обеспечивает население всевозможными способами защиты от нежелательных обстоятельств, включает добровольное и обязательное страхование. Обязательное социальное страхование предоставляет гражданам Российской Федерации минимальную страховую гарантию от социальных рисков, независимо от социального статуса, уровня дохода, места жительства и состояния здоровья и осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Медицинское страхование сегодня – одно из основных направлений системы охраны здоровья населения Российской Федерации, которое служит юридическим гарантом реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В современном обществе забота государства о населении является важным приоритетом, который в более или менее явном виде декларируется правительствами большинства стран, даже тех, где действуют довольно жесткие и деспотичные политические режимы. При этом, данная забота находит выражение в развитии национальных систем социального обеспечения и социальной защиты населения, в частности – системы социального страхования, которая позволяет осуществлять решение значимых задач на рыночной (страховой) основе.
Целью данной работы является исследование проблем и перспективы медицинского страхования на примере ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
— рассмотреть историю медицинского страхования в России;
— дать характеристику национальной системы медицинского страхования;
— оценить эффективность медицинского страхования ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ»;
— выделить перспективы развития медицинского страхования в период пандемии .
Объектом исследования в работе выступает ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ».
Предметом исследования в работе является медицинское страхование.
Научная новизна исследования состоит в обобщении зарубежного опыта развития медицинского образования в условиях COVID-19.
В данной работе были использованы следующие научные труды, посвященные исследованию медицинского страхования: Асанов И.Р., Безуглая В.А., Брежнева О.В., Вильгоненко И.М., Головань С.А., Гуляев П.В., Доан Т.М., Ибрагимова И.И., Кадыров Ф.Н., Козлова В.Д., Лапина Е.А., Тенсина А. В., Лукьянцева Д. В., Непомнящих Д.В., Ожев М.К., Хотова И.Р., Пешкина Г.А., Рябичева О.И., Сандакова Н.Ю., Тресков В.И., Туманова А. С., Пустовалова И. Н., Шуман П.Ю., Плутницкий А.Н. и др.
Теоретической и методологической основой выпускной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие содержание медицинского страхования, особенности управления, особенности национальной системы медицинского страхования.
В работе использовались материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, данные отчетности объекта исследования.
Практическая значимость работы состоит в разработке основных направлений совершенствования системы медицинского страхования ГБУЗ КО «Краснознаменская ЦРБ».
В работе использовались следующие общенаучные методы: метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, анализ документов, метод обобщения, метод сравнения показателей, а также методы экономического анализа.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями к работе.
1 Сущность, роль и история развития медицинского страхования
1.1. История медицинского страхования в России
Первое упоминание о государственном финансировании медицинского обслуживания населения в России датировано концом 17 века. С 1701 года Монастырский приказ начал выделять денежные средства на больницы, содержание докторов в сфере государственного здравоохранения, помощь бездомным и нищим, а также выплату «вспомоществования женам, вдовам и детям служилых людей».
Социальное страхование в России начало зарождаться лишь в 18 веке. На первых капиталистических предприятиях стали появляться общества взаимопомощи, созданные рабочими без участия работодателей. Бюджеты этих обществ формировались из регулярно вносимых взносов участников. Рабочим в случае утраты трудоспособности выплачивалась денежная компенсация, а в случае гибели — их семьям. Именно этот принцип послужил основой первых больничных касс, появившихся только во второй половине 19 века. В нашей стране датой рождения страховой медицины считается 23 июня 1912 года. В этот день III Государственная Дума приняла пакет законов, который завершил формирование системы страхования рабочих. Направление, заданное П.А. Столыпиным, ознаменовало начало масштабной социальной реформы [12, c. 85].
Закон от 1912 г. состоял из 286 статей, которые, с одной стороны, регламентировали социальное обеспечение рабочих в связи с несчастным случаем и болезнью, а с другой, представляли организационную сторону развивающейся страховой отрасли.
В советский период существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, поэтому необходимость медицинского страхования отсутствовала. Здравоохранение полностью содержалось за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий. В связи с меняющимися экономической и политической ситуациями в нашей стране государственное обеспечение медицинской помощи населению стало невозможным. Поэтому вновь возникла потребность в существенном реформировании всей системы социального страхования и возрождении медицинского страхования [23, c. 74].
Вследствие чего в 1991 году был принят закон РФ «О медицинском страховании граждан», которым было введено обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование. Базовый принцип – обеспечение граждан равными правами при получении медицинских услуг в соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи начал действовать с 1993 г.
К настоящему моменту времени в системе медицинского страхования накопилось немало проблем, которые требуют решения в связи с неудовлетворенностью среди населения качеством и доступностью медицинской помощи.
Решением проблемы, направленным на реформирование ОМС в рамках доступности оказания медицинских услуг, стал Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [35, c. 74].
В нашей стране обеспечение социальной защиты интересов населения в области здравоохранения основывается на базовой программе обязательного медицинского страхования, толкование которой содержится в ст. 35 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:
1. Базовая программа обязательного медицинского страхования — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
2. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи [19, c. 47].
Цели медицинского страхования и государственной политики в области здравоохранения схожи – достижение высокого уровня здоровья населения при помощи профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваемости и поддержание здоровья. Поэтому «основополагающим принципом осуществления медицинского страхования следует считать принцип страхования здоровья, а объектом страхования – здоровье граждан, материализуемое в денежных, имущественных их затратах на медицинскую помощь с целью предотвращения заболеваемости, восстановления и поддержания здоровья».
В связи с чем роль медицинского страхования заключается в:
а) передаче рисков, угрожающих жизни и здоровью человека, страховым компаниям, которые компенсируют затраты на восстановление и поддержание здоровья;
б) экономической заинтересованности всех участников страховых отношений в предупреждении рисков, связанных с причинением вреда здоровью, и в осуществлении мер превентивного характера.
Стоит отметить, что специфика медицинского страхования заключается в том, что выплата страхового возмещения осуществляется в виде услуги, не оказывается материальная помощь гражданам, а оплачиваются оказанные им услуги, предоставление которых не дифференцировано (независимо от социально-статусных различий).
Система медицинского страхования вносит существенный вклад в социальное и экономическое благополучие населения страны, защищая права застрахованных и управляя рисками, связанными с возникновением расходов на оказание медицинской помощи. Именно поэтому вопросы совершенствования регулирования медицинского страхования остаются столь актуальными. Новый закон о реформе системы ОМС внёс следующие изменения. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) переданы полномочия страховщиков по контролю и финансированию медицинской помощи, предоставляемой федеральными медицинскими организациями [11, c 58].
Теперь Минздрав России, а не ФОМС будет устанавливать нормативы объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями, а также нормативы финансовых затрат на единицу предоставления такой помощи.
ФФОМС напрямую будет производить расчёты за медицинскую помощь, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления такой помощи федеральными медицинскими организациями, а также займется предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица.
Законодательно меняется механизм оплаты медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС [25, c. 85].
В бюджете фонда будут обособлены средства на финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС. Речь идет о медпомощи, которую оказывают застрахованным лицам медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС. Отразим данные изменения на рисунке 1.
Рисунок 1 — Реформа ОМС: что изменилось [18, c. 95]
Изначально предполагалось уменьшить финансирование расходов страховых компаний на ведение дела вдвое и установить тариф 0,5-1% от суммы, поступившей в медорганизацию по дифференцированным подушевым нормативам.
Однако Счётная палата Российской Федерации, проанализировав поправки в данный закон, высказала опасения по поводу возникновения рисков, которые могут повлечь предлагаемые изменения. По её мнению, такое решение несет риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости, а также риски ненадлежащего исполнения страховыми организациями своих полномочий в сфере ОМС, в том числе по контролю качества медицинской помощи и защите прав застрахованных лиц.
В результате чего в новой редакции в ст. 38 п. 18 обозначено, что «Территориальный фонд предоставляет страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с нормативом, предусмотренным договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам» [36, c. 87].
Представим основные изменения полномочий и функций участников системы обязательного медицинского страхования в таблице 1. Территориальным фондам ОМС передано полномочие страховщика по проведению медико-экономического контроля оказания медицинской организацией медицинской помощи. Данное нововведение, по мнению многих экспертов, может снизить эффективность и независимость контроля. Поскольку суммы от экономии целевых средств при применении санкций к медицинским организациям не приводят к увеличению средств, выделяемых на содержание территориальных фондов.
Ранее 10% от сэкономленных целевых средств поступали в страховые медицинские организации, в чём и заключалась их экономическая мотивация к тщательному проведению медико-экономического контроля.
Помощник министра здравоохранения А.В. Кузнецов с этим не согласен и утверждает, что к проведению экспертизы качества медпомощи привлекаться независимые эксперты, включенные в федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи. Однако как в законопроекте, предполагавшем создание данного реестра, так и в проекте бюджета ФФОМС на 2021-2023 гг. данных об источнике его финансирования не обнаружено.
В связи с этим Счетная палата отмечает, что создание новых информационных ресурсов может привести к дополнительным бюджетным расходам.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика полномочий участников системы ОМС
Участники системы ОМС | Полномочия, перешедшие к другой стороне | Новые полномочия |
Российская Федерация |
| Финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти. |
Субъекты Российской Федерации | Осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную федеральными и медицинскими организациями, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 ФЗ № 326-ФЗ |
|
Минздрав России |
| — утверждение методики расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи; — установление порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения; — установление требований к структуре и содержанию тарифного соглашения. |
Федеральный фонд ОМС | — установление порядка осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам; — установление требований к структуре и содержанию тарифного соглашения. | — возмещение расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью; — ведение единого реестра медицинских организаций; — ведение единого реестра экспертов качества медицинской помощи; — использование средств нормированного страхового запаса для федеральных медицинских организаций. |
Территориальные фонды | Использование средств нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в соответствии с п.7.1) ч.2. статьи 20 ФЗ № 326-ФЗ применительно к федеральным медицинским организациям. | — получение от Федерального фонда данных персонифицированного учета сведений об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, федеральными медицинскими организациями в соответствии с пунктом 11 статьи 5 ФЗ № 326-ФЗ; — осуществление медико-экономического контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. |
Страховые медицинские организации | — осуществление медико-экономического контроля в рамках реализации территориальных программ ОМС; — осуществление оплаты медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС. |
|
Отметим также некоторые положительные моменты, которые привнесло данное изменение:
— унифицированы требования при проведении медико-экономического контроля на территории субъекта РФ (ранее разные страховые медицинские организации выдвигали различные требования, например, при трактовании положений нормативных правовых актов);
— страховые медицинские организации избежали риска санкций со стороны территориального фонда при наличии нарушений, допущенных ими в ходе проведения медико-экономического контроля.
Финансовое положение страховщиков в рамках нового закона может измениться в связи с:
— уменьшением средств на ведение дела до 0,8- 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам;
— потерей средств из-за передачи полномочия осуществления медико-экономического контроля территориальному фонду;
— исключением возможности увеличения собственных средств за счёт средств, поступивших из федеральных медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи [20, c. 74].
В результате финансовое обеспечение страховых медицинских организаций значительно сократилось, они потеряли значимый источник собственных средств. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» указано, что «уменьшение размера средств, предоставляемых страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, позволит высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 млрд. рублей к 2023 году, которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования».
Однако из-за увеличения размера тарифа до 0,8-1,1% реальная экономия средств будет значительно меньше заявленной. Изменения в системе ОМС в отношении страховых медицинских организаций на этом не прекращаются. По поручению Президента РФ Правительство РФ с участием Банка России и некоммерческой организации «Всероссийский союз страховщиков» обязуются представить предложения о необходимости уточнения полномочий страховых медицинских организаций с учетом принятия Федерального закона N 430-ФЗ.
1.1. Характеристика национальной системы медицинского страхования
В Российской Федерации отношения в сфере медицинского страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в ст. 1 которого указано: «Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам» [3].
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В ст. 7 указанного Федерального закона дан исчерпывающий перечень социальных страховых рисков, к которым отнесены:
— необходимость получения медицинской помощи;
— утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
— дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая [3].
Таким образом, необходимость получения гражданами медицинской помощи в самом широком смысле (не только вследствие заболевания, но также травмы, рождения ребенка и др.) является основанием для применения механизмов социального страхования. Следовательно, система медицинского страхования является подсистемой системы социального страхования.
Перечень видов медицинской помощи, оказываемой на безвозмездной основе, формы и условия предоставляемых медицинских услуг, а также категории граждан и наименование заболеваний приведены в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299, которым на среднесрочную перспективу (2021-2023г.г.) утверждена Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам (Далее Программа).
Примечательно, что в круг предоставляемых медицинских услуг наряду с первичной, специализированной и скорой помощью включена возможность получения и высокотехнологичной медицинской помощи. Помимо этого, программным документом определены нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат, принципы формирования территориальных программам госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам (порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии, определяющие доступность и качество медицинской помощи) [18, c. 25].
В целях обеспечения гарантированного конституционного права государством создаются необходимые условия, в числе которых следует назвать обязательное медицинское страхование, представляющее собой одну из форм социальной защиты и поддержки населения в сфере охраны здоровья, неотъемлемую составную часть программы государственных гарантий.
Специальным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, является Федеральный закон об ОМС.
Важная роль в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений отведена «Правилам обязательного медицинского страхования», утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н. Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования опосредуют договоры о финансовом обеспечении ОМС, а также оказании и оплате предоставленной застрахованному медицинской помощи, выступающие правовым основанием реализации гражданами права получения безвозмездных медицинских услуг [16, c. 55].
Основной характеристикой обязательного медицинского страхования является то, что оказание медицинских услуг государством застрахованному лицу при наступлении страхового случая происходит бесплатно за счет средств фонда ОМС. Среди основных функций, выполняемых ОМС, выделяют следующие:
— контроль над территориальными фондами ОМС, в том числе в финансовой области;
— разработка и установление размера взносов на обязательное медицинское страхование;
— аккумулирование средств фонда ОМС;
— исследование и анализ практического применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования и др. Фонд
ОМС является одним из основных государственных внебюджетных фондов. Бюджет ФОМС распределяется исходя из утвержденных Правительством РФ планом на несколько лет.
Согласно сложившейся практике, в Российской Федерации применяется бюджетно-страховая модель финансирования системы здравоохранения. Модель предусматривает оптимальное распределение затрат на оказание услуг медицинской помощи, предусмотренных в рамках Программы государственных гарантий, принятой Правительством РФ. Распределение затрат по видам затрат и источникам финансирования в системе бюджетно-страхового финансирования медицинских организаций Российской Федерации (см. приложение 1).
В основе существующей и ныне действующей в Российской Федерации бюджетностраховой модели финансирования здравоохранения необходимо выделять два основных источника, которые обеспечивают своевременное обеспечение денежными средствами реализацию следующих видов деятельности:
1) бюджетное финансирование покрывает:
определенные направления медицинских услуг;
закупки и предоставления лекарств определенным группам населения;
определенных мероприятий в рамках охраны здоровья населения;
2) внебюджетное финансирование обеспечивает и предполагает:
финансирование оказания услуг и деятельности медицинских организаций с использованием системы обязательного медицинского страхования;
использование возможности для оказания определенного спектра платных услуг, включая получение платы за аренду собственности и другие виды предпринимательской деятельности [11, c. 74].
В целом, распределение расходов, обеспечивающих функционирование медицинских учреждений с использованием в качестве источника финансирование обязательное медицинское страхование, представляет собой достаточно сложный механизм.
Одной из сторон, отражающих высокую степень сложности данного механизма, является совокупность межбюджетных отношений в виде трансфертов и отчислений на поддержку процессов смежного характера. Финансовая модель, отражающая функционирование системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации представлена на рис. 2.
Направления оказания медицинской помощи в виде перечня бесплатно оказываемых медицинскими организациями услуг, определяются по итогам статистических исследований, позволяющих установить потребности населения в получении конкретных видов медицинской помощи [36, c. 95].
Данные статистики позволяют установить текущие, а также спрогнозировать будущие расходы медицинских организаций, что служит надежной основой для разработки планов финансирования с учетом возможности использования финансовых средств государственного бюджета и средств, полученных в результате оказания платных медицинских услуг.
На уровне субъектов Российской Федерации регулятором в распределении финансовых потоков, генерируемых фондами обязательного медицинского страхования, служат территориальные программы государственных гарантий, составленные на основе анализа статистики каждого отдельно рассматриваемого региона [39, c. 74].
Важным аспектом для правильного понимания сущности и особенностей бюджетно-страховой модели финансирования является необходимость рассмотрения базовой программы обязательного медицинского страхования как составной части Программы государственных гарантий. Из этого следует также соблюдение подчиненного статуса территориальных программ обязательного медицинского страхования относительно Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Рисунок 2 — Финансовая модель системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации [13, c. 58]
Движение потоков финансирования текущих расходов медицинских организаций образует достаточно сложную систему, сформированную в результате взаимодействия соответствующих бюджетов разных уровней и локальной принадлежности. Это позволяет констатировать наличие сложившейся и устойчивой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей проведение большого множества межбюджетных трансфертов [22, c. 114].
На сегодняшний день гарантами соблюдения конституционного права граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи являются медицинские организации, финансируемые за счет фондов обязательного медицинского страхования. Принято выделять три типа медицинских организаций с точки зрения выстраивания отношений с государственными учреждениями в вопросах распределения бюджетных средств:
автономные медицинские организации. Данная категория организаций финансируется за счет источников: средства фондов обязательного медицинского страхования, субсидии бюджета и оказание платных услуг;
бюджетные медицинские организации. Эта категория использует финансовые средства, генерируемые посредством бюджетных субсидий и оказания платных услуг;
казенные учреждения. Эта категория медицинских организаций использует финансовые средства, привлекаемые через планирование расходов и составление бюджетных смет, а также за счёт оказания платных медицинских услуг населению [30, c. 95].
Проведенная в России бюджетная реформа обеспечила возможности расширенного управления финансами для автономных и бюджетных учреждений. В частности, медицинские организации получили свободу в планировании, управлении и использовании как денежных средств, генерируемых фондами обязательного медицинского страхования, так и свободу в получении доходов от оказания платных медицинских услуг на рынке.
В совокупности два вышеназванных источника наряду с возможностями использования средств бюджетного финансирования, определяют не только уникальность, но и существенно возросшие риски для отечественной системы здравоохранения. Вместе с тем, в научных кругах не утихают споры о выборе приоритета и расстановке акцентов на том или ином источнике финансирования.
В связи с вышесказанным, высокой целесообразностью обладает детальное изучение зарубежного опыта финансирования здравоохранения. Особенного интереса заслуживает изучение аспектов финансирования системы здравоохранения Российской Федерации в период пандемии коронавируса COVID-19.
Динамика расходов государственного бюджета Российской Федерации на здравоохранение в период пандемии. В табл. 2 приведена динамика расходов на здравоохранение в период пандемии
Таблица 2 — Динамика расходов на здравоохранение в период пандемии
Наименование показателей | Рассматриваемый период | Темп роста, % | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2019 к 2018 году | 2020 к 2019 году | |
Текущие цены, млрд.руб. |
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет, млрд. руб | 537,3 | 713 | 1334,5 | 132,7 | 187,2 |
Средства ОМС, млрд. руб | 1988,5 | 2186,7 | 2392,7 | 110,0 | 109,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб | 950,8 | 1167,2 | 2002,1 | 122,8 | 171,5 |
Итого | 3315,9 | 3805 | 4394 | 114,8 | 115,5 |
Доля ВВП, % | 0 | 3,5 | 4,1 |
| 117,1 |
Постоянные цены, млрд.руб. |
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет, млрд. руб | 537,3 | 688 | 1171,6 | 128,0 | 170,3 |
Средства ОМС, млрд. руб | 1988,5 | 2110,2 | 2194,3 | 106,1 | 104,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб | 950,8 | 1073,6 | 1404,7 | 112,9 | 130,8 |
Итого | 3315,9 | 3871,8 | 4770,6 | 116,8 | 123,2 |
ВВП, трлн.руб | 104,6 | 109,1 | 107,3 | 104,3 | 98,4 |
Уровень инфляции, % | 4,3 | 3,5 | 4,9 | 81,4 | 140,0 |
На основании данных таблицы 2 можно заключить о росте расходов федерального бюджета на здравоохранение на 87,17% по итогам 2020 года. Расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли за период с 2019 года по 2020 год с 713,1 млрд.руб. до 1334,5 млрд.руб., то есть на 87,17%, в то время как расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем увеличились с 1167,2 млрд.руб. до 2002,1 млрд.руб., или на 71,52%.
По данным аналитических источников, расходы консолидированных бюджетов субъектов в отдельных регионах Российской Федерации выросли в 2 раза. Только за семь месяцев 2020 года общий прирост таких трат составил примерно 700 млрд. руб.
В целом, анализ имеющихся данных позволяет установить существенный рост величины расходов всех уровней государственного бюджета, который был вызван влиянием пандемии коронавируса COVID-19 по данным 2019-2020 гг. Результаты анализа позволяют сделать вывод, что в период 2018-2020 гг. удельный вес средств обязательного медицинского страхования в структуре расходов на здравоохранение сократился с 57,2% до 41,8%. Доля расходов федерального бюджета РФ возросла с 15,5% до 23,3%, а удельный вес расходов бюджетов субъектов РФ увеличился с 27,3% до 34,9%.
Таким образом, роль обязательного медицинского страхования должна оцениваться как особенно высокая как с позиций соблюдения интересов граждан, заинтересованных в сохранении здоровья, а также с точки зрения системы здравоохранения, нуждающейся в устойчивом финансировании и со стороны государства, заинтересованного в обеспечении надежной финансовой основы для покрытия расходов здравоохранения без привлечения бюджетных средств.
Несмотря на то, что в условиях кризиса пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 роль здравоохранения значительно возросла, был выявлен ряд проблем финансового и организационного характера, которые требуют безотлагательного решения. Важность данного решения обусловлена тем, что от развития здравоохранения в период пандемии зависят не только перспективы социально-экономического развития России, но и обеспечение национальной безопасности.
1.3. Зарубежный опыт становления и развития медицинского образования
В последние время ежегодно во всех странах мира отмечается рост расходов на здравоохранение, так в 2021 году расходы на здравоохранение предусмотрены на уровне 4,6% валового внутреннего продукта, что выше, чем в предыдущие годы. Рост расходов обусловлен следующими причинами:
— принятие мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19;
— внедрение в деятельность практического здравоохранения новейших современных технологий ранней диагностики, профилактики, лечения и реабилитации пациентов;
— появление дорогостоящих лекарственных препаратов, необходимых для более эффективного лечения большинства заболеваний;
— растущими запросами потребителей медицинских услуг относительно качества оказания данных услуг;
— ростом удельного веса лиц пожилого возраста, имеющих хронические заболевания или нуждающихся в постоянном поддерживающем лечении;
— недостаточным осознанием отдельными категориями людей необходимости ведения здорового образа жизни [18, c. 65].
В этих условиях улучшение деятельности системы здравоохранения и показателей общественного здоровья нации следует искать не только в наращивании государственных расходов на здравоохранение, но и в поиске дополнительных источников финансирования, в качестве которых могут рассматриваться добровольные и обязательные платежи населения на развитие системы здравоохранения и собственное лечение.
С целью формирования представления об особенностях медицинского страхования, необходимо изучить мировой опыт развития страховой медицины, проанализировать роль государственной политики в сфере организации и становления страховой медицины, оценить наличие соответствующей нормативно-правовой базы на разных этапах ее внедрения.
В настоящее время в Европе исторически сложились две базовые модели предоставления медицинских услуг: государственное всеобщее медицинское обслуживание (модель Бевериджа) и страховая медицина в рамках социального страхования (модель Бисмарка). Единую государственную систему здравоохранения в Европе имеют Дания, Испания, Финляндия, Великобритания, Греция, Италия, Ирландия, Португалия и Швеция. При этом в четырех странах – Испании, Великобритании, Греции и Италии – для финансирования здравоохранения используются часть взносов, поступающих на медицинское страхование. Модель Бисмарка сохраняется сегодня в таких странах как Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Люксембург и Нидерланды [17, c. 58].
Рассмотрим зарубежный опыт медицинского страхования. В Великобритании Система Национальной службы здравоохранения (НСЗ), основана преимущественно на государственном финансировании и нацелена на осуществление полноценной медицинской помощи, доступной каждому гражданину без исключения, была введена в 1948.
С 2013 года, в результате деволюции и проведения соответствующих реформ по децентрализации управления и финансирования, единая организационная структура претерпела системные изменения и была фактически разделена между соответствующими национальными юрисдикциями. Финансирование НСЗ осуществляется преимущественно из общих бюджетных поступлений.
Большинство финансовых ресурсов НСЗ поступает из бюджетов всех уровней (84%). Дополнительным источником являются взносы на социальное страхование, исчисляемые в виде процента от фонда оплаты труда. 4% средств НСЗ формируются из дополнительных платежей населения (главным образом за выписку и оплату части стоимости лекарств в аптечной сети).
За рамками финансовых обязательств НСЗ население может приобрести медицинские услуги в государственных и частных учреждениях здравоохранения, оплачивая их напрямую, либо через систему частного медицинского страхования. Общее соотношение между общественным и частным финансированием медицинской помощи составляет соответственно 85 и 15%.
Таким образом, НСЗ существует на средства, вносимые налогоплательщиками и выделяемые правительством на здравоохранение со статьи расходов на социальные нужды. Услуги бесплатны для всех британцев, обладателей карты EHIC и беженцев. Граждане других стран также могут рассчитывать на некоторые виды бесплатной медицинской помощи.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф