2. Анализ деятельности банка АО «Газпромбанк» по операционно – кассовому обслуживанию корпоративных клиентов
2.1 Организационно – экономическая характеристика банка АО «Газпромбанк»
АО «Газпромбанк» был основан в 1990 года газовым монополистом и его дочерними предприятиями. «Газпромбанк» является одним из крупнейших банков России, он предоставляет широкий спектр банковских, финансовых и инвестиционных услуг и продуктов частным лицам и предприятиям. АО «Газпромбанк» присвоен ОГРН 28 августа 2002 г. регистратором управление федеральной налоговой службы по г. Москве. Руководителем организации является председатель правления Акимов Андрей Игоревич. Юридический адрес АО «Газпромбанк» — 117420, город Москва, улица Намёткина, 16-1. Основным видом деятельности является «Денежное посредничество прочее». Организации АО «Газпромбанк» присвоены ИНН 7744001497, ОГРН 1027700167110, ОКПО 09807684.
АО «Газпромбанк» – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Банк входит в тройку крупнейших банков России по всем основным показателям и занимает третье место в списке банков Центральной и Восточной Европы по размеру собственного капитала.
Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики – газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.
Розничный бизнес также является стратегически важным направлением деятельности Банка, и его масштабы последовательно увеличиваются. Частным клиентам предлагается полный набор услуг: кредитные программы, депозиты, расчетные операции, электронные банковские карты и др.
Газпромбанк занимает сильные позиции на отечественном и международном финансовых рынках, являясь одним из российских лидеров по организации и андеррайтингу выпусков корпоративных облигаций, управлению активами, в сфере частного банковского обслуживания, корпоративного финансирования и других областях инвестиционного банкинга.
В числе клиентов Газпромбанка – около 5 миллионов физических и порядка 45 тысяч юридических лиц.
В настоящее время Газпромбанк участвует в капитале банков, расположенных в России, Республике Беларусь, Швейцарии и Люксембурге, финансовых компаний на Кипре и в Гонконге, имеет представительства в Нур-Султане (бывшая Астана) (Казахстан), Пекине (Китай), Улан-Баторе (Монголия) и Нью-Дели (Индия).
В России региональная сеть Газпромбанка представлена 20 филиалами, расположенными от Калининграда до Южно-Сахалинска. Общее число офисов, предоставляющих высококачественные банковские услуги, превышает 350. Газпромбанк является членом Российского национального комитета Международной торговой палаты.
Акционерами «Газпромбанк» (Акционерное общество) являются:
- ПАО «Газпром» (принадлежит 29,7640% обыкновенных акций);
- ООО «Газпром капитал» (принадлежит 20,1133% обыкновенных акций);
- Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД» — 41,576% обыкновенных акций из которых:
5,0915% АО «НПФ ГАЗФОНД» владеет напрямую;
36,4845% контролирует через следующих акционеров Банка:
13,5853% находится у ПАО «ГАЗ-сервис», 13,5931% находится у ПАО «ГАЗКОН» и 9,3061% находится у ПАО «ГАЗ-Тек»);
- Менеджмент (принадлежит 0,0123% обыкновенных акций);
- ВЭБ.РФ (принадлежит 8,5341% обыкновенных акций);
- ЗАО «Лидер» (принадлежит 0,0003% обыкновенных акций);
- Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (принадлежит 100% привилегированных акций типа А);
- Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (принадлежит 100% привилегированных акций типа Б).
Уставный капитал Банка ГПБ (АО) сформирован в сумме 194 996 181 750 рублей и разделен на 585 883 635 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 50 рублей каждая, 39 954 000 привилегированных акций типа А номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая и 12 574 800 привилегированных акций типа Б номинальной стоимостью 10 000 рублей каждая.
Газпромбанк уделяет значительное внимание развитию бизнеса за рубежом. В настоящее время представительства Банка ГПБ (АО) работают в Пекине, Улан-Баторе, Нью-Дели и Астане.
Основные задачи, которые сегодня стоят перед зарубежными представительствами Банка:
- Представление интересов и расширение деятельности Банка ГПБ (АО) на рынке банковских услуг в странах размещения.
- Установление контактов с государственными органами и финансово-кредитными учреждениями в странах размещения.
- Содействие продвижению бренда Газпромбанка и его продуктов на финансовых рынках.
- Поддержка развития бизнеса и реализации отдельных проектов стратегических клиентов и партнеров Банка.
Клиентами банка являются представители важнейших отраслей экономики России — машиностроения, газовой, нефтяной, атомной, химической, черной и цветной металлургии, оборонного комплекса и др. «Газпробанк» обеспечивает финансовое обслуживание крупных государственных проектов по строительству газопроводов.
Значительным направлением деятельности банка также является малый бизнес. Для физических лиц банк предлагает широкий спектр услуг: депозиты, кредиты, банковские карты и др. Банк располагает больши количеством офисов во многих городах России. Ручки, карандаши, бумага а4 купить и другие канцелярские товары — приоритет для всех отделений банка.
Банк в своей деятельности руководствуется законодательными актами и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, а также Уставом, нормативными актами и распорядительными документами АО «Газпромбанк», решениями органов управления банка, стандартами профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики. АО «Газпромбанк» осуществляет на основе лицензии профессионального участника рынка ценных бумах: брокерскую деятельность, доверительное управление ценными бумагами, депозитарную деятельность.
Стратегические цели компании:
- Сохранить позицию «лидера» на обслуживаемой территории среди финансовых институтов.
- Учитывая потребности экономического сектора страны и населения РФ, развить сетевую инфраструктуру.
- Расширение представительских банков на международном рынке.
Среди приоритетных задач на будущие периоды Газпромбанк выделяет одну – реализовать корпоративно – деловую стратегию и политику Банка. АО «Газпромбанк» специализируется на осуществлении следующих банковских операций:
— привлечение денежных средств клиентов во вклады;
— размещение во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц;
— открытие и ведение банковских счетов клиентов;
— расчеты по поручениям клиентов, в том числе банковкорреспондентов, по их банковским счетам; — инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
— кассовое обслуживание клиентов;
— куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, в том числе совершение валютно-обменных операций;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— выдачу банковских гарантий;
— переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов.
Банк, помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки в рублях и иностранной валюте:
— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с клиентами;
— сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе сделке купли-продажи драгоценных металлов с юридическими лицами и с физическими лицами;
— предоставление в аренду клиентам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— оказание консультационных и информационных услуг.
На основании вышесказанного, стоит сказать, что предметом деятельности АО «ГПБ» выступают различные виды банковского обслуживания резидентов и нерезидентов России и из стран зарубежья. Структура управления Обществом построена на линейно – функциональной схеме. При разработке организационной структуры исполнительного аппарата предполагается наличие нескольких уровней управления и групп работников и предусмотрено эффективное распределение функций управления по подразделениям. Структура и штатное расписание утверждаются в составе структуры и штатного расписания. Структура Акционерного Общества представлена тремя органами управления:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- правление.
Для более ясного представления структуры управления, стоит рассмотреть в индивидуальном порядке каждый из представленных органов управления (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура управления АО «Газпромбанк»
Общее собрание акционеров АО «Газпромбанк» представлено основным акционером компании – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом «Росимущество», The Bank of New York Mellon, «Роснефтегаз».
Совет директоров АО «Газпромбанк» руководствуется Уставом и руководит всеобщей деятельностью рассматриваемого предприятия. Возглавляет эту структуру управления Председатель Совета директоров ПАО «Газпром».
Председатель Правления выступает единоличным органом, подотчетен вышестоящим органам управления. Возглавляет эту структуру управления Председатель Правления – Андрей Акимов, который руководствуется управлением Банка в соответствии с Уставом, избран на должность в соответствии с решением акционеров Общества, принимающих участие в собрании. Назначен на должность на основе трудового договора (контракта) на неопределенный срок и может быть освобождён от нее, только решением общего совета акционеров Общества.
2.2 Анализ операций операционно — кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке АО «Газпромбанк»
В рамках расчётно-кассового обслуживания АО «ГАЗПРОМБАНК» осуществляет сегментацию клиентов на следующие группы:
- малый бизнес;
- средний бизнес;
- крупный бизнес.
Структура услуг малому бизнесу в рамках расчётно-кассового обслуживания в банке представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура РКО малого бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК»
Следует отметить тот факт, что в обслуживании субъектов малого бизнеса АО «ГАЗПРОМБАНК» осуществляет с помощью пакетных услуг, основные показатели которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Параметры пакетного обслуживания субъектов малого бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК»
Показатель | Москва и область, Санкт- Петербург и область | Другие регионы РФ | ||||
бизнес- старт | бизнес- развитие | бизнес- онлайн | бизнес- старт | бизнес- развитие | бизнес- онлайн | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Стоимость тарифа в месяц, руб. | 1200 | 2200 | 3200 | 1000 | 1900 | 3000 |
Количество рублёвых платежей в месяц бесплатно, ед. | 5 | 25 | 100 | 5 | 25 | 100 |
Стоимость платежа сверх лимита, руб. | 100 | 50 | 50 | 100 | 50 | 50 |
Внесение наличных в месяц, тыс. руб. | До 50 | До 250 | 0,3 % от суммы (мин. 150 руб.) | До 50 | До 250 | 0,3 % от суммы (мин. 150 руб.) |
Стоимость внесения сверх лимита, в процентах | 0,39 | 0,39 | 0,39 | 0,39 | ||
Подключение Интернет-банка, руб. | 250 | |||||
Заверение карточки подписей и оттиска печати, руб. | 200 | |||||
Снятие наличных, в процентах | От 0,5 | |||||
Открытие расчётного счёта, руб. | 1000 | |||||
Налоговые и бюджетные платежи | Бесплатно | |||||
Интернет и мобильный банк | Бесплатно | |||||
Зарплатный проект | Бесплатно |
Анализ представленных в таблице данных позволяет сделать вывод о том, что банком установлены рамки лимитов, при обслуживании в рамках которых взимается фиксированная сумма, а сверхлимитные услуги тарифицируются по отдельным тарифам.
Система дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для субъектов малого бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК» представлена на рисунке 20.
Отличие ДБО «Мобильный» банк от Интернет-банка состоит в том, что позволяет проводить платежи с мобильных устройств. При этом, система ДБО «АО «ГАЗПРОМБАНК» Бизнес онлайн» представляет собой классический «толстый» клиент, требующий установки специального программного обеспечения, в то время, как Интернет Банк-клиент является «тонким» клиентом, требующим для своего функционирования только браузера.
Система услуг в части обслуживания ВЭД и валютного контроля банка АО «ГАЗПРОМБАНК» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Система обслуживания ВЭД и валютного контроля банка АО «ГАЗПРОМБАНК»
Применительно к операциям ВЭД и валютного контроля субъекты малого бизнеса могут выбирать либо унифицированные правила проведения данных операций, либо специфические условия данного обслуживания, которые устанавливаются в рамках договоров между банком и клиентом. Однако, рамочные условия проведения операций банком не раскрываются.
В рамках расчётно-кассового обслуживания субъектов малого бизнеса АО «ГАЗПРОМБАНК» банком предлагаются бизнес-карты:
- Visa Business;
- MasterCard Business.
Основными услугами при использовании данных карт являются:
- автоматическое пополнение карт с расчётного счета;
- установка индивидуальных лимитов по картам, в том числе – по отдельным видам операций;
- использование технологии 3D secure, с целью уменьшения компрометации при оплате покупок в интернете.
В составе прочих операций АО «ГАЗПРОМБАНК» для субъектов малого бизнеса представлены аккредитивы:
- в рублях;
- иностранной валюте.
Для предприятий, имеющих потребности в частой конверсии иностранных валют, предусмотрена услуга «Конверсия-онлайн», основные параметры которой представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные параметры услуги «Конверсия-онлайн»
Параметр | Значение |
Порог суммы | – доллары США – 10 тыс. – евро/юань – 60 тыс. |
Порог индивидуального курса | 100 тыс. $ |
Специальный курс конверсии | 500 тыс. $ |
Маржа в парах, RUB/USD и RUB/EUR, коп | 40-45 |
Подключение сервиса в системе «АО «ГАЗПРОМБАНК» Бизнес Онлайн» | бесплатно |
Рассмотрим особенности обслуживания предприятий среднего бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК». Основные виды операций обслуживания данной группы клиентов в банке представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Система услуг РКО среднего бизнеса
Основным отличием РКО среднего бизнеса является наличие договора комплексного обслуживания, в рамках которого осуществляется данное обслуживание. Дополнительные виды услуг, оказываемых в рамках РКО предприятий среднего бизнеса, являются следующие:
- предоставление выписок по счету клиента SWIFT – сообщениями МТ 940;
- предоставление информации по счетам в других банках;
- предоставление услуг инкассации.
Выделение смежных с РКО услуг в составе услуг, оказываемых предприятиям среднего бизнеса, обуславливается, прежде всего, тем, что данные услуги могут представляться при наличии потребности, и не являются общими для всех предприятий, обслуживаемых банком. Для предприятий крупного бизнеса система услуг РКО представлена на рисунке 7. Анализ представленных на рисунке данных позволяет сделать вывод о том, что для предприятий крупного бизнеса услуги РКО имеют наименьшую широту.
Рисунок 7 – Система услуг РКО для предприятий крупного бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК»
В рамках РКО обслуживаются только операции, непосредственно связанные с ведением счетов и кассовыми операциями. Любые другие операции проводятся вне рамок РКО.
Основным отличием системы обслуживания предприятий крупного бизнеса в АО «ГАЗПРОМБАНК» является наличие двух видов дополнительных услуг, которые отсутствуют у предприятий малого и среднего бизнеса:
- пулинговые услуги;
- банковское сопровождение контрактов;
- расчётный центр клиента.
Пулинговые продукты дают возможность управлять группой счетов и процентным доходом группы компаний. Банком предлагается как материальный, так и виртуальный пулинг.
Материальный пулинг – управление внутригрупповой ликвидностью за счет консолидации денежных средств на едином счете (мастер-счете) и осуществления финансирования счетов группы для обеспечения платежей участников пула. Схема данного вида пулинга в АО «ГАЗПРОМБАНК» представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Организация материального пулинга в АО «ГАЗПРОМБАНК»
В качестве основных преимуществ материального пулинга выступают:
- оперативное и эффективное распределение денежных потоков внутри группы компаний в автоматическом режиме;
- уменьшение финансовых расходов группы компаний, а также объемов и стоимости внешнего заимствования;
- анализ в автоматическом режиме возможности проведения расходных операций;
- формирование в автоматическом режиме платежных документов и переведение средств.
В качестве основных достоинств виртуального пулинга выступают:
- получение повышенной процентной ставки исходя из суммы остатков по группе счетов, которые объединены в пул;
- сохранение денежных средств в оперативном управлении (средства не перечисляются на депозитные счета Банка);
- проведение ежедневного расчета ликвидной позиции для всей группы компаний в автоматическом режиме;
- снижение процентных расходов компаний группы на использование заемных средств за счет компенсации части процентов.
В рамках услуг по сопровождению контрактов АО «ГАЗПРОМБАНК» предлагают услуги:
- банковское сопровождение в соответствии с Федеральным законом
- №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- сопровождение контрактов в рамках иных законов (открытие отдельных счетов, проведение по ним отдельных операций).
Расчетный центр клиента – банковский сервис, который позволяет головной организации оперативно получать информацию о состоянии счетов структурных подразделений и управлять счетами подконтрольных компаний, используя электронные каналы связи.
В рамках данной услуги существует возможность контроля удалённых подразделений на базе филиальной сети АО «ГАЗПРОМБАНК» с целью уменьшения рисков потерь финансовых ресурсов. При этом, головному офису организации может быть дано право на расходование средств подконтрольных организаций с учётом условий заключённых договоров. В рамках расчётного центра клиента существует возможность перевода, в том числе, средств между подразделениями. Проведём анализ услуг расчётно-кассового обслуживания, оказываемых АО «ГАЗПРОМБАНК».
В качестве основных показателей, характеризующих РКО в АО «ГАЗПРОМБАНК» возможно указать на два вида операций – открытие счетов и собственно РКО. Динамика показателей доходов от открытия счетов в банке представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Динамика объёмов доходов АО «ГАЗПРОМБАНК» от открытия счетов в рублях и иностранной валюте в 2017 — 2019 гг.
Анализ представленных на рисунке данных позволяет сделать вывод о том, что в банке наблюдается активный рост объёмов доходов от открытия счетов. Так, если в 2017 году данный показатель составлял 603,0 млрд. руб., то по итогам 2018 года фиксируется рост показателя до 773,6 млрд. руб. или на 28,3%, а в 2019 году объёмы данных доходов превысили 1 трлн. руб., составив 1015,8 млрд. руб. при росте на 31,3 %.
В отличие от доходов от открытия счетов в рублях, основной рост по которым пришёлся на 2019 год, по счетам в иностранной валюте основной рост пришёлся на 2018 год, когда они увеличились более чем в 2 раза – с 5,2 до 10,6 млрд. руб., а в 2019 году фиксируется относительно небольшой рост на 7,5 % – до 11,4 млрд. руб. В целом за период рост объёмов доходов АО «ГАЗПРОМБАНК» от открытия счетов клиентам – юридическим лицам составил более 1,6 раза – 608,2 до 1027,2 млрд. руб.
Доходы банка от РКО представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Доходы АО «ГАЗПРОМБАНК» от РКО в 2017 — 2019 гг.
Анализ представленных на рисунке данных позволяет сделать вывод о том, что объёмы доходов банка от РКО в рублях имеют тенденцию к снижению. Если в 2017 году они составляли 5,9 млрд. руб., то по итогам 2018 года – уже только 5,7 млрд. руб. или на 4,1 % меньше. В 2019 году снижение по рублёвым РКО продолжилось, в результате чего сумма таких доходов сократилась до 5,4 млрд. руб. или ещё на 4,2 %. Объёмы доходов от РКО валютных счетов имели неустойчивую динамику. Так, если в начале периода они составляли 1347,1 млн. руб., то по итогам 2018 года – уже 1723,8 млн. руб. или на 28 %. Однако, в 2019 году фиксируется снижение объёмов данных доходов до 1562 млн. руб. или на 9,4 %.
В целом по банку объёмы доходов от проведения РКО несколько снизились в периоде – с 7,3 до 7,0 млрд. руб., достигая в 2018 году 7,4 млрд. руб. Стабилизация объёмов доходов от РКО вызвана, прежде всего, усилением конкуренции со стороны других кредитных организаций по предоставлению услуг РКО, так как являясь комиссионными по сути, они не требуют значительных объёмов вложений.
Важным показателем, характеризующим РКО в банке, является сегментирование чистого комиссионного дохода по категориям клиентов. Для АО «ГАЗПРОМБАНК» данные показатели представлены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Сегментирование чистого комиссионного дохода по категориям клиентов в АО «ГАЗПРОМБАНК» в 2017 — 2019 гг.
Анализ представленных на рисунке данных позволяет сделать вывод о том, что в РКО по группам клиентов наблюдается несколько тенденций развития. Наибольший объём чистых комиссионных доходов наблюдается по малому бизнесу. При этом, если в 2017 — 2018 гг. его доля была достаточно стабильна, и составляла около 56 % в доходах банка, то улучшение макроэкономических условий в РФ привело к росту её доли до 63 %. Доля среднего бизнеса постепенно снижалась. Если в начале периода она составляла 19,2 %, то на конец – уже только 12 %. При этом. наблюдался небольшой рост доли крупного бизнеса, который вырос в периоде с 20,8 % до 22 %. Доля прочих видов клиентов колебалась в периоде от 2,6 % до 6 %.
Малый бизнес, будучи основным источником доходов от РКО в АО «ГАЗПРОМБАНК» характеризуется значительной численностью организаций и индивидуальных предпринимателей. Динамика его численности представлена на рисунке 12.
Рисунок 12 – Динамика количества обслуживаемых АО «ГАЗПРОМБАНК» субъектов малого бизнеса в 2017 — 2019 гг.
В целом по банку наблюдается устойчивый рост численности обслуживаемых малых предприятий. Так, если в начале периода их количество составляло 287 тыс. ед. в 2017 году, то по итогам 2018 года – уже 347 тыс. ед. или на 21 % больше. В 2019 году рост показателя продолжился, в результате чего он составил 370 тыс. ед., или на 6,6 % больше, чем за год до этого.
Проведём исследование эффективности РКО на основании данных бухгалтерской финансовой отчётности АО «ГАЗПРОМБАНК» (таблица 3).
Таблица 3 – Анализ эффективности РКО в АО «ГАЗПРОМБАНК» в 2017 — 2019 гг.
Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | Темп роста, в процентах | |
2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||
Всего доходов от РКО, млн. руб. | 7860,1 | 8169,5 | 8011,9 | 103,9 | 98,1 |
Расходы по переводам, млн. руб. | 2052,9 | 1587,9 | 2293,3 | 77,3 | 144,4 |
Прибыль от РКО, млн. руб. | 5807,2 | 6581,6 | 5718,6 | 113,3 | 86,9 |
Общая сумма доходов, млрд. руб. | 9415,7 | 16548,4 | 13998,7 | 175,8 | 84,6 |
Общая сумма расходов, млрд. руб. | 9404,0 | 16499,8 | 13921,3 | 175,5 | 84,4 |
Прибыль до налогообложения, млн. руб. | 11723,3 | 54789,3 | 77382,9 | 467,4 | 141,2 |
Доля доходов от РКО в доходах, в процентах | 0,835 | 0,494 | 0,572 | 59,1 | 115,9 |
Доля расходов на РКО в расходах, в процентах | 0,218 | 0,096 | 0,165 | 44,1 | 171,2 |
Доля прибыли от РКО в прибыли до налогообложения, в процентах | 49,5 | 12,0 | 7,4 | 24,3 | 61,5 |
По итогам анализа данных таблицы возможно сделать вывод о том, что РКО как вид деятельности АО «ГАЗПРОМБАНК» является прибыльным, причём объёмы прибыли достаточно стабильны, составляя от 5,7 до 6,6 млрд. руб. При этом, прибыль от данной деятельности формирует значительную долю общей прибыли до налогообложения банка, хотя и снижающуюся.
Так, если в 2017 году она составляла 49,5 %, то в 2018 году – уже только 12 %, а по итогам 2019 года – 7,4 %. Тем не менее, данная динамика свидетельствует о значимости влияния прибыли от РКО на конечный финансовый результат банка.
Несмотря на значительный вес прибыли до налогообложения, доля доходов и расходов банка от РКО в общем объёме доходов и расходов невелика. Так, в доходах она сократилась в периоде с 0,835 % до 0,572 %, а по расходам – с 0,218 % до 0,165 %. Формирование же значительной доли прибыли обуславливается, прежде всего, технологической отработанностью данных услуг по сравнению с другими услугами банка. Проведённое в пункте 2.2 исследование позволяет сформулировать такие выводы:
- банком услуги РКО сегментируются по трём видам клиентов – малому бизнесу, среднему и крупному бизнесу. При этом, если для малого бизнеса РКО предоставляется в рамках пакетного обслуживания с широким спектром услуг, то для других сегментов клиентов с ростом масштабов число базовых услуг снижается, а опциональных, но связанных с РКО – увеличивается;
- для средних и крупных организаций АО «ГАЗПРОМБАНК» предлагает услуги, связанные как обслуживанием собственного счёта, так и с управлением счетами связанных организаций, что позволяет привлечь на обслуживание холдинговые компании и конгломераты;
- ввиду традиционности предоставления и отработанности технологий, РКО формируют значительный объём прибыли банка, при том, что доля их в доходах и расходах существенно ниже 1 %. Несмотря на то, что основным источником доходов от РКО является собственно расчётно-кассовое обслуживание, постепенно увеличивается роль разовых платежей, связанных с открытием и ведением счёта в банке. При этом, увеличение конкуренции со стороны других кредитных организаций приводит к сдерживанию тарифов АО «ГАЗПРОМБАНК» на РКО.
В качестве проблем расчётно-кассового обслуживания в АО «ГАЗПРОМБАНК» по итогам проведённого исследования возможно указать следующее:
- отставание в технологическом развитии от других банков, прежде всего, Сбербанка.
Особенностью текущей ситуации на рынке расчётно-кассового обслуживания в РФ является широкая экспансия банков, имеющих развитую технологическую базу. Прежде всего, к таким банкам относятся Сбербанк, а также такой банкмонолайнер, как Тинькофф-банк. Практика работы высокотехнологичных банков на рынке показывает, что главным их инструментом является организация доступа к банковскому функционалу с использованием либо внешних устройств банка – универсальных терминалов (Сбербанк), либо посредством интернет-доступа, в результате чего отпадает сама необходимость содержания выделенных офисов (Тинькофф-банк).
В этих условиях АО «ГАЗПРОМБАНК» не имеет в распоряжении сколько-нибудь прорывного продукта, с помощью которого было бы возможным конкурировать с более технологически развитыми банками. Имеющийся у банка функционал устройств удалённого доступа, таких, как банкоматы, в целом соответствует среднерыночным позициям, что за исключением размеров не даёт возможности выделить его среди других крупных игроков рынка;
- отсутствие учёта в тарифах и схемах обслуживания фактических затрат на РКО по тем или иным клиентам, а также рисков, связанных с ним.
Проведённый анализ подходов к установлению тарифов в банке позволяет сделать вывод о том, что не учитывается разница в себестоимости обслуживания тех или иных клиентов для банка. Так, например, одной из наиболее существенных статей расходов банка при РКО является пересчёт наличных. Однако, широкое распространение средств дистанционного обслуживания позволяет отдельным организациям обходиться практически без использования наличных, либо с их минимальным объёмом. Тем не менее, это никак не отражается в тарифах, что ставит организации, которые не используют оборота наличных, в менее выгодное положение относительно других. Ситуация ещё более острая для предприятий малого бизнеса, для которых кассовые операции включены в состав пакетов. Безусловно, для большинства предприятий малого бизнеса использование наличных как средств расчёта является абсолютно необходимым, и для них данные пакетные тарифы наиболее удобны. Однако, существуют случаи, когда это правило не выполняется. Сюда относятся, прежде всего, организации, ведущие свою деятельность в сети Интернет. Кроме того, и для организаций, которые используют для выдачи заработной платы своим сотрудникам пластиковые карты, также нет необходимости в наличных деньгах, так как они уплачивают комиссию банку в безналичной форме.
Таким образом, можно указать на несправедливость действующей системы тарифов на РКО для предприятий малого бизнеса, имеющих специфику, связанную с отсутствием необходимости использования наличных, что требует проведения мероприятий, направленных на учёт данного обстоятельства в тарифах;
- отсутствие возможности влиять на состав и стоимость пакетного обслуживания для клиентов малого бизнеса.
Данная проблема состоит в том, что пакетное обслуживание в АО «ГАЗПРОМБАНК» является жёстким, то есть не допускает модификации пакета, а, следовательно, предприятия малого бизнеса не могут модифицировать их с учётом своих потребностей. Так, предприятия, не перечисляющие в безналичной форме средств контрагентам, за исключением налоговых платежей, будут менее заинтересованы в услугах банка, нежели те, что такие операции совершают. Аналогично возможно указать и другие случаи, когда состав пакета будет слабо соответствовать клиентским потребностям.
В этих условиях клиент АО «ГАЗПРОМБАНК» может предпочесть другие банки для обслуживания, что приведёт к оттоку средств с его счетов. Безусловно, можно говорить о том, что наиболее выгодными для банка являются крупные предприятия, как владельцы значительных объёмов средств на счетах. Однако, риски ухода таких организаций на обслуживание в другие банки также велики, что требует развития условий удержания и малых клиентов.
По итогам главы 2 сформулируем следующие выводы:
- АО «ГАЗПРОМБАНК» является одним из крупнейших банков РФ, как по объёмам кредитования, так и привлечения средств на счета и во вклады. Этому способствует аффилированность банка с государством, что позволяет гарантировать средствам клиентов в нём высокий уровень возвратности;
- расчётно-кассовое обслуживание в АО «ГАЗПРОМБАНК», являясь традиционной банковской услугой, формирует существенные объёмы прибыли. При этом, объёмы доходов и расходов на данный вид услуг не превышают 1 %, что свидетельствует об относительной технологической простоте данной услуги и высоком уровне её рентабельности. При этом, в рамках РКО банк сегментирует клиентов на малый, средний и крупный бизнес. Если для малого бизнеса предусматривается пакетное обслуживание с широким спектром операций, то с ростом масштабов бизнеса предприятий осуществляется переход ко всё более узкому спектру услуг в рамках РКО при расширении перечня дополнительных услуг. Это позволяет более полно учесть потребности средних и особенно крупных предприятий и снизить стоимость обслуживания для них;
- в качестве основных проблем и недостатков РКО в АО «ГАЗПРОМБАНК» выявлены такие, как отставание в технологическом развитии от других банков, прежде всего, Сбербанка, отсутствие учёта в тарифах и схемах обслуживания фактических затрат на РКО по тем или иным клиентам, а также рисков, связанных с ним, а также отсутствие возможности влиять на состав и стоимость пакетного обслуживания для клиентов малого бизнеса. Данные недостатки обуславливаются, прежде всего, принятым подходом в организации РКО в банке, в основу которого положено снижение затрат на его проведение при малом учёте потребностей клиента, связанных с РКО, ввиду того, что данная услуга фактически является комплексом различных слабо отделимых друг от друга услуг общей направленности, имеющих высокую технологическую связанность.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф