СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН
1.1 Понятие и сущность государственной социальной защиты граждан
1.2 Правовые основы социальной защиты граждан
1.3 Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2.1 Организация социальной работы и технологии работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей г. Великий Новгород
2.2 Направления социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Великий Новгород
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСВТЕННОЙ ВЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности органов социальной защиты и поддержки г. Великий Новгород
3.2 Привлечение общественности к проблеме социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Великий Новгород
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Такое явление как сиротство существовало на протяжении всей истории человечества. Возникновению сиротства, его динамике (увеличение или снижение количества детей-сирот) способствовали особенности того или иного времени, уровень развития общества как в глобальном, так и в локальном смыслах.
В современных условиях немалое значение имеет концепция государственной социальной политики, благодаря которой любая социальная проблема, в частности сиротство, может быть преподнесена как значимая, а к ее решению привлечены широкие слои населения и большое количество ресурсов и средств. В настоящее время различают понятия биологического и социального сиротства, последнее из которых наиболее характерно для нынешней ситуации, связанной с сиротством в стране.
Под биологическим сиротством подразумевают категорию детей, потерявших родителей вследствие их смерти, а под социальным – детей, имеющих кровных родителей, но в силу тех или иных причин оказавшихся им ненужными.
Кроме того, социальных сирот разделяют на: «скрытых» социальных сирот (дети, живущие в кровной семье, но фактически лишенные внимания и заботы со стороны родителей), которых сложно распознать в обществе – отсюда и название «скрытые»; и детей, чей статус определен, и в соответствии с этим они находятся в интернатных учреждениях, либо под опекой в замещающей семье.
Существует также еще одно условное деление социальных сирот в обществе на тех, кто оказался сиротой в результате лишения их кровных родителей родительских прав («лишенцы»); тех, чьи кровные родители сами добровольно отказались от этих прав, как правило, сразу же после рождения ребенка («отказники»).
Проблема социального сиротства стала наиболее актуальна в нашей стране в период перестройки (90-е гг. XX в.) и начала 2000-х XXI в. В прошлом веке огромный рост числа детей-сирот, в большинстве своем именно «социальных» сирот, был обусловлен кризисным состоянием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная сферы), разрушением моральных устоев, подрывом ценностей, высоким уровнем безработицы, бедности и преступности.
Цель работы – исследование современного состояния и перспектив развития системы социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
— изучить теоретические и правовые основы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— проанализировать особенности реализации социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Г. Великий Новгород ;
-разработать мероприятия по совершенствованию деятельности органов государственной власти и Г. Великий Новгород по социальной защите и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Г. Великий Новгород.
Объект работы – Г. Великий Новгород.
Предмет работы – нормы отечественного законодательства, регулирующие меры социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнительного правоведения, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда ученых, посвященные теме исследования, а также нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации. В исследуемой литературе тема работы достаточно изучена.
Базу исследования составили федеральные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты граждан
1.1 Понятие и сущность государственной социальной защиты граждан
Любое общество стремится обеспечить своим членам защиту, достойный уровень жизни и общее благосостояние общества. Социальная защита является функцией общества и государства, а также неотъемлемой частью социальной политики. Социальная защита населения направлена на все население. Однако на практике реализуется по отношению к отдельным категориям и является дифференцированной. В широком смысле, социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, реализуют которую органы управления всех уровней, иные институты и системы социальных служб, обеспечивающие определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с современными условиями развития общества. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств для существования, необходимы для нормального развития личности[1].
В нормативной правовой базе Российской Федерации отсутствует обобщенное понятие «социальная защита населения». В федеральных нормативных правовых актах «социальная защита» закреплена по отношению к определенным категориям граждан и реализуется конкретными адресными мерами.
В Российской Федерации наиболее важную деятельность в социально- культурной сфере осуществляют:
— Министерство здравоохранения РФ;
— Министерство культуры РФ;
— Министерство образования РФ;
— Министерство труда и социального развития РФ;
— Пенсионный фонд РФ.
Работа правительственных ведомств строится главным образом по функциональному признаку и охватывает 4 основных блока[2]:
- Экономический блок. Охватывает основные направления в развитии национальной экономики, группирующиеся вокруг базовых отраслей: топливно-энергетический комплекс, строительство и жилищная промышленность, финансы и транспорт.
- Административно – политический блок. Обеспечивает оптимальные внутренние и внешние условия развития государства, удовлетворяя потребности и интересы граждан в безопасности и защите собственных прав.
- Социальный блок. Разработка социальной политики государства, направленная на удовлетворение социальных потребностей людей (образование, медицина, труд, социальная защита, культура), реализующаяся с целью повышения качества и уровня жизни населения.
- Контрольный блок. Перечень контрольных органов, существующих в рамках правительственного аппарата, ответственных за проведение правительственной политики в регионах. Функцию контроля в сфере исполнительной власти осуществляют специальные департаменты, отделы федеральных министерств, надзоры и комиссии. Механизм осуществления социальной защиты населения реализуется преимущественно двумя видами органов власти – исполнительными и законодательными (в контексте данной работы судебные органы не рассматриваются). В соответствии с Конституцией РФ законодательную власть в нашей стране осуществляют следующие органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ (осуществляет функцию издания правовых актов высшей юридической силы) и органы законодательной власти субъектов РФ (постоянно действующие высшие и единственные органы законодательной власти субъектов РФ). Органы исполнительной власти действуют на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Федеральным органом исполнительной власти является Министерство труда и социальной защиты РФ. Оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в социальной сфере, а также осуществляет координацию и контроль деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты РФ являются 12 департаментов[3].
Также необходимо отметить, что в системе социальной защиты кроме органов управления и органов законодательной власти можно выделить учреждения, которые занимаются научными разработками и подготовкой квалифицированных специалистов, а также органы финансирования социальной защиты населения, которые реализуют государственные внебюджетные и добровольные фонды страхования. В роли субъектов выступают все организации, учреждения, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, где приоритет отдается тем группам населения, которые находятся в социальном риске (население – объект). Под социальным риском в данной работе мы понимаем вероятность ухудшения материального, эмоционального, правового положения в человека, которая мешает ему реализовать себя по объективным причинам.
Таким образом, социальная защита населения представляет собой систему, которая состоит из множества элементов. Каждый элемент по отдельности может выполнять одну или несколько функций. Структура социальной защиты населения сложна и многогранна, а также является открытой системой. Комплексное изучение социальной защиты населения с точки зрения системного подхода и структурного функционализма позволяет утверждать, что социальная защита населения — это не просто система и ее составляющие элементы, но и их взаимодействие и связи между собой в совокупности реализующие главную цель назначения социальной защиты: достойный уровень жизни населения, защита их прав, интересов и общее благосостояние страны.
К системе социальной защиты можно отнести личные сбережения граждан и благотворительность, направленные на частное личное страхование, а так же личную безопасность. Сейчас, в России, социальное страхование является основной формой реализации стратегии социальной защиты населения, ведь именно в этой сфере задействовано большинство граждан страны. Но на практике мы можем заметить использование и всех иных перечисленных видов социальной защиты. Социальную защиту рассматривают так же и как систему мер, которые направлены на сохранение определенных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической категории, эта система представляет собой подобие процесса перераспределения на макроуровне национального дохода, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков[4].
Уровень компенсации и виды рисков, необходимые для формирования механизма социальной защиты населения и предотвращения таких рисков.
Система социальной защиты состоит из следующих компонентов:
- Субъекты социальной защиты: государство, работник, работодатель, общественные организации, страховые организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и отдельные меценаты;
- Объекты социальной защиты: население (наемные работники, инвалиды, пенсионеры, безработные, бедные семьи);
- Уровни социальной защиты: групповой (профсоюзы наемных работников, объединения работодателей и др.) и индивидуальный (работник- работодатель, государство-гражданин);
- Предметы социальной защиты и их структура: организация и нормирование труда, вопросы найма и увольнения персонала, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организация медицинского и социально — бытового обслуживания, механизм поддержки безработных;
Типы и принципы социальной защиты, которые характеризуют степень исполнения социальной взаимопомощи социальной справедливости[5]:
- Принцип всеобщности и обязательности. Эти принципы распространяются как на процесс уплаты обязательных платежей установленных в государстве, так и на процесс получения компенсационных выплат. Всеобщность предполагает, что она распространяется на всех членов общества без исключения и обеспечивает свободный доступ ко всем видам социальных услуг — культуре, образованию, медицинской помощи, свободный доступ к трудовой деятельности, спорту, физической культуре, туризму, санитарно-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры.
- Принцип солидарности. Этот принцип говорит о том, что в условиях риска находятся все члены общества, но риску подвергается не каждый. В результате кто-то получает полную компенсацию, кто-то частичную, кто-то вообще не получает ничего, и ресурсы перераспределяются от тех, кто не получает выплат в пользу тех, кому данная помощь необходима, в том числе и финансовые ресурсы. Заранее определить с кем и когда может произойти тот или иной риск невозможно, поэтому этот принцип необходим для защиты при возникновении внезапных рисков.
- Принцип социальной справедливости. Этот аспект действует в противовес принципу солидарности, так как существуют риски, которым подвергаются практически все без исключения граждане. Принцип социальной справедливости, исключающий уравнивание в пенсионном обеспечении виден в такой ситуации, как, к примеру, риск дожития до старости. В расчете пенсии применяются разнообразные условия, позволяющие гражданам, которые имеют стаж работы на вредном производстве или трудовой стаж большой по сроку, получать пенсию выше, чем гражданам, которые работают на простых видах работ или не имеют большого стажа работы[6].
- Принцип автономности. Этот принцип необходим, чтобы предостеречь социальную защиту от рисков использования тех средств, предназначенных для социальных выплат на другие цели, что может привести к отсутствию средств на предусмотренную законодательством компенсацию гражданам. В данной ситуации учитывается необходимость не смешивать бюджеты разных фондов.
- Принцип социального партнерства — если возникают спорные ситуации, где, в первую очередь, имеется в виду мирное разрешение конфликтов.
- Принцип обеспечения контроля. Эта позиция обеспечивает контроль со стороны населения за руководящими органам. В первую очередь речь идет о профсоюзах.
Таким образом, в системе социальной защиты населения России есть свои национальные специфические черты, которые формировались на протяжении многих десятилетий. Несколько столетий назад российская социальная защита именовалась призрением и заключалась в прямой подаче милостыни. В нынешнее время, она включает пенсии, социальные пособия, социальную помощь малоимущим категориям граждан и пр. Очевидно, что современная система социальной защиты многокомпонентна, она неизменно и устойчиво совершенствуется и вполне несомненна нужда в регулировании системы социальной защиты населения со стороны государства. В особенности остро это необходимо во время кризисных явлений в экономике, что подтверждается текущим периодом.
Механизм взаимодействия объектов и субъектов системы социальной защиты населения осуществляется через прямые и обратные коммуникационные связи.
К традиционным формам взаимодействия населения и органов социальной защиты населения можно отнести следующие[7]:
— обращения и жалобы граждан в органы социальной защиты и обслуживания;
— выступления руководителей и представителей органов социальной защиты по месту жительства, работы, в больницах и стационарах, в родильных домах;
— выездные выступления представителей органов социальной защиты в отдаленных от учреждений деревнях и селах;
— теле- и радиоинтервью с ответами на вопросы людей в прямом эфире;
— публикации в СМИ по вопросам социальной защиты, об изменениях законодательства, о введении и отмене мер социальной защиты;
— общественные приемные руководителей (приемы по личным вопросам);
— телефонные линии;
— социологические опросы разных групп населения.
Данные формы взаимодействия организуют в самих органах социальной защиты, например, в управлениях социальной защиты населения, центрах комплексного обслуживания граждан посредством личного обращения граждан, организации горячих линий, приемных дней. Так же органы социальной защиты, в лице представителей, выезжают на встречу с гражданами, проводят социологические опросы, создают статьи на тему социальной защиты и выпускают в СМИ.
Неотъемлемой частью работы по организации социальной защиты населения являются повседневные контакты государственных служащих с гражданами, которые обращаются в органы социальной защиты. В этой ситуации чрезвычайно важными являются, во-первых, профессиональные и деловые качества государственных служащих, их умение оперативно предоставлять услуги населению; во-вторых, стиль их общения с людьми, личностные качества[8].
С развитием информационного общества в систему взаимодействия органов власти и населения входят электронные способы взаимодействия.
Примером служит «Электронное правительство» — это, согласно наиболее распространенному определению, система государственного управления, которая основана на электронных средствах обработки, передачи и распространения информации. Активное использование электронного документооборота в системе государственного управления позволяет, с одной стороны, повысить его эффективность, экономичность и прозрачность, с другой — упростить взаимодействие, в первую очередь информационное, рядовых граждан с органами власти.
В Российской Федерации и её субъектах созданы официальные сайты органов власти, портал государственных и социальных услуг.
Единый портал государственных и социальных услуг обеспечивает гражданам:
-доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения;
-предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг;
— учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Основными принципами работы портала являются[9]:
- Предоставление информации об услугах в любой момент времени;
- Максимальная простота и прозрачность (обслуживает обычных граждан, а не только специалистов);
- Единые технические стандарты и взаимная совместимость (электронные приложения должны соответствовать принципам единой архитектуры систем идентификации, безопасности, дизайна);
- Обеспечение конфиденциальности и выполнения правил информационной безопасности;
- Безоговорочная ориентация на мнение граждан при реализации нововведений.
Система взаимодействия «Электронное правительство» упрощает процесс взаимодействия. Такой способ удобен не только гражданам, чьё место жительства отдаленно от центра, но и тем, кто по состоянию здоровья или другим причинам не имеет возможности прийти лично в органы социальной защиты.
Таким образом, наличие эффективной системы взаимодействия, с одной стороны, органов власти, а с другой — населения, оказывает существенное влияние на решение двух фундаментальных проблем: бюрократизм и бедность населения.
Для получения бесплатных социальных услуг необходим полный пакет документов, включающий в себя заявление, документ, подтверждающий регистрацию гражданина по месту жительства и (или) пребывания, СНИЛС, справку о составе семьи (выписку из домовой книги), свидетельство о регистрации актов гражданского состояния на совместно проживающих супругов, родителей и несовершеннолетних детей, документы о трудовой деятельности и заработке гражданина, декларацию дохода, при необходимости документы, подтверждающие ограничения жизнедеятельности, трудности психологического, юридического или иного характера, обуславливающие потребность в предоставлении социальных услуг. При частичной или полной оплате социальной услуги требуется минимальный пакет документов (заявление, документ, удостоверяющий личность, и СНИЛС)[10].
Информация о тарифах на социальные услуги в Интернете представлена в виде нормативного правового акта, который содержит в себе лишь факт того, что приняты тарифы на социальные услуги, но узнать фактическую стоимость социальных услуг затруднительно. Не каждому посетителю сети «Интернет» при необходимости удается легко найти информацию о тарифах, т.к. чтобы получить данную информацию необходимо зайти на сайт Главтрудсоцзащиты, затем в раздел «Реализация Федерального закона 442». В этом же разделе есть «Реестр поставщиков социальных услуг», в котором отражены все поставщики социальных услуг. При выборе поставщика из негосударственного сектора есть ссылка на его тарифы на социальные услуги. Однако граждане, желающие получить социальные социальную услугу, чаще всего не знают нормативный правовой акт, на основании которого эти услуги оказываются.
Кроме того, государственные поставщики социальных услуг могут реализовывать дополнительные платные социальные услуги (не включенные в законодательно утвержденный перечень социальных услуг). Утверждение перечня дополнительных услуг и тарифов на их получение поставщики социальных услуг определяют самостоятельно, но по согласованию с Главтрудзащитой.
Мы можем сделать предположение о том, что по факту далеко не все получатели социальных услуг бесплатно имеют доход менее или равному полуторной величине прожиточного минимума по региону. Процент получателей социальных услуг при полустационарном социальном обслуживании, которые фактически должны частично или полностью оплачивать социальную услугу, намного выше, чем по статистике[11].
Законодательство, направленное на усовершенствование межведомственного взаимодействия, не изменило практику её реализации. По мнению респондентов, межведомственное взаимодействие осталось на прежнем уровне. Сегодня показателем эффективности выполнения государственного задания является показатель численности получателей социальных услуг, а не объем предоставляемых социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения сталкиваются с трудностями реализации своей практической деятельности в соответствии с законодательной базой. Они пытаются адаптироваться к модернизированной системе социального обслуживания и в этом году, отмечают специалисты, стало немного проще в плане реализации практической стороны законодательства. Внедрение основных целей нового законодательства в практике социального обслуживания населения происходит очень медленно.
1.2 Правовые основы социальной защиты граждан
Вопрос о том, что такое социальные права, кажущийся весьма простым, так и не нашел исчерпывающего ответа, хотя по основным вопросам существенных расхождений в теории нет. Обычно под социальными правами понимают права человека на материальную, а иногда и духовную, поддержку со стороны государства с целью обеспечения достойных условий его материального, физиологического и морального существования[12]. С точки зрения цели предоставления социальных прав тоже более или менее очевидно и общепризнанно, что они необходимы для обеспечения социального мира, когда доступность для каждого элементарных благ цивилизованного общества есть гарантия спокойствия самого общества.
Нет разногласий и в том, что социальные права – это так называемые права человека второго поколения, и они связаны с ролью государства в их признании и обеспечении. В сугубо юридическом плане особенностью прав второго поколения является то, что они, в отличие от гражданских прав, носящих так называемый негативный характер и реализуемых путем возложения ограничений и запретов на субъектов, противостоящих в правоотношениях носителям гражданских прав, требуют для их реализации определенных позитивных действий контрагентов. Другими словами, если права первого поколения есть форма ограничения власти правами и свободами человека, то права второго поколения (социальные права) – это форма обременения власти правами и свободами человека[13].
Власть может возложить на себя какое-то бремя добровольно. Однако в этом случае невозможно будет говорить о юридической гарантированности соответствующих прав, поскольку притязания, возникающие на основе таких этических оснований, как сострадание, милосердие, любовь к ближнему (несомненно, существующих, но не имеющих правовой природы) будут базироваться на моральном долге оказать помощь ближнему, а не на праве требования [14]. Для того, чтобы придать этому обременению правовой характер, необходимо, чтобы у определенного субъекта возникла юридическая обязанность. А возложение юридической обязанности возможно только путем ее юридического закрепления, причем закрепления именно нормативного, поскольку при договорном закреплении сохраняется добрая воля «обременяемого» субъекта.
Путем нормативного закрепления определяется не только сама обязанность, но и ее содержание, что тоже характерно именно для социальных прав. Без такого нормативного закрепления абстрактное социальное право не прекращается в право субъективное.
Таким образом, социальные права (права второго поколения) не могут быть реализованы иначе, чем путем принятия государством комплекса правовых норм, определяющих содержание субъективных социальных прав, юридические основания их возникновения и субъектный состав соответствующих правоотношений. Другими словами, необходимо социальное законодательство, что и позволяет нам говорить не только о субъективном, но и о позитивном социальном праве.
Возвращаясь к вопросу о совокупности отношений, в рамках которых реализуются социальные права, следует сказать следующее. Определение границ этой совокупности зависит от того, какое содержание мы вкладываем в понятие «социальное». В самом широком смысле «социальное» тождественно понятию «общественное». Однако, при таком широком толковании понятие «социальное право» обессмысливается. Право, как известно, действует исключительно в социальной среде, поэтому любая область действия права – социальна. Понятие «социальное право», следовательно, становится тождественным самому понятию «право», а значит, слово «социальное» в этой связке становится попросту излишним.
Если же исходить из более узкого понимания «социального», то его можно свести к социальной сфере жизни общества, т.е. социальным отношениям, под которыми понимается такая область общественных отношений, которая связана с непосредственной реализацией материальных и духовных интересов людей. В центре социальной сферы общественной жизни, следовательно, находится человек, его положение и место в обществе, условия и образ жизни, его потребности[15].
Конечно, и данная, более узкая, трактовка понятия «социального» для целей определения сферы действия социального права непригодна, так как не дает достаточной точности. Установив, что социальные отношения складываются в связи с непосредственным удовлетворением социально-экономических и культурных потребностей человека, мы тем самым вывели за границу этих отношений такие области общественной жизни, как формирование и функционирование государственного аппарата, уголовные правоотношения, отношения между различными общественными образованиями, и т.п. Но очевидно, что и в рамках этих отношений может быть реализован целый ряд потребностей человеческого индивидуума. (например, невозможно отрицать, что эту функцию выполняют правоохранительные (в том числе и уголовноправовые) отношения, обеспечивая защиту экономических, культурных, личных интересов человека).
Таким образом, в контексте субъективного права социальное право – это система правоотношений, в рамках которых определяется содержание и реализуется социальная политика, т.е. регулятивная деятельность государства и иных социальных образований, выступающих в качестве публичных агентов, выражающаяся, по преимуществу, в оказании социальных услуг и направленная на социальное развитие. И в этом смысле социальное право охватывает отношения, составляющие разные предметные области правового регулирования, если содержанием этих правоотношений является реализация социальных прав.
Социальные права, являющиеся естественными правами человека в социально организованном обществе, в силу их особого характера требуют легитимизации государством; государство легитимизирует их путем юридического закрепления в нормативных правовых актах, определяя содержание этих прав и объем притязаний управомоченного субъекта, тем самым превращая их из абстрактных прав-деклараций в субъективные права-притязания; деятельность государства, обеспечивающая реализацию этих прав, составляет содержание его социальной политики, а возникающие в этой связи правоотношения – содержание социального права в его субъективном смысле; совокупность правовых норм, опосредующих социальную политику государства и определяющих основания возникновения субъективных социальных прав, их содержание и противостоящих управомоченному лицу субъектов есть особое подразделение системы права – социальное право в его объективном смысле.
Принятие в 1993 г. Конституции России[16] юридически закрепило переход государства от тоталитарного политического режима к демократии. Ст. 2 Основного закона придаёт идее либерализма значение одной из основ конституционного строя. Права и свободы человека, их признание и реализация составляют смысл существования всего государственного аппарата. Все, без каких бы то ни было исключений, права и свободы человека имеют одинаковую высшую ценность, в равной мере гарантируются государством и обеспечиваются правосудием.
Группа социальных прав человека выступает своеобразной гарантией для беспрепятственной реализации личных и политических прав. Н.С. Бондарь подчеркивает: «Человек, не имеющий средств к существованию, бесправен»[17]. В свою очередь М.В. Баглай указывает, что социальные права дают человеку силы для духовного развития и проявления своих способностей[18], помогая становлению всесторонне развитой и социально активной личности. В подавляющем большинстве научных работ по правам человека социальные и экономические права рассматриваются в единстве. Г.Д. Садовникова объясняет такое решение общим правовым результатом, на который нацелена их реализация – удовлетворение «важных материальных интересов и потребностей членов общества и создание каждому условий для достойной жизни и свободного развития»[19].
В научной литературе общий перечень социальных прав классифицируется по различным основаниям. Так, Н.С. Бондарь[20] указывает на существование пяти групп социальных прав: 1) рыночно- экономические права; 2) социально-культурные права и свободы; 3) социальные права, гарантирующие достойный уровень жизни; 4) cопциальные права, гарантирующие нормальное физиологическое развитие личности; 5) социальные права, направленные на достижение социального партнёрства в обществе. Л.Д. Воеводин упрощает классификацию и все социальные и экономические права делит на права в сфере экономической жизни, права в социальной сфере и культурные права[21]. Существуют и иные позиции в той или иной мере отличающиеся друг от друга[22], но базирующие на неразрывном единстве социальных и экономических прав человека.
Однако в последнее время всё большее число сторонников привлекает идея самостоятельности социальных прав, которые в силу их специфики предлагается анализировать независимо от экономических и культурных прав. В юридической литературе уже есть примеры диссертационных исследований, обосновывающих самостоятельность социальных прав[23]. Б.А. Асриян доказывает это положение на основании разницы в средствах достижения конечной цели: в то время как степень реализации экономических прав зависит от инициативы самого человека, социальные права вступают в действие в том случае, если человек утратил источник средств существования вследствие болезни, возраста, инвалидности и т.д.[24]. Кроме того, социальные права характеризуются тремя специфическими чертами, которые отличают их от экономических прав. Социальные права:
во-первых, направлены на удовлетворение основных потребностей человека, необходимых для нормального существования;
во-вторых, их объём не зависит от количества и качества труда, а предопределяется иными характеристиками;
в-третьих, правовое регулирование социальных прав допускает использование рекомендательных, нестрогих формулировок («достойная жизнь, свободное развитие и т.д.) при описании их конечной цели.
Полагаем, что группы прав, столь разительно отличающиеся друг от друга, не должны анализироваться совместно; для этого нет логичных оснований, за исключением следования традиции их единого понимания, укоренившейся в советской доктрине государственного права. Социальные права имеют высокую значимость для государства, поскольку они направлены на ликвидацию бедности и нищеты, на обеспечение свободы каждого от голода и болезней, на устранение дискриминации в сфере социальной жизни[25].
Социальные права зачастую называют самыми востребованными и полагают, что именно по объёму их реализации в государстве зачастую судят о положении с правами человека вообще[26]. Они оберегают достоинство личности от посягательств внешней среды. Человек, лишённый социальной поддержки, не имеющий шанса на получение образования, которое бы соответствовало его жизненным устремлениям, не может развиваться свободно и жить достойно.
Статья 7 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под конституционно-правовым статусом социальных прав гражданина Российской Федерации понимается соотношение места, роли и значения основных прав и свобод человека и гражданина в системе личных прав и свобод экономического, политического и культурного характера, которые законодательно закреплены на общефедеральном уровне в Конституции РФ». Профессор В.А. Мау дает следующее определение: «Социальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, безработных, пенсионеров, инвалидов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций»[27].
Под социальными функциями государства понимается гарантированная государством защита от посягательств и охрана основных прав в отношении граждан, что является важнейшей частью внутренних функций государства. Данная категория прав вытекает из других прав (какими является пенсия по выслуге лет, право, на которую гражданин получает после окончания трудовой деятельности; пенсия по инвалидности, право на которую гражданин получает вследствие особенностей своего физического или психологического состояния, которые могут быть связаны с травмой, полученной в результате трудовой деятельности).
Исходя из этого, социальные права являются неотчуждаемыми и неотъемлемыми, так как не связаны с дееспособностью, однако все граждане Российской Федерации в данном случае обладают правоспособностью, так как основные права даются человеку при рождении, и он не может быть лишен данных прав или получить их от кого-то.
Основными законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, является: Конституция РФ, Семейный кодекс Российской Федерации[28] (далее – СК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации[29] (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[30], Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[31], Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»[32] и др.
Основным международным документом, гарантирующим права и свободы человека и гражданина является Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года[33]. Декларация состоит из 30 статей и является одной из составных частей Международного билля о правах человека вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах[34], Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах[35] и двумя дополнительными протоколами.
Основной идеей данной концепции является гарантия права каждого человека как полноправного члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в различных сферах жизни, таких как экономическая, социальная и культурная. Каждому, согласно положениям декларации, гарантирован необходимый уровень жизни, который включает питание, одежду, жилище, услуги, систему здравоохранения и социального обслуживания, который требуется для поддержания здоровья и благосостояния как самого гражданина, так и его семьи; гарантия права на получение пособия в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства или наступления старости, а также в иных случаях или иного случая утраты средств к существованию по обстоятельствам, от него независящим. Также государством гарантированы выплаты для поддержки материнства, младенчества и для поддержки детства, в независимости от того, родились ли данные дети в браке или вне брака.
Декларация, таким образом, содержит не только перечень основных прав и потребностей человека в различных сферах общественной жизни, перечень социальных рисков, которые являются основанием для получения помощи со стороны государства, к перечню данных социальных рисков приравнено материнство и младенчество.
Социальное обеспечение и социальное страхование закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (от 16 декабря 1966 года). Согласно данному пакту семья как естественная и базовая ячейка общества является основным объектом защиты и охраны со стороны государства. Во многом это связано с важными социальными функциями семьи как инструмента ответственности общества и родителей в воспитании детей. Пакт призывает особое внимание уделять социальной поддержке материнства, обозначив необходимость выплаты материальных пособий для женщин на весь срок беременности, а также на некоторый период после родов и непосредственно на воспитание детей. Важной частью данного Пакта является гарантия социальных прав детей и подростков, защита их от дискриминации и различных видов эксплуатации.
Конституция РФ гарантирует права и свободы граждан в системе социального обеспечения, которое реализуется через систему взаимодействия законодательства.
Российская система социальных прав и свобод находится, как и большинство зарубежных аналогов, в тесной зависимости от реалий социально-экономических условий. В случае полной или частичной потери трудоспособности государство гарантирует социальное обеспечение в соответствии со ст. 39 Конституции РФ, где, кроме случаев потери трудоспособности, выплаты социального обеспечения гарантируются также в случаях достижения пенсионного возраста, заболевания, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, на современном этапе развития конституционного права появляются основания говорить о самостоятельности группы социальных прав. Они, несомненно, связаны с близкими по духу экономическими правами, которые также направлены на создание материальных условий для свободного развития и достойной жизни, но достигают этой цели иными средствами. С учётом предназначения социальных прав их можно определить как закреплённый в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми обладает каждый человек с целью обеспечения и защиты интересов и возможностей, необходимых для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф