Глава 2. Применение деятельностного подхода в системе образования при изучении раздела «Оформление интерьера» в 6 классе
2.1 Подготовительный этап
В педагогической науке существует множество определений педагогического эксперимента. В учебнике по педагогике Подласого И.П. педагогический эксперимент – «это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях» [9, с.345 ].
Харламов И.Ф. педагогическим экспериментом называет «специально организованную педагогическую деятельность учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений» [5, с. 244].
Ю.З. Кушнер в своем учебнике под педагогическим экспериментом называет «активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление, для того, чтобы открыть закономерности и изменения существующей практики» [ 2 ].
Общее во всех определениях то, что педагогический эксперимент – это хорошо продуманная, научно обоснованная система педагогического процесса, целью которого будет открытие нового знания, проверка и обоснование заранее разработанных научных гипотез.
Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь прорабатывает основную цель, задачи, определяет предмет и объект исследования, составляет примерную программу, прогнозирует предполагаемые результаты. Следующим этапом будет планирование самого исследования. Намечается характер будущих преобразований, которые необходимо ввести в практическую часть; продумывается роль и своё место в проводимом исследовании; принимается во внимание множество влияющих на качество педагогического процесса условий; планируются средства контроля тех результатов, которые он намерен получить в исследовании, и способы обработки всех итогов.
Отслеживать процесс эксперимента можно с помощью констатирующих срезов, фиксации текущих результатов, итоговых срезов, анализируя положительные и отрицательные результаты. Возможны непредвиденные и побочные результаты, которые так же необходимо анализировать .
Результатом педагогического эксперимента могут быть разработки концепций образовательного процесса, определение его закономерностей, постановка новых педагогических проблем, подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, разработанные классификации уроков, методов, типов уроков и т.д .
Цель эксперимента: определить эффективность системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий на уроках технологии.
Объектом эксперимента будут уроки технологии в 6«а» и 6«б» классе.
Предмет эксперимента – системно-деятельностный подход на уроках технологии.
Гипотеза – уроки технологии деятельностного типа более эффективны с точки зрения достижения образовательных результатов, чем традиционные занятия.
Для проведения эксперимента в период преддипломной практики был выбран 6«а» и 6«б» класс в МБОУ «Заостровская СШ». В 6«а» классе 9 девочек, в 6«б» 8 учениц.
В ходе педагогического эксперимента в 6«а» классе будет проведено два урока системно-деятельностного типа, и столько же уроков в 6«б» классе, но традиционного типа.
Для сравнения результатов формирования УУД, была составлена таблица (Приложение Б) для сравнения по каждому уроку, в которой отражён уровень УУД в двух классах.
Также разработана анкета для учащихся 6«а» и 6«б» классов, которая должна быть заполнена учащимися до эксперимента и после. Анкетирование позволит выяснить уровень мотивации к изучению технологии у учеников и его изменение после эксперимента.
Подготовительный этап эксперимента дал возможность ознакомится с методикой проведения педагогического исследования, определить цель, объект и предмет, выдвинуть гипотезу. Был подготовлен тестовый материал, выбраны классы для проведения эксперимента.
2.2 Экспериментальный этап
2.2.1 Разработка анкеты по оценке уровня учебной мотивации
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений и познавательной активности в учебной деятельности.
- Форма: анкета.
- Форма проведения: фронтальный письменный опрос
- Оцениваемое УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, школьная мотивация.
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных ниже, в зависимости от того, какое ваше обычное состояние на уроках технологии, как вы обычно чувствуете себя на них. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Анкета для учащихся 6 класса
- Посещать уроки технологии для тебя …. ?
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.
- Насколько эмоционально положительно ты относишься к трудовой деятельности по предмету (испытываешь душевный подъем при выполнении упражнений по технологии)?
а) очень эмоционально;
б) средне эмоционально;
в) отрицательно.
- Часто ли ты задаешь вопросы учителю по новой или пройденной теме урока?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
- Выполняешь ли ты дополнительные задания по технологии?
а) выполняю всегда;
б) иногда;
в) никогда.
- Ты творчески подходишь к любому заданию по технологии, стараешься его сделать лучше, чем другие?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
- Если задан вопрос на сообразительность, то ты….
а) самостоятельно найдешь ответ;
б) попробуешь найти ответ сам;
в) спросишь ответ у одноклассников.
- Твой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…
а) настроения;
б) приложенных тобой усилий;
в) трудности заданий.
- Ты будешь активным на уроке, если…
а) хорошо знаешь тему и понимаешь учебный материал;
б) уверен, что ответишь хорошо;
в) тебя не будут ругать за ошибки.
- Ты стараешься учиться лучше, чтобы…
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) тебя любила и хвалила учительница.
- Если ты получаешь хорошую отметку, то тебе нравится, что…
а) хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) узнаешь больше нового.
2.2.2 Проведение анкетирования
До начала исследования учащиеся двух классов заполнили анкету для выявления уровня мотивации на уроках технологии. В 6«а» классе были получены следующие результаты:
Первый вопрос звучал следующим образом: «Посещать уроки технологии для тебя …. ?». Получены результаты (рис.1).
Второй вопрос (рис.2): «Насколько эмоционально положительно ты относишься к трудовой деятельности по предмету (испытываешь душевный подъем при выполнении упражнений по технологии)?»
Третий вопрос (рис.3): «Часто ли ты задаешь вопросы учителю по новой или пройденной теме урока?»
Четвёртый вопрос (рис.4): «Выполняешь ли ты дополнительные задания по технологии?»
Пятый вопрос (рис.5): «Ты творчески подходишь к любому заданию по технологии, стараешься его сделать лучше, чем другие?»
Шестой вопрос (рис.6): «Если задан вопрос на сообразительность, то ты….»
Седьмой вопрос (рис.7): «Твой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…..»
Восьмой вопрос (рис.8): «Ты будешь активным на уроке, если…»
Девятый вопрос (рис.9): «Ты стараешься учиться лучше, чтобы…»
Десятый вопрос (рис.10): « Если ты получаешь хорошую отметку, то тебе нравится, что…»
Посмотрим на результаты анкетирования в 6«б» классе (рис.10,11,12).
Интерес к технологии не высокий, дети мотивированны получением хорошей оценки, нет стремления к новым знаниям. Интерес к дополнительной работе по предмету есть далеко не у всех учащихся. Некоторые ученики обеспокоены возможной критикой со стороны педагога из-за недостаточности знаний.
Ответы по анкете, примерно, на одном уровне в обоих классах.
В результате наблюдения за учащимися был определен уровень УУД в классе и зафиксирован в таблице (таблица №2), в приложении В приведена схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся.
Таблица №2 — Оценочная карта б«а» класса
УУД | 1 урок | |||
1 | 2 | 3 | ||
1 | 2 | 3 | ||
Личностные | Самоопределение | + | ||
Нравственно-этическое оценивание | + | |||
Регулятивные | Целеполагание | + | ||
Планирование | + | |||
Прогнозирование | + | |||
Контроль | + | |||
Коррекция | + | |||
Оценка | + | |||
Познавательные
| Поиск и выделение информации | + | ||
Умение структурировать знания | + | |||
Умение строить речевые высказывания | + | |||
Анализ | + | |||
Выбор критериев | + | |||
Выведение следствия | + | |||
Построение логической цепи рассуждения | + | |||
Доказательство | + | |||
Постановка и формулирование проблемы | + | |||
Выдвижение гипотез | + | |||
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | + | |||
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 | 2 | 3 | ||
Коммуникативные | Эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | + | ||
Слушать партнера | + |
Характеристика табличных данных: 1 – низкий уровень УУД, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень.
На основе табличных данных был подсчитан средний уровень по каждому виду УУД и построена диаграмма (рис.13).
По тем же критериям (см. Приложение В , приведена схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся.) были оценены учащиеся 5«б» класса. Результаты занесены в таблицу №3.
Таблица №3 — Оценочная карта б«б» класса
УУД | 1 урок | |||
1 | 2 | 3 | ||
Личностные | Самоопределение | + | ||
Нравственно-этическое оценивание | + | |||
Регулятивные | Целеполагание | + | ||
Планирование | ||||
Прогнозирование | ||||
Контроль | + | |||
Коррекция | ||||
Оценка | + | |||
Познавательные
| Поиск и выделение информации | + | ||
Умение структурировать знания | + | |||
Умение строить речевые высказывания | + | |||
Анализ | + | |||
Выбор критериев | ||||
Выведение следствия | ||||
Построение логической цепи рассуждения | + | |||
Доказательство | + | |||
Постановка и формулирование проблемы | + | |||
Выдвижение гипотез | + | |||
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | ||||
Коммуникативные | Эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | + | ||
Слушать партнера | + |
Также на основе табличных данных был подсчитан средний уровень по каждому виду УУД и построена диаграмма (рис.14).
На уроках традиционного типа возникает сложность оценивания УУД, в виду отсутствия определенных этапов урока и соответствующих заданий. Полученные результаты первого урока отображены в диаграмме.
Анкетирование по качеству УУД показало довольно низкие познавательные и регулятивные мотивы у учеников в обоих классах.
Школьная мотивация находится на среднем уровне. Присутствует положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Познавательные мотивы у учащихся сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Некоторые школьники посещают уроки технологии неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
2.2.3 Разработка планов-конспектов уроков деятельностной направленности
- Тема урока: Интерьер жилого дома, 6«а» класс.
- Тип урока: урок постановки учебной задачи.
- Деятельностная цель: способствовать формированию у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.
- Содержательная цель: сформировать умения по теме «Интерьер жилого дома».
- Задачи: познакомить с видами композиции, материалами для отделки; углубить представление у обучающихся о предмете изучения – декоративное оформление интерьера жилого помещения; учить подбирать цветовую гамму для отделки, декоративные детали, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание, эстетический вкус, творческое воображение, инициативу; воспитывать интерес к предмету.
- Оборудование: ПК, проектор, учебник технологии, интерьерные журналы, образы отделочных и текстильных материалов, колористическая карта, карточки с эскизами, карандаши.
Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: закрепить знания о интерьере жилого дома; расширить представление о композиционных приёмах в интерьере; иметь представление об основных отделочных материалах, правилах колористического решения интерьера, способах декоративного оформления различных поверхностей; научатся подбирать соответствующий декор и цветовую гамму для помещений различного назначения, придумать дизайн текстильного оформления окна.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные – научиться понимать учебную задачу и находить решение;
- познавательные – научиться находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;
- коммуникативные – научиться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в диспут, слушать одноклассников и учителя; уметь презентовать свою работу.
Личностные: ориентированность на целесообразное поведение в быту и трудовой деятельности.
Ход урока представлен в таблице №4.
Таблица №4 — Организационная структура урока
Организационная структура урока | |||||
Обучаю-щие и развив. компонен-ты, задания и упражне-ния | Деятельность учителя | Деятель-ность обучаю-щихся | Формы организа-ции взаимод. на уроке | Проме-жуточн-ый контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 этап. Организационная часть. Повторение | |||||
Обобщение имеющих-ся знаний | Проверить готовность обучающихся к уроку. Беседа по пройденной теме. С давних времен в народе говорят: “Дом вести – не лапти плести”, «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и тысячу лет прожить легко, а выйдешь из дому и час трудно!» Как Вы думаете, в чем смысл этих мудрых высказываний? | Отвечают на вопросы, активизи-руют имеющи-еся знания, высказы-вают свои предложе-ния. | Фронта-льная
| Устн-ые ответы | |
2 этап. Вызов (актуализация) | |||||
Продолжение таблицы 4 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотиваци-онная подготовка обучаю-щихся. | Ребята, скажите, каким образом человек благоустраивает свое жилище и зачем нужно создавать уют в своих домах и квартирах? Как вы думаете, как называется искусство создавать уют и красоту в жилых помещениях? А теперь, на основе Ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока (Интерьер жилого дома.) Скажите, какая творческая деятельность занимается планировкой интерьера? (Дизайн) Давайте сформулируем цель нашего урока, с помощью терминов интерьер и дизайн? Презентация — приложение Г. (Изучение эстетических функций дизайна через многообразие стилей и сочетаний цветов в интерьере) Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. | Формули-руют тему урока. Отвечают на вопросы. Активизи-руют имею-щиеся знания. Высказы-вают свои предложе-ния. | Фронта-льная | Уст-ные ответы | |
3 этап. Изучение нового материала | |||||
Словесно-иллюстри-рованный рассказ с элемента-ми беседы «Компози- ция в интерьере. Виды компози-ци». Просмотр мультиме-дийной презента-ции. | Что такое интерьер? (повторение с 5 класса) Интерьер в переводе с французского – «внутренний». Иными словами, это внутренний мир дома. Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений. Дизайн – означает художественно проектную деятельность по созданию промышленных изделий и формированию целостной предметной среды, окружающей человека (в том ч. квартиры). При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам: функциональным, гигиеническим, эстетическим.
| Слушают учителя. Смотрят презента-цию; обсужда-ют. Анализи-руют информа-цию. | Фронта-льная | Уст-ные ответы. Записы-вают терми-ны | |
Продолжение таблицы 4 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств. Какие стили в интерьере вы знаете? Исторические и современные стили интерьера: готический, барокко, классицизм, минимализм, кантри, техно. Цвет имеет громадное значение в жизни каждого из нас и оказывает большое влияние на зрительное восприятие. Все ли цвета одинаковы для восприятия? Рассмотрите колористические карты. Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый. Хроматические цвета разделяются на «теплые» и «холодные». Теперь поговорим об одном более узком направлении дизайна. Записать в тетради определения «портьеры», «гардины», «шторы», «жалюзи», «ламбрекен». Насколько по-вашему важно убранство окна? Оно придаёт законченный вид интерьеру? Дизайн окна – один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Шторы – это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными. Гардины – это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются. Портьеры – занавеси на двери и окна из непросвечивающей плотной ткани. | |||||
Продолжение таблицы 4 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Этап 4. Изучение нового материала, повторение | |||||
Игровой момент | С целью активизации имеющихся знаний предлагается игра «Попробуй найти». Учитель показывает слайд с изображениями интерьеров в различных стилях и зачитывает краткое описание стиля. Задача обучающихся быстро найти название соответствующих фото. | Слушают учителя, отгадыва-ют стили. | Фронта-льная | Уст-ные ответы | |
Этап 5. Изучение нового материала. Практическая деятельность | |||||
Практичес-кая работа | На этом этапе урока проводится работа с черно-белыми карточками-заданиями с изображениями эскизов окон. Необходимо нарисовать и раскрасить эскиз оформление окна. Выполнив эскиз, нужно тщательно продумать такие компоненты решения, которые определяют психологический климат. По окончании работы презентация лучших работ по следующим критериям: выбор цветового и орнаментального решения, модели занавесей. | Выполня-ют задание, обсужда-ют, анализи-руют информа-цию. Слушают учителя. | Индиви-дуаль-ная, фронта-льная, | Выпол-нение зада- ния, устные ответы | |
Этап 6. Закрепление изученного материала в форме блиц-опроса | |||||
Обобщение получен-ных сведений. Оценива-ние результа-тов работы. | Класс делится на две команды. Вопросы задаются по очереди каждой группе. Если никто из ее членов не знает на него ответ, то вопрос пере адресуется другой команде. Результаты блиц-опроса фиксировать на доске в таблице. 1. Перечислите основные цвета. 2. По какому признаку тона относят к теплым или холодным? 3. Назовите ахроматические цвета. 4. Что такое интерьер? 5. Какой зрительный эффект оказывает яркий крупный рисунок на обоях? 6. Какому рисунку следует отдать предпочтение, если вы хотите добиться, чтобы комната казалась шире и выше? 7. Какого эффекта мы достигнем, если оклеим комнату обоями с рисунком, | Выполня-ют задание. | Инди-видуаль-ная, группо-вая. | Выпол-нение зада-ния, устные ответы. | |
Продолжение таблицы 4 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
представляющим собой узкие вертикальные линии? 8. Перечислите основные требования к оформлению интерьеров. 9. Как называются занавеси из непросвечивающих тканей на окнах? 10. Как шторы светлых тонов влияют на размер комнаты? А темных тонов? 11. Как называются занавеси на окне из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева, сетки, которые разнообразно и свободно драпируются? 12. Как называются занавеси на двери из непросвечивающей плотной ткани? 13. Для чего они используются? 14. Как называется ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться. Изолируя комнату от улицы? 15. Какими качествами должен обладать дизайнер? | |||||
Этап 7. Итоги урока. Рефлексия | |||||
Обобщение получен-ных сведений. Оценива-ние результа-тов работы. | Подсчитывается количество правильных ответов каждой команды. Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике, благодарит детей за продуктивную работу. Рефлексия. – Закончите предложения: Я узнала. Я научилась. Мне пригодится. | Слушают учителя, обсужда-ют. | Инди-видуа-льная, фрон-тальная. | Уст-ные ответы. | |
Этап 8. Задание на дом | |||||
Обобщение получен-ных сведений. | Изобразить в тетради оформление окна (в цвете): 1 команда – общей комнаты; 2 команда – детской. Продумать защиту своей идеи. | Слушают учителя. | Инди-видуа-льная, группо-вая. | Выпол-нение зада-ния. | |
Тема урока: комнатные растения в интерьере, 5«а» класс.
Тип урока: комбинированный, урок изучение нового материала и урок закрепление знаний с использованием деятельностных технологий (урок решения частных задач с применением открытого способа).
Деятельностная цель: способствовать формированию у учащихся деятельностных способностей и умений в реализации нового способа действия — расстановки комнатных растений в интерьере и расширение знаний о эстетическом оформлении помещения.
Содержательная цель: сформировать умения по теме «Комнатные растения в интерьере» и укрепить знания по теме оформление интерьера.
Задачи:
- — образовательная, формирование начальных знаний расстановки комнатных растений в зависимости эстетики жилища,
- — воспитывающая, развитие эстетически – художественного вкуса,
- — развивающая, развитие познавательного интереса обучающихся к предмету и самостоятельности учащихся.
Оборудование: учебник технологии, тетрадь, журналы и книги по флористике.
Методы и формы обучения. Объяснительно-иллюстративный, практический. Индивидуальная, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения:
- — знакомство учащихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений;
- — развитие познавательных интеллектов и интеллектуальных способностей;
- — закрепление умения работать с различными источниками информации.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
- — регулятивные – научиться понимать учебную задачу и находить решение;
- — познавательные – научиться находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы;
- — коммуникативные – научиться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в диспут, слушать одноклассников и учителя; уметь презентовать свою работу.
Личностные: ориентированность на целесообразное поведение в быту и трудовой деятельности.
Ход урока представлен в таблице №5.
Таблица №5 — Организационная структура урока
Организационная структура урока | |||||
Обучаю-щие и развив. компонен-ты, задания и упражне-ния | Деятельность учителя | Деятель-ность обучаю-щихся | Формы организа-ции взаимод. на уроке | Проме-жуточн-ый конт-роль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 этап. Организационная часть. Повторение | |||||
Обобщение имеющих-ся знаний. | Проверка домашнего задания. Активизация обучающихся с использованием вопросов. 1.Что такое интерьер? 2.Как можно украсить помещение? 3.Какие предметы можно использовать для оформления интерьера?
| Отвечают на вопросы, активизи-руют имеющи-еся знания. Высказы-вают свои предложе-ния. | Фронта-льная. | Устн-ые ответы. | |
Продолжение таблицы 5 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2 этап. Вызов (актуализация) | |||||
Эмоцио-нальная, психологи-ческая и мотиваци-онная подготовка обучаю-щихся. | Только ли для красоты мы держим в доме комнатные растения? Какова роль растений в интерьере? Какую квартиру можно считать комфортной? Представьте квартиры: вашу, ваших родственников, друзей, знакомых, совершенно одинаково оформленными. Представьте ваши ощущения. Цветы – комнатные растения, украшают нашу жизнь, успокаивают, дарят радость. Сможем ли мы создать комфорт своей квартиры. Наверное, появятся какие либо проблемы (давайте вынесем для себя проблему). Проблема: Есть желание изменить вид своей комнаты. Это можно выполнить простейшим способом с помощью комнатных растений.
| Отвечают на вопросы. Активизи-руют имею-щиеся знания. Высказы-вают свои предложе-ния. | Фронта-льная. | Уст-ные ответы. | |
3 этап. Изучение нового материала | |||||
Словесно-иллюстри-рованный рассказ с элемента-ми беседы. | Как видите растения являются неотъемлемой частью любого интерьера. Сегодня мы рассмотрим приёмы и способы фито дизайна. Назовите разновидности комнатных растений в зависимости от условий микроклимата. Вы должны это знать. Светолюбивые, тенелюбивые, тене-выносливые. Назовите и охарактеризуйте основные группы растений. 1) Декоративнолистные растения при правильном уходе могут жить в комнатных условиях очень долго. Листья зелены круглый год. 2) Декоративноцветущие комнатные растения при правильном содержании могут жить в квартире долгое время. Листва после цветения не отмирают. | Слушают учителя. Обсужда-ют. Анализи-руют информа-цию. | Фронта-льная. | Уст-ные ответы. Записы-вают терми-ны. | |
Продолжение таблицы 5 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3) Декоративноцветущие горшечные растения используют в комнатных условиях для создания временных композиций и после отцветания убираются, оставляя луковицы или клубни до следующего сезона. 4) Кактусы – растения суккуленты, лучше всего переносят сухой воздух в квартирах с центральным отоплением. Почти все кактусы не имеют обычных листьев, у большинства есть колючки, многие из них цветут. Приёмы размещения комнатных растений: — одиночные растения, — композиция, — комнатный садик, — террариум. Композиция из комнатных растений. В стандартную композицию могут входить от четырех до пятнадцати горшков с растениями, которые могут быть различны по оттенку, виду, при этом составлять приятную для взгляда группу. Создать зеленое окно (композицию) у себя дома можно выставив цветы на разных уровнях. Чаще всего композицию из комнатных растений составляют горизонтально. Но вертикальная расстановка растений так же удобна и красива. Традиционно для такой композиции используют вертикальную угловую подставку, на которую ставят растения одного вида, образующих живую колонну. Если подвесить одну под другую корзинки, получится тот же эффект. Составление композиций из различных комнатных растений может быть ограниченно только вашей фантазией, и главное, помнить об индивидуальных особенностях каждого растения, | |||||
Продолжение таблицы 5 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
тогда зимний сад в вашем доме будет постоянно радовать вас и окружающих. Террариум (флорариум) цветочная композиция растущая внутри прозрачного сосуда. Идеальный вариант озеленения для небольших помещений с неблагоприятными для растений условиями, а также для людей, любящих природу, но не имеющих времени для ухода за обычным комнатным садиком террариумом. Во флорариумах можно выращивать практически всё, что туда поместится, вплоть до аквариумных и болотных растений. | |||||
Этап 4. Практическая деятельность | |||||
Практичес-кая работа. | Задание. Назовите основные критерии для расстановки комнатных растений в интерьере. Критерии: Учесть разновидность растений (4 группы). Учитывать внешний вид растения (6групп). Приемы размещения. Декоративно-художественную ценность и своеобразие. Способы и возможности расстановки. Класс делится на две группы. Сейчас я предлагаю ощутить себя фито дизайнерами. Вам нужно, используя журналы и книги о комнатных цветах, подобрать растения для оформления интерьера холла и класса технологии с учетом условий содержания растений. На работу отводится 15 минут. | Выполня-ют задание, обсужда-ют, анализи-руют информа-цию. Слушают учителя. | Индиви-дуаль-ная, группо-вая. | Выпол-нение зада-ния, устные ответы. | |
Этап 5. Итоги урока. Рефлексия | |||||
Обобщение получен-
| Мы много узнали на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленную цель? Рассуждения обучающихся и вывод. | Слушают учителя, | Инди-видуа-льная, | Уст-ные ответы. | |
Продолжение таблицы 5 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
ных сведений. Оценива-ние результа-тов работы. | Оценивая работу школьников на уроке, отметить лучшие результаты и вместе с ними сделать выводы по изученному материалу. А теперь продолжите фразу. На уроке мне больше всего понравилась работа ….. Мне удалось узнать …. Я хочу посоветовать себе почитать ….. | обсужда-ют. | фрон-тальная. | ||
Этап 8. Задание на дом | |||||
Обобщение получен-ных сведений. | Дома посмотреть: — Какие растения у вас растут? — Какой им необходим уход и условия? — Как улучшить дизайн помещения, изменив композиционное оформление?
| Слушают учителя. | Инди-видуа-льная, фрон-тальная. | Выпол-нение зада-ния. | |
2.2.4 Проведение повторного анкетирования, для выявления влияния деятельностного подхода на формирование УУД
В конце исследования было проведено повторное анкетирование двух классов. Результаты анкетирования в 6«а» классе.
На первый вопрос «Посещать уроки технологии для тебя …. ?», даны ответы (рис.15):
Увеличилось число учащихся, заинтересованных в посещении урока технологии. Повышение интереса вызвано дополнительными творческими заданиями на уроке.
Второй вопрос (рис.16): «Насколько эмоционально положительно ты относишься к трудовой деятельности по предмету (испытываешь душевный подъем при выполнении упражнений по технологии)?»
Поменялись задания (творческие задания и возможность их выбора) и поменялось отношение учеников к ним, появилась возможность самому проверить себя и оценить, поощрение за самостоятельное исправление ошибки. Всё вместе дало положительный результат.
Третий вопрос (рис.17): «Часто ли ты задаешь вопросы учителю по новой или пройденной теме урока?»
Деятельностные уроки не подразумевают монолог учителя по новой теме, не всегда охватывается весь материал, часть остаётся учащимся на самостоятельное изучение, скорее всего это и послужило причиной увеличения задаваемых вопросов.
Четвёртый вопрос (рис.18): «Выполняешь ли ты дополнительные задания по технологии?»
Мы можем наблюдать небольшое увеличение числа учащихся, выполняющих дополнительные задания, что говорит об их интересе к предмету и желании получить больше оценок.
Пятый вопрос (рис.19): «Ты творчески подходишь к любому заданию по технологии, стараешься его сделать лучше, чем другие?»
Мы снова можем наблюдать увеличение интереса к урокам и заданиям, это связанно с тем, что увеличилось количество творческих заданий. Проявляя творческий подход можно получить дополнительный балл.
Шестой вопрос (рис.20): «Если задан вопрос на сообразительность, то ты….»
Выросло число учащихся, решивших самостоятельно найти ответ на вопрос. Можно говорить о том, что у детей появилась уверенность в собственных силах, они не боятся пробовать и ошибаться.
Седьмой вопрос (рис.21): «Твой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…»
Уроки деятельностного типа позволяют ученикам стать более уверенными в итогах своей работы, и видеть результат, основанный на собственных усилиях.
Восьмой вопрос (рис.22): «Ты будешь активным на уроке, если…»
Мы можем наблюдать уменьшение числа учащихся, переживающих за правильность своего ответа или мнения.
Девятый вопрос (рис.23): «Ты стараешься учиться лучше, чтобы…»
Десятый вопрос (рис.24): «Если ты получаешь хорошую отметку, то тебе нравится, что…»
По девятому и десятому вопросу заметно повышение интереса учащихся к знаниям. Это обосновано новым походом в обучении. Для некоторых учеников хорошая отметка становится не так важна, как хорошие познания и умения.
Делая вывод по этой анкете, можно сказать о том, что интерес к урокам технологии и мотивация к ее изучению стала выше, благодаря методу деятельностной направленности.
Посмотрим на результат анкетирования 6«б» класса, где проводились уроки традиционного типа, по окончании эксперимента (рис.25,26,27).
В 6«б» мы можем наблюдать незначительные изменения в ответах, интерес к урокам технологии остался почти на таком же уровне. Мотивация остается на уровне получения хорошей оценки.
В конце исследования был определен новый уровень УУД в обоих классах и зафиксирован в таблицах (таблица №6 и №7).
Таблица №6 — Оценочная карта б«а» класса
УУД | 1 урок | 2 урок | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Личностные | Самоопределение | + | + | ||||
Нравственно-этическое оценивание | + | + | |||||
Регулятивные | Целеполагание | + | + | ||||
Планирование | + | + | |||||
Прогнозирование | + | + | |||||
Контроль | + | + | |||||
Коррекция | + | + | |||||
Оценка | + | + | |||||
Продолжение таблицы 6 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Познавательные
| Поиск и выделение информации | + | + | ||||
Умение структурировать знания | + | + | |||||
Умение строить речевые высказывания | + | + | |||||
Анализ | + | + | |||||
Выбор критериев | + | + | |||||
Выведение следствия | + | + | |||||
Построение логической цепи рассуждения | + | + | |||||
Доказательство | + | + | |||||
Постановка и формулирование проблемы | + | + | |||||
Выдвижение гипотез | + | + | |||||
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | + | + | |||||
Коммуникативные | Эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | + | + | ||||
Слушать партнера | + | + |
Характеристика табличных данных: 1 – низкий уровень УУД, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень.
Сравнивая результаты анкетирования (рис.28), мы можем увидеть положительную динамику в шестом «а» классе, есть небольшое повышение познавательных, регулятивных и личностных УУД (для сравнения приведены результаты за два урока).
Уровень УУД в 6«б» классе зафиксирован в таблице №7.
Таблица №7 — Оценочная карта 6«б» класса
УУД | 1 урок | 2 урок | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Личностные | Самоопределение | + | + | ||||
Нравственно-этическое оценивание | + | + | |||||
Регулятивные | Целеполагание | + | + | ||||
Планирование | |||||||
Прогнозирование | |||||||
Контроль | + | + | |||||
Коррекция | |||||||
Оценка | + | + | |||||
Познавательные | Поиск и выделение информации | + | + | ||||
Умение структурировать знания | + | + | |||||
Умение строить речевые высказывания | + | + | |||||
Анализ | + | + | |||||
Выбор критериев | |||||||
Выведение следствия | |||||||
Продолжение таблицы 7 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Построение логической цепи рассуждения | + | + | |||||
Доказательство | + | + | |||||
Постановка и формулирование проблемы | + | + | |||||
Выдвижение гипотез | + | + | |||||
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | |||||||
Коммуникативные | Эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | + | + | ||||
Слушать партнера | + | + |
В «Б» классе динамики не наблюдается (рис.29), все результаты УУД стабильны.
На первом уроке деятельностного типа ученики затруднялись в постановке цели, долго вникали в суть заданий, стеснялись озвучивать свои мысли и эмоции на уроке. К концу второго урока учащиеся уже легче ставили личные цели, пытались найти выход из затруднения, им понравилось самостоятельно оценивать свою деятельность, делились мнениями на этапе рефлексии. Так же нужно отметить, что учащиеся с низкой активностью справлялись с заданиями деятельностного типа намного легче.
Анализируя полученные результаты в оценочной таблице и по диаграммам, можно сделать вывод – уроки деятельностной направленности позволяют сформировать у учащихся универсальные учебные действия (повысить уровень сформированности), в тот момент как на уроках традиционного типа динамики нет, и нет возможности оценивать УУД.
За работу на практической части первого урока средний балл в 6 «а» классе был 4,2; на втором уроке деятельностного типа средний балл составил 4,4. Средний балл увеличился не на много, но стоит принять во внимание, что прошло только два урока, значит можно сделать вывод, что со временем можно достичь более высокого результата.
В 5 «б» классе средний балл за первый урок 4,4; за второй – 4.1. Средний балл уменьшился на 0,3.
Стоит отметить, что классы примерно одинаковые по способностям и уровню обучения, дети замотивированы в получении высокого балла.
В гипотезе работы мы предполагали, что уроки технологии деятельностного типа более эффективны с точки зрения достижения образовательных результатов, чем традиционные занятия. Согласно результатам эксперимента, можно говорить о том, что в возможности формирования универсальных учебных действий традиционные уроки уступают системно-деятельностным, но не проигрывают в теоретических (знаниевых) показателях.
Таким образом гипотеза верна и доказана.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф