СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, порядок и значение безналичных расчётов
1.2 Принципы безналичных расчётов предприятия
1.3 Основные формы безналичных расчётов
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕРШИНА ПЛЮС»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вершина Плюс»
2.2 Организация безналичных расчётов на предприятии ООО «Вершина Плюс»
2.3 Факторы, влияющие на безналичные расчёты ООО «Вершина Плюс»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕРШИНА ПЛЮС»
3.1 Проблемы безналичных расчетов в организации и предложения по их совершенствованию
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В процессе реализации своей деятельности организации вступают в хозяйственные связи с другими организациями, предприятиями и лицами. Кругооборот хозяйственных средств постоянно совершенствуется и требует беспрерывного возобновления многообразных расчётов.
В основном предприятия и организации используют безналичные расчёты – т.е. платежи, в которых не используются наличные (бумажные) деньги, применяется метод перечисления денежных средств на счета в различные учреждения. Безналичные расчёты сформированы по определённой системе, под ней понимается вся совокупность принципов организации всех безналичных расчётов, различных требований, которые применяются к организации, установленных конкретными условиями управления, а также способов и форм расчётов. Безналичные расчёты – самая большая составляющая (около девяноста процентов) всех денежных расчётов – подразумевают особенное экономическое значение и играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств организации, сокращении наличных (бумажных) денег, которые необходимы для обращения, а также уменьшения (снижения) издержек обращения, являются существенным элементом рыночной экономики.
Структура (строение) безналичного денежного оборота, так же, как и оборота денежного в целом, определяется рыночной связью движения денежного потока с различными процессами нематериального, а также материального производства.
Существенным условием действенной работы экономики выступает быстрота осуществления расчётов с предприятиями по купле-продаже товаров и оказанию услуг, финансовыми органами по уплате налогов, со страховыми компаниями, банками по полученным ссудам, и т.п.
Данная тема весьма актуальна сейчас, потому что планирование эффективных безналичных расчётов, а также контроль за всем движением денежных средств выступает одной из главных задач для организации. Расчёты могут быть внутренними и внешними, а предприятия могут выступать как покупателями, так и продавцами. От состояния данных расчётов во многом зависит платёжеспособность предприятия, его инвестиционная привлекательность и финансовое положение. Правильная организация расчётных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств предприятий, укрепление в ней расчётной и договорной дисциплины и совершенствование его финансового состояния. Кроме того, целесообразная организация расчётов, точность постановки их учёта предупреждают отрицательные последствия по этим операциям.
Решения Объектом исследования является ООО «Вершина Плюс».
Предметом исследования является организация системы безналичных расчётов на предприятии ООО «Вершина Плюс».
Целью работы будет являться разработка предложений по модернизации системы безналичных платежей на предприятии, а также определение перспектив ее развития.
Для достижения данной цели нам необходимо решить нижеперечисленные задачи:
- Рассмотреть теоритическую базу и основы безналичных расчётов на предприятии;
- изучить нормативно-правовую базу организации безналичных расчетов на предприятии;
- исследовать существующую систему безналичных расчётов на предприятии (на примере ООО «Вершина Плюс»);
- выявить факторы, влияющие на ее структуру и объем безналичных платежей организации;
- определить проблемы и слабые места системы безналичных расчётов ООО «Вершина Плюс»;
- разработать предложения по совершенствованию системы безналичных расчётов ООО «Вершина Плюс».
Изучению вопросов сущности, значения безналичных расчётов, их использования посвятили свои научные исследования такие экономисты, как
Е.Б. Тютюкина, А.Н. Рябов, Л.М Андросова, Д.Н. Девятловский О.Е. Янин и многие другие.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: монографический, расчётно-аналитический, экономический, диалектический метод познания и системного анализа.
Структура и объём работы: Выпускная квалификационная работа по данной теме состоит из следующих частей:
— Введения, в котором обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана практическая значимость работы
— Трёх глав. В которых рассмотрены теоретические основы безналичных расчетов, порядок и принципы их расчета, исследована организация безналичных расчетов на предприятии ООО «Вершина Плюс», даны рекомендации совершенствования системы безналичных расчетов.
— 13 таблиц, по которым проведен анализ системы безналичных расчетов ООО «Вершина Плюс»
— 2х рисунков, по которым можно понять динамику и структуру безналичного денежного обращения в компании ООО» Вершина Плюс»
— заключения, в котором сформулированы основные выводы выпускной квалификационной работы
— библиографическом списке
— приложений А, Б, В , которые отображают бухгалтерский баланс ООО «Вершина Плюс»
Работа изложена на 66 страницах.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие, порядок, значение безналичных расчётов
Денежный оборот — это совокупность денежных расчётов, которая образуется вследствие функционирования денег в качестве платёжного средства. Движение денег и появляющиеся в процессе этого финансовые отношения сопровождают весь оборот внутреннего валового продукта.
Денежный оборот состоит из безналичного и налично-денежного оборотов. Подавляющее большинство расчётов между организациями (до девяноста процентов всего денежного оборота) проходит в форме безналичной с помощью перечисления средств со счёта отправителя на счёт получателя. Принадлежащие ей денежные средства организация хранит на счетах, принадлежащих ей, в банке, в который зачисляются все относящиеся к ним платежи, а также, откуда потом перечисляют средства по своим обязательствам. Счет в банке и рост суммы этих средств на нём часто рассматривается как основной показатель прибыльной работы предприятия. Расчёты в безналичной форме в сравнении с налично-денежной формой уменьшают издержки обращения, так как необходимость в перевозке, печатании, хранении наличных денег отпадает. Так же, при расчётах безналичной формы в банке концентрируются существенные денежные свободные средства различных организаций, а также всей финансово-кредитной системы, а коммерческие банки используют эти средства для разных целей, например, для кредитования различных компаний [12, c.39].
Расчёты в безналичной форме содействуют беспрерывности процесса воспроизводства, возникая на начальной и конечной стадии кругооборота товаров. Здесь они играют важную роль, помогая ускорить такой показатель, как оборачиваемость оборотных средств [1, c.46].
Выделяют два этапа реализации продукции, для которых критерии действенности расчетов в безналичной форме различаются. Этап первый включает движение платёжных документов и продукции: поставщик поставляет продукцию (готовый к продаже товар), выписывает этот продукт и сдаёт в банк необходимые платёжные документы, которые, в свою очередь, пересылаются в другой банк покупателя. В этом банке совершается платеж (списание денежных средств с покупателя и плата платёжного документа продавца). Осуществление передачи документов из банка в банк происходит либо через расчётно-кассовые пункты, либо непосредственно между банками, если в них открыты необходимые корреспондентские счета.
Этап второй реализации продукции содержит в себе движение денежных средств: их пересылают из банка покупателя (того, кому нужна продукция) в банк поставщика, из которого потом поступают на его личный счет.
На этапе первом реализации, скорость и эффективность расчётов зависят по большей части от скорости движения готовой продукции от самого поставщика к конечному потребителю, а также от синхронности встречного движения платёжных документов и продукции. Для поставщика и покупателя чаще всего выгодно, чтобы продукция была оплачена покупателем в тот самый момент её поставки. Если продукция была оплачена раньше её поставки, то покупателю необходимы дополнительные оборотные средства, что приведет к замедлению оборачиваемости. Кроме того, у организации формируется кредиторская и дебиторская задолженности [19, c.102].
Таким образом, на первом этапе (из двух рассмотренных) реализации продукции основная задача эффективной организации безналичных расчётов заключается в том, чтобы совместить (максимально синхронно и выверенно) моменты поступления материальных ценностей покупателю и их оплаты (платёж за готовую продукцию должен совершаться в день её привоза покупателю) Эти расчёты будут более результативными. Однако из этого следует, что в любом конкретном случае необходимо стремиться к такому исходу. Это положение теоретическое, которое обязано лежать в основе всей организации безналичных расчетов в целом.
На этапе втором реализации продукции скорость расчётов зависит, в основном, от того, насколько быстро будет перечислена оплата со счетов покупателя к поставщику.
Подобные расчёты в безналичной форме производятся через различные кредитные организации (в том числе, Банк России) по необходимым для этого счетам, которые заранее открыты на основе специального договора банковского счёта (другой вариант — договор корреспондентского счёта).
Такие расчётные операции между покупателями и поставщиками по переводу их денежных средств через различные кредитные организации (в том числе, филиалы) могут реализовываться с применением нижеперечисленного [30, c.66]:
- счетов (субсчетов) корреспондентских, открытых в Банке России
- счетов корреспондентских, открытых в иных кредитных компаниях;
- счетов участников расчётов, которые открыты в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчётные операции;
- счетов межфилиальных расчётов, которые открыты внутри одной кредитной компании.
Списанием денежных средств руководит владелец этого счета. Кроме случаев, которые прописаны в действующем законодательстве или самом договоре клиента и банка.
На основе банковских расчётных документов происходит списание денежных средств со счета, составленного согласно законодательству данной страны, в пределах, которые определены размером этого самого счета, если другой информации договор, заключаемый между собой кредитными предприятиями и своими клиентами (Банком России), не имеет. [25, c.147].
Расчётные документы должны содержать следующую информацию:
- код формы по ОКУД ОК. 011-93 и наименование документа расчётного;
- № документа расчётного, год, месяц, число его выписки;
- тип платежей;
- название плательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), № его счета;
- местонахождение и название банка плательщика, номер корреспондентского субсчета или счета; его идентификационный банковский код (БИК);
- наименование получателя денежных средств, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), № его счета;
- местонахождение, а также наименование банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского субсчета или счета;
- назначение платежа. Стоит отметить, что налог, который должен быть уплачен, обозначается отдельной строкой в текущем расчётном документе (иначе должно быть противоположное утверждение на то, что данный налог не уплачивается);
- сумма платежа (обозначается прописью и цифрами);
- очерёдность платежа;
- вид операции в соответствии с нормами ведения бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных компаниях, которые расположены на территории РФ;
- подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в определённых случаях).
Отметим, что в течение десяти календарных (важно, не рабочих) дней расчётные документы действительны для предъявления их в обслуживающий банк (день выписки в эти десять дней не входит).
Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве в банк. Стоит понимать, что все экземпляры в данном случае будут идентичными [13, c.130].
Все копии расчётных документов разрешается сделать при помощи множительной техники (ксерокса) или копировальной бумаги.
В рамках многочисленных используемых форм различных безналичных расчётов возможно использование аналогов собственноручной подписи при соблюдении требований нормативно-правовых актов Центрального банка России и текущего законодательства.
Одним из таких аналогов является возможность использования электронного обмена документами.
Отметим основные особенности электронного обмена:
- ответственность за содержание реквизитов ЭПДзакрепляется за его составителем, т.е. кредитной организацией;
- решение юридических вопросов между кредитными организациями — участниками электронного обмена происходит, минуя расчетную сеть Банка России;
- при возникновении нестандартных ситуаций (отказ программно-технических средств) допускается перечисление средств на следующий операционный день;
- работа осуществляется в счет текущих поступлений, т.е. происходит эффективное управление текущей ликвидностью.
Банками расчётные документы принимаются к реализации независимо от величины суммы.
Что касается списания. То оно совершается банком денежных средств со счёта на основе первого экземпляра расчётного документа [9, c.23].
Реализация расчётных документов происходит в срок, установленный на законодательном уровне или в более короткий срок согласно ст. 849 ГК РФ . С указания клиента банк должен выдать или перечислить эти денежные средства со счёта клиента не позднее дня, следующего за днём, когда в банк поступили соответственные платёжные документы, если законом не предусмотрены другие сроки, а также в соответствии с договором банковского счета или банковскими правилами.
Экономические расчеты всех деталей в безналичной форме выполняют важную роль и имеют очень важное экономическое значение, например, в сокращении наличных (бумажных) денег. Хотя экономически большее значение имеет факт ускорения (благодаря такой форме) оборачиваемости средств, а также уменьшения самих издержек обращения. Отметим особенности расчетов [1, c. 55]:
- Если брать денежные расчеты, какие мы привыкли видеть в обычной жизни, то в них участвуют двое: плательщик и получатель (покупатель и продавец.) Если взять систему отношений в безналичных расчётах, то здесь их три: не только плательщик и получатель, но и банк, в котором происходят данные экономические операции.
- Отсюда следующая особенность, которая выражается в том, что плательщик и получатель состоят в кредитных отношениях с этим банком (все зависит от суммы остатков на их счетах).
- Еще одной особенностью, стоит отметить, является тот факт, что сам оборот наличных денежных средств (банкнот) полностью заменяется обычной кредитной операцией. С этой особенности целесообразно рассмотреть и экономическое значение такой формы расчетов.
Значение расчётов в безналичной форме велико, поскольку [3, c.405]:
- расчёты безналичные содействуют концентрации наличных денежных средств (купюр) в банках, которые выдаются и могут выдаваться для кредитования.
- такие расчёты способствуют оптимальному (для всех сторон) кругообороту средств на рынке.
- точное разграничение наличного и безналичного денежного оборотов формирует условия, которые облегчают планирование безналичного денежного оборота и денежного обращения.
Основой классификации расчётов в безналичной форме составляют способ организации платежей, вид расчётного документа, состав участников, характер экономических связей.
На бумажных носителях расчётные документы оформляют на бланках установленного формата, которые изготавливают в типографии или с применением электронно-вычислительных (ЭВМ) машин.
В зависимости от способа организации выделяются следующие типы платежей [22, c.173]:
- расчёт путём зачёта взаимных требований;
- расчёты плановые. (Во внимание берется плановая величина стоимости услуг)
- операции факторинга, то есть передача долговых обязательств организаций факторинговым компаниям;
- операции лизинга (аренда с выкупом)
Следующая группа безналичных расчетов разделяются в зависимости от характера связей на [11, c.82]:
- иногородние (расчёты между организациями, счета которых открыты в учреждениях банка, находящихся в разных городах);
- одногородние (счета организаций открыты в банках одного города или различных, но обслуживаются одним только вычислительным центром);
- последнее, расчёты по товарным операциям, (другими словами, за услуги, товары, готовые работы, и различные расчёты по всевозможным нетоварным операциям, любые расчеты, которые, так или иначе, связаны с распределением суммы денежных накоплений по кредитным операциям.)
Также, исходя из особенностей реализации продукции, безналичные расчеты делятся на прямые, то есть исполняемые непосредственно между потребителем и поставщиком, и расчёты по транзитным операциям, когда в реализации продукции принимает участие промежуточное звено [2, c.56].
1.2 Принципы безналичных расчётов предприятия
Образование платёжного безналичного оборота осуществляется на основе определенно-установленных принципов. Данные принципы организации расчётов — основа начала их проведения. Такая формула всегда работает и позволяет надежно обеспечить соответствие текущих расчётов предъявляемым требованиям организации: своевременности, эффективности, надежности.
Перейдем непосредственно к принципам. Принцип первый — правовой режим исполнения платежей и расчётов — определен ролью платёжной системы как главного элемента любого современного общества. Деление всех гражданских правоотношений происходит на обязательственные (разделы 3, 4 ГК РФ) и вещные (раздел 2 ГК РФ).
Важность и сложность расчётных взаимоотношений предопределяют необходимость определения единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс подзаконных актов и законов (постановления правительства, указы Президента), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено исполнять функцию регулирования расчётов. Развитие международных расчётов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности определяет необходимость применения соответственных нормативных актов и конвенций. Главные законодательные источники регулирования расчётов следующие: Гражданский кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс [15, c.108].
Во второй части ГК РФ в главах 45 и 46 определены многие вопросы организации расчётов в безналичной форме применительно к условиям рыночной экономики (очерёдность списания денежных средств со счёта, способы платежей и формы расчётов, условия осуществления банком поручений о проведении расчётных операций с применением разных платёжных инструментов и результаты невыполнения поручений, ответственность участников расчётов).
Главным регулирующим органом платёжной системы является Центральный банк РФ (Банк России). В соответствии с законом среди его важнейших задач, числится обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчётов. Задачи Банка России [15, c.109]:
- Определить необходимые условия, сроки, а также стандарты исполнения данных расчётов и документирования;
- Отслеживание и контроль за организацией расчетных систем, выдача им лицензий.
В каждой стране организация расчётов определяется сформировавшимися определенными традициями, так называемыми, банковскими обычаями и просто деловыми обыкновениями, если дело касается применения различных элементов системы платежа.
Принцип второй — реализация расчётов, прежде всего, по банковским счетам. Присутствие последних как у плательщика, так и получателя — нужная предпосылка расчётов. Расчёты в безналичной форме ведутся гражданами и юридическими лицами через банк, в котором им открыт счет. Для расчётного обслуживания между клиентом и банком заключается договор банковского счета — самостоятельный (участники имеют права и обязанности) гражданско-правовой двусторонний договор.
Принцип третий – поддержание ликвидности на уровне, которое обеспечивает бесперебойную реализацию платежей. Соблюдение этого принципа – есть залог чёткого, а также абсолютного исполнения своих обязательств. Все плательщики обязаны планировать списание и поступление средств с разных счетов, должны предусмотрительно искать все недостающие ресурсы, чтобы своевременно погасить долговые обязательства [10, c.201].
Принцип четвертый — это наличие акцепта (по-другому, согласия) плательщика на данный платеж. Этот принцип осуществляется путём использования [28, c.44]:
- либо соответственного платёжного инструмента (платёжного поручения), который дает понять о намерении списания средств владельцем;
- или особого акцепта документов, дающих право на списание, который выписан уже получателями средств (например, платёжных требований).
Кроме этих случаев, законодательством предусмотрены иные возможные варианты списания средств. Например, вариант бесспорного списания средств, в котором не требуется согласие плательщика. Таковые бывают в случае: неуплаты налогов и других обязательных платежей, и выступают в силу после решения суда.
Принцип пятый — срочность платежа — вытекает из самой сущности рыночной экономики, неотъемлемым условием которой выступает полное и своевременное исполнение платёжных обязательств. Смысл состоит в том, что постоянно расходуемые средства на оказание услуг, производство товаров, должны восполняться за счёт платежей покупателей в сроки, которые предусмотрены заключёнными договорами. Сбои в соблюдении сроков приводят к нарушению кругооборота средств и в конечном счёте к платёжному кризису.
Принцип шестой — контроль всех участников за точностью совершения расчётов, следованием определённых положений о порядке их проведения — делится на предварительный, последующий, текущий, внешний и внутренний контроль. Существенную роль в соблюдении этого принципа выполняет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» публичности бухгалтерской отчётности. Так, банки и иные кредитные организации, акционерные общества открытого типа, страховые организации, инвестиционные и другие фонды, биржи, которые создаются за счёт частных, государственных и общественных средств (взносов), должны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным периодом[21, c.99].
1.3 Основные формы безналичных расчётов
На настоящий момент безналичные расчёты реализуют в представленных видах [9, c.24]:
- различные платёжные поручения;
- расчетная форма по аккредитиву;
- чек;
Определение формы расчётов устанавливается в договоре между покупателем и поставщиком. В этот процесс никак не вмешивается банк.
Различными факторами, которые определяют наличие и использование всевозможных форм расчётов, выступают следующие [20, c.186]:
- уровень инфляции, экономическое положение в стране;
- характер связей (временный или постоянный);
- репутация, а также финансовое положение не только поставщика, но и покупателя;
- характер платежа — платеж незамедлительный или с предоставлением отсрочки;
- вид поставляемой продукции и др.
Расчётные документы могут быть выписаны на любую сумму.
Расчёты платёжными поручениями. Платёжные поручения являются распоряжениями владельцев счёта (плательщиков) банку, который обслуживает его, оформленными расчётными документами, перечисления определённой денежной суммы на счёт получателя средств, открытым в этом или ином банке.
Следующие платежи производиться могут платёжными поручениями:
- за выполненные работы, оказанные услуги;
- предварительная оплата услуг, товаров, работ;
- в бюджеты всех уровней;
- возврат займов, кредитов, депозитов и уплата процентов по ним;
- в целях получения расчётных чеков, выставление аккредитивов и т.п.;
- прочее [25, c.237].
Банки принимают платёжные поручения вне зависимости от наличия на счёте плательщика денежных средств.
Платёжные поручения организации могут применять для реализации расчётов в порядке плановых платежей. В таких целях они устанавливают количество платежей и сумму планового платежа. Банком платёжное поручение оплачивается за счёт средств плательщика при наступлении срока платежа [4, c.153].
Главными достоинствами расчётов платёжными поручениями являются [8, c.200]:
- упрощена организация документооборота;
- обеспечение более быстрого движения денежных средств(с возможностью ускорения);
- плательщик имеет полную возможность реализовывать предварительный (доплатежный) контроль оплачиваемых услуги, а также товаров;
Следующая форма — расчёты платёжными требованиями. Термин требование платёжное подразумевает определенный расчётный документ, который имеет в содержании требование кредитора (получателя данных средств) согласно основному договору адресованное плательщику (должнику), указывающее необходимость об уплате через банк (по договору) установленной денежной суммы.
Такие платежные требования используются при расчетах за услуги, работы или поставленные товары. При этом, акцепт плательщика может как использоваться, так и не использоваться.
В первом случае, согласием на оплату является акцепт.
Второй вариант расчетов расчеты осуществляются в следующих случаях [13, c.277]:
1) установленные законодательством;
2) предусмотрены сторонами по основному договору при условии предоставления банку права на списание со счёта плательщика денежных средств без его приказа.
Помимо реквизитов в платёжном требовании указывают:
- условия оплаты;
- сроки для акцепта;
- дата отправки (вручения) плательщику документов, которые договором предусмотрены;
- наименование товара (исполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, свидетельствующих о поставке товара (исполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (исполнения работ, оказания услуг), способ поставки и иные реквизиты.
В платежном требовании, которое оплачивается с акцептом плательщика, в поле «Условия оплаты» получателем средств ставится «С акцептом».
Сроки для акцепта платёжных требований устанавливается сторонами по главному договору, но они должны быть не меньше 5 рабочих дней [16, c.175].
При оформлении платёжного требования получатель средств (кредитор) по главному договору в поле «Сроки для акцепта» прописывает число дней, определённых договором. При отсутствии данного указания срок для акцепта считают пять рабочих дней.
Платёжные требования исполняющим банком помещаются в картотеку расчётных документов, которые ожидают для оплаты акцепта, до получения акцепта, отказа от акцепта или истечения срока акцепта [23, c.100].
Все возникающие разногласия между получателем и плательщиком средств решаются в порядке, который предусмотрен законодательством.
Списание со счёта без акцепта денежных средств совершается в случаях, предусмотренных главным договором, реализовывается банком, если в договоре банковского счёта присутствует условие о без акцептном списании денежных средств, а также при присутствии дополнительного соглашения к договору банковского счета.
Аккредитив является условным денежным обязательством, выдающимся по указанию клиента в пользу его контрагента по договору, в соответствии которому банк, открывший аккредитив (банк эмитент), может производить платеж или предоставлять полномочия прочему банку производить данные платежи при условии представления им документов, которые предусмотрены в аккредитиве.
Банки открывают следующие виды аккредитивов [1, c. 68]:
- непокрытые (гарантированные) и покрытые (депонированные);
- безотзывные (могут быть подтверждёнными) и отзывные.
Банком эмитентом при открытии депонированного (покрытого) аккредитива перечисляется за счёт денежных средств плательщика или данного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение банка, исполняющего платёж, на целый период действия аккредитива. Гарантированный (непокрытый) аккредитив может быть открыт при определении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке.
Каждый аккредитив обязан содержать сведения о том, он безотзывной или отзывной. Если данного указания нет, то аккредитив отзывной. Аккредитив отзывной может быть аннулирован или изменён банком эмитентом без предварительного согласования с поставщиком [10, c. 222
Порядок и размер оплаты услуг банков при расчётах по аккредитивам регулируются условиями договоров, которые заключены с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчётах по аккредитивам.
Важным моментом является факт того, что выплата наличными деньгами с аккредитива не допускается [27, c.269].
В банке поставщика закрытие аккредитива производится по следующим основаниям [18, c. 173]:
- истек срок аккредитива, о чем исполняющий банк должен уведомить банк эмитент;
- заявление поставщика об отказе от дальнейшего применения аккредитива до истечения срока (исполняющий банк должен уведомить банк эмитент);
- заявление покупателя о частичном или полном отзыве аккредитива.
Все претензии, которые возникли между сторонами расчётов, разрешаются без участия банка.
Чек является ценной бумагой, содержащей не обусловленное ничем распоряжение чекодателя банку совершить платёж чекодержателю указанной в нём суммы.
Чекодатель выступает юридическим лицом, располагающим денежными средствами в банке, которыми он имеет право распоряжаться, выставляя чеки. Чекодержателем выступает юридическое лицо, в пользу которого чек выдан. Плательщик по чеку банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
У чекодателя есть право отзыва чека до истечения определённого срока предъявления его к оплате.
Бланки чеков выступают бланками строгой отчётности и учитываются в банках на внебалансовом счёте «Бланки строгой отчётности».
Для того чтобы получить чек клиент представляет в банк заявление за подписями лиц, имеющим право подписи документов для совершения операций по счёту. Клиент в заявлении и талоне к нему указывает номер счета, с которого будет оплата чека. Вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платёжное поручение для депонирования нужной суммы средств на отдельном лицевом счёте чекодателя.
Чек не выписывается на сумму, которая превосходит указанную на оборотной его стороне в чековой книжке. Срок предъявления чека к оплате в учреждение банка — 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от организаций и предприятий чеки сдают в расчётно-кассовый центр.
Со счета чекодателя списание средств производится банком на основе поступившего из расчётно-кассового центра (РКЦ) реестра чеков, сами чеки остаются в РКЦ на хранении [3, c. 408].
Расчёты по инкассо — банковская операция, посредством которой банк по указанию и за счёт клиента на основе расчётных документов реализовывает действия по получению от плательщика платежа [5, c.57].
Расчёты по инкассо реализовываются на основе платёжных требований, оплата которых производится по указанию плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в без акцептном порядке), и поручений инкассовых, оплата которых совершается без распоряжения плательщика (в безусловном порядке).
Инкассовые поручения и платёжные требования предъявляются взыскателем (получателем средств) к счёту плательщика через банк, который обслуживают взыскателя (получателя средств).
Поручения инкассовые применяются в таких случаях, как [16, c. 149]:
- бесспорный порядок взыскания средств определен законодательством;
- взыскание производится по исполнительным документам;
Исполнительные документы на взыскание периодических платежей (возмещения вреда, причинённого здоровью, алименты и т.д.) силу сохраняют в течение всего времени, на которое эти платежи присуждены. Сроки предъявления исполнительных документов считаются для каждого платежа в отдельности [26, c. 88].
У банка имеется право в бесспорном порядке приостановления списания средств в следующих случаях [17, c. 301]:
- принято решение органом, которому поручена реализация контрольных функций;
- представлен судебный акт о приостановлении взыскания;
- есть другие основания, которые предусмотрены законодательством.
Следовательно, расчеты по безналичной форме являются денежными расчётами путём записи в банках по счетам, когда деньги списывают со счёта плательщика и зачисляют на счёт получателя. В хозяйстве безналичные расчёты организованы по установленной системе, под которой понимают совокупность принципов организации расчётов, требований, предъявляемых к их организации.
В совокупности соблюдая принципы возможно обеспечение соответствия расчётов предъявляемым требованиям, таких как своевременность, эффективность, надёжность.
Существуют формы безналичных расчетов, такие как: требование платёжное, поручение платёжное, чек, вексель, аккредитив, инкассо.
Формы безналичных расчётов — это законодательством урегулированные способы реализации через банк денежных обязательств компаний. Предприятия сами избирают любую из допустимых форм расчётов и предусматривают их в договорах, которые заключаются ими со своими контрагентами. Вместе с тем каждая из форм обладает специфическими особенностями в движении и характере расчётных документов.
Безналичные расчёты помогают процессу воспроизводства оставаться беспрерывным. Именно с позиций обеспечения беспрерывности процесса воспроизводства следует главным образом рассматривать преимущества данных расчётов.
Организовать эффективные безналичные расчёты, а также контролировать движение денежных средств — одна из главных задач для организаций. Расчёты могут быть как внутренними, так и внешними, а предприятия могут выступать как покупателями, так и продавцами. От состояния данных расчётов зависит во многом платёжеспособность компании, её инвестиционная привлекательность и финансовое положение. При точной организации операций с расчётами обеспечивается устойчивость оборачиваемости средств предприятий, укрепление в ней расчётной и договорной дисциплины и совершенствование его финансового состояния. Кроме того, разумная организация расчётов, точность постановки их учёта предотвращают отрицательные последствия по данным операциям.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф