Заявка на расчет
Меню Услуги

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, УСИЛЕНИЕ ИХ РОЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Глава 3. Стратегические направления укрепления местных бюджетов в условиях цифровизации экономики

Сегодня с точностью можно сказать, что следование общественной теории самоуправления, закрепленное Конституцией Российской Федерации, лишь показывает, что у местного самоуправления в Российской Федерации имеются определенные функции, обеспечивающих за счет поступлений из вышестоящих бюджетов бюджетной системы, но это не говорит о том, что местное самоуправление имеет реальную независимость от государственной власти.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Это создает одну из главных проблем, возникающих у органов местного самоуправления, а именно, слабое развитие муниципальных бюджетов собственными доходами. Основной проблемой муниципальных образований, является вопрос связанный с недостатком бюджетной самостоятельности. Действующая в России система распределения доходов между субъектами оказывает негативный эффект прежде всего на самостоятельность муниципальных образований, а также отрицательно сказывается на стимулировании их развития.

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, несмотря на все свои достижения, все же не смогла решить проблемы недостаточности финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Неоспоримым фактом является  то, что местное самоуправление в РФ не обладает полной финансовой независимостью. Более того, прослеживается явная тенденция снижения финансовой и экономической автономности местного самоуправления. Доля собственных средств в бюджетах муниципальных образований в ходе изменений налогового и бюджетного законодательства неуклонно снижалась и в настоящее время в среднем составляет от 5% до 50%, в зависимости от статуса муниципального образования. К примеру, доля собственных доходов в бюджетах городских округов превышает 50%, что говорит о низкой дотационной зависимости таких образований. Иначе обстоит ситуация в формировании бюджетов муниципальных округов и поселений. Бюджеты этих муниципальных образований формируются в основном за счет дотаций и субвенций, а доля собственных доходов в них не превышает 30%. Это обстоятельство напрямую ведет к формированию материальной зависимости муниципальных образований от отчислений из бюджетов других уровней и крайне затрудняет выполнение муниципальными органами своих функций. Осуществление межбюджетных трансфертов используется в практике многих стран для выравнивания сбалансированности бюджетов разных уровней. Однако необходимо отметить, что такая политика может служить причиной снижения мотивированности муниципальных образований в развитии своего социально-экономического потенциала.

По причине того, что основную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней, муниципальные образования заинтересованы прежде всего в исполнении минимального перечня своих расходных обязательств, в то время как любое развитие, в том числе и экономическое, предполагает долгосрочное инвестирование средств. Необходимость наличия у муниципальных образований собственных средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться для осуществления своих обязательств, является очевидной. Механизм местного самоуправления может эффективно функционировать только при наличии достаточных материально-финансовых ресурсов. Этот вопрос является сегодня крайне важным для местных властей, которые на сегодняшний день не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для развития территории муниципального образования, а также финансовыми средствами для обеспечения иных целей. В связи с этим возникает вопрос поиска эффективных механизмов и способов увеличения доходности местных бюджетов, создание ориентированного на конечный результат финансового механизма балансирования муниципальных бюджетов, который должен основываться в первую очередь на законодательно установленных доходных и расходных полномочиях, финансово выгодных для всех уровней власти.

Одним из важных факторов, оказывающих довольно негативное влияние на формирование местных бюджетов, выступает несовершенство действующего законодательства. На данный момент существует острая необходимость дальнейшего совершенствования и развития законодательства в сторону наращивания налоговой базы муниципальных образований. Существующая налоговая база местных бюджетов, включающая местные налоги и налог на доходы физических лиц, недостаточна для покрытия всех расходных обязательств.

При этом, налоговым законодательством установлено, что местные власти не вправе устанавливать налоги на муниципальном уровне, они лишь вводят налоги, установленные федеральной властью. Решение данной проблемы видится в создании устойчивой налоговой базы на уровне местного самоуправления, которая будет содержать оптимальное соотношение финансирования местных бюджетов за счет налогов и за счет дотационной помощи. Основным налогом образующий бюджет на всех уровнях бюджетной системы, в то числе и в местном бюджете является налог на доходы физических лиц.

Установлен порядок, согласно которому налог на доходы физических лиц (НДФЛ) уплачивается по месту трудовой деятельности. Однако в связи с притоком большого числа граждан с целью получения работы в крупные города, (при этом место прописки большинства из них не совпадает с местом работы) бюджеты субъектов РФ, особенно местные бюджеты, несут существенные потери в финансовых ресурсах, так как работодатель уплачивает налог в инспекцию по месту регистрации и денежные средства зачисляются в бюджете этого региона. Поэтому необходимо внести изменения в Налоговое законодательство РФ, согласно которым уплата работодателями удержанной суммы налога на доходы физических лиц будет осуществляться не по месту постановки на учет налогового агента, а по месту жительства работника.

Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие проблемы местных бюджетов:

-противоречивая нормативно – правовая база;

-несоответствие объема полномочий органов местного власти имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам;

-несбалансированность местного бюджета;

-слабая собственная доходная база.

Наглядным примером того, что указанные выше проблемы существуют и в муниципальном образовании г. Грозного является то, что доходная часть бюджета муниципального образования зависит от безвозмездных поступлений с бюджета из вышестоящего бюджета, т.е. из республиканского бюджета ЧР. Доля межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в 2020 году составляет 70,4%.

Для увеличения налогов поступающий в бюджет г. Грозного необходимо предпринят следующие меры:

-создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса;

— -создать условия для развития мини-производства (мини-пекарни, мини строительные заводы, и другие);

-восстановить крупные промышленные объекты (нефтяной завод);

-создать условия для развития гостиничного бизнеса и др.

Необходимо законодательно закрепить учет соразмерности материальных возможностей муниципального образования возложенным на него обязанностям. По мнению некоторых специалистов, объем возложенных на местное самоуправление обязанностей не должен превышать 25% от общей части расходов муниципального бюджета. Определенный Правительством Российской Федерации объем финансовых ресурсов, необходимый муниципалитетам для финансирования своих расходных полномочий, на практике оказывается ниже их реальных потребностей.

В отдельных муниципальных образованиях основную долю расходов бюджетов составляет обеспечение деятельности бюджетных учреждений, в то время как финансирование других обязательств производится по остаточному принципу.

Для улучшения финансового положения и платежеспособности муниципальных образований органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов необходимо создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, изменение финансового менеджмента существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных образований и т.д.

Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением.

В федеральном законодательстве по вопросу расходных полномочий органов местного самоуправления имеются существенные пробелы. Урегулировать на федеральном уровне вопросы разграничения расходных полномочий внутри субъекта РФ в принципе невозможно, и что решающая роль в определении объема расходных полномочий муниципальных образований должна принадлежать самим субъектам РФ. Главная идея состоит в признании необходимости глубокой дифференциации объемов расходных полномочий между отдельными муниципальными образованиями субъекта РФ с тем, чтобы расходные полномочия каждого муниципального образования были соразмерны его реальным финансовым ресурсам и максимально поощрялись местная инициатива и самостоятельность. Как известно, субъект РФ распределяет финансовые ресурсы между муниципальными образованиями через систему регулирующих налогов, дотаций и субвенций. Задача состоит в том, чтобы распределение финансовых ресурсов было увязано с дифференцированным разграничением расходных полномочий.

Для практической реализации резерва повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

— использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации муниципальных расходов;

— раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;

— использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов.

Формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не везде он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования с целью оценки того, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его целям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.

Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, поскольку позволяет повысить финансовую дисциплину, т.е. избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые, в результате чего нагрузка на местный бюджет существенно возрастает.

Использование механизмов оценки результативности в бюджетном процессе позволяет отказаться от расходов, не способствующих решению вопросов, реально стоящих перед муниципальным образованием; сосредоточить ресурсы на общественно значимых приоритетах, а не распределять их в незначительных объемах между множеством имеющихся проблем, не достигая решения ни одной из них; обеспечить содержательный диалог между всеми заинтересованными сторонами, создавая барьер на пути чисто популистских проектов.

Оптимизация работы бюджетных учреждений позволит в значительной степени улучшить финансовое положение и платежеспособность муниципального образования путем увеличения эффективности расходов местного бюджета, так как сокращаются наименее эффективные учреждения без снижения качества предоставляемых бюджетных услуг.

Во всем мире главным атрибутом является современная электронная цифровая технология, применение которого необходимо во всех сферах социально-экономической деятельности.

Цифровизация – процесс перехода экономической отрасли на новые модели  менеджмента и  способов производства, основанных на информационных технологиях.

Впервые термин «цифровизация» появился в последнее 5-летие XX века, когда в 1995-ом году американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского университета озвучил понятие цифровая экономика.  Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203, дает следующее определение: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа, которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Таким образом, термин «цифровизация» означает процесс перехода к цифровой экономике.

Основными элементами цифровой экономики считают электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу и электронный доступ к государственным услугам. Степень доступности и активного использования этих направлений определяют индекс цифровизации государства DEI. По данному показателю Россия занимает 39-е место в мире.

Современное развитие мировой цивилизации характеризуется становлением «новой реальности – «цифровой», не имеющей аналогов в истории человечества». Создание и внедрение цифровых технологий, цифровых систем неизбежно влекут трансформацию, казалось бы, уже устоявшихся понятий и явлений. Происходящее связано с цифровизацией всех сфер жизни общества и государства, неизбежно проникают и в сферу бюджетных правоотношений. Именно бюджет является одним из базовых и необходимых элементов государственного механизма, необходимого для его эффективного функционирования, что, в свою очередь, предопределяет его достаточно высокую востребованность в научной и законодательной сферах. Цифровизация стала уже объективной реальностью, позволяющей говорить и о так называемом «цифровом» бюджете.

В первую очередь, цифровизация бюджетной сферы влияет на функционирование абсолютно всех сфер государственной деятельности. Это объясняется очевидными объективными причинами – без финансового обеспечения не может быть реализована ни одна задача, функция, полномочие государства.

Во-вторых, государство рассматривает бюджет и как инструмент и как результат эффективного государственного управления.

«Цифровой» бюджет – это бюджет, который формируется и исполняется с использованием различных цифровых (информационных, электронных) технологий, это бюджет, в котором значительная часть расходов предназначена для финансового обеспечения различных мероприятий, связанных с реализацией федеральных проектов и т.д., направленных на цифровизацию различных сфер деятельности государства.

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации в качестве одной из целей поставлено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В соответствии с поставленной целью был утвержден национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Реализация национальной программы способствует достижению стратегически значимых задач «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (одобренных Правительством и утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.)».

Основными целями национального проекта является:

  1. Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017г.
  2. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств
  3. Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

«Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» включает в себя шесть федеральных проектов, кураторами которых выступает М.А. Акимов, а руководят представители Министерства Экономического развития РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (таблица 3.1).

Эти шесть направлений составляют фундамент для цифровой трансформации сельского хозяйства, транспорта, энергетики и таких важных направлений, зависящих от государства, как образование и здравоохранение. В целом вся эта деятельность и обеспечивает построение цифровой экономики в стране совместными усилиями государства и бизнеса.

Таблица 3.1 – Федеральные проекты «Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Федеральный проект Задача
1.Нормативное регулирование цифровой среды Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий.
2.Информационная инфраструктура Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.
3.Кадры для цифровой экономики Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
4.Информационная безопасность Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства.
5.Цифровые технологии Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.
6.Цифровое государственное управление Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

 

Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика» направлены на реализацию следующих ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы: формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования, формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики, поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению, повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений .

Стоит отметить, что реализация данного масштабного проекта осуществляется и в рамках других национальных проектов, например, в здравоохранении и культуре, так как без использования быстрого интернета, удаленного доступа, облачного хранения данных и других возможностей невозможно уже представить деятельность большинства сфер нашей жизни.

Объём и структура финансового обеспечения федеральных проектов, свидетельствует, что половина запланированных денежных средств будет направлено на создание информационной инфраструктуры (47,2%); большое внимание также уделено созданию цифровых технологий (27,8%). Наибольший удельный вес (67,6%, или 1 099,6 млрд руб.) в совокупных источниках финансирования проектов занимает федеральный бюджет, на долю внебюджетных источников приходится 32,4%, или 527,5 млрд рублей.

Массовое создание и технологическое обеспечение работы цифровых платформ, а также их интеграция в общегосударственную экосистему планируется на период с 2019 по 2023 годы. К 2020 году участниками отечественного финансового рынка (банками, НФО, финансово-техническими компаниями, юридическими и физическими лицами) и их экосистемами под руководством Центрального Банка России в рамках реализации национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» должны быть созданы и запущены цифровые финансовые инфраструктуры (платформы и ИТ-решения), действующие на основании открытых интерфейсов, обеспечивающих обмен информацией между организациями на основании единых протоколов обмена данными. Использование существующих цифровых платформ, в том числе государственных информационных систем (400 на федеральном уровне и на 2000-региональном) уже позволило устранить ряд проблем, связанных с обменом данными между отраслями и территориями, хозяйствующими субъектами; связанных с повышением качества оценки анализируемых цифровых данных, с введением обязательной проверки и контроля качества входящих и исходящих информационных материалов.

Всё это стало возможным за счёт минимизации влияния человеческого фактора, автоматизация сбора и обработки прогнозной, плановой и статистической информации, бюджетной, налоговой и иной отчетности, данных мониторинговых и социологических исследований, экспертных опросов. Уже сейчас открытость и доступность располагаемых материалов позволяет обеспечить новый уровень качества и повысить объективность принятия управленческих решений.

Автоматизированная система «Бюджет» предназначена для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета. Данная система позволяет организовать исполнение бюджета в соответствии с действующим бюджетным законодательством, обеспечивает создание системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового органа, поддерживает различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального казначейства и обслуживания бюджетных и автономных учреждений финансовым органом.

Исполнение бюджета – это решение, представляющее сегмент регионального Электронного бюджета для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета: от закона (решения) о бюджете до формирования бюджетной отчетности.

В департаменте финансов г. Грозного при исполнении бюджетного процесса применяются современные цифровые программы, которые отвечают требованиям по исполнению бюджетного процесса. Одним из таких программ является АС Бюджет, разработчиком которого является НПО «Кристо». Данная программа внедрена для автоматизации бюджетного процесса в Чеченской Республике с 2007 года. Штатные работники департамента в рамках своих общностей участвуют в формировании бюджета г. Грозного в программе АС Бюджет. После занесения базовых данных в программу начинается процесс формирования бюджета на определенный период на финансовый год. Отдел доходов заносит информацию в программу по плану доходов на текущий финансовый год. Отделы занимающийся расходными обязательствами в пределах доведенных лимитов заносит информацию в программу для осуществления расходных обязательств по всем учреждениям финансируемые за счет бюджета г. Грозного. На основании данной информации в программе АС «Бюджет» формируют сводную бюджетную роспись бюджета г. Грозного по расходам. После формирования начинается бюджетный процесс по исполнение бюджета по расходам на основании росписи. Каждый расходный отдел в пределах своих полномочий формирует заявки на финансирование учреждений финансируемые с бюджета города ежемесячно в рамках доведенных лимитов согласно сметам расходов каждого учреждения на текущий финансовый год. При финансировании на квартал с помесячной разбивкой работник отдела должен осуществлять контроль о недопущении превышения лимита на квартал по курируемым учреждениям в программе АС «Бюджет».

Как и во всех бюджетах бюджетной системы РФ бюджет г. Грозного тоже не обходиться без внесения корректировок и изменений в зависимости финансового составлявшего бюджета, в случаи увеличения доходной части бюджета на эту сумму увеличивается и расходные обязательства и на оборот. Программа АС «Бюджет» имеет свои окошки выхода на программы, используемые в других структурах. В отделении федерального казначейства РФ по ЧР имеет свою федеральную программу который называется СУФД (сервер удаленного финансового документа).

На основании заявок на финансирование формируется протокол на финансирования по учреждениям финансируемые с бюджета города, который направляется в программный продукт отделения федерального казначейства (ОФК), где открыты лицевые счета учреждений финансируемые с бюджета города. ОФК, на основании протокола департамента, формирует реестр финансирования по учреждениям финансируемых с бюджета города в по учреждениям лицевые счета которых открыты в ОФК. Далее отделения федерального казначейства зачисляет денежные средства на лицевые счета бюджетополучателей г. Грозного. Учреждения после зачисления денежных на лицевые счета начинают исполнение своих договорных обязательств. Программа АС «Бюджет» по итогам определенного отчётного периода формирует отчет об исполнении бюджета на отчетную дату.

Из отчетов муниципальных бюджетов в министерстве финансов ЧР формируется консолидированный отчет по исполнению бюджета на отчетную дату. Во всех учреждениях, финансируемых из бюджета города учет ведется в программе 1С бухгалтерия данные для составления сводного отчета выгружаются в АС «Бюджет» где формируется сводный отчет по исполнению бюджета. Помимо АС «Бюджета» используются и другие программы-это Парус, и Информационно-аналитическая система Web-Консолидация. Данные программы используются в основном для сбора и анализа информации по доходам муниципальных бюджетов и для консолидации информации в министерстве финансов ЧР. Каждый работник, занимающийся вопросами сбора информации по доходам, заносит информацию в программу и направляет для свода на уровень вышестоящего бюджета. Свод отчета по всему бюджету по доходам формируется в министерстве финансов в департамент доходов, который в свою очередь отчитывается перед правительством ЧР. В целом цифровая электронная система, которым пользуются при исполнении бюджета по доходам и расходам в г. Грозном и в Чеченской Республике работает таким образом, как это описано выше. Исходя из вышеизложенного следует отметить, что в условиях современных процессов исполнения бюджета без новых цифровых технологий не возможен.

Преимущество использования цифрового программного продукта очевиден, данный программный продукт облегчил труд работников департамента финансов г. Грозного в плане формирования доходов и исполнения по расходам, а также по составлению отчетности. Сам процесс полностью облегчил передачу информации с одного рабочего места до другого, который происходить нажатием одной кнопки на клавиатуре автоматизированного рабочего места(АРМ) участника бюджетного процесса департамента г. Грозного. И самым важным преимуществом цифровых электронных программ является снижения времени исполнения того или иного задания, повышение точности расчетов, получение сводной информации за короткий срок, формирование выходных документов учета на основании заданных алгоритмов. В заключении хочу сказать, что современный работник той или иной сферы деятельности должен быть не только хорошим специалистом в своем направлении, но и хорошим специалистом умеющий работать на современных средствах автоматизации рабочего места.

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Грозный на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а так же с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года.

Бюджетная политика города Грозный ориентирована на эффективное управление муниципальными финансами, что является одним из базовых условий для устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе, минимизации рисков несбалансированности бюджета города. Это позволит достичь конечной цели бюджетной политики города Грозный, состоящей в улучшении условий и качества жизни населения, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании экономического развития.

Основные направления бюджетной и налоговой политики направлены на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития города Грозный.

Основными направлениями бюджетно- налоговой политики городского округа г. Грозный на 2020г являются:

-увеличение налоговых поступлений в бюджет городского округа;

-снижение представленных неэффективных налоговых льгот;

-индексация заработной платы;

-снижение неэффективных расходов по учреждениям финансируемых с бюджета городского округа г. Грозный

-сбалансированность бюджета-цель недопущения дефицита;

-реализация предусмотренных   в бюджете города муниципальных программ в полном объеме и качественно;

-эффективное проведение государственных закупок для муниципальных нужд на конкурсной основе с выгодой для бюджета города за счет снижения начальной максимальной цены закупки.

Таким образом, можно констатировать, что реализация основных направлений бюджетной политики будет способствовать устойчивому экономическому развитию городскому округа г. Грозный, поддержанию стабильности бюджета города, повышению эффективности бюджетной системы на местном уровне.

Заключение

На основе изучения теоретических основ местных бюджетов, их особенности функционирования, а также роли в социально – экономическом развитии региона, можно сделать следующие выводы и предложения.

Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты осуществляют очень важную роль в процессе социально-экономического развития России, так как они обеспечивают финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

В работе показаны особенности формирования и использования средств бюджета городского округа г. Грозный.

По решению Грозненской Городской Думы от 31 декабря 2019 года № 65 «О бюджете муниципального образования «городской округ «город Грозный» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» общий объем доходов бюджета городского округа г. Грозный на 2020 составил 7 679 640,9 тыс. руб. Утвержденный план по налоговым и неналоговым доходам составлял 2 394 517,7 тыс. руб., по безвозмездным поступлениям составлял 5 285 123,1 тыс. руб. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Грозного на 2021 планируется год в сумме 6 511 843,0 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступлений из республиканского бюджета планируется в сумме 4 021 544,6 тыс. рублей. Налоговые и неналоговые доходы в 2021 планируется в сумме 2 490 298,5 тыс. рублей.

На 2022 год планируется общий объем доходов в сумме 7 202 404,0 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений из республиканского бюджета – 4 613 425,9 тыс. рублей, налоговые и неналоговые доходы – 2 588 978,2 тыс. рублей.

Общий объем расходов на 2020 г. утвержден в сумме 7 681 470,6, на 2021 год – 6 387 907,5 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 59 159,1 тыс. рублей; на 2022 год – 7 073 499,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 123 003,7 тыс. рублей.

Основными задачами при планировании бюджета города на 2020 год и на плановый период 2021-2022гг., являются обеспечения роста доходов по налоговым и неналоговым поступлениям, прирост основных налогов, образующих бюджет.

Основную долю доходов бюджета города составляют безвозмездные и безвозвратные поступления, которые в 2019 году составили 4 232 831,6 тыс. руб. или 67,6 % всех доходов и в 2020 году составят 68,8%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов основная сумма поступлений на 2019 год приходится на следующие доходные источники: налог на доходы физических лиц – 75,1%, налог на имущество – 8,1%, налог на совокупный доход -7,1% и другие.

В перспективе развития на 2020 год и на плановый период на 2021-2022гг., в области доходов бюджета городского округа г. Грозный, необходимо наращивание налоговых доходов. Для этого необходимо:

сокращения недоимки;

мобилизации в бюджет максимально возможных к получению доходов в соответствии с налоговым законодательством;

повышение заработной платы и производительности труда;

привлечение новых инвестиционных проектов;

поддержки развития малого и среднего бизнеса и другие.

Объем расходов муниципального бюджета г. Грозного в 2019 г. был утвержден в сумме 6 256 933,1 тыс. руб., а в 2020 г. – 7 681 470,6 тыс. рублей.

Муниципальный бюджет г. Грозного на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 года, сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. В муниципальном бюджете г. Грозного предусмотрены расходы на реализацию 14 муниципальных программ, с объемом финансирования в 2020 году 7 679 640,9 тыс. рублей.

Основными направлениями бюджетной политики г. Грозного остается улучшение условий жизни населения города, выполнение социальных обязательств перед гражданами, предоставление качественных муниципальных услуг на основе наращивания собственной доходной базы бюджета и повышения эффективности бюджетных расходов.

Существенная проблема Чеченской Республики в целом состоит именно в высокой дотационности региона. Руководством Чеченской Республики к 2022 г. поставлена следующая задача: выйти на уровень бюджетной самообеспеченности республики, подразумевающей выведение республики из зоны регионов-реципиентов в зону регионов-доноров федерального бюджета. Для реализации данной задачи в Чеченской Республике планируется создание мощной производственной базы и инфраструктуры, бизнес-инкубаторов, рекреационных баз туризма и отдыха, а также всестороннее стимулирование развитие малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской деятельности граждан.

Таким образом из выше сказанного можно констатировать, что одна из основных проблем муниципалитетов сегодня – это ограниченность бюджета в денежных ресурсах, что не только замедляет развитие муниципалитета, но и зачастую не позволяет покрывать текущие нужды в полном объеме.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 22.04.2020 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  6. Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», от 09.05.2017 г. N 203 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru
  7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 07.05.2018 г. № 204 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru
  8. Закон Чеченской Республики «О местном самоуправлении в Чеченской Республике», от 24.05.2010 г., № 11-РЗ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grozmer.ru
  9. Стратегия социального-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года. Грозный, 2019 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy-chr.ru/
  10. Решение Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Инвестиционной стратегии Чеченской Республики до 2025 года», распоряжение от 12.05.2014 г. № 125-p // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chechnya.gov.ru
  11. Решение Грозненской городской Думы «О бюджете муниципального образования «городской округ «город Грозный» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.12.2018 № 102 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grozmer.ru
  12. «Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики Чеченской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»: // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.minfin.ru/ru/
  13. Актуальные вопросы территориальной организации местного самоуправления / Под ред. Э. Маркварта М.: Наука, 2002.
  14. Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: учебное пособие. – М.: ГУ-ВШЭ, 2018.
  15. Бабун Р.В. Местное самоуправление начинается с «места» // Местное право 2014 г. №1.
  16. Бабичев, И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. — М.: Норма, 2016.
  17. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КноРус, 2019.
  18. Батычко В.Т. Муниципальное право. Конспект лекций: Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
  19. Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации // Финансы. – 2018.- № 8.
  20. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии реиндустриализации России. / Монография. / Изд. 2-ое, перераб. и доп. В двух частях. Часть первая. – СПб.: ИНИР, 2015.
  21. Богов Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 6.
  22. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: НОРМА-ИНФРА-М., 2019.
  23. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков. А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством. Москва. Издательство: Моск. обществ. науч. фонд, 1997.
  24. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России. Иркутск: ИГЭА, 2001.
  25. Дементьев А.Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 4.
  26. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ / Н.Б. Ермасова.М.: ИНФРА-М, 2015.
  27. Кордонский С. Г., Плюснин Ю. М. Социологические экспедиции кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2.
  28. Кузнецова Е.М. Местное самоуправление и социальная работа. Конспект лекций: экономические основы местного самоуправления. Омск. Издательство ОмГТУ, 2010 г.
  29. Куликов Н.И. Пенсионная реформа зашла в тупик, но выход есть // Экономика и жизнь.- 2017.- № 16.
  30. Ларсанова Л.Д. Оценка социально-экономического развития региона на примере Чеченской Республики // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2019.
  31. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов. — Москва. – 2018. URL https://cbr.ru/
  32. Павлов П.В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета: учебное пособие/ П.В. Павлов. – М.: Магистр, 2015.
  33. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: РИЦ Федоров, 1995.
  34. Хафизова Э. И. Роль НДФЛ в бюджетах регионов // Экономические науки. 2019.№ 3
  35. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 9.
  36. Официальный сайт Президент Российской Федерации — URL http://kremlin.ru/
  37. Официальный сайт Правительства Российской Федерации — URL http://www.govemment.ru/
  38. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации – URL https://m.minfin.ru/ru/
  39. Официальный сайт Центрального банка РФ – URL https://cbr.ru/
  40. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL http://www.digital.gov.ru/
  41. Официальный сайт Главы и Правительства Чеченской Республики – URL http://www.chechnya.gov.ru/
  42. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики – URL http://www.minfinchr.ru
  43. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chechenstat.gks.ru/

Официальной сайт Администрации г. Грозного — URL http://www.grozmer.ru/


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф