Меню Услуги

Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы самоотношения старших подростков с химической зависимостью
  • 1.1 Анализ понятия «самоотношения» в отечественной и зарубежной литературе
  • 1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста
  • 1.3 Особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью
  • Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самоотношения у старших подростков с химической зависимостью.
  • 2.1. Организация и методы исследования
  • 2.2. Описание и анализ результатов исследования
  • 2.3. Рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью
  • Заключение
  • Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется выбором совокупности изучаемых факторов — рассматриваемого возрастного периода, вида исследуемой зависимости и выбором самоотношения как предмета исследования.

Сегодняшние подростки — это завтрашние взрослые, и от уровня их физического, психологического здоровья, морального и социального благополучия зависит будущее нашей нации. Тема сохранения здоровья нации — это вопрос, который всегда был и остается вопросом государственного значения.

По официальным данным, средний возраст подростка, начинающего употреблять наркотические вещества — от 15 до 17 лет.

По оценкам ООН за 2013 год, в мире зафиксировано около 246 млн. человек, страдающих наркотической зависимостью. По данным того же Управления ООН, Россия в 2015 году остается в первой тройке стран в мире по употреблению героина.

В России, согласно статистическим данным, среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.

Старший подростковый возраст — это значимый этап становления личности. Несмотря на существующие различия в определении границ возрастных периодов, согласно периодизации Д.Б. Эльконина к старшему подростковому возрасту следует относить юношей и девушек в возрасте 15-17лет. Именно этот период развития сопровождается либо качественной перестройкой личности, либо закреплением ранее сложившегося отношения к себе и к миру.

Самоотношение – это компонент личности, оказывающий существенное влияние на проявление социальной активности личности. Он теснейшим образом связан с целями жизнедеятельности личности, с ее ценностными ориентациями, обуславливает ее адекватность (психическое здоровье) идентифференцированность.

В этой связи можно предположить, что дисгармоничность и диспропорциональность между компонентами самоотношения служат предпосылкой для возникновения социальной дезадаптации у подростков и могут повлечь за собой возникновение разных видов аддиктивного поведения, в том числе — употребление ПАВ и возникновение химической зависимости.

На фоне высоких показателей распространенности наркомании и разрушительного характера её последствий встаёт вопрос разработки и реализации комплексных, теоретически обоснованных реабилитационных программ, включающих не только медицинскую и социальную, но и психологическую помощь наркозависимым.

Доказано, что эффективность краткосрочного пребывания в стационаре (от 7-ми до 14-ти дней), ориентирована, прежде всего, на снятие абстинентного синдрома и остаётся очень низкой: лишь у 2-3 % наркозависимых наблюдается ремиссия в течение года [13], поэтому наркоманию, как и другие формы аддиктивного поведения, нельзя рассматривать изолированно, без учёта системы личностных факторов.

В связи с этим, актуальной задачей современной медико-психологической реабилитации является не только прекращение употребления психоактивных веществ (ПАВ), но и разработка научно-обоснованных программ, направленных на достижение изменений во всех значимых сферах жизнедеятельности личности [3],в том числе предполагающих: изменение структуры и модальности самоотношения, разрешение интерперсональных и внутриличностных конфликтов, а также формирование социально-приемлемых стратегий саморегуляции и совладания со стрессом.

В то же время, несмотря на определенный интерес к различным аспектам развития личности лиц, страдающих различными видами аддикции, исследований, специально посвященных исследованию особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью, явно недостаточно. Этим и определяется актуальность избранной нами темы, так как полученные данные будут способствовать углублению научных представлений о личности лиц, предрасположенных к развитию у них различных форм аддикции.

Объект исследования: самоотношение старших подростков.

Предмет исследования: особенности самоотношения старших подростков с химической зависимостью.

Цель работы – провести экспериментальное исследование самоотношения старших подростков с химической зависимостью и на основе полученных данных разработать практико-ориентированные рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Гипотеза исследования: cамоотношение старших подростков с химической зависимостью характеризуется дисгармоничностью его компонентов, которая может различаться в зависимости от их гендерной принадлежности.

Задачи исследования:

  • Проанализировать понятие «самоотношение» в современной научной литературе.
  • Раскрыть психологические особенности старших подростков.
  • Проанализировать современные исследования по проблеме личностных особенностей старших подростков с химической зависимостью.
  • Провести экспериментальное исследование особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  • Сформулировать рекомендации по социально-психологическому сопровождению старших подростков с химической зависимостью.

Теоретическую базу исследования составили:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • в части изучения самоотношения — теории А.Ф.Лазурского, В.Н.Мясищева, В.В.Столина, С.Р.Пантилеева;
  • в части проблемы периодизации старшего подросткового возраста — периодизации Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович;
  • в части особенностей самоотношения старших подростков с химической зависимостью — работы Б.Сегала, В.Д.Менделевича, Дж.Ханзяна и др.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы – сравнительно-сопоставительный анализ литературы, обобщение и систематизация материала.
  2. Эмпирические методы – изучение инструктивно-методических материалов, анкетирование и тестирование, эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ эмпирических данных.

В исследовании были использованы следующие диагностические методики.

  1. Методика исследования самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (МИС);
  2. Рисуночный тест «Автопортрет» Р.Бернс
  3. Диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан).
  4. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.Я. Лозовой.

Эмпирической базой исследования стали две организации: …. и полное название организации по месту работы (контрольная группа). Выборку составили …. …… (средний возраст 15,5) и 29 школьников 9-х классов …… (средний возраст 15,5).

Новизна исследования.

  1. Уточнены и систематизированы имеющиеся научные представления о сущности и структуре самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  2. Предложена батарея психодиагностических методик, позволяющих выявлять особенности развития основных показателей самоотношения старших подростков с химической зависимостью.
  3. Расширена база имеющихся экспериментальных данных об особенностях самоотношения старших подростков в зависимости от их гендерной принадлежности.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что информация, полученная в ходе этого исследования, может быть использована для повышения эффективности реабилитации старших подростков с химической зависимостью путем доработки существующих методик.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1 Анализ понятия «самоотношение» в отечественной и зарубежной литературе

 

Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к собственной личности и своим поступкам. Исторически проблема осознания человеком того, что «он есть на самом деле» возникла в философии и развивалась в русле этой науки до конца 19века.

Впервые самоотношение стало предметом психологического анализа благодаря работе У. Джеймса, изданной в 1890г. С тех пор тема самоотношения является одной из ключевых тем психологии личности.

За рубежом изучением самоотношения занимались: У. Джеймс, З.Фрейд, Д.Мид, К.Хорни, M.Розенберг, С.Куперсмит, Г.Олпорт, Р.Бернс, К.Роджерс, М.Якоби, Р.Уайли. Среди отечественных психологов изучением самоотношения занимались Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, А.Ф.Лазурский, Д.Н.Узнадзе, Н.И.Сарджвеладзе, И.И.Чеснокова, И.С.Кон, В.В.Столин, С.Р.Пантелеев и многие другие.

За более чем 100-летнюю историю изучения и исследования самоотношения в психологии личности ученым так и не удалось прийти к единой методологической базе как в части терминологии по проблематике, так и в части описания структуры, компонентов и механизмов формирования самоотношения.

Так, например, анализ рабoт, пoсвященных изучению самоотношения, показывает, что разные авторы используют для описания самоотношения разные психологические категории, например, такие как: самоуважение, oбoбщеннаясамooценка, самoпринятие, эмoциoнальнo-ценнoстнoеoтнoшение к себе, самooтнoшение, самoувереннoсть, чувствo сoбственнoгo дoстoинства, самoудoвлетвoрение, аутoсимпатия, самoценнoсть и др.

Сoдержание этих категорий также раскрывается с пoмoщью разных психoлoгических категoрий, например, таких как «устанoвка» у Д.Н.Узнадзе, «личнoстный смысл» у А.Н. Леoнтьева, «oтнoшение» у В.Н.Мясищева, «аттитюд» у M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit, «сoциальная устанoвка» у И.С.Кoна иН.И.Сарджвеладзе и «чувствo» у С.Л.Рубинштейна.

Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что большинством авторов эти значения употребляются как синонимы.

Зарубежные ученые в качестве наиболее употребляемого термина до конца 60-х годов XX века использовали термин «глобальная» или «общая самооценка» (Self-esteem), а затем он постепенно был вытеснен термином «самоуважение».

В отечественной психологии в настоящий момент наиболее часто употребляемым термином является термин «эмоционально-ценностное самоотношение».

В современной литературе существует множество определений самоотношения, но все их можно условно разделить на 3 группы:

  • Определение самоотношения как аффективного компонента самосознания в структуре самосознания(А.Ф.Лазурский, В.В.Столин, С.Р.Пантелеев);
  • Определение самоотношения как черты личности в структуре личности (Н.И. Сарджвеладзе, С.Куперсмит, Р.Уайли);
  • Определение самоотношения как установочного образования в системе саморегуляции(Д.Н.Узнадзе, И.С.Кон, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, И.И. Чеснокова.)

Определение самоотношения как аффективного компонента самосознания.

В отечественной психологии большинство подходов определяет самоотношениев качестве компонента самосознания.

Как правило, выделениесамоотношения в структуре самосознания происходит за счет разграничения 2-х аспектов: самопознания — когнитивной составляющей, то есть процесса получения знаний о себе, и самоотношения как эмоционального компонента самосознания.

Проблема эмоционально-ценностного отношения личности затрагивалась ещё в работах психологов гуманистического направления, однако наиболее детально данный феномен стал изучаться отечественными психологами-фундаменталистами: В.Н. Мясищевым, А.Ф. Лазурским, В.В. Столиным и др., работы которых послужили источником для последующих научных открытий.

По мнению таких авторов, как В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Е.Т. Соколова, самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания [27, 36]. Самоотношение определяет картину представления о себе и поведенческие проявления. Позитивное самоотношение формирует позитивную Я-концепцию. Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе, фильтруя перцептивные признаки и приписывая им вес [37].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения была предпринята В.В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле «Я», как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты «образа Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение — есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

Определение самоотношения как черты личности.

В.Н. Мясищев был одним из первых отечественных психологов, который рассматривал самоотношение как черту личности. Именно он сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности, говоря о том, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует «субъективные отношения»человека ко всем сторонам действительности, в том числе и к нему самому. Именно система отношений человека к самому себе и к окружающему миру является самой специфической характеристикой личности, более специфической, чем характер, темперамент и способности.

По мнению В.Н.Мясищева, психологический смысл отношения заключается в том, что это — одна из форм отражения человеком окружающей его действительности. Восприятие человеком действительности происходит с использованием памяти, мышления, воображения, внимания, но на всех этих психических процессах постоянно лежит печать его отношения к разным сторонам мира, частью, которой является он сам.

В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.В. Ильенков рассматривали самоотношение в качестве одного из видов человеческих отношений, наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями [52].

Многие авторы рассматривают самоотношение, в первую очередь как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при психических заболеваниях [62].

М.И. Лисина, отмечая важность данного образования в структуре личности, считает линию отношений к себе определяющей в системе отношений.

Впервые термин «самоотношения» был применен в работе грузинского психолога Н.И.Сарджвеладзе в 1974. По его мнению, самоотношение- это родовое понятие, включающее в себя такие компоненты, как: самосознание, самооценка, самопознание, самоконтроль и саморегуляцию. [70].

В понимании Сарджвеладзе, личность — системообразование, не только имеющее определённый статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — подструктурой самоотношения [70]. В своих работах ученый утверждает, что сущность личности выводится из системы её отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив — особенности такой связи обуславливают личностные характеристики.

Именно самоотношение отдельным компонентом входит в систему «личность — социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционного ядра личности и подклассом социальной установки.

Среди зарубежных авторов, рассматривающих «самоуважение»(самоотношение), как социальную установку, можно упомянуть С.Куперсмита, Р.Уайли, Р.Бернса

Определение самоотношения как компонента саморегуляции

Исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, также акцентируют внимание наего место в системе саморегуляции. При этом саморегуляция рассматривается как процесс организации личностью своего поведения, «в который включены результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе»[104, с. 126].

Характер регуляторного влияния самоотношения определяется широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличностной детерминации [37]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [104].В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением [2; 4; 5; 10; 34; 51]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала [30], влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении [77]. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, его самостоятельности, энергичности, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [33]. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [97].В то же время, негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [127]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [35]. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [ 20; 37; 65; 64; 113; 114], положительно коррелирует с депрессией [120; 127].

Структура самоотношения.

По-разному учёные-психологи подходят и к определению структуры самоотношения. Всовременной научной литературесуществует два абсолютно противоположных подхода к объяснению строения самоотношения.

В рамках первого подхода, который сложился первоначально и получил более широкое распространение среди западных ученых,структуру самоотношения рассматривали как одномерную. Проблему строения самоотношения здесь не рассматривают вовсе, так как его содержание понимается как универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» собственного «Я».

Основоположником такого подхода был еще У. Джемс, который писал о том, что наше самоотношение зависит от оценки нами собственных успехов и неудач по сравнению с уровнем притязаний. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Но такое определение самоотношения не нашло своего эмпирического подтверждения, причем как в работах отечественных [68; 95], так и в работах зарубежных[112] ученых. Некоторые исследователи определяют такую структуру как «концептуально пустое понятие» или «концептуальный фантом»[68]. В связи с этим, теоретические основы рассмотрения отношения личности к себе как одномерного психического образования часто подвергаются критике за то, что они неявно предполагают, что сложностью и многомерностью обладает лишь сам объект познания – «Я», но не отношение к нему[95].

В рамках второго подхода структура самоотношения рассматривается как сложное многоуровневое психическое образование, являющееся производной от ее частых самооценок (самоотношений). В рамках этой концепции выделяют три подхода в описании механизмов формирования самоотношения, таких как:

  • конгломерат частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции;
  • интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости;
  • как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится наверху иерархии [68] .

При этом разные авторы выделяют в структуре самоотношения разные смысловые структурные компоненты.

Так, например, Л. Уэлс и Дж. Марвел выделяют такие компоненты, как:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • самоприятие/ «self-acceptance» –базируется на сознательных или предсознательных суждениях о самоотношении
  • любовь к себе/ «self-love» – более глубинный, по сравнению с самоприятиемпроцесс, базирующийся на бессознательных «энергиях» и «драйвах»
  • чувство компетентности/ «senseofcompetence»- базируется на сравнении объекта или события с эталоном

К. Роджерс выделяет в структуре самоотношения:

  • самооценку, то есть компонент, формируемый на сравнении своих достижений с другими и характеризующий отношение к себе, как носителю определенных свойств и достоинств,
  • самоприятие, то есть компонент, отражающий некий стиль отношения к себе или глобальную жизненную установку, обеспечивающий приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств.

В. Н. Мясищев выделяет в структуре самотношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны.

  • Эмоциональный компонент самоотношения отражает переживание отношения человека к собственной деятельности и личности.
  • Познавательный (оценочный) компонент включает отношение к себе как к объекту познания, его оценку и осмысление и способствует восприятию (пониманию, осознанию) самого себя.
  • Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к самому себе.

Интересную модель строения самоотношения предложил отечественный ученый В.В. Столин. По его мнению, «самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта»[ ].

Согласно его модели, макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компоненты или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе (самоинтерес) и т.п. А наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям:

  • «симпатия-антипатия» — ось связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности или нерасположенности.
  • «уважение — неуважение» – ось относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование;
  • «близость-отдаленность» — ось отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения.

Концепция самоотношения В.В.Столина получила свое дальнейшее развитие в работах С.Р.Пантелеева. При анализе термина самоотношения в рамках концепции А.Н. Леонтьева и В.В. Столина, он строил свои рассуждения следующим образом:

  • Самоотношение– это личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л.С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
  • Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом. Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами.

Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Структурные компоненты самоотношения объединены в единую систему и оказывают друг на друга взаимное влияние. Смысловое отношение занимает более высокое место в иерархии и выступает в качестве ядерной структуры, определяя содержание обобщенного и устойчивого отношения субъекта к самому себе. Другие компоненты системы входят в нее на правах иерархической подчиненности, занимая менее значимое место. Индивидуальные особенности самоотношения личности задаются его семантическим содержанием и эмоциональным тоном.

 

1.2 Психологические особенности старшего подросткового возраста

 

Изучением психологических особенностей человека в подростковом возрасте занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, А.Е.Личко, B.C.Мухина, Е.Н.Андреева, Л.И.Божович, Т.А.Климонтова, А.М.Прихожан, Е.А.Сорокоумова, Д.И.Фельдштейн, Н.С.Фонталова, И.И.Чеснокова, К.Конрад, К.Левин, М.Мид, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон, С.Холл и др..

Изучение подросткового возраста является одним из ведущих направлений в психологии развития. Подростковый возраст, как и феномен самоотношения, является той областью, в которой проведено огромное количество исследований, но до сих пор не существует единой методологической базы в части его периодизации.

Границы подросткового возраста в современной зарубежной и отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному, и в разных периодизациях могут варьироваться от 10 до 19 лет. Такая широта границ объясняется, прежде всего, различием в подходах и критериев при периодизации и различием социальных культур.

Так, например, Организация Объединенных Наций (Фонд ООН в области народонаселения) под термином «подростки» определяет лиц в возрасте 10 – 19лет, при этом выделяя ранний (от 10 до 14лет) и поздний (от 15 до 19лет) подростковые возрасты. Э.Эриксон в своей периодизации определяет границы подросткового возраста от 12 до 18 лет. Л.С.Выготский выделял в подростничестве пубертатный возраст (14-17лет).В современных учебниках по психологии развития и возрастной психологии границы подросткового возраста также различаются. Например, у B.C. Мухиной [62] это возраст от 11-12 до 15-16 лет; у Е.Е. Сапоговой [37] — от 9-11 до 14-15 лет.

Часть авторов считают подростковый возраст единым периодом, другие выделяет в рамках этого периода отдельные этапы.

УченыеR.J.Haggerty,L.R.Sherrodи D.L.Featherman[v1] отмечают, что в английском языке под термином подросток «teenager», подразумеваются лица в возрасте 13-19 лет, выделяя при этом 2 этапа: ранний подростковый возраст (11-14 лет) и старший подростковый возраст (15-19 лет).Д.Б.Эльконин в своей периодизации выделяет два периода младший подростковый возраст (12-14лет) и старший подростковый возраст (период ранней юности 15-17лет). Л.И. Божович [14] также считает, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-14 лети 15-17 лет.В контексте данной работы под старшим подростковым периодом мы будем рассматривать возрастной период от 15 до 17 лет.

Психологические особенности старшего подросткового возраста во многом обусловлены физиологическими изменениями, начавшими происходить в организме подростка в младшем подростковом возрасте. Прежде всего, это такие физиологические изменения, как:

  • увеличение выработки ряда гормонов (гипофизарных — гормон роста, половых гормонов, инсулина и гормонов щитовидной железы),
  • установление репродуктивной функции,
  • изменение строения тела, появление вторичных половых признаков,
  • формирование формально-логического интеллекта, дедуктивного и дивергентного мышления.

То есть, на первом этапе – этапе младшего подросткового возраста в большей мере происходит физиологическое созревание, в то время как в период старшего подросткового возраста в большей мере происходит психологическое и социальное взросление подростка.

Как показывают исследования А. М.Прихожан, эмоционально-ценностное отношение к себе проходит ряд этапов в своем развитии: младшим подросткам характерно общее положительное отношение к себе; в 12-13 лет к общему положительному отношению присоединяется ситуативно-отрицательное отношение, зависящее от оценок окружающих; к 13-14 годам возникает оперативная самооценка, отражающая отношение подростка к себе в настоящий период времени, сосуществующая с общим отношением к себе и множеством ситуативных оценок.

Л.С. Выготский характеризовал старший подростковый возраст как период созревания нового ядра интересов. А.Н. Леонтьев считал, что в этот возрастной период происходит «рождение сознательной личности», когда человек начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Э.Эриксон характеризовал этот период в своей «эпигенетической теории развития личности»как период формирования «Эго-идентичности», когда перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе самом как обученике, сыне, друге, спортсмене, и так далее;собрать в единое целое, все эти роли в настоящем, осмыслить их, связать с прошлым и научиться проецировать в будущее, и тогда у подростка появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет, то есть появляется «Эго- идентичность»[118].

Все эти высказывания подтверждают тот факт, что в старшем подростковом возрасте формируется такое психологическое новообразование, как самосознание. Самосознание в старшем подростковом возрасте формируется на фоне смены ведущей деятельности. Если до этого периода ведущим видом деятельности являлась учебная деятельность, то в старшем подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Вместе со сменой ведущего вида деятельности меняется и референтная группа — если раньше этой группой были родители, то в старшем подростковом возрасте референтной группой становятся сверстники, а общение со сверстниками становится самостоятельной ценностью и занимает существенное место в жизни старших подростков. Именно в этом межличностном общении подростки учатся отстаивать свое мнение и права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы и ценности с интересами и ценностями сверстников, учатся коммуницировать со сверстниками и взрослыми членами общества «на равных». В рамках такого общения старшие подростки начинают формировать свою личную позицию, отношение к себе (самоотношение) и отношение к окружающему миру. Формирование самоотношения в старшем подростковом возрасте происходит в основном за счет таких психологических механизмов, как:

  • усвоение индивидуумом внешних оценок[35];
  • социальное сравнение индивидуума с другими по принципам «похожий-непохожий», «лучше-хуже», социальной принадлежности и т.п. [20;37];
  • сравнение «Я» реального с «Я» — идеальным [25; 37;77];
  • личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я» [12; 15; 127];
  • оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации [68; 88; 95];
  • оценка личностью реализации своего «Я» [86]; своей успешности [41].

Формирование самоотношения — это динамический процесс, который проходит в несколько этапов: от общего отношения к себе к ситуативному отношению с учетом и в зависимости от оценок окружающих, и вновь к общему отношению к себе, с учетом оперативной самооценки.

Все вышеописанные изменения, происходящие со старшими подростками, приводят к возникновению психологических особенностей, так называемого «подросткового комплекса», который характеризуется:

  • крайней чувствительностью к оценке своей внешности и самооценки посторонними людьми;
  • юношеским максимализмом, т.е. безаппеляционными суждениями в отношении окружающих;
  • большой эмоциональной неустойчивостью и возбудимостью, когда поразительная черствость и жестокость может уживаться с внимательностью и нежностью, повышенная самоуверенность и развязанность,с болезненной застенчивостью, обожествление случайных кумиров с борьбой против авторитетов, потребность в общении — с неожиданным желанием уединиться и т.п.
  • повышенной готовностью к переживанию страха,
  • сильно развитым чувством принадлежности к группе, острым и болезненным переживанием неодобрения товарищей, чем неодобрения взрослых, страхом быть отверженным группой.

А основной задачей старших подростков в соответствии с психологией развития является преодоление этого комплекса и гармонизация личности за счет развития самосознания, рефлексии и установления чувства самоуважения.Если же из-за жизненных неудач или тяжелого быта подросток не может решить эту задачу, идентифицировать свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница ролей нередко может приводить к девиантному поведению, которое может выражаться в распущенности, «негативной (протестной) идентификации», с «хиппи», с «преступным миром», с «наркоманами» и т.п.… Именно такие подростки, попадают в группу риска, и являются склонными к аддикциям любого вида, в том числе и химической зависимости.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3