Заявка на расчет
Меню Услуги

Оценка стоимости товарного знака организации на примере ПАО «ГАЗПРОМ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

1.1. Понятие товарного знака

1.2. Процесс оценки товарного знака

1.3. Методы оценки товарного знака

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРНОГО ЗНАКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ»

2.1. Общие сведения

2.1.1. Основные факты и выводы

2.1.2. Задание на оценку

2.1.3. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

2.1.4. Допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки

2.1.5. Применяемые стандарты оценочной деятельности

2.1.6. Описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке

2.2. Описание объекта оценки

2.3. Анализ внешней среды

2.3.1. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации

2.3.2. Краткая характеристика отрасли

2.3.3. Анализ положения ПАО «ГАЗПРОМ» на рынке нефтегазовых продуктов

2.3.4. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности

2.3.5. Анализ сделок с объектом оценки

2.4. Определение рыночной стоимости объекта оценки

2.4.1. Расчет рыночной стоимости по затратному подходу

2.4.2. Расчет рыночной стоимости доходным подходом

2.5. Согласование результатов оценки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика задает высокие требования к финансовой стабильности и устойчивости предприятия. В условиях высокой конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся каким-либо образом выделиться из общей массы, обратить на себя внимание потребителя, завоевать доверие и постоянно расширять клиентскую базу. В связи с этим неотъемлемым элементом современной рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К ним, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся товарные знаки и знаки обслуживания, высокая значимость которых давно породила потребность в правовой регламентации.

Товарный знак способствует созданию добавочной стоимости производимых товаров, работ, услуг и обеспечивают их конкурентоспособностью. Это связано с тем, что постоянно увеличивается на рынке количество товаров, услуг. Потребителю предлагается все более широкий выбор товаров, что неизбежно приводит к обострению конкурентной борьбы, которая не всегда ведется честными методами. Товарный знак, помимо главной функции (отличительная/индивидуализация), служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией. То есть охранная функция вытекает из исключительного (монопольного) права на его использование.

Товарные знаки все активнее вовлекаются в процесс хозяйственного оборота и становятся предметом договоров о продаже другим лицам, а также лицензионных договоров о предоставлении права на их использование.

На текущей момент особую значимость приобретает оценка стоимости товарных знаков. Оценка стоимости товарного знака может проводиться при его продаже или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования товарного знака по лицензионному договору и т.д.

А также оценка рыночной стоимости товарных знаков является одним из эффективных способов защиты интеллектуальной собственности. В докладе Международной торговой палаты (ICC) «Продвижение и защита интеллектуальной собственности в Российской Федерации» отмечается, что объем рынка, нарушающего права интеллектуальной собственности в России, по самым консервативным оценкам составляет не менее 100 млрд руб. Так как основным объектом нарушений являются именно широко известные товарные знаки, не менее половины этой суммы приходится на их потери, которые затем трансформируются в не выплаченные налоги.

Целью данной работы является определение рыночной стоимости исключительных прав на товарный знак. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, функции и роль товарного знака как объекта интеллектуальной собственности;
  • анализ современных методов оценки стоимости товарных знаков;
  • составить отчет об оценке товарного знака.

При написании аттестационной работы проведен сбор и анализ статистических данных и экспертная оценка полученной информации. Информационной базой являются: нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные и научные статьи, аналитические материалы и отчетность ПАО «ГАЗПРОМ». Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых по экономике, теории организации, теории управления, оценке бизнеса, инвестиционной теории, которые отражены в материалах научно-практических конференций, методических разработках, периодической литературе, нормативно-правовых и законодательных документах РФ, данные сети Интернет.

Аттестационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы оценки товарных знаков. Во второй главе проводится оценка стоимости товарного знака на примере ПАО «ГАЗПРОМ».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

 

1.1. Понятие товарного знака

 

Гражданский кодекс Российской Федерации часть IV статья 1477 формулирует понятие товарный знак: «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак».

Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами. Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность .

Основной функцией товарного знака, целью его существования, является идентификация товара, работ или услуг. Данная идентификация после совершения необходимых регистрационных действий приобретает исключительный характер, а именно только владелец товарного знака имеет право на его использование и вправе запретить третьим лицам незаконное использование этого товарного знака. Именно этим и вызван повышенный интерес к регистрации товарных знаков.

Можно выделить две основные и четыре вспомогательные функции товарного знака.

Основные:

  • отличительная;
  • индивидуализирующая.

Вспомогательные функции:

  • рекламная (продвижение товара);
  • стимулирующая (стимулирует поддерживать, повышать качество товара);
  • охранительная (защищает товарный знак от незаконного использования третьими лицами);
  • регулирующая (упорядочивает выпуск и статус товаров).

Запоминающийся потребителю товарный знак (знак обслуживания) – эмблема товара или организации, нередко сливающихся в один символ, обеспечивает преемственность благожелательного отношения к конкретным, видоизменяющимся со временем товарам (услугам).

Товарный знак регистрируется в соответствующем органе (Российское агентство по патентам и товарным знакам – Роспатент) на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Срок действия исключительных прав на товарный знак составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления. Т.е. фактически товарный знак может существовать бессрочно.

Зарегистрированный товарный знак в отношении товаров, работ, услуг, указанных в выданном уполномоченным органом свидетельстве, содержит изображение товарного знака.

Товарный знак с точки зрения маркетинга способствует созданию имиджа организации, является весьма эффективным средством рекламы. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Поэтому принято выделять основные четыре группы товарных знаков: изобразительные, словесные, смешанные и объемные.

Законом предусматривается право на коллективный товарный знак (знак обслуживания). Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

К товарному знаку предъявляются следующие требования: простота, индивидуальность, привлекательность, отсутствие двусмысленности. Товарный знак, или знак обслуживания, должен быть зарегистрирован в своей стране и во всех странах, где он будет применен.

Не предоставляется правовая охрана товарным знакам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:

  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
  • официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Товарный знак приносит следующие основные эффекты:

  • гарантирует определенный уровень качества товара (услуги);
  • ориентирует покупателей и клиентов на возможный уровень цен;
  • облегчает идентификацию товаров и услуг;
  • создает отличительный образ;
  • повышает престиж товара и услуг по мере роста популярности товарного знака;
  • осуществляет автоматическую рекламу товара и услуг;
  • позволяет более легкий выход в новую продуктовую категорию.

В последние годы товарный знак активно рекламируется в спонсорстве — финансирование различных спортивных, общественных событий. Предприятия также выступают спонсорами массовых шоу, благотворительных мероприятий, жертвуют общественным и государственным организациям различное оборудование, несущее и пропагандирующее их марку. Таким образом, торговая марка ассоциируется у потребителей с качественными, лидирующими товарами и услугами.

Стремление зарегистрировать товарный знак обусловлено и экономическими доводами: марочные (фирменные) товары обычно ценятся на 15 — 25% выше, чем не марочные. Регистрация товарных знаков необходима не только для борьбы с конкурентами, рекламы товаров, услуг и ознакомления с ними покупателей, но и для возможности продажи лицензий на товарные знаки (заключение лицензионного соглашения). В связи с этим, товарный знак имеет большое экономическое значение и становится ценным объектом интеллектуальной собственности, стоимость которого у крупных компаний исчисляется миллионами и даже миллиардами рублей.

Лицензионный договор – это договор, согласно которому одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

 

1.2. Процесс оценки товарного знака

 

Теория оценки выделяет совокупность случаев, когда необходима оценка прав на товарные знаки:

  1. Внесение товарного знака в качестве вклада в уставный капитал. При внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал требуется независимая оценка (при условии, что стоимость исключительных прав на товарный знак превышает 20 000 руб.).
  2. Купля-продажа прав на товарный знак (договор уступки прав на товарный знак). В зарубежной и российской практике стороны все чаще стремятся определять стоимость прав на передаваемый товарный знак с привлечением независимого оценщика.
  3. Заключение лицензионных соглашений. Оценка товарных знаков в целях заключения лицензионных соглашений является одним из самых перспективных направлений оценки товарных знаков.
  4. Определение убытков в результате нарушения прав на товарный знак (производство и реализация контрафактной продукции).
  5. Реструктуризация и приватизация предприятия. При слиянии, поглощении, разделении, выделении заинтересованные стороны должны выяснить всю совокупность активов, которыми владеет предприятие. В их число входят и нематериальные активы. В этой ситуации товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности могут составлять значительную долю в активах организации.
  6. Получение кредита. В качестве обеспечения по кредиту могут выступать любые активы предприятия. В Российской практике случаи оценки товарных знаков с целью определения стоимости обеспечения по кредиту пока носят единичный характер.

Проведение оценки товарного знака производится в соответствии со следующими стандартами:

Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 297.

Федеральный стандарт оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 298.

Федеральный стандарт оценки № 3 «Требования к Отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. № 299.

Федеральный стандарт оценки №11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 г. № 385.

Международные стандарты оценки МСО (ISV) 2011 Международного совета по стандартам оценки (МССО).

Процесс оценки – логически обоснованная и систематизированная процедура последовательного решения задач с использованием известных подходов и методов оценки для вынесения окончательного суждения о стоимости. Определение стоимости имущества и прав связано со сбором и анализом информации в процессе оценки.

Оценка стоимости прав на товарный знак включает следующие этапы:

  1. Заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку. Заключение договора является основанием для проведения оценки.
  2. Производится сбор общих данных и их анализ. На этом этапе собираются и анализируются данные, характеризующие экономические, социальные, административные и другие факторы, влияющие на рыночную стоимость объекта оценки. Также собираются необходимые данные о состоянии соответствующего сектора рынка. Важность этого этапа очевидна, поскольку от качества и полноты собранной информации из доступных достоверных источников напрямую зависят результаты работы в целом.
  3. Производится сбор специальных данных об оцениваемом товарном знаке и их анализ. На данном этапе определяются количественные и качественные характеристики объекта оценки (согласно анализу оценщика и предоставленным заказчиком документам). Документы от заказчика включают в себя отчетные данные о деятельности компании, владеющей оцениваемым товарным знаком, а также прогнозы об ожидаемых финансовых результатах.
  4. Применение подходов к оценке объектов, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов. Для оценки рыночной стоимости объектов рассматриваются три классических подхода: затратный, сравнительный и доходный. Однако, в силу различных обстоятельств, например, степени достоверности и полноты исходных данных, доступных для проведения оценки, как правило, предпочтение может быть отдано одному (двум) из указанных подходов оценки, так как другие (другой) не обеспечивают достаточной точности результатов оценки. Выбор метода или отказ от его использования должен быть мотивирован. Использование разных подходов приводит к получению различных величин стоимости одного и того же объекта.
  5. Согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки. На этом этапе после анализа результатов, полученных разными подходами, необходимо взвесить достоинства и недостатки каждого подхода и установить окончательную стоимость объекта оценки на основании результатов всех подходов и выбранных для каждого из них весовых коэффициентов.

Отчет об оценке товарного знака составляется в соответствии с требованиями к составлению отчета об оценке (Раздел II. «Требования к составлению отчета об оценке» ФСО №3):

  • отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
  • отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть пронумерован постранично, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
  • в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
  • информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
  • содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

 

1.3. Методы оценки товарного знака

 

Для оценки объектов интеллектуальной собственности используются такие подходы оценки как: затратный, сравнительный, доходный.

Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки объекта оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации.

Затратный подход

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

Затратный подход в оценке основан на предположении о том, что разумный инвестор не заплатит за оцениваемый товарный знак цену, большую, чем та, в которую обойдется создание нового товарного знака: идентичного (точной копии) или сходного с оцениваемым. Использование затратного подхода осуществляется при наличии возможности восстановления либо замещения оцениваемого товарного знака.

Затратный подход на практике применяется редко. Если на создание двух товарных знаков потрачено примерно одинаковое количество денежных средств, это не означает, что их стоимость в будущем будет равна. Можно предположить, что один товарный знак может стать известным, а второй нет. Безусловно, стоимость первого будет существенно выше. Затратный подход применяют когда невозможно применить другие подходы к оценке товарного знака.

При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:

а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:

  • при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
  • при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;

б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;

в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:

  • затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
  • экономическая выгода разработчика объекта оценки;

г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;

д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;

е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;

ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.

Основные методы затратного подхода в оценке товарного знака:

  • метод индексации затрат;
  • метод стоимости создания.

Метод индексации затрат заключается в индексации фактически понесенных правообладателем ранее затрат на создание оцениваемого товарного знака к дате оценки.

Следует отметить, что все затраты распределяются по годам и элементам затрат, в связи с этим для разных элементов затрат в различные годы могут быть разные индексы. Тем самым использование одного индекса не даст достоверного результата. Получить точные индексы по элементам затрат по всем годам проблематично, а парой невозможно, в связи с этим данный метод трудно применим на практике.

Формула расчета суммы затрат методом индексации затрат имеет следующий вид:

где З – совокупная сумма затрат на объект ИС;

ЗСПМ – затраты на создание, правовую охрану, маркетинг объект ИС в i-том году;

I – индекс изменения цен по элементам затрат в i-том году;

i – года в которых были понесены затраты;

ПИ – прибыль инвестора.

Метод стоимости создания заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного товарного знака.

Если оценка производится не в момент создания товарного знака, то все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:

Vтз = S((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв,

где Vтз – стоимость товарного знака;

Здi – затраты на дизайн в i-ом году;

Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;

Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;

Зрi – затраты на рекламу в i-ом;

р – рентабельность, %;

Киi — коэффициент индексации в i-ом году;

М – коэффициент масштабности использования товарного знака;

Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;

Кв –коэффициент времени использования товарного знака;

где Тф – фактический срок службы товарного знака;

Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).

Доходный подход

Доходный подход — совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.

При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения:

а) оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки. В общем случае выгода может образовываться из экономий на издержках, освобождения от роялти, преимуществ в прибыли, реальных лицензионных платежей, платежей по роялти, избыточного дохода или других выгод;

б) период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды, как правило, ограничивается сроком действия правовой охраны или сроком действия лицензионного договора. Продолжительность срока полезного использования объекта оценки может быть сокращена исходя из экономической нецелесообразности дальнейшего его использования;

в) ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:

  • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекту оценки объектов;
  • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации (бизнеса), использующей объект оценки;
  • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестицией в объект оценки;

г) ставка капитализации может использоваться при применении оценочных коэффициентов, таких как мультипликаторы «цена/прибыль», или при корректировке ставки дисконтирования с целью отражения любого будущего роста денежного потока от использования объекта оценки в постпрогнозном периоде;

д) в дополнение к капитализации дохода от использования нематериального актива необходимо учитывать любые доступные для правообладателя объекта оценки налоговые выгоды и преимущества, включая эффекты от амортизации оцениваемого нематериального актива, соответствующие нормам действующего законодательства, и ввести в денежные потоки соответствующие корректировки.

В рамках доходного подхода стоимость товарного знака рассчитывается на основе капитализации или дисконтирования (приведения к текущей стоимости) будущих доходов (выгод) от использования объекта.

Для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки от использования интеллектуальной собственности, не равные по величине между собой, величина стоимости определяется методом дисконтирования будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

Определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности, основанное на дисконтировании, включает следующие основные процедуры:

  1. определение величины и временной структуры денежных потоков, создаваемых использованием интеллектуальной собственности;
  2. определение величины соответствующей ставки дисконтирования;
  3. расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем дисконтирования всех денежных потоков, связанных с использованием интеллектуальной собственности.

При этом под дисконтированием понимается процесс приведения всех будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности к дате проведения оценки по определенной оценщиком ставке дисконтирования.

При расчете ставки дисконтирования для денежных потоков, создаваемых оцениваемой интеллектуальной собственностью, следует учитывать: безрисковую ставку отдачи на капитал; величину премии за риск, связанный с инвестированием капитала в приобретение оцениваемой интеллектуальной собственности; ставки отдачи на капитал аналогичных по уровню риска инвестиций.

При этом безрисковая ставка отдачи на капитал определяется как ставка отдачи при наименее рискованном вложении капитала (например, ставка доходности по депозитам банков высшей категории надежности или ставка доходности к погашению по государственным ценным бумагам).

В ходе оценки стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности используются следующие методы расчета ставки дисконтирования:

  1. метод оценки капитальных активов (CAPM — capital assets pricing method);
  2. метод средневзвешенной стоимости капитала (WACC — weighted average cost of capital);
  3. метод рыночной экстракции;
  4. метод кумулятивного построения.

Первые 3 метода используются только в том случае, когда оценка стоимости интеллектуальной собственности производится в рамках оценки бизнеса, и определяется общая ставка, как для предприятия в целом, так и для объекта оценки.

Метод кумулятивного построения ставки дисконта может использоваться в двух случаях:

  1. когда оценивается стоимость объекта интеллектуальной собственности в рамках конкретного предприятия;
  2. когда оценивается стоимость объекта интеллектуальной собственности, не связанного с каким либо предприятием, тогда рассчитывается ставка дисконтирования для конкретного объекта.

Для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки от использования интеллектуальной собственности, равные по величине между собой или изменяющиеся одинаковыми темпами, величина стоимости определяется путем капитализации будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

Определение рыночной стоимости интеллектуальной собственности, основанное на капитализации, включает следующие основные процедуры:

  1. определение денежных потоков, создаваемых использованием интеллектуальной собственности;
  2. определение величины соответствующей ставки капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности;
  3. расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем капитализации денежных потоков от использования интеллектуальной собственности.

Под капитализацией понимается определение на дату проведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности за равные периоды времени. Расчет производится путем деления величины денежного потока от использования интеллектуальной собственности за первый после даты проведения оценки период на определенную оценщиком соответствующую ставку капитализации.

При расчете ставки капитализации для денежных потоков, создаваемых оцениваемой интеллектуальной собственностью, следует учитывать: величину ставки дисконтирования (отдачи на капитал); наиболее вероятный темп изменения денежных потоков от использования интеллектуальной собственности и наиболее вероятное изменение ее стоимости (например, при уменьшении стоимости интеллектуальной собственности в связи с сокращением оставшегося срока ее полезного использования – учитывать возврат капитала, инвестированного в приобретение интеллектуальной собственности).

Ставка капитализации для денежных потоков, создаваемых оцениваемой интеллектуальной собственностью, может определяться путем деления величины денежного потока, создаваемого аналогичной интеллектуальной собственностью, на ее цену.

Доходный подход к оценке товарных знаков, как объектов интеллектуальной собственности, может быть реализован с помощью следующих методов:

  • метод освобождения от роялти;
  • метод преимущества в доходах (в прибыли);
  • метод выигрыша в себестоимости.

Метод освобождения от роялти

Согласно методу освобождения от роялти стоимость интеллектуальной собственности представляет собой текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензионного договора.

При использовании данного метода делается допущение, какой поток дохода мог бы генерировать товарный знак правообладателю, если бы был заключен лицензионный договор. Либо от каких платежей освобождается правообладатель в связи с тем, что ему как собственнику товарного знака не нужно выплачивать роялти за право использования товарного знака.

Роялти – периодические отчисления продавцу (лицензиару) за право пользования предметом лицензионного соглашения. Роялти устанавливается в виде фиксированных ставок в процентах от стоимости чистых продаж лицензионной продукции, валовой прибыли или определяется в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Правообладатель товарного знака может заключить лицензионный договор, согласно которому лицензиат будет перечислять ему вознаграждение (роялти). Построив прогноз объема выручки от реализации товаров, работ или услуг, защищенной товарным знаком, а также применив ставку роялти, можно рассчитать доходы, которые получит в будущем правообладатель товарного знака. Текущая стоимость вышеуказанных доходов будет равна стоимости оцениваемого товарного знака.

Стоимость интеллектуальной собственности методом освобождения от роялти по валовой выручке определяется по формуле:

где Qi – объем выпуска продукции по лицензии (с использованием НМА) в i-ом году (шт., кг, м3);

Цi –цена продажи единицы продукции по лицензии в i-ом году, ден. ед.;

ai – размер роялти в i-ом году, %;

Т – срок действия лицензионного договора, лет;

i – порядковый номер рассматриваемого года действия лицензионного договора;

Кд – коэффициент дисконтирования, Кд = .

Метод преимущества в прибыли

Под преимуществом в прибыли понимается дополнительная прибыль, получаемая при использовании оцениваемого товарного знака. Прибыль возрастает за счет роста качества и (или) количества выпускаемой продукции, услуг. Она равна разнице между прибылью, полученной при использовании оцениваемого товарного знака и той прибылью, которую предприятие получает от реализации продукции и услуг без использования оцениваемого товарного знака.

Отсюда стоимость объекта равна:

где DРt — преимущество в прибыли;

r — ставка дисконта;

Т — предполагаемый период получения преимущества в прибыли;

DQ — изменение объема реализации продукции;

Q нов i, Q ср i — объемы реализованного товара или оказанных услуг в i-м году (с учетом и без учета использования объекта ИС соответственно);

Цi — цена единицы произведенной продукции в i-м году.

Метод выигрыша в себестоимости

Суть данного метода заключается в расчете выгоды от использования объекта ИС через определение экономии на затратах в результате его использования. Таким образом создавая выигрыш в себестоимости продукции, ИС, по сути, вносит свой вклад в прибыль организации.

Для расчета выигрыша в себестоимости сравниваются два денежных потока: с использованием объекта интеллектуальной собственности и без использования такового.

Расчет величины стоимости оцениваемого нематериального актива и интеллектуальной собственности производится по формуле:

где Цji – цена единицы товара в i-ом году;

Cji – себестоимость j-го товара при его производстве с использованием и без использования НМА, произведенного в i-ом году;

Qji – объем производства j-го товара в i-ом году;

Т – срок производства и продажи товара;

r – коэффициент дисконтирования.

Достоинство доходного подхода в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить именно ту стоимость актива (рыночную, инвестиционную и т. п.), которая должна быть определена в соответствии с типом совершаемой сделки и целями оценки. Основной недостаток доходного подхода – сложность получения необходимой исходной информации для расчетов.

Сравнительный подход

Сравнительный подход основан на принципе замещения, суть которого в том, что рациональный инвестор (покупатель) не заплатит за конкретный товарный знак сумму, большую, чем та, в которую обойдется приобретение на рынке сходного товарного знака, обладающего такой же полезностью. То есть цены, заплаченные на рынке за аналогичные или сопоставимые товарные знаки, должны отражать стоимость оцениваемого товарного знака.

При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации:

  • об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;
  • о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.

Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов — расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.

В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:

  • режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
  • условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
  • изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
  • функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
  • спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
  • срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
  • другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.

При использовании сравнительного подхода стоимость товарного знака оценивается на основе информации о продажах сопоставимых товарных знаков на рынке. Сложность данного подхода в том, что для объективного определения стоимости необходим активно функционирующий рынок по купле-продаже. Такие сделки происходят не так часто и не всегда информация о них доступна.

В рамках сравнительного подхода к оценке товарных знаков рассматриваются следующие методы:

  • метод прямого анализа сравнения продаж;
  • метод качественного анализа для корректировки данных (метод рейтинга/ранжирования);
  • метод параметрической оценки;
  • методы Бегунка.

Метод прямого анализа сравнения продаж

В общем виде модель расчетной рыночной стоимости оцениваемого объекта V принимает следующую форму:

где Ц— цепа сделки сравнимого объекта ИС;

К— величина корректировки этой цены.

Главное правило корректировок при реализации данного метода: корректируется цена сделки сравниваемого товарного знака для формирования стоимости оцениваемого объекта. Оцениваемый объект никогда не подвергается корректировкам.

Сопоставимые параметры сравниваемого и оцениваемого товарных знаков должны быть схожи в отношении даты продажи, экономических условий, физических характеристик и конкурентоспособности на одном и том же рынке и т. д. Иначе перенос стоимостных показателей с сопоставимого товарного знака на оцениваемый товарный знак может привести к некорректным результатам.

Метод качественного анализа для корректировки данных (метод рейтинга/ранжирования)

Величина стоимости для объекта сравнения определяется по формуле:

V = ,

где V – стоимость объекта оценки;

Vкор — скорректированная стоимость по объекту сравнения;

Роо – рейтинговая оценка (суммарный коэффициент состояния) объекта оценки;

Роа — рейтинговая оценка (суммарный коэффициент состояния) объекта-аналога.

Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и аналогов выражены качественными показателями.

Метод качественного анализа включает следующие элементы:

  • критерии оценки в баллах (рыночная среда, размер рынка, стадия развития объекта оценки, наличие и надежность правовой охраны);
  • шкала оценки в баллах. По характеристикам объектов-аналогов всегда проставляется среднее значение, т.е. эталонное. Характеристики объекта оценки определяются относительно характеристик аналога – лучше (тогда рейтинг объекта оценки выше эталона) или хуже (рейтинг объекта оценки ниже эталона);
  • весовые коэффициенты используются для назначения более высокой важности некоторым критериям и более низкой важности другим;
  • решающая таблица составляется для нахождения рейтинговой оценки, которая наглядно показывает, насколько оцениваемый объект хуже или лучше подобранных аналогов.

Метод параметрической оценки

Метод параметрической оценки заключается в обработке статистической информации по ранее совершенным сделкам, построении на ее основе и последующем использовании зависимости оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности от различного рода параметров.

Данный метод включает следующие основные этапы:

  • определение перечня параметров (свойств, прав, свойств технологической ниши, свойств законодательства и политико-экономических условий внутри страны, свойств рынка прав и т.п.);
  • оценка параметров для сделки с объектом оценки и сделок — аналогов, совершенных в предшествующий (базисный) период времени, и выявление цен (паушальных платежей и/или роялти), по которым эти сделки были совершены;
  • построение зависимости цены объекта-аналога от параметров;
  • расчет рыночной стоимости объекта оценки с использованием зависимостей.

Метод (правило) Бегунка.

Идея, лежащая в основе правила Бегунка при стоимостной оценке, состоит в том, что полная стоимость, созданная благодаря сделке (лицензии), должна быть справедливо распределена между продавцом и покупателем лицензии.

Наиболее известное правило Бегунка для стоимостной оценки при лицензировании известно, как «Правило 25 процентов» или «Правило от 25 до 33 процентов». Чаще всего вознаграждение лицензиара (продавца) устанавливается в пределах 25-33% прибыли, а вознаграждение лицензиата (покупателя) – 75-67% соответственно. Причины изменения правила Бегунка могут быть следующими:

Таблица 1 Причины изменения Правила 25 процентов

Доля продавца 33% и больше Доля продавца меньше 25%
Выигрывает лицензиар/продавец Выигрывает лицензиат/покупатель
1.      технология готова к производству;

2.      нет почти никаких предельных издержек или рисков в маркетинге и продажах;

3.      есть или будет очень высокая доходность бизнеса.

1.      продавец не довел технологию даже до конца исследовательской стадии;

2.      затраты (и риск) внедрения технологии в производство огромны;

3.      велики затраты (и риск) маркетинга и продаж.

 

Правило Бегунка широко используется в ситуациях стоимостной оценки для приблизительного определения величины стоимости и не может быть единственной основой для принятия решения об итоговой оценке.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф