Меню Услуги

Организация педагогических условий позитивной адаптации младших дошкольников

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
  • 1.1 Понятие адаптации в системе психолого-педагогического знания.
  • 1.2.Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к системе ДОО.
  • 1.3.Педагогические и организационные условия, способствующие позитивной адаптации маленьких детей к пребыванию в ДОО
  • ГЛАВА 2. Исследование возможностей создания педагогических и организационных условий для позитивной адаптации детей младшего дошкольного возраста к пребыванию в ДОО
  • 2.1.Цели, этапы и методы исследования.
  • 2.2.Оценка педагогических и организационных условий дошкольной образовательной организации с точки зрения адаптации детей младшего дошкольного возраста.
  • 2.3.Программа педагогических и организационных условий позитивной адаптации маленьких детей к пребыванию в ДОО и оценка ее эффективности.
  • 2.4. Рекомендации по оптимизации процессов адаптации детей в системе ДОО
  • Заключение
  • Список источников

Введение

 

На сегодня для детей младшего дошкольного возраста проблема адаптации к новому для них образу жизни в условиях ДОУ очень актуальна. Физическое и психологическое развитие ребенка в данный период времени зависит прежде всего от успешности адаптации малыша к незнакомым взрослым и сверстникам, к распорядку дня. Социально-психологическая или социальная адаптация предполагает приобщение личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме.

Социально-психологическая или социальная адаптация это результат самых разных изменений, в том числе, морально-психологических, социальных, демографических, социально-психологических, и т.д. В данном случае значима активность ребенка во время освоения социального опыта, потому что в процессе социализации личность не только усваивает социальный опыт группы, но кроме этого субъективно преобразовывает его в личные социальные установки, ценностные ориентации,социальные ожидания и т.п. При этом ориентации ценностей подразумевают некоторое преобразование «чужого» опыта.

Важнейшим условием существования общества как целостного социального организма выступает социально-психологическая адаптация, так как она подразумевает включенность личности в социальную среду через обретение места в структуре общества, некоего социального статуса. Важно подчеркнуть бесперебойный характер социальной адаптации. Так, Завьялова считает, что «социальная адаптация — активное освоение личностью новой для неё социальной среды.

Адаптационные процессы происходят постоянно, так как постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих».

Цель исследования — провести теоретическое обоснование и экспериментальное исследование адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Объект -педагогические условия адаптации детей к системе ДОО

Предмет-эмоционально-личностные особенности детей, отражающие уровеньих адаптации к ДОО
Методы исследования — наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ литературы и документации. Данные методы были выбраны, поскольку совместно с психологом ДОУ было принято решение, что они являются наиболее удобными и не вызывающими трудностей для ДОУ.

Гипотеза:Адаптация детей к доо имеет позитивный характер при создании специальных условий, к которым можно отнести:учет индивидуальных затруднений ребенка;включение разнообразных способов превентивной и оперативной помощи детям;опору на взаимодействие ДОУ и семьи

Задачи исследования.

Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации ребенка в ДОУ.

Определить понятие и сущность процесса адаптации ребенка в ДОУ.

Рассмотреть содержание психологической поддержки адаптации ребенка в ДОУ.

Изучить процесс психологической поддержки адаптации детей 2-3 лет в ДОУ.

Разработать и апробировать программу психологической поддержки семьи и ребенка 2-3 лет в период адаптации к ДОУ.

Методики исследования:

Методика «Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада» (авторы М.И. Студеникин, Ю.А Макаренко А.И. Баркан).

Проективный тест «Дом. Дерево. Человек».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Практическая значимость исследования — анализ теоретического и практического материала по проблеме психологической поддержки детей в период адаптации к детскому саду, будут полезны, как исследуемому ДОУ, так и другим учреждениям сталкивающимся с проблемами адаптации детей.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

1.1 Понятие адаптации в системе психолого-педагогического знания.

 

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

А.А. Реан [51] выделяет 3 направления в исследовании социальной адаптации:

1) связанное с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды;

2) второе направление исследований связано с гуманистической психологией;
3) третье направление — с когнитивной социальной психологией.

А. Налчаджян исследует социально-психическую адаптацию человека [46].

Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик.

И.А. Милославова [42] считает социально-психологическую адаптацию стороной адаптации социальной (профессиональной). Она поставила вопрос о методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления.

А.А. Реан рассматривает социально-психологическую адаптацию как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации [51].

Как подчеркивает В.М. Воловик [16], психическая адаптация — это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. А.В. Сухарев понимает психическую адаптацию человека как адаптацию системы его отношений к собственной внешней и внутренней среде [59].

Назначение психической адаптации, по Ф.Б. Березину, состоит в том, чтобы наряду поддержанием собственно психического гомеостаза обеспечивать оптимизацию постоянного взаимодействия человека с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений. В силу этого исследователь предпочитает говорить о психофизиологической адаптации. Ф.Б. Березин, используя структурно-уровневый подход, выделяет следующие уровни психической адаптации: психофизиологический, психологический и социально-психологический [14].
По мнению М.Е. Сандомирского, психическая адаптация включает в себя психологическую: «Психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин «психологическая адаптация» — psychological adaptation — используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров» [54].

Коцюбинский, Н.С. Шейнина также полагают, что психическая адаптация включает в себя психологическую и в целом состоит из 3 блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции — биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый блок психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты [33].

Понимая под психической адаптацией приспособление на уровне психических функций в их интегральной связи, Ц.П. Короленко [32] называет ее наиболее высоким уровнем адаптации. Выделение психофизиологической адаптации, включающей процессы не только на уровне психической сферы, но и связанных с нею физиологических функций, он считает условным.

У В.В. Романова [По 65] встречаем следующее утверждение: в основе социальной адаптивности лежит психологическая адаптация человека.
По мнению многих [5; 14; 63 и др.], именно психическая адаптация обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Исключительно высокая значимость психической адаптации отличает приспособительные процессы человека от таких же процессов у животных. Эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению Р.М. Баевского [11], энергетическими и информационными затратами.

Как считает Ю.А. Александровский [5], ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежит подсистемам, обеспечивающим поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, создающее, в частности, «личностное» отношение к получаемой информации и являющееся наиболее интегрированной формой активности; социально-психологические контакты. Совокупная деятельность этих подсистем создает и поддерживает состояние психической адаптации. Добавим в этой связи, что при особых вариантах адаптации (в условиях длительного воздействия на человека экологически неблагополучной среды) именно в этих подсистемах следует ожидать изменений.

А.В. Сухарев выделяет когнитивную, эмоциональную и моторно-поведенческую стороны процесса психической адаптации, подчеркивая, что в норме различные стороны этого процесса недизъюнктивны, т.е. неразрывны между собой [59]. Им выделяются различные степени психической адаптации человека: от высшей степени проявления творческой активности, до крайних проявлений психической дезадаптации психотических расстройств и пр.

Ф.Б. Березин отмечает, что при нарушении психической адаптации увеличивается «физиологическая цена», которую платит организм, уменьшается стабильность вегетативно-гуморального регулирования и адекватность активационных сдвигов [14].
Нарушение сбалансированности в системе «человек — среда» влечет за собой напряжение адаптивных систем человека, возникновение тревоги, ослабление эмоциональной устойчивости, изменение характеристик межличностных отношений и микросоциального взаимодействия. Ф.Б. Березин обозначил три комплекса показателей, существенных для психической адаптации человека. Это выраженность эмоциональной напряженности и устойчивость к эмоциональному стрессу; особенности микросоциального взаимодействия; способность к логической оценке ситуации и энергетический потенциал, необходимый для реализации адаптивного поведения. Автор уверен в том, что без исследований психической и психофизиологической адаптации будет неполным любое рассмотрение проблемы экологического соответствия (применительно и к индивидуумам, и к популяциям).

Исследователь дифференцирует индивидуальную и популяционную психическую адаптацию, констатируя, что разделение между ними достаточно условно, и понимая под последней адаптацию социальную.

Существует мнение, что психологическая адаптация — это не видовая адаптация, а индивидуальная, и поэтому определяется психологией личности и ее особенностями.

Наиболее близкая к нашему пониманию концепция психологической адаптации разработана Е.К. Завьяловой [22; 23]. По мнению автора, системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимодействия, предложить комплексные критерии адаптированности, уточнить понятие адаптации. Обобщая основные положения, высказанные в трудах В.С. Аршавского, Ф.Б. Березина, Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой, В.И. Медведева, В.В. Ротенберга [10; 14; 25; 29; 31; 38; 40; 52], Е.К. Завьялова заключает, что:

адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой.

О психической адаптации личности говорят А.А. Алдашева [4], Т.Ю. Артюхова [9]. Вслед за Ю.А. Александровским Т.Ю. Артюхова предлагает к употреблению еще одно важное понятие — адаптивный порог. Адаптивный порог — это наименьшая возможная величина, минимальная граница «накопления» (проявления) свойств (качеств, ресурсов), необходимых для успешной адаптации субъекта. Понятие адаптивного порога содержит в себе как объективные, так и субъективные моменты. С одной стороны, его задает среда: какого рода (и глубины) изменения произошли в среде, такого рода требования к наличию и интенсивности проявления необходимых для успешной адаптации качеств и предъявляются субъекту. С другой стороны, носителем этих качеств выступает субъект, которому и предстоит, вооружившись ими, ответить на вызов.

Подытожим вопрос о видах и формах адаптации, представив информацию в табл. 1.1.

Обобщенный материал, представленный в таблице, позволяет сделать следующие выводы:

1. Понимание исследователями сути и структуры адаптации, в том числе ее психологических аспектов, существенно отличается.

2. Изучается преимущественно адаптация психическая, с включением в нее психофизиологической и психологической составляющих или без этого.

3. Если в работе используется понятие «психологическая адаптация», то оно нередко отождествляется с понятием «психическая адаптация», то есть исследователи абстрагируются от специфики явлений, обозначаемых понятиями.

4. Социальная адаптация чаще всего анализируется отдельно от психической (психологической), иногда ее называют социально-психологической; в некоторых работах социальная адаптация включает в себя психическую (психологическую).

5. Несмотря на то, что ряд исследователей заявляет о системном подходе к изучению психологических аспектов адаптации, условном выделении ее уровней, компонентов, в реальной работе они анализируют отдельные виды (формы, уровни) адаптации (см. п.п. 2, 3), то есть реализуют локальные варианты подходов к ее исследованию.

6. В психологии изучается преимущественно индивидуальная адаптация (адаптация субъекта, личности).

Таким образом, в психологии, говоря о человеке, по-разному рассматривают сущность и структуру адаптации в целом, по-разному трактуют психологическую и психическую адаптацию. С одной стороны, рассматривают психическую и психологическую адаптацию как разные виды адаптации, с другой стороны, не всегда проводят грань между адаптацией на психофизиологическом, психическом и психологическом уровнях. В этом есть своя логика единства и целостности психической деятельности человека. Но в, то, же время отсутствие дифференцировки приводит к недооценке специфичности психических и социально-психологических характеристик адаптации. Именно индивидуальная адаптация является основным предметом исследования в отечественной психологии. Существующие теории адаптации созданы на основе и для исследования индивидуальной адаптации.

Когда речь идет об анализе психологической адаптации человека к комплексу условий жизненной среды региона экологического неблагополучия, то обнаруживается, что методологические и теоретические основы существующих в психологической науке подходов к изучению адаптации недостаточны. Существующие модели адаптации не покрывают проблемное поле приспособления человека к деформированной природной среде, абстрагируются от фактической целостности (хотя и неоднородности) психологической адаптации к реальным условиям жизнедеятельности.
Возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения целостной психологической адаптации населения, длительное время проживающего в экологически неблагополучном регионе.
Работ с такой постановкой проблемы в отечественной экологической психологии не проводилось. Соответственно недостаточно разработано необходимое для решения проблемы научное обеспечение — адекватный исследовательский подход, понятийный аппарат, метод анализа данных. Требуется задать новый теоретико-методологический формат исследования.

Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем:

Во-первых, адаптация является динамическим процессом.

Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности со средой адаптации.

В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности.

В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней. Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени.

 

 1.2.Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к системе ДОО.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Приспособление организма к новым или измененным условиям называется адаптацией, которую можно заранее спрогнозировать и облегчить. Адаптация состоит из двух слагаемых: биологической и психологической перестройки организма

В период адаптации резко понижаются защитные силы организма, на ребенка оказывает неблагоприятное воздействие окружающая среда, в его организме создаются все условия для проникновения различных инфекции. Но адаптацию можно скорректировать, многие проблемы, связанные с новыми условиями жизни ребенка, можно предусмотреть и избежать. Медицинский прогноз составляется медперсоналом ДОУ по результатам медицинского осмотра и на основании индивидуальной медицинской карты ребенка.

Психолого-педагогический прогноз делают психологи и воспитатели групп, воспользовавшись данными длительных наблюдений за психоэмоциональным состоянием детей в различных ситуациях на протяжении достаточно большого промежутка времени, а также данными, отраженными в медицинской карте ребенка, где указаны группа здоровья, характер перенесенных заболеваний, хронические заболевания, подверженность аллергическим реакциям.

СанПиН установлено, что медицинское воспитание, а также адаптацию ребенка осуществляет медперсонал ДОУ, который совместно с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение медсестра и врач дают оценку его физическому, нервно-психическому развитию, оценивают состояние здоровья всего детского коллектива, определяют процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения, хронические заболевания, функционально незрелых к обучению в школе, детей с нарушениями здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению.

На основании полученных сведений они распределяют воспитанников по группам здоровья, физического развития, а также выявляют детей, нуждающихся в дополнительных оздоровительных мероприятиях. Определяя возможные проблемы с адаптацией ребенка к дошкольному учреждению, следует учитывать следующие неблагоприятные факторы: 1) частые заболевания матери; 2) несоответствие домашнего режима режиму ДОУ; 3) вредные привычки взрослых членов семьи; 4) неблагополучное состояние семьи; 5) II и III группы крови ребенка; 6) заболевания ребенка хронического характера или перенесенные в первые годы жизни; 7) отставание в нервно-психическом развитии (к примеру, задержка речевого развития).

Период адаптации можно условно разделить на 3 этапа: 1) острый-характеризуется нарушением сна, ухудшением аппетита, вегетативными и гормональными сдвигами; 2) подострый — характеризуется восстановлением биоритмов различных органов и систем организма, нормализацией аппетита и сна, эмоциональной стабилизацией. Ребенок приспосабливается к общему режиму дня, начинает принимать участие в играх; 3) период компенсации, при котором органы и системы организма работают по норме, появляются положительные эмоции, поведение становится ровным и спокойным. По степени тяжести период адаптации может быть легким, средней тяжести и тяжелым. Если ребенок легко приспосабливается к изменившимся условиям жизни, то в его поведении нет отклонений от обычной для него реакции на то или иное событие; нарушения аппетита, сна, речевой функции наблюдаются менее месяца.

При адаптации средней тяжести поведение, сон, аппетит, речь ребенка длительное время нарушены и восстанавливаются в течение 1-2 месяцев, имеются функциональные отклонения, может развиться ОРЗ. Если адаптация ребенка не произошла в течение 2 месяцев, говорят о тяжелой форме. У таких детей в 90% случаев диагностируются неадекватное поведение, невротические состояния, он часто болеет острыми респираторными заболеваниями. Как правило, тяжело адаптирующиеся дети находятся* на учете у психоневролога. Также в процессе адаптации выделяют 3 стадии: 1) стадия тревоги; 2) стадия сопротивляемости; 3) стадия либо стабилизации и выздоровления, либо истощения. Кроме того, выделяют следующие виды адаптации: 1) сенсорная адаптация — изменения, происходящие с органами чувств; 2) социальная адаптация — способность ребенка изменять свое поведение в зависимости от новых условий; 3) психологическая адаптация — усвоение правил поведения в дошкольном образовательном учреждении, активная деятельность ребенка, адекватность его самооценки. Истощение организма, тяжелая адаптация могут наблюдаться из-за отсутствия навыков общения, высоких требований ребенка при достаточном уровне развития его интеллекта.

Такой ребенок может быть эмоционально неуравновешенным, тревожным, замкнутым, испытывать страх перед общением с другими детьми. Все негативные последствия тяжелой адаптации выражаются беспокойством, заторможенностью, вялостью, раздражительностью, капризами, упрямством, психическим напряжением. Степень выраженности этих негативных признаков тяжело проходящей адаптации зависит от условий, в которых находится ребенок дома, уровня привязанности к матери, возрастных особенностей ребенка, связанных с переходным периодом, с организацией учебно-воспитательной работы в детском дошкольном образовательном учреждении, психологическим, психофизическими, нейрофизиологическими особенностями организма ребенка.

Противоположным тяжелой адаптации, как уже упоминалось выше, является легкий тип адаптации, когда ребенок быстро приспосабливается к новым условиям организации его жизни, все проявления негатива незначительны и кратки по времени. Помимо описанных типов адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению существует средний, промежуточный тип приспособляемости организма ребенка к новым условиям, и он встречается наиболее часто. При среднем типе адаптации ребенок может заболеть, но без осложнений; период привыкания длится в среднем месяц, негативные проявления у такого ребенка можно подкорректировать, что позволит ему приблизиться к варианту легкой адаптации. Помочь ребенку со средним типом адаптации могут медперсонал ДОУ, родители и воспитатели.

Как происходит адаптация ребенка к дошкольному учреждению? Адаптация — это широкий спектр психофизических и личностных реакций на условия пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении, но можно выделить некоторые общие закономерности приспособления детей к режиму ДОУ. Маленькие дети пока не очень нуждаются в сверстниках, для них важнее общение со взрослым человеком и в качестве партнера в игре, и в качестве образца для подражания. Дети дошкольного возраста, как правило, боятся незнакомых людей и новых условий жизни, что затрудняет их адаптацию и приводит к излишнему возбуждению, обидчивости, плаксивости, стрессу, который истощает защитные силы организма ребенка.

Исследователи отмечают, что мальчики 3-5 лет проходят адаптацию в более тяжелой форме, чем девочки того же возраста, так как в этот период они очень привязаны к матери и негативно реагируют на разлуку с ней.

Исследователи проблем адаптации ребенка к условиям ДОУ также отмечают, что более раннее приобщение к условиям ДОУ происходит менее болезненно, ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до года, когда еще не сформировалась зависимость от матери; чем раньше и глубже развивается привязанность к родителям, тем труднее проходит адаптация, а это приводит к появлению у детей различных неврозов.

Задачей медперсонала ДОУ является предупреждение и погашение невротического состояния вновь поступившего в дошкольное учреждение ребенка. Следует заметить, что дети, очень сильно привязанные к матери и зависящие от нее, труднее адаптируются, некоторые из них так и не могут преодолеть себя, у них развивается невроз.

Средний срок адаптации по возрастам составляет: 1) дети ясельного возраста — 7-10 дней; 2) дети трехлетнего возраста — 2-3 недели; 3) дети дошкольного возраста — 1 месяц. Однако практика показывает, что у многих детей на адаптацию уходит больше времени. О готовности ребенка посещать ДОУ можно судить по следующим признакам. До двухлетнего возраста ребенок: 1) опрятен; 2) дает понять взрослым, что ему необходимо удовлетворить физиологические потребности; 3) позволяет себя умывать и купать, не капризничая; 4) имеет навыки одевания-раздевания; 5) самостоятельно ест и пьет из чашки; 6) может некоторое время сам себя занять; 7) аккуратен в хранении одежды и игрушек.

После 2 лет ребенок: 1) ест аккуратно и самостоятельно; 2) сам умывается и вытирается полотенцем; 3) самостоятельно, хотя бы частично, одевается и раздевается; 4) знает, где что в доме лежит; 5) умеет пользоваться носовым платком; 6) контролирует физиологические потребности; 7) убирает за собой игрушки и складывает одежду; 8) выполняет некоторые несложные поручения; 9) знает назначение домашних предметов; 10) знает слова благодарности и пользуется ими.

Выделяют следующие основные показатели процесса адаптации ребенка к ДОУ. Отрицательные эмоции. Они отмечаются у каждого ребенка, впервые оказавшегося в новых для него обстоятельствах. Страх. Он сопутствует отрицательным эмоциям, малыш боится неизвестности, встречи с незнакомыми людьми. Гнев.

Он возникает как реакция раздражения практически на все, что встречается ребенку в первые дни посещения ДОУ. Положительные эмоции. В первые дни они проявляются редко. Их появление свидетельствует о том, что адаптация проходит нормально. Социальное контакты. Коммуникабельность ребенка — очень хорошая черта, которая помогает адаптации. Познавательная деятельность. Во время стресса, связанного с адаптацией, она снижается. Социальные навыки.

Ребенок может на время утратить навыки самообслуживания, но постепенно начнется восстановление его умения самостоятельно одеваться, есть, выполнять гигиенические процедуры. Особенности речи. Речь может измениться, регрессировать, словарный запас в процессе адаптации нередко уменьшается. Однако после привыкания к коллективу и требованиям режима речь ребенка быстро прогрессирует, его словарный запас пополняется. Двигательная активность. Во время адаптации ребенок либо сильно заторможен, либо гиперактивен.

Но это негативная реакция на стресс, связанный с адаптацией. Сон. Вначале он нарушен, может даже отсутствовать совсем, ребенок плачет, капризничает, не хочет ложиться в кровать. Только когда произойдет адаптация, он спокойно засыпает в тихий час. Аппетит. Он зависит от того, насколько трудно ребенок проходит адаптацию, иногда аппетит отсутствует, малыш практически ничего не ест. Иногда, напротив, ест слишком много, чтобы заглушить волнение и переживания. Когда процесс приема пищи нормализуется, можно констатировать, что период адаптации завершен. Все это важные критерии и сигналы того, как проходит адаптация ребенка к условиям ДОУ.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4