Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация работы с обращениями граждан (на примере органов государственной власти Московской области). Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.2. Порядок рассмотрения обращений граждан в Правительство Московской области

 

Как было отмечено в предыдущем параграфе, одним из важнейших направлений деятельности Правительства Московской области является работа с обращениями граждан, обеспечение реализации их конституционного права на обращения в исполнительные органы государственной власти Московской области, государственные органы и государственные учреждения Московской области, создание необходимых условий для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан.

Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и принятый на его основе Закон Московской области от 15.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» регулируют данную сферу деятельности и являются гарантом защиты прав и законных интересов граждан, играют первостепенную роль в осуществлении ими права на участие в управлении делами государства на территории Московской области через органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборных должностных лиц.

Каждый исполнительный орган государственной власти руководствуется своим собственным регламентом рассмотрения обращений граждан. Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при рассмотрении обращений граждан, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.

В этом параграфе мы рассмотрим организацию работы с обращениями граждан в Правительство Московской области согласно Административному регламенту, утверждённому постановлением губернатора Московской области от 23.04.2007 № 44-ПГ.

Рассмотрение обращений граждан в Правительство Московской области осуществляется по вопросам, находящимся в ведении Московской области в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Уставом Московской области;
  • Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан.

Работа с обращением, поступившим в ведомство, начинается с его получения и регистрации. Обращение может быть доставлено непосредственно гражданином либо его представителем и подано в письменной форме, прислано по почте, с помощью телеграфа и телетайпа, факса, электронной почты, на пейджер Губернатора Московской области, а также устно изложено должностному лицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений или ведущему прием граждан.

Обращения граждан, присланные по почте, поступившие по телеграфу поступают в отдел служебной корреспонденции аппарата Правительства Московской области. Работник, ответственный за прием документов проверив правильность доставки, вскрывает письма, к тексту письма прилагает конверт; прикладывает впереди письма поступившие документы (паспорта, военные билеты, трудовые книжки, пенсионные удостоверения, и др.). При этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решения вопроса и будет подшит в дело.

Обращения, поступившие по факсу либо виде электронного обращения на официальный сайт Правительства Московской области, принимаются (распечатываются) и учитываются в журнале работниками отдела связи Управления по обеспечению деятельности аппарата Правительства Московской области. После первичной обработки в отделе служебной корреспонденции или отделе связи все поступившие обращения и документы, связанные с их рассмотрением, передаются под расписку в отдел писем Управления по работе с обращениями граждан.

Обращения, поступившие в виде СМС на телефон Губернатора Московской области, принимаются и учитываются в Министерстве по делам печати и информации Московской области в течение четырех часов после поступления. Минпечати регистрирует их и направляет для подготовки ответов в соответствующие государственные органы Московской области, которые в свою очередь в течение суток после поступления вопросов направляют мотивированные ответы на них в Минпечати и заявителю. Минпечати обобщает и докладывает Губернатору Московской области поступившие ответы, а также обеспечивает опубликование информации о рассмотрении обращений в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

Следующим этапом административных действий служит регистрация и аннотирование обращений. Как известно, только зарегистрированные обращения получают юридическую силу, и течение сроков рассмотрения начинается с момента регистрации. Суть регистрации — запись основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе. Поступившие в отдел писем обращения регистрируются в течение 3-х дней с момента поступления. Работник, ответственный за регистрацию обращений, сортирует их по территориям проживания заявителей, на первой странице письма, в правом нижнем углу, проставляет регистрационный штамп учреждения, получившего обращение (в данном случае штамп «Правительство Московской области» ) с указанием присвоенного письму регистрационного номера, а так же даты. Именно с даты, проставленной в регистрационном штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения- 30 дней. А также, отмечает тип доставки (письмо, телеграмма, доставлено лично и т.п.). Заносит данные (ФИО и адрес) об авторе обращения в регистрационную карточку системы автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело». Отделяет от письма поступившие подлинные документы (при необходимости с них снимаются копии) и возвращает их заявителю.

Далее письма передаются для ознакомления работнику отдела писем, на которого возложена подготовка информационных и аналитических материалов, а затем работникам, осуществляющим аннотацию и предварительное рассмотрение обращений.

Аннотирование обращений направлено на получение в достоверной и краткой форме исчерпывающей информации о содержании, цели и адресатах. Стилистическая сторона аннотации должна обеспечивать понимание и ясность. Имея аннотацию обращения, можно вести работу по нескольким направлениям: поисковому, аналитическому и контрольному. Работники, осуществляющие аннотацию обращений прочитывают обращение, определяют его тематику и тип, выявляют поставленные заявителем вопросы; проверяют обращение на повторность, проставляют шифр темы согласно утвержденному тематическому классификатору обращений граждан.

На поручениях о рассмотрении, в которых содержится просьба проинформировать о результатах, проставляют штамп «Контроль». В случае, если в поручении указан срок рассмотрения обращения, проставляют штамп «Контроль. Срок__».

После составления аннотации Работники отдела писем, подготавливают, редактируют и распечатывают сопроводительное письмо и уведомление заявителю, затем, передают обращения на рассмотрение.

Решение о направлении письма на рассмотрение принимается с учетом следующих особенностей: если вопрос, поставленный заявителем, в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения, обращение направляется на рассмотрение в орган местного самоуправления муниципального образования Московской области; в случае если вопрос находится в ведении центрального или территориального исполнительного органа государственной власти Московской области, обращение направляется на рассмотрение в соответствующий государственный орган. Отдельно отметим, что Закон запрещает пересылать жалобы на рассмотрение в тот орган или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если заявитель ранее обращался в органы местного самоуправления, государственные органы, и не удовлетворен принятым решением или обжалует действия этих органов, если вопрос находится в компетенции членов Правительства Московской области в соответствии с утвержденным распределением обязанностей в Правительстве Московской области, обращение передается на рассмотрение в соответствующие секретариаты Губернатора Московской области, Вице-губернатора, первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Московской области, министров Правительства Московской области.

Зачастую, обращение гражданина удовлетворяет всем установленным требованиям, но при этом отправлено не по компетенции. Тогда оно должно быть переадресовано тому органу или должностному лицу, к ведению которого относится разрешение по существу поставленных в обращении вопросов. На это Федеральным Законом № 59-ФЗ от 2.05.2006 г отводится 7 дней со дня регистрации обращения. Одновременно гражданин уведомляется о переадресации его обращения. Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращений в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Поступившие обращения могут рассматриваться как в структурных подразделениях аппарата Правительства Московской области, так их рассмотрение может быть поручено государственному органу, должностному лицу либо направлено на рассмотрение в орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией. В этом случае, к поступившему обращению готовится проект поручения, в котором содержится краткий текст, предписывающий действие, порядок и срок исполнения. Поручение должно содержать наименование конкретного государственного органа, подразделения, фамилии и инициалы должностных лиц, которым дается поручение. В тексте поручения могут быть указания «срочно» или «оперативно», которые предусматривают соответственно 3-дневный или 10-дневный срок исполнения поручения, считая от даты его подписания. Поручения Губернатора Московской области с пометкой «Срочно» исполняются в 3-дневный срок, а требующие дополнительного изучения поставленных вопросов — в течение 10 дней.

Заявитель в обязательном порядке уведомляется о том, куда направлено его обращение на рассмотрение и откуда он получит ответ.

Должностное лицо, которому поручено рассмотрение обращения, обязано обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Для этого он вправе: пригласить заявителя для личной беседы и получить объяснения; запросить дополнительные материалы необходимые для рассмотрения обращения в других органах (в этом случае, срок рассмотрения может быть продлён, но не более чем на 30 дней).

В свою очередь, заявитель законодательно наделён правами при рассмотрении его обращения: предоставлять дополнительные документы, обращаться с просьбой об их истребовании. Знакомиться с материалами, касающимися проверки его обращения на любой стадии рассмотрения, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц, и, если в них не содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Результатом рассмотрения обращений в структурных подразделениях аппарата Правительства Московской области является разрешение поставленных в обращениях вопросов, подготовка ответов заявителям, либо направление в уполномоченные государственные органы поручений для рассмотрения обращений и принятия мер по разрешению содержащихся в них вопросов и ответа заявителям.

Существуют обращения, которые уполномоченный орган или должностное лицо вправе оставить без ответа, либо направить уведомление о полном прекращении переписки с ним по вопросу, содержащемуся в этих обращениях, либо отправить послание гражданину о недопустимости содержательной части обращения. Данную категорию обращений мы рассмотрели на стр. 20-21. настоящей дипломной работы.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, Управление по работе с обращениями граждан направляет обращение в правоохранительные органы.

Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.

Устные обращения принимаются на личном приёме. Работник отдела приема граждан, регистрирует заявителя: вносит в базу данных сведения о нем – фамилию, имя, отчество, место регистрации, социальное положение и количество его обращений с учетом информации отдела писем, содержание устного обращения гражданина. В случае повторного обращения осуществляется подборка всех имеющихся в Управлении по работе с обращениями граждан материалов, касающихся данного заявителя. Работник составляет краткую аннотацию обращения и результат приема («Разъяснено», «Направлен в государственный орган», «Направлен в органы местного самоуправления», «Записан на прием к руководителю»). Все сведения вводит в САДД «Дело». Результатом приема граждан является разъяснение по существу вопроса, с которым обратился гражданин.

На граждан, записанных на приём к руководителям, дополнительно оформляется карточка личного приёма на бумажном носителе. Во время личного приёма руководитель доводит до сведения гражданина своё решение по его вопросу, либо информирует гражданина, кому будет поручено рассмотрение его обращения по существу поставленных вопросов и, откуда он получит ответ. Все данные фиксируются в карточке личного приема. Согласно поручениям руководителя отдел приема граждан оформляет рассылку документов через отдел служебной корреспонденции. Вопрос о постановке исполнения поручений на контроль осуществляет руководитель, ведущий приём, при этом на обращениях проставляется штамп «Подлежит возврату в Правительство Московской области вместе с ответом». На контроль ставятся обращения, в которых сообщается о конкретных нарушениях законных прав и интересов граждан, а также обращения по вопросам, имеющим большое общественное значение.

Контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области осуществляет Управление по работе с обращениями граждан.

Рассмотрение обращений граждан, по мнению законодателя, должно производиться исключительно на безвозмездной основе. Исключение составляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, понесенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина только по решению суда.

Результатом исполнения функции по рассмотрению обращения гражданина является разрешение по существу всех поставленных в обращении вопросов или получение гражданином необходимых устных или письменных (в случае направления письменного обращения) разъяснений.

Ответ на обращения граждан должен быть исчерпывающим по существу поставленных в обращении вопросов и кратким. При подтверждении фактов, изложенных в жалобе, в ответе следует указывать, какие меры приняты. Если по результатам рассмотрения обращения принят правовой акт (например, о выделении земельного участка, об оказании материальной помощи) — экземпляр данного правового акта направляется заявителю. Прежде чем отправить ответ заявителю, в отделе писем вносится в САДД «Дело» краткое содержание ответа. Отправкой ответов занимается отдел служебной корреспонденции.

Как отмечалось выше, гражданину должна быть обеспечена возможность получать информацию касательно своего обращения. В Правительстве Московской области эту работу осуществляет Управление по работе с обращениями граждан.

Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по рассмотрению обращений граждан, и принятием решений работниками осуществляется руководителями структурных подразделений аппарата Правительства Московской области.

Гражданин вправе обжаловать действия по рассмотрению обращения и решение, принятое по результатам его рассмотрения, в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы. В Правительстве Московской области рассматриваются обращения граждан по вопросам, находящимся в ведении Московской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Московской области.

Исполнение функции по рассмотрению обращений граждан в Правительство Московской области включает в себя следующие административные процедуры

  • прием и первичная обработка письменных обращений граждан;
  • регистрация и аннотирование поступивших обращений;
  • направление обращений на рассмотрение;
  • рассмотрение обращений в структурных подразделениях аппарата Правительства Московской области;
  • рассмотрение обращений, поступивших на пейджер Губернатора Московской области;
  • личный прием граждан;
  • постановка обращений граждан на контроль;
  • продление срока рассмотрения обращений граждан;
  • оформление ответа на обращение граждан;
  • предоставление справочной информации о ходе рассмотрения письменного обращения;
  • порядок и формы контроля за исполнением функции по рассмотрению обращений граждан.

Контроль за сроками рассмотрения обращений граждан осуществляет в Правительстве Московской области Управление по работе с обращениями граждан. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, и принятием решений работниками — руководителями структурных подразделений аппарата Правительства Московской области.

Регистрация всех этапов работы с обращениями осуществляется в электронной системе автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело».

 

2.3.Совершенствование работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области

 

Институт обращения граждан является сложной системой взаимодействия государственной власти в лице её органов и общества. Эффективность указанного взаимодействия не возникает автоматически. Оно предполагает взаимный диалог, обоюдную ответственность и непрерывную «работу над ошибками» в сфере законодательства об обращениях граждан, а также контроль со стороны общества.

Существующие нормы, регламентирующие рассмотрение обращений отчасти устарели. Остались обойденными вниманием законодателя отдельные аспекты реализации права на обращения в органы публичной власти. Так, например, в Федеральном Законе отсутствуют положения о возможности реализации права на обращение через представителя, не проводится дифференциация сроков рассмотрения обращений, не предусмотрены конкретные виды ответственности должностных лиц за нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Необходимо чётко отделить друг от друга различные виды обращений, детально регламентировать особую процедуру рассмотрения для каждого вида, упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан, установить и чётко регламентировать ответственность за нарушения в этой сфере, притом сочетать различные её формы.

Периодически аппаратом Правительства Московской области проводятся проверки организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области. В ходе проверок наряду с положительными изменениями в исполнении действующего законодательства об обращениях граждан были выявлены и определенные недостатки.

Имеет место формальный подход к рассмотрению обращений. Вопросы граждан разрешаются не в полном объеме и без принятия исчерпывающих мер по восстановлению нарушенных прав. Размещенная на Интернет-сайтах государственных органов информация о личном приеме граждан требует доработки, в ней отсутствует полная информация о полномочиях и компетенции заместителей руководителя органов государственной власти по решению вопросов, о конкретном месте осуществления личного приема и порядке предварительной записи на прием.

Встречаются случаи, когда заявителю в ответ на его обращение ровно через 30 дней направляется простое информативное письмо, куда ему необходимо обратиться и с какими документами для решения своего вопроса.

По-прежнему, имеются случаи нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, а заявители подчас не уведомляются о продлении сроков рассмотрения их обращений.

В октября 2008 года в Москве состоялось Всероссийское совещание по вопросам совершенствования организации рассмотрения обращений граждан в федеральных органах исполнительной власти и в их территориальных подразделениях.

Участники совещания в принятых Рекомендациях отметили следующие основные направления совершенствования работы с обращениями:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы.

В частности, в Рекомендациях обращается внимание на необходимость завершения разработки и принятия административных регламентов рассмотрения обращений граждан, а также приведения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ должностных регламентов государственных служащих, рассматривающих обращения граждан.

  • Кадровое обеспечение работы.

В целях совершенствования организации обращений граждан предлагается повысить, где это необходимо, статус подразделений, занимающихся организаций обращений, поднять престиж этих подразделений путем должного материального и морального стимулирования работников.

В Московской области этой проблеме уделяют особое внимание. В областном учебном центре «Нахабино» реализуется 72-часовая программа повышения квалификации государственных и муниципальных служащих «Работа с обращениями граждан».

  • Совершенствование организации работы с обращениями граждан.

Особое внимание обращается в Рекомендациях на повышение доступности для населения органов, к которым направляются обращения.

Для решения этой задачи в Московской области осуществляется регулярное информирование населения о деятельности государственных органов и ведомств по важнейшим социально-экономическим вопросам через Интернет-портал Правительства Московской области, Информационно-правовой портал «Закония», различные справочно-информационные системы, средства массовой информации-газеты, журналы, телеканалы.

В Московской области уделяется внимание развитию практики проведения выездных приемов. Помимо этого осуществляются информационно-консультативные мероприятия с жителями отдалённых городских и сельских поселений, а также оказывается бесплатная юридическая помощь.

По общему количеству обращений граждан в органы власти Московская область устойчиво удерживает второе место после столицы. Поэтому для совершенствования работы с обращениями граждан осуществляется обширный комплекс мер, позволяющий повысить ответственность должностных лиц за результаты работы, способствующий совершенствованию деятельности государственных органов, направленной на улучшение качества и комфортности получения государственных услуг.

26 мая 2010 года состоялся семинар-совещание о ходе реализации федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и закона Московской области «О рассмотрении обращений граждан», повышении качества и эффективности работы с обращениями граждан и обеспечении ее гласности.

В ходе семинара были рассмотрены перспективы дальнейшего повышения доступности органов власти, новые формы, методы и технологии работы с обращениями граждан и приведены примеры имеющегося положительного опыта по работе с обращениями граждан.

В ноябре 2010 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации, в целях создания единой информационной и методологической системы обеспечения права граждан и организаций на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, между Правительством Московской области и Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций подписан протокол о взаимодействии. Это первый договор, заключённый Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций с субъектом Федерации.

Согласно Протоколу стороны будут вместе обеспечивать необходимые условия для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и организаций, что в конечном счёте повысит степень доверия граждан к деятельности государственных и муниципальных структур. Будут совместно готовиться предложения по совершенствованию законодательства, организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально — экономических и иных сфер деятельности государства и общества на основе обобщения и анализа обращений граждан. Планируется создание единого доступа граждан к информации о работе с обращениями граждан, в том числе информации о ходе рассмотрения обращений.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.

Институт работы с обращениями граждан в Московской области неуклонно развивается и упрочняется. Но существует ряд проблем и нерешенных вопросов как в законодательной сфере, так и в организации работы в государственных органах.

Существующие нормы, регламентирующие рассмотрение обращений отчасти устарели. Необходимо чётко отграничить друг от друга различные виды обращений, детально регламентировать особую процедуру рассмотрения для каждого вида, упрочить гарантии своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан.

Не преодолен до конца формальный подход к рассмотрению обращений. Имеются примеры, когда органами государственной власти вопросы граждан разрешаются не в полном объеме и без принятия исчерпывающих мер по восстановлению нарушенных прав. Необходимо усилить контроль за исполнением решений, принятых по обращениям граждан, на особый контроль ставить рассмотрение повторных обращений, тщательно анализировать вызывающие их причины, принимать соответствующие меры к работникам, по вине которых нетщательно были рассмотрены предыдущие обращения.

Проблемы с организацией и осуществлением работы с обращениями граждан связаны также с дефицитом подготовленных кадров, несмотря на принятые меры по подготовке кадров.

Кроме этого возросла нагрузка, лежащая на сотрудниках, рассматривающих поступающие обращения граждан, что отражается на сроках и качестве ответов, т.к. сохраняется тенденция увеличения количества обращений граждан.

Большое значение имеет повышение эффективности и прозрачности диалога органов власти и населения. Важно дальнейшее развитие практики проведения выездных приемов. Помимо этого следует развивать сеть общественных приемных, привлекать к их деятельности опытных юристов, экономистов, психологов, привлекать государственные юридические службы для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

 

Заключение

 

Обращения граждан являются важным инструментом взаимодействия граждан со своим государством и образуют чрезвычайно широкий спектр социальных отношений. Через обращения граждане и их объединения используют механизмы и полномочия государственных органов для решения своих жизненных проблем.

В данной работе мы рассмотрели основные вопросы, связанные с институтом обращений граждан в современной России. Изучили определение и классификацию обращений, историческое развитие и конституционные основы этого института. Мы рассмотрели современную практику организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области, на примере Правительства Московской области изучили порядок работы с обращениями. Проанализировали вопросы по совершенствованию работы с обращениями граждан в органы государственной власти Московской области.

Рассмотрев процесс становления и исторического развития института обращений граждан в России, мы пришли к выводу, что этот институт имеет в нашей стране богатейшую историческую традицию. Впервые право подавать челобитные вплоть до самого государя было законодательно закреплено ещё в XV веке в первом кодексе феодального права русского централизованного государства — Судебнике Великого князя Ивана III 1497 года. На протяжении трех последующих веков создавались службы по работе с челобитными, формировалось само право на обращение. Говоря современным языком, уточнялись субъекты обращений, порядок работы и меры ответственности. Так, Петр Первый предписывал при рассмотрении жалоб решать дела «по регламенту, по присяге, по злобе не посягая, по дружбе и свойству не маня». В эпоху Екатерины II введено разделение обращений для рассмотрения в административном и судебном производстве. Позже манифестом императора Александра I в составе Госсовета была образована комиссия прошений, был установлен особый порядок производства по каждому виду обращений, а также определен перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. Кроме этого, было введено обязательное уведомление заявителя о положении дел и об окончательном рассмотрении или передаче жалобы в другую инстанцию.

После 1917 года создавались специальные службы и бюро по работе с жалобами, а контроль за соблюдением прав трудящихся на протяжении 50 лет регулировался постановлениями ЦИК СССР, ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

12 апреля 1968 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который с внесенными в него некоторыми уточнениями еще при советской власти, продолжал действовать в России до 2006 года.

Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституция Российской Федерации в ст. 33 закрепила за гражданами право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В данный момент сфера работы с обращениями граждан регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России его конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения этих обращений указанными органами. Этот порядок распространяется также на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Законодатель закрепил классификацию обращений граждан по форме подачи (на письменные и устные), по содержанию (на предложения, заявления и жалобы), а также, в законе упоминается и классификация по субъекту обращения (на индивидуальные и коллективные). Законом установлено, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно; запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностных лиц; не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия.

Законом сформулированы требования к оформлению письменного обращения, установлены сроки регистрации и рассмотрения обращений. В целях упреждения волокиты Закон устанавливает четыре жёстких срока при работе с обращениями граждан на различных этапах:

  • 3 дня, в течение которых обращение должно быть зарегистрировано после его поступления в государственный орган или орган местного самоуправления;
  • 7 дней после регистрации, в течение которых обращение (при необходимости) должно быть переадресовано по компетенции;
  • 30 дней со дня регистрации, в течение которых обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ;
  • 30 дней — максимальный срок, на который в исключительных случаях может быть продлёно рассмотрение обращений с уведомлением об этом автора обращения;

В ст. 10 Закона назван ещё один срок – 15 дней. Этот срок даётся на исполнение запроса, поступившего в связи с рассмотрением обращения.

Каждое обращение подлежит обязательному рассмотрению, кроме тех, которые законодатель выделил в отдельную статью (ст. 11 ФЗ).

Каждый орган государственной власти при работе с обращениями руководствуется своим собственным Административным регламентом, где прописывается порядок рассмотрения обращений, определяются сроки и последовательность действий (административные процедуры) при рассмотрении обращений, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.

Все поступающие обращения обязательно регистрируются и рассматриваются по существу в соответствии с требованиями законодательства.

Работа с обращениями граждан, создание необходимых условий для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области. Для повышения эффективности организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Московской области внедряются новые электронные системы, создается «электронное правительство». Для упрощения работы с обращениями руководители органов государственной власти Московской области периодически проводят онлайн-приемы граждан и встречи с населением на местах. Практикуются выступления руководителей в прямых радио- и телеэфирах, размещение в СМИ аналитических и статистических материалов по результатам рассмотрения обращений граждан, ведется работа по оказанию жителям Московской области бесплатной юридической помощи. Для государственных служащих организованы курсы по повышению квалификации и обучению в областном учебном центре «Нахабино».

Органами государственной власти Московской области по результатам рассмотрения обращений за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год) формируются аналитические отчеты о количестве обращений, результатах их рассмотрения. При анализе статистических данных мы выявили, что число обращений граждан в государственные органы неуклонно растет. Мы составили диаграммы, иллюстрирующие рост количества обращений, динамику поступления повторных обращений, наиболее актуальные вопросы граждан, направляемые в органы государственной власти Московской области, проанализировали основные итоги рассмотрения обращений в 2010 году и меры, принимаемые Правительством области по совершенствованию работы с обращениями.

Институт работы с обращениями граждан в Московской области неуклонно развивается и упрочняется. Но существует ряд проблем и нерешенных вопросов. Не преодолен до конца формальный подход к рассмотрению обращений. Необходимо на особый контроль ставить рассмотрение повторных обращений, тщательно анализировать вызывающие их причины. Проблемы с организацией и осуществлением работы с обращениями граждан связаны также с дефицитом подготовленных кадров, что отражается на сроках и качестве ответов.

Большое значение имеет повышение эффективности и прозрачности диалога органов власти и населения. Необходима организация на постоянной основе планомерного приема граждан руководителями органов власти. Важно развитие практики проведения выездных приемов. Помимо этого, следует развивать сеть общественных приемных, с привлечением к их деятельности опытных специалистов в разных областях: юристов, экономистов, психологов, привлекать государственные юридические службы для оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

В заключение работы хочется отметить, что, основываясь на богатей­шем опыте прошлого и практических достижениях современности вполне реально создать в России новую, демократическую систему обращений граждан. Для достижения этой цели необходимо непрерывно трудиться над совершенствованием механизмов реализации и защиты прав личности, одним из которых и являются — обращения граждан.

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, — № 20, ст. 2143.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета, 1993. — №237, 25.12.1993.
  3. Конституция СССР от 07.10.1977. // Ведомости СНД и Верховного
    совета СССР, 1977. — №41, октябрь.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. — № 19, — ст. 2060.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». // «Российская газета», 30.12.2008.
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 №2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». // Ведомости ВС СССР, 1968. — №17, ст. 144.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы». // «Российская газета», 15.04.2010.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». // «Российская газета», 23.07.2010.
  9. Закон Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан».
  10. Постановление Губернатора Московской области от 23.04.2007 №44-ПГ «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области. // «Ежедневные новости. Подмосковье», № 189, 11.10.2006.

Научная и методическая литература и другие источники

  1. Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, — М., 1999.
  2. Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России. – М., 1995.
  3. Алистратов Ю.Н. Право петиции в Российской Федерации. М., 1997.
  4. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы, М., 1984.
  5. Беляев И.Д. История русского законодательства: учебник для вузов / отв. Ред. Ю.В.Кривошеев. Спб., 1999.
  6. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика России. М.: РОССПЭН, 2006.
  7. Витрук Н.В. Комментарий к ст. 55 Конституции РФ // В кн.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.
    В.В. Лазарева. — М., 1997.
  8. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. II. — Л., 1942.
  9. Головацкая М.В. К вопросу о порядке рассмотрения обращений граждан. // Юрист, 2007. — №5. – С.11-12.
  10. Государство Российское: власть и общество. / Под ред. Ю.С. Кукушкина, — М., 1996.
  11. Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. Жалобы в законе. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. — №3.
  12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. — М., 1994.
  13. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. – М.: РОССПЭН, 2004.
  14. Как работает российский парламент. — М.: Парламентский центр при Верховном Совете Российской Федерации. – 1993. – апрель.
  15. Калинина С.В. Правовое регулирование реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. // Развитие законодательства на современном этапе. – М., 2008. – С.34-39.
  16. Карташова Л. Дайте жалобную книгу. // Журнал «Социальная защита», 2010. — №6.
  17. Князев С.Д., Хабибуллина О.В. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур. // Академический юридический журнал, 2008. — №3. – С.54-58.
  18. Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений трудящихся
    в органах советского гос­ударственного управления, — М., 1955.
  19. Конституция СССР: политико-правовой комментарий. / Под ред.
    Б.Н. Пономарёва, — М., 1982.
  20. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б.Н. Топорнина, — М., 1997.
  21. Корякин В.М. Работа с обращениями граждан в вооружённых силах Российской Федерации : вопросы теории и практики. – «за права военнослужащих», 2007.
  22. Кравченко В.В. Право граждан Российской Федерации на обращение: правовое регулирование и практика реализации. // Государственная власть и местное самоуправление, 2010. — №4. – С.6-8.
  23. Лыскова Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика. //Государство и право.– 2009.- №9.– С.105-110.
  24. М. Миронов, А. Сурков, С. Попов. Научно-практический комментарий
    к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный). – М.: Издательство «Известия», 2006.
  25. Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001; Власть и народ: обратная связь,- М., 1999.
  26. Миронов М.А., Сурков А. П., Качин А. Д. Обращения граждан. Организация и порядок рассмотрения (сборник нормативных актов). – М.: Известия, 2008.
  27. Нестеров А.В. Закон принят. Проблемы остались. // Информационное право, 2006. — №4.
  28. Нудненко Л.А., Хаманева Н.Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки. // Государство и право. – М., 2007. — № 3. – С.5-12.
  29. Обращения граждан: Организация работы в органах государственной власти. – М.: «Ежедневные новости. Подмосковье», 2010.
  30. Омельченко О.А. Законная монархия Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. — М., 1993.
  31. Памятники русского права: Памятники права периода образования русского централизованного государства, XIV-XV вв. / Под ред.
    Л.В. Черепнина. – М.: Издательство «Госюриздат», 1955.– № 3.
  32. Панов Р.В., Сорокин В.Д., Хохлов В.Ф. Вопросы совершенствования работы с обращением граждан. // Правоведение, 1984. — №5. – С.41-48.
  33. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых
    в правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать оныя должны, — СПб., 1811.
  34. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1995.
  35. Попов И.Е. Институт права граждан на обращения в органы государственной власти: проблемы понятия и принципиальные особенности. // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2009. — №6. – С.90-94.
  36. К. Подьячев. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в Росии. Журнал «Власть» 2010. С.41-45
  37. Российское законодательство X — XX веков: В 9 т. / Под ред.
    О.И. Чистякова: — М.: Юридическая литература, 1988. – т.2.
  38. Румянцев А.В. Понятие, содержание и этапы развития права граждан
    на обращение. // Современное право. – 2006. — № 12 (2).
  39. Скрябина М.В. « Реализация Конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти», Дисс.к.ю.н. С-П, 2007
  40. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». – М.: Новая правовая культура, 2006.
  41. Тихомиров Ю.А. Публичное право. -М., 1995.
  42. Третьяков И.А. Классификация субъектов права граждан на обращения. // Философия права, 2010. — №2. – С.123-127.
  43. Учебное пособие «1000 вопросов и ответов по истории» / Под общей ред. А.Н. Алексашкиной. М., 1999.
  44. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. — М.: «Культура», 2005. — C.184.
  45. Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социа­листических странах. — Казань, 1984.
  46. Худин К. Челом бьёт всеподданнейший раб // Журнал «Власть». -2009. — №36 (839), сентябрь.
  47. Широбоков С.А. Административно-правовая характеристика механизма реализации права на обращение: Определение общих принципов. // «Черные дыры» в российском законодательстве, 2005. — №2. – С.125-134.
  48. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их
    гарантиях// Вопросы советского государственного права, — М., 1959.

Основные интернет – источники

  1. http://www.mosreg.ru/ Интернет-портал Правительства Московской области.
  2. http://www.duma.gov.ru/ Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ
  3. http://www.zakonia.ru/Информационно-правовой портал «Закония».
  4. http://www. pvlast.ru/Журнал «Представительная власть».
  5. http://www.bbc.co.uk /russian/ Русская служба Би-би-си.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф