Заявка на расчет
Меню Услуги

Национально-государственная политика РФ на рубеже 20-21 веков. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Национально — государственная политика в Республике Бурятия.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Формирование правового регулирования межэтнических отношений и реализация национальной политики в Республике Бурятия в 2000-ые годы безусловно были вызваны общими политическими процессами, происходившими в стране. В основном, было связано с усилением вертикали власти и упорядочением федеративных отношений, дальнейшим улучшением государственной национальной политики, которое повлекло за собой определенные изменения в республиканском законодательстве.

Приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством обусловило большие реформы в нормативно-правовой базе Республики Бурятия. Наиболее значимые изменения отразились на Конституции Республики Бурятия, часть из которых была связана и с принятием ряда новых законов Республики Бурятия.

Например, в 2000-х г. в нее были внесены изменения, которые упразднили понятие «гражданство Республики Бурятия»; гарантировали получение образования на бурятском языке; более четко разграничили предметы ведения и полномочий как между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Бурятия, так и между различными ветвями власти внутри республики; определяли изменения в полномочиях органов местного самоуправления и Т.д. При этом стоит обратить внимание, что преимущественно реформы

были непосредственно связаны с изменениями в федеральном законодательстве.

Концепция государственной национальной политики Республики Бурятия, принятая еще в 1997 году, определяла основные моменты в рамках реализации национальной политики в регионе. После принятия самой Концепции был разработан и утвержден План первоочередных мероприятий в целях претворения ее в жизнь32. Намечалось принятие нормативноправовых актов, таких как «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», «О музейном фонде и музеях Республики Бурятия». Львиная доля мероприятий была направлена на реализацию ФЦП «Дети Севера», федеральных программ «Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера на 1997-2000гг.», Международного десятилетия коренных народов мира. Самостоятельным пунктом было прописано заключение Соглашений о сотрудничестве с Монголией, Автономным районом Внутренняя Монголия Китайской народной республики.

Однако в ноябре 2000 года Правительством Республики Бурятия было принято постановление № 386 «О ходе реализации Концепции В 2007 году постановлением Правительства Республики Бурятия № 179 была принята новая редакция Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия. Ее принятие объясняется значительными изменениями во всех сферах жизни региона: политической, экономической и социальной. По большому счету предыдущая Концепция сделала достаточно по преодолению назревших проблем в области национальной политики и межнациональных отношений в Республике Бурятия. Поэтому остро встал вопрос о пересмотре некоторых положений Концепции.государственной национальной политики Республики Бурятия» В данном постановлении была указана причина провала исполнения Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия, которая выразилась в отсутствии достаточного финансирования. Здесь особо отмечалось, что «расходы на осуществление мероприятий, предусмотренных Концепцией государственной национальной политики Республики Бурятия, с 1997 по 2000 годы ни разу не были предусмотрены отдельной строкой в республиканском бюджете». После этого, а именно с 2003 года, в республике начали разрабатывать Планы мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики, расходы на осуществление которых, ежегодно стали включать в республиканский бюджет.

Концепция содержала цели, задачи и направления государственной политики в Республике Бурятия в сфере межнациональных отношений, создавала условия, отвечающие социокультурным потребностям граждан, в формировании культуры межнационального общения. Данная Концепция, в отличие от предыдущей, предусматривала объединение усилий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия в развитии диалога с общественными объединениями и гармонизации межнациональных отношений’14.

При исследовании и объяснении современной ситуации межнациональных отношений в республике, Концепция зафиксировала серьезные проблемы, которые требуют скорейшего разрешения. Это осложнение ситуации в сфере межнациональных отношений в стране; роль СМИ в муссировании негативной информации; миграция населения и территориальная мобильность. В общей сложности новая редакция Концепции все же содержала прежнюю суть и структуру. Однако появилась и новая формулировка цели — это сохранение этнических культур и традиций этносов в сочетании с формированием у граждан общегосударственной идентичности, для чего необходимо укрепление единства духовной, нравственной и социально-политической жизни народов Республики Бурятия и региональной общности34.

Претворение в жизнь Концепции требовало принятия подзаконного акта, которым был бы назначен ответственный орган за реализацию государственной национальной политики в республике. Таким актом стал Указ Президента Республики Бурятия от 29 ноября 2007 года № 693 об утверждении Положения о Комитете по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив36. Обратим внимание, что создание подобного уполномоченного органа государственной власти в регионе, при отсутствии федерального министерства, придало выгодное положение республике. А также значительно помогло при решении вопросов по гармонизации межэтнических отношений.Для полноты поставленных задач в Концепцию были включены следующие: взаимодействие и поддержание открытого диалога органов государственной власти и местного самоуправления с общественными, политическими и религиозными организациями по созданию и сохранению условий межнационального согласия; изучение совместно с научно- исследовательскими организациями и вузами интересов этнических групп и состояния межнациональных отношений в республике и разработка практических рекомендаций .

Наиболее важными задачами Комитета стали:

— создание условий для осуществления Президентом Республики Бурятия и Правительством Республики Бурятия государственной политики в области межнациональных отношений, сохранения и развития языков народов, проживающих на территории Республики Бурятия;

— создание условий для формирования институтов гражданского общества, активного участия граждан в общественно-политической жизни Республики Бурятия и обеспечение открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия;

— создание условий для обеспечения межконфессионального согласия и взаимодействия Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия с религиозными объединениями.

Наряду с вышеназванными задачами, Комитет координирует работу научных исследований в области этнокультурного развития, курирует проведение мониторинга общественно-политической ситуации и межнациональных отношений в Республике Бурятия, анализ тенденций и упорядочивает практическую работы по предупреждению и урегулированию конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почвах при взаимодействии с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия и общественными объединениями.

В законодательном органе, то бишь в Народном Хурале Республики Бурятия, был создан Комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям. Основные функции его заключались в законотворческом обеспечении реализации национальной политики Республики Бурятия.

Не остались в стороне Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия, Республиканское агентство по физической культуре и спорту. Они в рамках своих полномочий внесли свою лепту по вопросу гармонизации межнациональных отношений.

Для осуществления положений Концепции распоряжением Правительства республики был утвержден «План мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия в 2008-2010 гг.», а также были внесены изменения в следующие документы.

На протяжении 2000-х годов был внесен ряд поправок и изменений в Закон Республики Бурятия «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия». Преимущественно они коснулись регламентирования порядка регистрации, приостановления и прекращения деятельности религиозных объединений; уточнения понятия «святые (священные) места», проведения религиозных праздников, обрядов и церемоний. Из закона были исключены положения, закреплявшие то, что в Республике Бурятия исторически сложившимися конфессиями и верованиями являются Буддийская традиционная сангха России, Древлеправославие, Православие и шаманизм, а также положения, регламентировавшие миссионерскую деятельность38.

Языковая политика в Бурятии также подверглась реформам, которые выразились внесением изменений в региональный закон «О языках народов Республики Бурятия». Было установлено, что Правительство Республики Бурятия определяет порядок утверждения норм современного бурятского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Республики Бурятия, правила бурятской орфографии и пунктуацию.

Заменили положение: «граждане Республики Бурятия имеют право свободного выбора языка воспитания, обучения», на положение: «граждане, проживающие на территории Республики Бурятия, имеют право свободного выбора языка воспитания, обучения, общения и творчества независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания».

Необходимо отметить, что самым важным изменением в данном законе стало введение статьи, в которой указано, что Правительство Республики

Бурятия принимает меры по сохранению и развитию бурятского языка, в том числе разрабатывает и утверждает целевые программы. Финансовое сопровождение всех мероприятий стало гарантироваться законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Благодаря этой статье в 2010 году была принята Государственная программа Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка на 2011-2014 годы». Цели и задачи данной Программы были направлены на сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят.

Большое внимание было уделено органами государственной власти работе по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия. Основными документами по данному вопросу стали следующие: «План мероприятий по проведению в Республике Бурятия Второго международного десятилетия коренных народов мира» и «План мероприятий по реализации в Республике Бурятия в 2010-2012 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Закон Республики Бурятия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», постановление Правительства Республики Бурятия «Об утверждении лимитов вылова водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд представителей коренных малочисленных народов в Республике Бурятия» и многие другие. Эти документы, бесспорно, стали отражением тех процессов, которые происходили в сфере правового регулирования статуса и гарантий прав коренных малочисленных народов на федеральном уровне.

Для поддержки национально-культурных объединений Народным Хуралом в 2010 году был принят Закон Республики Бурятия «О поддержке национально-культурных автономий в Республике Бурятия», который предусматривал круг компетенций органов государственной власти и финансовое обеспечение за счет средств республиканского бюджета, национально-культурным автономиям, прошедшим государственную регистрацию на территории Республики.

Закон определил формы поддержки национально-культурных автономий. К ним относятся межрегиональный и международный культурный обмен по вопросам сохранения, возрождения и развития национальной культуры; подготовка и проведение научно-практических конференций, социологических исследований и иных мероприятий с участием представителей национально-культурных автономий; поддержка участия национальных творческих коллективов в культурных мероприятиях республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней; содействие в издании книг, выпуске периодической печати и др.

Принятие данного Закона помогло развитию национально-культурных автономий, активизации их деятельности по популяризации национальных культур, духовному обогащению, повышению уровня образования всего населения. Без дееспособных, авторитетных общественных организаций и этнических общин невозможно должным образом решить вопросы межэтнических отношений в республике.

В 2010 году был разработан и принят новый «План мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия на 2011-2013 годы» . В разделах Плана указаны основные направления работы органов власти Республики Бурятия, среди которых:

  • организационное и информационно-методическое обеспечение работы исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по реализации положений федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений;
  • реализация мероприятий, направленных на формирование гражданственности, толерантности и общегосударственной идентичности;
  • оказание содействия в подготовке и проведении публичных массовых и иных социально значимых мероприятий республиканского значения;
  • языковая политика, реализация положений Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия»;
  • оказание поддержки общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие национального самосознания народов как составляющей российского патриотического гражданского сознания;
  • оказание содействия казачьим обществам Республики Бурятия в сохранении, развитии и популяризации традиционной казачьей культуры;
  • осуществление мер по формированию и развитию информационного пространства с учетом многонационального состава населения, использование возможностей средств информации для демонстрации достижений культур и традиций народов, проживающих в Республике Бурятия;
  • мониторинг межнациональных отношений, религиозной ситуации, в том числе демографического и экономического положения населяющих Республику Бурятия народов и этнических групп, в том числе состояния языков народов Республики Бурятия;
  • поддержка и привлечение научных структур к исследованию проблем и выработке научных рекомендаций в области реализации государственной национальной политики.

Не могут быть оставлены без внимания проекты Законов Республики Бурятия «О межнациональных отношениях в Республике Бурятия» «О государственной национальной политике в Республике Бурятия». Они были предложены группой депутатов Народного Хурала во главе с С.П. Будажаповым.

По первому законопроекту Президентом Республики Бурятия В.В. Наговицыным было принято решение о рассмотрении данного проекта после принятия соответствующего федерального закона, согласно положению ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, определяет Президент Российской Федерации. В соответствии с п. «а», ч. 3, ст. 93 Конституции Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия участвует лишь в проведении единой государственной политики в области межнациональных отношений. В связи с этим данный законопроект был отклонен до принятия аналогичного федерального закона.

Второй же законопроект рассматривался в течение длительного периода времени и также был не принят. В 2012 году его отозвали. В последней редакции он был сформулирован следующим образом «О правовых основах реализации национальной политики и совершенствования межнациональных отношений в Республике Бурятия».

Депутаты полагали, что принятие сначала регионального закона до принятия федерального противоречит Конституции. И это, по их мнению, явилось главной причиной отзыва проекта закона.

Все же многие положения данного законопроекта, так или иначе, нашли свое место в принятых в последний годы нормативно-правовых актах. Например, указы Президента Российской Федерации «О гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации», «О Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», распоряжение Правительства Российской Федерации «О Плане мероприятий по реализации в 2013-2015 года Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».

Как видно, в Бурятии на протяжении последнего десятилетия были созданы и действуют нормативно-правовые акты, провозглашающие создание равных условий для реализации каждым гражданином своих социокультурных потребностей, в формировании культуры межнационального общения. В это время был создан механизм выделения бюджетных средств на проведение комплекса научных, образовательных, культурных, информационных мероприятий, в исполнительных и законодательных органах созданы и эффективно работают ведомства, деятельность которых направлена на реализацию национальной политики и гармонизацию межэтнических отношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия — одно из самых больших в мире многонациональных стран, где проживает более ста народов, обладающих уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Население Российской Федерации является совокупностью десятков этносов уникальных по своим характеристикам, которые, несмотря на сложность исторического и культурного наследия, демонстрируют высокую степень гражданского согласия и социальной толерантности. Тем не менее, во время обширных социальных изменений, произошедших в постсоветский период в стране, происходит усложнение этнополитической обстановки.

С учетом данной ситуации возникла необходимость установить методологическую основу правового регулирования межэтнических отношений. Самыми оптимальными методами изучения этничности в настоящее время становятся такие подходы как примордиализм, инструментализм, конструктивизм. При Примордиалистском подходе этничность определяется как врожденное качество человеческого бытия, возникшее в момент рождения и существующее до смерти. По данному подходу этничность не может распространяться в обществе посредством социальной мобильности. По мнению примордиалистов, этничность искусственно невозможно создать либо разрушить. Этничность возникает в семье, которая оберегает его на протяжении всей жизни.

По инструментализму рассматривается особая реакция группы людей, при определенных ситуациях, возникающих в группе. С точки зрения инструментализма этничность — это своеобразный источник ресурсов, к которому люди обращаются, когда других источников не хватает для выполнения поставленной цели. В обычных условиях, при таком подходе, этничность может быть скрытой, внешне никак не проявляющейся, но она может возникнуть при необходимости. Обычно это происходит во время разногласий между группами, при этом возникает всплеск этичности.

Третий подход конструктивизм. Смысл его заключается в объединении двух подходов. Конструктивизм не отрицает первоначальности этичности, лежащей в основе существования разных этносов, однако дальнейшее ее существование определяется через призму социальной структуры общества. Основу данного подхода составляет теория рационального выбора, по которой люди в тех или иных ситуациях опираются на принцип рациональности и полезности. Обращение к этничности, возникает, когда социальные факторы не приводят к достижению требуемой цели. Целью могут являться экономические или политические интересы сообщества.

В период 1990-х — 2000-х годов в России на различных уровнях использовались все три подхода. Для правового регулирования межэтнических отношений в то время характерным было непоследовательность и бессистемность.

В 1990-е годы, несмотря на проблемы, происходившие при

формировании новой страны после распада СССР, тем не менее, начинается новый виток национальной политики. Но все же для сохранения целостности страны и ее развитие обеспечивается реализацией демократической национальной политики, которая поддерживает единство в гражданском обществе и во всем многообразии его этнических составляющих. Главные тенденции национальной политики России в 90-х годах:

В начале 90-х годов вектор политики был направлен на повышение внимания к концептуальным основам национальной политики России, выявлялись глобальные цели и принципы ее построения. Происходила позиционная схватка между представителями нового западного и старого советского направлений. Сторонники старого направления отстаивали позицию уважительного отношения к советскому прошлому, пытались выделить положительные моменты из национальной политики СССР. Другие продвигали идею нации согражданства, политику культурного плюрализма, общегражданские права человека, возрождение института национальнокультурной автономии и децентрализацию власти в пользу субъектов

Федерации, склоняли государство к реформе в национальной политике основу, которой составили бы западноевропейские модели. Тем не менее обе стороны понимали о том, что назрела необходимость формирования новой национальной политики, по ряду вопросов стороны придерживались одинаковой позиции это: необходимость восстановления института

национально-культурной автономии, запрещение на силовое вмешательство государства в области регулирования межнациональной жизни и т.п.

В то же время происходила процедура построения государственных органов власти, отвечающих за реализацию национальной политики. Постоянное видоизменение данных органов негативно сказывалось на их работе, но все же план мероприятий, необходимых для того, чтобы национальная политика из сферы теории перешла в область практики, все- таки претворялся в жизнь.

Раскрывая механизм реализации национальной политики страны, следует заметить, что в то время происходила подготовка законодательных и прочих нормативно-правовых актов по повышению качества федеративного устройства и гармонизации федеративных и национальных взаимоотношений. В этом направлении был разработан и принят ряд документов, основные из которых это, Федеративный договор, договоры о разделении полномочий между центром и субъектами Федерации, законы «О языках народов России», «О национально-культурной автономии» и пр. Создавались и реализовывались программы национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Российской Федерации. Разрабатывались институты гражданского общества, которые занимались вопросами реализации в жизнь национальной политики. Одним из таких стала Ассамблея народов России это негосударственный орган, который осуществлял деятельность в этом направлении, институт гражданского общества, берущий на себя решение проблем в области национальной политики России.

Государственная национальная политика в Республике Бурятия в тот период осуществлялась также как и во многих других национальных регионах. В высоком темпе шли процессы суверенизации, построения национальной политики. В республике был принят ряд законов, по которым республика получила обширные права и полномочия, начали работу специальные органы государственной власти в области национальной политики. Правовой статус республики определялся теперь Федеративным Договором, Конституциями Российской Федерации и Республики Бурятия. Принятие Концепции государственной национальной политики, в дальнейшем задало вектор развития межэтнических отношений в республике, были приняты законы Республики Бурятия «О гражданстве Республики Бурятия», «О языках народов Республики Бурятия», «Об общественных объединениях» и прочие.

Национальные вопросы в республике можно условно разделить на три основных вида. К первому виду можно отнесем проблемы государствообразующих этносов и этносов, являющихся автохтонными: бурят, русских, эвенков и сойот.

Второй вид составили проблемы этнических групп, национальногосударственные образования которых, находятся вне границ России. Пример: проблемы этнических групп родом из дальнего и ближнего зарубежья, которые проживают в Бурятии, таких как украинцы, азербайджанцы, белорусы, узбеки, киргизы, немцы, корейцы, евреи и прочие.

Третий вид, как мы думаем, составили особые проблемы этнокультурной группы — казаков и субэтноса — семейских.

Несмотря на довольно сложные отношения между центром России и субъектами страны, в Республике Бурятия в этом вопросе всегда ориентировались на позицию центра. В регионе добросовестно реализовывали политику, проводимую государством во всех аспектах деятельности, также и в области национального вопроса.

В течение 2000-х годов большое внимание было уделено работе по построению вертикали власти, улучшению федеративных отношений, нормативно-правовые акты субъектов приводились в соответствие с федеральными.

Помимо вышесказанного, в те года были внесены, в некоторые федеральные законы, изменения, которые напрямую коснулись вопросы регулирования национальной политики, это законы: «О языках народов Российской Федерации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О национально-культурной автономии», и т.п.

В данное время в области обеспечения прав коренных малочисленных народов России, по обеспечению их социально-экономическим и этнокультурным развитием, была проведена большая законотворческая деятельность.

Так как после распада СССР социальное и экономическое положение коренных малочисленных народов было очень сложное, в связи с ситуацией царившей в стране в течение 90х. гг., для исправления ситуации требовалась разработка и принятие данных нормативно-правовых актов, также помимо этого наблюдался рост национального самосознания самих людей, возрождалась национальная культура, обычаи, традиции.

В республике Бурятия в 2000-ные гг. были разработаны и действуют нормативно-правовые акты, которые обеспечивают создание равных возможностей для удовлетворения каждым человеком своих этнокультурных нужд, в формирующие культуру общения между народами.

Разработка Планов по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия в 2005-2007 гг., 2008-2010 гг., 2011-2015 гг., утвержденных распоряжениями Правительства Республики Бурятия, послужило толчком к созданию механизма выделения бюджетных средств на проведение комплекса научных, образовательных, культурных, информационных мероприятий, цель которых направлена на реализацию национальной политики и гармонизацию межэтнических отношений.

Однако, несмотря на принятые меры, они не привели к ожидаемым результатам. В последние годы этнодемографическая ситуация изменилась. При общем снижении темпов естественного роста населения страны в Российскую Федерацию переехало на постоянное место жительства несколько миллионов граждан бывшего СССР, сотни тысяч проживают в России на временной основе. Внутри страны также произошли перемещения населения: значительная часть русского населения приехала в центральную Россию, произошел заметный рост многоэтапного состава населения крупных городов.

К концу 2000-х годов в условиях политических и экономических изменений актуальным стал вопрос адекватности управления

этнополитическими проблемами, выработки новых подходов в этнонациональной политики. По мнению ряда исследователей, это связано не только с отсутствием четкой системы правового регулирования межэтнических отношений, но и тем, что в основу этой политики были заложены принципы конструктивизма, которые были в основе национальной политики ряда европейских стран, которые в настоящее время также переживают кризис «мультикультурализма».

В настоящее время в своей деятельности законодательные органы Российской Федерации исходят из того, что основной целью государственной национальной политики является согласование государственных интересов с интересами всех народов Российской Федерации и народов между собой, укрепление и совершенствование межнациональных отношений, утверждение равноправия народов Российской Федерации, сплочение российского народа как единой нации, взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с национальными общественными объединениями в целях развития национальных культур, языков, традиционного образа жизни народов Российской Федерации, т.е. демократического построения нашего государства.

Россия, как полиэтничный субъект, в период экономических преобразований, пересмотра идей мультикультурализма, ищет пути решения вопросов в межнациональной сфере. В основе взвешенной национальной политики стоит уважительное отношение к культуре народов, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, создание единой российской нации на основе русского языка и культуры, грамотная политика в отношении мигрантов.

Сегодня регионы, в том числе Республика Бурятия, ищут пути воплощения в жизнь гармонической взаимосвязи процессов национального самоопределения, национального саморазвития и национальной самоорганизации проживающих в них народов с общегосударственными интересами. Это предполагает создание системы государственных и общественных органов, способных к постоянной гибкой эволюции и саморазвитию, к решению сложнейших проблем этнонациональных отношений.

Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи — возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социальноориентированной экономикой.

В настоящее время назрела, во-первых, необходимость создания федерального органа, отвечающего за реализацию национальной политики в стране. Отсутствие долгое время федерального ведомства, решающего в исполнительных структурах власти эти проблемы, как показывает практика, отбрасывает решение многих национальных проблем назад. Сейчас проблемы координации национальной политики и регулирования межэтнических отношений перешли в ведение Министерства регионального развития РФ. В этой ситуации как законотворческая, так и представительские функции нередко ложатся на Комитет Государственной Думы по делам национальностей. На данном этапе только на основе тесного взаимодействия Комитета и Минрегионразвития как представителей двух ветвей государственной власти можно направить совместные усилия на обеспечение национального согласия и устойчивого развития всех народов России. Необходимо создание такой структуры на федеральном уровне, которая бы осуществляла постоянный мониторинг межэтнических отношений, создавала бы информационную базу их состояния и тенденций развития на территории РФ, прогнозировала бы их динамику и предупреждение межэтнических конфликтов.

Во-вторых, национальные вопросы не могут быть исключены из строк бюджетов всех уровней федерального и регионального. Поэтому подведение под национальную политику серьезной законодательной базы, основанной на опыте и ответственности руководителей всех рангов, является для многонациональной России делом первостепенной государственной важности.

В-третьих, на современном этапе требуется реальная тщательная реализация нормативных правовых актов, принятых за последние годы, таких как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, план мероприятий по реализации Стратегии на 2013-2015 годы, Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», отвечающей интересам многочисленных народов и граждан страны, их единства и солидарности, законным правам и свободам, способствующей комфортному проживанию всех наций в многонациональном государстве. При этом программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Для разработки ее ключевых положений и принципов необходимо привлечение различных институтов гражданского общества, многообразных этнонациональных обществ, так как исключение из системы государственной политики и управления данных звеньев не позволит полностью учитывать, а в дальнейшем и реализовывать их интересы, что не будут способствовать решению конфликтов и противоречий. Необходимо поддерживать и развивать диалог власти и национально-культурных общественных объединений с целью вовлечения граждан в построение единой российской нации, оказывать поддержку общественно-значимых проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. / Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  2. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года, в ред. от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 08.04.2013 №7 ФКЗ). // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  3. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (в ред. От 02.06.2016) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  4. Об общественных объединениях: федеральный закон от № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  5. О национально-культурной автономии: федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  6. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  7. О языках народов Российской Федерации: закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  8. О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 № 217 (ред. от 22.07.1998) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  9. Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом РБ 22.02.1994, ред. от 27.11.2015) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  10. О языках народов Республики Бурятия: закон Республики Бурятия от 10.06.1992 № 221-XII (ред. от 31.07.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  11. О поддержке национально-культурных автономий в Республике Бурятия: закон Республики Бурятия 13.10.2010 № 1624-1V (ред. От 14.10.2015) // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  12. О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия: указ Президента Республики Бурятия от 06.10.1997 № 228 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  13. Об образовании Совета национальностей при Президенте Республики Бурятия: указ Президента Республики Бурятия от 09.10.1998 №27 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  14. Об утверждении Положения о Комитете по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия: указ Президента Республики Бурятия от 29.11.2007 № 693 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  15. О ходе реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия: постановление Правительства Республики Бурятия от 09.11.2000 № 386 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  16. О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия: постановление Правительства Республики Бурятия от 29.05.2007 №179 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  17. О Государственной программе Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка» на 2011-2014 годы: постановление Правительства Республики Бурятия от 02.08.2010 № 312 // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  18. О Плане мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия на 2011-2013 годы: Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 06.10.2010 № 647-р // Консультант Плюс: Высшая школа [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». — М., 2016 г.
  19. КНИГИ, СТАТЬИ
  20. Абдулатипов Р.Г. Вопросы национальных и федеративных отношений / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Наука, 2005. — 256 с.
  21. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации / Р.Г. Абдулатипов. — СПб.: Юр.книга, 1992. -301 с.
  22. Абдулатипов Р.Г. Национальная политика России: история и современность / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Русский мир, 1997. — 680 с.
  23. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Славянский диалог, 2000. — 656 с.
  24. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. — М., 1995. — 224 с.
  25. Абдулатипов Р.Г. Принципы национальной политики / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Наука, 1994. — С. 163.
  26. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я» / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Мысль, 1991.- 250 с.
  27. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России / Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. — М.: Республика, 1992. — 263 с.
  28. Абдулатипов Р.Г. Человек. Национальное общество / Р.Г. Абдулатипов. — М.: Политиздат, 1991. — 222 с.
  29. Абдуплатипов Р.Р. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения / Абдулатипова Р.Р. — М.: Луч, 1995.- 364с.
  30. Автономов А.С. Федерация и национальные отношения в России / А.С. Автономов // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научной конференции. Москва, 27 — 28 апреля 2000 г. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 2000. — С. 29 — 35.
  31. Алексеев В.В. Опыт российских модернизаций XVIII-XX вв. / В.В. Алексеев. — М.: Наука, 2000. — 246 с.
  32. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Туве в 90-ые годы (по материалам этносоциологических исследований) / РАН Ин-т этнологии и антропологии. — М., 1999. -336 с.
  33. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (10 лет в поисках антикризисной модели) / В.А. Барсамов. — М.: Мысль, 1997. — 122 с.
  34. Бельков О.А. Национальная политика государства: слова и смыслы / О.А. Бельков // Власть. — 2005. — № 3. — С. 3-12.
  35. Болотов С, Республика Бурятия: очерки конца столетия: историко-публицистическое издание / С. Болотов, В.Г. Митыпов. — Улан-Удэ: Издательский дом «ИнформПолис», 2003. — 286 с.
  36. Борзенкова А.Г. Общественно-политическая жизнь Сибири XX века. Вып.2. / А.Г. Борзенкова. — Новосибирск, 1997. — 144 с.
  37. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций / В.П. Бранский — СПб.: Питер, 2000. — 150 с.
  38. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР в поисках новых подходов / Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 1988. — 207 с.
  39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Послесл. Н.Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. — М: Издательство ЛКИ, 2008. — 121 с.
  40. Буяхаев С.С. Этнополитическая и этнокультурная ситуация в РБ / С.С. Буяхаев. — М.: Наука, 1993. — 24 с.
  41. Васецкий А.А. Проблемы национального самоопределения и конфликты в постсоветской России / А.А. Васецкий // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Вып. 3. — С. 225-232.
  42. Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири / ред. Ю.Б. Рандалов; БНЦ СО РАН, БИОН. — Улан-Удэ: БНЦ, 1992. — 42 с.
  43. Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып.З / К.В. Калинина [и др.]; М.: Изд-во РАГС, 1999. — 218с.
  44. Вопросы сохранения и развития толерантности, проблемы гражданской активности населения Республики Бурятия / ЦБ. Будаева, З.Р. Мэрдыгеев, НЦ. Хантургаева, Л.М. Итигилова — Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2010. -250 с.
  45. Геллнер Э. Нации и национализм / Э.Геллнер. — М: Прогресс, 1991.-319с.
  46. Геллнер Э. Национализм и формирование наций/ Э.Геллнер. — М.: Прогресс, 1994. -243 с.
  47. Гиндин А.М. Развитие национальных отношений в СССР / А.М. Гиндин, С.Г. Маркин, В.А. Северцев. -М.: Высшая школа, 1985. — С.88.
  48. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России: Основные направления. -М., 1994. -С.68.
  49. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. — М.: Наука, 2003. — 263 с.
  50. Гуцериева М.С. Россия: центр и регионы / под общ. ред. М.С. Гуцериева. — М: Ин-т соц.-полит, исследований РАН, 1999. — 224 с.
  51. Данзанов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации (на материалах Бурятской АССР) / С.М. Данзанов. — М: Наука, 1992. — 24с.
  52. Демидов В.А. Народы Сибири на путях интернационализма / В.А. Демидов, В.В. Демидов, В.С. Познанский. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. — 178с.
  53. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х гг. / Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. — М.: Мысль, 1996. -382 с.
  54. Джоносов С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений / С. Джоносов. — Дущанбе: Донши, 1987. — 214 с.
  55. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях / М.С. Джунусов. — Алма-Ата: Казахстан, 1990. -197 с.
  56. Дробижев Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Л.М. Дробижев. — М.: Academia, — 480с.
  57. Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации / Л.М. Дробижев // Мир России. — 2001. — №2. — С. 26-44.
  58. Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности / А.А. Елаев. — М.: Наука, 1994. — 176 с.
  59. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, cамоопределение / А.А. Елаев. — М.: Прогресс, 2000. — 352 с.
  60. Елаев А.А. Государственная политика и управление в сфере межэтнических отношений: учеб, пособие / А.А. Елаев. — Улан-Удэ: Изд-во Бур. госуниверситета, 2008. — 130 с.
  61. Елаев А.А. Право на самоопределение и реализация его на практике бурятским народом / А.А. Елаев // «Буряад унэн». — 2000. — 1 июля (№7).-С. 39.
  62. Жамбаев Б.Ц. Проблема национальных меньшинств: теория и практика / Б.Ц. Жамбаев, В.И. Затеев. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 115 с.
  63. Жарников А.Е. Межнациональные проблемы в СССР: причины, поиски, решений / А.Е. Жарников. — М.: Изд. «Знание», 1990. — 64 с.
  64. Журавский А.В. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 2010 году. / А.В. Журавский. В 2-х т. — М.: Изд-во ООО «Издательский Дом «РУС-КОР» 2010. — 548 с.
  65. Зарубежная литература о национальных отношениях в СССР. — М., 1991. Вып. 1. — 122 с.
  66. Затеев В.И. Диалектика национальных процессов в СССР / В.И. Затеев. — Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1989. — 160 с.
  67. Зорин В.Ю. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования / В.Ю. Зорин, Т.Я Хабриева// Журнал российского права. — 2003. — № 8. — С. 30-40.
  68. Зорин В.Ю. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества / В.Ю. Зорин, Д.А. Аманжолова, С.В. Кулешов. — М.: Русский мир, 1999. — 501 с.
  69. Зорин В.Ю. От национальной политики к этнокультурной: проблемы становления доктрины и практики (1990 — 2002)гг. / В.Ю. Зорин // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. — Т. 4. № 3. — С. 122- 154.
  70. Ивайловский Д.А. Государственно-территориальное устройство в РФ. Особенности российского федерализма. Развитие федеративных: отношений на примере РБ / Д.А. Ивайловский. — Улан-Удэ: Изд-во ВОЛГУ, 1999. — 147 с.
  71. Игнатов В.Г. Регионоведение. Р-на-Д. / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. — М.: изд. Март, 1998. — 122 с.
  72. Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): ретроспектива этнополитической истории / В.Б. Игнатьев. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. — 143с.
  73. Ильина В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии / В.В. Ильина. — М.: изд-во Мос. ун-та, 1994. — 231 с.
  74. Исакова Н.В. Культура и человек в этническом пространстве / Н.В. Исокова. — Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2001.- 150 с.
  75. Историография национальных отношений в СССР 1985-87 гг. /сб. науч. тр. — М.: Институт истории СССР, 1988. — 169 с.
  76. Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: курс лекций / Л.М. Карапетян. — М.: Приор, 1999. — 109 с.
  77. Карнышев А.Д. Некоторые аспекты межнационального взаимодействия в Бурятии. — Улан-Удэ, 1996. — 32 с.
  78. Комаров Н.П. Государственная национальная политика и Всероссийская перепись 2010 года / Н.П. Комарова, А.Б. Дрожжина, В.В. Тишкова. — М.: Изд-во ГБУ «Московский Дом национальностей», 2012. — 42 с.
  79. Конгресс Бурятского народа: устав. — Улан-Удэ, 1996. — 7 с.
  80. Котоженов Г.Г. Межнациональные отношения в Хакасии: результаты социологических исследований / Г.Г. Котоженов, Л.В. Анжиломова. — М.: Абакан, 1997. — 57 с.
  81. Кризис межнациональных отношений и федеративная национальная политика. — М., 1993.
  82. Крянев Б.П. Бурятия политическая: партии, общественно-политические движения, блоки, организации (1990-1999 гг.) / Комитет по информации, печати и связям с общественными объединениями администрации: Президента и Правительства РБ. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.- 234 с.
  83. Купцов В.И. Демократизация советского общества: истоки. Проблемы. Решения. / В.И. Купцов. — М.: Высшая школа, 1989. — 432 с.
  84. Ланщиков А.П. Национальный вопрос в России / А.П. Ланщиков. М.: Современник, 1991. — 327 с.
  85. Материалы 1 съезда народов Республики Бурятия. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 44 с.
  86. Межнациональные и конфессиональные вопросы Бурятии в свете общественного мнения (по материалам прикладных социологических исследований 2005 и 2007 гг.) / Ц.Б. Будаева, Н.Ц. Хантургаева, Д.Ц. Будаева и др. — Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2007.
  87. Межнациональные отношения в России и СНГ: семинар Моек, центра; Карнеги. Вып. 1. — М.: ИЦ. «Аиро- XX», 1994. — 154 с.
  88. Межнациональные отношения в СССР: история и современность: сб. обзоров. -М.: ИНИОН, 1991. -177 с.
  89. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности. — СПб.: РАН, 1994. — 165 с.
  90. Межнациональные отношения и этнические вопросы Бурятии: сб. Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 2006. — 156 с.
  91. Миллер А.И. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции / А.И. Миллер. — М.: Инст. славяноведения и балканистики РАН 1994. — 197 с.
  92. Национальные отношения в регионах страны. История и современность: материалы всесоюзн. науч. конф. / отв. ред. П.С. Максимов. — РАН. Сиб. отд-е, 1991. — 4.1. — 600с., 4.2. — 168с.
  93. Национальные отношения и национальные процессы в СССР: вопросы истории: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Ф. Бугай. — М.: Ин-т истории СССР, 1990.-214 с.
  94. Национальные отношения: проблемы и суждения: сб. ст. / В. Брокан. — Рига: Авотс, 1989. — 112 с.
  95. Национальный вопрос в Бурятии. — Улан-Удэ: Ин-т обществ, наук БНЦСО РАН, 1989.-21 с.
  96. О концепции национальной политики в Российской Федерации (сб.ст.). -М.: Кит, 1992. — 42 с.
  97. О ходе реализации концепции государственной национальной политики Республики Бурятия: материалы «круглого стола» и выездного заседания комитета народного Хурала по вопросу / отв. ред. Ю.Б. Рандалов. — Улан-Удэ, 1999. — 22 с.
  98. Обновление национальных отношений — веление времени: материалы «круглого стола». — М.: Знание, 1990. — 61 с.
  99. Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации Российского общества. — Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 1998. — 153 с.
  100. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Э.А. Поздняков. — М.: Прогресс, культура, 1994. — 125 с.
  101. Попов А.И. [Реферат] / А.И. Попов // Региональная политика в
  102. России: проблемы государственного управления / Росс. Академия государственной службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во РАГС, 1999. — 290с.
  103. Постников А.И. Национальные отношения: политическое управление / А.И. Постников. — Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2001. — 105 с.
  104. Пыкин В.М. Общественно-политические объединения Российской Федерации и Республики Бурятия / В.М. Пыкин. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1993 — 360 с.
  105. Пыкин В.М. Современные общественно-политические объединения России и Бурятии / В.М. Пыкин. — Улан-Удэ, 1994. — 79 с.
  106. Рандалов. Ю.Б. Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия / Ю.Б. Рандалов. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦСО РАН, 1998.-216 с.
  107. Республика Бурятия — государство в составе Российской Федерации. — Улан-Удэ: изд-во БНЦ, 1998. — 158 с.
  108. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. — Новосибирск: изд-во СО РАН, 1993. — 149 с.
  109. Россия на новом рубеже: сб.ст. / под ред. Н.Н. Моисеева, В.Б. Иорданского. — М.: Наука, 1995. — 386 с.
  110. Рябов В.В. Нация: единство этнического и социально-политического / В.В. Рябов, Е.И. Хаванов. — М.: РАУ, 1992. — 30 с.
  111. Савинов Л. В. СМИ и конструирование этнополитической реальности: опыт современной России / Л. В. Савинов, Т. А. Музюкина // Без темы. — 2008. — № 3-4(9). С. 70-73.
  112. Савинов Л.В. Государственное управление межэтническими отношениями в Сибирском федеральном округе: проблемы теории и практики // Менеджмент: теория и практика. 2004. № 1/2. С. 15-19.
  113. Савинов Л.В. Молодежь и этнополитика: власть будущего и будущее власти // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2007, №9. С. 29-30.
  114. Савинов Л.В. Общество и этнополитика: специфика этнополитических процессов в Сибирском федеральном округе: монография / Л.В. Савинов. — Новосибирск: СибАГС, 2005. — 163 с.
  115. Смолянский В.Г. Национальные конфликты в СССР и СНГ (1985-92 гг.) / В.Г. Смолянский — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. — 189 с.
  116. Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: материалы науч.-прак. конф. — вып.2 — Улан-Удэ, 1996.
  117. Соловьев В.С. Многонациональное — наше богатство / В.С. Соловьев. — Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1990. — 126 с.
  118. Спиридонова И.Е. Этнокультурное взаимодействие и межнациональные отношения в Якутии: опыт историко-социологического исследования / И.Е. Спиридонов. — Новосибирск: наука, 1999. — 102 с.
  119. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственноправовое развитие. X — XXI вв. / Л.А. Стешенко. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 384 с.
  120. Строганова Е.А. Бурятское национально-культурное возрождение (конец 80-х — сер. 90-х и XX в, РБ) / Е.А. Строганова. — Иркутск: Изд-во «Наталис», 2001. — 15 с.
  121. Тадевосян З.В. Свобода наций: подлинная и мнимая / З.В. Тадевосян. — М.: Знание, 1987. — 63 с.
  122. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России / В.А. Тишков. Политическая антропология. — М: Lewisto, — 153 с.
  123. Тишков В.А. Национальная политика в Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции / В.А. Тишков. — М.: Наука, 1993. — 179 с.
  124. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. — М.: Наука, 1997. -356 с.
  125. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социальнокультурной антропологии / В.А. Тишков. — М: Наука, 2003. — 544с.
  126. Тишков В.А. Стратегия национальной политики // Вестник РАН. 1993. №8. С. 8-12.
  127. Традиционная система жизнеобеспечения и региональная национальная политика. Вып.1. /отв. ред. И.Н. Гелуев, А.Н. Садовой. — Новосибирск: изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. -173 с.
  128. Чимитдоржиев Ш.Б. Как исчезла единая Бурят-Монголия (1937- 1958 гг.) / Ш.Б. Чимитдоржиев. 2-е изд., доп. — Улан-Удэ: Конгресс бурят, народа, 2004. — 164 с.

Электронные ресурсы

  1. Электронная библиотека юриста — http://livelru/ugolоvnуj-protsess/kvalifikatsii/item.
  2. Электронный юридический форум scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2015_8_17.pd

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф