Заявка на расчет
Меню Услуги

Анализ эффективности использования платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


2.2. Cравнение системы управления и контроля в области обращения с отходами производства по подразделениям и предприятию в целом

Система корпоративного управления и контроля ГУП «Водоканал СПб» построена с учетом принципов и подходов, установленных международными стандартами: ISO 9001«Система менеджмента качества», ISO 14001«Система экологического менеджмента», OHSAS18001 «Система охраны труда, промышленной безопасности и здоровья»,ISO 27001 «Система информационной безопасности,ISO 50001 «Система энергетического менеджмента».Сегодня система корпоративного управления предприятием строится на процессном подходе, ориентированном на реализацию функционально-зонального принципа управления системами водоснабжения и водоотведения.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Для более полного понимания внутренних процессов и принятия необходимых управленческих решений на предприятии постоянно совершенствуется структура ключевых показателей. Система KPI (ключевые показатели эффективности) представляет собой набор взаимосвязанных показателей, значения которых являются количественно измеримыми индикаторами фактически достигнутых результатов. Система KPI позволяет добиться эффективности как бизнес-процессов, так и каждого сотрудника на рабочем месте и в конечном итоге повысить эффективность предприятия. Показатели каскадированы на уровень структурных подразделений.

К основным ключевым показателям результативности процесса «Водоснабжение» относятся:

— процент соответствия качества питьевой воды на выходе с водопроводных сооружений и в распределительной сети по физико-химическим показателям требованиям действующих документов;

— динамика снижения превышений по микробиологическим показателям на выходе с водопроводных сооружений и в распределительной сети;

— динамика снижения зарегистрированных и обоснованных жалоб на снижение напора на объектах водоснабжения;

— динамика снижения повреждений на сетях водоснабжения на 10 км сети в год;

— снижение расходов воды и потерь при транспортировке.

Совершенствование системы технического обслуживания и проведение мероприятий по реконструкции позволяют увеличивать надежность функционирования водопроводных сетей и снижать показатели аварийности.К основным показателям результативности процесса«Водоотведение» относятся:

— процент очистки сточных вод, прошедших очистку на канализационных очистных сооружениях;

— динамика снижения засоров на сетях водоотведения на 10 км сети в год;

— допустимая концентрация азота общего в очищенных сточных водах;

— допустимая концентрация фосфора общего в очищенных сточных водах;

— процент сжигаемого обезвоженного осадка.

Управление результативностью процессов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»осуществляется в соответствии с циклом Деминга–Шухарта–Тейлора (PDCA).

  1. Планируй (P) – до начала года планируются ключевые показатели результативности процессов на предстоящий год с учетом стратегических показателей, необходимых ресурсов и анализа достигнутых результатов прошедшего года. На этом этапе устанавливаются причинно-следственные связи между применяемыми подходами и результатами, которые предприятиехочет достичь.
  2. Выполняй (D) – осуществляется предоставление услуги и мониторинг на всех уровнях процессов (процессы управления, процессы жизненного цикла, поддерживающие процессы), отслеживаются ежедневные оперативные показатели. На этом этапе управление сводится к обеспечению выполнения запланированных тактических(ежемесячных) показателей.
  3. Проверяй (C) –на основании ежедневных,еженедельных данных контролируется ход выполнения ключевых показателей результативности.
  4. Действуй (A) – во время оперативных совещаний анализируется продвижение к достижению тактических показателей, анализируются причины отклонений от запланированных результатов и разрабатываются необходимые корректирующие действия. Эти мероприятия позволяют корректировать применяемые подходы для достижения запланированных результатов.

Управление Водоканалом осуществляется на основе процессного подхода (см. рис. 2.3).

Рис. 2.3. Схема взаимодействия процессов ГУП «Водоканал СПб»

 

Для постоянного мониторинга оперативных показателей на предприятии внедрены информационные системы, позволяющие вести ежесуточную статистику: ИС «Водный баланс»,система Favordata, ИС «Балтика», ИС «Горячая линия».

Экологическая концепция Водоканала основана на понимании роли предприятия для обеспечения позитивной экологической обстановки во всем регионе Балтики. Ключевым международным направлением деятельности лидеров является участие в общественных и межправительственных структурах стран Балтийского региона, в том числе в рамках международной конвенции Хельсинкской комиссии по защите среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ).

Понимая ответственность предприятия за устойчивое развитие города и региона Балтийского моря, проанализировав подходы, применяемые в управлении экологическими аспектами, опыт аналогичных предприятий Европы, предприятие внедрило и сертифицировало систему экологического менеджмента МС ИСО 14001.

Водоканал последовательно развивает экологический менеджмент как неотъемлемую часть менеджмента предприятия, постоянно изучая текущие и будущие потребности всех заинтересованных сторон, формировать культуру водопотребления, а также содействуя сохранению бассейна Балтийского моря.

Стратегические цели Водоканала в области экологии:

  1. Улучшение экологического состояния водоемов и окружающей среды (снижение экологической нагрузки на водоемы Петербурга, Финский залив и Балтийское море; сокращение площади земель, использующихся в качестве полигонов складирования осадка сточных вод, прекращение сброса неочищенных сточных и промывных вод водопроводных станций).
  2. Повышение энергетической эффективности объектов системы водоснабжения и канализования, внедрение политики ресурсо- и энергосбережения (модернизация станций, внедрение системы управления режимами энергопотребления, внедрение и сертификация системы энергетического менеджмента по идеологии МС ИСО 50001).
  3. Формирование культуры водопотребления и экологического мышления.

Цель ГУП «Водоканал СПб» в области защиты окружающей среды — применение в управлении предприятием лучших мировых практик, использование самых совершенных технологий, создавать условия для устойчивого развития не только своего мегаполиса, но и всего балтийского региона.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был разработан «План снижения сбросов на период с 2015 г. по 2020 г.» (далее – План 2015). План 2015 был согласован Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу 19.05.2015 г. и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга 18.07.2015 г. на срок до 19.05.2015 г.

Ежеквартальные отчеты о выполнении плана снижения сбросов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» представляет в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности и Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее — Росприроднадзор).

Согласно указанному Плану, в 2015 году были реализованы следующие мероприятия:

— на заседании технического совета утвержден вариант технического решения по прекращению сброса промывных вод Южной водопроводной станции (строительство единого резервуара — усреднителя с возможностью направления части промывных вод в систему канализации и возврата части промывных вод на очистку на фильтро-отстойных сооружениях (ФОС-1 и ФОС-2));

— выполнено проектирование водоводов для перевода Волковской водопроводной станции в насосную станцию 3-его подъема с прекращением сброса промывных вод;

— заключен договор на выполнение работ по устройству контейнерной станции водоподготовки с двухступенчатой технологией водоподготовки с прекращением сброса промывных вод водопроводной станции г. Кронштадт;

— реализованы проекты по реконструкции канализационного коллектора по Адмиралтейской набережной и строительству канализационной сети на пл. Репина с переключением пяти выпусков без очистки в р. Нева и одного в р. Фонтанка;

— начато строительство 1 этапа Охтинского коллектора для прекращения сброса неочищенных сточных вод в бассейне р. Охта;

— выполнено проектирование и начаты строительные работы по реконструкции дождевой канализации с переключением семи выпусков поверхностного стока на канализационный коллектор на территории Муринского парка;

— начато строительство напорной канализационной сети для переключения стоков от канализационных очистных сооружений п. Металлострой на Центральную станцию аэрации.

— ведется проектирование канализационной сети для переключения общесплавного выпуска пос. Металлострой и прекращения сброса неочищенных сточных вод в р. Славянка;

— продолжаются работы по проектированию канализационных сетей и коллекторов для переключения следующих выпусков без очистки: 10 выпусков в р. Нева, 2 выпусков в Кронверкский пролив, 1 выпуска в р. Малая Нева, 3 выпусков в Невскую губу и р. Караста, 1 выпуска в р. Большая Ижорка;

— ведется строительство новых канализационных очистных сооружений в п. Молодежное;

— выполнена модернизация песколовок на Юго-Западных очистных сооружениях;

— проведена реконструкция одной секции аэротенка канализационных очистных сооружений г. Колпино по технологии удаления биогенных элементов с установкой новой трубчатой мембранной аэрационной системы.

— продолжается модернизация аэротенков №5 и №6 Центральной станции аэрации с внедрением технологического процесса глубокого удаления биогенных элементов JHB, завершается реконструкция воздуходувной станции с замененных старых воздуходувок на воздуходувки изменяющейся производительностью и регулируемой подачей воздуха;

— выполняется 1 этап реконструкции Северной станции аэрации с внедрением технологии UCT глубокого удаления биогенных элементов фирмы SWECO (Швеция).

В практике деятельности ГУП «Водоканал СПб» качество воды контролируется на всех этапах – от момента забора воды из водоисточника до водомерного узла на входе в дом.

Контроль качества воды в ГУП «Водоканал СПб» осуществляется в соответствии с утвержденной программой.Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды в Санкт-Петербурге разработана в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласована с Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и утверждена председателем Комитета по энергетике и инженерному обеспечению. В программу вошли 174 точки, контроль качества воды в которых ведется по 86 показателям.

Контроль качества воды осуществляется по следующим группам показателей:

— обобщенным;

— органолептическим;

— химическим (органическим и неорганическим);

— микробиологическим;

— паразитологическим (цисты лямблий);

— вирусологическим (наличие антигена вируса гепатита А; антигенов ротавирусов);

— гидробиологическим (фито и зоопланктон);

— по показателям радиационной безопасности.

Уровни контроля качества воды:

— оперативный технологический контроль с использованием автоматических анализаторов online и систем автоматического непрерывного мониторинга;

— лабораторный контроль;

— контроль со стороны независимой организации – Центра исследования и контроля качества воды;

— контроль со стороны Роспотребнадзора.

Результаты контроля показывают, что питьевая вода в городе Санкт-Петербурге является безвредной по химическому составу и безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении.

Кроме того, на всех городских водозаборах для контроля состояния воды в водоисточнике – реке Неве – наряду с приборным контролем используется система биомониторинга, разработанная учеными Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук.

Эффективность очистки сточных вод в 2015 году на сооружениях ГУП «Водоканал СПб» составила более 97% по взвешенным веществам и БПК; 95,4 % по общему фосфору и 72,5 % по общему азоту.

В настоящее время осуществляется поиск новых эффективных и экономически целесообразных технологических решений по доочистке и обеззараживанию очищенных сточных вод для внедрения на всех канализационных сооружениях города.

2.3. Анализ системы платы за негативное воздействие на окружающую среду в России и зарубежных странах

Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в Первой Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (в 1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах Европейского союза происходила со второй половины 80-х гг. XX века в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (win — winsituation).

Из развитых стран Европы наиболее значительный опыт в этой области накоплен скандинавскими странами. С середины 90-хх гг. интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию. В странах с трансформируемой экономикой заслуживает внимания опыт Польши, Венгрии и Эстонии.

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах — членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути является фискальными налогами, то есть предназначены для получения прибыли. Определенный положительный эффект на окружающую среду, связанный с экологическими налогами, специалистами рассматривается не как основной, а как сопутствующий. Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по сферам применения (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Классификация экологических налогов ЕС по сферам применения

 

В США в 80-е годы ХХ в. были введены экологические налоги, направленные на защиту окружающей среды от вредных выбросов промышленных предприятий. С 1987 введены дополнительные акцизы на нефть (18,2 цента с барреля американской нефти и 11,7 цента — из импортного) с целью мобилизации средств для финансирования 5-летней программы специального фонда по очистке вредных отходов.

Что касается платежей за использование и загрязнение водных ресурсов, то они являются эффективным экономическим инструментом управления водопользованием практически во всех странах мира, однако имеют специфические особенности, которые стоит рассмотреть более подробно.

Промышленно развитые страны имеют гибкую, договорную систему экономических взаимоотношений водохозяйственных организаций с водопользователями, которая характеризуется ежегодным пересмотром и установлением цен, связанных с конкретными изменениями хозяйственной,экологической и экономической ситуации.

Как правило, доходы от эксплуатации водных отношений изымаются через систему налогов, ориентированных на отбор ренты в водопользователя, или перераспределяются на основе договоров о разделе продукции.

Анализ совокупности налоговых инструментов разных стран мира свидетельствует о существовании двух основных типов платежей. Во-первых, платежи за водные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, которая возникает у водопользователя в процессе эксплуатации водных ресурсов. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его часть, которая должна быть изъята у водопользователя. Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления водопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией водных ресурсов и определенных инфраструктурных расходов(любые лицензионные сборы и т.д.). Дополнительные платежи изымаются за услуги,связанные с оценкой водных ресурсов (лабораторный анализ, регистрация и сертификация документов и т.п.). Эти платежи поступают в специальный фонд,предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг.

Организационно взимание платы за водопользование реализуется в виде двух схем.

Первая, которая применяется в Австралии, странах Азии и Африки, базируется на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

Вторая схема используется в странах Западной Европы. Она базируется на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения.Бассейновые управления осуществляют все виды работ, связанные с регулированием стока, контролем за сбросами загрязняющих веществ, водозабором,предубеждением наводнений и т. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей, которые направляются преимущественно для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства, выплат компенсаций льготным категориям водопользователей, оперативного управления водными ресурсами и их использования в пределах одного или ряда соседних водных бассейнов.

В странах Западной Европы взимаются платежи за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Так, в Нидерландах и Германииналог за загрязнение поверхностных вод, введенный в 1969 г., применяется к загрязнению так называемых государственных вод (государственный налог), а также негосударственных (местный налог). Кроме того, налог взимается как контрибуция(прямо или косвенно) для функционирования общественных очистных сооружений.

Ставка налога определяется в зависимости от количества и природы загрязняющих или вредных веществ, а также способа их сброса. Если вещества, которые сбрасываются, объединяются с кислородом, то критерием является суточный сброс в поверхностные воды, выраженный в эквиваленте популяции (среднее количество материалов, использующих кислород, сбрасываемых в поверхностные воды на одного жителя в течение суток). Если сброшенные вещества не объединяются с кислородом (например, тяжелые металлы или фосфаты), то критерием является количество весовых единиц, сброшенных за определенное время (сутки, год) в поверхностные воды или очистное сооружение, выраженное в единицах загрязнения. Ставка зависит и от стоимости затрат на мероприятия, необходимые для предотвращения загрязнения поверхностных вод.

Кроме Германии и Нидерландов, налог на сброс отходов в водные объекты также введен в Австрии. В Бельгии действует налог на загрязнение вод, в Финляндии — за загрязнение и на охрану вод, в Ирландии — налог на сброс отходов в водные объекты и лицензирование водного загрязнения.

Во Франции сбор за загрязнение вод введен в 1968 г. как для местных, так и неместных стоков. Этот сбор определяется расположением стока внутрирегионального водного бассейна и исчисляется различными способами. К неместным источникам загрязнения отнесены определенные виды веществ (включены в специальный список), за которые взимается сбор. Сбор применяется к частным и общественным источникам.

Если пользователи подключены к общественной системе водоочистки, то сбор применим только к сбросам, объем которых превышает 6000 м3 в год. Каждый источник загрязнения облагается индивидуально и принадлежит к определенному классу загрязнения. Затем сбор определяется на основе класса загрязнения и уровня активности индивидуального источника (то есть максимального суточного сброса в месяц).

К местным источникам загрязнения отнесен сброс стоков во всех муниципалитетах с населением более 400 чел., где и взимается сбор. В отличие от неместных источников, сбор уплачивается и в случае, когда сброс не превышает 6000 м3в год, в виде штрафа (пени) к установленной цене 1 м3 воды. Точный уровень сборов определяется муниципалитетом на основе: суточного сброса на одного человека в среднем за 5 лет; количества жителей; увеличения агломерации как функции общего сброса муниципалитета.

Таким образом,промышленные предприятия и муниципальные власти платят за общее количество загрязнителей, которая определяется до очистки сточных вод. Однако водное агентство возвращает плательщику определенную сумму платы за очищенные сбросы.

Стоит заметить, что многие фермеры отказываются участвовать в финансировании водозащитной деятельности путем внесения платы за все виды вредного воздействия от их производств и платят только за животноводческие стоки, хотя уровень загрязнения воды нитратами от интенсивного ведения зернового хозяйства достаточно высок. Нитраты в удобрениях имеют значительный удельный вес, и во многих регионах Франции становится сложно выдерживать нормы Европейской комиссии по содержанию нитратов в питьевой воде.

Зарубежный опыт свидетельствует, что подобные платежи определенным образом стимулируют производителей сокращать уровень негативного воздействия путем мобилизации денежных средств, используемых на модернизацию производств, технологий. Кроме того,для обеспечения целевого использования собранных государством средств определенная их часть непосредственно аккумулируется в специальных фондах охраны природы,имеющих национальный статус. Следует также отметить, что во всех странах, где применяются платежи за выбросы и сбросы вредных веществ с установлением ставок платы за конкретные объемы этих веществ, как правило,возникает общая проблема, связанная с осуществлением государственными органами контроля за соблюдением установленных нормативов негативного воздействия загрязнителей, то есть реальным объемом выбросов и сбросов, поскольку имеющиеся приборы и оборудование не позволяют проводить необходимые измерения с достаточной точностью даже в отношении крупных загрязнителей. Поэтому в ряде стран на постоянной основе осуществляется упрощения процедур определения указанных платежей.

В табл. 2.3 представлены перспективы использования в России зарубежного опыта оценки комплексного воздействия хозяйственной деятельности на различные компоненты окружающей среды.

Таблица 2.3. Планируемая тактика оценки комплексного воздействия НДТ при хозяйственной деятельности в России

Проблема Элемент окружающей среды Количество соединений, оказывающих воздействие Единица оценки Тактика для внедрения наилучших доступных технологий в РФ
1 Токсичность для человека Воздух 100 кг Рb-экв. Гармонизация принципа при охране воздуха
2 Глобальное потепление (изменение климата) Воздух 94 ед. СО2-экв. Возможен перенос принципа в экологический правопорядок РФ
3 Токсичность для водных объектов Водные объекты 259 м3 «условной воды» Требуется разработка методологии
4 Закисление (кислотные осадки) Воздух 2 ед. SO2-экв. Возможен перенос принципа в экологический правопорядок РФ
5 Эвтрофикация Водные объекты, воздух, почвы 12 кг (РО4)3--экв. Необходима адаптация принципа в российский правопорядок. Требуется разработка методологии отдельно для воды
6 Истощение озонового слоя Воздух 95 ед. ХФУ-11-экв. Возможен перенос принципа в экологический правопорядок РФ
7 Потенциал (вероятность) образования тропосферного озона Воздух 131 ед. этилен-экв. Возможен перенос принципа в экологический правопорядок РФ

 

Две из семи приоритетных проблем относятся к охране водных объектов. Оценка потенциала рассматриваемой технологии в отношении эвтрофикации осуществляется совместно для воздуха, почвы и воды. Токсичность для водных объектов оценивается условным количеством воды, требуемой для того, чтобы достичь концентрации загрязняющего вещества или соединения, не оказывающей токсического действия, т.е. на основе так называемого принципа «условной водоемкости».

Для оценки комплексного воздействия технологий в России предусматривается следующее:

— сокращение списка контролируемых параметров в соответствии с международными и российскими прогрессивными тенденциями. В рамках этого положения типизирован и обоснован перечень основных аналитов-маркеров, характеризующих типичные негативные воздействия технологий (табл. 2.4);

Таблица 2.4. Перечень обязательных контролируемых показателей

№ п/п Перечень обязательных показателей Ед. измерения
1 Значение рН ед. рН
2 Растворённый кислород, мг/л мгО2
3 Удельная электропроводность

или общее количество растворённого вещества

мкС×см-1

мг/л

4 Общее количество взвешенных веществ мг/л
5

6

Азот общий

или суммарно аммоний (N), нитриты (N), нитраты (N)

мг N/л

мг N/л

7

8

Фосфор общий (РО4)

или фосфаты (РО4)

мг (РО4)/л

мг (РО4)/л

9 Химическая потребность в кислороде (бихроматная) мг О2
10 Биохимическая потребность в кислороде (БПК5), мгО2 мг О2
11 Токсичность кратность

 

— использование методов единообразной оценки воздействия технологий на водные объекты для восьми наиболее существенных видов воздействия (экологических проблем): токсичность, засоление, закисление, снижение прозрачности, эвтрофирование, растворенный кислород, тепловое, радиоактивное воздействие. При необходимости возможен учет специфических отраслевых негативных воздействий (например, адсорбированных органических углеводородов (АОХ) в целлюлозно-бумажной промышленности, токсичных металлов – в машиностроении и др.);

— отказ от использования ПДКрх в пользу целевых показателей, достижимых при использовании НДТ (ЦПндт);

— использование комбинированного подхода на основе согласования целевых показателей качества сбросов сточных вод, достижимых при использовании НДТ (ЦПндт), и целевых экологических показателей (ЦЭП), свидетельствующих о не ухудшении состояния водных объектов;

— отказ от использования «фоновой» загрязненности вод в системах оценки воздействия технологий (в том числе и НДТ);

— мониторинг состояния используемых водных объектов с экологических позиций.

При этом, согласно Федеральному закону № 416, обязанность контроля и оценки состава сточных вод абонентов на соответствие установленным нормативам, а также сведениям, заявленным ими в Декларации о составе и свойствах сточных вод, закреплена за Водоканалами.

2.4. Анализ финансового состояния предприятия ГУП «Водоканал СПб» и анализ расчета платы предприятий за негативное воздействие на окружающую среду

Основные финансовые показатели ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за 5 лет представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Основные финансовые показатели ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Показатели, млн. руб. 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Выручка от реализации 20 060 22 797 23 649 25 276 24 495
Эксплуатационные расходы 17 694 19 853 19 546 21 311 23 041
Прибыль от реализации 2366 2944 4103 3965 1904
Чистая прибыль (убыток) 379 404 1074 -291 -4623
Рентабельность основной деятельности, % 13,4 14,8 21,0 18,6 8,3

 

За период 2010–2013 годов рост основных финансовых показателей обеспечивал возможность для финансирования мероприятий, направленных на достижение целевых показателей качества услуг в соответствии с долгосрочной стратегией развития предприятия. Значение показателя рентабельности основной деятельности находится на высоком уровне для организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Прибыль предприятия использовалась на выполнение работ по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, выполняемым в соответствии с инвестиционной программой.

Убыток, полученный ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2014 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности, вызван снижением выручки предприятия,получением отрицательной курсовой разницы (из-за значительного изменения на конец года курса евро:на 31.12.2014 курс евро составил 68,3427,на 31.12.2013 – 44,9699)и увеличением суммы налога на имущество (обусловлено отменой льготы по налогу на имущество).

Динамика и структура активов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отражены в таблице 2.6. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является фондоемким предприятием. Удельный вес основных средств в структуре баланса составляет более 90%.

Таблица 2.6. Динамика и структура активов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год Темп прироста, %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2013 к 2012 2014 к 2013
Нематериальные активы 374450 0,21 373521 0,19 404125 0,19 -0,25 8,19
Основные средства 159467488 90,67 175560010 91,40 200038805 93,07 10,09 13,94
Финансовые вложения 395879 0,23 117795 0,06 117795 0,05 -70,24 0,00
Отложенные налоговые активы 402022 0,23 412225 0,21 775938 0,36 2,54 88,23
Прочие внеоборотные активы 413403 0,24 403896 0,21 385346 0,18 -2,30 -4,59
Итого по Разделу 1 161056409 91,58 176870174 92,09 201760324 93,88 9,82 14,07
Запасы 1329817 0,76 1616451 0,84 1790312 0,83 21,55 10,76
Дебиторская задолженность 6629685 3,77 8183767 4,26 9175919 4,27 23,44 12,12
Финансовые вложения 922000 0,52 608000 0,32 0 0,00 -34,06 -100,00
Денежные средства и эквиваленты 5837699 3,32 4708496 2,45 2179091 1,01 -19,34 -53,72
Итого по Разделу 2 14796939 8,41 15199848 7,91 13164042 6,12 2,72 -13,39
Баланс 175873348 100,00 192070022 100,00 214924366 100,00 9,21 11,90

 

Динамика и структура пассивов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отражены в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Динамика и структура пассивов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год Темп прироста, %
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2013 к 2012 2014 к 2013
Уставный фонд 3475580 1,98 4851580 2,53 4851580 2,26 39,59 0,00
Переоценка внеоборотных активов 88630171 50,39 88461197 46,06 102190823 47,55 -0,19 15,52
Добавочный капитал 51025164 29,01 69101465 35,98 78517654 36,53 35,43 13,63
Целевые поступления 7234434 4,11 2232445 1,16 1627950 0,76 -69,14 -27,08
Резервный фонд 86339 0,05 86339 0,04 86339 0,04 0,00 0,00
Нераспределенная прибыль 2015848 1,15 1741289 0,91 -2770324 -1,29 -13,62 -259,10
Итого по Разделу 3 152467536 86,69 166474315 86,67 184504022 85,85 9,19 10,83
Долгосрочные обязательства (Итого по Разделу 4) 11263873 6,40 11157070 5,81 14180341 6,60 -0,95 27,10
Краткосрочные обязательства (Итого по Разделу 5) 12121939 6,89 14438637 7,52 16240003 7,56 19,11 12,48
Баланс 175873348 100 192070022 100 214924366 100 9,21 11,9

 

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сохраняет высокий уровень платежеспособности, о чем свидетельствуют коэффициенты платежеспособности, находящиеся в пределах установленных нормативов и свидетельствуют о достаточности средств, необходимых для проведения текущих расчетов. Коэффициент финансовой независимости имеет высокое значение, что свидетельствует об устойчивой структуре капитала организации (таблица 2.8).

Таблица 2.8. Показатели финансовой устойчивости ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Коэффициент текущей ликвидности (норматив от 1 до 2) 1,1 1,3 1,4 1,1 1,1
Коэффициент финансовой независимости 0,88 0,90 0,88 0,88 0,87
Соотношение привлеченного и собственного капитала 0,14 0,11 0,14 0,14 0,15

 

Правовые основы регулирования тарифов и общие принципы тарифной политики организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с действующим законодательством тарифное регулирование деятельности организации коммунального комплекса на федеральном уровне осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Этот федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги и контроль за их применением, устанавливает предельные индексы изменения уровня цен в среднем по субъектам Российской Федерации.

На уровне субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга — надзор и контроль за тарифной деятельностью ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляется Комитетом по тарифам Правительства Санкт-Петербурга. Отдельным распоряжением Комитет по тарифам утверждает тарифы на услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по водоснабжению и водоотведению по категориям потребителей на очередной финансовый год.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф