Оценивая результаты деятельности воспитанников, воспитатель идет не путем поисков и фиксации недостатков, а, напротив, отмечает, прежде всего, то, что удалось ребенку при выполнении задания. Однако нередко от педагогов можно услышать обращенный к ребенку вопрос: «Посмотри, скажи, где ошибка. Где сделано неправильно?» и т. п. То есть педагог направляет ребенка на оценку работы с негативной стороны. Это требование противоречит личностному развитию ребенка дошкольного возраста: известно, что маленьким детям нравится то, что они сделали, независимо от качества выполнения. Тем более, неправильно требовать перечисления ошибок вслух, перед всеми детьми. Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно, чтобы он не препятствовал возникновению у ребенка положительного отношения к конструированию, а, наоборот, способствовал развитию только зарождающегося интереса к деятельности, стремления улучшить качество постройки, сделать ее красивее [17].
При определении содержания программы следует учитывать возрастающий опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, предлагая ребенку решать посильные конструктивные задачи самостоятельно. В зависимости от возраста неизменным приемом является мотивация конструктивной работы, которая постепенно усложняется.
Использование игровых приемов – необходимое условие конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста. Поэтапный показ педагогом создания конструкции и способов соединения позволяет получить желаемый результат. В младшем дошкольном возрасте это может быть полный показ в старшем дошкольном – частичный. Большое значение имеет индивидуальный показ, который позволяет производить корректировку затруднений [26, с. 586-537].
Детей необходимо научить анализировать образ постройки, который в дальнейшем они будут изображать (в зависимости от возраста образы усложняются). Важно поддерживать в них их собственный конструктивный замысел, научить рассказывать о задуманном, отмечая выразительность конструкции, способы ее создания и варианты воплощения.
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие конструкций. Это разнообразие обусловлено наличием определенной степени изобразительной свободы ребенка. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенному замыслу, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей конструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания [42, с. 56-58].
Для активизации конструктивного творчества детей необходимо использовать разнообразный стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности. В ходе создания определенных образов конструкторов должно быть как можно больше – и по элементам, и по количеству. Таким образом, дети учатся сочетать разнообразные материалы в своей работе.
Важно учить детей анализировать конструктивный материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить модель в будущей практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленность.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые способы соединения и крепления, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета [63, с. 102-106].
Также у детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, находить отличительные черты, детали, понимать их предназначение, технологию применения и пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач. При этом необходимо поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность детей [26. с. 586-537].
Хотя и в старшей группе дети выполняют работы по образцам, условиям, предложенным воспитателем, но работа по собственному замыслу способствует активному развитию конструктивного творчества. Образовательная деятельность по конструированию продолжает работу по обучению детей некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий; делать постройки прочными и устойчивыми, создавать разнообразные модели.
К этому времени дети должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «квадратная», «треугольная пластина», «большой (маленький) куб», «брусок», «цилиндр»; уметь ориентироваться при выборе формы, сторон деталей для крепления их к основанию [35].
Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части конструкции, учитывая, например, особенности стен в громоздких и легких сооружениях; какие детали и предметы наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей, украшений.
В конструировании дошкольники отображают свои обобщенные представления о предметах. И очень важно, чтобы воспитатель учил наблюдательности, умению детально рассматривать окружающий мир. Собственные детские наблюдения формируют огромный багаж тем для конструктивных проектов, которые интересно воплощать.
Создание предметно-развивающей среды активно способствует занятиям по конструированию. Для эффективной организации занятий необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. Понятие «предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования [24].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и общеобразовательной программой дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Поэтому оформление, обустройство пространства в группах детских садов играет значимую роль в воспитании творчества, личностных, умственных и других качеств детей [12].
С позиции педагогики среда понимается как условие, в которой происходит жизнедеятельность ребенка, закладывается социальный опыт, формируется отношение к основным ценностям, развиваются жизненно важные личностные качества, происходит трансформация внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта [38].
Предметно-развивающая среда имеет многомерный воспитательный потенциал: это и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик), и формирования отношения к базовым ценностям, овладения социальным опытом, развития жизненных качеств, которые являются необходимыми (Л.П. Буева, Н.В. Гусева), это и условия жизни ребенка (В.С. Библер); удовлетворение потребностей человека, в частности потребности в деятельности [15].
С.Т. Шацкий смотрел на среду как на средство, с помощью которого дети осваивают культуру с материальных и нематериальных составляющих среды. О.В. Дыбина к среде подходит как к некому поисковому «полю», в котором ребенок производит различные манипуляции, проявляет свой познавательный интерес, творческую активность.
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития [46].
Для развития самостоятельной конструктивной деятельности в дошкольном возрасте необходимо создать следующие условия [42, с. 56-58]:
- организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей;
- обеспечить время и место для игр с различным строительным материалом. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;
- объединять детей для совместных построек, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей;
- создавать условия для обыгрывания построек. Следует подбирать мелкие игрушки;
- бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения;
- учить детей бережно обращаться с конструкторами и строительными материалами, аккуратно разбирать постройки, поделки из различных материалов.
Таким образом, в применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы. Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства и творческие способности.
Выводы по 1 главе
- Конструирование представляет собой вид детской продуктивной деятельности, направленной на создание постройки, являющейся пространственной моделью того или иного объекта окружающего мира. Основной целью конструирования моделей является формирование пространственной системы познания окружающего мира детей дошкольного возраста, когда ребенок воспроизводит объекты реальности в легкой игровой форме. Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника.
- Существует большое разнообразие видов конструирования в дошкольном возрасте, которые различаются по используемым материалам, характеру деятельности, назначению и содержанию. Кроме того, выделяют два типа конструктивной деятельности: техническое и художественное конструирование. Для обучения детей конструктивной деятельности используют различные формы работы, такие как конструирование по образцу, по модели, по условиям, по замыслу, по схемам и чертежам и т.д.
- Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными методическими приемами. Выбор приемов зависит от особенностей детей данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства и творческие способности.
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей организации занятий по конструированию из различных материалов в старшей группе ДОУ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование особенностей организации занятий по конструированию из различных материалов в старшей группе ДОУ проходило на базе Дошкольного отделения МБОУ «Первомайская СОШ» с. Первомайское ул. Школьная д.2. В исследовании приняли участие 15 детей старшей группы, в возрасте5-6 лет, из них 7 девочек и 8 мальчиков.
Цель эмпирического исследования – изучение уровня развития творческих способностей и конструктивных умений детей дошкольного возраста на занятиях по конструированию из различного материала.
Задачи исследования:
- Выявить уровень развития творческих способностей и конструктивных умений у детей дошкольного возраста.
- Провести формирующий эксперимент посредством организации занятий по конструированию из различного материала.
- Провести контрольное измерение, проанализировать полученные данные на качественном и количественном уровне.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- Анализ и обобщение литературных источников.
- Наблюдение.
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математико-статистической обработки.
- Анализ и обобщение литературных источников. Изучались и анализировались литературные источники по проблеме исследования, связанные с характеристикой конструирования как вида изобразительной деятельности в ДОУ, описанием видов конструирования и форм обучения конструированию в ДОУ. Основу работы в рамках этого метода составил поиск и анализ литературных источников, освещающих особенности, методы и приемы организации занятий по конструированию из различных материалов в старшей группе ДОУ.
Анализ и обобщение проводились согласно теме дипломной работы по литературным источникам, которые включали учебные и методические пособия, сборники научных трудов, статьи журналов. В результате теоретического анализа и обобщения научно-литературных данных были определены противоречия и проблема исследования, установлены актуальность и уровень разработанности выбранной темы исследования.
- Педагогическое наблюдение. Во время практической работы на базе Дошкольного отделения МБОУ «Первомайская СОШ» было организовано педагогическое наблюдение с целью выявления уровня сформированности конструктивных умений и развития творческих способностей у детей старшей группы. Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В данном случае осуществлялось наблюдение за особенностями и проявлениями конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическая диагностика включала в себя проведение диагностических процедур с помощью специально подобранных методик для оценки актуального уровня развития творческих способностей и сформированности конструктивных умений. Для этого были использованы следующие диагностические методики:
- тест Э.П. Торренса «Незаконченный рисунок», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения;
- методика диагностики сформированности конструктивных умений посредством наблюдения.
При подборе диагностической методики, выявляющей уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на теоретические положения таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер и др., которые говорили о том, что базовыми компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Творческие способности представляют собой соединение многих личностных качеств.
Творческие способности связаны с преобразованиями в сознании и поведении человека, с созданием нового, с продуктами человеческой деятельности. Творческие способности человека, креативность проявляется в особенностях мышления, эмоциях, специфике различных видов деятельности. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные компоненты, продукты деятельности и процесс их создания.
Многие исследователи связывают способность к творческой деятельности с особенностями мышления. Д. Гилфорд в процессе изучения человеческого интеллекта установил, что творческим людям свойственно дивергентное мышление. Люди с таким видом мышления в ходе решения какой-либо задачи не концентрируют все свои усилия на поиске единственного правильного способа, а начинают поиск решений по всем возможным направлениям для того, чтобы располагать наибольшим количеством вариантов.
- Диагностическая методика уровня развития изобразительного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста «Незаконченный рисунок» (автор Э.П. Торренс).
Данная методика позволяет в достаточно полной мере изучить художественное воображение у детей дошкольного возраста и особенности интеллектуального развития. Цель теста – исследовать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость, гибкость и оригинальность.
Материал: лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш.
Испытуемому предлагалось из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Интерпретация результатов: оцениваются такие параметры, как беглость, гибкость и оригинальность ответов.
Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0. Гибкость оценивают по количеству используемых категорий, от 1 до 3 баллов. Оригинальность оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт, игрушки, человек; 2 – герой сказок, одежда, птицы, растения, мебель, рыбы; 3 – насекомые, техника, предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
При хорошем уровне развития творческих способностей все дети должны набрать 6-9 баллов. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, обладают низким уровнем развития творческих способностей.
В соответствии с требованиями к выполнению, процедура диагностики была осуществлена индивидуально с каждым из детей.
- Для определения уровня сформированности конструктивных умений нами была проведена методика диагностики сформированности конструктивных умений посредством наблюдения.
Высокий уровень развития того или иного конструктивного умения при выполнении задания по конструированию из различных материалов на занятиях оценивался в 2 балла. Если ребенок проявлял умение частично, он получал 1 балл. Дети, которые показали отсутствие конструктивного умения, получали 0 баллов.
При проведении наблюдения отслеживались следующие конструктивные умения:
- умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
- умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
- умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Таким образом, максимальное общее количество баллов по данной методике составляет 8 баллов.
Экспериментальная работа с детьми осуществлялась индивидуально. Констатирующий эксперимент проводился в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.
- Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – это преднамеренная организация обучения и воспитания, вызывающая необходимые сдвиги в развитии личности, группы, коллектива. В данном случае педагогический эксперимент включал в себя разработку методических рекомендаций по целенаправленной организации системы руководства конструктивной деятельностью в старшей группе дошкольного образовательного учреждении. Кроме того, был проведен цикл занятий с детьми старшей группы по конструированию из различных материалов с учетом разработанных методических рекомендаций, целью которого являлось развитие конструктивных умений и творческих способностей детей.
- Методы математико-статистической обработки. Математическая статистика применялась для обработки материала, полученного в результате исследования. В данном случае метод математической статистики предполагал подсчет средних величин, а также оценку достоверности различий между диагностическими данными на констатирующем и контрольном этапах эксперимента с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Были рассчитаны следующие статистические показатели:
— средняя арифметическая величина;
— среднее квадратическое отклонение;
— ошибка средней арифметической величины;
— критерий достоверности различий.
Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t > 0,05), то различия между средними арифметическими двух измерений считаются достоверными при 5% — ном уровне значимости, и, наоборот, в случае, когда полученное t, меньше граничного значения t < 0,05, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях двух измерений имеет случайный характер.
Ход исследования.
- Апробация методов исследования, выбор наиболее информативных и эффективных для изучения рассматриваемого вопроса, формирование основной гипотезы, целей и задач исследования, выработка стратегии исследовательской работы.
- Опытно-экспериментальная работа по изучению рассматриваемого вопроса, включающая в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап.
- Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, осуществление качественного, количественного анализа полученных результатов, что позволило сформулировать выводы, систематизировать результаты и проверить гипотезу исследования.
Таким образом, надежность и достоверность полученных результатов, а также научная обоснованность выводов обеспечивались разносторонним анализом научно-методической, педагогической и специальной литературы, соответствующей теме исследования; опорой на фундаментальные теоретические положения и общепризнанные методологические основы научно-педагогических исследований; комплексным подходом к анализу проблемы; а также применением при обработке полученных данных приемов и методов математического и статистического анализа.
