Заявка на расчет
Меню Услуги

Педагогические условия организации семейного образования в условиях инновационного развития общеобразовательной организации. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Изучение проблем организации обучения в форме семейного образования в современной школе

Далее была организована экспериментальная работа на базе МБОУ «СШ № 19».

Цель исследования на констатирующем этапе эксперимента: изучить в практике общеобразовательной организации, проблемы организации обучения в форме семейного образования.

Задачи исследования на констатирующем этапе эксперимента:

1.Изучить проблему информационно-методической оснащенности школы в отношении вопросов организации семейного образования.
2. Выявить уровень информированности, принятия и готовности педагогического состава к инновационной деятельности по проблеме организации семейного образования.
3. Изучить проблему информированности родителей о семейном образовании.

Для изучения информационно-методической оснащенности был проведен анализ информационных ресурсов педагогической деятельности посредством нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы семейного образования.

Как уже отмечалось, на констатирующем этапе было проведено исследование уровня готовности педагогов и руководства школы к принятию семейного образования как инновации.

C указанной целью были изучены следующие компоненты, определяющие уровень компетентности представителей школы в вопросах семейного обучения:

1. Теоретический компонент проверялся по критерию «информированность» и его показателям:

• содержательность и глубина – знание существенных особенностей семейного образования, определяющих его специфику, а также осведомлённость о способах преодоления проблем семейного образования.
• полнота – наличие системы знаний о законодательной базе семейного образования, о своих правах и обязанностях в данной области и прочих аспектах, имеющих особое значение для преподавателей и руководства школы;

2. Психологический компонент диагностировался с помощью обобщенного критерия «потребности и мотивы внедрения семейного образования в педагогический процесс образовательного учреждения», включающего показатели:

• мотивированность – внешние и внутренние условия, побуждения к принятию семейного образования;
• эмоционально-ценностное отношение – отражает характер отношения педагога (либо руководителя школы) к семейному обучению как инновации;
• активность – проявление инициативы во взаимодействии с семьями, обучающими детей самостоятельно (аттестации, консультировании);

3. Состояние практического компонента проверялось по показателям:
• рациональность – целесообразность, обоснованность организации взаимодействия педагогов с семьями, обучающими детей самостоятельно;
• методичность – отражение чёткой последовательности в разработке плана проведения консультаций для родителей, а также аттестации учащихся.

На основе указанных компонентов, нами было выявлено три уровня готовности педагогов к принятию семейного образования как инновации:

1) низкий уровень, предполагает отсутствие знаний о специфике семейного образования; отрицательное отношение к семейному обучению как инновации, отсутствие внутренней потребности в повышении уровня компетентности в вопросах семейного образования;
2) средний уровень, характеризующийся наличием определенных представлений о специфике семейного образования, осуществление взаимодействия с семьями, обучающими детей самостоятельно, с опорой на интуицию и здравый смысл; внутренней готовностью потенциально принять семейное образование как инновацию;
3) высокий уровень, предполагающий владение основными теоретическими знаниями о семейном образовании, готовность проводить консультации для родителей и учеников; положительное отношение к семейному образованию, готовность к его поддержке и освоению.

Диагностика проводилась посредством анализа результатов индивидуальных бесед с представителями общеобразовательных организаций.

Полученные результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни готовности педагогов к принятию семейного образования как инновации

 

Анализ данных, представленных на рис. 1, позволяет констатировать, что 15% представителей общеобразовательных учреждений продемонстрировали невысокий уровень готовности к принятию семейного образования. В ходе бесед с педагогами был выявлен недостаточный уровень знаний респондентов о различных аспектах семейного образования.

Согласно результатам индивидуальных бесед, 50% педагогов полагают, что перевод на семейное образование оправдан лишь для учащихся, «значительно отличающихся от остальных», для тех, кому «школа не может предоставить образовательные услуги, отвечающие их индивидуальным особенностям». 60% педагогических работников особое внимание обращают на проблему социализации учащихся семейных школ, которая, по их мнению, возникнет в процессе семейного обучения, поскольку «ребёнок изолирован от общества».

Результаты индивидуальных бесед позволяют заключить, что подавляющее большинство педагогов имеют слабое представление о правах и обязанностях родителей, обучающих детей в семье; об особенностях организации образовательного процесса в семье.

Отметим, что 15% респондентов продемонстрировали понимание семейного образования как «помощника школы в получении учащимся качественного образования», позволяющего, по словам опрошенных, «получить качественное образование и воспитание, которого нельзя обеспечить в условиях класса из 28-32 человек», «сохранить индивидуальность ребёнка», «помочь ребёнку выработать независимое мышление и социально-психологический иммунитет», «снизить численность переполненных классов и повысить общешкольные показатели успеваемости».

Таким образом, по итогам констатирующего этапа, были выявлены условия, при которых организация обучения в форме семейного образования, по мнению педагогов, будет наиболее эффективной:

1. соблюдаются требования к проведению уроков по различным предметам;
2. соблюдаются общие принципы обучения;
3. осуществляется качественное индивидуальное образование, которое сложно осуществить в классе, в котором около 30 человек;
4. остается сохранной индивидуальность ребенка, обучающегося в форме семейного образования;
5. у ребенка вырабатывается независимое мышление и социально-психологический иммунитет.

С целью определения состояния информированности родителей, о семейном образовании, нами была осуществлена диагностика компонентов, определяющих уровень компетентности родителей, а именно теоретического, практического, и психолого – педагогического компонентов. В указанной работе приняли участие 20 родителей учащихся общеобразовательных учреждений.

Теоретический компонент проверялся по показателям «информированность»: знание и понимание особенностей семейного образования, определяющих его специфику, осведомлённость о законодательном регулировании в области семейного образования.

Психологический компонент диагностировался с помощью критерия «мотивация перевода ребёнка на семейное обучение», включающего ряд показателей:

• мотивированность – совокупность внешних и внутренних условий, побуждений к обучению ребёнка в семье;
• эмоционально-ценностное отношение – интенсивность чувств, отражающих характер отношения родителей к семейному образованию;
• активность – проявление инициативности и самостоятельности в вопросах семейного обучения.

Состояние практического компонента определялось уровнем понимания родителями основных принципов организации обучения на дому, включающих: целесообразность, соответствие организации и содержания семейного обучения его функциям; алгоритмичность – отражение чёткой последовательности в разработке семейных занятий; оригинальность – проявление творческого подхода в процессе организации обучения ребёнка дома.

На основе диагностики указанных компонентов было выявлено три уровня готовности родителей к семейному обучению.

Низкий уровень — предполагает отсутствие знаний о специфике семейного обучения, отрицательное отношение к семейному образованию, отсутствие мотивации для перевода ребёнка на семейное образование.

Средний уровень — характеризуется наличием определенных представлений о специфике семейного обучения, внутренней готовностью «попробовать свои силы» в обучении ребёнка в семье.

Высокий уровень — предполагающий владение основными теоретическими знаниями в области семейного образования, умением планировать организацию обучения ребёнка дома, выраженное положительное отношение к семейному образованию, готовность к переводу ребёнка на семейное образование.

Определение уровня готовности родителей к обучению детей в семье проводилось на основе анализа результатов анкетирования, а также индивидуальных бесед с родителями, основной целью которых было выявление уровня теоретического, психологического, и практического компонентов.

Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис.2. Уровни готовности родителей к семейному обучению

 

Анализ результатов индивидуальных бесед показал, что большинство родителей недостаточно осведомлены об особенностях семейного образования, о законодательстве в данной области, способах организации обучения в семье.

Так, в понимании значительного числа респондентов (49%), семейное образование «является практически невозможным для реализации, поскольку требует от родителей наличия либо очень высокого уровня образования и значительного количества свободного времени, либо высокой материальной обеспеченности семьи, чтобы можно было оплачивать услуги репетиторов», «является излишней, поскольку школьный уровень образования вполне достаточен для большинства детей», «подходит только для детей, чьи индивидуальные особенности значительно отличаются от остальных», «неприемлемо, поскольку при этом происходит изоляция ребёнка от социума, в школу же ребёнок ходит не только для того, чтобы учиться, но и чтобы общаться». Согласно полученным результатам, только 22% родителей осведомлены о возможности перевода на семейное образование. Отметим, что 5% респондентов продемонстрировали достаточно высокий уровень готовности к семейному обучению. Так, они охарактеризовали семейное образование как «практически единственную возможность получить качественное индивидуальное образование». 20% респондентов «чувствуют ответственность за будущее своих детей», отмечают «перспективность вложения капитала, моральных и временных ресурсов в качественное обучение и воспитание ребёнка, которые являются основой успешной реализации ребёнка в обществе». 60 % родителей не считают, что семейное образование предполагает изоляцию учащегося от социума, мотивируя это тем, что «общаться с другими детьми можно в кружках, секциях, и просто на улице, школу же ребёнок посещает с образовательными целями».

Из всех данных, полученных в ходе изучения проблем организации обучения в форме семейного образования можно сделать следующие выводы. Большая часть педагогических работников и родителей недостаточно осведомлены об особенностях семейного образования, о законодательстве в данной области, о способах организации обучения в семье, об особенностях взаимодействия с семьями, обучающими детей самостоятельно и прочих аспектах. Кроме того, некоторые педагогические работники не имеют позитивного настроя на конструктивную работу с семьями, обучающими детей самостоятельно. Непонимание чёткой последовательности действий при организации обучения в форме семейного образования создаёт значительные трудности педагогическим работникам. Данные проблемы могут быть успешно преодолены через разработку и реализацию модели организации обучения в форме семейного образования. Таким образом, нами выявлены проблемы организации обучения в форме семейного образования в иннованионно развивающейся общеобразовательной школе и определены педагогические условия, которые заключаются в следующем:

  1. Существует проблема информационно-методической оснащенности школы в отношении вопросов организации семейного образования.
  2. Существует проблема недостаточной информированности педагогов относительно принятия и готовности педагогического состава к инновационной деятельности по организации семейного образования.
  3. Существует проблема недостаточной информированности родителей об особенностях организации и условиях семейного образования.

2.2. Апробация педагогических условий организации обучения в форме семейного образования в образовательной организации

Цель данного этапа эксперимента, направленного на проверку педагогических условий организации обучения в форме семейного образования – разработка и реализация модели организации обучения в форме семейного образования. Для решения выявленных проблем, использовался метод моделирования.

В педагогической науке метод моделирования описывался в трудах В.Г.Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Г.В. Суходольского и др. Моделирование — процесс создания иерархии моделей, в котором некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [54].

Основным понятием метода моделирования является «модель» – это искусственно, созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрублённом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [54].

Практическая ценность модели определяется её соответствием изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования: определенность, объективность, наглядность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.

Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. Цель моделирования – разработка структурно-функциональной модели методического сопровождения деятельности по организации обучения в форме семейного образования.

При разработке модели методического сопровождения деятельности по организации обучения в форме семейного образования мы учитывали: нормативно-правовые вопросы, регулирующие семейное образование; уровни готовности педагогов к принятию семейного образования как инновации; внешние и внутренние условия методического сопровождения деятельности; развитие методического сопровождения как системы организации обучения в форме семейного образования.

Данная модель включает следующие основные компоненты: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, ожидаемый результат, оценка эффективности.

Цель – создание условий, при которых будет наиболее эффективно организована деятельность по реализации семейного образования.

Задачи:

  1. Создать информационную базу организации обучения в форме семейного образования.
  2. Сформировать нормативно-правовую базу регулирующую вопросы семейного образования.
  3. Повысить уровень принятия и готовности педагогического состава к работе с обучением в форме семейного образования.
  4. Разработать чёткий алгоритм действий при организации обучения в форме семейного образования.

Содержание определяется основными направлениями и включает:

  • информационно-методическое (формирование базы нормативных документов, регулирующих вопросы семейного образования, разработка методических рекомендаций, создание презентаций, разработка памяток, оснащение методической и специальной литературой по тематике семейного образования);
  • программно-методическое (разработка программ по сопровождению семейного образования, программ по информированию педагогов и родителей в вопросах семейного образования);
  • научно-исследовательское (участие в научных конференциях, круглых столах, совещаниях, организация и проведение семинаров, круглых столов, публикация научных статей, обобщение передового опыта);
  • опытно-экспериментальное (практическое применение технологий, форм и методов организации обучения в форме семейного образования);

Средствами организации обучения в форме семейного образования являются: методический совет, методические объединения, комплексы занятий «Семейное образование как фактор повышения эффективности деятельности ОУ» «Школа семейного образования для родителей».

Формы и методы: теоретические семинары; семинары-практикумы; тренинги, круглые столы; обсуждение методик, достижений в области семейного образования.

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие в образовательной организации нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы организации семейного образования.
  2. Информационная обеспеченность деятельности по методическому сопровождению обучения в форме семейного образования в достаточном объеме.
  3. Обеспеченность программами методического сопровождения семейного образования.
  4. Повышение уровня принятия и готовности педагогического состава к конструктивной работе по организации семейного образования.

В научной литературе, определение эффективности связывают с такими понятиями, как система, операция, процесс или решение. Сазонов В.Г. определяет понятие «эффективность» как интегральную и структурированную характеристику деятельности организации, комплексно отражающую успешность этой деятельности, в её соответствии миссии, целям и задачам организации.

Для определения эффективности деятельности имеется система критериев и показателей. Семенов А.К., Набоков В.И. описывают, что критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Учитывая направления методической работы (В.М. Полонский, Н.Н. Кузин, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, A.M. Моисеев), мы адаптировали их в соответствии с работой в области семейного образования и получили следующие критерии оценки эффективности:

  1. Наличие информационно-методического обеспечения.
  2. Наличие программно-методического обеспечения.
  3. Информированность педагогов об особенностях семейного образования.
  4. Готовность и принятие педагогическим составом обучения в форме семейного образования.

Для каждого критерия были определены соответствующие показатели, представленные в таблице 1.

Для разработки модели и определения механизма её внедрения были выделены следующие этапы деятельности: аналитический, содержательно-деятельностный, контрольно-оценочный (см. табл. 2).

Таблица 1. Критерии и показатели эффективности обучения в форме семейного образования

Критерии Показатели Уровни
Наличие информационно-методического обеспечения   Высокий Средний Низкий
Количество нормативно-правовых документов регламентирующих семейное образование 10 и более От 5 до 9 4 и менее
Количество буклетов, памяток 7 и более От 4 до 6 3 и менее
Количество разработанных методических рекомендаций по направлениям деятельности организации семейного образования 10 и более От 4 до 9 3 и менее
Количество  методической и специальной литературы 11 и более От 6 до 10 5 и менее
Количество подборки электронных ресурсов 20 и более От 10 до 19 9 и менее
Наличие программно-методического обеспечения Количество разработанных и внедрённых программ по сопровождению семейного образования 6 и более От 3 до 5 3 и менее
Количество комплексов занятий по вопросам особенностей семейного образования 5 и более От 3 до 4 2 и менее
Готовность и принятие педагогическим составом обучения в форме семейного образования Доля педагогов с позитивным настроем по отношению к семейному образованию 70% и более От 40% до 60% Менее 39%
Доля педагогических работников участвующих в организации семейного обучения 25% и более От 15% до 24% Менее 14%

 

Таблица 2. Основные этапы разработки и внедрения модели организации обучения в форме семейного образования

Название этапа Цель Содержание деятельности
Аналитический Выявление проблем и приоритетов в методическом сопровождении, необходимых условий их решения — Определение условий повышающих эффективность методического сопровождения.

— Изучение проблем при организации методического сопровождения

Содержательно-деятельностный Проектирование содержания методического сопровождения организации обучения в форме семейного образования. — Определение компонентов модели и их содержание.

— Определение критериев эффективности методического сопровождения семейного образования.

— Разработка и организация деятельности по апробации модели методического сопровождения.

Контрольно-оценочный Получение оперативной информации о методическом сопровождении — Изучение эффективности реализации модели методического сопровождения.

— Обобщение результатов.

— Коррекция методического сопровождения семейного образования.

 

2.3. Анализ результатов экспериментальных данных по организации семейного образования в общеобразовательной организации

Результаты практической деятельности, проведенной в ходе исследования, отражены в контрольном этапе эксперимента и позволяют проверить эффективность реализации модели организации обучения в форме семейного образования.

Задачи исследования на контрольном этапе эксперимента

  1. Изучить динамику информационно-методического обеспечения.
  2. Проанализировать динамику программно-методического обеспечения.
  3. Определить информированность педагогов об особенностях семейного образования.
  4. Выявить готовность и принятие педагогическим составом обучения в форме семейного образования.
  5. Определить уровень участия педагогического состава в организации обучения в форме семейного образования

Для изучения динамики информационно-методического обеспечения был проведен анализ количества продуктов информационно-методической деятельности. Результаты анализа показали:

— количество нормативно-правовых документов регламентирующих семейное образование: 6.

— количество разработанных методических рекомендаций по направлениям организации семейного образования (методические рекомендации для педагогов, рекомендации для родителей): 4.

— количество разработанных буклетов, памяток по вопросам семейного образования (памятка «Алгоритм приёма на обучение в форме семейного образования», «Нормативно-правовые основы семейного образования», «Социализация при обучении в семье», памятка для родителей «Составление индивидуального плана обучения» и др.): 4.

— количество подборки электронных ресурсов («Опыт других школ по организации семейного образования», «Семейное образование: обмен информацией родителей из регионов России», «Центр домашнего обучения», «Межрегиональная общественная организация «За права семьи», «Учимся дома: домашнее образование в России», и др.): 12.

— количество научной и специальной литературы по вопросам семейного образования: 6.

Динамика показателей методического обеспечения представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика показателей методического обеспечения организации обучения в форме семейного образования

 

Таким образом, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента информационно-методическое обеспечение находилось на низком уровне; на контрольном этапе эксперимента находится на среднем уровне. Данные результаты демонстрируют положительную динамику информационно-методического обеспечения.

С целью изучения программно-методического обеспечения деятельности проводился анализ разработанных программ по основным направлениям организации обучения в форме семейного образования. Разработаны следующие программы: курс «Обучение детей в семье», «Обучение в форме семейного образования и социализация», «Эффективное взаимодействие семей, обучающих детей самостоятельно и образовательных организаций», семинар «Семейное образование как фактор повышения эффективности образовательного учреждения».

Анализ программно-методического обеспечения позволил сделать следующие выводы: структура и содержание большинства программ соответствуют необходимым требованиям. Таким образом, в учреждении программно-методическое обеспечение находится на среднем уровне.

Анализ принятия педагогическим составом обучения в форме семейного образования, а также информированность педагогов об особенностях семейного образования показал следующие результаты:

  • доля педагогов с позитивным отношением к семейному образованию составила 70%.

Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод, что информированность педагогов об особенностях обучения в форме семейного образования повысилась.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволил сделать вывод о том, что уровень методического обеспечения организации обучения в форме семейного образования повысился.

Рассматривая тьюторство как перспективу семейного образования, можно сказать, основным содержанием работы тьютора в сфере семейного образования может стать:

— поиск, отбор и использование различных ресурсов развития ребенка с учетом возможностей, особенностей, способностей и потребностей не только ребенка, но и семьи;

— необходимость иметь представления о том, какие именно педагогические ресурсы существуют, доступны, возможны для реализации индивидуальной образовательной программы и т.д.

— осуществление помощи родителям в том, чтобы они самостоятельно сделали свой выбор при многообразии образовательных ресурсов. Тьютор не транслирует семье свои ценности в образовании и не дает пошаговых рекомендаций.

Результат работы тьютора должен проявиться в осознанном выборе родителями собственной педагогической стратегии.

Кроме того, работая в сфере семейного образования, тьютору необходимо будет учитывать также педагогическую культуру семьи, антропологические истоки инкультурации ребенка, антропологические основы полилога семьи с различными социальными институтами, социально-культурные условия, среду и особенности семейно-педагогической деятельности и т.д.

Таким образом, для того чтобы семейное образование эффективно обеспечивало соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта уровень подготовки обучающихся и при это сохраняло свои преимущества и культурно-образовательную самобытность, необходима эффективная система профессионального организационно-педагогического сопровождения семьи, что, в свою очередь, позволит семейному образованию стать высоко результативной формой альтернативного образования.

В таблице 3 ниже представлены основные риски первого этапа внедрения тьюторской работы в процесс семейного образования.

Таблица 3. Основные риски первого этапа внедрения тьютерской работы в процесс семейного образования

Риски Пути минимизации рисков
Ориентация на «быстрые» результаты («эффекты»), поспешность в реализации мероприятий. Этапный подход внедрению.

Согласование изменений в практике с изменениями в сознании ребенка.

Ориентация на жесткий «вертикальный» стиль управления процессом внедрения, характеризующийся излишней зарегулированностью и централизацией.Следствие:риск личностной отчужденности от ценностно-смыслового и деятельностного контекста. Развитие механизмов взаимодействия.

Открытая информационная политика; формирование единого информационного поля, обеспечивающего эффективный «горизонтальный» обмен информацией между субъектами.

Сужение спектра направлений работы и решаемых задач, выхолащивание содержания, формализация работы. Системный подход, ориентация на принцип научной обоснованности, привлечение ведущих экспертов – представителей научно-образовательного сообщества – на всех этапах работы.
Сознательная имитация деятельности тьютора с целью привлечения средств для собственных нужд. Перенос «центра тяжести» основных практических работ по формированию системы сопровождения ребенка на более эффективный уровень.

 

На следующих этапах внедрения одним из центральных становится риск разобщенности действий субъектов реализации программы тьюторства, что требует дополнительных усилий по координации предпринимаемых действий.

Соответственно, необходимо осуществить следующие условия реализации:

  • институционализацию (организационное оформление) и нормирование (документирование) инновационных прецедентов практики в сфере организационно-педагогического сопровождения детей;
  • провести дифференциацию региональных, муниципальных и локальных моделей тьюторского сопровождения по признакам социально-педагогической эффективности и транслируемости;
  • завершить проектирование единой системы сопровождения для всех уровней образования, обладающей признаками непрерывности и преемственности;
  • сформировать предложения по совершенствованию действующего законодательства в целевой области.

При анализе системы обучения Антощенко Веры Александровны, ученицы 4 класса, нами было выявлено, что вся нормативная документация, составленный учебный план и описание промежуточной аттестации ученицы соответствуют государственным требованиям получения образования в форме семейного обучения (см. приложение 8, 9, 10). Таким образом, получение образования в форме семейного обучения является эффективным, инновационным для современной общеобразовательной школы.

Выводы по 2 главе

В России каждый год растёт число детей, получающих семейное образование. В своём подавляющем большинстве это жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов страны, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией. Свобода выбора семьи в области образования и, в частности, семейное образование оказывают существенное положительное влияние на общество в целом. Семейное образование не только отвечает всем требованиям к современным формам обучения, но и создаёт уникальные возможности для укрепления института семьи и связей между поколениями, семейных ценностей и семейного образа жизни.

Поскольку многих родителей не устраивают приоритеты в содержании обучения в государственной школе, недостаток индивидуального и творческого подхода к ребенку, нездоровая школьная атмосфера, сохраняется возрастающая тенденция перевода детей из школ на семейное образование. Преимущества семейного образования вполне очевидны: домашняя привычная атмосфера, индивидуальная образовательная программа с учетом особенностей, склонностей, способностей и потребностей ребенка (это относится как к детям с выдающими способностями, так и к отстающим по ряду предметов, с ограниченными физическими возможностями и профессионально занимающимся определенными видами внеучебной деятельности) и членов его семьи; гибкое расписание; возможность выбора педагогов и форм занятий (индивидуальных и групповых, домашних или выездных и т.д.); возможность учета религиозных, национальных и культурных особенностей; возможность регламентировать его окружение, время и формы общения и т.д.

Но в тоже время все эти преимущества создают для родителей дополнительные трудности. Огромное разнообразие обучающих и развивающих программ, технологий и методик, услуг в сфере образования жизни ребенка и неумение ориентироваться в них существенно снижает привлекательность семейного образования для родителей, и поэтому вместо того, чтобы открыть перед ребенком дополнительные ресурсы и вариативность способов построения развивающей образовательной среды, эта неспособность или растерянность ограничит их.

Родители к решению о взятии на себя полной ответственности за воспитание и обучение своего ребенка должны подходить осознанно и с учетом собственных образовательных ценностей. Поверхностно увлекшись какой-то одной методикой воспитания, родители рискуют в дальнейшем существенно ограничить тот целостный образ взросло-детского взаимодействия, на который ориентирована данная семья. Поэтому важно уяснить какие ценности и качества будут транслироваться в рамках образовательной деятельности.

Согласно проведенному исследованию по изучению организации семейного образования, нами были выделены следующие проблемы в современной сфере образования:

  1. Существует проблема информационно-методической оснащенности школы в отношении вопросов организации семейного образования.
  2. Существует проблема недостаточной информированности педагогов относительно принятия и готовности педагогического состава к инновационной деятельности по организации семейного образования.
  3. Существует проблема недостаточной информированности родителей об особенностях организации и условиях семейного образования.

По итогам констатирующего этапа, были выявлены условия, при которых организация обучения в форме семейного образования, по мнению педагогов, будет наиболее эффективной:

  1. соблюдаются требования к проведению уроков по различным предметам;
  2. соблюдаются общие принципы обучения;
  3. осуществляется качественное индивидуальное образование, которое сложно осуществить в классе, в котором около 30 человек;
  4. остается сохранной индивидуальность ребенка, обучающегося в форме семейного образования;
  5. у ребенка вырабатывается независимое мышление и социально-психологический иммунитет.

Рассматривая тьюторство как перспективу семейного образования, можно сказать, основным содержанием работы тьютора в сфере семейного образования может стать:

— поиск, отбор и использование различных ресурсов развития ребенка с учетом возможностей, особенностей, способностей и потребностей не только ребенка, но и семьи;

— необходимость иметь представления о том, какие именно педагогические ресурсы существуют, доступны, возможны для реализации индивидуальной образовательной программы и т.д.

— осуществление помощи родителям в том, чтобы они самостоятельно сделали свой выбор при многообразии образовательных ресурсов. Тьютор не транслирует семье свои ценности в образовании и не дает пошаговых рекомендаций.

Преодолеть эти проблемы возможно через построение эффективной системы сопровождения семьи специальным педагогом – тьютором, который работал бы в сотрудничестве с семьей и всеми специалистами, с которыми эта семья взаимодействует.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф