Заявка на расчет
Меню Услуги

Организационно-методические основы работы дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья дошкольников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и основы организационной работы дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению

1.2. Современные формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по укреплению и сохранению здоровья дошкольников

2.2. Особенности работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. По статистике в России ежегодно происходит 63 миллиона случаев заболевания детей, от гриппа и простуды до переломов и ожогов, в том числе и серьезные болезни. Только 25% новорожденных в России рождаются полностью здоровыми. К первому классу уже только каждый пятый ребёнок страны, а это (22%), являются здоровым, к моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются, полностью здоровы, соответственно 97,5% имеют проблемы и 70% из них имеют хронические заболевания [7, с.3].

В Национальной доктрине образования в Российской федерации до 2025г. (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может выполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др., что раскрывает актуальность выбранной темы.

Чрезвычайно необходимо с первой ступени образования формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии станет потребностью, привычкой, элементарным навыком. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Для сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. [8, с.87].

Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4,с.37].

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5, с.101]:

— различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;

— уровень самочувствия, активности, настроения;

— степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;

— активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

Укрепление здоровья посредством воспитания культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45]. В ФГОС ДО одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблема исследования заключается в потребности создания таких условий в дошкольном образовательном учреждении, которые бы обеспечивали укрепление здоровье воспитанников.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать формы организационно-методической работы в дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья детей.

Объект исследования: процесс укрепление здоровья дошкольников.

Предмет исследования: организационно-методические основы деятельности дошкольного учреждения, способствующие укреплению здоровья дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность и основы деятельности дошкольной образовательной организации, направленной на здоровьесбережение детей;
  2. Определить формы организационно-методической работы дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению детей;
  3. На основе анализа деятельности дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению выявить её эффективность и разработать проект по укреплению здоровья дошкольников.

Методы исследования:

Теоретические методы — анализ, систематизация, обобщение, сравнение, проектирование;

Эмпирические методы — наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

Опытно-экспериментальная база исследования проводилось на базе МАДОУ Детский сад №35 «Юбилейный», д. Большое Седельниково, Сысертского городского округа, Свердловской области.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и основы организационной работы дошкольной образовательной организации по здоровье сбережению

 

Современная педагогика значительно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной организации в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Своеобразным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию достигается грамотным построением модели проектирования работы в дошкольном учреждении.

На сегодняшний день концептуальной основой государственной политики в сфере дошкольного образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Для реализации ФГОС ДО необходимо осуществить организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта, построить эффективную модель образовательной деятельности.

Модель (фр. modele, от лат. мodulus —«мера, аналог, образец»): схема,

исследование, которой служит средством для получения информации о системе; упрощенное представление протекающих в системе процессов, явлений.

Модель образовательной системы для дошкольного образования должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность:

  • цели и задачи дошкольного образования;
  • содержание, методы, средства и организационные формы
  • образовательного процесса;
  • его участники;

Чтобы построить модель, необходимо определить не только содержание данных элементов, но и совокупность связей между ними. К модели предъявляются следующие требования:

  • согласованность создаваемой модели со средой;
  • простота модели как схематичность и избирательность в отражении реального объекта;
  • адекватность модели поставленной цели проекта.

Моделирование образовательного процесса на основе анализа основных положений ФГОС ДО, традиционных и современных подходов к организации педагогического процесса позволяет:

  • проследить цель, стратегические и тактические задачи воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • последовательно раскрыть содержание образовательной работы, выбрать адекватные возрасту и контингенту детей формы организации педагогической деятельности;
  • спрогнозировать результаты образовательной деятельности,

скорректировать процессы развития коллектива дошкольников и каждой личности в частности.

Цель модели образовательного процесса детского сада — организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, характера взаимодействия воспитанников с взрослыми и другими детьми, системы отношений ребенка к миру, другим людям, к самому себе.

При разработке Модели организации работы дошкольного учреждения необходимо руководствоваться принципами, лежащими в основе ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Современные педагогические проблемы зачастую решаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, выражающегося не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье детей. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Выделяется три основных этапа педагогического проектирования:

а) педагогическое моделирование – разработка общих целей, определение основных путей достижения результатов поставленной цели (реализация Основной образовательной программы ДОО, Программы развития учреждения);

б) педагогическое проектирование – дальнейшая разработка модели,

доведение ее до уровня практического использования (разработка Рабочих

программ);

в) педагогическое конструирование – детализация, которая приближает

образовательный процесс в конкретных условиях к реальным участникам процесса (воспитателю и детям, родителям) (Ежедневное календарное планирование).

В основе осуществления проектирования лежат следующие методологические принципы:

А) Принцип человеческих приоритетов (ориентировка на ребенка):

  • подчинять ситуации потребностям, интересам, возможностям детей;
  • не навязывать жестко и детально, всегда оставлять место для импровизации;
  • «ставить» себя на место ребенка и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием, создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

Б) Принцип саморазвития проектируемых ситуаций, процессов, технологий:

  • моделировать процессы и ситуации таким образом, чтобы их компоненты легко заменялись;
  • разрабатывать планы (календарные, тематические, занятий) такими, чтобы их можно было использовать многократно, приспосабливая к изменившимся условиям;
  • не останавливаться на одном проекте, всегда иметь варианты.

Второй моделеобразующий компонент определяется как содержательно-организационный и реализуется в трёх аспектах:

  • реализация Основной образовательной программы ДОО;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • эффективное методическое сопровождение.

ООП ДОО реализуется на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду и строится на деятельностном, ситуационном и личностно-ориентированном подходах. Это находит отражение в следующих модулях планирования:

  • перспективное планирование НОД,
  • комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в режимных моментах;
  • сетка образовательной деятельности на неделю (циклограмма);
  • календарный план.

Сетка образовательной деятельности отражает недельную нагрузку непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, формы работы с детьми, виды детской деятельности, педагога, осуществляющего образовательную деятельность, соответствие нормам СанПиН.

В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОО развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной – содержать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной деятельности, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области используем и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Полноценное функционирование рабочей программы позволяет создавать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках ООП (проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, и др.). Мы считаем, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованная в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка.

Организация РППС должным образом будет способствовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Успешность разработки модели организации образовательного процесса детского сада зависит от готовности педагогического состава к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду. И здесь важно построить эффективную систему методического сопровождения педагогов.

Третий структурный компонент проектирования – аналитико-результативный.

Инструментом реализации данного компонента является Программа внутреннего мониторинга качества образования ДОУ.

Программа внутреннего мониторинга качества образования осуществляется по трем направлениям:

  1. Полнота реализации основной образовательной программы (ООП), качество образования.
  1. Условия реализации основной образовательной программы.
  2. Результаты освоения основной образовательной программы.

В первом направлении выделяются следующие объекты мониторинга:

  • ООП ДОО (соответствие структуры и содержания основной общеобразовательной программы ФГОС ДО; соответствие планируемых способов, форм и порядка реализации ООП (учебного плана, рабочих программ и т.д.) гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса в образовательном учреждении).
  • Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДОО (соответствие направленности дополнительных образовательных программ вариативной части ООП ДОО).
  • Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности. Организация непосредственно образовательной деятельности: соответствие установленному режиму дня, расписанию НОД, наличие и продолжительность перерывов между НОД в соответствии с требованиями СанПиН, соответствие содержания НОД методике, виду деятельности, технологии, использование методов и форм, адекватных возрасту детей, осуществление дифференцированного подхода в процессе НОД.
  • Охрана и укрепление здоровья детей (качество проведения утренней гимнастики; качество проведения физкультурных занятий; качество организации закаливания; организация летней оздоровительной работы; организация и проведение дней здоровья в соответствии утвержденным комплексно-тематическим планированием).

Второе направление включает в себя следующие объекты мониторинга:

  • Развивающая предметно-пространственная среда (соответствие развивающей среды ФГОС ДО (насыщенность, вариативность, доступность, безопасность); регулярность сменяемости развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием).

Третье направление включает в себя такие объекты мониторинга:

  • Социализация детей, приобщение к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это стремление к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом).

 

1.2. Современные формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ

 

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Жизнь в двадцать первом веке ставмт перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

Современные дошкольные образовательные программы составлены весьма грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, довольно важные условия, как для нормальной адаптации ребенка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача привить ребенку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Несомненно, до семи лет человек проходит огромнейший путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет основное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются главные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

Дошкольное детство — период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. [5, с.101].

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Целостность мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.

Основные пути решения этой проблемы заключаются в:

1) Самосовершенствовании педагога: перестраиваем своё мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работе с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»; дни открытых дверей и другие мероприятия.

3) Организации здоровьесберегающего пространства: создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду. Оно применяется на всех этапах развития ребенка-дошкольника и учитывает особенности его моторного развития, познавательных функций и речи. Дети активно вовлекаются в творческий процесс — дети рисуют, рассказывают истории и сочиняют рассказы о здоровье, а также придумывают свои физические упражнения, особенно с предметами, и с удовольствием делятся своими выдумками с ровеcниками. Активное коллективное творчество детей — несомненное условие успешности формирования культуры здоровья.

Все исследователи, которые занимаются проблемой формирования основ ЗОЖ у дошкольников, выделяют необходимость тесного контакта детского сада и семьи по вопросам сохранения здоровья детей.

В основе работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых, современных подходов к оздоровлению воспитанников, основывающихся на многостороннем анализе внешних воздействий, мониторинге состояния каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых уcловий c использованием здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую недопущению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья дошкольников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольной образовательной организации, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Рассмотрим следующие средства здоровьесбережения, возможные к применению в ДОО:

«Волшебные точки здоровья».

Точечный массаж — это воздействие на биологически активные зоны, расположенные на коже человека. Стимулирование биоактивных зон кожи способствует выработке в организме собственного интерферона, который обладает противовирусным эффектом. Точечный массаж не имеет возрастных ограничений. Специалисты отмечают, что если ребенок, которому систематически делали точечный массаж, вдруг и заболевает, болезнь протекает у него в более легкой форме.

Массаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, удобный в обращении и доступный в любое время. Его выступы воздействуют на биологически активные точки, способствуя улучшению самочувствия, снимая стресс, усталость и боль, повышая общий тонус организма. С помощью шаров — «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает положительное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Самомассаж подручными материалами.

Самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, шишками, карандашами, ручками, фломастерами и т.п. Положительное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, ведь занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз эффективна как средство профилактики нарушений зрения. Мы часто недооцениваем применение зрительной гимнастики, упражнения являются своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше усваивать информацию, полученную с помощью зрения. Если у ребенка уже есть отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и устранить проблемы. Наша задача — выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребенку дома и самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает превосходного развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Играя в «пальчиковые игры», вы не просто двигаете пальцами, а осознаете и контролируете свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания.

«Тропа здоровья».

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются: профилактика плоскостопия; улучшить координацию движений; улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем; повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям; улучшить эмоционально-психическое состояния детей; приобщить детей к здоровому образу жизни.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте реализует следующие цели: повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения положено применение специальных дыхательных упражнений с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных («ж» и «ш») и сочетаний звуков (ах, ух, фу). Дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Упражнения по дыхательной гимнастике могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

  1. Полоскание рта — это одновременно лечебная процедура и профилактическая, потому что во время данной процедуры происходит очищение слизистой оболочки небных дужек, небных миндалин и слизистой задней стенки ротоглотки. Как следует, ребёнок освоит процедуру только через несколько месяцев. А нам стоит запастись терпением и выдержкой, чтобы контролировать ребенка во время полоскания.
  2. Песочная АРТ-терапия.

В первую очередь, песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, помогают раскрыть и увидеть причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

  1. Сказкотерапия — это способ корректировки детских проблем психологического характера. Суть заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя придуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. Сказкотерапия — метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
  2. Бодрящая гимнастика.

Гимнастика после пробуждения направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать в себя следующие элементы: потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Главное правило — нельзя делать резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Продолжительность гимнастики в постели — около трёх минут. Все оздоровительные мероприятия, лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

  1. «Релаксационные паузы» включены в режим дня детского сада. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление возникает путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается вымышленное название, это увлекает детей. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большая часть детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом можно судить по внешнему виду ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
  2. Закаливание — это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

При использовании необходимо соблюдать ряд правил:

  • Постоянное использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
  • Поэтапное увеличение дозы раздражающего действия.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.
  • Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет решающее значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели — укрепление здоровья воспитанников.

  1. Цветотерапия — это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это такая методика, которая основанна на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно достичь значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
  2. Ароматерапия.

Запахи окружают нас везде и, так или иначе, воздействуют на наше состояние и настроение. Ароматы растений помогают снимать усталость, улучшают память, укрепляют сон. Ароматерапия — это естественное оздоровление запахами.

Противопоказаниями для использования средств ароматерапии являются: индивидуальная психологическая непереносимость эфирных масел; индивидуальные аллергические реакции.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание нужно уделить подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это благоприятствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Утром рекомендуется включать солнечную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия необходимо реализовывать с учетом здоровья, возраста детей и времени года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. В объёме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОО. Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка [34, с. 22-23].


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф