СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
1.1 Характеристика пассажирских перевозок ОЖД
1.2 Инфраструктура подразделений ОЖД и компаний, занимающихся пассажирскими перевозками
1.3 Логистическая схема систем пассажирских перевозок
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ОЖД
2.1 Пассажиропоток
2.2 Технико-экономические показатели
2.3 Методика оценки удовлетворенности пассажиров сервисом пассажирских перевозок
2.3.1 Пригородные перевозки
2.3.2 Перевозки дальнего следования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ОЖД
3.1 Трансфер от вокзала до места назначения (входит в оплату билета)
3.2 Расчет эффективности использования новых составов
3.3 Совершенствование логистической системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Несмотря на снижение объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования, особенно в кризисный период 1990-х годов, объем пассажирского движения на магистральных направлениях сети железных дорог России остаются высокими. В соответствии с графиком движения поездов в 2016 г. по железным дорогам России в дальнем следовании курсировало около 800 пар пассажирских поездов разных категорий, из которых железными дорогами России формировались более 600 пар. Регулярно на сети ОАО «РЖД» обращалось 13 пар скоростных поездов, в том числе 11 пар – по Октябрьской железной дороге — 7 пар в сообщении Москва — Санкт-Петербург, 4 пары в сообщении Санкт-Петербург — Хельсинки.
По прогнозам, перспективные размеры движения пассажирских поездов дальнего следования на сети ОАО «РЖД» в период массовых перевозок увеличатся и к 2020 г. и составят около 900 пар поездов в сутки. Если прогнозы оправдаются, размеры движения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов также повысятся с 28 пар поездов в сутки до 82 пар к 2020 г., в том числе 30 пар в сообщении Москва — Санкт-Петербург.
С развитием пригородных и внутригородских железнодорожных пассажирских перевозок в наиболее крупных узлах возникает вопрос целесообразности создания специализированных пассажирских станций для дальнего и пригородного сообщения с концентрацией на центральных станциях преимущественно операций с дальним пассажиропотоком, а на вновь создаваемых — с пригородным. К такому распределению функций при наличии в узле нескольких станций, можно переходить в наиболее крупных железнодорожных узлах. В Московском узле большие пригородные потоки еще долго будут обслуживать Рижский, Савеловский и Павелецкий вокзалы, хотя в прошлом некоторые специалисты вносили предложения об их закрытии.
Ограничения объема перевозок и качества транспортных услуг по возможностям инфраструктуры ПС и ПТС требуют проведения реконструктивных мероприятий с включением их в инвестиционную программу ОАО «РЖД». В Стратегии развития железнодорожного транспорта страны на период до 2030 г. утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р [1], прогнозируется рост объемов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом к 2030 году на 16,3% относительно уровня 2010 года с 1367 до 1590 млн чел. при этом рост пассажирооборота составит 27,8% — с 181,0 до 231,3 млрд пасс.-км.
Вопросы усиления мощности путевого развития пассажирских и пассажирских технических станций в годы рыночных реформ во всей полноте не рассматривались, хотя по ряду сложных и важных вопросов проводились исследования и в прошлом, и в последние годы.
Рост численности населения крупных городов и пригородных зон, создание новых жилых массивов в удалении от старых городских центров, увеличение мобильности населения территориальную организацию железнодорожных узлов и логистику пассажирских перевозок.
Научно-методический раздел транспортной логистики пассажирских перевозок ранее не рассматривался самостоятельно как научное направление, что привело к замедлению реализации многих процессов в области пассажирских перевозок и повлекло за собой снижение эффективности их выполнения.
С нашей точки зрения, следует выделить важный аспект: взаимное влияние логистики и стратегии транспортной организации на создание новых конкурентных преимуществ на рынке пассажирских перевозок, то есть на конечные цели.
Развитию принципов рационального построения транспортных узлов и размещения в них пассажирских станций, а также решению связанного с этим комплекса научных и практических задач логистики посвящены исследования отечественных ученых и специалистов-практиков (В.Н. Образцова, С.В. Земблинова, Н.И. Бещевой, К.Ю. Скалова, Ф.П. Кочнева, Ф.И. Шаульского, И.Е. Савченко, Н.В. Правдина, В.А. Персианова, Ф.С. Пехтерева, В.Г. Давидовича, В.П. Дахно, И.А. Молодых, О.Ф. Мирошниченко, Е.А. Макаровой, Ю.В. Елизарова и др. и зарубежных специалистов (Г. Поттгоф, К. Лейбрандт, И. Симпсон и др.)
Трудами этих ученых заложены основы научной методологии решения задач, связанных с построением транспортных узлов и размещением в них объектов пассажирского транспорта. Однако в последние десятилетия вопросам экономически эффективной организации железнодорожного и пассажирского хозяйства в крупных городах уделялось недостаточное внимание. Усилия научных коллективов и отдельных авторов в основном были направлены на разработки в области скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по организации транспортной логистики при пассажирских перевозках с учетом изменения размеров пассажирского движения, условий пропуска поездов, использования прогрессивных организационно-управленческих технологий и других факторов.
Основными задачами являются:
анализ изменения объемов структуры пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в пределах Октябрьской железной дороги;
обобщение теоретических разработок, отечественного и зарубежного опыта реализации мероприятий и программ модернизации пассажирских перевозок с учетом возможности решения логистических задач;
оценка перспектив увеличения спроса на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования с разработкой метода оценки экономической эффективности ввода в обращение поездов с неизменяемой композицией составов;
разработка предложений по развитию пассажирских перевозок на сети железных дорог Октябрьской железной дороги.
Объектом исследования являются пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Предметом – экономические и организационно-управленческие аспекты повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры и качества перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.
Использованный в работе метод исследования можно охарактеризовать как совокупность подходов, включающих конкретный логистический и экономический анализ, применение математического инструментария, экспериментальные расчеты.
К элементам научной новизны относятся:
-разработка рекомендаций по развитию пассажирских и пассажирских технических станций с учетом изменившихся условия работы транспорта, организационно-технологического взаимодействия различных его видов и повышения требований к качеству логистического обоснования решений;
-обоснование рациональной этапности совершенствования инфраструктуры пассажироперевозок с учетом логистических, экологических и других требований по главнейшим направлениям Октябрьской железной дороги.
Работа включает 71 страницы текста, 7 рисунков, 3 таблицы, 39 литературных источников.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
1.1 Характеристика пассажирских перевозок ОЖД
Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО «Российские железные дороги» и является одной из крупнейших железнодорожных систем Российской Федерации.
По сути, Октябрьская железная дорога является первой их железных дорог России. Так, головной участок Санкт-Петербург — Витебского направления это бывшая Царскосельская железная дорога [2], день начала движения по которой 30 октября (11 ноября) 1837 года официально признан днем начала регулярного железнодорожного пассажирского сообщения в нашей стране.
«В 1838 дорога была достроена до Павловска; общая протяженность ее составила 27,6 км. Паровозная тяга (вместо конной) на всем протяжении дороги была введена весной 1838» [3, С. 15].
Октябрьская железная дорога (далее – ОЖД) имеет эксплуатационную длину 10 440,9 км, в том числе 900 км за Полярным кругом и обслуживает территорию с населением более 30 млн человек. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. км2.
Управление дороги находится в Санкт-Петербурге. ОЖД объединяет северо-западные участки европейской части железных дорог Российской Федерации, граничит с Московской (ст. Поварово I, Осуга, Ховрино, Савелово, Шаховская), Северной (ст. Кошта, Малеяьга, Сонково), Белорусской (ст. Езерище, Алеща) железными дорогами, а также с железными дорогами Финляндии (ст. Лужайка, Кивиярви, Светогорск, Сювяоро, Вяртсиля) и Балтии (ст. Иван-город, Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские).
ОЖД проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации: Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.
Крупнейший на Октябрьской железной дороге узел – Санкт-Петербург, в котором действуют две сортировочные станции — Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых больших на дороге и решающих по объему грузовых перевозок на европейской части железнодорожной сети страны) и Шушары.
Большие объемы работ выполняют ст. Ховрино (в пределах Московского узла), а также Волховстрой, Бологое, Березки, Великие Луки, Беломорск. Октябрьская железная дорога — вторая по протяженности после Московской и первая по времени постройки ряда участков крупная магистраль России.
На всех предприятиях ОЖД работае более 70 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок. Карта ОЖД представлена на рисунке 1.
По итогам 2017 года предприятиями на полигоне дороги перевезено 132,8 млн. пассажиров в пригородном сообщении, 17,5 млн. пассажиров — в дальнем сообщении и 280 млн. тонн грузов.
Основные показатели ОЖД за 2018 год [4]:
Эксплуатационная длина — 10 440,9 км;
Численность сотрудников на полигоне Октябрьской железной дороги – 70 767 человек, с учетом дочерних и зависимых организаций – 110 003 человек;
Средняя заработная плата — 55 657 рублей;
Перевезено грузов — 294,8 млн тонн;
Отправлено пассажиров: в дальнем сообщении — 19 млн человек, в пригородном сообщении — 140,1 млн человек.

1.2 Инфраструктура подразделений ОЖД и компаний, занимающихся пассажирскими перевозками
Перевозочная целенаправленно целенаправленно деятельность чередует направлена чередует на целенаправленно своевременное законченным и законченным полное фиксируется удовлетворение законченным потребностей экономики законченным и чередует населения законченным в законченным перевозках грузов законченным и законченным пассажиров.
Октябрьская железная целенаправленно целенаправленно дорога (законченным региональный центр целенаправленно корпоративного фиксируется управления) – филиал ОАО «РЖД», чередует наделен функциями целенаправленно контроля законченным и целенаправленно координации целенаправленно целенаправленно деятельности филиалов законченным и целенаправленно структурных законченным подразделений ОАО «РЖД», а чередует также ДЗО, чередует находящихся законченным в границах целенаправленно целенаправленно дороги.
Контактная законченным информация:
Юридический адрес: 191023, Россия, Санкт-Петербург, законченным площадь Островского, целенаправленно целенаправленно д. 2.
Фактический адрес: 191023, Россия, Санкт-Петербург, законченным площадь Островского, целенаправленно целенаправленно д. 2.
+7 (800) 755-50-05 / +7 (812) 457-66-99 http://ozd.rzd.ru .
Территориальные фиксируется управления:
Московский законченным регион — Московское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД;
Санкт-Петербург-Витебский законченным регион — Санкт-Петербург-Витебское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД;
Санкт-Петербургский законченным регион — Санкт-Петербургское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД;
Петрозаводский законченным регион — Петрозаводское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД;
Мурманский законченным регион — Мурманское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД;
Волховстроевский законченным регион — Волховстроевское чередует территориальное фиксируется управление ОЖД.
К целенаправленно компаниям, обслуживающим законченным пассажирские законченным перевозки относятся:
Пригородный комплекс на полигоне ОЖД — обслуживание законченным пассажиров законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении чередует на чередует территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областей законченным и Республики Карелия. Входит законченным в целенаправленно состав: Центр законченным по целенаправленно корпоративному фиксируется управлению законченным пригородным целенаправленно комплексом (ЦОПР), Вид целенаправленно целенаправленно деятельности: законченным пассажирские законченным перевозки, целенаправленно целенаправленно доля АО «РЖД» законченным в фиксируется уставном целенаправленно капитале: 74 %.
ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» — Обслуживание законченным пассажиров законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении. Обслуживаемые целенаправленно субъекты Российской Федерации: Москва, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Ярославская область.
Входит законченным в целенаправленно состав: Центр законченным по целенаправленно корпоративному фиксируется управлению законченным пригородным целенаправленно комплексом (ЦОПР). Доля АО «РЖД» законченным в фиксируется уставном целенаправленно капитале: 50% -2 акции.
Октябрьская дирекция пассажирских обустройств — обслуживание законченным инфраструктуры чередует на законченным полигоне Октябрьской железной целенаправленно целенаправленно дороги законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении (законченным платформы, законченным пригородные законченным вокзалы законченным и чередует т. целенаправленно целенаправленно д.). Входит законченным в целенаправленно состав Центральной целенаправленно целенаправленно дирекции законченным пассажирских обустройств – филиал ОАО «РЖД» (ЦДПО). Основными задачами целенаправленно целенаправленно дирекции являются:
-фиксируется удовлетворение заказов законченным перевозчиков законченным в законченным перевозках законченным пассажиров, законченным пользующихся фиксируется услугами железнодорожного чередует транспорта законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении;
-обеспечение заданных законченным размеров законченным пригородного целенаправленно целенаправленно движения законченным исправным законченным парком законченным подвижного целенаправленно состава;
-обеспечение безопасности целенаправленно целенаправленно движения железнодорожного чередует транспорта законченным и законченным пассажиров законченным при законченным перевозках законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении, чередует недопущение законченным возникновения аварийных целенаправленно ситуаций.
Октябрьская дирекция моторвагонного подвижного состава — законченным предоставление законченным подвижного целенаправленно состава законченным в законченным пригородном целенаправленно сообщении.
Организацией законченным пассажирских законченным перевозок законченным в целенаправленно целенаправленно дальнем целенаправленно сообщении чередует на законченным полигоне ОЖД занимается Северо-Западный филиал АО «Федеральная пассажирская компания». Северо-Западный филиал АО «ФПК» осуществляет целенаправленно свою целенаправленно целенаправленно деятельность законченным в целенаправленно сфере законченным перевозок законченным пассажиров, багажа законченным и грузобагажа, чередует технического обслуживания законченным и законченным ремонта чередует транспортных целенаправленно средств, законченным подсобно-законченным вспомогательных законченным и целенаправленно целенаправленно других законченным видов законченным работ (фиксируется услуг), целенаправленно связанных целенаправленно с железнодорожными законченным перевозками.
Организацией законченным пассажирских законченным перевозок в дальнем сообщении чередует на законченным полигоне ОЖД занимается Северо-Западный филиал АО «Федеральная законченным пассажирская целенаправленно компания». Северо-Западный филиал АО «ФПК» осуществляет целенаправленно свою целенаправленно целенаправленно деятельность законченным в целенаправленно сфере законченным перевозок законченным пассажиров, багажа законченным и грузобагажа, чередует технического обслуживания законченным и законченным ремонта чередует транспортных целенаправленно средств, законченным подсобно-законченным вспомогательных законченным и целенаправленно целенаправленно других законченным видов законченным работ (фиксируется услуг), целенаправленно связанных целенаправленно с железнодорожными законченным перевозками.
Из частных компаний, занимающихся законченным пассажирскими законченным перевозками законченным в законченным пределах ОЖД, законченным имеется чередует только одна – «ТрансКлассСервис», законченным поезд 059А «Волга», Нижний Новгород- Санкт-Петербург.
Остальные чередует негосударственные целенаправленно компании занимаются грузоперевозками.
