Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности экономико-правового разрешения корпоративных конфликтов. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4 5


Таким образом, предприятие принимает некорректные управленческие решения, необоснованные текущими цифровыми показателями. Рентабельность продаж очень низкая (в 2013 г. она составила 1,0328). Это говорит о том, что предприятие финансово неустойчиво.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Для проведения финансового оздоровления специалистами компании была предложена стратегия управления виртуальными потребителями. Ее задача — создание не существующего в реальном мире персонажа, чьи действия эффективно влияют на целевую аудиторию в сфере ювелирной торговли, в которой люди при выборе ювелирного магазина или ювелирного изделия руководствуются в первую очередь советами.

Набор инструментов данной ПР-технологии включает персональный сайт фантома, письма, приходящие к членам сообществ от его имени, и его активная деятельность в сообществах – форумах, чатах, досках объявлений. Все эти три элемента поддерживают друг друга, передавая потенциальным потребителям необходимую для предприятия информацию.

О достоинствах ювелирных изделий ювелирного магазина «Космос» через несколько месяцев знали многие жители г. Кирова.

Для достижения такого результата понадобились усилия двух специально обученных людей. Специалистом по маркетингу для проведения небольшой ПР-акции на предприятие были приглашены специалисты, которые в течение нескольких месяцев находились в различных чатах.

Обнаруживая отзывы о ювелирном магазине или любые рассуждения о ювелирных изделиях, они включались в разговор. Где-то опровергали негативные сведения о предприятии, где-то подчеркивали достоинства самих ювелирных изделий и квалифицированное качество обслуживания (о чем их виртуальные собеседники не догадывались).

Продавцы магазина также были вовлечены в ПР-деятельность, распространяя среди своих друзей, знакомых, родственников информацию о товарах предприятия, их качестве, исполнении, подкрепляя сведения личным примером покупки украшений из драгоценных металлов.

Данная ПР-технология использовалась предприятием для повышения узнаваемости, так как магазин предлагает к продаже качественный, дорогой товар, рассчитанный на ограниченный круг людей. Одной рекламой обойтись просто невозможно, так как потенциальные потребители с большим доверием отнесутся к информации, полученной от представителя своего круга.

Ювелирный отдел позиционировал себя как магазин, предлагающий к продаже изделия не только классического типа, но и эксклюзивные, нестандартные модели. Чтобы донести до широкой аудитории данную позицию отдела, маркетолог предприятия использовал наружную рекламу, в поддержку общего имиджа магазина. Рекламный щит представлял собой изображение одного из изделий, пользующегося наибольшим спросом, и слоган: «Оригинальные ювелирные изделия». Баннеры и плакаты были размещены в центре города, а также около торгового центра «Крейсер».

ПР-акция по управлению виртуальными потребителями проводилась в период с 01.05.2015 г. по 01.09.2015 г.

После проведения акции ювелирный отдел «Космос» провел вторичный опрос покупателей (в период с 01.09.2015 г. по 01.10.2015г.) в Интернете и на территории отдела, используя ту же анкету, что и до осуществления ПР-акции, для того, чтобы определить насколько изменилось отношение потребителей к рассматриваемому магазину. В анкетировании приняло участие 750 человек (Приложение 1). Результаты опроса представлены в Приложении 2.

Благодаря проведенной ПР-акции, произошли следующие изменения:

— при выборе ювелирного магазина 32% потребителей стали руководствуется качеством изделий из драгоценных металлов, 36% — ценой, 18% — имиджем магазина;

— 32% опрошенных теперь являются постоянными клиентами ювелирного отдела «Космос», 28% приобрели изделие впервые, 34% — вторично;

— 42% потребителей оценили качество изделий, предлагаемых к продаже как отличное, 38% — как хорошее, 58% считают цены ювелирного отдела «Космос» приемлемыми, 26% — высокими;

— другими ювелирными салонами, где покупатели приобретают изделия из драгоценных металлов, были названы «Столица» (10%), «Сапфир» (16%), «Мальва» (18%), «585» (20%), «Талисман» (14%), «Адамас» (22%);

— 44% опрошенных узнали о предприятии на территории ТЦ «Крейсер», 36% — по рекомендациям знакомых, 14% — посредством наружной рекламы;

— в опросе приняли участие 40% мужчин, 60% — женщин с уровнем дохода до 5000 руб. – 30%, от 5000 руб. – 60%.

В результате проведения ПР-акции предприятию удалось привлечь внимание потребителей и увеличить число новых покупателей на 28%, а 30% опрошенных перевести в разряд постоянных. Согласно данным вторичного опроса, увеличилось число покупателей, посетивших магазин по совету знакомых (на 26%).

В ходе ПР-акции по управлению виртуальными потребителями осуществлялись следующие мероприятия (таблица 2.2.13).

Таблица 2.2.13. Мероприятия ПР-акции и расходы ювелирного отдела «Космос»

Мероприятие Исполнитель Цель
Первичный опрос потребителей (создание анкеты, проведение опроса, анализ результатов) 2 специалиста по управлению виртуальными потребителями в сети Интернет Определить мнение потребителей о ювелирном отделе «Космос»
Работа в Интернет (по управлению виртуальными потребителями) Создание благоприятного имиджа магазину, придание известности, узнаваемости ювелирному отделу
Вторичный опрос потребителей (проведение опроса, анализ результатов) Определить степень изменения отношения потребителей к ювелирному отделу

 

Расходы по проведению ПР-акции представлены в таблице 2.2.14.

Таблица 2.2.14

Наименование Сумма
Создание анкеты, проведение опроса, анализ результатов 13300 руб.
Работа двух специалистов в интернете (по управлению виртуальными потребителями) 98000 руб.
Оплата Интернет 10000 руб.
Итого 121300 руб.

 

Таким образом, в ходе проведения данной ПР-акции предприятие несло следующие расходы: оплата работы двух специалистов по управлению виртуальными потребителями в сети Интернет, по созданию анкеты, по проведению опросов, по анализу результатов анкетирования; затраты на оплату Интернет; прочие расходы. Общая сумма затрат составила 121 300 руб.

Далее проанализируем в целом результаты проведения ПР-акции по управлению виртуальными потребителями.

 

Рис. 16. Результаты проведения ПР-акции

 

Прибыль предприятия до проведения акции (период с 01.03.2015 г.по 01.10.2015 г.) составила 815 659,81 руб. Прибыль предприятия после проведения акции за период с 01.10.2015 г.по 01.04.2016 г. составила 1 984 289, 65 руб.

Таким образом, прибыль ювелирного отдела «Космос» после осуществления ПР-акции увеличилась на 58,9%. В результате проведенных мероприятий корпоративный конфликт между ООО «Космос» и кредитором был улажен и продолжено дальнейшее сотрудничество. Сотрудники предприятия остались на своих должностях и продолжили свою деятельность.

Таким образом, электронный ПР позволит предприятию выйти на более широкую массовую аудиторию, повысить известность и узнаваемость ювелирного отдела, привлечь большее число покупателей.

Для организации планирования ПР-деятельности в ювелирном отделе «Космос», предприятию необходимо составлять ежегодный сетевой график ПР-мероприятий. В таблице 15 представлен примерный график ПР-мероприятий ювелирного отдела на 2017 г.

Таблица 2.2.15. Примерный сетевой график ювелирного отдела «Космос» на 2017 г.

Мероприятие Цель Месяцы 2017 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Посещение выставки Обновление ассортимента Х Х Х
Пресс-конференция Проинформировать общественность о новой продукции Х Х
Размещение пресс-релиза в СМИ Через СМИ донести до общественности новость Х Х Х Х
о посещении выставки, проводимых мероприятиях
Корпоративный праздник Создание атмосферы сплоченности, доброжелательности в коллективе Х Х
Собрание сотрудников Обсуждение вопросов экономической деятельности/ состояния предприятия Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Анкетирование сотрудников Мониторинг мнений персонала об экономической, административной деятельности предприятия Х Х

 

Из сетевого графика видно, что предприятие планирует в 2017 г. посетить три ювелирных выставки с целью обновления ассортимента, за месяц до посещения каждой из них отправить пресс-релизы в местные СМИ с сообщением о предстоящих поездках. Также в планы предприятия входит две пресс-конференции (в начале и в конце года), перед которыми будут отправлены пресс-релизы.

Ювелирный отдел «Космос» каждый месяц будет проводить собрания членов коллектива для обсуждения текущей ситуации на предприятии, два раза в год — анкетирование сотрудников с целью выявления их отношения к предприятию и руководству, а также планируются корпоративные мероприятия (27 февраля – День рождения магазина, 25 декабря – Новогодний корпоративный вечер).

Чтобы поддерживать постоянный интерес потребителей к ювелирному отделу «Космос» и его ассортименту необходимо создавать информационные поводы для местных СМИ. Потребителям на регулярной основе следует предоставлять информацию о поступлениях нового товара, проводимых акциях, скидках и выгодных коммерческих предложениях.

Предприятию необходимо регулярно проводить акции и мероприятия, основной целью которых будет выгодное коммерческое предложение для потребителей, и освещать данное событие в СМИ.

Например, различные акции к определенным праздникам: Новый год, 23 Февраля, День Святого Валентина, 8 Марта. Ассортиментный перечень ювелирных изделий позволяет потребителям совершить покупку или выбрать подарок к любому из перечисленных событий. Основой коммерческого предложения может являться предоставление скидок. В магазине действует постоянная система скидок: 3%, 5%, 7% и 10%. С каждой новой покупкой покупателям предоставляется новая скидка, 10% — для постоянных покупателей.При проведении акций магазин может предоставлять скидки свыше 10%.

Возможно организовывать День начала какой-либо акции, с целью приглашения журналистов, потенциальных потребителей, представителей различных компаний и фирм. Мероприятия такого рода позволят расширить круг покупателей, привлечь внимание прессы, а также поддерживать интерес к ювелирному магазину.

При проведении крупных акций следует подготовить раздаточный рекламный материал, например, листовки, брошюры, каталоги. Данные средства распространения информации о ювелирном магазине и перечне ювелирных изделий позволит покупателям совершить обдуманную покупку и рассказать о магазине знакомым, тем самым, расширяя круг потенциальных клиентов.

Для предоставления информации в СМИ следует также создавать пресс-релизы. Цель написания пресс-релиза – обнародовать, опубликовать в СМИ новость или рассказать о событии.

Для того, чтобы ювелирный отдел «Космос» смог верно строить свою корпоративную политику, необходимо быть осведомленным об отношении персонала к руководству, к деятельности самого предприятия.

С периодичностью один раз в полгода следует проводить анкетирование сотрудников. Возможно использование следующих анкет: анкета удовлетворенности сотрудников; анкета для диагностики мотивации персонала.

В первом случае анкета предназначена для осмысления ситуации в управлении персоналом (Приложение 4). Ее результаты позволят выяснить мнение сотрудников относительно ведения управленческой деятельности, отношения сотрудников к выполняемым функциям, их удовлетворенности своим рабочим местом, что, в свою очередь, позволит руководству внести необходимые изменения по улучшению внутрифирменной политики и атмосферы.

Анкета для диагностики мотивации персонала предназначена для выявления ключевых факторов, оказывающие влияние на изменение качества и результативности труда сотрудников предприятия (Приложение 5). В ходе данной диагностики руководитель получит мотивационный портрет своего персонала в целом и отдельных работников в частности, а также возможность построить гибкую систему мотивации своих сотрудников.

Данная модель – рациональная. Она предполагает, что сотрудники сами знают те пути, которые позволят повысить их эффективность труда. Ограничение этой модели – она может быть применима, когда есть определенный уровень доверия сотрудников к руководителю, как минимум в коллективе не должно быть конфликтной ситуации.

При проведении анкеты желательно устно пояснить процедуру заполнения и сказать, для каких целей будет использован результат.

Главный результат — ранжирование показателей, способствующих повышению мотивации персонала, а также влияющих на демотивацию специалистов. В результате суммирования оценок персонала и делению результата суммирования на количество диагностируемых сотрудников возможно увидеть, что является наиболее важным для повышения эффективности работы персонала, а что менее важно.

Таким образом, анализ анкет позволит судить и о мотивации конкретного сотрудника, и об общей ситуации в организации.

На рассматриваемом предприятии слабо развита мотивации персонала. Поэтому, целесообразно внести некоторые предложения по ее развитию и улучшению.

Прежде всего, внесем предложения по совершенствованию материальной мотивации на предприятии.

Материальная мотивация имеет определенные преимущества. В частности, она является наиболее универсальной, так как, вне зависимости от занимаемого положения, работники больше ценят денежные поощрения и возможность распоряжаться полученными средствами. В некоторых случаях работники даже готовы променять любые методы нематериального поощрения на их денежные эквиваленты.

Процент от выручки является одним из способов материальной мотивации. Суть его заключается в том, что заработок работника не имеет четко обозначенного предела, а зависит от профессионализма работника и его способности стимулировать продажу ювелирных изделий.

Размер заработной платы менеджера по продажам, менеджера по закупкам, продавцов-консультантов может рассчитываться как 2% от объема выручки за месяц. Таким образом, сами сотрудники будут заинтересованы в увеличении объема продаж.

Распространенным способом материальной мотивации являются квартальные и ежемесячные премии. Сотрудников необходимо поставить в известность о ситуациях, когда предусмотрена выдача премиальных. Например, руководство может принять решение о размере денежного вознаграждения и о периоде, за который оно будет начислено (за месяц, за квартал) сотруднику предприятия, у которого лучшие показатели продаж.

Мотивация персонала может иметь и нематериальную основу.

Нематериальная мотивация включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и безналичных средств.

Один из способов нематериальной мотивации — участие в совместных корпоративных мероприятиях -уже используется в ювелирном отделе «Космос».

Таким образом, совокупность методов и средств материальной и нематериальной мотивации позволит ювелирному отделу «Космос» повысить заинтересованность сотрудников в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли предприятия.

Прежде чем определить социальное и экономическое значение представленных выше предложений следует представить ПР-бюджет на 2017 год. Сетевой график позволит предприятию разрабатывать годовой бюджет на осуществление ПР деятельности.

В таблице 2.2.16 рассмотрим расходы ювелирного отдела на ПР.

Таблица 2.2.16. ПР-бюджет ювелирного отдела «Космос» на 2017 г. (руб.)

Статья расходов Сумма расходов за год
Зар.плата ПР-специалиста 264 000
Зар.плата системного администратора 216 000
Продолжение табл. 2.2.16
Пресс-конференция 16 000
Корпоративный праздник 22 000
Интернет 7 200
Печатная реклама 130 000
Прочие расходы 24 000
Итого: 679 200

 

Таким образом, в 2017 г. ювелирный отдел планирует затратить на ПР 679 200 руб.

Рассчитаем прибыль предприятия с учетом затрат на ПР. Прогнозную оценку осуществим по двум вариантам: пессимистическому и оптимистическому.

Таблица 2.2.17. Прогнозная оценка прибыли предприятия

Прогноз Расчет Прибыль, % Рентабельность затрат
Пессимистический вариант 4 000 000 / 679 200 х 100 % 6% 6%
Оптимистический вариант 6 000 000 / 679 200 х 100 % 9% 9%

 

В пессимистическом варианте допустим, что прибыль предприятия на 2013 г. составит 4 млн. руб.: 4 000 000 / 679 200 х 100 % = 6 %.

Таким образом, рентабельность затрат на ведение ПР-деятельности ювелирного отдела составит 6%.

В оптимистическом варианте допустим, что прибыль предприятия на 2013 г. составит 6 млн. руб.: 6 000 000 / 679 200 х 100 % = 9%.

Таким образом, рентабельность затрат на ведение ПР-деятельности ювелирного отдела составит 9%.

Далее рассмотрим социальный и экономический эффект предприятия благодаря увеличению прибыли. Дополнительные денежные средства позволят ювелирному отделу: повышать профессиональную квалификацию персонала за счет организации обучения или посещения тренингов; обеспечивать сотрудников корпоративными скидками для занятий фитнесом; ввести на предприятии систему бесплатного питания; выступать спонсором на общегородских мероприятиях с целью укрепления имиджа предприятия, повышения известности (например, на Дне города, в конкурсе «Мисс Москва», что позволит также продемонстрировать широкой публике самые интересные эксклюзивные модели ювелирных изделий).

Социальное значение для потребителей ювелирного отдела будет выражаться в удовлетворенности их потребностей относительно ювелирных изделий, представленных в широком ассортименте, в различной ценовой категории, в соответствии с изменяющимися тенденциями моды. Доступность изделий из драгоценных металлов отдела «Космос» позволит потребителям подчеркнуть их социальный статус и принадлежность к определенной социальной группе. Также покупку ювелирных изделий многие покупатели рассматривают как вложение своего капитала.

Таким образом, финансовое оздоровление компании, проведенное путем переговоров между двумя конфликтующими сторонами, способствовало урегулированию корпоративного конфликта.

В сравнении другими формами разрешения правовых споров и конфликтов преимущества переговоров состоят в следующем:

— в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

— субъекты конфликта имеют возможность максимально контролировать аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

-переговоры позволяют субъектам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон.

Таким образом, в своей работе специалисты ООО «Управление по работе с проблемной задолженностью» создают большее позитивное восприятие для сторон конфликта в процессе банкротства, что создает реальную возможность для урегулирования возникших разногласий.

 

Глава 3. Экономико-правовое разрешение корпоративных конфликтов компанией ООО «Управление по работе с проблемной задолженностью»

3.1 Совершенствование механизмов экономико-правового разрешения корпоративных конфликтов

 

Корпоративные конфликты представляют собой столкновение интересов в ходе ведения организацией своей деятельности. Досудебное урегулирование корпоративных конфликтов в настоящее время достаточно распространенная процедура в современных условиях.

Внесудебное урегулирование конфликта допускается законодателем по любым спорам гражданско-правового характера. Оно позволяет сэкономить силы, время и денежные средства по сравнению с судебным разбирательством, сохранить партнерские отношения. Однако недобросовестным контрагентом может использоваться в корыстных целях:

  • для вывода активов, чтобы невозможно было исполнить решение суда;
  • приобретения выгоды от денежных средств, удерживаемых незаконным образом.

Реализация данной процедуры возможна только до подачи иска в суд, хотя и не исключает в последующем обращения в судебную инстанцию.

Досудебное урегулирование спора производится путем:

  • переговоров;
  • направления претензии;
  • медиации.

Часто юридические лица предусматривают в договоре возможность разрешения споров путем переговоров, а если согласия достигнуть не удалось — в судебном порядке. На практике судьи считают такую формулировку недостаточной для квалификации в качестве досудебного урегулирования споров, т. к., исходя из смысла ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ), досудебный порядок подразумевает четко регламентированную процедуру с описанием последовательности действий каждой стороны (например, постановление 4-го арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу № А58-4664/2015).

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора означает обмен сторон письмами с изложением своей позиции и предложений по разрешению ситуации.

Распространенные ошибки при использовании данного способа представлены на рисунке 13:

 

Рис. 13 – Ошибки претензионного порядка досудебного урегулирования спора

 

Срок для ответа, как и срок проведения досудебных процедур, устанавливается законом или договором, которым предусмотрено соблюдение претензионного порядка, либо может быть указан в тексте претензии. Если отправитель не получил ответ на претензионное письмо, по истечении такого срока порядок считается соблюденным, что позволяет отправителю претензии обращаться за судебным разрешением конфликта.

На рисунке 14 представлен ориентировочный алгоритм досудебного разрешения спора сторонами с помощью медиатора.

 

Рис. 14 – Ориентировочный алгоритм досудебного разрешения спора сторонами с помощью медиатора.

 

Несмотря на постоянную работу по улучшению Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» практика по применению данного закона показывает его несовершенство.

Так, Федеральная налоговая служба, в последнее время занимающая все более активную позицию в делах о банкротстве, полагает, что «практика сейчас смещена в сторону интересов недобросовестного должника», большинство кредиторов не получают удовлетворения своих требований, поскольку вывод активов осуществляется задолго до инициирования дела о банкротстве. В обоснование служба ссылается на статистические данные, размещенные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), согласно которым доля погашенных требований кредиторов в 2016 году снизилась по сравнению с показателями 2015 года.

 

Рис.15 – Число корпоративных банкротств 2015 – 2017 (1 кв.) гг.

 

В 2016 году законодателем были внесены изменения в Закон о банкротстве, призванные защитить интересы кредиторов должника. Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) сформулировал в ушедшем году несколько правовых позиций, принципиально меняющих сложившуюся судебную практику.

Рассмотрим подробнее резонансные изменения законодательства о банкротстве и правоприменительной практики и их возможное влияние на права и законные интересы кредиторов.

Изменения в законодательстве о банкротстве

1.1. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

В большинстве случаев дела о банкротстве инициируются должниками при заблаговременно выведенных активах, что не позволяет осуществить их возврат в конкурсную массу, например, при использовании схемы с цепочкой «добросовестных» покупателей или при совершении сделки за пределами срока подозрительности. В такой ситуации фактически единственным шансом для кредитора получить удовлетворение своих требований остается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

В 2016 году законодателем последовательно принят ряд изменений, направленных на обеспечение возможности реального взыскания с привлеченных к ответственности лиц.

1.1.1. Расширение признаков контролирующего должника лица

 

Рис. 16 – Расширение признаков контролирующего должника лица

 

С 01 сентября 2016 года понятие контролирующего должника лица расширено: помимо ранее указанных признаков таким лицом будет признаваться лицо, имеющее «возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения… определять действия должника». Кроме того, действия контролирующего лица теперь подлежат оценке за трехгодичный период до момента принятия заявления о признании должника банкротом. Такое новшество позволит привлекать к ответственности реальных бенефициаров должника, а не номинальных директоров и участников общества, зачастую появляющихся в преддверии инициирования дела о банкротстве.

Проиллюстрируем на схеме следующие нововведения в законодательстве о банкротстве.

 

Рис. 17 – Нововведения в законодательстве о банкротстве

 

1.1.2. Введение дополнительного основания, предполагающего наличие вины в действиях контролирующих должника лиц

С 01.09.2016 в Законе появилось новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности единоличного исполнительного органа должника. Такое должностное лицо будет отвечать по обязательствам должника, если более 50% включенной в реестр требований кредиторов задолженности по основному долгу составляют требования, возникшие в результате правонарушения (выявленные в ходе производства по такому правонарушению), за совершение которого должник или его должностное лицо (единоличный исполнительный орган) привлечены к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения.

1.1.3. Расширение возможности взыскания задолженности по обязательным платежам

С 30 ноября 2016 года у налоговых органов появилось право взыскивать задолженность по налогам компании-должника с физических лиц, признанных аффилированными с ней. Такое взыскание производится в судебном порядке при условии перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передачи денежных средств или иного имущества «лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком».

1.1.4. Выход субсидиарной ответственности за пределы дел о банкротстве

В расширение практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц также был принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По сути, после принятия названного закона институт привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компаний выходит за пределы дел о банкротстве. Теперь у конкурсных кредиторов появится право инициировать спор о привлечении контролирующих должника лиц и после завершения или прекращения дела о банкротстве в связи с отсутствием финансирования, а также в случае возвращения заявления о признании должника банкротом. Законодатель также увеличил до трех лет срок, в течение которого возможно обратиться с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

В настоящее время в случае удовлетворения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности право требования к контролирующему должника лицу подлежит продаже с торгов, что фактически лишает кредиторов возможности получить удовлетворение своих требований в каком-либо значительном размере. К заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, поданным после 01.07.2017, будет применяться уже новое правило: арбитражный суд будет выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В таком исполнительном листе суду надлежит указывать очередность удовлетворения требований каждого кредитора, которая и будет применяться в ходе исполнительного производства.

Предполагается, что рассмотренные выше нововведения позволят кредиторам активнее использовать институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и получать за счет этого реальное удовлетворение своих требований в большем объеме, чем в настоящее время.

1.2. Особенности правового положения налоговых органов как кредиторов в деле о банкротстве

В 2016 году также были приняты изменения, подчеркивающие особый статус задолженности по налогам и обязательным платежам.

Для остальных конкурсных кредиторов имеет значение нововведение, ограничивающее возможность оспаривания действий должника по уплате налогов и обязательных платежей на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве. Новое правило означает, что, если налоговый орган не допустил нарушений по взысканию обязательных платежей, оспорить действия по уплате таких платежей и, соответственно, вернуть денежные средства в конкурсную массу будет возможно только при условии, что уполномоченный орган действительно располагал сведениями о наличии у должника просроченной задолженности перед иными кредиторами.

Кроме того, с 01 сентября 2016 года действует правило, запрещающее понижение очередности требований уполномоченного органа, если на момент закрытия реестра не вынесен либо не вступил в законную силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. При этом новой редакцией вышеуказанной нормы предусмотрено увеличение срока предъявления требований уполномоченного органа до восьми месяцев с момента опубликования сообщения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

1.3. Изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

С 1 сентября 2016 года в процедурах банкротства, введенных после указанной даты, расширены права конкурсных кредиторов в части определения порядка реализации имущества должника (таблица).

Таблица 3.1.1. Результат изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

Дата

 

Наименование Описание Результат
С 1 сентября 2016 года Изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

 

Собранию кредиторов теперь предоставлено право утвердить иной порядок реализации имущества должника, отличный от предложенного арбитражным управляющим, без обращения в арбитражный суд за разрешением разногласий Больший контроль со стороны конкурсных кредиторов за процедурой реализации имущества должника и позволяют ускорить начало торгов за счет отсутствия необходимости разрешать в суде возникшие противоречия о порядке продажи имущества.

 

 

1.4. Регламентация порядка передачи имущества должника в качестве отступного

С 21 декабря 2016 года в Законе о банкротстве впервые появилось детальное регулирование порядка погашения требований кредиторов путем предоставления отступного.

Законодательно закреплен запрет на передачу отступного при наличии непогашенных текущих требований, а также требований первой и второй очереди. При этом передаваться в качестве отступного может только имущество, которое не было реализовано посредством всех торгов, предусмотренных Законом (в том числе посредством публичного предложения).

Собрание (комитет) кредиторов должно утвердить предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного и определить стоимость передаваемого имущества, которая не может быть ниже 50% цены на последнем этапе торгов посредством публичного предложения.

Имущество распределяется между кредиторами, направившими заявление о согласии заключить соглашение об отступном, с обязательным соблюдением очередности и пропорциональности удовлетворения требований.

Кредитор, принимающий имущество должника в качестве отступного, обязан внести на специальный счет должника денежные средства, достаточные для пропорционального погашения требований кредиторов, чьи требования в силу закона подлежат погашению только в денежной форме (налоговые органы).

Кроме того, ВС РФ разъяснил, что принимающий отступное кредитор сверх того перечисляет на счет должника сумму, определяемую как разность между стоимостью имущества и размером требований принимающего отступное кредитора, которые были бы погашены за счет продажи данного имущества третьему лицу по цене отступного, если бы отсутствовали требования кредиторов приоритетной очередности. Эта дополнительная сумма подлежит распределению между иными кредиторами той же очередности, к которой относится принимающий отступное кредитор, пропорционально размеру их требований к должнику, включенных в реестр.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка предоставления имущества в качестве отступного, некоторые вопросы остались нерешенными. Так, невозможность предложить кредиторам третьей очереди в качестве отступного имущество, которое не удалось реализовать на торгах и от которого отказались кредиторы предшествующих очередей, влечет обязанность предложить такое имущество учредителям (участникам) должника, что противоречит целям Закона о банкротстве и препятствует кредиторам получить удовлетворение хотя бы части своих требований.

В 2016 году ВС РФ сформулировал несколько принципиально новых правовых позиций, имеющих определяющее значение при рассмотрении дел о банкротстве.

2.1. Расширение круга лиц, имеющих право инициировать дело о банкротстве без решения суда

Согласно определению ВС РФ от 12.10.2016 по делу № А57-16992/2015 право на инициирование дела о банкротстве в отсутствие вступившего в законную силу решения суда сохраняется у цессионария, заключившего договор уступки прав требования с банком-кредитором. В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что в качестве критерия, допускающего возбуждение дела о банкротстве подобным способом, должен рассматриваться не сам статус кредитной организации, обращающейся с соответствующим заявлением, а реализуемая ею деятельность по осуществлению банковских операций. Если возникновение требования, перешедшего к цессионарию, связано с реализацией специальной правоспособности кредитной организации, суду следует по существу разрешать вопрос об обоснованности предъявленного требования.

2.2. Право залогового кредитора на изменение своего статуса в деле о банкротстве

Немаловажным для кредиторов является определение ВС РФ от 01.08.2016 по делу № А32-29459/2012, подтвердившее наличие у залогового кредитора права на полное или частичное изменение своего статуса в деле о банкротстве. Требование о частичном изменении статуса залогового кредитора по своей сути представляет частичный отказ от реализации своих прав, при этом такой кредитор получает право голоса на собраниях кредиторов, а остальные кредиторы – повышенную вероятность удовлетворения своих требований за счет реализации предмета залога при благоприятном исходе торгов. Таким образом, изменение статуса залогового кредитора не нарушает прав иных лиц и является правомерным.

2.3. Пресечение злоупотреблений при использовании статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации

На защиту кредитора-заявителя в деле о банкротстве встала Судебная коллегия ВС РФ при рассмотрении дела № А53-2012/2015. Указанное определение пресекает практику, когда недобросовестное лицо, используя институт погашения задолженности третьим лицом, перехватывает требование кредитора-заявителя и приобретает тем самым предусмотренные Законом привилегии, позволяющие оказывать влияние на ход процедур банкротства. Так, осуществление третьим лицом частичного погашения требований заявителя до размера немногим меньше 300 000,00 рублей при наличии признаков злоупотребления правом со стороны осуществляющего погашение лица (например, при неоднократности такого действия) не должно освобождать должника от введения процедуры несостоятельности при наличии сведений, очевидно указывающих на его неплатежеспособность. Кроме того, Судебная коллегия указала, что в случае частичного погашения требований предшествующих заявителей, которые в совокупности являлись достаточными для введения процедуры наблюдения, при выборе временного управляющего суду надлежит рассмотреть кандидатуру лица, предложенную первым заявителем по делу о банкротстве.

Вместе с тем такой позиции в отношении действий на основании статьи 313 ГК РФ ВС РФ придерживается не всегда. Так, в определении от 13.10.2016 по делу № А41-61444/2015 и в определении от 25.01.2017 по делу № А41-108121/2015 суд признал правомерными действия третьих лиц, осуществивших погашение требований кредиторов-заявителей в полном объеме. При рассмотрении дела № А41-61444/2015 Судебная коллегия исходила из отсутствия признаков злоупотребления правом со стороны третьего лица (требование было погашено в полном объеме, иные кредиторы с заявлением об установлении своих требований не обращались), в связи с чем признала соответствующими закону действия по погашению задолженности. В рамках дела № А41-108121/2015 действия третьего лица были направлены на защиту охраняемых законом интересов, в то время как кредиторы-заявители наоборот утратили разумный мотив в обжаловании судебных актов в связи с погашением их требований.

2.4. Участие уполномоченных органов в делах о банкротстве и процедуры банкротства в этих делах

Значимым событием в правоприменительной практике стал и Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, пришедший на смену отмененному постановлению Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006. Отдельные положения Обзора представляют интерес для всех конкурсных кредиторов, формируя новые подходы для разрешения общих вопросов банкротства.

2.4.1. Материалы по результатам налоговой проверки как доказательство в деле о банкротстве

Так, пункт 13 Обзора закрепил возможность использования в качестве доказательств в деле о банкротстве материалов по итогам налогового контроля, что может позволить минимизировать риск включения в реестр требований кредиторов искусственно созданной задолженности. Вместе с тем, при использовании в рамках рассмотрения требования кредитора материалов налоговой проверки суду и сторонам необходимо будет убедиться в отсутствии возражений на представленный акт налоговой проверки, а также в отсутствии обжалования налогоплательщиком решения, вынесенного на основании акта налоговой проверки, во внесудебном или судебном порядке. В противном случае определение суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов может быть вынесено неправомерно.

2.4.2. Выплата процентов арбитражному управляющему при погашении требований кредиторов путем предоставления отступного

Согласно пункту 22 Обзора, который на практике может быть применен не только ФНС, но и другими кредиторами, при заключении уполномоченным органом и должником соглашения о погашении требований по денежным обязательствам путем предоставления имущества в качестве отступного, конкурсный управляющий не вправе претендовать на получение процентов за счет уполномоченного органа. Поскольку, несмотря на действия, предпринятые конкурсным управляющим, реализация имущества не состоялась, стимулировать арбитражного управляющего выплатой процентов не за что.

2.4.3. Срок предоставления собранием кредиторов новой кандидатуры арбитражного управляющего при освобождении (отстранении) прежнего управляющего

В пункте 24 Обзора нашла свое отражение позиция ВС РФ, согласно которой при освобождении (отстранении) арбитражного управляющего 10-дневный срок, установленный для выбора новой кандидатуры управляющего, подлежит исчислению с момента вынесения судом соответствующего определения о прекращении полномочий арбитражного управляющего. Кроме того, сам по себе пропуск указанного срока не является основанием для отказа в утверждении кандидатуры, предложенной собранием кредиторов к моменту проведения судебного заседания по вопросу утверждения арбитражного управляющего. Ранее в ситуациях, когда 10-дневный срок не был соблюден кредиторами (в том числе ввиду объективных причин), суды зачастую назначали управляющего, предложенного СРО.

2.4.4. Невозможность предоставления иной кандидатуры арбитражного управляющего при переходе статуса заявителя по делу о банкротстве

Принципиально важными являются разъяснения, изложенные в пункте 27 Обзора. ВС РФ указал, что в случае перехода статуса заявителя по делу о банкротстве в связи с исполнением обязательства (статья 313 ГК РФ) или заключения договора цессии, право на предоставление кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю. Такое ограничение направлено на избежание злоупотребления правом со стороны лиц, желающих вступить в дело о банкротстве на стадии введения процедуры наблюдения, с единственной целью установления доминирующего положения в ходе процедур банкротства путем указания кандидатуры подконтрольного арбитражного управляющего.

В целом изменения 2016 года в законодательстве о банкротстве и судебной практике ВС РФ направлены на пресечение фактов злоупотребления в делах о банкротстве, а также на увеличение доли погашенных требований кредиторов к должникам в общем объеме заявленных требований.


Страницы: 1 2 3 4 5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф