Заявка на расчет
Меню Услуги

Построение и содержание учебников по литературе. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


В плане содержания возникает вопрос о качестве обработки иллюстраций, а также их адекватности тексту. Работа профессионалов отличается высоким качеством, стилистическим единообразием и соответствием содержанию. Некачественные, разностилевые иллюстрации ухудшают эстетику издания и его информационность.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Размер и форма иллюстраций также имеют свои особенности. Связанные с текстом иллюстрации могут быть заверстаны в текст или расположены на полосах вкладками (отдельно по одной или группами). Размер их определяется исходным размером источника и значимостью их содержания. Применяются два принципиальных подхода: 1) максимально экономный, стандартизованы и простой (для служебных иллюстраций в учебных, научных и деловых изданиях); 2) художественный, где признаком художественности служит неповторимость и оригинальность каждой художественной композиции.

Важна также и оценка качества изображения. Этот фактор определяется качеством печати, обработки, верстки и исходного материала. Критерии оценки здесь различны, так как зависят от многих организационных и экономических условий. Но особое внимание следует уделить аккуратности и оригинальности верстки. Минимальное требование к исполнению иллюстраций – различимость ключевых содержательных элементов. Например, портрет, на котором невозможно узнать изображаемого человека, или чертеж, на котором мелки детали плохо видно. Такие иллюстрации неинформативные и неэстетичные.

Особого внимания заслуживает цвет иллюстраций. По цвету изобразительных элементов иллюстрации делятся на черно-белые и цветные. Безусловно, многокрасочный рисунок дает гораздо больше информации чем черно-белый. При воспроизведении изображений животных, растений достаточно, чтобы цвет давал ясное представление об окраске изображаемого объекта. При репродукции произведений живописи необходима точность даже в цветовых оттенках. На чертежах, схемах и подобных им иллюстрациях цвет играет другую роль. «Он нужен для того, чтобы лучше выделить главное, по-разному показать элементы изображения, имеющие функционально различное назначение» [13]. На двухкрасочных чертежах и схемах первый цвет, как правило, черный. Второй – должен быть хорошо виден на белой бумаге и заметно отличаться от черного цвета.

В изданиях с многокрасочными или двухкрасочными иллюстрациями цвет служит и для оформления заголовков, акцентируемых участков текста, сигнальных знаков и т.п. Таким образом, цвет используется, прежде всего, в познавательных и методических целях. Но необходимо, чтобы сочетание цветов было гармоничным и делало книгу более эстетичной.

Более широкая возможность воспользоваться многокрасочными иллюстрациями ставит перед редактором новые вопросы. Ему приходится думать о том, какие книги целесообразно выпустить с цветными иллюстрациями, для какой цели, как использовать цвет. Редактор также должен определить, достаточно ли точен по цвету многокрасочный оригинал, если от этого зависит познавательная ценность иллюстрации. Наконец, «редактор должен ясно представить, пригоден ли многокрасочный оригинал для репродуцирования и насколько точно может быть воспроизведена расцветка оригинала теми полиграфическими средствами, которые доступны издательству» [13].

Реализация дидактических задач иллюстративного ряда обеспечивается определенной направленностью отбора иллюстраций и порядком их расположения, обработкой содержания иллюстраций, усиливающей их наглядность.

Важны общие принципы конструирования визуального ряда, принятые для издания в целом, а также для каждой подрисуночной подписи. Рисунки могут также отражать характеристики, раскрытые в тексте. Данный прием позволяет обеспечить за счет иллюстрации несколько задач: конкретизировать, расширить и дополнить рассуждение, общее раскрыть частными характеристиками, уточнить понятия.

Важнейшее значение имеют подписи к иллюстрациям. Подписи представляют собой словесные характеристики иллюстраций и позволяют достичь устойчивой связи их с текстом. В.Г. Бейлинсон утверждает, что «характер отношений, распределение функций между иллюстративным материалом и подрисуночной подписью является главным в конструировании этого элемента, превращении всех подписей к иллюстративному материалу в определенную, точно функционирующую систему» [6, 113].

Прямой зависимости между иллюстрациями и подписями к ним нет. Иллюстрация может выступать в роли любого компонента учебной книги, в том числе и основного текста. Подрисуночная подпись здесь может выступать как элемент пояснительного или дополнительного текста. Поэтому независимо от того, в качестве какого элемента выступает подрисуночная подпись, она всегда должна сопровождать иллюстрацию или серию изображений. Но, к сожалению, это правило плохо соблюдается. Почти каждый третий действующий учебник подписей к иллюстрациям не имеет. К таким относятся и учебники литературы 6 и 7 класса, автора Л.А. Симаковой [54], [55].

По доминирующей функции подписи к иллюстрациям распределяются на три группы [6, 114]:

А. – служащие точности и целостности восприятия иллюстрации, пониманию, запоминанию и применению информации, заложенной в ней;

Б. – выполняющие роль средства сочетания наглядно-образного и логического для решения познавательных и прикладных задач;

В. – организует выполнение различных работ в процессе обучения.

Для реализаций этих функций используются подрисуночные подписи в качестве 1) вопросов-заданий, 2)упражнений заданий, 3) инструктивно-методических материалов (отсылки к определенным частя текста и другим компонентам данной книги, даже изданиям данного учебного комплекта), 4) средства организации связей между компонентами учебной книги, прежде всего между иллюстративным материалом и текстом.

И.А. Жарков выделяет пять звеньев подписи под иллюстрацией [18]:

  • условно-сокращенное название (рис.1);
  • порядковый номер (без №);
  • собственно подпись;
  • экспликация (пояснение деталей);
  • дополнительные сведения о графических сюжетах («картина хранится в коллекции НН»).

Состав подписи зависит от вида литературы. Порядковый номер нужен, чтобы можно было сослаться на рисунок, подпись дает характеристику

В педагогической литературе принципы использования изображений в обучении обычно рассматриваются в связи с вопросом о наглядности в обучении. Неправильно сводить понятие наглядности материала только к возможности «увидеть материал глазами». Наглядное – это то, что влияет на работу всех органов чувств человека и опирается на его индивидуальный жизненный опыт.

Для анализа роли иллюстраций полезно из всего материала, содержащегося в учебниках, выделить три группы [6, 124 — 129]:

а) материал «предметно-описательный» — рассказ о тех или иных особенностях изучаемого объекта лингвистического, биологического, физического или какого-либо иного. Материала этой группы много в учебниках по географии, биологии, трудовому обучению. Роль иллюстраций здесь ясна. Необходимо продемонстрировать особенности изучаемых объектов. В большинстве случаев целесообразность применения иллюстраций к такому материалу очевидна, так как никакое словесное изложение не может показать объект, как это может сделать изображение. Несколько сложнее обстоит дело, если описываются объекты, недоступные по своим размерам (или каким-либо другим особенностям) для непосредственного восприятия органами чувств человека. К таким объектам относят, например, часть света (при изучении географии), клетку (при изучении биологии), атом (в физике) и т.д. При демонстрации на изображении таких объектов происходит сознательное «видоизменение». Следует помнить, что невозможно показать любой из изображенных объектов во всей полноте, со всеми его особенностями. Графический язык иллюстраций к подобному материалу может быть самым разнообразным: от цветных фотографий до условных схем. Выбор того или иного языка определяется интересами наиболее полной и точной передачи необходимых сведений, эстетическими требованиями и экономическими соображениями.

б) материал, описывающий характер связи между объектами и предметами – в большинстве случаев «материальный облик» у описываемого явления отсутствует. Трудно показать, как выглядят землетрясения, производственные отношения и т.д. На изображении могут быть продемонстрированы проявления действий закономерностей или явления. При попытке иллюстрирования такого материала часто происходит своеобразная «подмена» предмета изображения. Таким образом, можно утверждать, что иллюстрирование закономерностей, явлений, процессов в ряде случаев возможно и необходимо, но связано с большими трудностями по сравнению с иллюстрированием предметно-описательных материалов.

в) материал «рассуждающий» воспроизводящий логику рассуждения, — наиболее сложен для иллюстрирования. Говоря об иллюстрировании «рассуждающего» вида, хочется обратить внимание на то, что в ряде случаев ни в словесном тексте, ни в иллюстрации «рассуждающего» материала нет. Но объединение того и другого создает для ученика «рассуждающую» ситуацию. Например, в учебнике литературы 7 класса, автора Л.А. Симаковой, после рассказа А.П. Платонова «Юшка» в одном из заданий спрашивается: «8. Почему художник изобразил Юшку на лоне природы? Чем нравится вам эта иллюстрация?» [55, 374]. При ответе на этот вопрос у ученика возникает необходимость рассуждать.

Аналогичные ситуации возникают при формировании циклов иллюстраций. Иначе говоря, в этих случаях следует говорить не об иллюстрировании «рассуждающего» материала, а о создании в учебнике ситуации, при которой ученик вынужден рассуждать.

Следующим этапом работы над иллюстрированием учебника является завершение составления автором списка иллюстраций, сдаваемого одновременно с рукописью. Для учебников по чтению, языку, литературе материал и эскизы не представляются, в списке определяются только темы изображений.

Несколько слов о проблемах этого рода. Известно, что от того, в каком соседстве на странице или на развороте двух страниц окажется тот или иной текст, та или иная иллюстрация, в определенной степени зависит, как именно прочтет и усвоит предмет изложения ученик. При неудачном соседстве замедляется работа с учебником, теряется интерес к нему, искажается память учеников к тому, что было изложено. Все особенности пространственного объединения разнородных компонентов в рамках единой книги решаются специально в ходе работы, которая называется макетированием.

В.Г. Бейлинсон считает целесообразным издательскую работу над иллюстрациями и их списком проводить в следующем порядке: «1) редакторская корректировка списка иллюстраций; 2) изготовление макета одновременно с художественной корректировкой списка иллюстраций; 3) изготовление эскизов и оригиналов иллюстраций» [6, 133].

Таким образом, при оценке иллюстративного материала учебника для средней общеобразовательной школы необходимо учитывать содержание учебного предмета, ступень обучения, специфику читательского адреса и функции иллюстраций. Также, большое внимание следует уделить размещению иллюстраций, их качеств и выбору цвета изобразительных элементов. И, кроме того, необходимо опираться на особенности этапа познания предмета.

3.3. Анализ художественно-технического оформления издания

Технология создания современного учебника тесно пересекается с проблемами качества издательского оформления и полиграфического исполнения изданий. Издательское оформление учебника направлено на решение следующих задач: «Сделать учебник удобным для чтения; облегчить учащемуся работу над учебным материалом; сделать учебник достаточно прочным; сделать учебник красивым» [57, 157].

Также как и размер иллюстраций, размер шрифта оказывает большое влияние на удобочитаемость учебника, а формат – на удобство пользования учебником. Акцентирование некоторых элементов текста заставляет учащихся обратить на них особое внимание.

Шрифт служит не только для передачи информации, но он и воздействует на читателя, рождая в нем зрительные образы. Это возникает, во-первых, вследствие абстрактной формы букв: мягкой, круглой, тонкой, сильной, резкой, элегантной или грубой. Во-вторых, у определенного шрифта может быть предыстория, эмоциональная окраска, он может вызвать у учеников ассоциации, связанные с каким-либо изданием, напечатанным данным шрифтом.

Грамотный выбор и рациональное применение средств оформления служат тому, чтобы текст читался легко и был понятен.

При оценке шрифтового дизайна издания необходимо выявить гарнитуры используемых шрифтов, их начертания, кегль. Для каждого текстового элемента в книге (основной текст, контрольные вопросы, сноски и т.д.) используется свой стиль шрифтового выделения.

Важнейшие требование к шрифту как элементу оформления книги – его удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность, экономичность. Рассмотрим каждый из них.

Удобочитаемость шрифта зависит от ряда условий. На нее влияют и особенности набора и отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги), и условия чтения (например, степень освещенности). «Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка» [13].

Решающим фактором удобочитаемости является не размер шрифта сам по себе, а соотношение между размером шрифта и интерлиньяжем, а также размером шрифта и длиной строки. При длинных и очень длинных строках более важным всегда становится интерлиньяж – то, насколько читателю легко найти начало следующей строки.

Существенную роль играет и соотношение между межсловным расстоянием и интерлиньяжем. Здесь действуют следующие общие правила типографики [57, 161]:

  • межсловное расстояние должно быть заметно меньше интерлиньяжа;
  • чем длиннее строка, тем больше должен быть интерлиньяж;
  • чем короче строка, тем меньше может быть интерлиньяж.

Для того чтобы образы слов воспринимались однозначно школьниками, слова в тексте следует пространственно отделять друг от друга, т.е. межсловные расстояния должны быть больше, чем при форматировании книг для взрослых читателей.

Очень важное условие удобочитаемости шрифта – ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность непременно должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся и умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), и обоснованные различия букв по ширине, и разнообразие форм концевых элементов (например, наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), и форма выносных элементов.

Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство — очень сложная задача, решение которой требует большого художественного такта и мастерства.

Художественные требования к шрифту. Шрифт служит, прежде всего, средством воспроизведения определенной информации – текста печатного произведения. Вместе с тем рисунок каждого шрифта имеет свой художественный облик, который позволяет характеризовать шрифт как монументальный, декоративный, динамичный, статичный и т.п. Обладая художественным обликом, рисунок шрифта в той или иной мере участвует в создании и дизайна печатного произведения.

Рисунок шрифта, как и графическое искусство в целом, претерпел в ходе своего развития значительные стилевые изменения. При этом шрифты различного назначения изменялись в разной степени. Рисунок шрифта всегда связан с другими графическими элементами книги (орнаментом, иллюстрацией) как в плане стиля, техники и манеры исполнения, так и в плане пространственно-цветового решения композиции.

При выборе шрифта необходимо учитывать: «художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и — в зависимости от этого — характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей» [15]. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.

В зависимости от особенностей данной книги те или другие из указанных требований должны учитываться в первую очередь. Издания для детей, учебники для школы исключают применение всех недостаточно удобочитаемых шрифтов с усложненным рисунком.

Наиболее труден выбор гарнитуры шрифта для литературно-художественных изданий и книг по искусству, так как рисунок шрифта здесь требует большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения.

В большинстве книжных изданий (в том числе в учебных, научных, научно-справочных изданиях и т.д.), в оформлении которых в соответствии со структурой текста основную роль играет удобочитаемость шрифта, все элементы текста, в том числе специальные знаки, а также заглавие книги, чаще всего набираются одной гарнитурой. Гарнитурой называется «совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях» [66].Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле – русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки. Наиболее часто используются следующие гарнитуры:

  • Литературная — для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий, а также малоформатных, нормативных, периодических и литературно-художественных изданий;
  • Школьная — для набора учебников начальной и средней школы, изданий для детей, художественной и научно-популярной литературы, нормативных изданий и массовых иллюстрированных журналов;
  • Балтика и Таймс — для набора художественной и научно-популярной литературы;
  • Обыкновенная новая — для набора всех видов книжно-журнальных изданий, кроме учебников для начальной и средней школы до 9-го класса, карманных и нормативных изданий; и другие.

Например, в учебниках литературы 6 – 8 классов автора Л.А. Симаковой на концевом титульном листе указывается, что используется гарнитура школьная [54], [55], [56].

Необходимое условие художественной ценности шрифта — его графическое единство. Графическое единство шрифта выражается и в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, соединительных), и в одинаковой (оптически) высоте однородных букв (прописных, строчных), и в одинаковом характере наплывов, и в одинаковой форме каждой группы концевых элементов, и в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что «при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквенными просветами» [13]. Наоборот, шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее. Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми. Это относится ко всем видам печати.

Повышенное внимание к технологичности шрифта, вполне закономерное при быстром развитии полиграфической техники и росте тиража изданий, привело к созданию и широкому применению довольно многочисленной группы, так называемых малоконтрастных шрифтов.

Экономичность типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Начертание и кегль шрифтов заслуживают отдельного внимания. Разберем эти понятие подробнее.

По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяют на такие группы [13]:

— по постановке основных штрихов различают шрифты прямого и курсивного начертания. В курсивных шрифтах основные штрихи букв расположены наклонно. Кроме того, почти во всех гарнитурах строчные курсивные буквы по форме несколько отличаются от печатных прямых и приближаются к скорописи.

— по насыщенности различают шрифты светлого, полужирного и жирного начертания. В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее чем вдвое меньше ширины внутрибуквенных просветов. В полужирных шрифтах толщина этих штрихов лишь немного уступает ширине внутрибуквенных просветов или равна ей. В жирных шрифтах толщина основных штрихов больше ширины внутрибуквенных просветов.

— по ширине различают шрифты нормальные, узкие и широкие. Ширина шрифта характеризуется отношением ширины буквы (считая по букве средней ширины, например «н») к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы обычно составляет приблизительно 3/5—5/6, в узких шрифтах — меньше 3/5, в широких — превышает» 5/6 ее высоты.

Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине. Шрифты других начертаний нужны в книге главным образом для выделений в тексте, заголовков, а также для оформления ее внешних элементов. Пропорции, свойственные шрифту в прямом светлом нормальном по ширине начертании, невозможно полностью сохранить в его других начертаниях. В частности, шрифт в курсивном, а тем более в полужирном и жирном начертаниях должен быть шире, чем в светлом прямом начертании. В противном случае курсивный шрифт будет казаться слишком узким, а полужирный и тем более жирный — слишком грубыми, непропорциональными.

Размер (по высоте), или кегль, типографского шрифта выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах и квадратах (квадрат равен 48 пунктам) [13]. Размер типографского шрифта принято указывать сокращенно, например, шрифт, кегль которого равен 10 пунктам, обозначается как шрифт кг. 10. Говоря, что кегль данного шрифта равен тому или другому числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшие пробелы сверху и снизу, необходимые для образования нормальных промежутков между строками. Во многих случаях эти пробелы частично тоже заняты изображением буквы.

Шрифты крупнее кг. 10 применяются как текстовые главным образом в изданиях для детей. Так, кг. 12 набираются учебники для начальной школы и книги для детей младшего школьного возраста. Иногда шрифт кг. 12 применяется в изданиях по искусству большого формата с очень длинной строкой (8 квадратов и больше). При такой длине строки шрифт кг. 10 плохо читается, кроме того, при большом формате и длинной строке он кажется несоразмерно малым.

Еще более крупные шрифты — кг. 14, 16, 20 — применяются как текстовые в основном в букварях.

По назначению шрифты подразделяются на:

  • текстовые — для набора текста;
  • титульные — для набора обложек, титульных листов, шмуцтитулов и т.п.;
  • акцидентные — для набора малых форм (аттестатов, дипломов, бланков и т.д.), оформительских и рекламных работ.

В учебниках по литературе для средней школы, автора Л. А. Симаковой используется гарнитура школьная, кегель 10 – тексты произведений. Но в текстах с дополнительным или теоретическим материалом используется кегель 8. По начертанию шрифты в этих учебниках используются прямые, светлые нормальные и по ширине [54], [55], [56]..

Еще один важный элемент технического оформления издания – оценка геометрии наборной полосы. Она складывается соотношением размера полей, количества колонок, размером и расположением колонтитулов и колонцифр. Критерием оценки служит длина наборной строки, оптимальный размер которой при стандартных средних форматах равен 55-60 знакам — это наиболее удобный и привычный для читателя размер. Размер полей образуется разницей между форматом полосы и форматом полосы набора (размером страницы и длиной строки). Размер строки определяется также кеглем основного шрифта, поэтому форматы полосы и строки, кегль основного шрифта и размер полей взаимосвязаны. Для достижения оптимального количества знаков в строке можно увеличить или уменьшить шрифт (в пределах 8-12 кегля), а можно изменить размер полей или формат книги. Кегль шрифта без крайней необходимости менять нежелательно, поэтому непропорциональность геометрии полосы набора чаще всего выражается в зрительно заметном уменьшении полей.

Увеличение полей может быть сознательным решением дизайнера, такой приём часто применяется в подарочных и высокохудожественных изданиях, но превышение размера полей 1/4 полосы нежелательно. Поля могут быть разными по размеру, и их соотношение тоже влияет на общую композицию. Так, зримое несоответствие верхнего и нижнего полей, также как корешкового и наружного, создаёт очевидную диспропорцию. При этом необходимо помнить о том, что размеры полей должны соответствовать требованиям стандартов.

Размеры полей в учебниках по литературе для 7 и 8 класса, автора Л. А. Симаковой составляют 11х16 мм, а в учебнике по литературе для 6 класса размеры составляют 11х18 мм [54], [55], [56].

Колонтитул как отдельный элемент дизайна должен быть достаточно заметен и зримо отделён от основного текста. Колонцифра традиционно располагается в верхней или нижней части корешкового поля, нарушение этой традиции свидетельствует о стремлении к нестандартности оформления, но в некоторых случаях — о попытке упростить вёрстку.

Ещё один показатель правильной геометрии полосы — оптическая плотность (цветовая насыщенность) текста. Она создаётся соотношением длины строки, интерлиньяжа и размера полей. Одинаково некрасивы и неудобны слишком плотная экономичная вёрстка и чрезмерная величина интерлиньяжа, полей и кегля шрифта, которые часто используют для «раздувания» объёма книги.

Также важно определить способы выделения начала и конца текстовых фрагментов. К числу таких фрагментов относят книги, части, главы, параграфы, пункты и абзацы. Их начало обозначается с помощью шмуцтитулов (добавочный титул в старопечатных книгах, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи), спусков, отступов, отбивок и заголовков. Крупные фрагменты (книги, части) могут начинаться со шмуцтитула, главы — с закрытого или открытого пробела. Параграфы, пункты, рассказы и статьи в сборниках могут начинаться с новой страницы без спуска, либо верстаться «в подборку» с отбивками. Заголовки издания представляют собой крупнокегельный текстовый набор. По размещению в тексте выделяют несколько основных типов заголовков [16]:

  • шапка– заголовок вверху спускового пробела начальной полосы;
  • набранные в подбор к тексту – набранный в одну строку выделительным шрифтом с последующим текстом после точки;
  • «форточка»– заголовок-врезка с оборкой основным текстом. Применяется в учебных изданиях, содержащих материал со сложными взаимосвязями;
  • «фонарики»– расположенный на поле страницы заголовок, применяемый в изданиях с большим числом мелких иллюстраций на полях, а также в учебных изданиях с мелкими заголовками-тезисами;
  • заголовок с абзаца отдельной строкой— помещается отдельной строкой между окончанием последнего абзаца одного раздела и началом первого абзаца следующего раздела (см.Приложение 8)

Заголовки наименьшего разряда часто верстаются в строку с основным текстом и выделяются только шрифтом. Небольшие безымянные фрагменты отделяют отбивками, звёздочками, линейками и графическими маркерам. Например, в учебнике литературы 6 класса автора Л.А. Симаковой стихотворения Алексея Толстого не имеют названия и отделяются тремя звездочками — * * *  [54,  219-220]. Абзацы традиционно начинаются с отступа, а перечисления могут выделяться маркерами (галочками, точками, звёздочками).

Заголовки выделяются гарнитурой, начертанием и кеглем шрифта, выключкой, рамками, фоном, цветом и дополнительно — отбивками разного размера. Совокупность шрифтовых и нешрифтовых средств выделения должна образовывать единообразную иерархическую систему стилей, обозначающих соподчинённость заголовков. Недостатками в плане выделения фрагментов можно считать отсутствие этих выделений, а также разностильное и бессистемное выделение равноценных фрагментов.

Конец текстового фрагмента может быть обозначен отбивкой от последующего, а если фрагмент достаточно велик или важен по смыслу (рассказ, статья), то желательно использовать концевую страницу — то есть неполную страницу не менее 1/3 высоты или сокращённую не менее чем на 3 строки. В хорошо оформленных изданиях для обозначения конца фрагмента применяют небольшие стилизованные рисунки, фигурные линейки и другие графические элементы. Так, в учебнике литературы 8 класса автора Л.А. Симаковой, в конце раздела применяется орнамент в виде четырех завитков [56].

И в завершении процесса происходит оценка качества верстки. В понятие качества верстки входят требования к аккуратности, единообразию и оригинальности. Оригинальность в данном случае понимается как отличие стиля оформления и размещения материалов от стиля аналогичных изданий. При этом оформление однотипных элементов в самом издании должно быть единообразным во всех отношениях. Аккуратность — это, прежде всего, соблюдение правил вёрстки текста (размера отступов, отбивок, выравнивание строк и т. д.), а также отсутствие висячих строк, слишком коротких концевых строк и страниц, буквы не должны «налезать» на рамки и линейки, а текст — на иллюстрации (если только это не сознательный прием оформления заголовков или подписей). Экономичность в данном случае выражается, прежде всего, в экономии бумаги: неоправданно большие пробелы, поля и спуски, короткие концевые страницы, размещение небольших иллюстраций на отдельных полосах, пробелы слева и справа от иллюстраций при вёрстке «вразрез» могут дать значительный перерасход материалов.

При оценке качества верстки в учебниках литературы для средней школы, автора Л. А. Симаковой, можно сказать следующее: учебники сверстаны аккуратно, соблюдены правила верстки текста, висячие строки отсутствуют, буквы не «налезают» на рамки и линейки; при верстке учитывалась и экономия бумаги – отсутствуют пустые страницы, лишние пробелы, поля и спуски, размещение больших иллюстраций на отдельных листах [54], [55], [56]..

В конечном итоге работа над версткой книги сводится к трем стадиям [19]:

  • разработка стиля оформления;
  • заполнение страниц текстом, расстановка иллюстраций, сносок и других уникальных элементов оформления;
  • просмотр верстки и ее корректировка.

Таким образом, при проектировании издания необходимо учитывать целый ряд взаимосвязанных компонентов, заложенных в концепцию издания. К таким относятся оценка шрифтового дизайна, а именно его удобочитаемость, художественные требования, технологичность и экономичность; выбор шрифта, гарнитуры, кегеля; оценка геометрии наборной полосы; способы выделения начала и конца текстовых фрагментов (части, главы, заголовки) и  самый трудоемкий процесс – оценка качества верстки.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф