Выводы
Изучение теории учебной литературы позволило систематизировать следующие данные.
По целевому назначению и характеру информации выделяют программно-методические, учебно-методические, обучающие и вспомогательные издания.
Читательский адрес представляют как обучаемые (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации), так и обучающие (учителя школ, преподаватели вузов и др.).
Учебник – основной и особый вид учебной литературы — выполняет одновременно несколько функций: информативную, управляющую, развивающую, коммуникативную, воспитательную, функцию дифференциации обучения и функцию индивидуализации обучения.
Хрестоматия – это дополняющий вид издания, который является сборником текстов, иллюстрирующих и конкретизирующих содержание учебника. В нее обычно включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъяснения.
Учебное издание — система знаний и при его конструировании необходимо учитывать специфику предметной области дисциплины. Учебные издания конструируются с учетом особенностей содержания (информации), выполняемых изданием функций, учитывается его целевое назначение, категории обучаемых, а также возможности используемых элементов.
Изучение практического использования учебной литературы (на примере учебников по литературе для средней общеобразовательной школы 6, 7 и 8 классов автора Л. А. Симаковой) позволило сделать следующие выводы.
Для грамотного построения учебного издания следует учитывать внешние и внутренние факторы, а также особенности оформления.
К внешним факторам относят организацию учебного процесса, тираж издания, особенности полиграфии учебника, экономические возможности и т.д.
К внутренним факторам относят особенности построения учебного издания как исходного материала для будущего издания: такие приемы, как вопросы перед параграфом и в конце параграфа, вопросы по ходу изложения материала, хрестоматийные отрывки, основной текст, иллюстрации и т.д.
При организации учебного процесса в учебном издании немаловажную роль играет методика преподавания. Было выявлено три основных метода проведения занятий по литературе: лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы. Помимо этих методов существуют еще несколько вариантов, например метод художественной интерпретации, метод литературного поиска, метод творческого чтения, исследовательский метод и т.д. Каждый из методов способствует усвоению знаний, изучению литературных произведений.
Фактический материал в учебном издании используется с целью иллюстрации мысли, в качестве примера, с чисто информационной целью. Основные требования к фактам – функциональная содержательность, яркость, выразительность, наглядность, доступность читателю, усиливающие действенность текста.
Язык учебника должен быть ясным, точным, в меру образным и эмоциональным, повышающим интерес учеников к излагаемому материалу. Отсюда – требования к редакторскому анализу: начинать с определения общих и специфических особенностей языка и стиля текста, избегать субъективности в стилистических оценках, осторожно пользоваться правилами и рекомендациями нормативной стилистики и знать приемы анализа, помогающие замечать и устранять ошибки.
Особый аспект редакторской работы с текстом учебника – анализ терминов и понятий. Вводить термины в учебники для средней школы следует через определение или научное описание. Предпочтение при отборе должно быть отдано терминам на родном языке обучаемых. В учебниках для средних и старших классов используется дополнительный способ пояснения терминов – этимологический, т.е. через происхождение слова. Термины и понятия в учебнике выполняют функцию системообразующего элемента, они акцентируют внимание учеников на отдельных фрагментах текста.
Структура учебника обычно описывается в виде набора следующих компонентов: основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки.
В структуре учебника должны найти отражение ряд логических (каждая часть должна охватывать законченный объект изучения и быть ступенью в познании предмета) и методических требований (каждый параграф должен совпадать с объемом материала, изученного на уроке).
Особое внимание редактор должен уделить заголовкам. Каждый заголовок формулируется так, чтобы мысль, выраженная им, была наглядной.
Обязательной частью учебника является введение. Его цель рассказать, что изучает данная наука, каково ее назначение для общества и в жизни каждого человека. Внутри параграфа материал должен излагаться так, чтобы у учащихся были условия самостоятельного изучения предмета.
Обучающие издания должны представлять в комплексе систему достоверных теоретических и практических знаний, которым придано соответствующее художественно-техническое оформление.
Аппарат учебного издания включает предисловие, примечание, заключение, оглавления, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений и условных обозначений, систему рубрикации и шрифтовые выделения, а также в него входят обложка, титульный лист, аннотация и выходные сведения. Аппарат ориентировки является средством привлечения, сосредоточения внимания учащихся при работе с учебным материалом.
В учебном издании используются все виды иллюстраций: предметные, абстрактные, а также чертежи, схемы, карты. Иллюстрации выполняют в учебном издании познавательную, дополняющую, углубляющую, систематизирующую, воспитательную, мотивационную и эстетическую функции. В процессе разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. Фрагменты иллюстрирования должны быть определены заранее, подход к отбору желателен единый. Немаловажным является размещение иллюстраций в тексте: изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе; иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом. Еще одним важным фактором являются источники иллюстраций. Иллюстрации может подготовить автор, профессиональный фотограф или художник. Они могут быть взяты из доступных архивов, скопированы из других изданий. Особого внимания заслуживает цвет иллюстраций. По цвету изобразительных элементов иллюстрации делятся на черно-белые и цветные. Цвет используется, прежде всего, в познавательных и методических целях.
При оценке шрифтового дизайна издания необходимо выявить гарнитуры используемых шрифтов, их начертания, кегль. Для каждого текстового элемента в книге (основной текст, контрольные вопросы, сноски и т.д.) используется свой стиль шрифтового выделения. Важнейшие требование к шрифту как элементу оформления книги – его удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность, экономичность. Шрифты подразделяются на несколько групп: по начертанию, по назначению.
В процессе редактирования важно определить способы выделения начала и конца текстовых фрагментов. К числу таких фрагментов относят книги, части, главы, параграфы, пункты и абзацы. Их начало обозначается с помощью шмуцтитулов, спусков, отступов, отбивок и заголовков.
В завершении процесса происходит оценка качества верстки. В это понятие входят требования к аккуратности, единообразию и оригинальности. Оригинальность в данном случае понимается как отличие стиля оформления и размещения материалов от стиля аналогичных изданий. При этом оформление однотипных элементов в самом издании должно быть единообразным во всех отношениях.
Таким образом, исследование учебников по литературе для средней общеобразовательной школы 6, 7 и 8 классов автора Л. А. Симаковой позволило установить, что оптимальными параметрами их редакторской обработки являются: точное и сугубо конкретное определение вида издания, его целевого назначения и читательского адреса, а также дальнейший поаспектный анализ издания, в ходе которого приоритетное внимание редактора должно быть отдано углублению и конкретизации содержательной стороны (текстовый и фактический материал, терминология) путем совершенствования формальной (структура и рубрикация, язык и стиль) и художественно-технической (шрифты, выделения, иллюстрирование, аппарат издания).
Предметный указатель
Аппарат учебного издания
- предисловие
- рубрикация
- оглавление (содержание)
- библиография
- указатели
- выделения
- приложения
- задания и упражнения
- вопросы – задания
- заключение
Вспомогательные издания
- сборники задач и упражнений
- хрестоматии
- книги для чтения
- практикумы
Дефиниция
Доступность языка
Заголовки
Иллюстративный материал
Иллюстрация
Кегль
Методика преподавания
- лекционный метод
- метод литературной беседы
- метод самостоятельной работы
Методы обучения литературе
- исследовательский метод
- метод критико-публицистический
- метод литературного поиска
- метод творческого чтения
- метод художественной интерпретации
- репродуктивный метод
- эвристический метод
Обучающие издания
- конспекты
- тексты лекций
- учебники
- учебные пособия
Организация учебного процесса
Особенности полиграфии учебника
Оценка геометрии наборной полосы
Оценка качества верстки
Предметная область учебных изданий
Программно-методические издания
- учебные планы
- учебные программы
Содержание учебника
- доступность
- научность
- полнота
- системность изложения
- целостность
Способы выделения текстовых фрагментов
Структура учебника
Структурный компонент
Тексты учебника
- аппарат организации усвоения (АОУ)
- аппарат ориентировки
- дополнительный
- иллюстративный материал
- основной
- пояснительный
Тираж издания
Точность языка
Учебная литература
Учебник
Учебное издание
Учебно-методические издания
- методические указания
- рекомендации
Фактический материал
Функции иллюстраций
- воспитательная
- дополнительная
- мотивационная
- познавательная
- систематизирующая
- углубляющая
- эстетическая
Функции учебника
- воспитательная
- информативная
- коммуникативная
- развивающая
- управляющая
- функция дифференциации обучения
- функция индивидуализации обучения
Хрестоматия
Читательский адрес
Шрифт
- гарнитура
- графическое единство
- технологичность
- удобочитаемость
- художественные требования
- экономичность
Экономичность языка
Язык учебника
- точность
- экономичность
- доступность
Список литературы
- Акопов А. И. Общий курс издательского дела : учебное пособие для студентов-журналистов / А.И. Акопов; под ред. проф. В.В. Тулупова. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2004. – 218 с.
- Анализ как основной этап в преподавании. Пути анализа художественного произведения на уроках литературы в средних и старших классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://filfucker.ru/glavi/analiz-kak-osnovnoy-etap-v-prepodavanii-puti-analiza-chudozhestvennogo-proizvedeniya-na-urokach-literaturi-v-srednich-i-starshich-klassach
- Базанова А. Е. Литературное редактирование : учебное пособие. – Ч. 1. – М.: Изд-во: РУДН, 2006. – 105 с.
- Башмаков М. Функции учебника / М. Башмаков // М. Башмаков Продуктивное обучение математике по учебнику нового поколения [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.academia-moscow.ru/npo_spo_obsheobr/npo_spo_bashmakov/
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование : учебное пособие / Беззубов А.Н. – СПб. : [б.и.], 1997. – 130 с.
- Бейлинсон В. Г. Арсенал образования / В.Г. Бейлинсон. – М. : Издательство «Книга», 1986. – 228 с.
- Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы / Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. – М. : Academia, 1999. – 400 с.
- Былинский К. И. Литературное редактирование / К.И. Былинский, Д. Э. Розенталь. – М. : Флинта, 2011. – 400 с.
- Гельфман Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Гельфман, М. Холодная. – СПб. : Питер, 2007. – 384 с.
- Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редакторов / П.Г. Гиленсон. – М. : Книга, 1988. – 34 с.
- Голуб И. Б. Конспект лекций по литературному редактированию : учебное пособие / И.Б. Голуб. – М. : Изд-во Айрис Пресс, 2004. – 466 с.
- Гриценко А. П. Хрестоматія з історії України. 11 клас. Чатсина II / А. П. Гриценко. – Х. : Основа, 2011. – 128 с. – (Б-ка журн. «Історія та правознавство». Вип. 9 (93)).
- Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору / С.Ф. Добкин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. : Книга, 1985. – 208 с.
- ДСТУ 3017-95. Видання. Основні види. Терміни та визначення // Стандарти у поліграфи (Стандартизація у видавничій поліграфічній та пакувальній справі): Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Уклад.: С Ярема, В. Моргунюк, П. Пашуля, Б. Мамут: К.-Л., 2004. – С. 151-175.
- Дубина Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции. [Электронный ресурс] : [статья]. Ч. 6. / Николай Дубина. – Режим доступа : http://www.i-type.ru/fontbook6.html
- Дубина Н. Слово о рубрикации [Электронный ресурс] : [статья] / Николай Дубина. – Режим доступа : http://www.i-type.ru/rubrika.html
- Жарков В. М. Экономика и организация издательского дела : Краткий курс / Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М. – М. : [б.и.], 2002. – 73с.
- Жарков И. А. Технология редакционно-издательского дела [Электронный ресурс] : конспект лекций / Жарков И.А. – М. : МГУП, 2002. – Режим доступа : http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/
- Завгородний В. Г. Особенности оформления [Электронный ресурс] / Владимир Завгородний // Adobe InDesign CS3 / Владимир Завгородний. – 7с. – Режим доступа : http://fictionbook.ru/author/vladimir_zavgorodniyi/adobe_indesign_cs3/read_online.html?page=7
- Зелинская Н. В. Теоретические основы работы редактора над литературной формой произведения (литературная обработка текста) / Н.В. Зелинская. – К. : УМК ВО, 1989. – 188 с.
- Золототрубова Н. Н. Методика преподавания литературы : учебное пособие для вузов / ред. Воронина А.П. – Воронеж : [б.и.], 2007. – 32 с.
- Иванченко Р. Г. Литературное редактирование / Р. Г. Иванченко. – 2-е изд., доп. и перераб. – К. : Вища школа, 1983. – 218 с.
- Капелюшний А. О. Стилістика й редагування. Практичний словник-довідник журналіста / А. О. Капелюшний. – Львів : ПАІС, 2002. – 576.
- Козлова М. М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» / Козлова М.М. – Ульяновск : УлГТУ, 2000. – Режим доступа : http://evartist.narod.ru/text12/59.htm
- Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий : учебное пособие / Под ред. С.М. Болховитиновой. – М. : Изд-во МГУП, 2000. – 166 с.
- Константинов Н. А. Великий русский педагог К. Д. Ушинский / Н. А. Константинов // История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов [Электронный ресурс] / Н. А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – Режим доступа : http://www.detskiysad.ru/ped/ped125.html
- Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001. – 352 с.
- Кудряшев Н. И. О методах преподавания литературы [Электронный ресурс] : [статья] / Кудряшев Н. И. – 4с. – Режим доступа : http://didaktica.ru/metody-obucheniya-v-sovremennoj-shkole/348-o-metodax-prepodavaniya-literatury.html
- Лексическая основа русского языка : комплексный словарь / под ред. В. В. Морковкина. – М. : АСТ, 1984. – 872 с.
- Лобин А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания : учебное пособие для студентов специальности 030901 «Издательское дело и редактирование» / А. М. Лобин, М. В. Миронова. — Ульяновск : УлГТУ, — 110 с.
- Малина А.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения [Электронный ресурс] : [статья] / Малина А. Д. – Режим доступа : http://www.rae.ru/forum2011/18/1583
- Методы и приемы обучения литературе : различные классификации методов обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://filfucker.ru/glavi/metodi-i-priemi-obucheniya-literature-razlichnie-klassifikatsii-metodov-obucheniya
- Методы и приемы обучения литературы в школе [Электронный ресурс] : [лекция] // Методика преподавания литературы в школе. – Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#4
- Мильчин А. Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. – 2-е изд., перераб. – М. : Книга, 1980. – 320 с.
- Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания / А.Э. Мильчин, Л.К. Чельцова. – М. : Олимп, 1999. – 687 с.
- Морозова В. А. Редактирование. Общий курс : учебное пособие для специальность 021500 – Издательское дело и редактирование / Морозова В.А. – Ульяновск : УлГТУ, 2002.
- Накорякова К. М. Литературное редактирование : общая методика работы над текстом. Практикум / К. М. Накорякова. – М. : ИКАР, 2002. – 224с.
- Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. – М. : АСТ ; КРПА Олимп, 2004. – 811 с.
- Огар Е. І. Дитяча книга: проблеми видавничої підготовки : навч. посіб. для студ. внз / Е.І. Огар. – Л. : Аз-Арт, 2002. – 160 с.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. – 4-е издание, дополненное. – М. : Азбуковик, 1998. – 944 с.
- Партико З. В. Загальне редагування: нормативні основи : навч. посібник / З. Партико. – Л. : Афіша, 2001. – 416 с.
- Преподавание литературы в школе: неудавшиеся реформы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istorya.ru/referat/referat2/26650.php
- Про освіту : Закон України [чинний від 23. 05. 1991] ст.35. – Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1060-12
- Райко Г. А. Формы и методы работы с учебником [Электронный ресурс] : [статья] / Райко Г.А. – 6с. – Режим доступа : http://math.ort.md/download/raico_rabota_s_uchebnikom_155.pdf
- Редакторская подготовка изданий : учебник / Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др.; под общ. ред. Антоновой С.Г. – М. : Издательство МГУП, 2002. – 468 с.
- Різун В. В. Літературне редагування : підручник / Різун В. В. – К. : Либідь, 1996. – 240 с.
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика / Д. Э. розенталь. – М. : ОНИКС 21 век ; Мир и Образование, 2003. – 384 с.
- Розенталь Д. Э. 137. Суффиксальное, суффиксально-префиксальное и бессуффиксальное словообразование [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь // Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, Н. В. Валгина. – Москва : Логос, 2002. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-067.htm#i4975
- Русская и мировая литература : хрестоматия для 10 класса / сост. Хаткина Н. — Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2004. — 480с.
- Рябинина Н. З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы / Рябинина Н. З. – Москва : МЦФЭР, 2004. – 319 с.
- Сава В. І. Основи техніки творення книги : навч. посіб. / В. І. Сава. – Л. : Каменяр, 2000. – 136 с.
- Сбитнева А. А. Литературное редактирование: история, теория, практики : учебное пособие / Сбитнева А. А. – М. : Флинта, Наука, 2009. – 208 с.
- Сикорский Н. М. Редактирование отдельных видов литературы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / под ред. Н. М. Сикорского. – М. : «Высш. школа», 1973. – 336 с.
- Симакова Л. А. Литература: учебник – хрестоматия для 6 класса школ с русским языком обучения / Л. А. Симакова, А. Д. Орлова. – К. : Освіта, 1998. – 479 с. : ил. Язык рус.
- Симакова Л. А. Литература: учебник для 7 класса школ с русским языком обучения / Л. А. Симакова. – К. : Вежа, 2002. – 480 с. : ил. Язык рус.
- Симакова Л. А. Литература: учебник для 8 класса школ с русским языком обучения / Л. А. Симакова. – К. : Вежа, 2003. – 464 с.
- Современная учебника книга: подготовка и издание / Под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. – М. : МГУП, 2004. – 224 с.
- Стилистика и литературное редактирование / под ред. Максимова В. Г. – М. : Гардарики, 2004, — 350 с.
- Сучасний словник літератури і журналістики / під ред. Гетьманець М. Ф., Михайлин І. Л. – Х. : Прапор, 2009. – 384 с.
- Тимошик М. Книга для автора, редактора, видавця : практ. посіб. / М. Тимошик. – 2-ге вид., стер. – К. : Наша культура і наука, 2006. – 560 с.
- УМК по литературе для 5-9 классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://filfucker.ru/glavi/umk-po-literature-dlya-5-9-klassov
- Учебник // Большая советская энциклопедия: в 51 т. / глав. ред. Б.А. Введенский. – М. : Большая советская энциклопедия, 1956- . – Т. 44. – 1956. – 661 с.
- Хрестоматия // Большая советская энциклопедия: в 51 т. / глав. ред. Б.А. Введенский. – М. : Большая советская энциклопедия, 1957-. – Т. 46с. – 1957. – 669 с.
- Хрестоматия // [Электронный ресурс] : [статья] / Режим доступа : http://vseslova.com.ua/word/%D0%A5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F-117922
- Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения / сост. О. Дронова. – Саратов : Лицей, 2002. – 144 с.
- Шкаев А. В. Полиграфическое оформление печатных изданий [Электронный ресурс] : [Статья] / Шкаев А. В. – Режим доступа : http://www.kursknet.ru/~greb/poligraf/index.htm
- Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий: Пер. с словац. / Душан Шульц. – М. : Книга, 1982. – 144с. – (Серия «Библиотека оформителя книги»).
- Энциклопедия издательского дела: уч.пособ. / В. П. Ткаченко, И. Б. Чеботарева, П. О. Киричек, З. В. Григорова. – Х. : ХНУРЕ, 2008. – 320 с.
- Энциклопедия книжного дела / под ред. Ю. Ф. Майсурадзе. – Москва : Юристъ, 1998. – 528с. – (Серия «Книжное дело»).
- Этапы литературного образования в школе. Задачи, содержание и структура курса литературы в основной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://filfucker.ru/glavi/etapi-literaturnogo-obrazovaniya-v-shkole-zadachi-soderzhanie-i-struktura-kursa-literaturi-v-osnovnoy-shkole
- Ярема С. М. Технічне редагування : навч. посіб. / С. М. Ярема. – К.: Ун-т «Україна», 2003. – 284 с.
