Меню Услуги

Отчётность банка как информационная основа анализа и оценки его экономического

Вид работы: Дипломная работа

Тема: Отчётность банка как информационная основа анализа и оценки его экономического

ВУЗ: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Кафедра Банковского дела

Введение

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.

Отчетность банка, как и любой другой организации, содержит в своей структуре достоверную информацию о собственном капитале, активах и обязательствах.

Содержащаяся в отчетности информации является  основной информационной базой для оценки имущественного положения, финансового состояния, анализа финансовой устойчивости и рентабельности.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности банка, а также внутренними пользователями для экономического анализа банка.  Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства  деятельностью банка и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Отчетность банка представляет собой систему показателей, отражающих результаты его деятельности  за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, финансового, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Стоит отметить, что за последнее время частым явлением в банковской сфере стал отзыв лицензий по причине предоставления недостоверной отчетности.

Каждый банк регулярно направляет отчетность о своей деятельности в Центробанк. Наиболее важным являются ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты. Специалисты Центробанка их анализируют, и если обнаруживают, что банк отчетность сфальсифицировал (иными словами, просто попытался обмануть), это является серьезной причиной для повышенного внимания к банку. Финансовое учреждение может отделаться предупреждением, штрафом или отзывом лицензии, если нарушение неоднократное, а его масштабы значительны. Жертвами недостоверной отчетности пали такие банки, как «Дагэнергобанк», «Агроинкомбанк», «АМТ-банк» и другие.

В условиях этих фактов все большее значение для банков приобретает составление именно достоверной отчетности.

Актуальность данной темы исследования обусловлена сложностью составления форм отчетности особенно для банка, а так же тем, что отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение банка.

Целью данной работы является исследование возможностей отчетности банка  как информационной основы анализа банка и оценки его экономического положения.

Исходя их поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

— изучены значение, принципы составления и экономическое содержание отчетности банка;

— исследование нормативно-правовой базы составления отчетности коммерческого банка;

 —  рассмотрен порядок осуществления контроля Банком России за правильностью представления отчетности коммерческими банками;

—  построен аналитический баланс банка  путем агрегирования элементов балансовых статей для анализа и оценки его экономического положения;

— проанализирована группировка статей отчета о финансовых результатах для анализа и составления отчета о прибыли и убытках;

— проведен анализ основных  показателей  экономического  положения банка и рекомендации по его улучшению.

Объектом данной работы является АО «ГЕНБАНК».

Предметом данной работы выступает отчетность банка и возможности ее использования.

Методологическую основу работы составляют аналитические, абстрактно-логические, статистические методы исследования, горизонтальный анализ, вертикальный анализ.

Понятие «отчетность» банка, ее экономическое содержание, основные формы и принципы построения

Отчетность банка – это определенная форма получения информации о деятельности банков, то есть представляемая банками информация Банку России и другим внешним пользователям в утвержденной законодательством форме, подписанная руководством.

Основными принципами формирования отчетности считаются:

— обязательность – каждый банк обязан представлять отчетность по показателям, формам, в адреса и сроки, установленные Банком России (или иным органом, например, налоговым);

— документальная обоснованность — все данные отчетности формируются на основе первичных учетных и иных документов, предусмотренных в нормативных актах ЦБ РФ (или иного органа);

— юридическая сила – формы отчетности являются официальными документами банка, который в соответствии с законом несет ответственность за их достоверность, правильность оформления и своевременность представления.

Перечень форм отчетности и другой информации, которую банки и их филиалы должны представлять в учреждения Банка России, утвержден Указанием ЦБ №1376-У от 16.01.2004г. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ».

Организационную структуру бухгалтерского аппарата банк устанавливает самостоятельно. Это, как правило, единое бухгалтерское подразделение, состоящие из отделов и/или секторов (например, отделы учета операций в рублях, учета валютных операций, учета операции с ценными бумагами и др.). Независимо от специфики организационной структуры все бухгалтерские работники банка подчиняются его главному бухгалтеру.

Совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведением бухгалтерского учета, называют учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции, — учетно-операционным аппаратом банка.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет руководитель банка. Ответственность за формирование учетной политики, ведение учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности возлагается на главного бухгалтера банка. Обычно главный бухгалтер имеет заместителей, отвечающих за разные участки работы: учет внутрихозяйственных операций банка, операционный учет, учет валютных операций, учет ценных бумаг, учет доходов, расходов и финансовых результатов, а также составление финансовой и налоговой отчетности.

Основные задачи главного бухгалтера – методическое обеспечение учета совершаемых банком операций, аналитические и контрольные функции, обеспечение обязательств банка. Главный бухгалтер организует учетно-операционную работу, занимается организационными вопросами, обеспечивает:

  • отражение на счетах бухгалтерского учета операций, совершаемых банком;
  • оформление открытия счетов клиентов;
  • контроль исправлений в лицевых счетах;
  • контроль начисления процентов по счетам;
  • контроль за использованием бланков строгого учета;
  • распределение счетов бухгалтерского учета и обязанностей между ответственными исполнителями;
  • представление руководству банка оперативной информации;
  • составление отчетности;
  • экономический анализ финансовой деятельности банка.

Главный бухгалтер ежедневно проверяет заключение кассовых операций, полноту оприходования денег, сводку оборотов и баланс за день, правильность формирования и хранения денежно-расчетных документов. Однако на него не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за деньги и материальные ценности.

Главный бухгалтер, его заместители и начальники отделов разрабатывают должностные инструкции для бухгалтерских работников, а также порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений в вычислительный центр либо в информационную систему, другие внутренние документы, регламентирующие различные стороны работы бухгалтерии, ведения учета и отчетности.

Организация учетно-операционной работы во многом зависит от установленного в банке документооборота, т.е. порядка прохождения документов по всем стадиям их обработки с момента поступления в банк или создания до сдачи в архив (документы дня). Документооборот разрабатывает главный бухгалтер. В целях рационализации этого порядка в банке составляется график документооборота, который утверждает руководитель.

Требования главного бухгалтера относительно документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех сотрудников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Право подписания расчетно-кассовых документов оформляется руководителем банка. Образцы подписей передаются в кассу операционным и контролирующим работникам и прочим службам, где используются документы. Право первой подписи на указанных документах имеют обычно руководители и главные бухгалтера банков, их заместители и начальники учетно-операционных отделов.

Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в необходимых случаях – из операционных бригад. Ответственными исполнителями назначаются наиболее подготовленные работники, имеющие достаточный опыт работы в банке. Они проверяют и оформляют для отражения в учете документы, поступающие в банк от клиентов, филиалов и других банков. Все счета бухгалтерского учета распределяются между ответственными исполнителями так, чтобы обеспечить систематический контроль, предотвратить задержки в обработке и оформлении документов и обеспечить равномерную нагрузку на каждого работника.

Операционные группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.

Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными бригадами – прерогатива главного бухгалтера.

Ответственные исполнители ведут расчетное и кассовое обслуживание клиентов, имеют право оформлять и подписывать расчетные документы, лицевые счета. В течение дня они перечисляют деньги в установленной очередности и в пределах остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов. С этой целью ведется оперативный учет состояния соответствующих счетов. Обязанности различных работников банка представлены в приложении 2.

Важное место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему контролю, который подразделяется на предварительный (до составления баланса) и последующий (после составления баланса).

Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемых в убыток, ордера на закрытие клиентских счетов, на исправление ошибок в учете, кассовые документы и некоторые другие.

Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан. Перечень операций банков, подлежащих дополнительному контролю, указан в Правилах учета (приложение 5).

Обязательной частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.

В штат учетно-операционного аппарата обычно входят работники, задача которых – последующий контроль сделанных бухгалтерских проводок, включая кассовые. Так, все бухгалтерские операции, проведенные в предыдущий день, должны быть проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. Проверяется наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, входящих остатков и выведения исходящих остатков, правильность оформления документов, совершения исправительных записей, если они делались, и др. О проведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале.

Результаты последующих проверок оформляются справками. Руководящие работники банка обязаны в 5-дневный срок после получения такой справки лично рассмотреть ее в присутствии сотрудников бухгалтерии и принять адекватные меры.

Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные учетные документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее 5 лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.

Таким образом, отчетность банка представляет собой основной документ, являющийся источником информации о финансовом положении и результата деятельности. Так же огромное значение отчетность имеет как информация, проверяемая Банком России на предмет соблюдения норм. Именно поэтому достоверность отчетности является определяющим принципом ее формирования.

Нормативно-правовая база организации отчетности банка перед Банком России. Виды и значение отчетности

Перечень форм отчетности и другой информации, которую банки и их филиалы должны представлять в учреждения Банка России, утвержден Указанием ЦБ №1376-У от 16.01.2004г. «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ». Другие документы ЦБ, регламентирующие вопросы отчетности банков, следующие:

Указание № 1375-У от 16.01.2004г. «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ»;

Положение № 191-П от 30.07.2002г. «О консолидированной отчетности»;

Указание № 1270-У от 14.04.2003г. «О публикуемой отчетности кредитных организаций/банковских консолидированных групп»;

Указание № 1530-У от 17.12.2004г. «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского баланса».

Банковскую отчетность можно группировать на основе различных признаков. Так, в соответствии с природой отражаемой информации отчетность подразделяется на статистическую и бухгалтерскую (финансовую).

Консолидированную отчетность (ежеквартальную и годовую – формы №801 – 805) составляют и представляют банки, в соответствии с нормами ранее названного Положения ЦБ №191 от 30.07.2002г. являющиеся головными организациями в банковских/консолидированных группах. При этом они пользуются также следующими документами Банка России:

— Положением №246-П от 5.01.2004г. «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности»;

— Методическими рекомендациями по составлению консолидированной отчетности (приложение к письму №1-Т от 5.01.2004г.).

А также Положение №197-П от 19.02.2002г. «О порядке предоставления информации о банковских холдингах».

Отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса. Она обобщает и представляет информацию о деятельности банка в виде определенного набора отчетных форм и отчетных показателей. Ее можно классифицировать по ряду признаков, выделяя:

  • по экономическому содержанию и способу формирования: статистическую, бухгалтерскую, финансовую отчетность ;
  • по периодичности составления: оперативную (предоставляемую по требованию) и периодическую (ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую);
  • по степени группировки показателей: первичную и сводную ;
  • в зависимости от включения в отчетность результатов работы филиалов коммерческого банка: консолидированную, не консолидированную,
  • по адресату, предоставляемую: ЦБ РФ и его подразделениям, налоговым органам, руководству банка; сторонним организациям;
  • по способу передачи: передаваемую обычной почтой, электронной почтой, телеграфом;
  • по степени секретности: разрешенную к публикации в открытой печати и не разрешенную.

Прикрепленные файлы:

_Tarantinovoj_Nasti_ot__TSN_28.05.16_20160531_001854

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




e3d3f81eb9fa1252

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!