1.2. Особенности организации процесса внимания и механизмы его формирования
Если создание общей мобилизационной готовности — в большей степени проявление так называемого элементарного непроизвольного внимания, то оптимизация деятельности — процесс, требующий высокой селективности и динамичности — является результатом произвольного направленного внимания.
Механизмы, обеспечивающие оптимальное состояние реагирующей
системы, постепенно формируются в ходе индивидуального развития. Начало проявления элементов произвольного внимания обнаруживается в раннем детском возрасте при первых контактах ребенка со взрослыми людьми (Л.С.Выготский, 1999).
Согласно исследованиям Г.Крайга (2000), психических качеств и функций хоккеиста, в частности на формирование функции внимания.
Современные спортивные игры, как и другие виды спорта, подвергаются постоянному изменению. Наблюдается профессионализация, рост атлетизма играющих, повышение индивидуальной техникотактической оснащённости, усложнение групповых и командных взаимодействий, высокий уровень подготовленности соперничающих команд, растёт конкуренция за место в основном составе игровых коллективов.
Основным отличием деятельности в игровых видах спорта в настоящее время является своеобразие технологии спортивной борьбы. В недавнем прошлом немедленный переход от игры в защите к нападению и обратно проходил достаточно часто, но не был правилом ведения борьбы с соперником. Достаточно часто игроки имели возможность для пауз, перегруппировки при тактических построениях групповой и командной игры. В настоящее время таких моментов почти не наблюдается в игре квалифицированных коллективов. Более характерной особенностью становится немедленный переход и связанные с ними перестроения при потере мяча, приспособление к новым обстоятельствам, переход от одних действий к противоположным. В игровом фрагменте такие перестроения могут возникать несколько раз. Примером тому могут быть длительные розыгрыши мяча в хоккее, когда ни одна из команд не уступает в игре в защите, а нападающие игроки, несмотря на высокий уровень подготовленности, не могут преодолеть защитные построения соперников. Фактически мы видим такую технологию игровой деятельности, когда игроки всей команды большую часть матча находятся в состоянии взаимного острого противоборства. В таких условиях положительных результатов с большей вероятностью могут добиться игроки со специальными способностями и высоким уровнем специальной подготовленности к подобной деятельности.
Важной задачей является развитие способностей для действий игроков на опережение действий противника, не позволяя соперникам своевременно предпринимать действия по отражению атакующих действий. Вариативность игровых ситуаций требует ог нападающих и защитников мгновенно и адекватно воспринимать ситуации, обладать развитым тактическим мышлением и быстротой принятия и выполнения решений. От исследователей и тренеров требуется поиск новых подходов к развитию подготовленности спортсменов к шровой деятельности. Одним из путей решения существующей проблемы видится построение подготовки в спортивных играх с учётом их специфики в целом и отдельных видов спорта в частности, а также особенностей деятельности игровых амплуа. Отметим и важность не только специализации функций педагогического контроля [1], но и стандартизации процедур проведения тестов и обработки данных. Необходим и поиск путей для разработки и применения нетрадиционных средств подготовки — специализированных тренажёрно-исследовательских устройств и методики их применения.
Одной из важных особенностей хоккея является особая значимость коллективных взаимодействий, успешность выполнения которых во многом зависит от уровня развития и подготовки функции внимания.
1.3. Методы и средства развития и совершенствования внимания, применяемые в игровых видах спорта
При анализе любого вида спортивной деятельности показывает, что качество технических и тактических действий спортсменов в значительной степени определяется высоким уровнем развития различных свойств внимания — объема, интенсивности, устойчивости, распределения, переключения. Все познавательные процессы проходят с участием внимания. Исследования свойств внимания в спортивной деятельности показывают, что каждый вид спорта предъявляет свои требования, нюансы к организации этого психического процесса и способствует специфическому развитию необходимых для конкретного вида деятельности качеств внимания.
Многие специалисты спортивной психологии такие как А.А.Попов, 1998; В.М.Мельников,2000; Р.Найдиффер,1979; В.В.Медведев, 1977,1978,1992; Г.М. Гагаева, 1969; В.Д.Кретти,1979; Ю.П.Корнилов, 1984; Г.Е. Коновалов, 1968, пришли к выводу, что уровень проявления свойств внимания спортсменов на различных этапах неодинаков и зависит от периода тренировочной деятельности, состояния спортивной формы и функциональной готовности организма, характера выполняемой работы.
Однако совершенствование процессов внимания происходит не только по мере естественного роста спортивного мастерства, гораздо больший эффект дает введение в тренировочный процесс специальных методов, приемов, средств, — отмечают специалисты Т.Д.Полякова (1989), Л.Качанин (1984), В.П. Савин (1990) и др.
Эффективность, качество игровой деятельности хоккеистов 12-16 лет в огромной степени зависит от его внимания, которое состоит из обьема, устойчивости, распределения,возможности переключения. В стремительно меняющихся ,мгновенных моментах игры хоккеист одновременно фиксирует большое колличество обьектов –данное свойство именуется обьемом.
Пик, концентрация внимания на наиболее важных из этих обьектов именуется интенсивностью внимания, под устойчивостью понимают умение противостоять воздействию различных внешних сбивающих факторов.
Для развития умения распределять и переключать внимание в тренировку хоккеистов необходимо включать различные упражнения с несколькими шайбами и всевозможными перемещениями.
Рассматривая методические рекомендации Ю.В.Никонова (1989), касающиеся развития внимания хоккеистов, мы находим информацию, что в первую очередь необходимо научить себя внимательности в процессе любой работы и в самых разных условиях. Если спортсмен имеет недостаточную физическую подготовку, то он быстро утомляется, а переутомление ведет к резкому снижению внимания. Таким образом, развивать и интенсивность, и устойчивость внимания необходимо и развивая волевые качества человека. Необходимо, учить себя дисциплине и в любых мелочах быть озяином и отвечать за свои действия.
На внимание хоккеиста ,особенно возраста 12-16 лет безусловно оказывает психологическая поготовка к предстоящему матчу.Специальная психологическая подготовка основывается на общей психологической подготовке и занимается решением задач:
-осознание значимости предстоящей игры;
-конкретизация условий-время, место;
-изучение сильных и слабых сторон протвника и подготовка к матчу с учетом возможностей соперника и своих возможностей;
-работа над формированием уверенности в себе и своих силах и прорабатывание всех возможностей для достижения победы;
-борьба с отрицательными эмоциями, настрой бодрый, удовлетворительное эмоциональное состояние.
Первые четыре задачи решаются прежде всего тренером –сбор и анализ информации о противнике ,сравнение с возможностями своей команды.С учетом итогов ,выводов тренер разрабатывает план предстоящего матча,реализация которого оттачивается в предматчевых тренировках.На установке в сжатом виде план доводится до хоккеистов,обращая внимание на конкретные действия игроков ,звеньев,формулируются определенные задания.Для решения последней задачи,которая касается непосредственно конкретного хоккеиста применяются следующие действия ,приемы ,методы:
-сознательное подавление спортсменм негативных эмоций с помощью самоободрения, самоприказа;
-конкретное использование методов разминки в зависимости от индивидуальных особенностей хоккеиста, его состояния;
-использование массажа, способствующему возбуждению или наоборот обладающим расслабляющим действием;
-аутогенная тренировка.
Е.С. Жариковым и А.А. Шигаевым рекомендуется для того чтобы спорстмены развивали интенсивность и устойчивость внимания необходимо выполнение упражений с применеием силовых единоборств на огромном пространстве. Хоккеист, который владеет шайбой осуществляет концентрацию внимание на том как двигаются игроки соперники, во избежание силовых ударов и болевых ощущений при вступлении в силовое единоборство. Для того чтобы развивались способности разспределять и переключать внимание в тренировки необходимо включение игровых упражнений на большом пространстве с большим количеством объектов, например, игра по всему полю с увеличенным составом команд и в две шайбы.
В.Третьяк (1992) для быстрого переключения внимания у вратарей рекомендует следующие упражнения: тренировка одновременно несколькими шайбами (мячами). При почти одновременных бросках с разных позиций вратарю, как нигде, приходится непрерывно переключать свое внимание. Удары должны следовать один за другим, да еще с разными интервалами (кстати, это — обязательное условие тренировки внимания),
Очевидно, что на совершенствование свойств внимания оказывает влияние специфика определенного вида спорта. Кратковременная нагрузка максимальной интенсивности дает психологический эффект, выражающийся в улучшении процессов внимания. Г.Д. Горбунов (2000) при изучении свойств внимания у футболистов пришел к такому же выводу. Он утверждает, что тренировочная работа, имеющая «рваную» скоростно-силовую направленность, вызывает улучшение процесса внимания, в частности, таких его свойств как интенсивность и устойчивость, распределение и переключение.
При игре в баскетбол, как отмечаетс А.В. Родионовым и В.И. Вороновыс (1999) для того чтобы развить уменить переключать внимание используются упражнения, в которых присутствуют чередования, самое неожиданное ведение и перадача мяча, смена подопечного, переключение после заслона, установка организации быстрого прорыва после подбора мяча на щите. Также использование эстафет, где применяются многообразные действия (с мячами и без них), дриблинг со сменой рук, направления движения (по команде, сигналу), игровые упражнения с тренером 1х1. Игрок без предварительного объяснения получает разнообразные задания и ему неободимо в определенной последовательность исполнить различные игровые действии (З.Я. Кожевникова, 1991).
Развитию внимания у вратаря в гандболе, пишет В.Н. Кудрицкий (1980), способствуют следующие упражнения: отбивание мяча с различных точек в высоком темпе; беспрерывное отбивание семиметровых штрафных бросков, выполняемых игроками (по 10-15 бросков в каждой серии); участие вратаря в двусторонних играх за команду, играющую в меньшинстве. По данным исследования B.С. Косинцева (1989) о состоянии внимания у вратаря в ручном мяче, снижение устойчивости внимания у сильнейших вратарей мира отмечается, главным образом, при отражении продолжительных атак противника (свыше 40-45 сек.). В связи с этим он рекомендует упражнения, в которых вратарю необходимо отражать броски с разных позиций, с места и в движении, в ограниченном интервале времени (60-90 сек.), в высоком темпе.
А.Б. Хрыпов и М.С. Бриль (1993) для того чтобы развить распределение и переключение внимания рекомендуется проводить упраженения в группах по 5-7 человек с одновременным применением нескольких мячей — 2-3. Тренеры, пишет Р. Найдиффер (1979), формируя у молодых спортсменов навыки управления вниманием, должны добиваться умения формировать сознание на главном в данный момент объекте и одновременно контролировать так называемым фоновым вниманием другие важные объекты и действия. Такое распределение внимания особенно важно, выделяет автор, в командных спортивных играх.
Для преодоления отрицательного влияния неблагоприятных эмоциональных состояний, сильного утомления, всевозможных отвлекающих моментов и сохранения нужной направленности и высокой интенсивности внимания у спортсмена должны быть развиты специальные волевые качества, в первую очередь, выдержка и самообладание, что отмечено у ряда авторов: А.В. Тарасов (1972), В.П. Савин (1990), В.В. Тихонов (1986) — хоккей; С.Н. Андреев (1999), П.А. Голомазов (1998) -футбол; Кунст-Германеску (1998) — гандбол; А.M. Грасис (1967), А.В. Родионов (1988,1995) — баскетбол. Все эти авторы выделяют в своих книгах, что только при наличии этих качеств спортсмен сможет усилиями воли подавить отрицательные состояния, заставить себя внимательно наблюдать за другими игроками, следить за мячом, шайбой, направляя в то же время свое внимание на своевременный и целесообразный выбор и точное выполнение тактических действий. В бадминтоне очень важно, чтобы спортсмен умел планировать фазы концентрации и расслабления внимания. Этого можно достичь, отмечает В.В. Шостакович (1989), путем проведения игр и упражнений, рассчитанных на отработку внимания. Например, для тренировки внимания предлагается игра «дрессированная муха», в которой играющему необходимо отслеживать движения «мухи» по игровым полям в соответствии с правилами игры, и чтобы она не вышла за пределы поля.
В большом теннисе наиболее важным правилом, которому следуют чемпионы, является: следить за мячом, — отмечает П. Метцлер (1973). Когда вы осознанно следите за мячом, подчеркивает автор, он кажется отчетливее и даже крупнее. Кроме того, есть и другая награда за осознанное слежение -концентрация внимания на выполняемых действиях.
Не секрет, что соревнования многих командных видов спорта проходят при большом стечении болельщиков, которые могут кричать, свистеть, стучать ногами и т.д. Следовательно, спортсменам, занимающимися командными видами спорта, необходимо научиться не реагировать на все посторонние отвлекающие звуки. Хотя проведение тренировочных занятий при наличии отвлекающих факторов способствует повышению концентрации внимания, многие спортсмены имеют тенденцию избегать подобных неблагоприятных ситуаций. Также нередко спортсменам приходится выступать при неблагоприятных погодных условиях. Чем больше вы тренируетесь в неблагоприятных условиях, пишет Д. Гоулд (2001), тем лучше будете подготовлены к тому, чтобы «справиться» с подобными условиями во время соревнования.
Часто перед или после хоккейных тренировок была пробежка ,которая не отменялась некогда,при любой погоде дождь,снег,жара-никто не ныл-в возрасте 12-16 лет это было уже стыдно.Стыдно было уже и когда родители помогали с баулами ,на плечо сумку в 20 кг ,и тот же дождь,снег и жара.
Р.С. Уэйнберг (2001) отмечает, что некоторые баскетбольные тренеры привлекают на тренировочные занятия болельщиков, которые создают различные шумовые эффекты, с тем, чтобы их подопечные адаптировались к игре в таких условиях. В.В. Медведев (1977), изучая вопросы психологии спорта, отмечает, что внимание необходимо развивать следующим образом: прежде всего, необходимо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях. Обратить серьезное внимание на физическую подготовку, т.к. недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а при утомлении резко снижается внимание. Объем внимания можно тренировать в самых разнообразных условиях, например, посмотрев на витрину магазина, описать возможно большее число предметов там выставленных. Или во время тренировки создавать волейболисту такие условия, для решения которых ему необходимо одновременно воспринимать несколько динамических или статических объектов, но не более 8-9.
Для того чтобы волйболисты умели распределять и переключать внимание в их тренировки включаются разные упражнения, где присутствуют несколько мячей и всевозможные перемещения; упражнения, где необходимо быстро переключиь внимание с объекта на объект, с одного действия на другое; работать над развитием умения обозначать наиболее значимые, моменты за счет второстепенных (В.В. Медведев, 1977).
В связи с выше указанным хочется сделать небольшое отступление
в книге про Александра Мальцева (автор М.Макарычев) есть цитата великого хоккеиста :«Меня часто спрашивали в свое время :как стать великим хоккеистом?Дескать нужно ли бегать кроссы,изнурять себя физическими упражениями или,наоборот ,больше внимания уделять технике,шлифуя мастерство обводки или броска?Я отвечал просто:игры,игры и еще раз игры.Желательно как можно больше и разнообразнее в детские и юношеские годы ,когда у тебя хватает сил и ты переполнен азартом.Игра в футбол,баскетбол,теннис хоть и займет больше времени ,но пойдет на пользу мальчишке ,который хочет стать великим хоккеистом.»
ТИПЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 12-16 лет
При обучении детей необходимо учитывать следующие особенности нервной деятельности:
- Нормально возбудимый, сильный, уравновешанный, подвижный тип (сангвеник).
- Нормально возбудимый, сильный, уравновешанный, медлительный (флегматик).
- Сильный, повышенно возбудимый, безудержный тип (холерик)
- Понижено-возбудимый, слабый тип (меланхолик)
Юные хоккеисты, у которых нервная система относится к первому типу могут легко освоить новые движения, справляются с непростыми двигательными задачами. Те, у кого нервная система второго типа также могут быстро воспринимать новые движение и сразу начинают его правильное выплнение. Однако навык у них формируется медленее. Представители третьего типа нервной системы быстро усваивают дивжения, но поскольку излишне возбудимы, и обладают неустойчивым вниманием, наблюдается значительное снижение эффективности обучения. Спортсмены относящиеся к четвенртому типу обучаются новым движениям с явным безразличием, таких детей довольно сложно обучать сложным техническим приемам. В 13-14 лет органим юного спортсмена уже находится на довольно вфсоком уровне развития и зачастую сила главных мышечных групп достигает своего максимума. Наблюдается довольно интенсивное развитие способности к разделению мышечных усилий и способности расслаблять мышцы. В это время мы наблюдаем, что скоростные качества растут с наибольшими темпами и достигают около предельных величин. На высоком уровне находятся и координационные качества, а также способность ориентироваться во времени и в пространстве, анализировать мышечные ощущения.
В период полового созревания подросткам характерна неустойчивость психических процессов. Подростки становятся более раздражительными и вспыльчивыми. Часто наблюдается переоценка своих возможностей, иногда они опрометчиво начинают выполнять заведомо недоступные им сложные тренировочные задния, а их реакция на неудачи довольно болезненная.
С одной стороный период юношества является периодом когда заметно растут физические и психические возможности спортсмена, происходит становление его характера, с другой стороны вляется временем, когда наблюдаются некоторые трудности в функционировании разных систем организма, которые связаны с перестройкой организма по причине повышения интенсивности функций половых желез.
К возрасту 15-17 лет наблюдается интенсивный рост костной ткани. Наблюдается продолжение увеличения и функционвльное совершенствования скелетной мускулатуры. В 16 лет мышцы скелет и суставно-связочный аппарат находятся на высоком уровне развития. Темпы функционального и физического развития юношей значительно колеблются в связи с индивидуальными особенностями, обусловленными факторами наследственности, акселерации, режимом быта и двигательной активности.
Учет возрастных изменений растущего организма, его особенностей и возможностей на отдельных возрастных этапах подготовки, с одной стороны, позволяет достичь более высоких спортивных результатов, с другой – избежать преждевременного «старения» молодого хоккеиста и продлить его спортивное долголетие.
Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
- Провести анализ научно-методической литературы посвященной проблеме воспитания внимания у хоккеистов 12-16 лет.
- Выявить особенности распределения и переключения внимания в игровой
деятельности у хоккеистов 12-16 лет. - Разработать методику развития внимания.
2.2. Методы исследования
- Анализ научно-методической литературы.
- Анализ документальных материалов.
- Психолого-педагогическое тестирование.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
Проведен анализ, детальная проработка научно-методической литературы с целью уточнения значения внимания в игровой деятельности и, в частности, в хоккее, попытались отметить методические особенности развития внимания в спорте. Список использованных источников представлен 45 названиями.
Среди ряда методических принципов следует выделить следующие:
Принцип комплексности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и контроля) в оптимальном соотношении.
— Принцип преемственности определяет системность изложенного программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
— Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.
2.2.2. Анализ документальных материалов
Различается три вида контроля — поэтапный, текущий и оперативный.
Поэтапный контроль оценивает подготовленность юных спортсменов на начало и конец каждого этапа. Проведение его осуществляется как углубленное медицинское обследование. Такое углубленное медицинское обследование за год проводится два раза – на начало сезона – август и и по окончанию соревновательного этапа – в мае и при необходимости перед началом неофициальных соревнований, турниров.
Проведение текущего контроля осуществляется для того чтобы получить информацию о том в каком состоянии находяться хоккеситы после того как проведены тренировочные занятия и внести соответствующие коррективы, оперативные планы.
При проведении текущего контроля оценивается:
— объем и эффективность соревновательной деятельности;
— тренировочные нагрузки и эффективность как выполняются тренировочные задания;
— психофизиологические функции.
Целью оперативного контроля является получить срочную информацию о том как переносятся тренировочные нагрузки. Благодаря ему возможно рациональное управление процессом тренировки.
В хоккейной праткике используются все виды контроля, наиболее важным является этапный контроль. Благодаря его программе возможна наиболее глубокая и всесторонняя оценка состояния хоккеистов, объемов выполненных нагрузок во время тренирово и соревнований. Основываясь на обширную информаци, которую психологи получают проводя этапный контроль возможно внести неободимые коррективы в планы на следующий этап и конкретизировать организационные и методические мероприятия на данный момент.
В хоккее нашего времени отражается идея, когда органично слиты конроль и тренировочный процесс: после каждого этапа осуществляется проведения контрольного микроцикла, состоящего из двух фаз- выравнивающей (2-3 дня) и тестовой (2 дня).
В первой фазе проводится функциональное состояние отдельных спортсменов к конкретному исходному уровню. Данная фаза характеризуеются проведением тренировок, которые имеют восстанавливающее и поддерживающее направление. Вторая фаза подразумевает выполнение тестирующих процедур, проводятся контрольно-тренировочные нагрузки, используется комплекс специализированных тестов. При это упражнения должны проводиться в такой последовательности которая обеспечивает наибольший эффект от тренировок. Сначала необходимо выполнить контрольные упражнения (тесты) анаэробно-алактатной направленности, а затем – анаэробно-гликолитической или аэробной. Подобный подход к контролю, с одной стороны, способствует обеспечению непрерывного процесса тренировки, с другой повышает объективность получаемой информации.
Все обследования проводит тренерский состав команды, комплексная научная группа и врач. После осуществляется обработка и анализ результатов обследования:
— итоги соревнований в динамике, объемы выполненной нагрузки различного характера и направленности;
— уровень физической подготовленности; — уровень технико-тактического мастерства;
После того как проводится комплексное обследование эксперты составляют заключение, основываясь на котором тренеры вносят коррективы в тренировочные планы. Учитывая возрастные изменения растущего организма, его особенность и возможно в разные возрастные этапы подготовки, тренеры могут в работе со спортсменами достигать более высоких спортивных результатов, с другой – избежать преждевременного «старения» молодого хоккеиста и продлить его спортивное долголетие.
Современный хоккей иметт четкую структуру тренировочного цикла на год, который включает три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Основной фактор, котрый определяет данную периодизацию – это фазовый процесс когда происходит становление и развитие спортивной формы (состояние оптимальной готовности к высшим достижениям). За годичный цикл развитие спортивной формы проходит три фазы: приобретения(подготовительный период), стабилизации(соревновательный период) и временной утраты(переходный период). Перед тем как тренер детально разрабатывает годовой план-график распределения нагрузки, им делается предварительный графический набросок, эскиз сезона. В учебном плане предусматриваются круглогодичные тренировочные занятия и построение его согласно требованиям периодизации спортивной тренировки и календаря официальных игр.
Подготовительный период
Подготовительный период тренировки квалифицированных хоккеистов приходится на июль, август и частично сентябрь, делится на обще подготовительный и специально-подготовительный этапы. Структуру общеподготовительно этапа определяют задачи, поставленные на данное время. В него входит два мезоцикла: втягивающий и базовый.
Втягивающий мезоцикл включает в себя один или два 4-6 дневных микроцикла. То, сколько он будет продолжаться, его структуру и содержание во много определяет состояние команды на тот момент, задачи, стоящие перед ней, продолжительной подготовительного периода и календарь соревнования. Больше всего тренеры в этот период развивают общую выносливость, общую силу и гибкость, а также занимаются комлексным развитием физических качеств, занятия проводятся один или два раза в день. Тренировочная нагрузка в динамике на протяжении данного микроцикла плавная, волнообразная с одной вершиной, приходящей на 4-1 день. Первые четыре дня – заметно увеличивают объем и незначительно повышают интенсивность. По окончанию микроцикла снижается нагрузка с переходом на активный отдых.
Базовый обще подготовительный развивающий мезо цикл. В данном цикле наблюдается дальнейший рост объема интенсивные тренировочные нагрузки, в его структуре и содержании наблюдаютсяболее выраженный специфичный характер за счет того, что включаются специализированные режимы работы, средства, методы и организационно- методические формы тренировочной деятельности, занятия проодят два или три раза в день. Динамика тренировочных нагрузок также волнообразна. Однако она отличается втягивающим микроциклом, кривой нагрузкой с двумя вершинами, которые приодится на второй и пятый день микроцикла, а на третий и шестой день наблюдается заметное снижение.
Специально-подготовительный период. На протяжении данного периода происходит становление спортивной формы. В него входит два мезоцикла: базовый и предсоревновательный. Особенностью подготовки хоккеистов на специально-подготовительном этапе является оптимальное сочетание тренировочных занятий во вне ледовых условий и на льду хоккейной площадки в соотношении 1:4.
Динамика нагрузки также волнообразна, две вершины, которые приходятся на второй и пятый день. В данные тренировочные занятия содержат анаэробную и смешанную нагрузку и жесткий режим работы. В середине данного этапа особое внимание уделяется работе над совершенствованием технико-тактического мастерства в экстримальных условиях, действуя различными сбивающими факторами: высокая скорость передвижения, силовые единоборства, ограничения пространства и времени. В заключении этапа проходит предсоревновательный этап, на протяжении приблизительно трех недель. В данном мезо цикле и дальше повышается специальная физическая и психологическая подготовленность, совершенствование технико-тактического мастерства, и особенно тактическая подготовленность. Значительное внимание теренеры уделяют шлифовке разнообразных комбинаций тактики, шлифуют игровое взаимопонимание в отдельных связках и звеньях. Для достижения данной цели проводят серию тренировочных и контрольных матчей с равным соперниками.
Соревновательный период.
В соревновательном периоде ближайшими задачами являются непосредственная подготовка к матчам и успешное в них, т.е. трансформация хорошей спортивной формы в высокие спортивные результаты. Соревновательный (основной) период – самый продолжительный по времени (7,5-8 мес.) Его структура во многом определяется календарем официальных соревнований. Период включает в себя два соревновательных и один промежуточный этап. построение тренировочного процесса на соревновательных этапах целесообразно осуществлять помеж игровым циклам. В современном хоккее практикуются различные по продолжительности меж игровые циклы: от одного до четырех дней и больше.
Принципиальной разницы в построении тренировочного процесса на 1-м и 2-м этапе соревновательных. Однако, учитывая накопление утомления, на 2-м этапе в тренировочный процесс надо вводить в несколько большем объеме средства общей физической подготовки в аэробном режиме энергообеспечения при незначительном снижении величины тренировочной нагрузки и усилении восстановительных мероприятий.
Промежуточный этап – является микро-подготовительным этапом, или восстановительно-подготовительный. Из самого названия можно понять чем характерен данный этап. Тот факт, какое время он будет продолжаться и какое будет содержания зависит напрямую от календаря соревнования. Если команда или большая часть команды не принимает участие в международных турнирах, то является целесообразным разделение этапа на три части: восстановительной (осуществляется решение задач реабилитации по расширению базы функциональной подготовленности), специально-подготовительную (сочетаются специализированная подготовка вне льда и специальная на льду) и предсоревновательную ( по структуре и содержанию адекватна соревновательным мезоциклам, ледовые занятия носят комплексный характер, преимущественно технико-тактической и тактической направленности, проводятся 3-4 товарищеские и контрольные игры).
Переходный период
Переходный период длится примерно два месяца (май-июнь). В мае проходит восстановительно-поддерживающий мезо цикл. В июне хоккеисты находятся на оздоровительном сборе или в отпуске. В это время тренировки проводятся в поддерживающем режиме согласно индивидуальным планам и в сочетании с активным отдыхом. Тренировочные нагрузки аэробной направленности характеризуются средними объемами и относительно низкой (умеренной) интенсивностью.
Вне ледовые занятия должны быть нацелены на разностороннее воздействие на отдельные физические качества в их взаимосвязи (силовые и скоростно-силовые, координационные, общая выносливость).
Упражнения на льду – на совешенствование технико-тактического мастерства, исправление недостатков, на разучивание новых тактических вариантов игры в атаке и обороне. Тренировочные нагрузки должны быть преимущественно смешанной (аэробной-анаэробной) направленности при средних величинах объема и интенсивности. В тренировочном процессе на данном этапе широко практикуется принцип индивидуализации. Занятия сочетаются с различного рода восстановительными, лечебными и профилактическими мероприятиями.
Объективная информация о состоянии хоккеистов в ходе тренировочной и соревновательной деятельности позволяет тренеру анализировать получаемые данные и вносить соответствующие корректировки в процессе подготовки. В теории и практике спорта принято различать следующие виды контроля: этапный, текущий и оперативный.
Этапный контроль предназначен для оценки устойчивого состояния спортсмена и кумулятивного тренировочного эффекта. Проводится в конце конкретного этапа.
В программу этапного контроля входят:
— врачебные обследования;
-антропометрические обследования; — тестирование уровня физической подготовленности;
— тестирование технико-тактической подготовленности;
— расчет и анализ тренировочной нагрузки за прошедший этап;
— анализ индивидуальных и групповых соревновательных действий.
Текущий контроль проводится для получения информации о состоянии хоккеиста после серии занятий и игр для внесения соответствующих коррекций в тренировочную и соревновательную деятельность. В его программу входят оценки: объема и эффективности соревновательной деятельности;
объема тренировочных нагрузок и качества выполнения тренировочных заданий.
Оперативный контроль направлен на получение срочной информации о переносимости тренировочных нагрузок и оценки срочного тренировочного эффекта конкретного упражнения или их серии. С этой целью проводятся педагогические наблюдения за ходом занятия с регистрацией ЧСС до выполнения упражнения и после него.
В практике детско-юношеского хоккея должны практиковаться все виды контроля. Однако наибольшее внимание следует уделять педагогическому контролю, как наиболее доступному и информативному.
Педагогический контроль по направленности и содержанию охватывает три основные раздела.
— Контроль уровня подготовленности хоккеистов (оценка физической подготовленности и уровня технико-тактического мастерства).
— Контроль соревновательной деятельности (оценка соревновательных нагрузок и эффективности соревновательной деятельности).
— Контроль тренировочной деятельности (оценка тренировочных нагрузок и эффективности тренировочной деятельности).
Оценка и контроль текущего состояния хоккеиста осуществляется врачами. Заключение о состоянии каждого хоккеиста чрезвычайно важно для тренера, что позволяет ему более эффективно осуществлять тренировочный процесс, реализуя принцип индивидуализации.
Влияние физических качеств и телосложения на
результативность по виду спорта хоккей Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | 3 |
Мышечная сила | 2 |
Вестибулярная устойчивость | 3 |
Выносливость | 2 |
Гибкость | 2 |
Координационные способности | 3 |
Телосложение | 1 |
3 — значительное влияние;
2 — среднее влияние;
1 -незначительное влияние
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления
в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства Развиваемое физическое | Контрольные упражнения (тесты) | ||||
качество | Юноши | Девушки | |||
Быстрота | Бег 30 м старт с места (не более 4,1 с) | Бег 30 м старт с места (не более 5,2 с) | |||
Бег на коньках 30 м (не более 4,3 с) | Бег на коньках 30 м (не более 5,6 с) | ||||
Бег 400 м (не более 59 с) | Бег 400 м (не более 74 с) | ||||
Сила | Приседания со штангой с весом 100% собственного веса (не менее 22 раза) | Приседания со штангой с весом 100% собственного веса (не менее 10 раз) | |||
Пятикратный прыжок в длину (не менее 13 м 20 см) | Пятикратный прыжок в длину (не менее 8 м) | ||||
Подтягивание на перекладине (не менее 15 раз) | Подтягивание на перекладине (не менее 10 раз) | ||||
Выносливость | Челночный бег на коньках 5х54 м (не более 38 с) | Челночный бег на коньках 5х54 м (не более 46 с) | |||
Координационные способности | Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (не более 21 с) | Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (не более 27 с) | |||
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа | Обязательная техническая программа |
Мы проанализировали статистические данные официальных протоколов матчей первенства России по хоккею среди ДЮСШ (возрастные группы 12-16 лет) за сезоны 2015-2016 и 2016-2017 гг.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф