Заявка на расчет
Меню Услуги

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по технологии. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Глава 2. Формирования исследовательских умений у младших школьников

2.1 Методические основы процесса формирования….ИУ (продолжить название)

Для реализации основных целей нашей выпускной квалификационной работы и для подготовки опытно- исследовательской работы нами были проанализированы следующие программы для 2 класса «Технология» автор Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева и «Технология» авторы Н. И. Роговцева, Н. В.Богданова , Н. В. Добромыслова. В анализе учебников мы рассмотрели в Таблице 2, какие упражнения, и виды заданий предлагают авторы, позволяющие развивать и формировать исследовательские умения младших школьников.

Таблица 1. Анализ учебно- методической литературы по технологии «Технология» Е. А. Лутцева., Т. П. Зуева и «Технология» Н. И. Роговцева.,Н. В. Богданова.

Анализ программ по технологии показал, что в курсе «Технология» автор Е. А. Лутцева и Н. И. Роговцева для развития способности обучающихся ориентироваться в мире информации в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Наличие условных обозначений навигации, таких как «Смотрим справочник мастера» (автор Е. А. Лутцева), «Справочник юного технолога», «Ищем информацию» (автор Н. И. Роговцева) предусматривающих не только работу учебником, со словариком учебника, рабочей тетрадью, но и, в соответствии с возросшими возможностями второклассников, еще и поиск информации в других источниках. С целью развития и формирования умения работать с текстом в обоих учебниках «Технология» содержится достаточное количество текстов. В данном контексте значительна роль рубрик: «Профессии», «Обсудим вместе», «Полезная информация».

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебнике Е. А. Лутцевой представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задания и задачи, которые учат младших школьников выделять в предметах и явлениях общие существенные  признаки – умение классифицировать, чего не достаточно в учебнике автора Н. И. Роговцевой. Формированию умения давать определения понятиям способствуют задания, типа: Продолжи фразу, технология – это… и др.

Кроме того, развитию исследовательского поведения способствуют проектные задачи и проектная деятельность. В учебниках изучение практически каждого раздела завершается выполнением коллективного проекта.

В обеих программах используются задания, развивающие и формирующие умения наблюдать, однако в учебнике автора Н. И. Роговцевой не достаточно предложено экспериментов с реальными объектами. А по программе перспектива большее количество упражнений, задач и заданий репродуктивного характера.

По результатам анализа учебников технологии с точки зрения возможностей для развития исследовательских умений младших школьников, стало очевидно, что в учебниках по технологии ограничено представлены задания и упражнения, способствующие формированию исследовательских умений и, к сожалению, далеко не все школы снабжены учебниками по технологии и это затрудняет работу учителя в этом направлении.

2.2. Оценка эффективности методик, формирующих навыки опытно- исследовательской работы

Для организации эксперимента был составлен план, который гарантировал тщательное продумывание хода педагогического исследования и получение продуктивной работы, ожидаемых результатов.

Структурными компонентами плана выступали следующие основные этапы:

  1. Констатирующий этап (выбор площадки исследования, диагностика уровня сформированности исследовательских умений на начальном этапе опытно- исследовательской работы).
  2. Формирующий этап (составление тематического планирования, разработка и проведение уроков).
  3. Контрольный этап (диагностика уровня сформированности исследовательских умений, после проведение ряда уроков– исследований на заключительном этапе опытно- исследовательской работы, качественный и количественный анализ данных).

Раскроем описание каждого этапа, которые были организованны в ходе выполнения всей опытно- исследовательской работы.

2.2.1.  Констатирующий этап

На констатирующем этапе был проведен эксперимент на базе средней общеобразовательной школы.

Во 2 классе по списку 18 человек, на момент проведения эксперимента присутствовали все обучающиеся. Эксперимент проведен на одном классе, так как школа является малокомплектной.

Цель констатирующего эксперимента: выявить реальный уровень сформированности исследовательских умений обучающихся, а именно диагностировать какие именно умения развиты больше и какие развиты слабо.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Констатировать сумму сформированных исследовательских умений у обучающихся данного возраста.
  2. Выявить недостающие исследовательские умения.

Процедура проведения эксперимента:

  1. Разработка тестас опорой на методику Савенкова на выявление сформированности исследовательских умений;
  2. Проведение теста;
  3. Проведение диагностики, на базе собранных результатов; 4.Анализ и интерпретация результатов.

Данную опытную работу мы провели в одном классе, и продиагностировали результаты в начале эксперимента и после. Условия были созданы одинаковы во время проведения первого опросника и второго, то есть:

  1. Содержание опросника;
  2. Сложность вопросов;
  3. Время, отводимое на ответы.

За основу опытно- исследовательской работы мы взяли методику формирования исследовательских умений младших школьников Савенкова,  и самостоятельно создали тест для диагностики. См. Приложение 6 и 7.

Данные проведенного теста можно увидеть в Таблице 3 и диаграмме 1.

Таблица 3. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений 2 класса на констатирующем этапе эксперимента.

Проведя, анализ работ обучающихся можно сделать вывод, что лучше всего сформированно у обучающихся умение наблюдать и умение классифицировать, больше всего ошибок обучающиеся допустили в заданиях на умение экспериментировать и умение задавать вопросы.

В среднем показатели выше среднего, но так как ошибки все же есть можно сделать вывод о необходимости включения уроков- исследований, которые как раз направлены на формирование исследовательских умений.

2.2.1.  Формирующий этап

Целью данного этапа опытно- исследовательской работы является проверка влияния проведения уроков — исследований для формирование исследовательских умений.

Основа проведения таких уроков заключается в максимальном развитии исследовательских умений с помощью исследования различных материалов, с опорой на специфику уроков Е. А. Лутцевой.

Задача формирующего эксперимента:

  1. Разработать тематическое планирование;
  2. Разработать и провести уроки в которых мымаксимально попытаемся развить исследовательские умения обучающихся.

Цикл разработанных уроков представлен в тематическом планировании в Таблице 4.

Таблица 4. Тематическое планирование для уроков по формированию исследовательских умений по предмету «технология» для 2 класса Серебрянской СОШ по учебнику Н. И. Роговцева; Н. В. Богданова; Н. В. Добромыслова; Технология 2 класс; программа- Перспектива.

Выводы по главе 2

Во второй главе нашей ВКР, мы проанализировали, учебную литературу в аспекте нашей исследовательской работы, что позволило сделать выводы о не достаточном наличии заданий и упражнений направленных на формирование исследовательских умений в учебниках по технологии.

На констатирующем этапе была выбрана площадка исследования и проведена диагностика уровня сформированности исследовательских умений во 2 классе, где были продиагностированы исследовательские умения с помощью состоящего из 8 вопросов теста, созданного на основе методики  Савенкова. А. И.

Формирующий эксперимент включал в себя: проведение уроков- исследований во 2 классе. …………………………………………………….продолжить мысль

Заключительный этап, то есть контрольный состоял во вторичной диагностике исследовательских умений, после проведения уроков- исследований; с помощью теста что и на констатирующем этапе, который проходил в одинаково созданных условиях, что и в первый раз это количество вопросов и время отведенное на тестирование…………и получнно то-то…………………..

В результате нами были сделаны выводы и представлены в письменном и графическом виде, то есть в таблицах и диаграммах, где хорошо видна отчетливо наблюдается динамика улучшения исследовательских умений, после проведения уроков- исследований.

Заключение

В ходе нашей выпускной квалификационной была проведена следующая работа.

В теоретической части раскрыли понятие исследовательская деятельность и исследовательские умения.

Рассмотрели урок- исследование, как одну из форм организации исследовательской деятельности младших школьников.

Изучили методику организации исследовательской деятельности а именно: последовательность исследовательских работ, какие могут быть темы и правила выбора тем исследования, а так же основные умения, которыми должен обладать педагог, организующий исследовательскую деятельность.

В практической части нашей выпускной квалификационной работы провели эксперимент, состоящий из трех частей. Где были продиагностированы исследовательские умения до проведения уроков- исследований и после. Данные диагностик представлены в диаграммах и таблицах. Таким образом, нам удалось подтвердить предположение поставленное в начале нашей работы, о том, что проведение уроков- исследований в курсе технология будет способствовать формированию у младших школьников исследовательских умений.

Можно сделать вывод, что гипотеза доказана, цель работы достигнута.

Материалы данной работы, а именно разработанные конспекты уроков- исследований могут быть использованы педагогами на уроках технологии.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с.
  2. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. Ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 612 с.
  3. Зачесова Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ под общ. Ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 . – 612 с.
  4. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
  5. Кобзарева Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы.-Волгоград.:Учитель, 2015.-166 с.
  6. Комарова И. В. Технология проектно- исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ И. В. Комарова.- СПб.: Каро, 2015.- 128с.
  7. Кривобок. Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ 2-е издание.- Волгоград.:Учитель, 2008- 138 с.
  8. Леонтович. А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М. 2006, С. 114.
  9. Макротова Г. В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие/ Под редакцией И. Ф. Исаева. Белгород.: БелГУ, -300с.
  10. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1998. – 291с.
  11. Обухов. А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Поометей МПГУ, 2006.-224 с.
  12. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог.наук. – Москва, 2001. – С. 350
  13. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
  14. Румянцева. Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.
  15. Разагатова. Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников -Самара.: Изд. дом Агни, 2007. – 88 с.
  16. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль.: Академия развития, 2002. – С.
  17. Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
  18. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2011. -224с.
  19. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. – 164 с.
  20. Семенова. Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе.- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40.
  21. Степанова. М. В. Учебно- исследовательская деятельность школьников.-М.: Каро, 2015.- 96 с.
  22. Тихомиров А.В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики / А.В. Тихомиров. – Красноярск.: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. – 213с.
  23. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.- Волгоград.: Учитель, 2015.- 154с.
  24. Шашенкова. Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения: монография. М.: АПКиППРО, 2005-С. 49
  25. Шумакова. Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
  26. Лутцева Е. А. Структура уроков технологии разных типов// URL:http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-urokov-tehnologii-raznyh-tipov-kakov- mehanizm-postroeniya-metodicheskih-shem-problemnyh-urokov-tehnologii (дата обращения: 20. 01. 2021).
  27. Кузнецова. В. Д. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном процессе// URL:http://mousosh-ru/files/issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.pdf (дата обращения: 20. 01. 2021).
  28. Семенова. Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников//URL:http://tspu.ru/files/dissertation/1191571584.pdf(дата обращения: 01. 2021).
  29. Савенков. А. И. Развитие исследовательских умений// URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200801802 (дата обращения: 20. 01. 2021).
  30. Организация исследовательской деятельности младших школьников//URL:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851#1 (дата обращения: 20. 01. 2021).

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф