Меню Услуги

Организация деятельности государственных и муниципальных архивов

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Организационные основы деятельности государственных и муниципальных архивов
  • 1.1. Современная система организации архивного дела
  • 1.2. Основные направления работы государственных и муниципальных архивов
  • ГЛАВА 2. Реализация основных направлений деятельности государственных и муниципальных архивов
  • 2.1. Характеристика деятельности государственных и муниципальных архивов
  • 2.2. Должностной и численный состав государственных и муниципальных архивов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Архив – это неотъемлемая часть системы сохранения историко-культурного наследия страны. Информационный потенциал архивов необходим для обеспечения растущих информационных потребностей общества, задач государственного устройства, развития науки и культуры, защиты конституционных прав граждан. От правильной организации работы государственного или муниципального архива напрямую зависит возможность удовлетворения не только повседневных, но и перспективных информационных потребностей – как отдельных граждан, так и государства в целом. Таким образом, изучение и оценка тенденций развития архивной отрасли, их влияния на деятельность архивных учреждений, оценка эффективности организации деятельности государственных архивов как основной части архивной системы страны имеет немаловажное значение.

Государственные и муниципальные архивы выполняют важнейшую функцию: обеспечить полноценное пополнение, сохранность, доступность и пригодность для использования документов, отражающих историю государства и общества, отдельных семей и личностей; задачу сохранения и передачи во времени сведений, объективно отражающих историю, а также современность, становящуюся историей.

В работе государственного и муниципального архива, направленной на комплектование, хранение, учет, использование архивных документов, сложно расставить приоритеты, так как все виды работ взаимообусловлены:

— без правильной организации комплектования архива невозможно сформировать полноценную и объективную картину прошлого;

— без проведения мероприятий по обеспечению сохранности документов накопленный и постоянно пополняющийся массив документов может быть утрачен;

— без полноценного использования архивных документов теряется смысл в самом хранении документов.

Таким образом, от правильной организации работы государственных и муниципальных архивов зависят как перспективы пополнения Архивного фонда Российской Федерации, так и возможность информационного обеспечения государства, общества, граждан.

Вместе с тем, в настоящее время существует ряд проблем, снижающих эффективность их работы. В значительной мере это связано с нерешенностью вопроса о разграничении полномочий в сфере архивного дела, утратой ведомственной системы подчинения, тенденцией к оптимизации штатной численности без учета нагрузки сотрудников, снижением статуса учреждений архивной отрасли, материально-техническими и кадровыми проблемами архивов. Это определяет актуальность темы исследования, поскольку выявление актуальных проблем позволит определить направления их решения и, соответственно, повысить эффективность работы государственных и муниципальных архивов в современных условиях.

Целью исследования является оценка эффективности организации работы государственных и муниципальных архивов на современном этапе.

Задачи исследования:

— определить место государственных и муниципальных архивов в системе архивных учреждений, выявить взаимосвязь с другими элементами системы;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— выявить динамику в организации работы государственных и муниципальных архивов, приоритеты планирования при выполнении отдельных видов работ;

— исследовать нормативно-правовую базу, регламентирующую работу государственных и муниципальных архивов;

— исследовать основные направления работы государственных и муниципальных архивов.

Объект исследования: деятельность государственных и муниципальных архивов.

Предмет исследования: организационно-правовые и методические принципы работы государственных и муниципальных архивов.

Основными методами исследования являлись: метод наблюдения, метод опроса, математические методы, используемые для выявления и оценки количественных изменений показателей деятельности учреждений, метод анализа, метод синтеза.

Основными источниками для проведения исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, составляющие архивное законодательство (как федерального, так и регионального уровня). В частности, Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», закрепляющий применительно к теме исследования: формы собственности на архивные документы, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области архивного дела, понятие государственного и муниципального архива, систему организации архивного дела, общие принципы работы государственных и муниципальных архивов в сфере комплектования, хранения, учета и использования архивных документов. Указанные нормы конкретизируются на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. С точки зрения исследования, имеет значение также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящий к вопросам местного значения муниципального района и городского округа вопрос формирования и содержания муниципального архива (для муниципального района – включая хранение документов поселений). Конкретное закрепление полномочий учреждений архивной системы осуществляется на уровне положений (о специально уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти – Министерстве культуры Российской Федерации, о Федеральном архивном агентстве, об уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела (в Саратовской области – управление делами Правительства Саратовской области), об органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, о муниципальных архивах в структуре администраций муниципальных образований), уставов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных архивных учреждений). Анализ данных источников позволит установить взаимосвязь, характер и форму взаимодействия учреждений архивной системы.

Одним из направлений такого взаимодействия, учитывая содержание в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» нормы в отношении контроля за соблюдением законодательства об архивном деле, является организация контроля деятельности государственных и муниципальных архивов в части соблюдения отраслевого законодательства. Таким образом, для исследования имеет значение Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также статья 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также имеют значение административные регламенты исполнения государственной функции по контролю: Министерства культуры Российской Федерации и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответственность за нарушения правил хранения закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сами требования к организации работы государственных и муниципальных архивов и выполнению конкретных видов работ закреплены в Правилах организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук. При этом требования правил распространяются равнозначно как на государственные, так и на муниципальные архивы. Оправдано это тем, что и одни, и другие осуществляют хранение документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов постоянно или долговременно, но условия (как материально-технические, так и организационные и кадровые) у них отличаются.

Правильное планирование работы государственного и муниципального архива определяет возможность (или невозможность) рациональной организации его работы. Необходимая информация в этом направлении содержится в информационных письмах Росархива «О планировании работы архивных учреждений Российской Федерации на … год и их отчетности за … год» (направляются ежегодно). Одними из плановых документов государственных и муниципальных архивов являются государственные и муниципальные задания, изучение которых позволит изучить и оценить эффективность деятельности архивов на конкретных примерах.

Следует отметить, что, несмотря на актуальность темы исследования, публикации в рамках данного направления занимают незначительное место в общем объеме публикаций в профильных периодических изданиях (в частности, в журналах «Отечественные архивы» и «Вестник архивиста»). В основном, исследования посвящены вопросам развития и реализации архивного законодательства, например, работы Буровой Е.М., Кюнга П.А., Кузнецова С.Л., Храмцовской Н.А., вопросам, связанным с оценкой современного статуса и проблематики деятельности государственных и муниципальных архивов, например, работы Пушкаревой Н.Г., Алексеевой Е.В., Жуковой М.П., Наумовой О.А., Садретдиновой Г.С.. Кроме того, ряд исследований посвящен опыту работы отдельных архивов (федерального, регионального и муниципального уровня), реализации отдельных направлений деятельности государственных и муниципальных архивов. В частности, это работы таких авторов, как Ларина В.Г., Царева Е.В., Криницына Е.К., Горицкая Н.С., Нерозникова Н.Д., Суравцева Т.В..

При этом следует отметить, что, несмотря на существующие исследования, данная тема нуждается в дальнейшей проработке по нескольким причинам. Во-первых, по мере реализации архивного и смежного законодательства выявляются практические проблемы, что, в свою очередь, предполагает необходимость его оценки и выявления направлений совершенствования. Кроме того, систематические изменения условий деятельности архивов определяют необходимость постоянного пересмотра принципов организации их деятельности.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

В первой главе рассмотрено место государственных и муниципальных архивов в современной системе архивных учреждений, в том числе организация системы архивных учреждений: состав участников, характер взаимосвязей и порядок взаимодействия, определены организационные формы государственных и муниципальных архивов, предпринята оценка их эффективности, основные направления работы государственных и муниципальных архивов. Во второй главе рассмотрена практическая организация деятельности архивов.

 

ГЛАВА 1. Организационные основы деятельности государственных и муниципальных архивов

 

1.1. Современная система организации архивного дела

 

В соответствии с официальной терминологией, под архивным делом в Российской Федерации понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Это определение закрепляет состав субъектов соответствующей деятельности. Исходя из указанного определения, данная деятельность реализуется как государственными органами и органами местного самоуправления, так и организациями и гражданами. При этом государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют эту деятельность в двух формах: 1) как органы управления архивным делом, 2) как органы, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование документов, образовавшихся в процессе их деятельности. Организации также реализуют деятельность в двух вариантах: 1) осуществление постоянного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, их государственный учет (государственные и муниципальные архивы), 2) осуществление хранения, комплектования, учета и использования документов, образовавшихся в процессе их собственной деятельности.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления.

К полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:

— разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

— установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, контроль за соблюдением указанных правил;

— хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов нормативно установленного ряда организаций федерального значения;

— решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

— решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.

Указанные полномочия реализуются, в первую очередь, посредством деятельности государственных архивов.

До апреля 2016 года, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590, полномочия Российской Федерации реализовывались Министерством культуры Российской Федерации. При этом Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав, и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Таким образом, круг полномочий Минкультуры России значительно шире по отношению к деятельности в области архивного дела. В результате архивному делу уделялось внимание по «остаточному принципу». До 2004 года органом управления архивным делом в Российской Федерации являлась Федеральная архивная служба (Росархив), являющаяся самостоятельным отраслевым органом исполнительной власти. Уполномоченные структуры субъектов Российской Федерации имели ведомственную подчиненность. До 2016 года Росархив находился в ведении Минкультуры России, которое осуществляло координацию и контроль его деятельности. Федеральное архивное агентство (Росархив) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Компетенция Росархива по вопросам взаимодействия с субъектами Российской Федерации при этом была ограничена оказанием только методической помощи органам управления архивным делом субъектов Российской Федерации, государственным и муниципальным архивам в организации их работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации. Таким образом, работа по координации и управлению архивным делом на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на федеральном уровне реализовывалась только путем установления Минкультуры России отдельных норм и правил. Росархив собирал, обобщал  анализировал планово-отчетную документацию, отражающую общую картину организации архивного дела на уровне регионов, только на уровне сложившихся традиций с последующей формулировкой в форме писем рекомендаций по планированию работы на очередной год. Рекомендации, соответственно, не имеют нормативного и директивного характера. Аналогичная ситуация характерна для организации управления архивным делом в субъектах Российской Федерации и взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти в сфере архивного дела с органами местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 151 «О Федеральном архивном агентстве» Росархив выведен из состава Минкультуры России и напрямую подчинен Президенту Российской Федерации. Возможно, это приведет к изменению системы взаимодействия систем федерального и регионального уровня. На момент подготовки дипломной работы положение о Росархиве еще не разработано.

Государственные архивы имеют организационную форму бюджетных или казенных учреждений. Их учредителями являются уполномоченные органы власти в сфере архивного дела.

Проведенный анализ места органов управления архивным делом в системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволил установить, что органы управления архивным делом представляют собой самостоятельные органы исполнительной власти только в 54 субъектах Российской Федерации (64,3 %), а в 30 субъектах (35,7 %) подразделения, отвечающие за организацию архивного дела, включены в структуру органов исполнительной власти, исполняющих и иные функции.

Таблица 1. Состав и статус уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела

Самостоятельные органы исполнительной власти в сфере архивного дела Органы исполнительной власти, наделенные полномочиями Органы исполнительной власти, в названии которых обозначены функции в сфере архивного дела
Название органа Ответственное подразделение
Управление по делам архивов Республики Адыгея Министерство культуры Республики Бурятия (с 01.10.2015) Управление по делам архивов Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Комитет по делам архивов Республики Алтай Министерство юстиции Республики Дагестан Управление по делам архивов Управление Алтайского края по культуре и архивному делу
Управление по делам архивов Республики Башкортостан Министерство культуры Республики Калмыкия Отдел архивов, делопроизводства и кадровой работы Комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края
Государственная архивная служба Республики Ингушетия Министерство культуры Республики Карелия Управление правового обеспечения и охраны культурного наследия Министерство культуры и архивного дела Амурской области
Архивная служба Кабардино-Балкарской Республики Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (с сентября 2015 г.) Управление по делам архивов Департамент культуры и архивного дела Воронежской области
Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам архивов Министерство культуры Республики Хакасия Отдел по делам архивов Управление ЗАГС и архивов Липецкой области
Архивное агентство Республики Коми Департамент культуры Брянской области Управление по делам архивов Управление культуры и архивного дела Орловской области
Государственная архивная служба Республики Крым Министерство культуры Волгоградской области Отдел по управлению архивами Управление культуры и архивного дела Пензенской области
Республиканская архивная служба Республики Мордовия Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Управление историко-культурного наследия и архивов Управление культуры и архивного дела Тамбовской области
Департамент по архивному делу Республики Саха (Якутия) Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области Отдел архивного дела  
Архивная служба Республики Северная Осетия – Алания Министерство культуры Кировской области Отдел по делам архивов  
Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан Министерство государственно-правового развития Магаданской области Отдел по делам архивов  
Архивное агентство Республики Тыва Комитет по развитию информационных технологий Мурманской области Отдел архивов  
Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики Департамент культуры и туризма Новгородской области Архивное управление  
Архивное управление Правительства Чеченской Республики Министерство культуры Омской области Архивное управление  
Департамент по делам архивов Забайкальского края Управление делами Правительства Саратовской области Управление по делам архивов  
Агентство по делам архивов Камчатского края Департамент Смоленской области по культуре и туризму Отдел по работе с архивами  
Управление по делам архивов Краснодарского края Департамент по культуре и туризму Томской области Комитет по делам архивов  
Архивное агентство Красноярского края Министерство образования Тульской области Отдел архивного дела  
Агентство по делам архивов Пермского края Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области Отдел по делам архивов  
Архивный отдел Приморского края Аппарат Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа Отдел по делам архивов  
Комитет по делам архивов Ставропольского края по делам архивов      
Агентство по делам архивов Архангельской области      
Агентство по делам архивов Астраханской области      
Управление оп делам архивов Белгородской области      
Архивный департамент Администрации Владимирской области      
Архивное агентство Иркутской области      
Архивное агентство Калининградской области      
Управление по делам архивов Калужской области      
Архивное управление Кемеровской области      
Комитет по делам архивов Администрации Костромской области      
Комитет по управлению архивами Курганской области      
Архивное управление Курской области      
Архивный комитет Ленинградской области      
Главное архивное управление Московской области      
Комитет по делам архивов Нижегородской области      
Управление государственной архивной службы Новосибирской области      
Комитет по делам архивов Оренбургской области      
Государственное архивное управление Псковской области      
Комитет по управлению архивным делом Ростовской области      
Главное архивное управление Рязанской области      
Управление государственной архивной службы Самарской области      
Архивное агентство Сахалинской области      
Управление архивами Свердловской области      
Архивный отдел Тверской области      
Управление по делам архивов Тюменской области      
Государственный комитет по делам архивов Челябинской области      
Управление по делам архивов Правительства Ярославской области      
Главное архивное управление города Москвы      
Архивный комитет Санкт Петербурга      
Управление архивным делом в г. Севастополе      
Архивное управление Правительства Еврейской автономной области      
Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа      
Служба по делам архивов Ямало-Ненецкого автономного округа      

 

Таким образом, статус органов управления архивным делом во многих субъектах Российской Федерации не позволяет в полной мере реализовывать полномочия, возложенные Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» в связи с отсутствием самостоятельности в принятии решений и т.д. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что органы местного самоуправления являются самостоятельными при решении вопросов местного значения, фактически органы исполнительной власти не наделены полномочиями по управлению архивным делом в муниципальных образованиях, и осуществляют только методическое содействие в рамках полномочий по реализации единой государственной политики в сфере архивного дела.

К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:

— хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений;

— решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела, согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств (субвенций). Учитывая, что вопрос об установлении формы собственности на архивные документы, созданные до образования муниципальных образований, Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» отнесен к вопросам самостоятельного законодательного регулирования субъектов Российской Федерации, многие субъекты пошли по пути сохранения данных документов в государственной собственности. Это, в свою очередь, дало возможность финансовой поддержки муниципальных архивов за счет субвенций.

В Саратовской области в связи с этим принят Закон Саратовской области «О разграничении собственности на архивные документы, хранящиеся в муниципальных архивах области, и порядке передачи архивных документов, находящихся в государственной собственности области, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований области». Данный закон закрепляет за муниципальными архивами собственность на архивные документы, находящиеся в муниципальных архивах и поставленных на государственный учет, созданные до образования муниципальных образований (документы колхозов, совхозов, исполкомов, артелей, кооперативов и др.).

В соответствии с действующим законодательством муниципальный архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов. Муниципальные архивы образуются на уровне муниципальных районов и городских округов. Муниципальные поселения не наделены правом создавать архивы, и передают документы на хранение в муниципальные районы.

В соответствии с частью 16 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений, относится к вопросам местного значения. При этом органы местного самоуправления обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемые ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения документов и условиям труда работников архива.

Одним из нерешенных вопросов остается вопрос о разграничении полномочий при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле, который, в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации», осуществляется федеральными органами государственной власти, в том числе специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации были возложены на указанное министерство, и закреплены в административном регламенте исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за состоянием музейного фонда Российской Федерации, за деятельностью негосударственных музеев, хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда, за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, а также за сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом. Федеральное архивное агентство было не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Таким образом, во-первых, сотрудники Минкультуры России не обладают необходимым объемом специальных знаний, а во-вторых, деятельность по контролю не координируется, отсутствует четкое разграничение по объектам проверок. В результате происходит дублирование функции на территории субъектов Российской Федерации. Изменение статуса Росархива, возможно, будет способствовать устранению этих недостатков.

Основным направлением контроля для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является соблюдение законодательства об архивном деле организациями-источниками комплектования государственных архивов, поскольку от правильной организации делопроизводства и архивного дела в них напрямую зависит полнота, информативность и качество подготовки дел, подлежащих государственному хранению, научно-справочного аппарата к ним, а также муниципальными архивами.

К числу организаций-источников комплектования государственных архивов относятся, в первую очередь, государственные органы и организации местного подчинения, для муниципальных архивов – это муниципальные организации. Вместе с тем, в государственные и муниципальные архивы также поступают документы организаций федерального подчинения, действующих на соответствующей территории. Нормативно это не закреплено до настоящего времени, но по существу это должно быть оформлено путем наделения субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использования документов соответствующих организаций с передачей материального обеспечения.

Приему в государственные и муниципальные архивы подлежат не только документы организаций-источников их комплектования, но и документы ликвидированных организаций. При этом законодательство не содержит требований в отношении того, в какой именно архив (государственный или муниципальный) должны быть переданы документы. В результате документы принимаются архивом, имеющим возможность для приема (в первую очередь, соответствующие площади архивохранилищ).

Условно порядок взаимодействия в рамках организации архивной отрасли можно представить схематично (Рис.1).

Рис.1. Схема организации архивного дела

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирован порядок осуществления архивного дела, реализуемый путем установления системы взаимодействия органов и организаций разного уровня: от органов управления архивным делом до организаций, осуществляющих хранение документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Принципиально значимое место в этой системе занимают государственные и муниципальные архивы, непосредственно реализующие функции по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации. Вместе с тем, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем: утрату системы ведомственной подчиненности в архивной отрасли, проблемы разграничения полномочий в сфере архивного дела, проблемы организации управления архивным делом (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях), тенденции к снижению статуса органов управления архивным делом. Эти проблемы обуславливают сложности в практической работе.


Страницы:   1   2   3   4