1.3. Основные направления и организация профилактики внутрибольничных инфекций
В соответствии с Концепцией профилактики ВБИ [Покровский В.И. и др., 1999] можно выделить несколько основных направлений.
- Оптимизация организации эпидемиологического наблюдения (ЭН) за ВБИ представляется базой эффективной профилактики и борьбы с ВБИ. Только при четком мониторинге за динамикой эпидемического процесса, распространением возбудителей ВБИ, при слежении за факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализе полученной информации возможна разработка научно обоснованной системы мер борьбы с ВБИ и их профилактики. ЭН гарантирует подготовку, передачу и исследование данных с целью принятия соответственных административных заключений и исполняется с учетом особенности разных видов ЛПУ.
- Улучшение лабораторной диагностики и прогноза возбудителей ВБИ подразумевает оптимизацию системы взятия и доставки клинического материала в лабораторию; улучшение способов выделения и идентификации микробов — возбудителей ВБИ;
- Увеличение производительности дезинфекционных мероприятий. Профилактика ВБИ в ЛПУ содержит в себе ансамбль дезинфекционных событий, нацеленных на ликвидирование патогенных и условно–патогенных микробов на объектах в окружении больного, продуктах медицинского предназначения.
- Увеличение производительности стерилизационных мероприятий. Принципиальным звеном обслуживания ВБИ в ЛПУ считаются стерилизационные мероприятия, нацеленные на ликвидирование всех вегетативных и споровых форм микробов в воздухе функциональных помещений и палатных секций, на объектах в окружении больного и изделиях медицинского применения.
- Модернизирование процесса предстерилизационной чистки изделий может быть осуществлено с помощью исследования и введения установок, процесс чистки в которых исполняется методом обработки изделий моющими либо моюще–антисептическими средствами в купе с ультразвуком.
- Заслуживает внимания продолжение исследовательских работ по оценке внедрения уф-излучения для обеззараживания воздуха в многофункциональных зданиях ЛПУ в пребывании и в отсутствии больных.
- Оптимизация мер борьбы с ВБИ разными способами передачи подразумевает определение основных профилактических и противоэпидемических событий при разных группах инфекций в стационарах разного профиля;
- Оптимизация основ профилактики ВБИ медперсонала подразумевает обследование медперсонала на присутствие заразных болезней при приеме на работу и появлении вспышек ВБИ;
- Раскрытие и учет ВБИ на базе определения стереотипного варианта ВБИ в процессе диспансерного исследования;
- Определение причин риска и групп риска посреди персонала в разных типах стационаров;
- Эпидемиологический анализ заболеваемости ВБИ и носительства эпидемиологически важных микроорганизмов у медицинского персонала по этиологии, локализации патологического процесса с определением основных обстоятельств и причин, обеспечивающих распространение ВБИ;
- Организацию специфической профилактики среди медперсонала;
- Обеспечение и обучение применению средств персональной защиты при уходе за больными;
- Исследование и использование эпидемиологически неопасных технологий выполнения лечебных и диагностических процедур;
- Обучение медицинских работников (врачебного персонала, среднего звена медицинских работников, младшего персонала) вопросам эпидемиологии и профилактики ВБИ в разных типах стационаров;
- Оценку эффективности проведенных профилактических мероприятий и оценку эффективности лечения медицинских работников с ВБИ [28].
В проблемах профилактики ВБИ в ЛПУ обязаны проводиться 3 главных условия:
1) сведение к минимальному количеству способности заноса инфекции;
2) исключение внутригоспитальных заражений;
3) исключение выноса инфекции за границы ЛПУ.
Организация профилактики в ЛПУ содержит в себе широкий комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:
1) оптимальная организация приема и санитарной обработки больных при поступлении в стационар (сортировка, работа фильтра, тщательный сбор анамнеза);
2) адекватно санкционированная система ухода за больными, исключающая вероятность как перенесения инфекции обслуживающим персоналом, так и заноса ее снаружи;
3) увеличение квалификации медперсонала (персонал должен знать клиническую картину заразных заболеваний, источники, пути их распространения);
4) своевременная изоляция больных с подозрениями на инфекционное заболевание;
5) контроль над состоянием самочувствия медперсонала;
6) серьезное соблюдение работающих директивных документов по профилактике ВБИ;
7) организация ЦСО в стационаре;
8) своевременное и высококачественное проведение дезинфекционно-стерилизационного режима;
9) обеспеченность ЛПУ нужной численностью разового и многоразового инвентаря;
10) соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и увеличение санитарной культуры медицинского персонала [31].
Санитарно-эпидемиологический режим (СЭР)–комплекс мероприятий, проводимый в больнице с целью предупреждения ВБИ и создания оптимальных гигиенических условий пребывания больных и быстрейшего их выздоровления (т. е. СЭР–это все перечисленные мероприятия по профилактике ВБИ).
Контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом в ЛПУ и др. учреждениями для предотвращения ВБИ, называется инфекционным контролем и осуществляется медицинским персоналом, начиная от главного врача ЛПУ до медицинской сестры лечебного или др. отделения, а также сотрудниками центра гигиены и эпидемиологии [33].
Основной путь профилактики ВБИ это разрушение цепочки инфекции (воздействие на разные звенья эпидемического процесса)
Способы разрушения цепочки инфекции:
- Осуществление действенного контролирования за ВБИ (инфекционный контроль).
- Изоляция источника инфекции.
- Уничтожение возбудителей инфекции (дезинфекция и стерилизация)
- Прерывание путей передачи.
- Повышение стойкости организма (иммунитета) человека.
Комплексные эпидемиологические события обязаны быть ориентированы на все 3 звена эпидпроцесса, также, нужно проведение комплекса медицинских мер: убавление травматичности медицинских вмешательств, антибиотикопрофилактика ВБИ и др. [31].
Во главе этой всей многогранной работы стоит медсестра, которая организует, выполняет и отвечает за соблюдение событий по профилактике ВБИ, а корректность деяний медсестры, будет находиться в зависимости от ее познаний и фактических способностей.
Ответственное отношение и тщательное исполнение медперсоналом притязаний противоэпидемического режима предупредит профессиональную заболеваемость служащих, а данное даст возможность понизить риск болезни ВБИ и сберечь самочувствие пациентов.
Противоэпидемические мероприятия в ЛПУ, нацеленные на профилактику ВБИ, предугадывают дезинфекцию объектов среды, имеющих значение для распространения заразных болезней, и стерилизацию продуктов медицинского назначения [34].
Задачи по профилактики ВБИ среди медперсонала:
1) организация санитарно-эпидемиологического надзора за ВБИ медперсонала (учет и регистрация);
2) изыскание и внедрение профилактических и противоэпидемических мер по охране медперсонала от ВБИ (предупреждение артифициальных заражений):
- обширное внедрение разовой медицинской одежды;
- использование кожных антисептиков;
- обширное использование средств персональной охраны (очки, щитки, экраны, маски – носить менее 2 часов, при смачивании сменить)
- организация специфической и экстренной профилактики медперсонала.
Вакцинация – данное стратегическое направление в борьбе с ГВ, дифтерией и столбняком;
3) введение в лечебный процесс неопасных в эпидемиологическом отношении мед технологий;
4) исследование эталонов медицинских манипуляций.
правила индивидуальной гигиены
- Каждодневные гигиенические процедуры, ногти обязаны быть коротко острижены и вовсе не покрашены лаком.
- Защита рта и носа (насколько возможно разовыми салфетками) и поворот головы в сторону от окружающих в близи людей при чихании.
- Мытьё рук до и после исполнения манипуляций, в том числе, если они сделаны в перчатках.
- Косметика должна быть умеренной, украшения не должно быть.
- Кольца, браслеты до работы снимают.
- Опрятная медсестра вызывает доверие больного, и в её пребывании он ощущает себя более уверенно и безмятежнее [35].
Требования к условиям труда медицинского персонала. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630 – 10) [1].
Медицинский персонал обязан проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии. Профилактическая иммунизация персонала ведется согласно с государственным и региональным календарем профилактических прививок.
В целях профилактики гемоконтактных зараз перчатки нужно надевать перед всеми парентеральными манипуляциями у больного. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
Персонал поддерживается средствами индивидуальной охраны в подходящем количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и т.д.) в зависимости от профиля филиала и характера выполняемой работы.
Медперсонал обязан быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью согласно с табелем оснащения, более 3 комплектов спецодежды на 1-го работающего.
Стирка одежды персонала должна проводиться централизовано и отдельно от белья больных.
Смена одежды в подразделениях хирургического и акушерского профиля исполняется раз в день и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля – 2 раза еженедельно и по мере засорения. Сменная обувь персонала, работающего в зданиях с асептическим режимом должна быть из нетканого материала, легкодоступного для дезинфекции.
Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь, а также для инженерно-технических работников.
В процессе проведения манипуляций больному персонал не может вести записи, дотрагиваться до телефонной трубке и т.д.
На рабочем месте не разрешено принимать пищу.
Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами ЛПУ запрещено.
Для ухода за кожей рук использовать смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи.
Всех пациентов необходимо рассматривать как потенциально инфицированных ВИЧ и другими передаваемыми с кровью инфекциями.
Универсальные меры предосторожности:
- Мыть свои руки до и после любого контакта с больными.
- Рассматривать кровь и водянистые выделения всех больных как потенциально зараженные и действовать с ними исключительно в перчатках.
- Сразу после применения помещать использованные шприцы и катетеры в особые контейнеры для утилизации острых вещей, не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить манипуляций с использованными иглами.
- Воспользоваться средствами для защиты глаз и масками для избегания вероятного попадания брызг крови либо водянистых выделений в лицо (в период хирургических операций, манипуляций, катетеризации и лечебных процедур).
- Принимать на вооружение особую влагонепроницаемую одежду для защиты тела от вероятного попадания брызг крови либо водянистых выделений.
- Рассматривать все белье, запачканное кровью либо водянистыми выделениями, как потенциально инфицированное.
- Рассматривать все эталоны лабораторных анализов как потенциально зараженные. Шаблонные меры предосторожности ориентированы на понижение риска перекрестной инфекции среди больных, также на минимизацию риска профессионального инфицирования:
- Впоследствии контакта с хоть какими либо биосубстратами организма (кровью, жидкостями организма, секретами, экскретами) и контаминированными вещами руки моют с мылом.
- После снятия перчаток и между контактами с пациентами, руки моют с мылом или обрабатывают кожным антисептиком.
- В случае если при осмотре больного либо проведении манипуляции вероятен контакт с биологической жидкостью, слизистыми оболочками, поврежденной кожей и контаминированными вещами, нужно надевать перчатки.
- Острые вещи скидывают после применения в не прокалываемые контейнеры.
- Мероприятия по чистке, дезинфекции и стерилизации медицинского инвентаря и оборудования проводят согласно с действующими нормативными документами.
- При проведении искусственного дыхания необходимо избегать дыхания рот в рот [23].
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
2.1. Краткая характеристика ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница»
ГБУЗ АО «Архангельская областная клиническая больница» — это главное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение области, являющееся организационно-методическим центром для всех ЛПУ области.
В структуру областной клинической больницы входят: кардиология, неврология, гастроэнтерология, пульмонология, ревматология, аллергология, гематология, нефрология, эндокринология, нейрохирургия, хирургия (в том числе гнойная хирургия), урология, травматология, ортопедия, комбустиология (ожоговая медицина), оториноларингология, челюстно-лицевая хирургия, сосудистая хирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия, инфекционные болезни, акушерство и гинекология, патология новорожденных, реанимационная помощь (в том числе реанимация новорожденных).
Круглосуточный стационар учреждения составляет 720 койко-мест; 24 койко-места занимают реанимационные больные и 10 коек — филиал «Соловецкая участковая больница».
Областная клиническая больница — одна из ведущих научных и учебных баз, в которой развернуто семь кафедр и два курса СГМУ.
Нейрохирургическое отделение – это специализированное отделение, спецификой которого являются пациенты с травмами и заболеваниями центральной и периферической нервной системы. Отделение было создано в 1965 году на базе Архангельской областной клинической больницы, где оказывается круглосуточная срочная, плановая, и консультативная медицинская помощь.
Располагается отделение на 3 этаже нового семиэтажного хирургического корпуса и имеет в своём составе 30 коек, размещённых в удобных 1,2,3 местных палатах, оснащённых палатной сигнализацией. Имеются две палаты интенсивной терапии, одна палата оснащена системой центральной подачи кислорода.
Отделение предназначено для оказания плановой и экстренной помощи взрослому населению Архангельской области. Для этого в условиях нового хирургического корпуса больницы имеется широкий спектр диагностических и лечебных служб. Операции проводятся в специализированной операционной, единого операционного блока, который оснащён самым современным оборудованием.
В отделении организовано: три сестринских поста, один перевязочный кабинет, процедурный кабинет, кабинет заведующего отделением, кабинет старшей медицинской сестры, ординаторская, комната для отдыха медицинского персонала, кабинет сестры-хозяйки, ванная комната, санузлы для пациентов находятся в палатах.
Отделение возглавляет врач-нейрохирург высшей квалификационной категории, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук [25].
Укомплектованность кадрами на сегодняшний день можно увидеть на таблице 1.
Таблица 1. Укомплектованность кадрами НХО(Абс.ч., %)
Штат | Физических лиц | Занято | % укомплектованность | |
Зав.отделением | 1 | 1 | 1 | 100% |
Врач невролог | 1 | 1 | 1 | 100% |
Врач нейрохирург | 7,5 | 6 | 6 | 80% |
Сестринский персонал | 20,25 | 19 | 19 | 94% |
Младший персонал | 13,5 | 11 | 12 | 81% |
Из таблицы можно сделать вывод, что по врачебному составу ситуация в настоящий момент не очень благополучная. Но необходимо отметить, что в настоящее время на базе отделения проходят ординатуру по нейрохирургии 5 молодых специалистов, 2 из которых в дальнейшем планируют остаться работать в отделении. Укомплектованность средним и младшим медперсоналом не полная, особенно не хватает санитаров в основном из-за низкого уровня заработной платы, которая не соответствует моральным и физическим затратам в отделении.
В больнице функционирует многопрофильное отделение реанимации, где выделено две палаты для нейрохирургических больных. Отделение укомплектовано современной дыхательной аппаратурой, мониторами, имеется возможность качественной электрофизиологической оценки функционального состояния головного мозга и мозгового кровообращения.
В нейрохирургической операционной имеется основное оборудование, инструментарий, преимущественно импортного производства (Германия, США), позволяющие выполнять плановые и экстренные вмешательства больным практически со всем спектром нейрохирургической патологии.
Отделение оказывает все виды плановой и срочной высококвалифицированной нейрохирургической помощи: операции при повреждениях черепа, головного мозга, позвоночника и спинного мозга в остром периоде и пластику дефектов черепа современными материалами (титан, искусственная кость) в последующем периоде.
Операции при доброкачественных и злокачественных опухолях головного и спинного мозга с использованием нейронавигации, транскортикальной УЗИ локации, нейромониторинга. Опухоли гипофиза оперируются эндоскопическитрансназально (через полость носа);
Клипирование аневризм сосудов головного мозга, хирургическое лечение геморрагических инсультов.
Операции проводятся для жителей Архангельской области и России за счет полиса ОМС и ДМС, квот на высокотехнологичную помощь министерства здравоохранения Архангельской области и платно для жителей иностранных государств [25].
2.2. Анализ показателей работы НХО за 2013-2015гг.
Пациенты поступают в отделение с различной тяжестью заболеваний.
В отделении ведется как плановый прием пациентов, так и экстренная госпитализация.
Показатели работы отделения за 2013-2015 гг. представлены в табл. 2
Таблица 2.Показатели работы нейрохирургического отделения за 2013-2015 гг.(Абс.ч., %)
2013 год | 2014 год | 2015 год | |
Число коек Пролечено больных Работа койки в году Средний койко-день Оборот койки Летальность общая Количество оперированных больных Число операций из них срочных Хирургическая активность Послеоперационные осложнения Послеоперационная летальность Средний дооперационный койко-день | 45,0 1029,0 275,0 12,2 22,8 2,2 440,0 452,0 112,0 44,0 47,0 4,3 9,7 | 30,0 864,0 361,0 12,6 28,8 2,4 510,0 497,0 85,0 59,0 43,0 3,3 4,9 | 30,0 804,0 390,0 15,2 26,8 4,7 582,0 607,0 146,0 72,3 62,0 4,2 4,3 |
За три года количество коек уменьшилось с 45 до 30. Пролечено больных в 2013 больше на 21,9%, чем в 2014 и в 2015гг. Длительность работы койки за три года повысилась с 275 до 390 дней, оборот койки очень высокий. Среднее пребывание больного на койке повысилось на 3,0%. Общая летальность за три года увеличилась на 2,5%. Количество оперированных больных в 2015 по сравнению с 2013 оказался выше на 34,3%. Хирургическая активность увеличилась в 2015 год на 28,3%. Увеличились, по сравнению с 2013 годом послеоперационные осложнения с 47,0%до 62,0%. Послеоперационная летальность в 2013 оказалась выше, чем в 2014 на 25,0%, и практически одинакова по сравнению с 2015 годом.
Количество больных по нозологическим группам, пролеченных за 2013- 2015 гг, представлено в таблице 3.
Таблица 3.Структура пациентов по нозологии за 2013-2015 гг. (Абс.ч., %)
Нозологические группы | 2013 | 2014 | 2015 |
1. Опухоли центральной нервной системы. 2. Сосудистые заболевания центральной нервной системы 3. Воспалительные заболевания 4. Дорсопатии 5. Прочие заболевания центральной нервной системы 6. Аномалии центральной нервной системы
| 117 (11,0)
35 (3,3)
20 (1,9)
315 (26,7)
14 (1,3) | 178 (14,5)
45 (3,5)
29 (2,2)
408 (33,6)
25 (1,9)
20 (1,5) | 196 (16,4)
67 (5,8)
18 (1,6)
342 (28,6)
18 (1,7)
9 (0,9) |
Заболевания нервной системы (общее кол-во) | 501 (47,1) | 705 (57,6) | 661 (55,5) |
6.Сотрясения головного мозга. 7.Ушибы головного мозга. 8. Последствия черепно-мозговой травмы. 9. Позвоночно-спинномозговые травмы (осложнённые и неосложнённые). 10. Последствия позвоночно-спинномозговой травмы 11.Травма периферических нервов | 387 (36,4) 24 (2,2)
45 (4,2) 84 (7,9)
5 (0,5)
16 (1,5) | 321 (26,5) 61 (5,02)
29 (2,4) 90 (7,4)
5 (0,4)
12 (0,9) | 315 (25,4) 106 (9,0)
38 (3,7) 70 (6,0)
11 (1,1)
15( 1,6) |
Травма и последствия травмы нервной системы. (общее кол-во) | 561 (52,8) | 518 (42,4) | 531 (44,5) |
ВСЕГО | 1062 (100) | 1223 (100) | 1192 (100) |
При анализе таблицы можно сделать выводы: показатели заболеваний за 2015 увеличились на 12,2% по сравнению с 2013 годом.
Основными нозологическими группами пациентов, определяющими работу нейрохирургического отделения в 2013, являются пациенты с травмами и с последствиями травм центральной нервной системы, их количество составило 52,8 % и заболевания нервной системы 47,1% от общего количества пациентов по нозологии. В 2015 году количество пациентов с травмами центральной нервной системы уменьшилось на 8,3%, а с заболеваниями нервной системы увеличилось на 8,4%.
На первом месте среди всех заболеваний находятся больные дегенеративно – дистрофическими заболеваниями позвоночника (дорсопатии)их количество за 2013 год составило 26,7%, а за 2015 28,6%, от общего количества заболеваний нервной системы, что свидетельствует об увеличении количества пациентов с данным заболеванием. Далее идут пациенты с сотрясением головного мозга, за 2013г их было 36,4% от общего количества пациентов с травмами центральной нервной системы, за 2015г их количество уменьшилось на 11,0%.С онкологической патологией количество за 2013г составило 11,0%,за 2014 г 14,5%,за 2015г 16,4% от общего количества заболеваний нервной системы. За три года увеличилось количество пациентов со срочной патологией ЦНС: сосудистые на 2,5%, и ушибы головного мозга на 7% от общего количества заболеваний нервной системы.
При анализе сестринских манипуляций за 3 года установлено, что больше всего из манипуляций было в/м. инъекции 51,3%, перевязок — 18,5%, в/в инъекции — 14,1%. ПХО ран за три года – на одном уровне 9,4%, подготовка к исследованиям и операциям – 6,5%. Причем в абсолютных цифрах количество всех манипуляций имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период, то есть увеличивается нагрузка на сестринский персонал (табл.4).
Таблица 4.Показатели сестринских манипуляций (Абс.ч., %)
Манипуляции | 2013г. | 2014г. | 2015г | |||
Перевязки | 1893 | 18,3 | 1925 | 18,5 | 1943 | 18,6 |
ПХО ран | 973 | 9,4 | 985 | 9,4 | 986 | 9,4 |
В/м. инъекции | 5346 | 51,7 | 5323 | 51,3 | 5352 | 51,2 |
В/В. инъекции | 1458 | 14,1 | 1465 | 14,1 | 1473 | 14,1 |
Подготовка к исследованиям и операциям | 658 | 6,3 | 672 | 6,4 | 683 | 6,5 |
всего | 10328 | 100 | 10370 | 100 | 10437 | 100 |
Осложнения, выявленные в нейрохирургическом отделении за период 2013-2015гг, представлены в таблицах 5,6,7.
Таблица 5.Осложнения, выявленные в НХО в 2013г. (Абс.ч., %)
Осложнение | Возникло в НХО | При переводе из др. отд. АОКБ | При поступлении из ЦРБ | При поступлении из дома |
1.Постинъекционный абсцесс | — | — | 1 | — |
2.Уроинфекция | 4 | 1 | 2 | 2 |
3.Пневмония | — | 4 | — | — |
4.Флебит | — | — | — | — |
Таблица 6.Осложнения, выявленные в НХО за 2014г.(Абс.ч., %)
Осложнение | Возникло в НХО | При переводе из др. отд. АОКБ | При поступлении из ЦРБ | При поступлении из дома |
1.Пневмония | — | 4 | 2 | — |
2. Флебит | — | 2 | 1 | — |
3.Уроинфекция | — | 12 | 9 | — |
4.Постинъекционный абсцесс | — | 4 | 1 | — |
Таблица 7.Осложнения, выявленные в НХО за 2015г.(Абс.ч., %)
Осложнение | Возникло в НХО | При переводе из др. отд. АОКБ | При поступлении из ЦРБ | При поступлении из дома |
1.Пневмония | — | 4 | 2 | — |
2. Флебит | — | 2 | 1 | — |
3.Уроинфекция | — | 12 | 9 | — |
4.Постинъекционный абсцесс | — | 8 | 3 | — |
Сравнивая данные за три года, можно отметить, что осложнения, возникшие в нейрохирургическом отделении, были выявлены только в 2013 году. Так как в отделении применяют постоянную катетеризацию мочевого пузыря катетером Фалея, но при возможности (особенно это касается пациентов с позвоночно–спинномозговой травмой) стараются переводить их на периодическую катетеризацию лубрицированными катетерами, следует помнить, что постановка постоянного катетера может вызвать ряд осложнений:
- сморщивание стенок мочевого пузыря вследствие постоянного оттока мочи и снижения внутрипузырного давления;
- большой риск инфицирования (бактерии попадают в мочевой пузырь через внутреннюю и внешнюю стенки катетера);
- вероятность сдавления и ишемии (ухудшения кровоснабжения) стенок уретры;
- растяжение стенок уретры, в особенности у женщин, приводящее к истечению мочи вне катетера;
- постоянное раздражение катетером мочевого пузыря приводит к образованию камней.
Согласно рекомендациям Европейского общества урологов, основанных на многолетнем клиническом опыте, интермиттирующая катетеризация является золотым стандартом для пациентов с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Катетеризацию постоянным катетером через мочеиспускательный канал или цистостому необходимо использовать только в исключительных случаях.
При переводе пациента на периодическую катетеризацию (ещё раз хочу сказать, что это касается в основном пациентов с ПСМТ с нейрогенным мочевым пузырём) и по возможности лубрицированными катетерами мы придерживаемся определённых правил:
- первые 7–10 дней применяем постоянный катетер, следующие 5–7 дней периодическая катетеризация осуществляется медицинской сестрой и здесь же идёт обучение родственников выведению мочи, в дальнейшем уже родственники сами выводят мочу под контролем сестры-консультанта. Уже в этот период она начинает постепенно готовить пациента к тому, что ближайшие несколько лет, а может и всю оставшуюся жизнь он не сможет мочиться самостоятельно. И здесь же при обучении делается большой акцент на парадоксальной ишурии. Родственникам и самому пациенту объясняют, что если пациент начал мочится сам, то после мочеиспускания ему необходимо вывести мочу катетером сразу же после мочеиспускания и посчитать количество остаточной мочи, оно не должно превышать 50–100 мл.
Если же пациент находится на постоянной катетеризации, то хочу напомнить несколько правил по профилактике осложнений:
- смена катетера каждые 5–7 дней;
- катетер должен быть постоянно закрыт, открывать каждые 3–4 часа на 15 минут;
- жидкости должно выпиваться не менее 2 литров в сутки;
- не промывать мочевой пузырь;
И самое главное, как можно раньше переходить на интерметирующую катетеризацию – золотой стандарт в урологии.
За 2014 и 2015 год в отделении не развилось ни одного осложнения, что свидетельствует об эффективности профилактики внутрибольничной инфекции. Почти все осложнения были выявлены при переводе из других отделений.
2.3. Система инфекционного контроля в нейрохирургическом отделении
Целью инфекционной безопасности в нейрохирургическом отделении является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.
Требования к санитарно–противоэпидемическому режиму регламентируются следующими приказами:
- ОСТ №42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства, режимы».
- СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18 мая 2010 г: «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
- СанПин 2.1.7.2790.10 от 09.12.2010г: «Санитарно–эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
- Распоряжение АОКБ №06 от 10.08.2011 г: «Действия медицинских работников при аварийных ситуациях, связанных с угрозой инфицирования ВИЧ и парентеральными вирусными гепатитами».
- СанПин 3.1.5.2826-10от 11.01.2011 года «Профилактика ВИЧ-инфекции» [36].
Ежедневное тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе своих профессиональных обязанностей сотрудниками отделения составляют основу мероприятий по профилактике ВБИ.
В комплекс санитарно–противоэпидемических мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями и соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в отделении входят все виды уборок помещения.
В манипуляционных кабинетах проводят следующие виды уборок:
1.Предварительная – проводится до начала работы. Протираются стены на высоту руки и все горизонтальные поверхности, ветошью с дез. раствором, включается бактерицидный облучатель на 15 минут, с последующим проветриванием.
- Текущая уборка – проводится во время работы методом протирания с дез. средством. Протираются все предметы и поверхности, с которыми соприкасается пациент.
- Заключительная уборка – проводится в конце рабочего дня с более тщательной обработкой всех поверхностей с дез. раствором, кварцевание 15 минут, с последующим проветриванием.
- Генеральная уборка – комплекс санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, направленных на создание асептического режима в помещениях. Проведение генеральной уборки фиксируется в журнале установленной формы. В манипуляционных кабинетах, в палате интенсивной терапии, в столовой, буфете, санузлах–1 раз в неделю; в палатах 1 раз в месяц.
Для проведения генеральной уборки должен быть специально промаркированный уборочный инвентарь: 2 ведра (для мытья стен и пола),
- 2 тряпкодержателя (для мытья стен и пола), которые хранятся отдельно.
- Спец. одежда, средства индивидуальной защиты
- Стерильная и чистая ветошь.
Мерой профилактики внутрибольничной инфекции также является регулярная обработка рук. Различают два уровня обработки рук медицинского работника:
Гигиенический уровень–предусматривает два способа: гигиеническое мыть рук (социальный уровень), гигиеническую обработку рук.
Гигиеническое мытье рук проводится мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов: до и после осмотра и ухода за пациентами; после посещения туалета; перед раздачей пищи; после смены постельного белья; до и после снятия перчаток и пр.
Гигиеническая обработка рук – проводится спиртосодержащим кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.
В отделении применяются следующие кожные антисептики: Хлоргексидин спиртовый 0,5%; Ника-антисептик аквамусс, спирт этиловый 70%.
Хирургический уровень– уничтожение транзитной флоры и снижение численности резистентной флоры. Хирургическая обработка рук направлена на предупреждение послеоперационных и постманипуляционных осложнений. Проводится перед любым хирургическим вмешательством и является обязательной.
Для профилактики микротравм и восстановления функций кожи необходимо регулярно (1–2раза в день) смазывать руки кремом («Каппадерм»).
В отделении ведется «Журнал регистрации производственных травм и микротравм», куда заносятся сведения обо всех случаях травм, полученных на рабочем месте. По распоряжению АОКБ за №06 от 10.08.2011 г: «Действия медицинских работников при аварийных ситуациях, связанных с угрозой инфицирования ВИЧ и парентеральными вирусными гепатитами» в каждом перевязочном и процедурном кабинетах, в палате интенсивной терапии должна находиться «Аптечка профилактики ВИЧ – инфекции». Состав аптечки ВИЧ и стандарт оказания неотложной помощи при аварийной ситуации на рабочем месте.
Препараты, используемые для дезинфекции и предстерилизационной очистки в отделении.
- «Ника-Хлор» – таблетированный препарат. 0,015, 0,06%, 0,1%, 0,2%, 1%, 2% раствор используется для дезинфекции поверхностей, предметов ухода, мебели, изделий медицинского назначения, уборочного инвентаря.
- «Неотабс» – таблетированный препарат. 0,02% раствор применяют для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, небулайзеров, для обработки кювезов и приспособлений к ним. А также для проведения генеральной уборки в процедурных, перевязочных кабинетах и оперблоке. Для стерилизации изделий медицинского назначения.
- «Триазин» – дезинфицирующее средство с моющим эффектом, предназначено для предстерилизационной очистки и дезинфекции изделий медицинского назначения, а также для приготовления рабочих растворов. Используется 0,4% раствор (4мл. средства на 996,0мл.воды), экспозиция 15минут.
- «Абактерил» – дезинфицирующее средство с моющим эффектом, используется активно в отношении всех видов бактерий (включая микобактерии туберкулеза), вирусов и грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробных инфекций, обладает овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней. Применяют:
- для дезинфекции, совмещая с предстерилизационной очисткой хирургических и стоматологических инструментов ручным способом–0,5%–30мин.
- при анаэробных инфекциях–1%–20мин.
- при туберкулезе –1,0%–30мин.
- генеральная уборка –0,25% –30мин.
- экстренная дезинфекция поверхности–1%–5мин.
- жидкие отходы (кровь, сыворотка, мокрота)–1%–60мин. Смешивают с рабочим раствором в соотношении 1:2
- вакцина БЦЖ–М–1%–90мин.
Лечебно-профилактические учреждения вне зависимости от его профиля и коечной мощности, в результате своей деятельности образуют различные по фракционному составу и степени опасности отходы. Работа по обращению с отходами организована согласно СанПину 2.1.7.2790.10 «Санитарно–эпидемические требования к обращению с медицинскими отходами». Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на 5 классов.
Классификация медицинских отходов:
- Класс А – неопасные отходы ЛПУ.
- Класс Б – опасные (рискованные) отходы ЛПУ.
- Класс В – чрезвычайно опасные отходы ЛПУ.
- Класс Г – отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным.
- Класс Д – радиоактивные отходы ЛПУ.
К отходам, образующимся на территории ЛПУ, в зависимости от класса предъявляют различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования недопустимо.
В отделении чаще работают с отходами класса А и Б.
Требования к сбору медицинских отходов.
Сбор отходов класса А – осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, расположенные специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы класса А».
Отходы класса Б – подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции), собираются в мягкую (пакеты) или твердую (не прокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться не прокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. После заполнения пакета на ¾ сотрудник, ответственный за сбор отходов, завязывает пакет или закрывает его с использованием стяжек с биркой, на которой указывается название организации, подразделение, дата и фамилия ответственного за сбор отходов.
Отходы класса Г – Сломанные ртутные термометры собираются в герметичную емкость с водой с добавлением небольшого количества перманганата калия, сдаются старшей медсестре отделения, затем транспортируются согласно установленной схеме.
В нейрохирургическом отделении проводится весь объем мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции.
Особое место в профилактике профессиональных заболеваний занимает защита персонала на рабочем месте, прохождение профилактических медосмотров, иммунопрофилактика.
Профилактика проф. заболеваний подразделяется на специфическую и неспецифическую.
Неспецифическая профилактика: на рабочем месте необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты при проведении процедур, сопровождающихся разбрызгиванием биологических жидкостей, загрязнением рук и спецодежды. Особую осторожность нужно иметь при работе с колющими и режущими предметами. При работе необходимо использовать специальную одежду индивидуальные средства защиты:
- халат, фартук, колпак
- маску, защитные очки, перчатки
На основании приказа № 302н от 12 апреля 2011 г «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» сотрудники отделения 1 раз в год проходят комплексное медицинское обследование: ФОГ, стоматолог, окулист, хирург, невролог, отоларинголог, гинеколог, терапевт; исследуется кровь на ВИЧ, HbsAg, маркеры гепатита С.
К специфической профилактике относится вакцинация персонала отделения(табл.8,9,10).
Таблица 8.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2013 году (Абс.ч., %)
Персонал | Подлежало вакцинации | Дифтерия | % вакцинированных | Гепатит В | % вакцинированных |
Врачи | 8 | 8 | 100% | 8 | 100% |
Средний персонал | 22 | 22 | 100% | 22 | 100% |
Младший персонал | 12 | 12 | 100% | 12 | 100% |
Таблица 9.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2014 году(Абс.ч., %)
Персонал | Подлежало вакцинации | Дифтерия | % вакцинированных | Гепатит В | % вакцинированных |
Врачи | 8 | 8 | 100% | 8 | 100% |
Средний персонал | 22 | 22 | 100% | 22 | 100% |
Младший персонал | 12 | 12 | 100% | 12 | 100% |
Таблица 10.Вакцинация сотрудников против гепатита Ви дифтерии в 2015 году(Абс.ч., %)
Персонал | Подлежало вакцинации | Дифтерия | % вакцинированных | Гепатит В | % вакцинированных |
Врачи | 8 | 7 | 87% | 7 | 87% |
Средний персонал | 22 | 22 | 100% | 22 | 100% |
Младший персонал | 12 | 12 | 100% | 11 | 91.6% |
Вывод: в 2013 и 2014 году вакцинация медицинского персонала составила 100%. В 2015 году вакцинация среднего персонала против гепатита В и дифтерии составила 100%. Один врач не вакцинирован по причине поливалентной аллергии, а сотрудник младшего персонала переболел гепатитом В.
Контроль за санитарно–эпидемическими нормами осуществляется в трех направлениях:
- Вневедомственный контроль осуществляется со стороны ЦГ СЭН.
- Ведомственный контроль осуществляется со стороны:
- главной медицинской сестры АОКБ 1 раз в месяц;
- старшей медицинской сестры отделения 2 раза в месяц;
- Самоконтроль – проводится медицинскими сестрами отделения ежедневно, например, закладка термовременных индикаторов в биксы и укладки для контроля над стерильностью материала.
- Бактериологический контроль над обсемененностью окружающей среды (воздух и объекты окружающей среды) проводится 1 раз в месяц (см. табл.11)
Таблица 11.Пробы на обсемененность воздуха за 2013-2015гг. (Абс.ч., %)
год | Кол-во проб | Не соответствует норме | % |
2013 | 12 | — | 100% |
2014 | 12 | — | 100% |
2015 | 12 | — | 100% |
При анализе таблицы можно сделать вывод, что обсемененность воздуха за три года соответствует норме.
Результаты смывов с объектов окружающей среды представлены в таблице 12.
Таблица 12.Смывы с объектов окружающей среды 2013-2015гг. (Абс.ч., %)
год | Кол-во взятых смывов | Не соответствует норме | % |
2013 | 30 | — | 100% |
2014 | 31 | — | 100% |
2015 | 40 | — | 100% |
Вывод: Все смывы с объектов окружающей среды, сделанные за период с 2013 по 2015гг, соответствуют норме.
Бактериологический контроль над стерильностью материала проводится 1 раз в 3 месяца.
На основании приказа №254 МЗ СССР от 3 сентября 1991 года все изделия медицинского назначения после использования подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. После каждой обработки инструментов проводится контроль качества предстерилизационной очистки–азопирамовая проба. Результаты контроля заносятся в журнал (см. табл.13).
Таблица 13.Азопирамовые пробы 2013-2015г. (Абс.ч., %)
год | Кол-во | Не соответствует норме | % |
2013 | 2131 | — | 100% |
2014 | 1233 | — | 100% |
2015 | 1300 | — | 100% |
Вывод: За три года все проведенные пробы соответствовали нормам (были отрицательные), что говорит о качественной обработке медицинского инструментария в отделении.
При анализе проводимого инфекционного контроля в отделении, можно отметить, что медицинским персоналом нейрохирургического отделения проводится весь объем мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции, о чем свидетельствуют хорошие результаты контроля качества обработки инструментов, отрицательные результаты смывов с окружающей среды, нормальная обсемененность воздуха в помещении.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф