Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование деятельности АО «Почта России»
3.1 Разработка оптимальных почтовых маршрутов
Транспортные расходы составляют значительную часть затрат многих предприятий. Эти расходы можно существенным образом сократить, если при погрузке использовать объем и грузоподъемность транспортных средств оптимальным образом.
Планирование погрузки небольшого числа видов продукции, как правило, не представляет большой сложности. Однако в случае размещения большого числа грузов сложность существенно возрастает и поиск наилучшего размещения с учетом выполнения технологических ограничений представляет очень сложную задачу.
Кроме того, транспортные условия во многом определяют качество доставленной продукции, что связано с появлением претензий заказчика и возможными штрафными санкциями.
В результате предприятие несет потери от нерационального использования полезного объема транспортных средств, от простоев при погрузке, а также от рекламаций на продукцию, испорченную при перевозке с использованием схем погрузки, не удовлетворяющих технологии.
Перевозка почты – один из этапов производственного процесса оказания услуг почтовой связи прохождение почтового отправления от отправителя до адресата. Организациям почтовой связи Федеральным законом «О почтовой связи» от 17.07.99 № 175-ФЗ предоставлено право перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Процесс перевозки почты включает в себя погрузочно-разгрузочные работы и непосредственно транспортировку почты между объектами почтовой связи с использованием транспортных средств. Почтовый транспорт относится к средствам почтовой связи и является одним из элементов материально-технической базы организации почтовой связи.
Важнейшая задача организации перевозки почты состоит в обеспечении экономичной, своевременной и бесперебойной пересылки почтовых отправлений от отправителя до адресата при обеспечении полной сохранности почтовых отправлений и их вложений. Бесперебойность и своевременность перевозки почты достигается за счет выполнения расписания движения транспортных средств. Соблюдение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и экономичность перевозок достигается выбором соответствующих видов транспорта и почтовых маршрутов.
Внутригородские почтовые сообщения объединены в единую систему ГСП предприятия и пункты связи города. Почтовые маршруты делятся на магистральные, внутриобластные, внутрирайонные, городские и подъездные. Магистральными называются маршруты, соединяющие между собой главные и областные почтовые узлы. Внутриобластные маршруты связывает областной почтовый узел с межрайонными, районными, городскими почтовыми узлами области (края, республики). Внутрирайонные маршруты связывают предприятия связи района между собой. Городские маршруты организуются в пределах города и обеспечивают перевозку почтовых отправлений между предприятиями и пунктами связи. Подъездные маршруты связывают предприятия связи с железнодорожными станциями, аэропортами, пристанями, где осуществляется обмен почты. По форме построения почтовые маршруты разделяются на радиальные, кольцевые и комбинированные.
На радиальных маршрутах транспорт движется по не замкнутой линии (рис. 4), на них достигается ускорение продвижения почтовых отправлений. Вместе с тем применение радиальных маршрутов требует большого числа транспортных средств и увеличивает эксплуатационные расходы на перевозку по сравнению с кольцевыми. Радиальные маршруты, как правило, организуются меду предприятиями связи с большими почтовыми потоками и когда организация кольцевых маршрутов не обеспечивает необходимую скорость их продвижения.

Рисунок 5. Кольцевой почтовый маршрут
На кольцевых маршрутах почтовый транспорт движется по замкнутой линии (кольцу), см. рисунок 5. Кольцевые маршруты более экономичны, применение их требует меньше транспорта, обеспечивает лучшее использование его грузоподъемности, сокращает расходы на перевозку почты. Вместе с тем кольцевые маршруты, как правило, не позволяют достичь такой скорости прохождения почтовых отправлений, как радиальные.
Комбинированные маршруты представляют собой сочетание радиальных и кольцевых. На одних участках таких маршрутов транспорт движется через одни и те же пункты дважды, а на других – по кольцу (рис. 6).
При выборе формы построения почтового маршрута учитываются особенности путей сообщения, обеспечение заданной скорости продвижения почтовых отправлений, наиболее эффективное использование транспорта. Одним из важнейших элементов организации движения является паспортизация почтовых маршрутов. На каждый маршрут составляется паспорт, где указывается состояние дороги, время действия маршрута, протяженность, частота движения и каким видом транспорта обслуживается маршрут. Данные паспорта служат основанием для определения объема перевозок в километрах пробега.
Рисунок 4. Комбинированный почтовый маршрут
Режим работы транспортных средств, сроки поступления и отправки почты определяются графиками и расписаниями движения. Графики позволяют увязать между собой работу предприятий связи и почтового транспорта, что является решающим фактором обеспечения быстрейшего продвижения почтовых отправлений. Они строятся на основе расписания прибытия и отправки внешнего транспорта, контрольных сроков обработки и движения почтовых отправлений, скорости движения транспортных средств и установленного времени на обмен почты.
Основные задачи при организации внутригородских перевозок почты являются обеспечение высокого качества работы, которое достигается соблюдением установленных контрольных сроков прохождения почтовых отправлений по городу. Регулярные и устойчивые работы транспорта для перевозки почты по городу применяют автомобильный транспорт, который пульсирует по заранее разработанному расписанию почтовых маршрутов. Внутригородские почтовые маршруты подразделяются на виды, которые могут быть построены по радиально-кольцевому и комбинированным формам. По кольцевой форме построены организации следующего вида городского почтового маршрута. Обмен почты ОС ГСП, выемка писем из почтовых ящиков, доставка подкреплений и сбор излишек с ОС (отделение связи). Подвозка пачек с печатью к опорным пунктам.
По радиальной форме построены внутригородские почтовые маршруты. Применяются на подъездных путях. Почтамт, ОПП ПЖДП, участок обработки и перевозки почты БПМПП, АОПП, а также при транспортировании периодической печати ГЖЭ на почтамт. Полученные подкрепления почты из банка.
Для построения оптимальной схемы различных видов маршрута используется экономико-математический метод расчета. В зависимости от порядка использования автомобиля могут быть использованы специальные и совмещенные.
Специальные перевозки использования для обслуживания совмещенным называются такие перевозки, которые осуществляются на одних и тех же машинах на маршрутах разного назначения или же разные по характеру перевозки включает в один маршрут.
В зависимости от местных условий города используется 2 способа совмещенных перевозок почты:
- в течение рабочего дня на одних и тех же рейсах для различных видов
маршрута используются одни и те же автомашины;
- в течение рабочего дня одни и те же автомашины используются для
обслуживания по различным видам маршрута последовательно.
Например, выемка писем и подвозка почты к опорным пунктам можно осуществить различными рейсами одной машины.
Одни и те же автомашины используются для обеспечения специализации и одного из совмещенных маршрутов.
Например, маршрут по выемке писем и почтовых ящиков будет специализироваться, может быть последовательно совмещенным с маршрутом ОС и пунктов ГСП. В зависимости от конкретных условий города конфигурации площади, плотности и размещения ОС (отделений связи), нормативах и контрольных сроков города. Рассмотрим пример оптимизации маршрутов почтовой доставки в г. Владивосток.
Для оптимизации маршрутов рассчитаем число маршрутов по обмену с отделениями почтовой связи, которое необходимо было бы организовать в городе по формуле:
Мопс = Nопс/n
где Nопс – общее количество отделений почтовой связи в городе (к примеру, возьмем среднее количество отделений по городам – 31);
n – среднее количество отделений почтовой связи, включенных в один маршрут, определяется путем деления продолжительности рейса (Т), который следует принять равным 120 мин, на сумму среднего обмена (tобм) с одним отделением почтовой связи и среднего времени движения (tдв) между двумя отделениями почтовой связи:
Сумма среднего обмена (tобм) с одним отделением почтовой связи и среднего времени движения (tдв) между двумя отделениями почтовой связи
Мопс = Nопс/n = 31/4 = 7,75 = 8 маршрутов
Рассчитаем количество совмещенных маршрутов
1-й вариант совмещения: доставка почты в пункт ГСП (обмен с пунктами ГСП) и выемка из п/я в один рейс:
— продолжительность рейса – 90 мин
— Среднее время на обмен с пунктом ГСП – 3 мин
— Среднее время на выемку писем из п/я – 1 мин
— Среднее расстояние между п/я – 1,0 км
— Техническая скорость автомобиля – 30 км/ч
Узнаем среднее время стояния в минутах у одного из пунктов на совмещенном маршруте:
tс = (tгсп*Nгсп + tп/я * Nп/я)/ (Nгсп + Nп/я) =(3*32 + 187*1)/187+32 = 1,14 мин
где t – время на обмен (время на выемку писем из п/я и обмен с пунктами ГСП)
N – количество пунктов обмена
Определяем среднее расстояние в км, между пунктами обслуживания:
S = lп/я (1+0,6Nгсп/Nп/я)
где lп/я – среднее расстояние между п/я
S = lп/я (1+0,6Nгсп/Nп/я) = 1/1+0,6*32/187 = 0,9 км
Среднее время стоянки 1,1
Определяем среднее время движения автомобиля в минутах между пунктами:
tдв = Тр/Vт
tдв = Тр/Vт = 0,9*60/30 = 1,81 мин
Определяем среднее количество пунктов, включаемых в один совмещенный маршрут:
n = Тр/ (tдв + tс), ед.
n = 90/ (1,81+1,14) = 90/2,95 = 30,5 ед.
где Тр – продолжительность рейса
Определяем необходимое количество совмещенных маршрутов по обслуживанию:
М = (32+187)/ 30,5= 7,18
Первый вариант: необходимое количество совмещенных маршрутов по обслуживанию составляет 7 единиц.
Второй вариант совмещения – машины используются последовательно — обслуживание пунктов ГСП (обмен с пунктами ГСП) и выемка из п/я производится различными рейсами последовательно на одних и тех же автомобилях.
Продолжительность рейса по обслуживанию ГСП – 120 мин
Среднее время на обмен с пунктом ГСП – 3 мин
Среднее время на выемку писем из п/я – 1 мин
Среднее расстояние между п/я – 1,4 км
Техническая скорость автомобиля – 30 км/ч
Определяем среднее количество пунктов, включаемых в один маршрут:
n =Тр/ (tдв + tс), ед.
tдв = 1,4*60/30 = 2,8 мин
n = 120/ (2,8+3) = 20,7 ед ~ 21 ед.
tдв = 1,0*60/30 = 2,0 мин
n = 90/ (1+2,0) = 30 ед.
Характеристика городских маршрутов приведена в таблице 3.
Определяем необходимое количество совмещенных маршрутов:
М = N/n
M = Nгсп/nгсп = 32/21 = 1,52 ~ 2 маршрута
M = Nп/я/nп/я= 187/30 = 6,2 ~ 6 маршрутов
Вывод: второй вариант совмещения экономичнее, чем первый вариант совмещения (выгоднее на один маршрут)
3.2 Определение экономического эффекта от совершенствования маршрутов
В данном разделе проведем расчет экономического эффекта от совмещения маршрутов (таблица 4). В себестоимость 1 км пробега перевозки почты входят следующие виды расходов: постоянные и переменные. Условно-постоянными являются те расходы, не зависящие непосредственно от объема перевозок, то есть от величины пробега.
Сюда относятся:
- заработная плата шоферов (основная и дополнительная);
- начисления на заработную плату;
- общепроизводственные и управленческие расходы.
Единицей калькуляции условно-постоянных расходов является один машино-час работы (или 1 машино-день).
Условно-переменные расходы – расходы, непосредственно зависящие от величины пробега машин:
- расходы по техническому обслуживанию и ремонту автомашин;
- расходы на горючее, смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
- расходы на восстановление и ремонт авторезины;
- амортизационные отчисления.
Таблица 4 — Затраты на внутригородские перевозки почты по г. Владивосток
В таблице 5 представлены данные о протяженности совмещенных маршрутов. При увеличении расстояния перевозки, себестоимость одного километра уменьшается, следовательно, можно добиться снижения затрат на 1 км пробега, и тем самым сократить расходы на перевозку почты.
Тогда расходы на перевозку почты сократятся на 0,2 тыс. руб. в месяц, (140-136,85 = 3,15 тыс. руб. в месяц), или на 37,8 тыс. руб. в год.
Таким образом, транспортировка почты – один из важнейших этапов процесса почтовых услуг. Важнейшей задачей организации перевозки является современная и бесперебойная пересылка почтовых отравлений, периодических печатных изданий при полной их сохранности. Автомобильный транспорт обеспечивает прибытие печати в установленные сроки. Нужно осуществить выбор маршрута с минимальными эксплуатационными затратами (в расчете это второй вариант совмещения).
Заключение
Эффективное управление транспортной сетью является одним из ключевых факторов, влияющих на функционирование системы поставок в целом. Но когда речь заходит об оптимизации цепочек поставок, задача управления сетью обычно остается в тени, т.к. большинство компаний не знают, как подступиться к ее решению.
Схема управления транспортной сетью специфична для каждой компании, и встретить две компании с одинаковыми схемами управления практически невозможно. Фактически, существует три группы компаний, заинтересованных в эффективном управлении транспортной сетью: 1) грузоотправители/грузополучатели, которые сами управляют транспортной сетью; 2) грузоотправители/грузополучатели, которые нанимают перевозчиков и 3) сами компании-перевозчики. Если для первой и третьей группы необходимость эффективного управления очевидна, то от представителей второй группы нередко приходится слышать «Зачем нам знать о том, как управляет транспортной сетью компания-перевозчик? Главное, чтобы нам вовремя доставили груз». На самом деле, от того, насколько эффективно перевозчик управляет своей транспортной сетью, зависит то, насколько выгодные условия (сроки доставки, сроки между заказом перевозки и ее выполнением, стоимость перевозок, отслеживание перевозок, перевозка грузов как можно меньшим количеством транспортных средств и т.д.) он может вам предложить. Например, если выплатите перевозчику за количество транспортных средств, используемых ежемесячно для перевозки ваших грузов, то вы будете заинтересованы в том, чтобы перевозчик перевозил как можно больше груза как можно меньшим количеством транспортных средств. Принимая все это во внимание, грузоотправитель всегда заинтересован в том, чтобы перевозчик использовал действенную систему управления.
Эффективное управление транспортной сетью заключается в эффективном управлении всеми ее ресурсами (транспортными средствами: вагонами, грузовиками, судами, самолетами, контейнерами, маршрутами, складами/терминалами, информационными системами) и фактически сводится к долгосрочному и краткосрочному планированию (в частности, составлению расписания) перевозок, а также оперативному управлению. Требования к управлению могут выдвигаться совершенно разные. Например, это может быть и максимизация объема перевозок, и минимизация стоимости перевозок, и вероятность выхода стоимости перевозок за рамки бюджета и т.д. Однако, независимо от требований, аналитического решения для задачи составления расписания не существует. Единственным методом, который позволял бы найти оптимальное расписание, является полный перебор всех возможных вариантов развития событий, но это представляет собой нерешаемую задачу, т.к. события развиваются во времени, и чем дальше мы смотрим вперед, тем больше различных вариантов получаем, и количество необходимых расчетов растет в геометрической прогрессии.
АО «Почта России» – национальный почтовый оператор. Предприятие несет существенную социальную нагрузку, обеспечивая доступность почтовых услуг на всей территории Российской Федерации, в том числе в самых отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Почта России предоставляет услуги связи тем группам потребителей и в тех регионах, которые не входят в сферу интересов частных операторов почтовой связи, ориентированных только на прибыльные рынки.
Обладая уникальной разветвленной и территориально распределенной сетью почтовых отделений, количество которых превышает 40 тыс., предприятие ежегодно доставляет более 1,5 млрд. писем и бандеролей, более 48 млн. посылок и около 1,9 млрд. экземпляров подписных печатных изданий. Свыше 23 тыс. отделений почтовой связи предоставляют населению доступ в глобальную сеть Интернет. Кроме того, Почта России представляет всемирную сеть Express Mail Service и оказывает на российском рынке услугу по экспрессдоставке срочных отправлений и грузов «от двери до двери» по России и в 190 стран мира.
Всего предприятие предлагает своим клиентам более 80 различных почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и других услуг. Логистическая инфраструктура Почты России включает разветвленную магистрально сортировочную сеть, которая представляет собой совокупность магистрально сортировочных центров и их участков, а также магистральных маршрутов почтового транспорта. Предприятием в целях сокращения сроков прохождения почтовых отправлений постоянно проводится оптимизация системы логистики. Это делается за счет автоматизации, модернизации сортировочных центров, увеличения количества маршрутов и использования для перевозки почты более скоростных видов транспорта. Так, почтовые вагоны переводятся в состав скоростных поездов, а практически на всех направлениях, где выполняются регулярные авиарейсы, они используются для пересылки почтовых отправлений.
Собственный транспортный парк предприятия включает более 600 почтовых железнодорожных вагонов и более 17 тыс. автомобилей. На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста объемов услуг Почты России, в том числе и традиционных – почтовых, что с очевидностью подтверждает тот факт, что, несмотря на бурное развитие средств коммуникации, почтовая связь остается востребованной как населением, так и бизнесом.
Список используемой литературы
- Алесинская Т.В.. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 116 с.
- Беспалов В.В., Китов А.Г., Китова Г.Н. Сертификация: Учебное пособие. — Н.Новгород: ВГИПА, 2012.
- Бондаренко В.А., Якунин Н.Н. и др. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте. Учебное пособие. — М. 2012.
- Гермами В.Д. Системообразующий эффект реализации концепции логистических центров в России// Логистика.2014.№1.
- Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки — М.: Изд. Центр «Академия», 2013, — 288 с.
- Государев М.А., Костров В.Н., Телегин А.И. Государственное регулирование на транспорте. Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. А.И.Телегина. — Нижний Новгород, ВГИПА, 2014.
- Гуревич И. Б. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей. — Транспорт. 2011.
- Жердицкий Н.Т. и др. Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей. Учебное пособие. — Новочеркасск: издательство ЮРГТУ (НПИ), 2013.
- Касаткин Ф.П. и др. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса. — М.: Академ, проект, 2014.
- Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. — М.: Транспорт, 2013.
- Клуб логистов логистика, закупки, склад, перевозки, дистрибьюция, производство, ВЭД//www.logists.by
- Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей, транспорт. 2012.
- Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения. — М. Высшая школа, Академия, 2012.
- Кубарев А. И. Надежность в машиностроении. — Изд-во стандартов. 2011.
- Правдина, Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебно-методическое пособие / Н. В. Правдина. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 95 с.
- Решетов Д. Н. Надежность машин. — Высшая школа. 2014 г.
- Пугачев И.Н. Организация и безопасность движения. Учебное пособие. — Хабаровск изд. ХТТУ, 2010 г.
- Сарбаев В.И. и др. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса: Учебное пособие. — М.:. МГНУ, 2011.
- Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств. Правила предоставления услуг по ремонту автотранспортных средств. Госстандарт России. — М. 2013.
- Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. — М.: Издательский центр «Академия», 2014, — 400с.
- Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Под ред. В.М. Власова. — М.: Издательство центр «Академия», 2014.
- Троицкая Н.А., Напольский Б.М. Перевозка опасных грузов в международном сообщении. Методические рекомендации. — М.: АСМАП, 2015- 158с.
- Управление автосервисом: Учебное пособие/ Под редакцией Л.Б. Мирютина. Гриф. — М. «Экзамен», 2014.
- Сергеева В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов — инфра-м, издательский дом, 2014.
