Меню Услуги

Особенности анализа финансовой отчетности составленной по стандартам РСБУ и МСФО на предприятии.

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование принципов трансформации российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) в международные МСФО
  • 1.1. Необходимость и способы формирования финансовой отчетности в соответствии с РСБУ
  • 1.2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО
  • 1.3. Основные отличия международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ)
  • 1.4. Требования к финансовой отчетности в МСФО и РСБУ
  • Глава 2. Сравнительный анализ финансовой отчетности по стандартам РСБУ и МСФО на примере ОАО «РЖД»
  • 2.1. Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «РЖД»
  • 2.2. Анализ расхождений основных показателей финансовой отчетности ОАО «РЖД», составленной по РПБУ и МСФО
  • 2.3. Формирование отчета о прибыли или убытке: МСФО И РСБУ
  • 2.4. Проблемы применения международного опыта финансового учета в российской практике ОАО «РЖД»
  • Глава 3. Повышение финансовой прозрачности ОАО «РЖД» за счет международных стандартов финансовой отчетности
  • 3.1. Перспективы развития российского бухгалтерского учета на основе международных стандартов
  • 3.2. Совершенствование управленческого учета ОАО «РЖД» на базе МСФ
  • 3.3. Повышение учета нематериальных активов ОАО«РЖД»по МСФО
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность исследования. В связи с принятием Министерством финансом Российской Федерации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 №180) актуальными становятся вопросы подготовки организаций к переходу на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Российское правительство уже инициировало первые шаги на пути сближения российских правил бухгалтерского учета с МСФО. Эти идеи были изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной в июле 2004 года.

Еще до опубликования этого документа были установлены даты вступления в силу требования обязательного применения МСФО для банков и акционерных компаний, и закон о консолидированной финансовой отчетности уже находился на рассмотрении в Государственной Думе.

Концептуальные рамки установлены, осталось задать параметры, в соответствии с которыми должен осуществляться процесс перехода на МСФО: либо путем прямого принятия МСФО для крупных компаний, либо путем постепенного сближения РПБУ с МСФО.

Концепция Международных стандартов финансовой отчетности — это основополагающие принципы системы международных стандартов, которым не должны противоречить сами стандарты, то есть тот фундамент, на основе которого разрабатываются все международные стандарты и интерпретации. В Концепции рассматриваются цели и основные элементы финансовой отчетности (активы, пассивы, доходы, расходы, капитал и др.), качественные характеристики, которые определяют полезность финансовой отчетности, пользователи финансовой информации, а также приведены определения основных терминов.

Международные стандарты финансовой отчетности устанавливают правила, в соответствии с которыми отдельные хозяйственные операции должны раскрываться в финансовой отчетности предприятия.

В настоящее время действуют тридцать два стандарта IAS и шесть IFRS.

Каждый стандарт имеет строго определенную структуру, которая, как правило, включает следующие элементы:

1) цель (раскрываются те области учета, которые описывает стандарт);

2) объем учета (оговаривается область применения стандарта и ограничения его использования);

3) отдельные положения (раскрываются индивидуальные особенности стандарта);

4) раскрытие информации (определяется объем информации, который должен раскрываться непосредственно в финансовой отчетности и в примечаниях к ней);

5) дата вступления в силу (с какого момента начинают действовать стандарт или его отдельные положения).

Интерпретации стандартов дополняют сами стандарты, рассматривая те проблемы, которые не в полном объеме раскрыты в стандартах и нацелены в основном на решение двух групп вопросов:

1) уточнение положений стандартов по результатам практики их применения;

2) регулирование новых тем, относящихся к существующему стандарту, но не учтенных при его разработке.

Таким образом в последние годы в России часто обсуждается тема перехода организаций на Международные стандарты финансовой отчетности.

Без прозрачной финансовой отчетности невозможно привлечение прямых иностранных инвестиций, выход на рынок IPO. Таким образом, тяготение к Международным стандартам финансовой отчетности является следствием участия российского бизнеса в международной конкурентной борьбе и процессах глобализации, в том числе на финансовых рынках.

Но переход на Международные стандарты финансовой отчетности вызывает у организаций значительные трудности. При этом важно понимать положительные и отрицательные аспекты применения международных стандартов.

Основная цель МСФО — получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки состояния бизнеса и составления достоверных прогнозов.

Еще один плюс применения Международных стандартов финансовой отчетности — использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО.

Финансовая отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности необходима для более эффективного управления организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО.

Использование Международных стандартов финансовой отчетности в качестве стандартов управленческого учета — наиболее оправданное решение для большинства компаний. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку Международные стандарты финансовой отчетности и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета.

Таким образом, в настоящее время вопросы применения МСФО в России являются особо актуальной проблемой.
Целью данной работы является подробный анализ финансовой отчетности составленной по стандартам РСБУ и МСФО на предприятии, на примере ОАО «РЖД».

Объектом исследования является ОАО «РЖД» — крупнейший перевозчик пассажиров и грузов в Российской Федерации и один из наиболее крупных перевозчиков в Европе и в мире.

Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают 1 300 000 сотрудников.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1) раскрыта необходимость и способы формирования финансовой отчетности в соответствии с РСБУ;

2) рассмотрен процесс реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО;

3) определены основные отличия международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ);

4) рассмотрены основные требования к финансовой отчетности в МСФО и РСБУ;

5) проанализированы основные финансово-экономические показатели деятельности ПАО «РЖД»;

6) проведен анализ расхождений основных показателей финансовой отчетности ПАО «РЖД», составленной по РПБУ и МСФО;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

7) рассмотрено формирование отчета о прибыли или убытке: МСФО И РСБУ;

8) определены проблемы применения международного опыта финансового учета в российской практике ПАО «РЖД»;

9) рассмотрены перспективы развития российского бухгалтерского учета на основе международных стандартов;

10) определен процесс совершенствования управленческого учета ПАО «РЖД» на базе МСФ;

11) определен процесс повышения учета нематериальных активов ПАО «РЖД» согласно МСФО.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению вопросов финансового менеджмента по управлению и оценке финансового состояния предприятия, а также проблемам сближения российских и международных стандартов финансовой отчетности. Для обоснования положений, приведенных в диссертации, широко использовались методы и приемы научного познания экономических процессов, такие как анализ, синтез, статистические методы.

Теоретическим и практическим проблемам финансового менеджмента, управления и оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых и практиков, в том числе, таких как Абрютина М.С., Баканов М.И., Бочаров В.В., Бригхэм Ю., Ван Хорн Дж. К., Глухов В.В., Дамодаран А., Донцова Л.В., Зви Б., Ковалев В.В., Леонтьев В.Е., Никифорова Н.А., Радковская Н.П., Савицкая Г.В., Соколов Ю.А., Стоянова Е.С., Уолш К., Шеремет А.Д. Проблемам сближения российских и международных стандартов финансовой отчетности посвящены работы таких авторов как: Барабанов А.С., Вахрушина М.А., Галузина С.М., Каретина Л.В., Проскуровская Ю.И., Соловьева О.В.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы и данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОАО «РЖД», российские и международные стандарты учета и отчетности, информационные материалы, опубликованные в источниках массовой информации, интернет-ресурсы.

Научная новизна исследования состоит в разработке методологических подходов и методических рекомендаций по совершенствованию финансового менеджмента и оценке финансового состояния на предприятиях Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности.

К основным элементам новизны относятся:

— обоснована необходимость изменения и корректировки принципов оценки финансового состояния предприятий в соответствии с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;

— систематизированы показатели, используемые для оценки финансового состояния предприятий по российским и международным стандартам финансовой отчетности, и предложены меры по оптимизации их расчетов;

— по результатам теоретических исследований зарубежной и отечественной экономической литературы уточнено определение и экономическое содержание финансовой устойчивости предприятий;

— по результатам анализа практических материалов сформулированы основные методические требования к показателям оценки финансового состояния предприятий и обоснована необходимость их трансформации на основе международных стандартов финансовой отчетности;

— разработаны организационные основы развития финансового менеджмента в части управления финансовым состоянием ОАО «РЖД» в условиях применения международных стандартов финансовой отчетности.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется его актуальностью, новизной и сформулированными выводами.

Диссертационная работа направлена на разработку теоретических основ финансового менеджмента в части повышения эффективности деятельности и оценки устойчивости, открытости отчетности предприятий в соответствии с общими направлениями развития российской и мировой экономик.

Материалы диссертации могут быть использованы при учебном процессе по курсам: «Финансы организаций (предприятий)», «Финансовый менеджмент» и другим специальным дисциплинам.

Диссертационная работа написана на 100 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование принципов трансформации российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) в международные МСФО

 

1.1. Необходимость и способы формирования финансовой отчетности в соответствии с РСБУ

 

РСБУ –это российские стандарты бухгалтерского учета, принятые на всей территории РФ, состоящие из различных федеральных законов и специальных положений по бухгалтерскому учету, разработанных и принятых российскими государственными органами. Стандарты жестко регламентированы законодательно, а потому бухгалтеры не имеют возможности действовать свободно. [2,с.55]

Для того чтобы максимально точно сформулировать необходимость формирования необходимо определить основных потребителей финансовой информации, которую несет «российская» отчетность.

Основными пользователями отчетности,составленной в соответствии с РСБУ, являются государственные контролирующие органы, а затем уже потенциальные инвесторы. Кроме того, головная организация и ее дочерние предприятия составляют отчетность по РСБУ независимо друг от друга, поскольку российские стандарты не предполагают составление отчетности обобщенно. [12, с.101]

Информация, полученная из отчетности, составленной по РСБУ, необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам, государственным органам исполнительной власти и др.).

Данная информация также используется налоговыми органами для:

1) фискальных целей;

2) установления правильности ведения учета;

3) исчисления налогов и сборов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате. [7, ст.10]

Что такое РСБУ и как она формируется отчетливо можно рассмотреть на определениях, касательноданной системы учета и отчетности. Так что же такое РСБУ?

Как мы уже отметили, РСБУ– это совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учета.

РСБУ регламентируются Федеральным законом о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 и обязательны к применению на территории Российской Федерации. В их состав входят План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, Положение по ведению бухучета и отчетности, а также 24ПБУ, регулирующие различные особенности учета.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций(фактов хозяйственной деятельности) по РСБУ ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таким образом, по РСБУ бухгалтерский учет ведется и отчетность составляется только в рублях.

В РСБУ отчетный год всегда совпадает с календарным годом, оканчивающимся 31 декабря (исключение предусмотрено для вновь созданных организаций).

РСБУ включают в себя следующие формы отчетности:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о финансовых результатах ;

3) приложения к формам, предусмотренные законодательством:

4) отчет об изменениях капитала;

5) отчет о движении денежных средств ;

6) аудиторское заключение, подтверждающее правильность ведения бухучета (для компаний с обязательным аудитом);

7) пояснения.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Рассмотрим состав финансовой отчетности.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта. [5, ст.45]

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

1) ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

2) субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

3) прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы,микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п.10 ст.13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке.

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н):

• бухгалтерского баланса;

• отчета о финансовых результатах;

• отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

• приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.[4, ст.11]

Российским законодательством формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

• для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности — приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

• для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке — приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность по РСБУ считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.[8, ст.65]

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта.

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации. [17, ст.28]

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Рассмотрим адреса и сроки представления финансовой отчетности.

Промежуточная финансовая отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта. [9, ст.112] Но РСБУ устанавливает и адреса и государственных и финансовых (контролирующих) органов РФ, куда должны представлять финансовую отчетность все без исключения хозяйствующие субъекты.

Это:

1) в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом;

2) в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. [8, ст.91]

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской и финансовой отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную или несвоевременно представленную форму (или часть) финансовой отчетности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

 

1.2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО

 

Проблема перехода на МСФО в России впервые возникла в 1992 году с выходом распоряжения Председателя Верховного Совета РФ № 2184рп-1 от 14.01.1992 «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики».

В 1997 году была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров, которая явилась основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В 1998 году была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.Главной задачей программы было согласование национальных положений по бухгалтерскому учету с МСФО.

В 2004 году была разработана Концепция бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180, и план ее реализации. Данная Концепция была предназначена для решения проблем и определения точки зрения государственных органов на проблемы реформирования учета Данный план устанавливал направления развития бухгалтерского учета и отчетности, среди которых основными были признаны: создание инфраструктуры применения МСФО и изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

С 1 января 2004 года по МСФО стали отчитываться российские банки.

Начиная с 2010 года, в России значительно активизировался процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Наиболее важные шаги на пути сближения национальных стандартов с МСФО состоят в следующем:

1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В соответствии с данным законом в России было введено законодательное требование об обязательном применении МСФО для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями, например: кредитными организации; страховыми организациями (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования); негосударственными пенсионными фондами; иными организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, и др.;

2) принято Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107. В развитие данного Постановления вышел приказ Минфин России от 25.11.2011 № 160н, в соответствии с которымна территории РФ были признаны 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО. В дальнейшем были признаны еще несколько стандартов и разъяснений;

3) принят План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 — 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утв. Приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440. В соответствии с Планом в течение трех лет будут завершено приведение ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО и будут утверждены новые нормативные правовые акты по бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

4) принят новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон создает предпосылки сближения национальных стандартов по бухгалтерскому учету и МСФО, а также определяет новый порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Однако многие положения, введенные данным законом, в настоящее время находятся в определенном противоречии с нормами, которые сохраняют свое действие в соответствии с существующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).Кроме того, новые федеральные стандарты в настоящий момент находятся еще в разработке;

5) принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 03.07.2016 N 262-ФЗ (последняя редакция). Данный закон комментирует Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: в отношении требований к представлению и раскрытию промежуточной консолидированной финансовой отчетности применяются к промежуточной консолидированной финансовой отчетности начиная с первого отчетного периода года, следующего за годом вступления в силу настоящего Федерального закона (2016 года). Также, согласно данного закона, предусматривающие аудит либо проводимую аудиторской организацией проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, применяются к промежуточной консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие года, следующего за годом вступления в силу требований к представлению и раскрытию промежуточной консолидированной финансовой отчетностью.

Однако в настоящее время существуют определенные трудности перехода России на МСФО, которые обусловлены следующими обстоятельствами:

наличие различий в российских стандартах бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности;

нехватка квалифицированного персонала;

сопротивление руководства компании отражению полной и прозрачной информации в финансовой отчетности;
высокие затраты;

противоречивость российского законодательства;

трудности перевода МСФО на русский язык.

Одним из основных различий между российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО является то, что отчетная дата по МСФО не привязана к окончанию календарного года. Главное, чтобы дата окончания отчетного периода или период, охватываемый финансовой отчетностью или примечаниями, повторялись от одной отчетности к другой.

Российские правила учета в большей степени, чем МСФО, ориентированы на юридическую форму, технические процедуры учета и строгие требования к документации и в меньшей степени – на экономическое содержание операций;

Также в РСБУ важная роль отведена Плану счетов бухгалтерского учета и корреспонденции счетов, что определяет методологию российского учета. МСФО не содержат упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В МСФО для иллюстрации корреспонденции счетов используются названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) или характер доходов (расходов), например, амортизация, себестоимость, финансовые доходы, финансовые расходы и т.д.

В настоящее время отчетность по международным стандартам готовят крупнейшие российские компании: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «ГМК Норильский никель», ОАО «ВАЗ», ОАО «Северсталь», ОАО «Ростелеком», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот» и многие другие.

Главным аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является то, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, повышения их конкурентоспособности, снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств. Однако переход на МСФО – это сложный, неоднозначный процесс, который должен происходить в соответствии с темпами развития экономической реальности в России и соотноситься с готовностью действующей системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Существует два основных способа подготовки отчетности по МСФО:

1) трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с МСФО;

2) параллельное ведение бухгалтерского учета по российским стандартам и по международным стандартам.

Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с МСФО – это процесс составления отчетности в соответствии с МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по РСБУ. Сущность данного способа состоит в следующем: компания отражает информацию в соответствии с требованиями РСБУ, и только по мере необходимости делаются различные трансформационные корректировки финансовой отчетности для достижения того, чтобы трансформированные (откорректированные) данные соответствовали МСФО. Трансформация является наименее затратным способом, который не требует внедрения каких-либо компьютерных программ. Отчетность способом трансформации обычно подготавливается полностью в электронных таблицах, и его могут использовать небольшие компании. Единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации.

Параллельное ведение бухгалтерского учета по российским стандартам и по международным стандартам (другие названия данного способа: способ конверсии, способ параллельного учета) требует формирования бухгалтерских данных в двух системах финансовой отчетности: по РСБУ и по МСФО. Сущность данного способа состоит в следующем: при использовании специального программного обеспечения при вводе бухгалтерской записи (только один раз) она попадает как в базу российского учета, так и в базу МСФО. При ведении параллельного учета компания должна, прежде всего, сделать значительные денежные вложения в приобретение автоматизированной системы бухгалтерского учета, а затем осуществлять ее поддержку и обслуживание.

Преимущество способа трансформации отчетности: невысокие финансовые и временные затраты по сравнению со способом параллельного учета. Недостаток способа трансформации отчетности: высокий уровень информационного риска получаемой финансовой отчетности, который связан с тем, что при осуществлении трансформации неизбежны субъективные оценки. При этом величина этого риска напрямую зависит от квалификации исполнителей.

Преимущество способа параллельного учета: более низкий уровень информационного риска получаемой финансовой отчетности по сравнению со способом трансформации отчетности. Недостаток способа параллельного учета: высокий уровень затрат, связанный с его внедрением, и продолжительный период времени его внедрения, поскольку он затрагивает многие области финансово-хозяйственной деятельности компании.

При использовании обоих способов следует учитывать, что точность и достоверность информации в значительной мере зависит от знаний и умений специалистов, осуществляющих трансформацию финансовой отчетности или ведение параллельного учета.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4