Заявка на расчет
Меню Услуги

Понятие и виды социального обслуживания населения и организация помощи нуждающимся гражданам. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


1.3 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАИЯ И ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Наиболее крупными международными актами в сфере социального обслуживания являются [28]:                                                                                           —

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, в 22-й статье которой говорится о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, закрепляющий право всех на социальное обеспечение и социальное обслуживание, гарантирующий достаточный уровень жизни.

— Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, которая обязывает государства обеспечить ребенку защиту и поддержку, необходимую для его гармоничного развития и благополучия. Конвенция провозглашает, что дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.

— Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам.

— Европейская социальная хартия провозгласила и гарантирует социальные права человека, включая право на социальное обслуживание. Хартия обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги как через государственные учреждения, так и через благотворительные и негосударственные. В Европейской социальной хартии показаны особенности социальных прав различных категорий граждан. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.

В Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда закрепляется право человека на отдельные виды социального обслуживания (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, права инвалидов на профессиональную реабилитацию и трудоустройство, протезно-ортопедическую помощь, права на медицинскую помощь, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.), на профессиональную реабилитацию и занятость инвалидов, на минимальные нормы социального обеспечения, медицинской помощи, различные виды пособий.

Для построения правового государства необходимо ориентироваться на международное право.

Российская правовая основа социального обслуживания включает федеральное законодательство, региональное и муниципальное законодательство, локальные акты учреждений:

— Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [1], закрепляющая право граждан на труд, здоровье, образование, жилье и иные социальные права. В Конституции наряду с другими важными правами человека также говорится о праве на социальное обслуживание как элемента социально-правового статуса гражданина. Статья 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 39 Основного Закона гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 41 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Общие положения Конституции получили развитие в принимаемых на её основе различных нормативных актов.

— Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» № 442 ФЗ от 28 декабря 2013 года [2] закладывает основы системы социального обслуживания в стране, закрепляя принципы социального обслуживания, определяя полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области социального обслуживания, формулируя основные понятия социального обслуживания, выделяя права получателей и поставщиков социальных услуг, закрепляя формы социальных услуг и их функции и т.д. Данный федеральный закон стал шагом к формированию новой системы социального обслуживания, позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания. Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг. Законом также предусмотрено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, базирующееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ). Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [27] определяет общие принципы социальной поддержки данной категории получателей социальных услуг, меры и содержание социальной поддержки, в том числе социальное обслуживание. Дополнительные гарантии по социальной поддержке данной категории граждан представляют собой совокупность социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.

— Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» [4] и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [6] закладывают основы оказания социальных услуг пожилым гражданам. Закон «О ветеранах» не раскрывает подробно механизма обеспечения ветеранов мерами социальной поддержки, а только определяет круг лиц, на которых распространяется действие Закона, и декларирует их основные права и гарантии.

— Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» [5] закрепил нормы международного законодательства в этой области и гарантируют достойные условия для жизнедеятельности людям с ограниченными возможностями. В рамках этого был разработан проект «Доступная среда», целью которого является создание условий, инфраструктуры для свободной реализации своих возможностей людям с ограниченными возможностями. В законе даются понятие «инвалид». Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

— Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8] устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, в нём содержится определение понятия «социальные службы для детей».

— Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [9] определяет порядок деятельности организаций системы профилактики безнадзорности, правила производства по делам несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временного содержания.

Помимо Федеральных законов приняты и действуют подзаконные акты, регулирующие вопросы в сфере социального обслуживания, например, к ним относятся [32]: Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; Постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»; Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»; Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (в ред. от 01.01.2015); Постановление Минтруда РФ от 29.марта 2002 г. №25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», в нём определен перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания.

Огромное значение в правовой основе имеют стандарты социального обслуживания. В настоящий момент в РФ разработаны ГОСТы по социальному обслуживанию всех категорий получателей социальных услуг на федеральном и национальном уровнях. Нормы Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» [11] закрепляют возможность субъектов РФ самостоятельно принимать нормативно-правовые акты в области социального обслуживания населения на территории субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Субъекты РФ принимают законы о социальном обслуживании на своей территории, уточняя перечень услуг в их регионе, перечень поставщиков социальных услуг, порядка оказания социальных услуг и тарифов на социальные услуги, если оказываются на возмездной основе. Так, в Красноярском крае принят Закон Красноярского края от 16.12. 2014 № 7-3023 «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае» [34]. Главная цель такого регулирования — повышение степени социальной защиты граждан. Эти акты предусматривают дополнительные, повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. Региональными нормативными актами устанавливаются дополнительные гарантии и принципы социального обслуживания для граждан конкретного субъекта, увеличивается круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, вводятся дополнительные виды социального обслуживания.

Действующий Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения (например, социальная служба, социальное обслуживание, трудная жизненная ситуация и др.), виды социальных услуг, учреждения социального обслуживания и категории клиентов (получателей) социальной службы.

Муниципальными органами и учреждениями могут издаваться постановления (распоряжения) и положения [26], регламентирующие работу организаций социального обслуживания. В основном в муниципалитетах социальные услуги оказывают государственные бюджетные учреждения – комплексные центры социального обслуживания. Они принимают Устав, положения о деятельности различных отделений в комплексном центре и перечни документов для предоставления услуг, а также различного характера договоры [29].

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

2.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОМОЩИ (ПОДДЕРЖКИ) НУЖДАЮЩИМСЯ ГРАЖДАНАМ

 

Многие учёные (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, М.В.Филиппова) [17,22] не признают помощь самостоятельной организационно-правовой формой социального обеспечения, руководствуясь источником финансирования, который является важным, но не единственным признаком для выделения организационно-правовых форм. При характеристике организационно-правовой формы финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от круга лиц, входящих в сферу охвата.

Государственная социальная помощь оказывается за счет средств бюджетов различных уровней, но это не значит, что она поглощается государственным социальным обеспечением особых субъектов (различных категорий государственных служащих и др.).

Государственная социальная помощь, как указано в законе, предоставляется в целях поддержания уровня жизни малоимущих лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, адресного использования бюджетных средств, создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства.

При отсутствии средств существования в объеме прожиточного минимума нуждающиеся граждане приобретают право на различные виды социальной помощи:

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии);

— натуральные выдачи (топливо, одежда, обувь, медикаменты, продукты и пр.).

Независимо от индивидуального или среднедушевого дохода отдельным категориям граждан (инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и др.) предоставляется набор социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение и др.).

Источником финансирования всех видов социальной помощи служат бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федеральных законов — «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ (ред. от 01.04.2019); «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10. 1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019 г.)

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ (последняя редакция) и других нормативных правовых актов [27].

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования федерального минимума оплаты труда, определения размеров базовой части трудовых пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне, а также формирования федерального бюджета.

Потребительская корзина в целом по РФ и в субъектах РФ определяется для основных социально-демографических групп населения не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов и утверждаемых Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Основанием для оказания социальной помощи и социального обслуживания являются:

1) нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах в связи с трудной жизненной ситуацией лица;

2) заявление лица о предоставлении социальной помощи и социального обслуживания;

3) решение компетентного органа социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи, обслуживания.

Бедность (нуждаемость) как основание возникновения правоотношения по социальной помощи должна базироваться на соотношении всех доходов лица с прожиточным минимумом, установленным в нормативном порядке на федеральном и региональном уровнях. Многие из субъектов РФ приняли региональные законы о прожиточном минимуме и законы о социальной помощи нуждающимся (малообеспеченным) жителям региона.

Государственная социальная помощь предоставляется гражданам, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. При исчислении доходов лица учитываются все доходы, полученные им в денежной, натуральной формах, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ. Порядок определения среднедушевого дохода регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи» .

Другим основанием возникновения социальной помощи может служить необходимость в дополнительных затратах, которые вызваны трудной жизненной ситуацией. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т.д.). При этом в законах субъектов РФ нередко в понятие «адресная социальная помощь» включается система мер социальной поддержки не только малоимущих граждан, но и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно в определение трудной жизненной ситуации включается и малообеспеченность лица наряду с иными обстоятельствами. Это еще один аргумент в пользу общего характера социальной помощи и социального обслуживания.

Для оказания социальной помощи необходимо волеизъявление лица и решение службы социальной защиты. По Федеральному закону «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
(в ред. от 01.04.2019) социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина органами социальной защиты населения по месту жительства или пребывания лица. Решение должно быть принято органами социальной защиты населения в 10-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки нуждаемости лица — в 30-дневный срок.

Для предоставления социального обслуживания действует и принцип его адресности: принимается конкретное решение в отношении каждого обратившегося лица после проверки его нуждаемости или обстоятельств, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, в которой оказался гражданин. Орган социальной защиты населения вправе отказать в социальной помощи трудоспособным лицам, не желающим интегрироваться в общество.

Субъектами по оказанию социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой — социальные службы. Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанных судом недееспособными, представляют их законные представители. Таким образом, самостоятельное обращение за социальной помощью (социальная дееспособность) связано с возрастным критерием — достижением 14 лет — и волевым.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальные службы — это государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин. Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. Их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.).

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды; социально-бытового обслуживания; материальной помощи; социалього обслуживания на дому; специализированного стационарного социального обслуживания; протезирования, ортезирования и протезостроения; технических средств реабилитации; специального транспортного обслуживания; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения; специальные профессиональные образовательные учреждения; поддержки семьи, женщин и детей; реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов.

Определяются следующие формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания в условиях круглосуточного пребывания (домах-интернатах, пансионатах, больницах для хронических больных);

4) срочное социальное обслуживание для оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающихся в социальной поддержке;

5) социально-консультативная помощь, направленная па адаптацию инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к изменению социально-экономических условий;

6) предоставление жилой площади в специальных домах-интернатах.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту инвалида и состоянию его здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга инвалидов.

Дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов — медико-социальные учреждения, предназначенные для постоянного проживания престарелых инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В дома-интернаты общего типа принимаются пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Психоневрологический интернат — это медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниям и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний.

Детские дома-интернаты, а также реабилитационные школы для умственно отсталых детей создаются для детей-инвалидов, которые по роду своего заболевания могут воспитываться, получать образование и навыки самообслуживания только в специализированных учреждениях, где реабилитация начинает производиться с раннего возраста — в первую очередь, развитие навыков самообслуживания, личной гигиены, привитие культуры поведения.

Нестационарные: центры социального обслуживания населения осуществляют организационную и практическую деятельность по оказанию социальной помощи различных видов гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, престарелым, инвалидам

Патронаж — это вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. Патронаж занимает одно из основных мест в социальном обслуживании инвалидов, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию. Социальные работники регулярно (обычно не реже двух раз в неделю) посещают таких клиентов.

Нуждающимся гражданам оказывается социальная помощь разных видов:

— материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи;

— социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

— предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовых, социально-медицинских и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания клиентам по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

— реабилитационные услуги по оказанию помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Спектр социальной помощи постоянно расширяется: материальная помощь, социально-медицинская услуга, социально-медицинский патронаж, социально-психологическая услуга, социально-психологическое консультирование, психологическое консультирование, психодиагностика и обследование личности, психологическая коррекция, психотерапевтическая помощь, психопрофилактическая и психологическая работа, психологический тренинг, социально-психологический патронаж, социально-педагогическая услуга, социально-педагогический патронаж, социально-бытовая услуга, социально-правовая услуга, социально-правовой патронаж, срочная социальная услуга, консультирование, социальный патронаж.

Предприятия, организации также вправе оказывать социальную, чаще материальную, помощь своим работникам, в том числе и бывшим — пенсионерам, как на основании коллективного договора, так и «по доброй воле» работодателя.

Социальная помощь предоставляется бесплатно в объеме регионального стандарта (минимума) социальных услуг. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно Федеральному Закону РФ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г. № 272-ФЗ — лицам, официально признанным инвалидами, гарантируется перечень реабилитационных услуг и социальных льгот на бесплатной основе в пределах федерального перечня реабилитационных мероприятий инвалидов.

На договорных началах социальное обслуживание предоставляется за плату в двух случаях. Во-первых, любое социальное обслуживание в частных социальных службах является платным. Во-вторых, в государственных и муниципальных социальных службах на договорной платной основе обеспечивается социальное обслуживание двум категориям лиц: тем, чем среднедушевой доход превышает установленный региональный прожиточный минимум, и лицам, получающим социальные услуги сверх региональной базовой программы.

Платные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно, но в рамках требований, установленных государственными стандартами социального обслуживания.

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает

— выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

— профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

— надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

— организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

— консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

— участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

— подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

— родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

— социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

— медико — социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

— предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

— распространение среди населения медико — психологических, педагогических и иных знаний;

— изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

— участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

— формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

— предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

— социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

— социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально — бытового, социально — медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— консультативная помощь по вопросам социально — бытового и социально — медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально — правовой защиты;

— реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживание базируется на принципах:

— равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

— доступности;

— добровольности;

— содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

— адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

— гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

— профилактической направленности;

— законности и учета международных стандартов.


1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф