Меню Услуги

Формирование бережного отношения к природе во внеклассной работе

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Оглавление

 

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе

1.2 Формы и методы воспитания бережного отношения к природе во внеклассной работе

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

2.1 Констатирующий этап эксперимента

2.2 Формирующий этап эксперимента

2.3 Контрольный этап эксперимента

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Введение

 

С раннего возраста ребенок должен знать, как нужно вести себя по отношению к природным богатствам и к чему приводит безответственное, беспечное отношение к окружающей нас среде. Он должен знать о тяжёлых болезнях, которые появляются из-за загрязнения окружающей среды, о гибели животных и растений и о частичном их вымирании, об отклонениях в генетике, о снижении плодородия почвы. Об исчерпаемости запасов питьевой воды, природных богатств и других изменениях в природной среде. Не только знать, но и чувствовать свою ответственность за состояние нашей природы.

В успешном решении проблемы охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит воспитанию бережного отношения к природе

На сегодняшний день в школах введен и действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Он предполагает, что после обучения в начальной школе у обучающихся будет сформировано:

— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире живой и неживой природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной среде;

— уважительное отношение к России, своему родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.[ 50,31с.].

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разработана как часть раздела «Содержательный» Основной образовательной программы начальной школы в рамках ФГОС на основе «Примерной программы формирования экологической культуры и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования». В результате изучения у учащихся будут сформированы:

— представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

— бережное отношение к природе и познавательный интерес;

— простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, умения безопасного поведения в окружающей среде.

Формирование у обучающихся бережного, ответственного отношения к природе процесс сложный и долгий. Его завершением должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие личностных результатов, как того требует ФГОС НОО.

Среди многих личностных результатов выделяются следующие:

— знания о бережном отношении к природе;

— знания о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье человека;

Программа дает ценностные установки:
— первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

Более результативным и эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников. Содействующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние и поднять уровень экологической культуры.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Но, не смотря на все законы и правила у современных детей преобладают потребительские взгляды на окружающий мир, слаб уровень восприятия экологических проблем.

Как невозможно беречь, и заботится о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень тяжело и сложно беречь, и охранять природу, которую ты не понимаешь. На данный момент много людей, в том числе и взрослых, вообще не представляют себе, что такое природа, из чего она состоит и что нас окружает на самом близком расстоянии. Часто люди просто не задумываются над этим вопросом.

Формирование бережного отношения к природе выпадает на период обучения детей в начальной школе (7-10 лет) потому, что этот возрастной этап по определению педагогов и психологов считается наиболее благоприятным периодом в жизни человека, создающий условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. (Л.С. Выгодский, О.В. Запорожец). Вот почему именно в начальной школе нужно уделять особое внимание основам бережного отношения к природе.

На современном этапе развития общества успешность жизни личности в значительной степени зависит от взаимодействия с природой, от бережного, благоразумного отношения к ней. В психолого-педагогической литературе ценностное отношение рассматривается как отношение значительности объекта относительно нужд и интересов субъекта, в котором отражается ценность как феномен, как значение в широком смысле этого слова, как осознанное отношение, определяющее сущность личности, ее направленность и содержание духовнопрактической деятельности (И.Ф. Ведин, М.С.Каган, М.Е.Каневская, О.Н.Пахомова, И.Т.Суравегина и др.). В основе нашей работы важным является понятие «бережное отношение» как устойчивая избирательная связь субъекта с объектами окружающего мира. Основой ценностного отношения к познанию природы является сформированность слаженных отношений человека с окружающей его природой, освоение норм экологической нравственности, экологического взаимодействия, которые складываются в современном общественном сознании на основе понимания Природы, Социума и Культуры как единой экосистемы (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский и др.) [14.С.72-75]

«Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой». Так говорил К.Д. Ушинский

Л. Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребёнка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Л.Н. Толстой всегда учитывал индивидуальные особенности детей, развивал их творческие способности и силы, применяя самые различные средства влияния, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются взгляды, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы

В педагогике есть ряд экспериментальных работ, направленных на формирование у детей младших классов ответственного отношения к природе (В.Г.Гецова), эстетического (В.Д.Сыч); бережного отношения к природе и животным (М.К.Ибрагимов).

Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.

Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена в работах А.Н. Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В. Миронова, И.Т.Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П.Симоновой и др.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И.Божович, А.И.Леонтьева, В.Н.Мясницова и др.

Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М.Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и других, в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. И в наше время уделяется большая роль воспитанию бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется по трем основным направлениям. Урочная деятельность, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность. Только целенаправленное воспитание может дать хороший, положительный результат. На всех уроках в школе, а не только на уроках Окружающего мира должно «красной нитью» проходить взаимосвязь с природой и воспитание бережного отношения к ней.

Экологическое воспитание достигается в результате целенаправленного, системного обучения. Обучающиеся в процессе изучения различных школьных предметов обогащаются экологическими знаниями, если учитель обращает внимание на связь своего предмета с жизнью. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться её красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Например, посадка деревьев, уход за огородом и цветником, уборка территории от сухих листьев и т.д. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяет систему экологического воспитания [41. С.89-91]

В условиях реализации требований ФГОС НОО имеются богатые возможности для формирования и развития эмоционально-ценностного взаимодействия детей с окружающей средой, а также предлагаются нужные условия для формирования системы знаний об экологически целесообразной деятельности обучающихся в природе. Но, учителя с сожалением говорят о том, что в содержании программ и УМК отводится недостаточно времени и предлагается весьма ограниченный материал, на базе которого могло бы быть выработано бережное отношение младших школьников к природе. Бедность материальной базы в школах не даёт возможности для плодотворной работы. Актуальность этой проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование бережного отношения младших школьников к природе во внеклассной работе».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность [50, 31с.].

Объект исследования — процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе.

Предмет исследования — система внеклассной работы как условие формирования бережного отношения к природе у младших школьников.

Цель исследования – разработать и апробировать программу деятельности по формированию у младших школьников бережного отношения к природе во внеклассной работе.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе.

2. Описать методы формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.

Разработать и реализовать программу внеклассной работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе, и выявить её результат в ходе реализации ФГОС НОО.

Гипотеза исследования: если на уроках окружающего мира и во внеклассной работе в системе использовать различные формы и виды работы по экологическому воспитанию, то это позволит решить задачу бережного отношения младших школьников к природе.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (сентябрь 2016 год – октябрь 2016 года) – констатирующий – определение и обоснование темы исследования, плана, структуры работы, разработка диагностирующего материала, его использование в начале эксперимента.

Второй этап (октябрь 2016 года – апрель 2017 года) – формирующий этап -целенаправленная опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе во внеклассной работе.

Третий этап (апрель 2017 – май 2017) — контрольный — обработка результатов проведенного исследования и литературное оформление их в виде выпускной квалификационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены методологической четкостью исходных положений, адекватностью теоретических

и эмпирических методов исследования, объекту, предмету, цели, и задачам исследования.

Практическая значимость заключается в том, результаты эксперимента могут быть использованы учителями начальных классов для работы по повышению эффективности формирования у обучающихся начальной школы бережного отношения к природе.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников

 

Как показывает отрицательный опыт предыдущего столетия, при быстром развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа нашей планеты. Непроизвольно появляется подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество разрушает, а комфортные условия, создаваемые для жизни, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на этой планете.

Кажется, всем известен очень простой способ выхода из создавшейся ситуации — непрерывное экологическое образование и воспитание. Однако такое образование «пробуксовывает» и почти не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в некоторых странах оно ведётся, стимулирует его экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России десятки лет существуют специализированные научно-исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специальные методы исследований.

Существование и развитие человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы самого минимума экологической культуры. Сегодня требуется осознанное, целенаправленное формирование этой культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем воспитания бережного отношения к природе.

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). [10, С.36-40] История становления экологии как науки прослеживается с самой глубокой древности. Она тесно связана с начальным познанием растений и животных, условий окружающей среды, интуитивным созданием системы табу (экологических ограничений в связи с резким уменьшением в результате деятельности человека, численности «добываемых» видов) и фактически совпадает с историей развития естествоведческих наук (ботаники, зоологии, географии) [6, С.64-75.].

И.Д. Зверев считал, что экологический кризис на планете, в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [25,96 с.]

Важным принципом этой системы является непрерывность, системность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении его жизни: детский сад-школа-вуз-послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено-школа, а в школе – начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, от души сострадают и сопереживают всему живому. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют положительному формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования. [25, 96 с.]

Чистота и яркость эмоций обуславливает глубину и постоянство впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительно, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также обнаруживать интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе. Ребёнок становится личностью, бережно относящейся к окружающему миру.

В основе общения младших школьников с живой природой лежит отношение старшего к младшему. Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может появиться у ребенка как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это связано с незнанием младшими школьниками правил взаимодействия с объектами природы. По причине этого важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней. Нужно воспитывать в детях нравственное отношение.

Важным условием возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных областей психического развития младших школьников.

Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребёнок оказывается перед одинаково возможными, но различными по своей нравственной сути решениями. Нужно что бы ребенок выбрал единственно правильное решение

Следовательно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые находят её сущность в будущем. [23, 232с.]. В этот период развития важно заложить как можно больше положительных качеств в сердце ребенка.

Ответственным мы будем называть такое отношение ребенка, которое соответствует правовым нормам современного общества. Ответственное отношение к природе есть способность и возможность обучающегося сознательно, а значит, умышлено, добровольно выполнять требования и решать задачи морального выбора. Добиваясь определенного результата в воспитании бережного отношения к природе. [7, С.45-47]

Ответственность перед природой, как внутреннее качество, как элемент сознания есть форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы. Она характеризуется в высшей степени серьёзным отношением к общественным требованиям и основана на здравом, глубоком понимании своих действий, понимании своей ценности и роли в экологической ситуации. [24,96 с.]

В учебно-воспитательном процессе учитель должен учитывать все возможные степени ответственности обучающихся и находить соответствующие приемы оценки, поощрения, порицания и взгляды обучающихся, развивать их способности и готовность стать субъектом ответственности в целом и к природе в частности.

Эффективность формирования бережного отношения, ответственности школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учитывать основные звенья преобразования общественных отношений в компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения-потребности-интересы-цели-мотивы-установки-ценностные ориентиры. Экологическое сознание определяют, как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих вопросы соотношения общества и природы в плане лучшего их решения согласно конкретным социальным и природным вероятностям. Экологическое сознание предполагает такую реформу взглядов и суждений человека, когда изученные им экологические нормы становятся сразу нормами его поведения по отношению к окружающей его природе. [2, 240 с.]. Сознание есть единство знания и переживания. Усвоение экологических знаний, следовательно, должно сопровождаться эмоциональными переживаниями школьника и способствовать становлению его экологических убеждений как основного компонента экологической ответственности. [2, 240с.]

Экологические убеждения есть личное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности и эволюции природы, чувственно пережитое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идей природопользования. Как любые нравственные убеждения, экологические убеждения школьника должны строиться на основе принципов морали, в которых нашли самое безупречное выражение общечеловеческие нравственные ценности.

С точки зрения морали бережное отношение к природе должно быть основано на убеждении, что природа принадлежит как настоящим, так и будущим поколениям. Мы не можем пользоваться природой без отдачи. Нравственная сторона ответственности не противостоит ответственности правовой. В юридических кодексах содержатся требования к поведению, которые, бесспорно, запрещают его безнравственные, общественно опасные формы. Фундаментальным правовым документом является Конституция, которая включает ряд статей, где выражены и основные моральные требования экологического характера.

Идеалы, убеждения, интересы, мировоззрения школьника, которые являются одновременно мотивами его деятельности, в учебно-воспитательном процессе наполняются экологическим содержанием. [11, 112 с.] И.Д. Зверев и Суравегина И.Т. дают такую характеристику психолого — педагогическим основам формирования бережного отношения к природе: «…отношение к природе есть сознательные, избирательные связи (школьника) с различными природными явлениями и объектами. Природными объектами при этом является природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек как природное существо.

Помимо этого, в систему экологических связей включается отношение к деятельности, связанной с употреблением и охраной природы. Названные отношения проявляются в виде потребности (основное отношение), а также эмоций, симпатий, привязанности, любви, равнодушия, неприязни, вражды. Ответственным будет называться такое отношение школьника к организму человека как природного существа, к природе как объекту и предмету труда, к деятельности по её охране, которое отвечает правовым нормам общества.» [22, 232 с.]

После анализа сути понятия ответственности перед природой, мы пришли к выводу, что оно содержит в себе все существенные признаки понятия ответственности как социальной и психологической категории и является действием сознания, так как сознание-это способ связи человека с объектами своей деятельности с учетом их свойств и возможностей. [15, 288 с.]

Итак, педагогический процесс должен быть сосредоточен на формирование таких психологических свойств личности, как интересы к познанию её законов, как потребности в общении с природой, мотивы (ведущие, устойчивые, осознанные) деятельности и поведения по сохранению природы; убеждения в социальной обусловленности отношения людей к природе, в необходимости управления природными явлениями.

В качестве конечной цели обучение предполагает усвоение учащимися связей человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-история, которые в целом отображают связь человек-мир.

Конкретная цель бережного отношения младших школьников к природе может быть сформулирована следующим образом: становление эмоционально-нравственного научно-познавательного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства рационального и чувственного познания социального и природного окружения человека. Эта выражение опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как эмоциональная восприимчивость и врожденная любознательность целостное восприятие; стремление овладеть правилами и нормами поведения в природе и обществе методами изучения природного и социального окружения, научиться оказывать помощь природным обитателям. [25, 96 с.]

Важная цель экологического образования в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал-модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
— обучение — формирование знаний об экосистемной организации природы земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
-воспитание потребностей(мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
— развитие интеллектуальной сферы-способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы — эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, волевой сферы-уверенности в возможности решить экологические проблемы, стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Одна из важнейших задач современной школы — повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного, экономного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
[44, С.113-115.]

С.В.Лесков говорит о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа-в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Они полностью зависели от природных явлений. Человек целиком зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем чувствовали себя ее частью. Осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям и друг другу. [29, 16 с.]

С.Н.Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности. [16, 68 с.]

Учителями и методистами экологическая культура разбирается как культура союза человека с природой, согласованного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям разумного природопользования, заботящегося об усовершенствовании окружающей среды, не допускающего её разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо усвоить ценностные ориентации по отношению к природе, овладеть знаниями о природе, выбрать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды. [35,С.52-55.]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры. [48,256 с.]

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова проявлять своё отношение к наиболее ярким и особым явлениям природы (закат солнца, цветущий сад, краски осеннего леса, радуга на небе после дождя и т.д.).

Н.Ф.Виноградова отмечает, что в этом процессе немалую роль играет не только беседа учителя по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, кино и других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование, рисование с комментированием. Произведения искусства нельзя анализировать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере истинно служат иллюстрацией, но в основном призваны развивать экологическую культуру ребёнка, которая включает в себя человечное отношение к природе, к её богатствам, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую человеческую ценность [13, С.20-24.]

Второй уровень, как указала И.В.Цветкова, предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна определяться как чувство деятельное. Прогулки в лес, экскурсии, турпоходы, экологическая тропа, должны стать для учащихся школой любви и доброго отношения к природе. [48, 256 с.]

Показателями сформированности экологической культуры ребёнка на втором уровне, как считает И.В.Цветкова, является следующее:

— ученик проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;

— с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

— эмоционально реагирует при встрече с интересным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок, стихотворение;

— старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;

— проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным;

— пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Третий уровень сформированности экологической культуры выражается в том, что школьник понимает и отражает в деятельности принцип заботливого отношения к природе, её ресурсам, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды. На этом уровне личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; действительной заботой о представителях растительного и животного мира; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; [48,256 с.]

О результатах сформированности экологической культуры ребёнка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям: ребёнок контролирует свои действия соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов природы; доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней; соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного и мира; ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

В системе образования экологическое образование для устойчивого развития должно носить характер моделирования, прогнозирования и конструирования будущего, должен действовать механизм экспертизы учебного материала на соответствие его целям и принципам неизменного развития. Следовательно, очевидно, что образование надо переориентировать на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели, соответствующие новой цивилизованной парадигме. [46,142 с.]

В законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются следующие:

1. Научно обоснованные сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития;

2.Развитие и организация системы экологического образования, формирования экологической культуры. В 71-й статье Закона обращается внимание на усилие роли экологического образования на всех ступенях системы образования.

В августе 2002 г. Правительством РФ одобрена доктрина, в которой ещё раз подчеркивается важность решения задач экологического образования, при этом указано:

— вопросы экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивости развития РФ включать в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

— усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования;

— вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для экологического образования;

— разработать стандарты образования, ориентированные на разъяснение вопросов устойчивого развития.

2017 год объявлен президентом Российской Федерации годом Экологии. Это ещё раз подтверждает то, что необходимо обратить внимание человечества на глобальные проблемы, связанные с природой.

Учёные ищут пути к образованию стабильного развития, подтверждают, что создание целостной модели образования для стабильного развития – задача серьёзных исследований в ближайшем будущем. Уже сегодня они пытаются определить цель образования для устойчивого развития, видят её в том, чтобы помочь обучающимся развивать такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для всей планеты. В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определённые личностные качества, способности и умения учащихся.

По мнению ученых, таких как А.Д.Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В.Мамедов и др., ими являются:

— понимание взаимосвязей в окружающей среде;

-принятие общечеловеческих ценностей;

— умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

— уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.

Результативными на пути к образованию для стабильного развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы, работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействия с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения [46, 142 с.] В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу.


Страницы:   1   2   3