2.2.Конституционное закрепление права пожилых людей на социальное обеспечение
Реализация конституционного права пожилых людей на социальное обеспечение в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей и ветеранов определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом от 02 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», соглашениями государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Государственная социальная политика, направленная на реализацию конституционного права на социальное обеспечение гражданами пожилого возраста, является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях от принятия до реализации решений.
Исходя из смысла статьи 5 Федерального закона ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гражданами пожилого возраста являются лица, достигшие 55 лет и старше (женщины) и мужчины старше 60 лет. В сферу государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения вовлекаются граждане Российской Федерации — женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации структуры и субъекты, в том числе органы законодательной и исполнительной сласти всех уровней [13, с. 12].
В основе политики Российской Федерации как социального государства лежат следующие принципы, которые определяются на основе оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью экономических, финансовых, материальных и других ресурсных возможностей государства: принцип государственной ответственности; равенства всех граждан старшего поколения; преемственности государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения; соединения правового и этического регулирования; социальной эффективности; социального участи; социального партнерства.
Развитие рыночных отношений выдвигает на первый план политики государства социальное обеспечение людей, находящихся за пределами рынка и не имеющих возможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни.
Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует в сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной справедливости, актуальных для всех исторических периодов: — производственная справедливость, которая содержит предъявленные к человеку со стороны общества требования необходимости полезной деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне производства: старики, дети, инвалиды.
Совместные усилия различных органов государственной власти позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых. Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке.
Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из «поставщиков», кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях.
Деятельность государства, направленная на реализацию пожилыми гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение осуществляется по трем основным направлениям:
-социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ), -социальное обслуживание; -организация пенсионного обеспечения.
Механизм социального обеспечения пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях: государственный уровень социального обеспечения направлен на гарантирование предоставления законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами; на региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве [17, с. 41].
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Гражданам пожилого возраста обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
В настоящее время в Российской Федерации проводится социальная политика, направленная на реализацию конституционных прав граждан на социальную защиту. Но вместе с тем, в процессе осуществления гражданами своих конституционных прав в сфере социальной защиты, возникает ряд проблем, связанных как с несовершенством законодательства в указанной области, так и с отсутствием достаточного финансирования данной сферы. В основу политики Российской Федерации, направленной на реализацию пожилыми людьми своего конституционного права на социальное обеспечение должны быть положены следующие принципы: принцип государственной ответственности; равенства всех граждан старшего поколения; преемственности государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения; соединения правового и этического регулирования; социальной эффективности; социального участи; социального партнерства.
2.3. Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение женщин и детей
В последнее время одной из приоритетных задач государства является поддержка семьи, материнства и детства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты жизнедеятельности современной семьи. Государственная поддержка семьи, материнства и детства – система государственных программ и мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.
Основными направлениями государственной поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации являются:
Установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни. Это определенный государством минимальный объем социальных услуг по обеспечению социальной поддержки семей.
К данным услугам можно отнести:
— гарантированную материальную поддержку. Данная поддержка представляет собой выплаты государственных пособий женщинам в связи с рождением и воспитанием детей; принятие мер по социальной адаптации и реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— соблюдения права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ и установления соответствующих норм оплаты коммунальных услуг;
— оказания услуг в сфере культуры и физической культуры на безвозмездной основе;
— оказания квалифицированной юридической, психологической, педагогической помощи. Указанные государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей определяются с учетом региональных различий. При этом органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей [13, с. 12].
- Создание благоприятных условий, работникам имеющих детей, для сочетания трудовой деятельности и выполнения семейных обязательств. Государством осуществляется контроль за соблюдением трудового законодательства РФ в части правовой защиты работающих членов семьи (в случае безработицы, при прекращении трудового договора, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемым женщинам в связи с материнством) [42, с. 103].
- Осуществление бесплатной профессиональной переподготовки, повышение квалификации или переобучение женщин, имеющих перерыв в трудовой деятельности, вызванные их нахождением в отпуске по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до трех лет. Необходимо обеспечить доступность детских дошкольных учреждений для всех детей, а также установить доступную родительскую плату за содержание ребенка для всех семей. Развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, а также летних оздоровительных лагерей.
- Обеспечение экономической самостоятельности, стабильности материального положения семей и преодоления бедности. Выполнение данного направления осуществляется за счет своевременной и полной выплаты пособий. Осуществление адресной и дифференцированной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, а также необходимости расширения дополнительных целевых выплат и льгот семьям с детьми в субъектах РФ.
- Обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни.
- Обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях.
- Профилактика социального сиротства. Реализация основных направлений государственной социальной политики по поддержке семьи, материнства и детства в Российской Федерации требует решения следующих крупных задач.
- Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей. Данная задача предполагает создание условий для улучшения материального положения семей, имеющих детей, развитие системы социального обслуживания семьи и обеспечение условий для семейного воспитания детей, а также увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг.
- Обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей. Для выполнения этой задачи необходимо создать условия для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей; снижение материнской и младенческой смертности; усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской диспансеризации детей; улучшение санитарно-гигиенических условий содержания детей в детских учреждениях.
- Укрепление правовой защиты детства. Выполнение данной задачи предполагает приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка. Усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями и отношениями собственности. Выбор модели поддержки женщин в период беременности и семьи с маленькими детьми в основном определяется типом социальной политики государства [21, с. 428].
Система государственной поддержки материнства и детства включает в себя меры финансовой и нефинансовой поддержки.
1) Меры финансовой поддержки. Предполагают выплату государственных пособий, компенсаций. Предоставление субсидий и льгот, в т.ч. налоговых, а также управление средствами материнского капитала.
2) Меры нефинансовой поддержки. К данным мерам относятся предоставление бесплатных консультаций (юридических, медицинских, психологических). Условно все меры государственной поддержки можно разделить на две группы.
К первой группе можно отнести меры, затрагивающие интересы всех семей, имеющих детей.
Они предполагают проведение мер по стимулированию рождаемости, оказание медицинских услуг, профилактика заболеваемости, предоставление отпусков согласно законодательству о труде и др. Ко второй группе относятся меры, затрагивающие интересы определенных категорий семей, имеющих детей (многодетные семьи, семьи, имеющие детейинвалидов, малообеспеченные семьи, неполные семьи, семьи при усыновлении, установлении опеки или попечительства, принятие ребенка в приемную семью, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:
- Пособие по беременности и родам.
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
- Единовременное пособие при рождении ребенка.
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
- Ежемесячное пособие на ребенка
- Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
- Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
- Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регламентирует получение материнского (семейного) капитала.
Государственные меры социальной поддержки семьи и детей направлены на решение этих проблем, укрепление семьи как основы государства, сохранение традиционных семейных ценностей.
В настоящее время социальная защита материнства и детства – это создание государством условий, направленных на обеспечение рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и реализации семьей всех ее функций в жизни общества, оказание государством помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, многодетным семьям, одиноким матерям, детям-инвалидам [13, с. 12].
Итак, система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты материнства и детства, поддержки социально уязвимых слоев населения. Система социальной защиты семьи, материнства и детства включает в себя два основных направления: социальное обеспечение и социальное обслуживание [40, с. 199].
Социальное обеспечение предусматривает меры социальной поддержки в денежной и натуральной форме.
К мерам социальной поддержки семей и детей, предоставляемым в денежной форме относятся:
- пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие гражданам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- материнский (семейный) капитал, налоговые вычеты.
Денежные выплаты, предоставляемые в связи с материнством, отцовством и детством, можно разделить по их целевой (функциональной) направленности на два основных вида, а именно: направленные на оказание помощи гражданам в воспитании и содержании детей (в осуществлении ими своих семейных обязанностей) либо на возмещение лицу заработка, которого он лишился в силу осуществления этих обязанностей.
Выплачивая такие пособия как: по беременности и родам, на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи (ребенка), государство замещает гражданину заработок, утраченный в связи с тем, что он исполнял свои семейные обязанности.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА
3.1. Социальное обеспечение отдельных категорий граждан в Орловской области
Как мы отмечали в первой главе нашего исследования существуют следующие виды оказания государственной социальной помощи:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Начнем наше исследование с социальных выплат на ребенка в Орловской области.
Согласно федеральному законодательству выплаты, связанные с рождением детей полагаются такие:
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 недель) [15, с. 31].
Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью:
— 70 календарных дней до родов (при многоплодной беременности – 84 дня)
— 70 календарных дней после родов (в случае осложненных родов – 86 дней, при рождении 2-х и более детей – 110 дней)
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается при рождении/или усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Право на пособие имеют матери или лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию.
Пособие на ребенка назначается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за назначением пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие на ребенка назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о его назначении.
Пособие на ребенка назначается по месяц исполнения ребенку возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет). Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка Порядок учета и порядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия на ребенка, устанавливается Правительством Орловской области.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается Правительством Орловской области. Размер пособия на ребенка Пособие на ребенка выплачивается в размерах, установленных статьей 4 Закона Орловской области от 19 ноября 2004 года № 439-ОЗ «О пособии на ребенка».
Размер пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на первого ребенка одиноких матерей, на сто пятьдесят процентов — на второго и последующих детей одиноких матерей [13, с. 12].
Размер пособия на ребенка увеличивается на пятьдесят процентов на первого ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; на сто пятьдесят процентов — на второго и последующих детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; а также на пятьдесят процентов — на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Размер пособия на ребенка подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года на коэффициент индексации, установленный на соответствующий финансовый год законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
С 1 января 2021 года на территории Орловской области размер пособия на ребенка составляет 288 руб. 49 коп. (в 2020 г. — 285 руб. 63 коп.;
- в 2019 г. — 282 руб. 80 коп., в 2018 г. — 280 руб. 00 коп.; в 2017 г. — 277 руб. 23 коп.; в 2016 г. — 270,47 руб., в 2015 г. — 263,87 руб., в 2014 г. — 250,11 руб., в 2013 г. — 238,20 руб.);
- размер пособия на первого ребенка одинокой матери — 576 руб. 98 коп.(в 2020 г. — 571 руб. 26 коп.; в 2019 г. — 565 руб. 60 коп., в 2018 г. — 560 руб. 00 коп.;
- в 2017 г. — 554 руб. 46 коп.; в 2016 г. — 540,94 руб., в 2015 г. — 527,74 руб., в 2014 г. — 500,22 руб., в 2013 г. — 476,40 руб.);
- пособие на второго и последующих детей одинокой матери — 721 руб. 23 коп.(в 2020 г. — 714 руб. 08 коп.; в 2019 г. — 707 руб. 00 коп., в 2018 г. — 700 руб. 00 коп.; в 2017 г. — 693 руб. 08 коп.; в 2016 г. — 676,18 руб., в 2015 г. — 659,67 руб.);
- размер пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно: на первого ребенка — 432 руб. 74 коп. (в 2020 г. — 428 руб. 45 коп.; в 2019 г. — 424 руб. 20 коп., в 2018 г. — 420 руб. 00 коп.; в 2017 г. — 415 руб. 85 коп.; в 2016 г. — 405,71 руб., в 2015 г. — 395,80 руб.);
- на второго и последующих детей — 721 руб. 23 коп. (в 2020 г. — 714 руб. 08 коп.; в 2019 г. — 707 руб. 00 коп., в 2018 г. — 700 руб. 00 коп.; в 2017 г. — 693 руб. 08 коп.; в 2016 г. — 676,18 руб., в 2015 г. — 659,67 руб.); пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 432 руб. 74 коп. (в 2020 г. — 428 руб. 45 коп.; в 2019 г. — 424 руб. 20 коп., в 2018 г. — 420 руб. 00 коп.; в 2017 г. — 415 руб. 85 коп.; в 2016 г. — 405,71 руб., в 2015 г. — 395,80 руб., в 2014 г. 375,17 руб., в 2013 г. — 357,30 руб.) [43].
Таким образом, мы рассмотрели особенности реализации прав на материальную помощь в Орловской области в отношении ряда категорий граждан.
