Заявка на расчет
Меню Услуги

Формирование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Нижнекамского муниципального района»). Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 2. Анализ поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе

2.1. Социально-экономическая характеристика Нижнекамского муниципального района

Нижнекамский муниципальный район образован в 1965 году и расположен в центральной части Республики Татарстан. Сегодня это один из наиболее развитых регионов Республики Татарстан, обладающий крупным индустриально-аграрным производством, строительной и транспортной инфраструктурой, мощным научным и образовательным потенциалом, развитой сетью здравоохранения и сферой социальных услуг [18].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Нижнекамский муниципальный район расположен в центральной части Республики Татарстан, по площади (1733,54 кв.км.) занимает среднее положение среди 43 районов. Границей Нижнекамского муниципального района с севера является река Кама, здесь проходит граница с Елабужским и Мамадышскими районами. На востоке Нижнекамский муниципальный район граничит с Тукаевским муниципальным районом, на юге-востоке – с Заинским. На юге к Нижнекамскому муниципальному району примыкает Альметьевский, на юге-западе – Новошешминский и на западе – Чистопольский муниципальные районы.

Центр Нижнекамского муниципального района – город Нижнекамск находится на левом берегу реки Кама в 250 км от столицы Республики Татарстан – г. Казань. В состав муниципального образования входят 2 городских поселения (город Нижнекамск и поселок городского типа Камские Поляны) и 15 сельских поселений из 65 населенных пунктов. Численность населения Нижнекамского муниципального района к концу 2016 года достигает более 270 тыс. человек (273479 человек) [18].

Главой Нижнекамского муниципального района, мэром города Нижнекамск является А.Р. Метшин.

Нижнекамский муниципальный район является третьим по величине и вторым по экономической значимости в Республике Татарстан. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.

Основу промышленности составляют крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли – нефтехимию и нефтепереработку, энергетику, а также мощный строительный комплекс. Крупнейшими градообразующими предприятиями Нижнекамского муниципального района являются: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», АО «ТАНЕКО», АО «Управляющая компания «Камаглавстрой», ООО «Нижнекамская ТЭЦ», филиал ОАО «ТГК-16» — Нижнекамская ТЭЦ.

Отраслевая специализация Нижнекамского муниципального района – нефтегазопереработка и нефтехимия. Объем промышленного производства составляет 667 млрд. рублей. Здесь производится около 40% синтетических каучуков России, 24% пластиков, каждая третья шина.

Нижнекамский муниципальный район является экономически самодостаточным и инвестиционно привлекательным регионом. Здесь реализуются масштабные социальные и экономические проекты.

Большое внимание на территории Нижнекамского муниципального района уделяется созданию необходимой для развития малого бизнеса инфраструктуры. Создан и успешно функционирует Индустриальный парк «Камские Поляны».

В таблице 3 представлены основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района за 2014-2016 годы.

Из таблицы 3 видно, что число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения уменьшилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 4,77%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 1,93%.

Таблица 3 ‑ Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Нижнекамского муниципального района за 2014-2016 гг. [20]

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение
2015-2014гг. 2016-2015гг.
Абс. изм. (+/-) Темп прироста, % Абс. изм. (+/-) Темп прироста, %
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. 283 269,5 264,3 -13,5 -4,77 -5,2 -1,93
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, % 15,9 15,8 14,5 -0,1 -0,63 -1,3 -8,23
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, руб. 147487 352333 479704 204846 138,89 127371 36,15
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории НМР, % 62 74 76,5 12 19,35 2,5 3,38
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, руб. 28361,5 30553 34952,8 2191,5 7,73 4399,8 14,40

 

Наблюдается снижение доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций района на 0,1% в 2015 году и на 1,3% в 2016 году.

Положительным является рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций в 2015 году на 2191,5 руб., а в 2016 году на 4399,8 руб.

По данным Росстата, на 1 декабря 2016 года численность населения Нижнекамского муниципального района составляет 273479 человек (рис. 3). Такая динамика численности постоянного населения в период 2010-2016 гг. связана с естественным приростом (8521 чел.). К 2018 году ожидается незначительный прирост численности населения, который составит 274 100 человек.

Рисунок 3 – Численность постоянного населения Нижнекамского муниципального района за 2007 2016 гг. (в абс.)

 

Возрастная структура за 10 лет изменилась в сторону уменьшения контингента трудоспособного и роста пожилого возраста. Численность лиц трудоспособного возраста в 2016 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 14631 чел. и составила к концу 2016 года 164866 чел. (рис. 4).

Рисунок 4 – Численность постоянного трудоспособного населения (мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года) за 2007 2016 гг. (в абс.) [23]

Таким образом, Нижнекамскому муниципальному району присущи все основные демографические тенденции, характерные для Республики Татарстан и России в целом. Уменьшается численность населения трудоспособного возраста за счет оттока молодежи в другие города и районы, сокращается численность женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах, увеличивается доля пожилого населения.

При успешной реализации программы модернизации здравоохранения, ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения рождаемости и уменьшения смертности населения района. Вместе с тем, необходимо поддержание демографического роста путем пересмотра системы социальных услуг и создания условий для остановки оттока трудоспособного населения.

В Нижнекамском муниципальном районе присутствует ряд ключевых проблем, большинство из которых характерны в целом для Республики Татарстан. Среди них:

— профессиональное образование, не ориентированное на экономику;

— монопрофильная структура экономики;

— загрязнение окружающей среды в связи с размещением крупных промышленных предприятий;

— износ основных производственных фондов на отдельных предприятиях;

— низкая инновационная активность предприятий;

— дефицит квалифицированных кадров рабочих профессий;

— диспаритет цен между низкой ценой реализации сельхозпродукции и высокими тарифами на энергоресурсы;

— нехватка высококвалифицированных специалистов на селе;

— низкая оплата труда в сельхозпредприятиях;

— износ сельскохозяйственной техники;

— отсутствие роста малых предприятий в ведущих отраслях экономики;

— неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы;

— уровень безработицы и обеспечения занятости населения (уровень безработицы хотя и имеет тенденцию снижения, но ситуация на рынке труда остается нерешенной, к примеру, в сельском хозяйстве из-за сезонности продолжает иметь место скрытая форма безработицы);

— недостаточное количество промышленных площадок и индустриальных парков;

— низкий уровень развития туристско-рекреационного комплекса;

— отсутствие условий для развития транзитных функций, формирования крупных транспортно-логистических узлов на пересечении железнодорожных, воздушных, автодорожных, речных и морских путей.

Главные конкурентные преимущества Нижнекамского муниципального района – удобное географическое положение, промышленный центр, наличие свободных земельных участков для инвестирования позволяет рассматривать район как территорию, привлекательную для проживания населения и ведения бизнеса (рис. 5).

Рисунок 5. Конкурентные преимущества Нижнекамского муниципального района

 

Перспективы района тесно связаны с возможностями использования имеющегося потенциала развития. Возможность развития транспортной инфраструктуры, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей среды призваны в итоге, улучшить условия проживания населения района.

Таким образом, преимущество Нижнекамского муниципального района – это опыт реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, имеющих мультипликативный эффект. В районе реализован проект, способный создать точки роста для малого и среднего бизнеса: Индустриальный парк Камские Поляны. «Индустриальный парк «Камские Поляны» — комплекс (с единой инфраструктурой) современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли.

2.2. Анализ развития малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе

Нижнекамский муниципальный район стремится быть лучшим метом для жизни людей и продолжать развиваться как регион роста экономики и центр развития. Развитие малого предпринимательства в районе играет важную роль, позволяет формировать средний класс собственников, что в свою очередь является базой устойчивого общества, способствует диверсификации экономики, образованию рабочих мест и тем самым, улучшению качества жизни населения района, что является главной целью развития НМР.

Сравним показатели развития малого и среднего бизнеса в Нижнекамском муниципальном районе и Республике Татарстан в таблице 4.

На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса составляет всего 13,5% — что, по сравнению с другими района республики является низким показателем и, несмотря на проводимую работу, в Нижнекамском муниципальном районе существуют следующие вопросы, замедляющие развитие данного направления:

— несбалансированная активность малого и среднего предпринимательства на определенных секторах экономики;

— низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;

— недостаток и ограниченность финансовых ресурсов, в том числе высокая процентная ставка кредитных продуктов для субъектов МСП;

— отсутствие местных программ поддержки на развитие предпринимательской деятельности;

— высокая стоимость услуг по обслуживанию объектов инфраструктуры.

Таблица 4 ‑ Сравнительные показатели развития малого и среднего бизнеса в Нижнекамском муниципальном районе и Республике Татарстан за 2016 год

Показатели Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан
Доля малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте 13,5% 25,7%
Оборот малых и средних предприятий 41,8 млн. руб. 636,5 млн. руб.
Темп роста в сопоставимых ценах к предыдущему году 100,8% 112,1%
Среднесписочная численность работников малых предприятий 12891 чел. 331179 чел.
Среднемесячная заработная плата одного работника по малым предприятиям 27837,7 руб. 26241,2 чел.

 

Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач, посредством создания необходимых мер поддержки и организации достаточных условий для комфортного ведения бизнеса, стимулирующих межотраслевую конкуренцию и обеспечивающих в доступе к ресурсам, государственному имуществу. В связи с чем, основными задачами в данном направлении является снижение административных барьеров путем совершенствования нормативной правовой базы деятельности субъектов малого предпринимательства; налоговые преференции; финансовая поддержка в виде предоставления грантов для открытия бизнеса; осуществление мер, направленных для облегчения получения доступа к объектам инфраструктуры.

Анализ процессов, происходящих в экономике Нижнекамска и Нижнекамского района, позволяет утверждать, что малое предпринимательство в регионе уже сформировалось.

По данным органов управления экономического развития Нижнекамского муниципального района общее количество малых предприятий в 2016 году составило 1515 единиц экономически активных малых предприятий (рис. 6).

Рисунок 6. Динамика роста количества малых предприятий в Нижнекамском муниципальном районе за 2014-2016 гг. [23]

В структуре малых предприятий наибольшую долю заняли предприятия:

оптовой и розничной торговли – 28%; строительные организации – 20%; предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 21%;  предприятия обрабатывающих производств – 12% (рис. 7).

Рисунок 7. Структура малых предприятий в Нижнекамском муниципальном районе в 2016 году

 

В таблице 5 представлены данные о развитии малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе за последние три года.

Таблица 5 ‑ Основные показатели деятельности малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе за 2014-2016 годы

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение (+,-) Темп прироста,%
2015 г. – 2014 г. 2016 г. – 2015 г. 2015 г. / 2014 г. 2016 г. / 2015 г.
Количество малых предприятий, единиц 1425 1574 1515 149 -59 10,46 3,75
Оборот малых предприятий, млрд. руб. 20,62 23,9 26,04 3,28 2,14 15,91 8,95
Среднесписочная численность работников, чел. 12444 12717 12891 273 174 2,19 1,37
Средняя заработная плата одного работника по малым предприятиям, руб. 26872,4 27078,7 27837,7 206,3 759 0,77 2,8

 

Из таблицы 5 видно, что, количество малых предприятий, несмотря на увеличение в 2015 году, в 2016 году снизилось. Среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила в 2016 году 12891 человек, что выше уровня 2015 года на 1,37 %. Оборот малых предприятий составил в 2016 году 26,04 млрд. руб., что выше уровня 2015 года на 8,95 % в сопоставимых ценах.

Уменьшение количества малых предприятий в 2016 году связано с тем, что некоторые предприятия становятся банкротами (ликвидируются), вместо них появляются новые, а иногда и превышают их количество. Но, в большинстве случаев у новых предприятий, не хватает средств для развития и реализации товаров или услуг, не все могут позволить себе нанять дополнительный персонал, попробовав свои силы в бизнесе многие предприниматели, не достигнув своей цели ликвидируются. Все эти причины говорят о том, что снижение роста малых предприятий указывают на отрицательную тенденцию развития малого предпринимательства в целом. В процентном отношении показатели снижаются, и это может привести к отрицательному результату, если не предпринять никаких мер. Чтобы этого не случилось, необходимо кардинально пересмотреть программы по поддержке малого бизнеса и принять те условия, которые наиболее выгодны для развития малых предприятий, особенно в условиях кризиса.

2.3. Оценка формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе

Ежегодно в Нижнекамском муниципальном районе реализуются механизмы прямой финансовой поддержки малого предпринимательства.

Основным мероприятием на протяжении последних 3-х лет является программа субсидирования авансового платежа по договору лизинга оборудования «Лизинг-грант». Ежегодно по данному направлению в НМР поддержку получают около 30 предпринимателей.

Мероприятие направлено на поддержку субъектов малого предпринимательства по приоритетным видам экономической деятельности – сельское хозяйство, производство, в том числе химия и нефтехимия (переработка полимеров), пассажиро- и грузоперевозки (в случае приобретения автомобиля, работающего на газомоторном топливе), а также медицинские услуги и IT-сфера.

В 2016 году в рамках программы «Лизинг-грант» были установлены особые условия субсидирования для:

а) предпринимателей, реализующих проекты по созданию семейных животноводческих ферм в рамках программы поддержки по линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ:

— до 70% от суммы договора лизинга;

б) резидентов промышленных площадок муниципального уровня:

— до 50% от суммы договора лизинга

Важным направлением финансовой поддержки предпринимателей, занятых в производственной сфере, является субсидирование до половины затрат резидентов промышленных площадок, связанных с приобретением оборудования (поддержку в 2016 году получили 2 предпринимателя).

По результатам реализации мероприятий поддержку получили 33 предпринимателя НМР на общую сумму 53014 тыс. руб. (таблица 6).

Таблица 6 — Объем финансирования мероприятий поддержки субъектов малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Направления поддержки 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение (+,-) Темп прироста, %
2015 г. – 2014 г. 2016 г. – 2015 г. 2015 г. / 2014 г. 2016 г. / 2015 г.
Прямая финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства (Лизинг-грант, субсидирование покупки оборудования, Фонд поддержки предпринимательства) 48664 47694 53014 -970 5320 -1,99 11,15
Создание и развитие объектов имущественной поддержки предпринимательства 42156 104801 55217 62645 -49584 148,60 -47,31
Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства 36108 51233 30177 15125 -21056 41,89 -41,10
Прочие мероприятия, направленные на поддержку малого предпринимательства 2587 5410 7815 2823 2405 109,12 44,45

 

Кроме мер прямой финансовой поддержки в республике постоянно проводится кампания по информационной поддержке предпринимательства: форумы, конференции, круглые столы, посвященные, в том числе проблемным вопросам развития предпринимательства

В качестве создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, в Нижнекамском муниципальном районе была утверждена муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Нижнекамского муниципального района на 2014-2017 годы». Одним из основных направлений программы является развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также информационная и консультационная поддержка субъектов предпринимательства.

В целях поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе в 2016 году был открыт Центр по поддержке и развитию предпринимательства. Открытие центра поддержки предпринимательства – это отправная точка в реализации новой политики и стратегии Нижнекамского муниципального района в развитии малого и среднего бизнеса.

В «Центре развития предпринимательства» в ближайшем будущем планируется объединить: местное отделение Центра поддержки предпринимательства, Департамент торгово-промышленной палаты, отделение Третейского суда, общественный совет предпринимателей города и района, общественную приёмную Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей, отдел торговли и потребительских услуг Исполнительного комитета НМР. Одна из основных задач «Центра развития предпринимательства», оказание консультативных услуг населению, занятому в малом и среднем бизнесе по принципу «одного окна».

Предприниматели могут получить в Центре услуги по 134 позициям. Это и образовательные программы, и подготовка персонала для предприятий, и услуги по развитию инвестиционных проектов, и услуги по решению административных вопросов для бизнеса, и помощь в стартап проектах и выставках, а также юридические и бухгалтерские услуги.

Курирует новый проект отдел по поддержке и развитию предпринимательства Исполнительного комитета.

В составе центра работают:

— представительство торгово-промышленной палаты региона Закамья и РТ;

— отдел по поддержке и развитию предпринимательства Исполнительного комитета;

— отдел торговли и услуг Исполнительного комитета;

— специалисты МФЦ для бизнеса;

— специалисты по юридическим и бухгалтерским консультациям;

— специалисты по продвижению стартап проектов;

— специалисты по реализации проекта «Фабрика предпринимательства»;

— специалисты по привлечению резидентов в промышленные площадки «Нижнекамск» и Индустриальный парк «Камские Поляны».

Прийти в центр и получить поддержку можно совершенно бесплатно – за исключением ряда специальных услуг.

Задачи Центра по поддержке и развитию предпринимательства на 2017 год:

— создание 100 новых предприятий;

— привлечение 50 миллионов рублей;

— увеличение доли малого предпринимательства в районе на 3 %;

— инвестирование в малый и средний бизнес.

За поддержкой в Центр по поддержке и развитию предпринимательства можно не только прийти, но и позвонить – по бесплатному номеру. В нижнекамском центре внедрена запатентованная отечественная система call-центра, которая являет собой не только удобный рабочий инструмент, но и наглядный пример успеха бизнесменов из соседних Набережных Челнов.

Центр поддержки и развития предпринимательства открылся сравнительно недавно и эффективность его функционирования пока не выявлена.

В настоящее время в НМР существуют нерешенные проблемы развития малого предпринимательства, которые обусловлены рядом причин:

— ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам из-за отсутствия должного залогового обеспечения, высокой минимальной суммы кредита, сложной процедуры оформления кредита;

— низкий уровень развития микрофинансирования малых предприятий;

— недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

— проблема качества продукции и продвижения ее на региональный, российский и международный рынки;

— дефицит квалифицированных кадров;

— недостаточный уровень профессиональной подготовки;

— высокая стоимость энергетических ресурсов (ГСМ, электроэнергия, газ), что приводит к росту себестоимости продукции;

— ограниченное количество инновационных проектов субъектов малого предпринимательства, имеющих коммерческие перспективы;

— трудности в получении документов согласовательного и разрешительного характера;

— недостаточная государственная поддержка малого бизнеса. Практически единицы предпринимателей знают о программе поддержки малого предпринимательства и принимают в ней участие;

— высокий уровень конкуренции;

— высокая арендная плата как офисных, так и складских помещений.

Таким образом, в настоящее время в Нижнекамском муниципальном районе внедряются современные формы поддержки малого предпринимательства, но предстоит еще большая работа, чтобы увидеть результаты данных нововведений и большинство проблем малых предприятий так еще и не нашли своего решения. Вследствие не решенных проблем и наступившего финансового кризиса наблюдается снижение количества субъектов малого предпринимательства, что в дальнейшем может отрицательно отразиться на экономическом состоянии Нижнекамского муниципального района.

В связи, с чем в следующей главе выпускной квалификационной работы предложим рекомендации по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе.

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в городе Нижнекамске

Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование позволило выявить ряд трудностей в системе формирования и поддержки малого предпринимательства на территории Нижнекамского муниципального района. К выявленным проблемам принадлежат такие как слабый механизм поддержки малого предпринимательства, недостаточная осведомленность субъектов малого предпринимательства, образование административных барьеров.

На территории Нижнекамского муниципального района возможно функционирование различных учреждений поддержки малого предпринимательства, которые позволили бы разрешить большую часть проблем, таких как предоставление льготных кредитов, образовательные и консультационные услуги. Конструктивное участие малых предприятий Нижнекамского муниципального района в данных программах, возможно при условии информированности о них. Обычно, руководители малого предпринимательства располагают слабым или искаженным понятием о данных структурах и их деятельности и не ожидают поддержки от данных учреждений. В результате проведенного анализа определился круг функций местных органов управления по содействию экономическому развитию малым предприятиям:

– содействие малому предпринимательству и его развитию;

– привлечение инвесторов и создание бизнес-профилей территории;

– создание базы данных с сведениями касательно специфики отраслей;

– создание места обращений для индивидуальных предпринимателей со всеми появляющимися вопросами;

– консалтинг по теме создания собственного предприятия;

– обеспечение информационно-справочным материалом;

– освоение и нахождение в запасе территорий для размещения ремесленных и индустриальных предприятий и для иной промышленной деятельности;

– поддержка при обращении в государственные учреждения для получения разрешений;

– создание специальных групп по обмену опыта работы;

– организация межрегиональных ярмарок [17, c. 135].

Среди форм развития малого предпринимательства в Нижнекамском муниципальном районе можно выделить бизнес–инкубаторы, технопарки, ассоциации и фонды поддержки малого предпринимательства, франчайзинг, международные и региональные маркетинговые информационные центры (таблица 7).

Таблица 7 ‑ Популярные формы поддержки развития малого бизнеса, необходимые для применения в Нижнекамском муниципальном районе

Форма поддержки Преимущества для малого предпринимательства Ограничения использования
Ассоциации малого бизнеса Организационные преимущества

Повышение кредитных возможностей

Слабая популярность

Узкие возможности

Бизнес–инкубаторы, технопарки Общая инфраструктура

Оснащенные офисы

Данные организации могут иметь целевое направление, что препятствует диверсификации
Франчайзинг Торговая марка

Управление

Технологии

Инвестиции (ограниченно)

Потеря самодостаточности

Строгое распределение прибыли

Контроль за работой предприятия

МИЦ (маркетинговый информационный центр) Консалтинг

Обеспечение информацией

Снижение издержек на внешние взаимодействия (затраты на поиск информации, регулярный обмен ею с партнерами, постоянный мониторинг конкурентной среды, изменения внешней среды)

Ограничения технологического характера (пропускная способность каналов связи и их надёжность)

Издержки применения (подключения к Интернету)

Односторонность взаимодействия

 

Помощь бизнес–инкубаторов малому предпринимательству Нижнекамска должна выражаться в обеспечении недорогих по цене аренды помещений в центрах, обладающих развитой инфраструктурой.

Именно в России, и особенно в Нижнекамске, открытие бизнес-инкубатора будет успешным. В Нижнекамском муниципальном районе имеются пустые неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Зачем осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, если имеется возможность применять существующие для этих целей производственные мощности. Имеется ряд преимуществ функционирования бизнес-инкубатора в Нижнекамском муниципальном районе, представленных в таблице 8.

Таблица 8 ‑ Преимущества функционирования бизнес-инкубатора в Нижнекамском муниципальном районе

Преимущества Описание
Предложение производственных площадей и аренда — обеспечение всеми коммуникациями;

— подключение стационарного телефона (оплата за телефонные переговоры будет взиматься отдельно);

— использование бытовых помещений (кухня, комната для переговоров и др.);

— использование секретариата (ежедневное почтовое обслуживание);

— консультации, опосредование контактов и другие сервисные услуги со стороны бизнес-инкубатора.

Привлекательная инфраструктура — гибкое, индивидуально ориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг;

— современная инфраструктура с современным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон, почта;

— современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету;

— современные помещения для ведения переговоров;

— совместные бытовые помещения;

— привлекательный внешний вид и положительный имидж.

Предложение сервиса и обслуживания — опосредование контактов с потенциальными деловыми партнерами;

— поддержка при решении административных и правовых проблем;

— получение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированные журналы, Интернет);

— подготовка и сопровождение при переговорах с банками;

— предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам предпринимательской практической деятельности, учебные программы, включаю производственно-экономические и правовые вопросы;

— организация совместного участия в выставках и ярмарках;

—  поддержка при разработке бизнес–планов и стратегий.

 

Таким образом, предприниматель попадает в среду, которая дает возможность с самого начала сконцентрироваться на собственных производственных задачах. Уже существующие организационные рамки и многократные эффекты синергии, возникающие в результате соседства с другими предпринимателями, которые сталкиваются с похожими проблемами, снижают риски провала предприятий на стадии развития [28, c. 64].

Конкретные меры по поддержке малого предпринимательства со стороны Нижнекамского муниципального района и создания благоприятного предпринимательского климата представлены в таблице 9.

Таблица 9 ‑ Меры по поддержке малого предпринимательства со стороны Нижнекамского муниципального района

Меры поддержки малого предпринимательства Описание
Устранение административных барьеров — предоставление льготных услуг по государственной регистрации новых субъектов малого предпринимательства;

— создание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;

— пакетное оформление документов в согласующих инстанциях для группы малых предприятий.

Информационное обеспечение управления малым бизнесом — проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса для оценки и прогноза развития;

— представления органам власти обоснованных рекомендаций по развитию сферы потребительского рынка;

— учет мнения предпринимательской общественности при принятии решений, затрагивающих интересы малого бизнеса;

— совместное формирование, обсуждение, реализация программ и планов развития территории;

— информирование о запланированных или планируемых к реализации крупных проектах для привлечения их в качестве инвесторов.

Материально–финансовая поддержка — организация фонда нежилых помещений в муниципальном округе для размещения субъектов малого предпринимательства;

— предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства;

— оказание финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансирования их венчурных проектов;

— компенсация снижения процентной ставки по банковским кредитам;

— разработка и внедрение механизма доступа субъектов малого предпринимательства к получению городских заказов.

Развитие инфраструктуры для малого бизнеса — оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения;

— создание бизнес-интернет центра для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к деловым информационным ресурсам в Интернете, а также к дистанционным средствам обучения и консультирования;

— создание консультационно–правового центра для обеспечения доступа малых предприятий к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам в области гражданского, налогового, трудового законодательства;

— развитие различных форм бизнес-инкубирования.

Продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий — поддержка в установке деловых контрактов;

— становление одобрительного публичного мнения и распространение идей предпринимательства;

— осуществление конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса»;

— применение имеющейся инфраструктуры связей с общественностью местной администрации для движения товаров, работ, услуг местных компаний.

 

Еще одной проблемой формирования бизнеса на территории считается низкая управленческая культура подобных предприятий, малое применение инструментариев маркетинга, финансового, проектного и стратегического менеджмента.

Имеющаяся инфраструктура местной администрации может быть применена для продвижения товаров местных предприятий. Эта мера, с одной стороны, увеличит значительность муниципальных стендов, щитов, привлечет дополнительные ресурсы на функционирование, их обновление, а с другой – будет содействовать увеличению производительности местных предприятий. В органах местной администрации могут формироваться систематические встречи с главами малых предприятий, целью которых будет являться не только рассмотрение проблем и взаимодействие по каким-нибудь важным вопросам, но и семинары-консультации по менеджменту [28, c. 66].

В Нижнекамском муниципальном района торговые предприятия сосредоточены в основном вдоль центральных автомагистралей и на центральной площади, оставляя «белой» глубину муниципального образования. Между тем, по проведенным маркетинговым исследованиям, именно там сосредоточен неудовлетворенный спрос. Причиной непривлекательности отдаленных от центра мест являются: несконцентрированные людопотоки, ветхий жилой фонд, социально неблагополучный состав жителей отдельных домов.

Таким образом, существенную помощь в решение рассмотренных выше проблем малого предпринимательства мог бы оказать бизнес-инкубатор.

На сегодняшний день тема открытия бизнес-инкубатора в г. Нижнекамске является наиболее актуальной. В апреле 2016 года было проведено собрание членов общественного совета предпринимателей, где был поставлен вопрос открытия бизнес-инкубатора в городе, как одного из более результативных инструментариев содействия и развития малого предпринимательства. Бизнес-инкубатор позволяет, во-первых, заложить основание новейшей генерации субъектов малого предпринимательства, во-вторых, помочь уже работающим предпринимателям и, в-третьих, разрешить многочисленные общественные и экономические проблемы муниципального образования.

Бизнес-инкубатор дает клиентам все самое нужное: помещение, оргтехнику, услуги бухгалтера, консультанта, юриста, аудитора, маркетолога, поддерживает в финансировании проектов.

Значимость бизнес-инкубатора в формировании новых малых предприятий на территории муниципального образования заключается не только в конкретной инкубации, но и в том, что за счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора фирм, местное самоуправление сможет проявлять содействие тем фирмам, функционирование которых отвечает приоритетам развития территории [14, c. 230].

Что касается поддержки уже работающих малых предприятий, то почти все бизнес-инкубаторы оказывают услуги не только инкубируемым компаниям, но и всем остальным заинтересованным предпринимателям. Данная роль инкубатора — как бизнес-центра и бизнес-консультанта — является очень важной для небольших муниципальных образований, где слабо сложена разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности.

При участии муниципальных органов в бизнес-инкубаторе в роли учредителя или партнера у них возникает возможность осуществлять свою политику в экономической сфере, а именно, способствуя занятости населения и, непрямым образом, — увеличению прибыльной части муниципального бюджета. Помогая новым предпринимателям, бизнес-инкубаторы занимаются непосредственным формированием новых предприятий и рабочих мест.

Продвижение предпринимательства увеличивает инвестиционную привлекательность территории, а вовлечение инвесторов считается одной из главных задач администраций муниципальных образований. Хотя при решении данной задачи основная масса из них встречается с некоторыми серьезными трудностями. У начинающих предпринимателей почти нет шансов привлечения денежных ресурсов для личных проектов на рациональных соглашениях, и они должны искать вспомогательные источники финансирования.

В подобной обстановке бизнес-инкубатор способен оказать начинающим предпринимателям помощь в привлечении кредитов и займов, применив последующий механизм. Бизнес-инкубатор, выступает как гарант возврата кредита, держит под контролем целевое применение средств, а предприниматель с первых шагов приобретает знания о работе с классическими источниками финансирования [14, c. 232].

Помимо этого, работники бизнес-инкубатора смогут помочь предпринимателю безошибочно оформить заявление на получение льгот, предоставляемых местным самоуправлением, и пройти все требуемые согласовывания в муниципальном образовании.

В отдельных случаях бизнес-инкубаторы смогут также посодействовать предпринимателям с привлечением иных видов ресурсов: человеческих, материальных и нематериальных.

Реализуя лизинговые программы (независимо или вместе с лизинговыми фирмами), бизнес-инкубаторы смогут содействовать получению нужного для производства оборудования. И при этом бизнес-инкубатор оказывает содействие развитию инкубируемых фирм, помещая данное оборудование на собственной территории и обеспечивая его ввод в работу, а предприятие — клиент в силах распоряжаться оборудованием по своему решению после полной оплаты его цены.

Преимущества приобретает также и лизинговая компания, т. к. она повышает свою клиентскую базу, покупая оборудование для компаний-клиентов бизнес-инкубатора, и бережет средства за счет того, что часть ее функций (в том числе контроль) осуществляет руководство бизнес-инкубатора (а именно, бизнес-инкубатор держит под контролем результативность применения оборудования и совершение лизингополучателем графика лизинговых платежей).

Кроме этого, бизнес-инкубатор может независимо активизировать создание предприятий по выработке целиком новых товаров или услуг в итоге исследования изменений развития рынка, навыка работы в иных регионах и обмена сведениями с муниципальными властями.

Методика работы в данном случае заключена в том, что эксперты бизнес-инкубатора просчитывают бизнес-план, выделяют требуемые ресурсы и далее занимаются выбором предпринимателей, способных воплотить в жизнь проработанный проект.

Бизнес-инкубатор оказывает малым предприятиям на льготных условиях серию услуг, включающих аренду офисных и производственных помещений, полностью оборудованных подходящими коммуникациями и оборудованием, подготовка и разнообразные бизнес-услуги (канцелярия и ведение бухучета, информационные, консультационные, правовые, рекламные услуги и т. д.). В деятельности бизнес-инкубатора как сервисной организации, главной задачей представляется нахождение средств финансирования (до его выхода на безубыточность) и выбор варианта его расположения [14, c. 233].

Бизнес-инкубатор может располагаться на выделенных руководством муниципального образования площадях уже имеющихся зданий, что даст возможность сохранить средства муниципального бюджета и наиболее качественно применять существующие нежилые и производственные помещения. Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов.

Таким образом, предлагается открыть бизнес-инкубатор в г. Нижнекамск в здании Дома Быта. На сегодняшний день в этом здании начались ремонтные работы, планируется увеличить количество офисных помещений, полезную площадь помещений. Стоимость реконструкции и ремонта здания составит около 40 млн. руб.

Предлагается привлечь 10 млн. руб. из регионального бюджета Республики Татарстан и 30 млн. руб. из средств федерального бюджета.

Бизнес-инкубатор даст около 150 офисных рабочих мест, к тому же здесь возможно разместить еще и лабораторно-производственные участки. Площадь бизнес-инкубатора составит более 6000 м2.

В структуре бизнес-инкубатора будут находиться три главных структурных блока:

1. Административный. Включает руководство бизнес-инкубатора и обслуживающую техническую службу.

2. Консультативно-сервисный. Включает внутренние службы или внешние фирмы.

В их функции входят:

— обеспечение вновь создающихся предприятий и фирм юридическим адресом;

— оформление требуемой для регистрации документации;

— распределение помещений и оборудования;

— предоставление секретарских услуг;

— налаживание и ведение бухгалтерского учета;

— обеспечение рекламы;

— продвижение продукции предприятий-клиентов;

— поиск российских и иностранных партнеров для осуществления инвестиционных проектов и т. д.

3. Курирующий. Включает в себя:

— малые предприятия, создаваемые в бизнес-инкубаторе;

— малые предприятия, ставшие арендаторами бизнес-инкубатора;

— внешние субъекты малого предпринимательства, не арендаторы, но участники бизнес-инкубатора;

— субъекты малого предпринимательства, вышедшие из бизнес-инкубатора, но поддерживающие с ним формальные и неформальные отношения.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф