Меню Услуги

Налог на доходы физических лиц

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • Раздел 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
  • 1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
  • 1.2. Развитие и история возникновения подоходного налогообложения
  • Раздел 2. Порядок исчисления, удержания и расчета налога на доходы физических лиц
  • 2.1.Порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц, отражение в бухгалтерском учете
  • 2.2. Бухгалтерская и налоговая отчетность по налогам на доходы физических лиц
  • Раздел 3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
  • 3.1. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ до 2018 года
  • 3.2. Вопросы оптимизации механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
  • Заключение
  • Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы исследования механизма исчисления и перспектив развития налогообложения доходов физических лиц представляют практический интерес в государственном регулировании экономики, т.к. они являются одним из основных источников формирования финансовых ресурсов государства, а также оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние граждан. Данные анализа и планирования налогообложения доходов физических лиц дают достоверную информацию для управления, совершенствования, преобразования налогообложения доходов физических лиц, объективных выводов, принятия соответствующих управленческих решений.

Так же необходимо понимать, что налоги на доходы физических лиц являются наиболее широко распространенными в обществе по количеству граждан их уплачивающих, поэтому необходимо постоянно держать на виду процесс совершенствования налогообложения доходов граждан.

Развитие и совершенствование, простота в исчислении и быстрота в уплате, налогов на доходы физических лиц, вот главные цели, к которым необходимо стремится. Ведь механизм налогообложение доход физических лиц – это индикатор социально – экономического, и в частности фискального уровня развития общества. Чем проще, понятней и прозрачней механизм налогообложения доходов граждан, тем больше поступлений в государственный бюджет по этой категории налогов.

В условиях рыночных отношений налогообложение доходов физических лиц является одним из важнейших экономических регуляторов органов местного самоуправления. От того, насколько правильно, прозрачно и эффективно построена система взимания налогов с доходов физических лиц, зависит эффективное функционирование местного бюджета в частности, и всего государства в целом. Именно налогообложение доходов физических лиц на сегодняшний день, оказалось, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах налогового реформирования, равно как и острой критики на местном уровне.

Экономически оправданных предложений требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, ступор реального сектора, резкая дифференциация в доходах. Меняются ставки налога, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по исчислению и уплате налогов с доходов физических лиц. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. Всё вышеперечисленное подчеркивает актуальность темы выпускной квалификационной работе.

Налогообложение доходов физических лиц, носящее справедливый характер, должно быть четко сформулировано и понятно многочисленным налогоплательщикам.

Цель дипломной работы заключается в оценке особенности налогообложения доходов физических лиц в РФ.

Предметом выпускной квалификационной работы является совокупность теоретических и практических аспектов экономического содержания и механизма функционирования налога на доходы физических лиц.

В процессе работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотрение теоретических основ налога на доходы физических лиц;
  • порядок исчисления, уплаты и бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам на доходы физических лиц.
  • вопросы оптимизации механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первом разделе выпускной квалификационной работы рассматривается экономическая сущность налога на доходы физических лиц, налоговые вычеты и порядок их применения в РФ. Также в этом разделе рассматривается развитие и история подоходного налогообложения.

Во втором разделе нами анализируется порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц, бухгалтерская и налоговая отчетность по налогу на доходы физических лиц

В третьем разделе исследуются вопросы совершенствования налога на доходы физических лиц и вопросы совершенствования исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

 

Раздел 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц.

1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц.

 

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого их них определяется экономической и правовой системой страны.

Налоги, как основной элемент доходов бюджета, обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Однако их нельзя сводить только к денежным отношениям.

Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения валового внутреннего
продукта с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение:

«Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Сущность налога на доходы физических лиц со стороны экономики характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств, в распоряжение государства.

С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж, поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов выражается в их функциях. Общепризнанными являются две налоговые функции: фискальная и регулирующая. Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые потребности. А посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

Налог на доходы физических лиц — важная составная часть налоговой системы РФ. С его помощью государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике.

В налогообложении доходов населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • всеобщность и соразмерность охвата налогами;
  • однократность налогообложения;
  • определенность налога.

Поступление налога на доходы физических лиц находится в прямой зависимости от ситуации, сложившейся в экономике страны, особенно на рынке труда.

Изменение поступлений может быть непосредственно связано с масштабами полного или частичного высвобождения наемных работников в связи с вынужденными остановками производства, с одной стороны, и формированием сословия предпринимателей, многие из которых стремятся скрыть свои доходы от налоговых органов, – с другой, а также вследствие задержек в выплате заработной платы.

Значимость налога на доходы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, это личный налог, то есть налог, объект которого – доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливают реальные налоги – на землю, на имущество и т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан.

Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения физических лиц – всеобщность и равномерность налогового бремени.

Все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, о налогообложении которых будет сказано ниже) платят теперь налог на доходы физических лиц по твердо, фиксированным ставкам-13%, 9% или 15%, 30% и 35% в зависимости от источников получения дохода.

Таким образом, значимость налога на доходы физических лиц заключается еще и в том, что сегодня это – «живые» деньги, стабильно и возрастающее поступающие в доход государства.

Основные принципы обложения подоходным налогом физических лиц для большинства развитых стран едины, хотя наблюдаются некоторые отличия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей, в технике взимания налогов, в правилах применения налоговых льгот и т.д. Так. Определения понятия «налоговая база», т.е. база обложения подоходными налогами, во многих странах почти не отличаются.

В состав налогооблагаемого дохода включаются плата за труд, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, рента, проценты, дивиденды, роялти и другие виды доходов от инвестиций.

Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года, или другого периода, равного 12 месяцам.

В одних случаях подоходный налог берется с фактического дохода налогоплательщика, полученного или накопленного в течение года, в других – с оценочной суммы ожидаемого дохода, подсчитанного на базе полученного в предыдущие годы.

Такая разница в технике взимания налогов присуща не только разным странам, но может наблюдаться в рамках налоговой системы одной страны. Например, по-разному облагаются налогом доходы мелких фермеров, рабочих и служащих.

Подсчет причитающихся налогов за конкретный период начинается с вычета предусмотренных налоговым законодательством скидок из суммы облагаемого дохода.

Общим для всех развитых стран является и понятие необлагаемого минимума, под которым подразумевается основная, или базисная, скидка, устанавливаемая для всех налогоплательщиков. Дополнительные скидки предоставляются супругам и лицам, имеющим на иждивении детей. Широко распространены и другие налоговые скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели. Например, освобождены от обложения проценты, уплаченные по страхованию жизни и т.д. С оставшейся части облагаемого дохода (в некоторых странах, например, в США, она называется скорректированным облагаемым доходом) подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. При этом доход разбивается на части, для каждой из которых предусматривается определенная ставка по возрастающей шкале. В отдельных странах прогрессия обложения постепенная, плавная за счет деления дохода на много частей. Например, в США в 1975 г. действовала шкала с 25 различными группами обложения, при этом доходы облагались по ставкам от 14 до 70%. В ходе реформ 80-х годов число групп сократилось до двух. В ряде стран, наоборот, в этих шкалах переход в ставках обложения от одной группы к другой более резкий, скачкообразный.

Почти для всех стран, за некоторыми исключениями, общим является сокращение числа групп доходов, облагаемых по разным ставкам. т.е. происходит уменьшение «ступенчатости» шкалы обложения. Кроме того, в большинстве развитых стран (Великобритании, Канаде, Италии, Германии и т.д.) в 80-е годы в ходе налоговых реформ по примеру США было законодательно проведено снижение максимальных ставок обложения подоходным налогом и его прогрессии.

Основные различия при исчислении подоходного налога с населения в развитых странах заключаются в определении:

  • объема и состава дохода, подлежащего налогообложению;
  • понятия «единицы налогообложения» (облагается ли доход каждого члена семьи раздельно или применяется налогообложение единого дохода семьи);
  • состава и характера налоговых льгот при подсчете величины облагаемого дохода или окончательных налоговых обязательств;
  • шкалы обложения;

Указывая на различия в подходах к определению видов доходов, включаемых или не включаемых в базу подоходного обложения, важно отметить следующий принципиальный момент: налоговые льготы в одних странах могут предоставляться в форме налоговых скидок или налоговых кредитов, а в других их отсутствие может быть компенсировано не включением в облагаемых доход тех или иных видов поступлений.

Таким образом, освобождение от налогообложение какого-либо вида доходов может быть непосредственно оговорено в налоговом законодательстве и не обязательно должно принимать форму налоговой скидки.

В связи с этим законодательства многих стран могут отличаться лишь подходами к тому. Включать ли данный вид дохода в базу обложения подоходным налогом с населения или нет.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В состав облагаемого дохода обычно входят:

  • Основная плата за труд рабочих и служащих;
  • Дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения сверх основной заработной платы. Учитываются не только разные формы выплат, но и льготы, предоставляемые в иной форме – товарно-материальной, в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами и др.;
  • Доходы от предпринимательской деятельности (фермерство, малый бизнес, мелкая торговля и т.д.). При этом действует ряд льгот. Особенно распространена во многих странах практика предоставления налогоплательщику права вычета из облагаемого дохода всех производственных издержек;
  • Дивиденды, проценты по счетам в банках, проценты по государственным бумагам и другим долговым инструментам. Следует отметить, что в ряде стран применяются особые правила. Например, в Финляндии и в Греции из обложения исключаются проценты по банковским счетам, а в Австралии, Финляндии и Турции – по государственным ценным бумагам;
  • Взносы по страхованию жизни. В большинстве стран они исключаются из обложения в форме налоговой скидки на сумму платежа. Однако в Дании, Японии и Испании платежи налогоплательщика по страхованию жизни облагаются налогом;
  • Доходы, получаемые от коммерческого использования недвижимой собственности (сдача в аренду и т.д.)
  • Условные доходы от владения домом, в котором проживает налогоплательщик и его семья. Этот вид доходов облагается налогом в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Новой Зеландии, Португалии, Испании, Швейцарии и исключается из обложения в Австралии, Австрии, Канаде, Франции, Германии, Ирландии, Японии, США, Турции, Великобритании;
  • Алименты, выплачиваемые на содержание детей (включаются в базу обложение лица, их получающего). Но в Австралии, Австрии, Германии, Японии, Новой Зеландии, Турции, Швейцарии алименты не включаются в базу обложения;
  • Единовременные выплаты, пособия. В Канаде, Финляндии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Великобритании и во многих случаях в Австралии эти виды дохода исключены;
  • Пенсии. Они облагаются налогом во всех странах ОЭСР, за исключением Турции;
  • Выплаты по безработице. В Австрии, Ирландии, Японии, Португалии, Испании и Турции они не облагаются налогом;
  • Однако наблюдается тенденция к все более широкому распространению практики их включения в облагаемый доход;
  • Выплаты по болезни. В странах Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, США, Франция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания – облагаются налогом;
  • Не облагаются в Канаде, Германии, Японии, Ирландии, Новой Зеландии, Португалии, Испании и Турции;
  • Семейные выплаты и льготы. Эти виды доходов облагаются налогом в Канаде и Испании.

Подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог) появился сравнительно недавно. Он получил распространение в связи с развитием форм бизнесы, основанных на принципе ограниченной ответственности – в отличие от принципа полной ответственности, при котором всякое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, отвечает за возникающие долги и по обязательствам, не только вложенным в не капиталом, но и всем своим состоянием (включая собственность членов семья, если она не выделена из общего семейного имущества).

Корпорационный налог взимается с чистой прибыли компании. Системы налогообложения прибыли определяется подходом к решению вопроса о сокращении так называемого экономического двойного налогообложения, т.е. одновременного обложения прибыли на уровне компании и на уровне акционеров, получающих дивиденды. Прибыль компаний может состоять из двух частей: нераспределенной и распределенной.

В зависимости от подхода к обложению этих компонентов прибыли системы налогообложения подразделяются на следующие виды:

  • Классическая система, не предусматривающая ослабления экономического двойного налогообложения. Распределяемая прибыль компании облагается корпорационным и личным подоходным налогами. На протяжении многих лет эта система действует в США,
  • Люксембурге, Нидерландах, Бельгии, Швеции и Швейцарии;
  • Система уменьшения обложения прибыли на уровне компании может функционировать в двух вариантах:
  • На основе разных ставок, при этом распределяемая прибыль облагается налогом по более низкой ставке. Эта система используется в Австрии, Германии, Японии и Португалии;
  • На основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли. Система действует в Финляндии, Исландии, Испании и Швеции.
  • Система уменьшения обложения прибыли на уровне акционеров.

Выделяются два способа снижения налогообложения доходов в виде дивидендов:

  • Налоговый кредит, или система зачета (импутационная система), предусматривающая частичный зачет налога, уплаченного компанией в отношении распределяемой прибыли, при налогообложении акционеров. Данная система используется во Франции, Ирландии и Великобритании.
  • Частичное освобождение от налога дивидендов независимо от того. Был ли удержан корпорационный налог с распределяемой прибылью или нет. Эта система действует в Австрии, Канаде, Дании и Японии.
  • Система полного освобождения от налога распределяемой прибыли. Она может быть организована на уровне:
  • Компании (Греция и Норвегия);
  • Акционеров (Австралия, Дания, Финляндия, Германия, Италия)

Налог на прибыль компании взимается, как правило, по пропорциональным ставкам (35-50% на не распределяемую прибыль), облагается чистая прибыль компаний, остающаяся после вычета из валовой выручки всех издержек производства, убытков, процентов по задолженностям, представительских расходов, затрат на рекламу, налогов, административно-управленческих расходов и т.п.

Корпорационный налог применяется в основном в отношении коммерческой деятельности, осуществляемой юридическим лицом. Для «попадания» в сферу действия корпорационного налога необходимо два условия. Первое заключается в осуществлении коммерческой деятельности, второе – в наличии юридического лица. Законами большинства стран предусмотрено, что юридическое лицо может быть создано не менее чем двумя лицами, объединяющими свои средства и имущество на основе принципа ограниченной ответственности.

По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями в России крайне низка доля индивидуального подоходного налога – около 8-10% против 25-40% в странах с развитой рыночной экономикой.

И это происходит несмотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя ставка – 12%; верхняя – около 1/3 дохода). Первая причина этого – низкий и к тому же еще более снизившийся за 1992-1998 гг. уровень жизни основной массы населения.

Так, при использовании при сопоставительских расчетах паритета покупательной способности валют средняя заработная плата в США в 1994 г. превышала среднюю заработную плату в России более чем в 6 раз, а в 1998 г. – уже более чем в 8 раз.

Если же в сопоставительских расчетах использовать официальный валютный курс, то превышение средней заработной платы в США над средней заработной платой в России увеличивается в 3-5 раз, поскольку валютный курс всегда заметно недооценивает цены товаров и услуг развивающихся стран, к тому же находящихся в кризисной ситуации, по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой и твердой валютой.

В России наиболее низкую заработную плату по сравнению с США получают работники с более высокими образованием и квалификацией.

Например, в машиностроении США средняя заработная плата еще в 1994 г. была выше средней заработной платы в аналогичной отрасли в России при измерении по паритету покупательной способности валют в 12,4 раза и при измерении по официальному валютному курсу – в 32,3 раза.

В науке аналогичные величины – 13,8 и 36,4 раза – также в пользу США. За последующие годы этот разрыв еще более увеличился.

Сумма минимального размера оплаты труда с 2014 до 2018 г. Табл. 1

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда
01.01.2018 7606 Проект федерального закона «О внесении в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
 

01.01.2017

7142 Проект федерального закона «О внесении в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
 

01.07. 2016

7500 Проект федерального закона «О внесении в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
 

01.01.2016

6204 Федеральный закон от 14 декабря 2015 года г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
 

01.01.2015

5965 Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
 

01.01.2014

 

5554

 

Федеральный закон от 02.12.13 № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

 

Вторая причина относительно малого удельного веса подоходного налога во всех налоговых поступлениях в России состоит в резком падении доли заработной платы в национальном доходе страны. А ведь основная доля индивидуального подоходного налога в развитых странах состоит из налога с заработной платы, к тому же эта часть подоходного налога с населения в нормальных рыночных условиях собирается лучше, чем другие виды налогов.

Еще одна характерная черта подоходного налога состоит в том, что основная фискальная нагрузка приходится на среднеобеспеченные и даже малообеспеченные слои населения при явно недостаточном обложении наиболее высоких доходов. Эта особенность подоходного налога в России обусловливается тем, что его ставки связаны с определенными уровнями доходов населения, которые в малой степени корректируются в соответствии с масштабами инфляции.

Так, минимальная ставка подоходного налога в России в 12% в 1998 г. относилась к годовому доходу 20 тыс. руб. и ниже. В апреле 1999 г. максимальные уровни доходов, относимые ко всем ставкам подоходного налога, были повышены в 1,5 раза. Тем самым минимальная ставка подоходного налога в 13% стала относиться уже к годовому доходу 30 тыс. руб. и ниже.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5