Заявка на расчет
Меню Услуги

Методика использование произведений искусства в обучении биологии в школе. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1 Разработка урока с учетом методики использования литературных произведений на уроках биологии

 

Технологическая карта урока биологии 6 класс. Тема урока: «Папоротники».

Цель урока: изучить характерные особенности основных представителей отделов Папоротникообразные, обобщить и систематизировать ведомости о многообразии папоротников, их среде обитания, их строении, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока:

1) Образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками растений из отдела папоротникообразные; сформировать представление о многообразии папоротников, их строении и среде обитания, их значении в природе и жизни человека;

2) Развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;

3) Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

предметные:

-формирование представления о многообразии папоротников;

-формирование умения определять растения отделов Папоротникообразные;

-объяснение роли папоротников в природе и жизни человека;

-формирование представлений о строении папоротников, среде их существования.

метапредметные:

-познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

-регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

Основные понятия: вайи, сорусы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологии: организация самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления, проблемные, интерактивные, игровые, проектные технологии.

Разработка урока представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Содержательная основа урока

Дидактическая структура урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты: предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД

 

1.Организационный момент Приветствие, проверка оборудования и присутствия учащихся Готовятся к уроку, приветствуют учителя Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

 

2.Актуализация опорних знаний Опрос домашнего задания по теме «Плауны. Хвощи» Прием «Мозговой штурм»:

1.В состав клеток хвощей входит силициум (из этого вещества состоит песок, стекло). Мелкие листочки хвощей покрыты восковым шаром.Как вы считаете, какое это имеет значение для растений? Ответ аргументируйте.

2.Растения приспособились к жизни в определенных климатических условиях и на определенных почвах. Некоторые растения могут подсказать человеку на каких почвах они ростут. Как вы считаете, о чем свидетельствует присутствие хвоща полевого на лугу? Ответ аргументируйте.

Прием «Сложный вопрос:

Сообща отвечают на вопросы учителя Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

 

 

  На корневищах хвоща образуются маленькие бульбочки. Что накапливается в них? Какой побег накапливает это вещество: весенний или летний? Благодаря какому процессу? А какой побег и для чего ее использует? Ответ аргументируйте.    
3.Мотивация учебнопознавательной деятельности Чтение учителя: стихотворение Константина Бальмонта

Тенью легкой и неслышной

Я замедлил у пути, Там где папоротник пышный

Должен будет расцвести. Освященный нож доставши,

Очертил заклятый круг;

Возле скатерть разостлавши,

Жду. Но чу! Шипящий звук!

Это дьяволы толпою Собрались вокруг меня,

Смотрят, манят за собою,

Брызжут искрами огня.

Но бесстрастный, безучастный,

Я стою в своем кругу. С этой челядью подвластной Посчитаться я могу.

И толпою разъяренной Умножаются они, Страшен лик их искаженный,

И сильней горят огни. Но в груди сдержав волненье,

Заклинанья я шепчу, Жду заветного мгновенья,

И дождусь, чего хочу.

Сон придет. Цветок волшебный,

Что блестит однажды в год,

Внимательно слушают учителя, задают вопросы Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

 

 

  Златоцветный и целебный,

На мгновенье расцветет.

И смущенный, изумленный,

Я тогда его сорву Тотчас папоротник сонный

Озарит кругом траву Я пройду толпу видений.

Без оглядки убегу,

И источник наслаждений

Возле сердца сберегу. И навеки этот властный, Драгоценный амулет Будет мне светить, как ясный,

Но никем не зримый свет.

Доверяясь этой жгучей

И таинственной звезде,

Я пройду, как дух могучий,

По земле и по воде. Мне понятны будут строки

Ненаписанных страниц

И небесные намеки,

И язык зверей и птиц. Мир тому, кто не боится

Ослепительной мечты,

Для него восторг таится,

Для него цветут цветы!

Древнее поверье утверждает, что папоротник цветет в ночь на Ивана Купала(с 6 на 7 июля). В древности люди ходили в лес искать этот чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой. Кто найдет цвет папоротника, тот может понимать язык любого живого существа, может видеть спрятанные в земле сокровища, Хотели бы вы найти цветок папоротника? Возможно ли это с точки зрения биологии?

   

 

 

 

4.Сообщение темы,  цели и задач урока Организация формулирования темы и цели урока Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы.

 
5.Усвоение новых знаний Прием «Известно ли тебе, что…»: короткие, интересные, содержательные сообщения учеников о мхах.

Обсуждение в общем круге

1.Где чаще всего ростут папоротники? Какой фактор абиотической среды для них очень важен?

2.Имеют ли папоротники стебель и листья? Какую форму они имеют? Что такое вайи?

3.Что такое корневище? Зачем оно нужно папоротникообразным?

4.Почему в сравнении мохообразными строение папоротников намного сложнее?

5.Что такое сорусы? Какой вид они имеют? Где размещаются?

6.Что происходит при проростании споры папоротникообразных?

Ученики зачитывают подобранные сообщения по очереди:

1.Известно ли тебе, что

папоротники — это одно из древнейших высших растений, появившееся около 400 млн лет назад в девонском периоде палеозойской эры. Гигантские древовидные папоротники

во многом определяли облик планеты еще во времена динозавров.

2.Известно ли тебе, что это самая большая группа споровых растений, включающая около 300 родов и более 10000 видов.

 

Предметные УУД: получают знания о мхах: особенностях строения в сравнении с другими ранее изученными группами растений; среда существования; переживание неблагоприятных условий; разнообразие мхов, роль в природе и значение в жизни человека. Познавательные УУД: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Коммуникативные УУД: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных

 

 

  Прием «Мозговой штурм»:

1.Если посмотреть на карту полезных ископаемых разных континентов и стран, то можна определить, что залежи каменного угля сосредоточены в определенных местах. Почему не во всех регионах земного шара есть залежи ископаемого угля? О чем свидетельствует наличие каменного угля в этих регионах? Ответ аргументируйте.

2.Сотни миллионов лет тому на Земле были распространены деревянистые папоротники, а потом, как известно, большинство из них вымерли. Почему в основном вымерли деревянистые растения этого отдела? Как вы считаете, почему до наших дней не сохранились деревянистые папоротникообразные?

Ответ аргументируйте.

Прием «Биологический кросс»: продолжите предложения.

1.Папоротники, которые появились более 400 млн. лет тому, — наибольший отдел среди высших споровых растений  …

Ответ: количеством видов (около 12 тыс.).

3.Известно ли тебе, что Тасманию называют островом папоротников. Остров в основном покрыт вечнозелеными лесами, в которых преобладают папоротниковые растительные виды, из-за чего природа напоминает доисторическую.

4.Известно ли тебе, что японские исследователи выяснили, что папоротник выводит из организма радиацию.

5.Известно ли тебе, что у папоротника нет листьев, а то что мы называем листьями, на самом деле ветви с предпобегами, которые послужили прообразом будущих листьев у растений.

6.Известно ли тебе, что некоторые папоротниковидные являются растениями-паразитами, они пускают свои побеги по стволу деревьев, образуя подобие лиан.

7.Известно ли тебе, что растущий в в Новой Зеландии черный древовидный

действий и действий сверстников; Регулятивные УУД: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив; Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы.

 

 

 

  2.Папоротники умеренной зоны – многолетние травянистые растения с большими рассеченными (иногда целыми) листками, которые отходят от подземного видоизмененного побег — …

Ответ: корневища, в почве от которого отходят дополнительные корни.

3.Молодые листья папоротникообразных ….

Ответ: улиткообразно закручены.

4.На нижней стороне листковой

пластинки размещены бурые горбочки — …

Ответ: спорангии.

5.При созревании спорангии лопаются по кольцу и споры …

Ответ: рассеиваются.

6.Для оплодотворения папоротникообразным обязательно нужна …

Ответ: вода.

Прием «Мозговой штурм»:

Первые споровые растения появились около 430 млн. лет назад. Большинство из них вымерли еще 250 млн. лет до н.э. Выжили только три рода плаунообразных и один род хвощей, а

папоротник

достигает более 20 метров в высоту и имеет обхват около 50 сантиметров.

8.Известно ли тебе, что во второй половине XIX века, в Европе началась мода на папоротники, появился даже термин – «птеридомания». С тех пор растение прочно вошло в интерьер садов и стало элементом ландшафтного дизайна.

9.Известно ли тебе, что стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.

10.Известно ли тебе, что некоторые виды папоротника ядовиты. Наиболее токсичными являются представители рода Щитовник,

Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.

 

 

 

 

 

  а папоротники в современной растительности – 300 родов, что составляет около 12 тысяч видов. Подумайте, как можно обьяснить такую разницу в численности трех отделов высших споровых растений? Ответ аргументируйте.

Прием «Биологический практикум»: восстановить информацию в таблице.

Значение

папоротников

В природе В жизни

человека

 

 

 

 

из них кстати изготавливают глистогонные средства.

 

Выполняют задания согласно инструкции. Отвечают на вопросы, при затруднении – обсуждают ответ в командах.

 
6.Закрепление знаний Прием «Мозговой штурм»:

Высщие споровые растения — в основном жители суходола. В чем выражается недостаточная приспособленность мхов, плаунов, хвощей, папоротников к жизни на суше? Ответ аргументируйте.

Прием «Детектор лжи»:Ученики получают 11 утверджений и ряд с цифрами от 1 до 11.

 

Выполняют задания согласно инструкции. Отвечают на вопросы, при затруднении – обсуждают ответ в командах. Формирование регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

 

Класс делится на 3 варианты, каждый из которых получает свою тему,свой отдел высших споровых растений: первый вариант – мхи, второй – хвощи,третий — вариант — плауны, четвертый вариант — папоротники.

Ученики читают первое утверждение, если оно касается их темы, их отдела высших споровых. растений, то над цифрой 1, которая символизирует номер вопроса, они рисуют прямую линию – утверждение верное, если данный тезис не касается их темы, они рисуют над цифрой 1 пикообразную вершинку – утверждение неверное. Таким образом над рядком цифр у каждого варианта выйдет кривая линия.

Утверждения для игры:

1.Вегетативное тело — слань.

2.Вегетативное тело имеет листьестеблевое строение.

3.Имеют настоящие корни.

4.Прикрепляются к почве с помощью ризоидов.

5.Листья имеют живые и мертвые клетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  6.Растение двудомное.

7.Могут размножаться спорами.

8.Из споры развивается заросток.

9.Для оплодотворения нужна влага.

10.В жизненном цикле преобладает половое поколение.

11.В жизненном цикле преобладает не половое поколение.

Прием «Мозговой штурм»:

1.Подумайте и обьясните строение и функции сорусов папоротников.

2.Подумайте, есть ли у папоротников цветки? Ответ аргументируйте.

3.Подумайте, какие особенности отличают папоротникообразных от других высших споровых растений? Ответ аргументируйте.

 

 

   
7.Подведение итогов урока Прием «Обобщаю»: сделайте выводы согласно теме урока. Оценка работы обучающихся на уроке.

 

Выводы учеников: 1.Папоротникообразные

распространены и встречаются в самых разнообразных местах, начиная с пустынь и заканчиваются водоемами.

 

Регулятивные:

анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

Коммуникативные:

Формируют свое мнение

 

 

 

 

 

    2.Наиболее разнообразны папоротникообразные в тропических влажных лесах.

3.Папоротники имеют листья, которые в молодом возрасте спирально закручены и наростают верхушкой.Эти приплюснутые листеобразные побеги называются вайи.

4.На нижней стороне листьев папоротникообразных размещены спорангии — сорусы.

5.Оплодотворение у папоротникообразных происходит при наличии воды.

 

 
8.Сообщение домашнего задания Учитель сообщает домашнее задание:

1.проработать соответствующий параграф учебника;

2.подготовить интересные сообщения

Ученики внимательно слушают, записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по его выполнению по существу. Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.

 

На уроке по теме «Папоротники» было использовано стихотворение Константина Бальмонта. Папоротник. Стихотворение было использовано на этапе мотивации учебно-познавательной деятельности.

 

3.2 Результаты апробации методической разработки

урока с использованием стихотворений

на базе МКОУ СОШ №31 п.Восток

 

В данной части исследования было проведено тестирование школьников 6 классов до проведения эксперимента и после проведения эксперимента, направленное на выявление усвоения материала обучающимися в 6 «А» и в 6 «Б» классах. Проведение урока по биологии с использованием традиционных методов обучения, проведение урока по биологии с использованием активного метода обучения.

В работе применялись следующие методы исследования:

Теоретические – системный анализ общепедагогической, методической, психологической литературы по теме, сравнение, сопоставление.

Эмпирические – наблюдение, изучение учебной деятельности, тестирование, педагогический эксперимент.

Математические – статистическая обработка данных. Статистический анализ полученных данных. Для математического анализа данных мы применяли F-критерий Фишера, который используется для сравнения двух относительных показателей, характеризующих частоту определенного признака, имеющего два значения.

Было проведено тестирование учеников для выявления текущего уровня усвоения знаний и формирования умений, навыков по биологии. Тестовые задания были разработаны по теме: «Цветок и его строение». Тест состоял из 10 заданий. Общее время выполнения теста – 12 минут, 1-2 минуты на выполнение одного задания. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая, то есть 1 балл – правильный ответ, 0 баллов – неправильный ответ. Вопросы теста приведены в приложении А.

 

 

Оценку результатов тестирования знаний проводили в соответствии с требованиями к оцениванию ЗУН по биологии: оценка «отлично» ставится при выполнении теста на 90-100%, оценка «хорошо» выставляется при выполнении работы на 89-75%, «удовлетворительно» при выполнении на 74-50%, при выполнении работы от 49% и ниже ставится оценка «неудовлетворительно» (пятибалльная система оценки успеваемости учащихся).

Результаты выполнения заданий теста 6 «А» и 6 «Б» классов представлены в таблице 3.2. В классах по 20 учеников.

 

Таблица 3.2 – Результаты усвоения знаний на констатирующем этапе

№ учащегося 6 «А» класс 6 «Б» класс
тестовый

балл

тестовый балл, % оценка тестовый балл тестовый балл, % оценка
Учащийся 1 8 80 4 8 80 4
Учащийся 2 9 90 5 8 80 4
Учащийся 3 10 100 5 8 80 4
Учащийся 4 8 80 4 9 90 5
Учащийся 5 8 80 4 6 60 3
Учащийся 6 8 80 4 6 60 3
Учащийся 7 6 60 3 8 80 4
Учащийся 8 8 80 4 8 80 4
Учащийся 9 9 90 5 9 90 5
Учащийся 10 5 50 3 8 80 4
Учащийся 11 8 80 4 10 100 5
Учащийся 12 6 60 3 9 90 5
Учащийся 13 9 90 5 8 80 4
Учащийся 14 8 80 4 5 50 3
Учащийся 15 9 90 5 8 80 4
Учащийся 16 6 60 3 9 90 5
Учащийся 17 8 80 4 6 60 3
Учащийся 18 6 60 3 8 80 4
Учащийся 19 8 80 4 6 60 3
Учащийся 20 5 50 3 8 80 4
Среднее значение 7,6 76,0 3,95 7,75 77,5 4,0

 

Проанализировав результаты, был сделан вывод о том, что усвоения материала между классами, достоверных различий не имеет. Средний

 

 

тестовый балл в 6 «А» классе – 76%, в 6 «Б» классе – 77,5%. Средняя оценка – «4». Результаты представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Сравнение усвоения материала учащихся шестых классов до проведения эксперимента

Оценка эффективности использования произведений литературы на уроках биологии осуществлялась посредством повторного тестирования, направленного на выявление усвоения знаний после проведения эксперимента. Фотографии в приложении В на рисунках В.1 – В.4.

Тест разработан по теме «Папоротники». Тест состоял из 10 заданий, рассчитанных на учащихся шестых классов. Общее время выполнения теста – 12 минут, 1-2 минуты на выполнение одного задания. Вопросы теста приведены в приложении Б. Результаты выполнения заданий теста 6 «А» и 6 «Б» классов представлены в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Результаты усвоения знаний на контрольном этапе

№ учащегося 6 «А» класс 6 «Б» класс
тестовый балл тестовый балл, % оценка тестовый балл тестовый балл, % оценка
Учащийся 1 8 80 4 9 90 5
Учащийся 2 9 90 5 10 100 5
Учащийся 3 10 100 5 8 80 4
Учащийся 4 8 80 4 9 90 5
Учащийся 5 8 80 4 8 80 4

 

Продолжение таблицы 3.3

№ учащегося 6 «А» класс 6 «Б» класс
тестовый балл тестовый балл, % оценка тестовый балл тестовый балл, % оценка
Учащийся 6 9 90 5 7 70 3
Учащийся 7 8 80 4 9 90 5
Учащийся 8 8 80 4 8 80 4
Учащийся 9 9 90 5 9 90 5
Учащийся 10 7 70 3 8 80 4
Учащийся 11 9 90 5 10 100 5
Учащийся 12 8 80 4 9 90 5
Учащийся 13 10 100 5 8 80 4
Учащийся 14 8 80 4 7 70 3
Учащийся 15 9 90 5 9 90 5
Учащийся 16 8 80 4 9 90 5
Учащийся 17 9 90 5 8 80 4
Учащийся 18 9 90 5 8 80 4
Учащийся 19 8 80 4 8 80 4
Учащийся 20 7 70 3 9 90 5
Среднее значение 8,45 84,5 4,35 8,5 85,0 4,4

 

Проанализировав результаты, был сделан вывод о том, что усвоения материала между классами, достоверных различий не имеет. Средний тестовый балл в 6 «А» классе – 84,5%, в 6 «Б» классе – 85,0%. Средняя оценка – «4». Результаты представлены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Сравнение усвоения материала учащихся шестых классов после проведения эксперимента

Таким образом, для контроля знаний учащихся, было проведено тестирование на предмет усвоения изученного материала до и после проведения эксперимента.

До проведения эксперимента усвоения изученного материала в обоих классах находилась примерно на одном уровне. Средний тестовый балл в 6 «А» классе – 76%, в 6 «Б» классе – 77,5%. После проведения эксперимента усвоения изученного материала в шестых классах стало значительно выше, но тоже примерно на одном уровне. Средний тестовый балл в 6 «А» классе – 84,5%, в 6 «Б» классе – 85,0%. Нами была проведена математическая обработка данных, из чего следует, что гипотеза исследования о том, что использование на уроках литературных произведений способствует лучшему усвоению учебного материала, достоверна.

ГЛАВА 4 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ НА РАЗЛИЧНЫХ

ЭТАПАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

Проведенное в работе исследование показало, что на уроках биологии целесообразно использовать различные произведения искусства. Это позволит в значительной степени активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. При этом важно подчеркнуть, что выделяются два пути активизации учебно-познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Оба пути имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, способной к саморазвитию личности. Но подходы в достижении этой цели разные.

Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных предметов, посредством увеличения объема знаний, сообщаемого ученикам.

Интенсивный путь основан на субъективной, личной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения. Для педагога интенсивный путь развития познавательной активности заключается не в процессе обычной передачи знаний, но в научении самого ученика сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любопытством, любознательностью, организацией учебной деятельностью, умением добывать знания, которые так нужны современному человеку для активной жизни.

Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения [23].

Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учеником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса на уроках биологии является подбор произведений искусства и литературы, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель ориентируется, прежде всего, о создании положительно-эмоционального отношения у ребенка к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности школьников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Существуют условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса:

  • ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
  • положительный эмоциональный тонус учебного процесса [12].

Повышать познавательную активность можно с использованием различных произведений искусств и литературы. Одним из факторов, сопутствующих развитию формированию и интереса к изучению биологии, можно считать использование текстов художественных произведений в сочетании с наглядностью.

Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий. При этом исходные данные могут быть взяты как непосредственно из текста произведения, так из справочной литературы, а основные приемы работы сводятся к следующим:

  • учитель знакомит учащихся с отрывком из литературного произведения и предлагает решить составленную им задачу;
  • учащимся предлагается конкретный отрывок из произведения и тема, на которую они должны составить задачу;
  • учитель указывает художественное произведение или отрывок из него, на основе которого учащиеся составляют свои биологические задания.

Практика показала целесообразность сочетания этих приемов.

При этом следует подчеркнуть, что при выборе материалов для работы с детьми на уроках биологии нужно учитывать возраст детей, их интересы, любовь к чтению, готовность участвовать в групповой работе, исследовательских мероприятиях и пр.

Тема художественного произведения или произведения искусства должна быть актуальной для участников, социально значимой, связанной с изучаемым материалом на уроке. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой.

От того как будут поставлены вопросы к произведению или картине, во многом зависит успех предстоящего занятия. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.

Разработка сценария урока, составление технологических карт. Сценарий, как правило, включает в себя: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками); вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения урока; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.

Основные контуры замысла занятия доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения урока знать тему, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.

Важно, чтобы на таких уроках у всех детей была возможность выступить, для этого педагогу необходимо активно содействовать естественному развитию обсуждения, втягивать в активный обмен мнениями всех участников.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из важнейших проблем в современной дидактике в настоящее время является проблема выбора педагогом наиболее эффективного метода обучения. Изучив и проанализировав современную методическую, педагогическую и психологическую литературу, мы сделали вывод о том, что в школе в условиях внедрения ФГОС все больше внимания уделяется использованию активных методов обучения.

Данная работа была посвящена исследованию эффективности использования произведений искусства и литературы на уроках биологии в школе.

В ходе работы были сделаны следующие выводы.

В настоящее время исследователи говорят о существовании нескольких классификаций методов обучения, то есть системы, упорядоченной по определенным признакам. При этом следует отметить, что нельзя говорить о наличии неизменной и единственной номенклатуры методов, поскольку весь процесс обучения является достаточно подвижным. В связи с этим и система методов обучения должны обладать достаточной подвижностью, чтобы она могла воспринимать те изменения, которые имеют место в практике использования различных методов.

Общей мыслью всех ведущих педагогов является мысль о необходимости активизации познавательной деятельности учащихся. Поиски путей решения данной проблемы на сегодняшний день ведутся учеными в разных направлениях.

В школьном курсе биологии учащимся подается достаточно большой объем информации, которую они должны освоить на уровне понятий, идей и фактов. В составе познавательного интереса можно выделить следующие элементы: наличие положительных эмоций в отношении деятельности; наличие познавательной стороны данных эмоций; существование исходящих

 

от самой деятельности непосредственных мотивов. Поэтому только в том случае можно считать учебную информацию продуктивной, когда учащиеся испытывают при ее использовании определенные чувства и эмоции. Посредством эмоциональной окраски информационного материала у школьников появляется возможности испытывать к нему чувства и вырабатывать в связи с этим ответную реакцию.

Одной из эффективных методик развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии можно назвать метод использования произведений искусства и литературы: дидактических стихов, игр, картин, художественных произведений и пр.

При использовании на уроках биологии художественных произведений важно использовать определенную методику, которая позволит добиться необходимых результатов, достичь целей воспитательной работы, а также помочь учащимся максимально эффективно усвоить материал.

Включая в процесс изучения биологии различные занимательные элементы, можно избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Ребята охотно участвуют в работе с литературными материалами на уроке, сами подбирают отрывки из художественных произведений с описаниями биологических явлений. Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий.

Методически грамотное применение элементов поэзии при обучении биологии позволяет существенно повысить эффективность не только деятельности учителя, но и обучающихся. Особенно существенным эффект становится при сочетании этого средства воздействия на обучающихся с другими, доступными современному учителю биологии – натуральными, изобразительными, техническими и интерактивными средствами.

 

Для контроля знаний учащихся и дальнейшего анализа полученных результатов, мы провели тестирование на предмет усвоения изученного материала до и после проведения эксперимента.

До проведения эксперимента степень обученности учащихся в обоих
классах находилась примерно на одном уровне. После проведения эксперимента степень обученности учащихся в шестых классах стала значительно выше. Нами была проведена математическая обработка данных, из чего следует, что гипотеза исследования о том, что использование на уроках литературных произведений способствует лучшему усвоению учебного материала, достоверна.

Проведенное в работе исследование показало, что на уроках биологии целесообразно использовать различные произведения искусства. Это позволит в значительной степени активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 48 с.
  2. Алеевская Е.В. Использование элементов поэзии на уроках биологии как средство формирования личности современного школьника / Е.В. Алеевская// Актуальные проблемы естественно-технологического образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2019. – С.42-49.
  3. Андреева Н.Д. Задачный подход к формированию содержания как способ развития универсальных учебных действий при обучениибиологии в школе / Н.Д. Андреева // Сборник материалов форума с международным участием, посвященного 25-летнему юбилею кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова, 21-26 марта. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – С. 62 – 64.
  4. Анисимова Г. А. Современные информационные технологии вобучении биологии / Г. А. Анисимова. – Пенза: изд-во ПГПУ, 2016.– С. 20 –21.
  5. Арыстанова С.А.Роль игры в развитии познавательной деятельности учащихся на уроках биологии / С.А. Арыстанова, К.К. Хамитова, А.С. Аятов // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.С. Мамонтова. – 2019. – С. 202-207.
  6. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. –М.:Просвещение, 2015. – 230 с.
  7. Бубелич Г.В. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках биологии / Г.В. Бубелич// III Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: традиции и

 

современность православия. Материалы педагогических чтений. – Омск, 2013. – С.49-52.

  1. Вакулина Р.Н. Использование поэзии на уроках биологии / Р.Н. Вакулина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С.33-39.
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2016. – 288с.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: УРСС, 2015. – 182 с.
  4. Данилов М.А. Дидактика/ М.А. Данилов, Б.П. Есипов.–М.: УРСС, 2015. – 518 с.
  5. Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии // Биология в школе. – 2009. – № 3. – С. 30 – 31.
  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическоеобучение /Ю.Н. Емельянов. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 176 с.
  7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии / Т.И. Жукова. – М.: Академия, 2016. – 129с .
  8. Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Академия, 2018. – 315с.
  9. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения/Л.В. Занков. – М.: Академия, 2019. – 292 с.
  10. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе/ Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2018.– 190 с.
  11. Кузнецова Т.В. Использование методов проведения научных исследований при обучении на уроках биологии / Т.В. Кузнецова // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Саратовского университета и 25-летию Воронинского

 

государственного природного заповедника. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2019. – С.302-304.

  1. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения/ И. Я Лернер. – М.: УРСС, 2016. – 186 с.
  2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросытеории / М. И. Махмутов. – М.: УРСС, 2015. –319 с.
  3. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье. Кн. Для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 2015. – 192с.
  4. Непоклонова Г.В.Активные методы обучения – залог успеха в обучении / Г.В. Непоклонова, Е.А. Непоклонова // Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам II  международной научно-практической конференции. – М., 2019. – С.50-51.
  5. Николаенко Т.Б. Использование художественной литературы на уроках географии и биологии / Т.Б. Николаева // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2018. – № 3. – С.34-36.
  6. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян, В.И. Паламарчук. – М.: Академия, 2015. – 208с.
  7. Павлов И.И. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики / И.И. Павлов, А.В. Яковлева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64). – С.156-160.
  8. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – M.:Владос, 2018. – 464с.

 

 

 

  1. Поляков В.А. Межпредметная экология. Пособие для преподавателей / В.А. Полякова. – Краснодар: Краснодарский эколого-биологический центр, 2015. – 201с.
  2. Роберт И.В. Информационные технологии внауке и образовании / И.В.Роберт, П.И. Самойленко. – М: Школа-Пресс, 2016. – 210 с.
  3. Русских Г.А. Дидактические основы моделированиясовременного учебного занятия / Г.А. Русских. – М.: Академия, 2015. – 265 с.
  4. Скоробогатова Л.И. Использование приемов межпредметной интеграции на уроках биологии / Л.И. Скоробогатова // Современный учитель дисциплин естественно-научного цикла. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ишим, 2017. – С.204-206.
  5. Современный философский словарь. – М.: Деловая книга, 2015. – 824с.
  6. Усмонов А.А. Современные методы обучения биологии / А.А. Усмонов// Теория и практика современной науки. – 2020. – № 4 (58). – С.171-174.
  7. Устиловская А.А. Метапредмет «Задача» / А.А. Устиловская. – М.: Пушкинский институт, 2016. – 261с.
  8. Феденко Л. Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Л. Феденко // Вестник образования. – 2012. – № 2. – С.23-28.
  9. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности/Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М.: Авторский Клуб, 2015. – 321 с.
  10. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.:Питер, 2015. – 314с.
  11. Шигаева И.А.Художественные произведения на уроках литературы и биологии как одна из возможностей воспитания.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф