3.2. Результаты коррекционной работы
По окончании формирующего этапа эксперимента мы провели исследование. Данные, полученные в первой серии эксперимента в исследуемой группе, отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Показатели уровня коммуникативных способностей в группе на контрольном этапе эксперимента
№ | Код испытуемого | Оценка | Уровень коммуникативных способностей |
1 | Анна Р. | 5 | Очень высокий |
2 | Марина Н. | 4 | Высокий |
3 | Паша К. | 4 | Высокий |
4 | Вася О. | 3 | Средний |
5 | Витя П. | 3 | Средний |
6 | Вика А. | 4 | Высокий |
7 | Оля М. | 5 | Очень высокий |
8 | Маша О. | 3 | Средний |
9 | Света В. | 4 | Высокий |
10 | Гоша Б. | 4 | Высокий |
11 | Галя Б. | 2 | Ниже среднего |
12 | Глеб Д. | 3 | Средний |
13 | Алина В. | 4 | Высокий |
14 | Коля П. | 3 | Средний |
15 | Таня К. | 3 | Средний |
16 | Полина Р. | 3 | Средний |
17 | Катя Я. | 5 | Очень высокий |
18 | Гриша С. | 4 | Высокий |
19 | Данил А. | 5 | Очень высокий |
20 | Наташа Ж. | 2 | Ниже среднего |
21 | Ирина Р. | 5 | Очень высокий |
22 | Вера Н. | 4 | Высокий |
23 | Вадим Ж. | 4 | Высокий |
24 | Дима О. | 3 | Средний |
25 | Олег П. | 3 | Средний |
26 | Алена А. | 4 | Высокий |
27 | Кристина М. | 5 | Очень высокий |
28 | Дина О. | 3 | Средний |
29 | Тамара В. | 4 | Высокий |
30 | Вова Б. | 4 | Высокий |
31 | Женя Б. | 2 | Ниже среднего |
32 | Ринат Д. | 3 | Средний |
33 | Арина В. | 4 | Высокий |
34 | Миша П. | 3 | Средний |
35 | Лена К. | 3 | Средний |
36 | Люба Р. | 3 | Средний |
37 | Лариса Я. | 5 | Очень высокий |
38 | Сеня С. | 4 | Высокий |
39 | Илья А. | 5 | Очень высокий |
40 | Диана Ж. | 2 | Ниже среднего |
Таким образом, при изучении коммуникативных способностей в группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий: отсутствует; ниже среднего: 4 чел. (10 %); средний: 14 чел. (35 %); высокий: 14 чел. (35 %); очень высокий: 8 чел. (20 %).
Наглядно данные исследования изучения коммуникативных способностей в группе после проведения коррекционной программы представлены на рисунке 3.1.
В процессе выполнения экспериментальных заданий по методике Р. Жиля было выявлены следующие результаты: для большинства детей в межличностном взаимодействии все так же наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 30 % — средний уровень. Средний уровень отношений у подростков изменился, если ранее это были бабушки и дедушки, то после формирующего эксперимента 28% — результат межличностных отношений с матерью и отцом. А вот показатель отношения к бабушкам и дедушка у подростков низкий – 25%. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношения подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил – 20%.
Анализируя личностные особенности подростков, можно сказать следующее: уровень любознательности детей так же высокий – 70%; показатель доминантности составляет 45%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 80%; уровень социальной адекватности поведения снизился, после формирующего эксперимента– 40% ; показатель закрытости ниже среднего – 10%.
Данные, полученные в третьей серии контрольного эксперимента, в результате проведенного социометрического теста в группе детей подросткового возраста позволили сделать следующие выводы:
1. Статусные категории каждого ребенка в группе распределились следующим образом:
- лидеры: 6 человека (15%),
- предпочитаемые: 26 человек (65 %),
- пренебрегаемые: 4 человек (10 %),
- отверженные: 4 человека (10 %).
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в группе подростков, после проведенной коррекционно-развивающей работы, всего 20 % детей имеют неблагоприятный статус и 80 % принадлежат к благоприятным статусным группам.
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 3.2.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как очень высокий, так как большинство детей группы (80 %) оказались в благоприятных (1 и 2) статусных категориях.
Кроме того, на карте групповой дифференциации отчетливо прослеживается преимущество положительного характера межличностных связей внутри группы, преобладающего над негативными выборами детей, моменты «неразделенной любви» все еще присутствуют, но в уже в меньшем количестве.
2. Индекс изолированности (ИИ) = 10 %.
Таким образом, после проведенной коррекционно-развивающей работы, исследуемую группу подростков можно считать благополучной.
С целью сравнения полученных в ходе исследования результатов, нами составлена сводная таблица 3.2.
Таблица 3.2. Сравнение уровней коммуникативных способностей на разных этапах эксперимента
Уровни коммуникативных способностей | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
Очень высокий | 3 | 15% | 4 | 20% |
Высокий | 3 | 15% | 7 | 35% |
Средний | 10 | 50% | 7 | 35% |
Ниже среднего | 3 | 15% | 2 | 10% |
Низкий | 1 | 5% | 0 | 0% |
Сравнивая показатели на рисунке 3.3 , полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что в группе подростков на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества учащихся со средним и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей.
Из данной таблицы видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на контрольном этапе эксперимента является высокий и средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня коммуникативных способностей повысился на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий уровень коммуникативных способностей.
Таким образом, исследование коммуникативных способностей на контрольном этапе выявило следующее:
- количество учащихся, имеющих низкий уровень коммуникативных способностей, полностью сократилось после проведения коррекционно-развивающей программы;
- количество учащихся, имеющих средний уровень, уменьшился, однако такой показатель получен за счет того, что четверо учеников перешли на высокий уровень коммуникативных способностей, а один ученик перешел с ниже среднего на средний уровень;
- количество учащихся, имеющих высокий уровень, увеличилось на 20 % за счет того, что трое учеников перешли со среднего уровня на высокий.
- количество учащихся, имеющих очень высокий уровень, увеличилось на одного человека.
Рисунок 3.4. наглядно демонстрирует соотношение показателей уровней коммуникативных способностей в группе на разных этапах исследования (контрольном и констатирующем).
Сравнивая показатели социометрического теста, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в исследуемой группе, можно сделать следующие выводы:
- на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, принадлежащих к благоприятной группе («лидеры» и «предпочитаемые»), за счет перехода пяти учащихся из группы «пренебрегаемые» в группу «предпочитаемые».
- полностью сократилось количество учащихся, принадлежащих к группе «отверженные»,
- уменьшилось на одного человека количество учащихся, принадлежащих к группе «пренебрегаемые».
На рисунке 3.5. виден рост группы «предпочитаемые» за счет снижения количества учащихся, принадлежащих к группам «пренебрегаемые» и «отверженные».
Кроме того, следует отметить рост показателей статуса каждого учащегося, кроме учащегося под номером 19, перешедшего из группы «лидеры» в группу «предпочитаемые».
Изменения в статусах учащихся после проведения коррекционно-развивающей программы отображены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Сравнение статусов испытуемых на разных этапах эксперимента
№ | Код испытуемого | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Статус | Статус | ||
1 | Анна Р. | 0.26 | 0.53 |
2 | Марина Н. | 0 | 0.1 |
3 | Паша К. | 0.21 | 0.2 |
4 | Вася О. | -0.1 | 0 |
5 | Витя П. | -0.16 | -0.1 |
6 | Вика А. | 0.16 | 0.16 |
7 | Оля М. | 0.21 | 0.26 |
8 | Маша О. | 0.21 | 0.37 |
9 | Света В. | -0.05 | 0.05 |
10 | Гоша Б. | 0.32 | 0.47 |
11 | Галя Б. | -0.5 | -0.3 |
12 | Глеб Д. | 0.16 | 0.16 |
13 | Алина В. | 0.21 | 0.16 |
14 | Коля П. | 0.16 | 0.16 |
15 | Таня К. | -0.16 | 0.05 |
16 | Полина Р. | 2.2 | 0.1 |
17 | Катя Я. | 0.16 | 0.2 |
18 | Гриша С. | 0.16 | 0.16 |
19 | Данил А. | 0.26 | 0.26 |
20 | Наташа Ж. | -0.4 | -0.2 |
21 | Ирина Р. | 0.26 | 0.53 |
22 | Вера Н. | 0 | 0.1 |
23 | Вадим Ж. | 0.21 | 0.2 |
24 | Дима О. | -0.1 | 0 |
25 | Олег П. | -0.16 | -0.1 |
26 | Алена А. | 0.16 | 0.16 |
27 | Кристина М. | 0.21 | 0.26 |
28 | Дина О. | 0.21 | 0.37 |
29 | Тамара В. | -0.05 | 0.05 |
30 | Вова Б. | 0.32 | 0.47 |
31 | Женя Б. | -0.5 | -0.3 |
32 | Ринат Д. | 0.16 | 0.16 |
33 | Арина В. | 0.21 | 0.16 |
34 | Миша П. | 0.16 | 0.16 |
35 | Лена К. | -0.16 | 0.05 |
36 | Люба Р. | 2.2 | 0.1 |
37 | Лариса Я. | 0.16 | 0.2 |
38 | Сеня С. | 0.16 | 0.16 |
39 | Илья А. | 0.26 | 0.26 |
40 | Диана Ж. | -0.4 | -0.2 |
Сравнивая показатели уровня благополучия взаимоотношений (УБВ), а также показатели индекса изолированности (ИИ) в исследуемой группе до и после проведенной коррекционно-развивающей работы, можно говорить о значительном улучшении психологического климата в системе межличностных отношений подростков, о росте удовлетворенности детей в общении и признании сверстниками.
Данные повторной социометрической процедуры позволяют сделать следующие выводы:
- Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), приближавшийся к среднему значению на констатирующем этапе эксперимента, после проведения коррекционно-развивающей работы, увеличился на 20%;
- Индекс изолированности напротив уменьшился на 5 % по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента.
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 3.6.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- Статусное положение подростка в группе в целом тем ниже, чем ниже уровень его коммуникативных способностей;
- Коррекционно-развивающая работа по устранению проблем межличностного общения в среде подростков оказывает благоприятное воздействие на психологический климат в коллективе, увеличивая уровень коммуникативных способностей и улучшая статусное положение учащихся.
Таблица 3.4. демонстрирует изменения в статусах и коммуникативных способностях испытуемых, произошедшие после проведения коррекционно-развивающей работы
Таблица 3.4. Сравнение коммуникативных способностей и статусов испытуемых на разных этапах эксперимента
№ | Код ученика | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Уровень коммуникативных способностей | Статус | Уровень коммуникативных способностей | Статус | ||
1 | Анна Р. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.53 |
2 | Марина Н. | 3 (средний) | 0 | 4 (высокий) | 0.1 |
3 | Паша К. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.2 |
4 | Вася О. | 3 (средний) | -0.1 | 3 (средний) | 0 |
5 | Витя П. | 2 (ниже среднего) | -0.16 | 3 (средний) | -0.1 |
6 | Вика А. | 3 (средний) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
7 | Оля М. | 5 (очень высокий) | 0.21 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
8 | Маша О. | 3 (средний) | 0.21 | 3 (средний) | 0.37 |
9 | Света В. | 2 (ниже среднего) | -0.05 | 4 (высокий) | 0.05 |
10 | Гоша Б. | 4 (высокий) | 0.32 | 4 (высокий) | 0.47 |
11 | Галя Б. | 2 (ниже среднего) | -0.5 | 2 (ниже среднего) | -0.3 |
12 | Глеб Д. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
13 | Алина В. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.16 |
14 | Коля П. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
15 | Таня К. | 3 (средний) | -0.16 | 3 (средний) | 0.05 |
16 | Полина Р. | 3 (средний) | 2.2 | 3 (средний) | 0.1 |
17 | Катя Я. | 4 (высокий) | 0.16 | 5 (очень высокий) | 0.2 |
18 | Гриша С. | 4 (высокий) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
19 | Данил А. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
20 | Наташа Ж. | 1 (низкий) | -0.4 | 2 (ниже среднего) | -0.2 |
21 | Ирина Р. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.53 |
22 | Вера Н. | 3 (средний) | 0 | 4 (высокий) | 0.1 |
23 | Вадим Ж. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.2 |
24 | Дима О. | 3 (средний) | -0.1 | 3 (средний) | 0 |
25 | Олег П. | 2 (ниже среднего) | -0.16 | 3 (средний) | -0.1 |
26 | Алена А. | 3 (средний) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
27 | Кристина М. | 5 (очень высокий) | 0.21 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
28 | Дина О. | 3 (средний) | 0.21 | 3 (средний) | 0.37 |
29 | Тамара В. | 2 (ниже среднего) | -0.05 | 4 (высокий) | 0.05 |
30 | Вова Б. | 4 (высокий) | 0.32 | 4 (высокий) | 0.47 |
31 | Женя Б. | 2 (ниже среднего) | -0.5 | 2 (ниже среднего) | -0.3 |
32 | Ринат Д. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
33 | Арина В. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.16 |
34 | Миша П. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
35 | Лена К. | 3 (средний) | -0.16 | 3 (средний) | 0.05 |
36 | Люба Р. | 3 (средний) | 2.2 | 3 (средний) | 0.1 |
37 | Лариса Я. | 4 (высокий) | 0.16 | 5 (очень высокий) | 0.2 |
38 | Сеня С. | 4 (высокий) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
39 | Илья А. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
40 | Диана Ж. | 1 (низкий) | -0.4 | 2 (ниже среднего) | -0.2 |
Значительный рост показателей уровня благополучия взаимоотношений, а также снижение показателя индекса изолированности в исследуемой группе до и после проведенной коррекционно-развивающей работы говорят о значительном улучшении психологического климата в системе межличностных отношений подростков, о росте удовлетворенности детей в общении и признании сверстниками. Об улучшении психологического климата также говорит рост симпатий в группе и уменьшение антипатий.
Для сопоставления результатов между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе, с целью оценки достоверности взаимосвязи между ними мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. (При р ≤ 0,01)
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе.
Поскольку в обеих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
Та = ∑(a3 — a) / 12
Тb = ∑(b3 — b) / 12
где a – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в первом ряду а присутствуют две группы одинаковых рангов, следовательно а = 2.
Та = ∑(8 — 2) / 12 = 0,5
Во втором ряду b присутствует 1 группа одинаковых рангов, при этом b=1
Тb = ∑(1 — 1) / 12 = 0
Для расчета эмпирического значения rs: используем формулу
Корреляция между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе статистически значима (р £ 0,05) и является положительной, т.е. межличностные отношения в коллективе влияют на психологический климат в группе, затрудненное общение в подростковом возрасте возникает из-за недостаточно развитых коммуникативных навыков, что подтверждает нашу гипотезу.
Таким образом, можно сделать выводы:
Проведенная коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей детей и улучшение психологического климата в коллективе подростков, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней.
Результаты полученных данных исследования показали, что при развитии коммуникативных способностей и устранении причин, вызывающих негативные качества личности, среди подростков снижается уровень межличностных проблем, о чем свидетельствует рост уровня благополучия взаимоотношений и снижение индекса изолированности, что подтвердило вывод о том, что их причинами могут выступать коммуникативные способности и личностные особенности детей.
Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков средствами педагогики и психологии, что свидетельствует о достижении цели исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – это деятельность, в процессе которой происходит взаимодействие людей, развивается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения участвующих в общении людей по отношению друг к другу. Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей. Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять. Пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.
Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.
Практическая работа по теме показала, что в группе, где проводилось исследование, для формирования оптимальных межличностных отношений между учащимися необходимо создать благоприятные условия.
Полученные данные позволили нам разработать программа психологической помощи подросткам по развитию у них коммуникативных навыков, профилактике и преодолению трудностей.
Вывод из нашей работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.
Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др.
Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.
Корреляция между межличностными отношениями в группе и психологическим климатом в группе статистически значима (р ≤ 0,05) и является положительной, т.е. межличностные отношения в коллективе влияют на психологический климат в группе, затрудненное общение в подростковом возрасте возникает из-за недостаточно развитых коммуникативных навыков, что подтверждает нашу гипотезу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ануфриев, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. [Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2008. – 272 с.
- Бейсова, В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе [Текст]/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283 с.
- Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. [Текст] / Г.Э. Бреслав– СПб.: Речь, 2007.-144 с.
- Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков – М.: Педагогическое общество России. 2002. – 160 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В б-ти т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика. Т. 1.1982.487с. Т.2.1982. 504с. Т. 3.1983. 367с.
- Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике. Учебное пособие [Текст] / Н. С. Глуханюк; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2003. С. 258
- Годфруа, Ж. Что такое психология. [Текст] / Ж. Годфруа — М.: МИР, 1992. – 376 с.
- Жадько, Е.Г., Практикум для детского психолога. [Текст]/ Е.Г. Жадько, Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
- Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко– СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.
- Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.
- Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под. ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
- Клее, М. Психология подростка [Текст]. /М. Клее — М.: Педагогика, 1991.-Пер.изд.:Бельгия,2009. – 176 с.
- Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин– М.: Издательство «Просвещение», 2010. – 316с.
- Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения [Текст]/ М.И. Кондаков — М Педагогика, 2011. С. 125-236
- Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]/ Г.М. Коджаспирова– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
- Лабунская, В. А., проф. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007, с. 25-36
- Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]. / А.Г. Лидерск– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения. [Текст]/ А.А. Леонтьев– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2008. – 251 с.
- Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей [Текст] / А.Е. Личко. -2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. — 416 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина, — М, 2013. — 144 с.
- Лебедева, Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст]/ Л.Д. Лебедева – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Мардахаев, В.Н. Словарь по социальной педагогике [Текст]. / В.Н. Мардахаев – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик // Под.ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
- Мир детства: Подросток [Текст] / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]. / В.С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 157 с.
- Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия – [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. с. 36-78
- Мясищев, В.Н. Психология отношений. [Текст] / А.В. Мясищев // Под.ред. А.А. Бодалева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 368 с.
- Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // В 3 кн. – Кн.2: Психология образования. — М.: Просвещение, 1997. с. 56-89
- Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // В 3 кн. – Кн.3.: — М.: Просвещение.2010. с. 45-74
- Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком [Текст] / Е.Л. Набойкина –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
- Основы коррекционной педагогики [Текст] / сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева // Под.ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
- Обозов, Н. Н. Психологическая культура отношений: Метод. пособие. [Текст] / Н.Н. Обозов — СПб.:МАПН, 2011. С 45-58
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова– М.: ТЦ «Сфера», 2001. с. 136-147
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 147-159
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст]/ Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.Г. Королева, О.М. Пяткова; под общей ред. М.Р. Битяновой– СПб.: Питер, 2005. С. 69-104
- Попова, Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии [Текст] / В.Н. Попов – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
- Психология [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан // Под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.
- Психологические тесты [Текст] / Под.ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Просвещение, 2008, с 126-146
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 89-106
- Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст]/ Е.В. Руденский – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2009. – 224 с.
- Соснин, В.А. Социальная психология [Текст] /В.А. Соснин– М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. – 336 с.
- Социальная психология [Текст] / Сост. А.Н Сухов, В.Н. Казанцев и др.: Под.ред. А.Н. Сухова, А.А. Дернача. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 600 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст] /Т.Шибутани – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2009. с. 56-67
- Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. [Текст] / Н.И. Шевандрин М.: Владос, 1998. 511 с.
- Фалунина, Е.В. Математические методы обработки данных. Психолого-педагогического исследования в образовании. Монография. [Текст] / Е.В. Фалунина – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ» 2007.- 151 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. [Текст] /Д.И. Фельштейн // Вопр. психологии — 1998.- № 7. С. 23-25.
- Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка. [Текст] /Д.И. Фельштейн- М.: Педагогика, 1988. 114 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения.[Текст]/ М.: Новая школа, 1997.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин— М. Просвещение, 1989.с. 56-67
- Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка. [Текст] / Д.В. Ярцев // Вопр. психологии — 1999.- № 6. С. 54-58.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф