Меню Услуги

Налоговые аспекты трансфертного ценообразования в России и за рубежом

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Понятие трансфертного ценообразования (ТЦО) и методы его регулирования в зарубежных странах
  • 1.1. Понятие трансфертной цены
  • 1.2. Правовое регулирование ТЦО на международном уровне
  • 1.3. Зарубежный опыт налогового контроля ТЦО
  • Глава 2. Анализ российской практики регулирования трансфертного ценообразования
  • 2.1. Анализ основных положений нормативно-правовой базы в сфере контролируемых сделок
  • 2.2. Основные принципы налогового контроля цен в РФ
  • 2.3. Практика применения методов трансфертного ценообразования в РФ
  • Глава 3. Основные направления реформирования налогового контроля применения трансфертных цен в международной торговле
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начало бурного использования трансфертных цен относят ко второй трети ХХ века. 60 – 70-е гг. ХХ века являются важным периодом в истории мировой экономики. К этому времени завершилось послевоенное восстановление экономик стран Западной Европы и Японии. Компании и банки этих стран значительно укрепили свои позиции и начали конкурировать с американскими корпорациями. Произошел мощный рывок в формировании транснациональных корпораций (ТНК).

Процессы глобализации и интернационализации сделали исключительно важным и актуальным администрирование трансфертного ценообразования (далее – ТЦО), потому что манипулирование ценами в операциях внутри холдингов приводит к перераспределению прибыли между компаниями внутри холдинга и, как следствие, к перемещению налоговых баз между странами. ТЦО для транснациональных корпоративных структур — важный инструмент оптимизации налоговых платежей.

По общему правилу, ценообразование в рыночных условиях является свободным, т.е. определяется на основе равновесия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции производителей товаров и услуг. ТЦО может быть связано с злоупотреблением возможностью свободного ценообразования для получения необоснованной налоговой выгоды, что приводит к сокращению налоговых поступлений в государственный бюджет. В связи с этим налоговые органы контролируют ценообразование по определённым видам сделок.

Степень развитости национального законодательства в сфере ТЦО определяется несколькими факторами, среди которых наиболее важными являются уровень развития экономики определённой страны, накопленный опыт в администрировании ТЦО, а также участие страны в международных организациях, занимающихся проблемами ТЦО. Первые два фактора обусловливают высокую степень проработанности правил ТЦО в развитых странах, прежде всего, в США и Великобритании, где в ХХ веке было впервые разработано законодательство, регулирующее данную сферу. Участие в работе международных организаций, занимающихся проблемами ТЦО (ОЭСР, Группа двадцати), имеет особую значимость для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, где законодательное регулирование ТЦО не обеспечивает эффективный налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Кроме того, проблемой развивающихся стран является кадровый состав отделов налоговых служб, занимающихся контролем ТЦО. Такие отделы в налоговых службах большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой появились относительно недавно, поэтому, в том, что касается опыта, они уступают департаментам ТНК, которые занимаются обоснованием применённых цен во внутрихолдинговых сделках, или консалтинговым фирмам, которые для этих же целей активно привлекаются ТНК.

Совершенствование законодательного регулирования ТЦО является особенно актуальной проблемой для данной группы стран. По оценкам неправительственной организации Christian Aid, занимающейся, в частности, проблемами влияния ТНК на развитие стран, бюджеты развивающихся стран ежегодно теряют около 160 млрд долларов США из-за недостаточного контроля за ТЦО, с помощью которого ТНК уклоняются от уплаты налогов. Для сравнения, рекордная сумма средств, выделенных всеми странами-членами ОЭСР в качестве помощи в целях развития составила 134,8 млрд долларов США.

Для Российской Федерации исследование налоговых аспектов трансфертного ценообразования и, в частности, налогового контроля в сфере ТЦО, является весьма актуальным. Российское законодательство, регулирующее данную сферу, было только недавно реформировано с целью приведения его в соответствие международным стандартам, и работа по совершенствованию правил в данной сфере должна быть продолжена (такая работа ведётся в настоящее время и на международном уровне в рамках Плана BEPS).

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов налогового контроля трансфертного ценообразования в Российской Федерации и зарубежных странах.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть содержание трансфертной цены и особенности ее определения согласно нормативным актам ОЭСР, США, России;

— проанализировать основные принципы регулирования трансфертных цен в соответствии с международным правом;

— выявить особенности налогового контроля трансфертного ценообразования в зарубежных странах;

— проанализировать российскую теорию и практику налогового регулирования трансфертного ценообразования;

— изучить и систематизировать направления работы международных организаций по совершенствованию регулирования трансфертных цен.

При написании работы были использованы законодательные акты, в частности Налоговый кодекс Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской, Федеральные законы, письма Министерства финансов Российской Федерации, документы, подготовленные международными организациями, в частности, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организацией Объединённых Наций, информационно-аналитические материалы консалтинговых компаний, таких как Deloitte, EY, KPMG, PwC, учебные пособия, статьи в периодической печати, а также материалы интернет-сайтов по избранной теме на русском и английском языках.

 

Глава 1. Понятие трансфертного ценообразования (ТЦО) и методы его регулирования в зарубежных странах

1.1. Понятие трансфертной цены

 

В специальной литературе существуют разные определения трансфертной цены (далее – ТЦ). Некоторые из них приведены в Таблице 1.1.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таблица 1.1 – Определения понятия «трансфертная цена»

Определение Авторы
Трансфертная цена – это цена, которая устанавливается между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует нематериальные активы, товары и оказывает услуги другой ассоциированной организации. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее – Руководство ОЭСР)
Трансфертная цена – цена на товары (работы и услуги), отличающаяся от объективно сформированной при совершении международных сделок свободной (рыночной) цены. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств – членов ЕврАзЭС
Трансфертная цена – это цена в рамках группы связанных между собой лиц, которая отличается от рыночной. С. Л. Быдылин, Р. С. Юрмашев, Е. Сафарова
Трансфертная цена – это цена, которая устанавливается при торговле услугами и товарами во внутрифирменных отношениях, т.е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, которые находятся в разных странах. О.Н. Ефремова
Трансфертная цена – цена, которая используется внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами. Н. А. Лучкова, В. Горева, А. В. Грачёв, Ю. Н. Завьялова, И. В. Хаменшуко, В. В. Герасименко, О. Сидоренко
Трансфертная цена — цена, которая используется крупными компаниями и корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими подразделениями, филиалами или дочерними обществами. В. В. Петрунин
Трансфертная цена — это любая «необычная», подозрительная» цена, которая подлежит налоговому контролю, а также в отношении которой есть основания полагать, что ее величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а только для снижения налоговой нагрузки. Суругин Д.Н.

 

Источник: [Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России : учебник / Л. П. Грундел, Н. И. Малис. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2015. – 256 с. (Магистратура), с. 12]

Проанализировав разные определения ТЦ, можно выделить три главные черты, характеризующие трансфертную цену: 1) ТЦ складывается в сделках между взаимозависимыми, ассоциированными, аффилированными или связанными лицами; 2) величина ТЦ определяется сторонами сделки не рыночным путём; 3) ТЦ используется с целью получения налоговой выгоды.

В данном исследовании трансфертная цена будет пониматься в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию и с использованием понятийного аппарата, используемого в российском законодательстве применительно к налоговому администрированию в сфере ТЦО.

Трансфертная цена – цена, которая устанавливается между взаимозависимыми лицами, по которой одно лицо реализует нематериальные активы, товары и оказывает услуги другому лицу.

Можно обратить внимание на то, что в определениях ТЦО разных авторов лица, между которыми совершается сделка с применением ТЦО, определяются по-разному: как ассоциированные организации, связанные стороны, а также как взаимозависимые, аффилированные и связанные лица. Необходимо разобраться в значении данных понятий и их особенностях.

Взаимозависимые лица.

Положения о взаимозависимых лицах содержаться в ст. 20 Налогового кодекса РФ и ст. 105.1 Налогового кодекса РФ, которые были введены в 2012 году Федеральным законом № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Взаимозависимые лица определены так: «Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

  1. условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами;
  2. экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то такие лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения».

В состав взаимозависимых лиц входят организации (т.е. коллективные субъекты налогового права) и физические лица (т.е. индивидуальные субъекты налогового права). Под организациями подразумевают юридические лица, которые были образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, которые обладают гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы, международные организации и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. В целях налогообложения взаимозависимыми лицами может признаваться группа индивидуальных субъектов налогового права, группа коллективных субъектов, а также группа, являющаяся смешанной по составу лиц, т.е. состоящая как из физических лиц, так и организаций.

Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены законом и могут быть объединены в 3 группы: формализованные, судебные и самостоятельные.

Формализованные критерии, перечень которых является закрытым, приведены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Их можно классифицировать по субъектам взаимозависимости (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Формализованные критерии признания лиц взаимозависимыми

Субъекты взаимозависимости Основания для признания лиц взаимозависимыми по ст. 105.1 НК РФ.
Физические лица Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Физическое лицо и его супруга (супруг), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Организации Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) (пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. (пп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Полномочия единоличного исполнительного органа в этих организациях осуществляет одно и то же лицо (пп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Организация и лицо Лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этой организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Организация и физическое лицо Физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации, и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Организации и (или) физические лица Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

 

Источник: составлено автором на основании данных [ст. 105.1 НК РФ; Справочная информация: «Контролируемые сделки и взаимозависимые лица для целей налогообложения» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)]

Судебные критерии могут быть использованы для признания лиц взаимозависимыми в судебном порядке. Такая возможность предусмотрена п. 7 ст. 105.1 НК РФ. Конституционный Суд РФ постановил, что суды могут рассматривать дела о признании лиц взаимозависимыми при одновременном наличии двух условий:

  1. наличие признаков взаимозависимости в каком-либо нормативно-правовом акте;
  2. отношения между данными лицaми объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Перечень так называемых судебных критериев является открытым. Нормативно-правовые акты, на которые предлагает ссылаться Конституционный Суд РФ, не перечислены. Тем не менее, можно выделить те из них, в которых содержатся наиболее явные признаки взаимозависимости (табл. 1.3).

Таблица 1.3 – Признаки взаимозависимости, содержащиеся в нормативно-правовых актах, для признания лиц взаимозависимыми по решению суда

Нормативно-правовой акт Основания для признания лиц взаимозависимыми Пояснения
Гражданский Кодекс Российской Федерации (п. 1 ст. 105 ГК РФ) Основное общество заключает сделки с дочерними хозяйственными обществами. Основное общество в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом.

 

ГК РФ (ст. 106 ГК РФ) Основное общество заключает сделки с зависимыми хозяйственными обществами. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет >20% голосующих акций акционерного общества или >20% уставного капитала ООО
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст.81) Акционерные общества заключают сделки, подпадающие под понятие «сделки с заинтересованностью» Сделки с заинтересованностью — это сделки, в совершении которых имеется заинтересованность: а) члена совета директоров общества, б) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в) члена коллегиального исполнительного органа или г) участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами ≥ 20% от общего числа голосов участников общества, а также д) лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

(согласно ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 45) Общества с ограниченной ответственностью заключают сделки, подпадающие под понятие «сделки с заинтересованностью»
Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.27) Некоммерческие организации заключают сделки, подпадающие под понятие «сделки с заинтересованностью»
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 22) Унитарные предприятия заключают сделки, подпадающие под понятие «сделки с заинтересованностью»
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 9) Сделки внутри группы лиц В целом, основания для признания совокупности физических и (или) юридических лиц, группой лиц те же, что и для взаимозависимых лиц. Отличительная особенность: хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо признаются группой лиц, если доля такого физического или юридического лица в уставном капитале данного хозяйственного общества составляет >50%.

 

Источник: составлено автором на основании данных [Гражданский Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Также можно выделить самостоятельные критерии. В п. 6 ст. 105.1 НК РФ сказано, что стороны сделки, вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения.

Не являются основанием для признания лиц взаимозависимыми:

  1. влияние на условия, а также результаты сделок, которые совершаются лицами, и экономические результаты их деятельности, оказываемое одним либо несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств;
  2. прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях.

Стоит отметить, что до вступления в силу Закона №227-ФЗ взаимозависимые лица определялись в соответствии со ст. 20 НК РФ. Для того, чтобы можно было доказать, что лица являются взаимозависимыми, нужно было установить, что отношения между ними влияют на: условия деятельности данных лиц, или на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), или же на экономические результаты деятельности данных лиц или лиц ими представляемых.

Анализируя формулировку положений в ст. 20 НК РФ, эксперты отмечали, что в соответствие с общим требованием об определённости норм налогового законодательства нужно раскрыть содержание термина «представляемые ими лица». Причина для этого заключалась в следующем. Ст. 11 НК РФ гласит: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Определение термина «представитель» даётся в ГК РФ. Согласно положениям ГК РФ, лицо, действующее от собственного имени, не является представителем. Понятия «представительство» и «посредничество» разграничены в ГК РФ. Комиссионер, агент и доверительный управляющий, действующие от своего имени, отнесены к посредникам, а не к представителям. Таким образом, оформление сделок с использованием договоров, не предусматривающих отношений представительства согласно ст. 182 ГК РФ, могло быть использовано налогоплательщиками с целью обхода норм законодательства и получения необоснованной налоговой выгоды. Законом № 227-ФЗ, вступившим в силу с 2012 года, закреплен принцип признания взаимозависимыми лицами в целях налогообложения лиц, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемые другим лицом, и (или) экономические результаты его деятельности. С радостью можно отметить, что экспертное мнение было услышано и учтено при совершенствовании российского законодательства.

Ассоциированные предприятия

Применительно к вопросу ТЦО ссылка на понятие ассоциированных предприятий (associated enterprises) приводится в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций. Определение данного понятия даётся в ст. 9 Типовой конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (далее – Типовая конвенция ОЭСР), а также в международных соглашениях Российской Федерации об избежании двойного налогообложения. Согласно ст. 21 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» лицо считается ассоциированным с другим лицом, если одно лицо прямо либо косвенно контролируется другим лицом, или если оба лица прямо либо косвенно контролируются третьим лицом или третьими лицами.

Причина того, что в международных соглашениях Российской Федерации используются термины, не определенные в национальном законодательстве, заключается в следующем. Типовая конвенция ОЭСР, в которой используется термин «ассоциированные предприятия», является основой для заключения двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения между странами–членами ОЭСР. Многие страны, не входящие в ОЭСР (в том числе Российская Федерация), также руководствуются этим документом, что отражается на используемом в международных соглашениях этих стран понятийном аппарате.

Согласно ст. 9 Типовой конвенции ОЭСР, в которой приводятся достаточно общие формулировки, ассоциированными считаются предприятия из одной Договаривающейся Страны, которые прямо или косвенно:

  1. контролируют предприятие в другой Договаривающейся Стране, или
  2. участвуют в управлении данного предприятия, или
  3. участвуют в капитале данного предприятия,
  4. и в то же время между данными предприятиями установлены особые коммерческие условия, которые отличаются от условий, установленных между независимыми предприятиями.

То есть, можно сказать, что главным основанием для признания лиц ассоциированными является, по сути, реализация ими общих интересов. В США аналогом термина «ассоциированные лица» является термин «контролируемые лица». Основание считать налогоплательщиков контролируемыми лицами возникает, если они «принадлежат или контролируются одними и теми же интересами (owned or controlled directly or indirectly by the same interests)» .

Аффилированные лица

Термин «аффилированные лица» используется в корпоративном праве. Это юридические и физические лица, которые способны оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Связанные стороны

Понятие «связанные стороны» сформулировано в Международных стандартах финансовой отчётности (далее – МСФО), в частности, в Стандарте МСФО 24. Организации признаются связанными, если между ними имеют место отношения контроля или значительного влияния. Уточним, что отличие контроля от значительного влияния в соответствии с МСФО заключается в следующем. Контроль – это полномочие, позволяющее направлять финансовую и оперативную политику компании, а также владение прямо либо косвенно более чем половиной акций компании. Значительное влияние выражается в участии в принятии решений в сфере финансовой и оперативной политики без права контроля за этой политикой.

Таким образом, можно сказать, что в различных странах и отраслях права используются разные термины для обозначения, по сути, одного и того же правового явления.

 

1.2. Правовое регулирование ТЦО на международном уровне

 

На международном уровне Руководство ОЭСР является основным правовым актом, задающим стандарты в области налогообложения при применении трансфертных цен.

Организация экономического сотрудничества и развития была основана в 1961 году. В Конвенции об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1961 года страны-члены выразили решимость сотрудничать в рамках данной организации с тем, чтобы «более эффективно использовать свои возможности и потенциал для обеспечения максимального, устойчивого роста своих экономик и повышения уровня экономического и социального благосостояния своих народов».

В 1960 – 1970-е гг. налоговые органы, прежде всего, Соединённых Штатов Америки, а также других развитых стран начали активно заниматься вопросами регулирования ТЦО. В ОЭСР было решено, что необходимо разработать общие рекомендации касательно ТЦО, для того чтобы воспрепятствовать уклонению от налогов в странах с более высокими налоговыми ставками и, в то же время, избежать того ущерба, который наносится мировой торговле двойным налогообложением. В результате, в 1979 г. впервые было издано Руководство Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, которое в дальнейшем неоднократно изменялось и дополнялось. Руководство ОЭСР в последней редакции было издано в 2010 г.

Руководство ОЭСР – это фундаментальный документ, основанный на глубоком экономическом анализе деятельности хозяйствующих субъектов. Подходы и рекомендации, содержащиеся в данном документе, позволяют проводить эффективный налоговый контроль для борьбы с уклонением от уплаты налогов и неправомерным перемещением налоговой базы.

Руководство ОЭСР содержит нормы мягкого права не обязательные для включения в национальное законодательство стран-членов ОЭСР. Тем не менее, бо́льшая часть развитых стран фактически используют данное Руководство для проведения налогового контроля в отношении ТЦО. Объём внедрения и юридический статус этого правового акта различаются. Например, в Великобритании и Нидерландах Руководство ОЭСР носит нормативный характер, в Новой Зеландии Руководство ОЭСР применятся наряду с национальным законодательством в сфере ТЦО и руководствами компетентных органов США и Австралии, а в Скандинавских странах оно законодательно не закреплено, но на практике широко применяется.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Руководство ОЭСР предусматривает, что его положения распространяются на внешнеэкономические сделки, таким образом регламентируя налоговые аспекты ТЦО в контексте международного налогового права. Во многих странах национальное законодательство в сфере ТЦО регулирует порядок налогообложения только по внешнеэкономическим сделкам (например, в Италии, Франции, Японии, Австралии, Новой Зеландии). С другой стороны, в законодательстве многих стран содержатся нормы, которые позволяют осуществлять контроль в сфере ТЦО не только по внешнеэкономическим, но и по внутренним сделкам (например, в России, США, Великобритании, Испании, Португалии, Дании, Норвегии, Чехии, Индонезии).

Основополагающие принципы Руководства ОЭСР:

  1. Компании — участники холдингов (в том числе филиалы или обособленные подразделения одной компании) расцениваются как независимые образования.
  2. Цены признаются налоговыми органами рыночными, если они сопоставимы с ценами независимых участников рынка. В этом заключается так называемый «принцип вытянутой руки» (англ. — The arm’s length principle)). В главе 1 Руководства ОЭСР подтверждается твёрдая позиция стран-участниц ОЭСР по поводу того, что принцип вытянутой руки является наиболее справедливым в целях налогообложения. В то же время отвергается подход, согласно которому совокупная прибыль ТНК распределяется между ассоциированными предприятиями в соответствии с заранее определённой формулой.

Принцип вытянутой руки

Принцип вытянутой руки определён в ст. 9 Типовой конвенции ОЭСР. В Руководстве ОЭСР признаётся, что часто тяжело, если вообще возможно (как налоговым органам, так и сторонам сделок), найти достаточную информацию о ценах в сопоставимых сделках третьих лиц, чтобы проверить соблюдение принципа вытянутой руки, поэтому разработчики Руководства ОЭСР подробно остановились на разных способах определения цены для сделок между ассоциированными лицами, которая была бы установлена в свободных рыночных условиях.

Соблюдение принципа вытянутой руки проверяется путём сравнения условий или характеристик (цены, показателей рентабельности и т.д.) сделки между ассоциированными лицами и сопоставимых сделок между не ассоциированными лицами. При этом в Руководстве ОЭСР запрещается использовать для сопоставления средние нескорректированные показатели доходности по отрасли (“average unadjusted industry returns”).

Факторы, которые должны быть приняты во внимание, при оценке сопоставимости сделок (факторы сопоставимости):

  1. характеристики товаров (или иной собственности) или услуг, составляющих предмет сделки;
  2. функции, выполняемые каждой стороной сделки, и принимаемые риски;
  3. условия договора;
  4. экономические условия, в которых функционируют стороны сделки: географическое положение рынка, его размер, уровень конкуренции на данном рынке, наличие субститутов, уровень спроса и предложения на рынке, покупательная способность, стоимость факторов производства, транспортные расходы, экономические циклы, жизненный цикл продукта, розничная или оптовая торговля;
  5. используемая бизнес стратегия (нужно учесть уровень диверсификации предприятия, оценку руководством предприятия политической обстановки, затраты на разработку новых продуктов, временное установление цены ниже рыночной и большие расходы на продвижение товара при стратегии входа на рынок).

Таким образом, если, например, материнская компания покупает определённый товар, производимый на зарубежном дочернем предприятии, то, согласно принципу вытянутой руки, цена такой сделки в целях налогообложения должна быть установлена, исходя из цен сопоставимых сделок между не ассоциированными лицами. Существуют несколько методов определения цены сделки между ассоциированными лицами в целях налогообложения.

Методы трансфертного ценообразования

Методы трансфертного ценообразования, определяемые Руководством ОЭСР могут быть разделены на две категории:

  1. традиционные методы (traditional transaction methods), применяя которые ассоциированные предприятия сравнивают цену по заключённой ими сделке с ценой по сопоставимой сделке между не ассоциированными лицами;
  2. методы, основанные на анализе рентабельности (transaction profit methods), при использовании которых сопоставляется рентабельность продаж (затрат, управленческих и коммерческих расходов, активов), с аналогичным показателем по сделкам между независимыми лицами. Эти методы менее точны по сравнению с традиционными методами, но используются чаще, так как сбор информации для применения традиционных методов связан с многочисленными трудностями. В связи с этим в новой редакции Руководства ОЭСР отказались от иерархии методов, которая ранее выражалась в предпочтительном применении традиционных методов ТЦО.

Таблица 1.4 – Методы ТЦО в Руководстве ОЭСР

Метод ТЦО в Руководстве ОЭСР Дословный перевод Аналогичный метод ТЦО согласно гл. 14.3 НК РФ
Традиционные методы (traditional transaction methods)
Comparable uncontrolled price method (CUP) Метод сопоставимой неконтролируемой цены Метод сопоставимых рыночных цен
Resale price method (RPM) Метод цены перепродажи Метод последующей реализации
Cost plus method (CPM) Затратный метод Затратный метод
Методы, основанные на анализе рентабельности (transaction profit methods)
Transactional net margin method (TNMM) Метод чистой прибыльности по сделке Метод сопоставимой рентабельности
Transactional profit split method (TPSM) Метод распределения прибыли по сделке Метод распределения прибыли

 

Источник: составлено автором на основании данных [Chapter 2, OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2010; ст. 105.7 Налогового Кодекса Российской Федерации]

Описание механизма вышеназванных методов ТЦО приведено в Главе 2, посвященной анализу российской практики регулирования ТЦО, ввиду того, что методы ТЦО, применяемые в России основаны на Руководстве ОЭСР. Однако стоит сразу отметить, что в российском законодательстве не закреплено деление методов на традиционные и на методы, основанные на анализе рентабельности.

В последней редакции Руководства ОЭСР вместо иерархии методов ТЦО было введено «правило наиболее подходящего метода» (“most appropriate method rule”). Наиболее подходящий метод ТЦО основан на достаточном объёме информации по сделкам, которые являются наиболее сопоставимыми с анализируемой сделкой, или по предприятиям, условия деятельности которых наиболее близки к анализируемому предприятию. Таким образом, соблюдение условия сопоставимости является одним из самых главных факторов при выборе метода ТЦО.

Анализ на сопоставимость

В главе III Руководства ОЭСР предлагается пошаговое описание того, как можно проводить анализ на сопоставимость. Подчёркивается, что предложенный алгоритм носит рекомендательный характер и не исключает возможность существования иных надёжных способов выявления сопоставимых сделок или компаний.

Сделка между ассоциированными лицами и сделка между не ассоциированными лицами могут считаться сопоставимыми, если никакие различия между ними не оказывают влияния на показатель, используемый в методе ТЦО, или если могут быть сделаны достаточно точные поправки, чтобы нивелировать влияние таких различий.

Понимание анализа на сопоставимость является крайне важным, потому что именно он определяет возможность использования информации по той или иной сделке или компании в разных методах ТЦО, дающих ответ на вопрос, отвечают ли анализируемые сделки требованию принципа вытянутой руки.

Анализ на сопоставимость состоит из девяти этапов:

  1. определение анализируемого временно́го периода;
  2. анализ широкого круга условий, в которых функционирует анализируемая компания-налогоплательщик (анализ рынка, конкуренции на данном рынке, экономических особенностей функционирования данного рынка, его государственного администрирования);

Данный шаг направлен на выяснение условий (прежде всего экономических), в которых находятся стороны сделки, и в которых была заключена анализируемая сделка. Эти условия нужно знать, чтобы как можно более точно выбрать сопоставимые сделки.

  1. анализ контрактных условий сделки;
  2. обзор «внутренних» сопоставимых сделок (internal comparables) при наличии;
  3. при отсутствии «внутренних» сопоставимых сделок определение доступных источников информации по «внешним» сопоставимым сделкам (external comparables);
  4. выбор наиболее подходящего метода ТЦО;
  5. определение ключевых характеристик анализируемой сделки (см. этап № 3), которыми обязательно должны обладать сопоставимые сделки;
  6. проведение необходимых корректировок в целях сопоставимости;
  7. интерпретация полученной информации, определение дохода, который был бы получен при применении сторонами сделки рыночных цен.

При выборе наиболее подходящего метода может понадобиться несколько раз повторить шаги с четвертого по восьмой.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4