Меню Услуги

Место и роль Республики Таджикистан в системе обеспечения безопасности среднеазиатского региона

Страницы:   1   2   3   


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»
  • 1.1. Понятие «безопасность» в политическом процессе
  • 1.2. Анализ современных научных подходов к понятию  «региональной безопасности»
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  • 2.1. Внутренние источники дестабилизации обстановки в странах Центрально Азиатских республиках  в постсоветский период
  • 2.2 Системы безопасности региона
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ И МЕСТО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
  • 3.1 Республика Таджикистан в системе геополитических координат
  • 3.2 Роль Республики Таджикистан в обеспечении безопасности среднеазиатского региона
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Обеспечение национальной безопасности во все времена развития человеческого общества являлось одним из самых актуальных и важнейших направлений внутренней и внешней политики страны. Его можно причислить к числу базовых целей и ценностей жизнедеятельности человека. Поэтому роль любого государства в системе национальной безопасности отдельной страны или нескольких регионов относится к числу наиболее актуальных и в тоже время дискуссионных тем политологии.

Национальная безопасность является сложной и многоуровневой системой, образующей целый ряд подсистем, которые имеют свою собственную структуру, где основным объектом и субъектом выступает личность как основа этой системы.

Роль каждого государства в лице его органов, как основного института политической системы, в обеспечении национальной безопасности велика. Это, прежде всего, обусловлено такими коренными свойствами государства, как способность выполнять роль властного регулятора общественных отношений, реализуя при этом главнейшую управленческую функцию по обеспечению национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности — силы и средства обеспечения национальной безопасности. И чем развитее государство – это созданные и создающиеся в процессе исторического развития системы реализации национальных интересов, тем эффективнее работает система национальной безопасности.

Одной из таких государств, деятельность которого также направлено на обеспечение национальной безопасности страны и всего общества, на реализацию общенациональной идеи, на защиту национальных интересов и национальных ценностей является Республика Таджикистан. Данная деятельность призвана также предотвратить и ликвидировать угрозы развитию и укреплению прав и свобод личности, духовным и материальным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету, и в целом, территориальной целостности страны.

Стоит также заметить, что функции обеспечения безопасности Таджикистана не ограничены и не сведены к защите. Идея национальной безопасности имеет очень тесную связь с концепцией устойчивого демократического функционирования и развития, позиционирует себя как ее неотъемлемая часть и одновременно как условия ее реализации.

С точки зрения правового поля, основы обеспечения национальной безопасности состоят из:

общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров и обязательств Республики Таджикистан;

Конституции Республики Таджикистан, законов и иных нормативно-правовых актов Республики Таджикистан;

Важно отметить, что после получения независимости перед Республикой Таджикистан неожиданно возник целый ряд крупных проблемных блоков в сфере безопасности, требующих незамедлительного решения. Следовательно, одним из приоритетных направлений в политике Республики Таджикистан в указанный период стало обеспечение безопасности. Построенная ею система национальной безопасности, которая отвечала складывающейся внутренней и внешней обстановке, являлась необходимым условием для того, чтобы Таджикистан мог заявить о себе как независимое самодостаточное государство, а также давала возможность акцентировать на решении проблем переходного периода.

Таким образом, руководством страны за небольшой период времени были реализованы задачи, которые имели историческую важность, а именно, по периметру границ Таджикистана был сформирован пояс безопасности, дружбы и добрососедских отношений, имеющий прочное международно-правовое основание. И, на данном этапе можно с уверенностью заявить о том, что в Таджикистане система обеспечения национальной безопасности в основных параметрах построена.

Однако, Республика Таджикистан в силу окруженности со всех сторон разными густонаселенными странами с великодержавными амбициями и отсутствия достаточного политического и военного веса в регионе имеет ряд нерешенных проблем по обеспечению национальной безопасности. Поэтому в обеспечении национальной безопасности Республика использует по большей мере, политические средства, как наилучший метод, проводя при этом, так называемую многовекторную политику.

К сожалению, в последние годы мы можем наблюдать такие угрозы национальной безопасности, как терроризм, экстремизм, и т.д., которые постепенно распространились в различных регионах мира, что явилось ключевым фактором в сложных международных отношениях. География расширения данных факторов не ограничивается границами той или иной области разделения, но также включает в себя все регионы и даже развитые страны Запада.

В связи с вышесказанным, роль Республики Таджикистан в решении проблем национальной безопасности в контексте новых вызовов и угроз современности имеют огромную актуальность не только в политологии, но и в политической жизни Республики. Именно практическое значение данного вопроса послужило основной причиной выбора темы магистерской диссертации и проведения по ней исследования.

Проводимая руководством Республики Таджикистан стратегическая политика направлена на обеспечение национальной безопасности, единство нации, сохранение и развитие традиций, обычаев и национальной культуры, рост экономики Таджикистана и на этой основе повышение благосостояния населения. Все это нашло отражение в документе общенационального значения республики как Стратегия Республики Таджикистан на период до 2015 г.

Объектом исследования является Республика Таджикистан.

Предмет исследования – особенности функционирования системы обеспечения национальной безопасности в среднеазиатском регионе.

Главная цель данной работы посвящена выявлению роли и стратегических направлений Республики Таджикистан в обеспечении национальной безопасности среднеазиатского региона.

Для достижения цели магистерской работы необходимо решить следующие задачи:

Дать определение и раскрыть сущность понятия «безопасность» в политическом процессе;

Изучить научные подходы к понятию региональной безопасности на современном этапе;

Проанализировать стратегические направления безопасности среднеазиатских стран;

Выявить роль Республики Таджикистан в обеспечении безопасности среднеазиатского региона.

Теоретические и методические основы исследования составили труды таких авторов как Л. А. Морозова, Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов, В.Г., Игнатов, В.И. Бутов, Ю.Б. Дмитрова, К.К. Гасанов, Ю.А. Кузнецов, Д.А. Никонов, Р.А. Каламкарян, Д.Д. Шалягин, Д.П. Гавра, А.Г. Билалов, С. О. Алехнович, С. Шохзода и др.

Информационную базу исследования составили нормативные документы в сфере национальной безопасности Республики Таджикистан, статистические и иные данные органов власти и организаций, статьи, опубликованные в журналах и выставленных в сети интернет.

При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения данных, метод политико-культурного подхода и др.

Научная новизна исследования заключается в разработке и развитии теоретико-методических основ обеспечения безопасности Республики Таджикистан.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в рекомендациях для органов государственной власти, в первую очередь, Республики Таджикистан, затем стран среднеазиатского региона в сфере обеспечения региональной безопасности и с целью стимулирования их активности в правовом совершенсвовании внешней и внутренней политики в указанной сфере.

Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Первая глава носит теоретический характер. В ней дается определение и раскрывается сущность понятия «безопасность».

Во второй главе анализируется стратегические направления безопасности стран Средней Азии.

В третьей главе оценивается место и геополитическая роль Республики Таджикистан в обеспечении безопасности Среднеазиатского региона.

 

ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

 

Международные отношения – это, прежде всего, процесс взаимодействия участвующих в них субъектов, характер которого выходит за рамки их территориальных образований. От ответов на вопросы – каковы основные типы участников международных отношений и какую роль играет каждый из них на мировой арене? – во многом зависит понимание специфики международных отношений, а также содержания и основных тенденций данных отношений эволюции для каждого конкретного государства.

Именно внешняя политика государства, включая его ведущие документы и принципы в данном направлении, определяет в основном характер международных отношений в ту или иную эпоху, в тот или иной отрезок исторического периода. Более того, от отношения и политики государства к другим участником международных отношений зависит само существование и деятельность как непосредственно данного государства, так и других участников международных отношений. Именно государство создает и регулирует политическую жизнь человека и всего общества и оказывает влияние на все человечество земного шара, равно как и на безопасность в мире.

 

1.1. Понятие «безопасность» в политическом процессе

 

Сегодняшнюю мировую ситуацию нельзя назвать однозначной. В это время для государства, как никогда, важно сохранить суверенитет, стабилизировать, в первую очередь, систему внутренней политики и экономики.

Всякое общество нуждается в состоянии защищенности от тех или иных угроз. По мнению Е.А. Горобец, с которым нельзя не согласиться, обеспечение безопасности – одна из основополагающих функций государства как такового. Продолжая эту мысль, О.А. Колоткина пишет о том, что граждане в демократическом государстве имеют право на безопасность, которому корреспондируют соответствующие публично-правовые обязанности главы государства, парламента, правительства, судов и других государственных органов, особенно – полиции, армии и т.д.

Проблема безопасности все чаще фигурирует в названиях симпозиумов и конференций, диссертаций и монографий. Редко кто из современных правоведов не рассматривал ее под тем или иным углом зрения, а в работах М.М. Бабаева, А.Ф. Галузина, Г.Г. Горшенкова, Б.В. Дрейшева, М.П. Клейменова, В.Н. Кузьмина, В.В. Меркурьева, Е.Н. Рахмановой, С.В. Степашина, А.А. Тер-Акопова, Т.Б. Тюрина, А.А. Фомина и ряда других исследователей она является центральной. Во всем разнообразии взглядов и суждений можно выделить два вектора «право безопасности» и «безопасность права». В первом исследуется право, как средство обеспечения безопасности, во втором – обеспечение безопасности самого права и его институтов.

В апреле 1990 г. был организован Фонд национальной и международной безопасности во главе с Л. Шершневым, принимающий активное участие в разработке теоретических и научно-практических проблем безопасности. Начала работу секция «Геополитика и безопасность» Академии естественных наук под председательством В. Пирумова, на базе которой сегодня создан Центр исследований геополитики и безопасности АЕН РФ, способствовавший проявлению более широкого интереса политических, научных и общественных кругов нашей страны к этой проблеме. В этот период Институтом социально-политических исследований, директором которого являлся директор академик Г. Осипов, была представлена новая парадигма безопасности страны, разработанная на основе результатов исследований, проведенных в 1991-1993 гг.; при Отделении философии, социологии, психологии и права РАН создается Центр социальных исследований безопасности России во главе с Р. Яновским; в качестве позитивной программы движения новой мыслящей оппозиционной общественности предлагается проект национальной доктрины, разработанный С. Кургиняном, в 1994 г. был опубликован проект концепции обеспечения национальной безопасности, подготовленный группой А. Подберезкина.

В результате анализа научной литературы по проблемам безопасности, опубликованной за последние годы, можно сделать вывод, что границы понимания безопасности учеными нашей страны в сравнении с предыдущими закрытыми разработками в этой области существенно расширились. Так, если ранее безопасность, за редким исключением, рассматривалась только применительно к государству, затем и к обществу, то сегодня чаще всего безопасность рассматривается в отношении триединства – личности, общества, государства.

Определение «безопасность государства» в официальных изданиях РФ, по мнению И. Жинкиной, появилось сравнительно недавно, в частности в Кратком словаре специальных терминов для руководящего состава Вооруженных сил РФ: «безопасность государства национальная, состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях». Представляется необходимым решить терминологический вопрос: о какой безопасности будет идти речь далее – о национальной безопасности, о безопасности страны или безопасности государства? Будем придерживаться точки зрения о синонимичности этих понятий. (А государство следует рассматривать не как совокупность аппаратов управления и подавления, а как субъект международного права.)

Общее понимание безопасности страны как состояния общественных отношений и в теоретическом и в практическом плане подводит нас к необходимости выделения во всей системе этих отношений проблем политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды безопасности страны. Страна представляет собой единый общественный организм, состоящий из ряда подсистем – политической, экономической, социальной, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных).

В настоящее время произошло существенное расширение представлений о безопасности, но в принципиальных вопросах при определении понятия «безопасность» речь по-прежнему идет либо о способности (иногда свойстве, качестве) какой-либо системы противостоять посягательствам, либо о состоянии объекта, характеризующегося защищенностью от опасности или отсутствием самой возможности разрушительного воздействия.

Необходимо отметить, что в отечественных исследованиях по проблемам безопасности, так же, как и на Западе, наметилась тенденция отхода от концепции «государственной (национальной) безопасности» и переноса центра тяжести на глобальный уровень решения проблем всего человечества.

Как и на Западе, в отечественной науке налицо те же проблемы с неопределенностью понятия «безопасность». Как и многие авторы, отметим многозначность термина «безопасность» в научной литературе. При этом, до настоящего времени не выработано четкого и строго определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в третьих как научная программа или научная дисциплина. До сего времени не существует целостной концепции безопасности: понятия «личной безопасности», «национальной безопасности», «международной безопасности» и «глобальной безопасности» имеют дело с совершенно различным набором проблем и исходят из различных исторических и философских контекстов.

А.Ю. Кирьянов обращает внимание на то, что «национальная безопасность» определяется способностью нации длительно сохранять такие свои состояния, при которых обеспечивается как: а) удовлетворение потребностей, необходимых для ее самосохранения и самосовершенствования, так и б) минимальный риск ущерба не только народам, образующим нацию сейчас и в будущем, но и базовым ценностям ее нынешнего и последующих поколений. При этом под риском подразумевается мера опасности, одновременно указывающая и на возможность причинения ущерба объекту национальной безопасности, и на величину этого ущерба.

Понятие «национальная безопасность», будучи сложнейшим социально-политическим явлением, объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Категория «безопасность» не является абсолютной, она скорее относительна, и приобретает смысловое значение только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Большое количество определений понятия «национальная безопасность», в раскрытие которых не считаем необходимым углубляться ввиду несколько иной направленности настоявшей работы, объединяет стремление представить указанное явление посредством анализа конкретных признаков: «состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, т.е. изменения свойств в худшую сторону»; «состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны»; «реальная способность быть свободными от внешней опасности»; «состояние международных отношений, исключающих нарушение свободного мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме».

Говоря о национальной безопасности, как о категории политической науки, Г.А. Борщевский отмечает связь безопасности с нацией, представляющей социально-экономическую и духовную общность людей, проживающих на определенном территориально-государственном пространстве.

Как политическая система национальная безопасность представляет собой чрезвычайно сложный многоуровневый функциональный процесс, в котором постоянно происходит взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, общества и государства с внутренними и внешними угрозами этим интересам. Следовательно, в центре системы национальной безопасности находятся жизненно важные интересы личности, общества и государства, совокупность которых составляет в целом национальные интересы страны.

В качестве целевой задачи системы национальной безопасности выступает степень защищенности присущих ей интересов от угроз, т.к. именно интересы являются движущей силой развития и выступают важнейшим стимулом или целью преобразований в обществе, государстве и в мире в целом. По умозаключению Гегеля, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть».

В наиболее общем виде, под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, обеспечивающее их устойчивое развитие.

В понятийный аппарат национальной безопасности как отрасли политологического знания входят такие категории, как вызов, угроза, опасность, национальные ценности, жизненно важный интерес, уровни, сферы и виды безопасности, внутренняя и внешняя безопасность, стратегия и политика обеспечения национальной безопасности и др.

Что касается объекта национальной безопасности, то речь идет о системе «территория страны – ее народы – и уклад их жизни», включающей не только нацию, но и базовые ценности, необходимые для гарантированного поддержания ее жизнестойкости. В действительности, если наши народы – собственно цель, то их территория – средство (источник), а уклад духовной и общественной жизни – эволюционно выбранный ими способ удовлетворения соответствующих потребностей.

Объемность проблемы, многоаспектность самого содержания безопасности государства и ее обеспечение требуют, наряду с общими концептуальными подходами, проведения глубоких исследований по широкому кругу вопросов, затрагивающих исторические, правовые, социологические и иные аспекты. Такая система исследований должна строиться на основе целевой комплексной программы.

Эффективная система обеспечения безопасности – вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшних стран бывшего СССР, стремящихся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Происходящие изменения в международной обстановке обусловливают необходимость разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности различных стран мирового сообщества.

В сложившейся на данный момент ситуации проблемы обеспечения безопасности любого государства привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Это совершенно естественно: сегодняшнее положение большинства государств далеко не однозначно. С одной стороны, государства пытаются занять достойное место на мировой арене, все силы тратятся, в первую очередь, на рост экономики, на подъем уровня всех аспектов качества жизни, в другой стороны, отдельные страны, в частности Россия, противопоставляются миру в политическом плане, против них вводятся различного рода санкции, что является огромным барьером дальнейшего развития. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на передний план жизнедеятельности государства и общества.

Итак, для любого государства мира в настоящее время первоочередной задачей является достижение высокого уровня гарантии внутренней стабильности, активного участия в международном разделении труда и, одновременно, национального суверенитета. Все эти факторы и будут обеспечивать целостную систему экономической и политической безопасности.

По мнению М.В. Бондаренко, безопасность в традиционном (военном) понимании в настоящее время не составляет предмет первостепенной озабоченности правительств, однако такая ситуация была характера только до террористических актов в США. Жесткие аспекты снова занимают свои позиции в сфере безопасности.

Безопасность, как и другие явления, имеет собственные субъекты и объекты. Объектом безопасности является то (тот), к чему (кому) направлена деятельность субъекта для обеспечения его безопасности. Субъект безопасности – это то (тот), что (кто) обеспечивает безопасность.

Структурируя безопасность, исследователи обычно выделяют ее вертикальную структуру – личности, общества, государства, региона, а также планеты в целом и горизонтальную, которая включает в себя политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и духовно-культурную сферы.

Безопасность, прежде всего, означает состояние, при условиях которого отсутствуют деструктивные элементы (опасности или угрозы). Под ними понимаются явления, действия, процессы, факторы, события, могущие негативно влиять на функционирование системы безопасности. Обычно в их ранге выделяют угрозу, опасность и риск, с одной стороны, и вызов – с другой. Во многих случаях они обозначаются произвольно вне зависимости от контекста, места и времени, от характера их деструктивности.

 

1.2. Анализ современных научных подходов к понятию «региональной безопасности»

 

На сегодняшний день в геополитическом развитии многих стран проходят значительные изменения, касающиеся не только методов поддержания государства в современной международной политике, но и трансформации самого понятия «региональная безопасность» в нынешней геополитике в контексте соответствия новым вызовам и угрозам. Изменение геополитической ситуации порождает споры об оптимальной форме организации мирового сообщества, о позициях основных действующих акторов глобальной и региональной политики.

Понятие «регион» используется во многих сферах нашей жизни. Значение данного термина схоже по смыслу как для экономики, науки, политики, так и для повседневной жизни. Однако, анализируя его смысл, можно отметить тот факт, что определение имеет свои отличительные особенности для каждой из вышеупомянутых сфер.

В соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Термин «регион» произошел от латинского regio, regionis, изначально относился к определению пространства (окружение, территория, область) в географическом плане. С течением времени, определение понятия «регион» усложнялось и становилось более значимым, учитывая в своем содержании не только различие в географическом положении, но и особенности инфраструктуры. Регион далеко не всегда является просто территориальной единицей государства, он представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования. Существует большое разнообразие определения термина «регион».

В рамках географической трактовки регион представляет собой часть суши, земной поверхности, местность, область, географическую единицу, обладающую географическими границами (рубежами). Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, область, местность, часть страны, где существуют связи между хозяйствующими субъектами. Сам регион как хозяйственную систему можно рассматривать как часть территории, на которой развивается система связей между предприятиями, организациями и учреждениями различных областей и профилей деятельности. Социальная трактовка показывает регион как социально-экономическую территориальную единицу, сочетающую в себе экономико-географические, социальные, политические факторы развития.

Как явствуют источники, диапазон исследовательских подходов чрезвычайно широкий и одновременно скудный для адекватного охвата по сравнению с другими политическими категориями. Этому, возможно, способствовало обыденное восприятие и понимание региона как такового, и только активизация интеграционных процессов во второй половине ХХ века вынудила исследователей обратиться к его тщательному изучению. Однако, мы не будем углубляться в анализ понятия «регион», т.к. нас интересует безопасность, связанная с ним.

Феномен региональной безопасности находится в тесной взаимосвязи с феноменом национальной безопасности, поскольку в определенной мере является составной частью системы обеспечения национальной безопасности страны.

Традиционно национальные интересы в региональном аспекте определяются, прежде всего, исходя из того, что региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики страны; само существование федеративного государства в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, которые в связи с этим активнее используют свои внешнеэкономические связи и возможности; реализация государственных национальных интересов в региональном разрезе заключается в соблюдении конституционных прав и свобод граждан.

Современная геополитическая наука рассматривает под термином «региональная безопасность» способность государств региона отражать агрессию и обеспечивать стабильность системы региональных отношений. кроме того, в настоящее время понятие «региональная безопасность» рассматривается как система факторов безопасности или отдельных аспектов: экономической безопасности, экологической безопасности, технологической безопасности, информационной.

Ряд авторов употребляют понятие «региональная безопасность» применительно к внешней безопасности страны, при этом под регионом они понимают группа государств, выделяемую на основе общих географических, исторических и прочих особенностей. Такое понимание свойственно при упоминании региональной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной Азии, Ближнего Востока и т.д.

В этой связи В.М. Родачин отмечает, что в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3